Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)



 

Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.

 

Тема 2.4. Опорно-двигательная система (7 часов)

 

Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы - антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Причины нарушения осанки и разви тия плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.

 

Демонстрация скелета и муляжей торса человека,черепа,костей конечностей,позвонков,распилов костей,приемов первой помощипри травмах.

 

· Лабораторные работы

Микроскопическое строение кости.

 

Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). Утомление при статической и динамической работе.

Выявление нарушений осанки.


 

Выявление плоскостопия (выполняется дома).

 

Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях р уки.

Тема 2.5.

 

Внутренняя среда организма (3 часа)

 

Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина K в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.

 

Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацил ло-и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика.

 

Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус- фактор. Пересадка органов и тканей.

 

Демонстрация Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом.

Тема 2.6.

Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)

 

Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.

 

Демонстрация моделей сердца и торса человека,приемов измерения артериального давления по методу Короткова,приемовостановки кровотечений.

· Лабораторные работы

 

Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.

 

Тема 2.7. Дыхательная система (5 часов)

 

Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях.

 

Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.


 

Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.

 

Демонстрация модели гортани;модели,поясняющей механизм вдоха и выдоха;приемов определения проходимости носовых ходов умаленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.

 

· Лабораторные работы

Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.

 

Региональный компонент

Взаимосвязь состояния воздушной среды и здоровья. Грипп. Симптоматика. Меры профилактики.

 

Тема 2.8. Пищеварительная система (6 часов)

 

Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения.

 

Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. Демонстрация торса человека.

· Лабораторные работы

 

Действие ферментов слюны на крахмал.

Самонаблюдения: определение положения слюнных желез;движение гортани при глотании.

 

Тема 2.9.

Обмен веществ и энергии (3 часа)

 

Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и ре_ жим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.

 

· Лабораторные работы

 

Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки.

Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.

 

Тема 2.10.

Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа)


 

Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.

 

Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе.

Демонстрация рельефной таблицы«Строение кожи».

 

Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти;определение типа кожи с помощью бумажнойсалфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.

 

Региональный компонент

Гигиенические требования к одежде и обуви в условиях дальневосточного региона.

Тема 2.11.

 

Выделительная система (1 час)

 

Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.

Демонстрация модели почки,рельефной таблицы«Органы выделения».

 

Тема 2.12.

Нервная система человека (4 часа)

 

Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нерв ные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга,

 

моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полуша рий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.

 

Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.

 

Демонстрация модели головного мозга человека.

· Лабораторные работы

 

Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.

 

Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении.

Тема 2.13.

Анализаторы (5 часов)


 

Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корков ая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.

 

Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов. Демонстрация моделей глаза и уха;опытов,выявляющих функции радужной оболочки,хрусталика,палочек и колбочек;

 

обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии.

· Лабораторные работы

 

Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.

 

Тема 2.14.

 

Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (4 часа)

 

Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.

 

Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.

 

Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.

 

Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.

 

Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдат ельности и мышления.

 

Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления;двойственных изображений,иллюзийустановки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр.

· Лабораторные работы


 

Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.

 

Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной р аботе с объектом.

Тема 2.15.

 

Железы внутренней секреции (эндокринная система) (3 часа)

 

Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.

 

Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза;модели гортани с щитовидной железой,почек с надпочечниками.

Региональный компонент

Эндемичные заболевания обмена веществ и их профилактика.

Раздел 3

Индивидуальное развитие организма (5 часов)

 

Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины

отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.

 

Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика. Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная

 

зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер.

 

Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути.

Демонстрация тестов,определяющих типы темпераментов.

 

Резерв времени — 4 часа.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся в результате изучения биологии в 8 классе

В результа те изу чени я курса 8 класса у ченик дол ж ен:

· признаки сходства и отличия человека и животных;

 

· сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;


 

· особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.

 

Учащиеся должны уметь:

 

· объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;

 

· изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов.

· распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;

 

· выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека;

· сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;

 

· определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе;

· анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;

 

· проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах;

· использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения,

 

слуха; · оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах,

 

кровотечениях; спасении утопающего;

· рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;

 

· проведения наблюдений за состоянием собственного организма.

 

 

«Введение в общую биологию» (9 класс)

(70 часов, 2 часа в неделю)

 

Введение (2часа)

 

Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные пред ставления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.

 

РАЗДЕЛ 1 Уровни организации живой природы (54часа)

 

Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)

 

Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.


 

 

Тема 1.2. Клеточный уровень (14 часов)

 

Основные положения клеточной теории. Клетка - структурн ая и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы.

Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.

 

Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз).

Демонстрации

 

модели клетки микропрепараты митоза в клетках корешков лука микропрепараты хромосом

 

модели-аппликации, иллюстрирующие деление кле ток расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках

 

Лабораторная работа

Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом.

Тема 1.3. Организменный уровень (14 часов)

 

Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности из менчивости.

 

Демонстрации

 

микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных половое и бесполое размножение оплодотворение формы изменчивости организмов

 

Лабораторная работа

Выявление изменчивости организмов.

Региональный компонент

 

Медико-генетическая служба края, ее роль в профилактике наследственных патологий. Значение среды обитания человека на территории края, влияние ее на здоровье.

 

Селекционные работы в крае.

Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 часа)

Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.

 

Демонстрации

гербарии, коллекции, модели, муляжи, живых растений и животных


 

признаки вида экологические факторы

Лабораторная работа

 

Изучение морфологического критерия вида.

Региональный компонент

Популяции Хабаровского края.

 

Тема 1.5. Экосистемный уровень (7часов)

 

Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимо связь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологи ческая сукцессия.

Демонстрации

 

коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах; модели экосистем, структура экосистемы, пищевые цепи и сети, круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме,

 

типы взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм) агроэкосистема

Практические работы

 

Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме. Изучение и описание экосистемы своей местности.

 

Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы. ■ Экскурсия

 

Биогеоценоз.

Региональный компонент

 

Биогеоценозы Хабаровского края.

Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа)

Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.

 

Демонстрации

 

модели-аппликации «Биосфера и человек» границы биосферы

Региональный компонент

Антропогенные факторы воздействия на биоценозы.

 

РАЗДЕЛ 2


 

Эволюция (7 часов)

 

Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусст венный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция.

Демонстрации

 

живых растений и животных, гер бариев и коллекций, иллюстрирующих изменчи вость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора

Экскурсия

 

Причины многообразия видов в природе.

 

РАЗДЕЛ 3 Возникновение и развитие жизни (5 часов)

 

Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции.

Демонстрации

 

окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных, модели

Лабораторная работа

Изучение палеонтологических доказательств эволюции.

 

Экскурсия

В краеведческий музей или на геологическое обнажение.

 

Резерв – 4 часа.

 

 

Требования к уровню подготовки выпускников основной школы

В результа те изу чени я предме та био логии вы пускники основной школы должны:

 

Называть

 

общие признаки живых организмов; признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных; причины и результаты эволюции;

 

приводить примеры

 

усложнения растений и животных в процессе эволюции; природных и искусственных сообществ;

 

изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания; наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных;

Характеризовать


 

строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных; деление клетки, роль клеточной теории в обо сновании единства органического мира;

 

строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организ мов; организма человека; лишайника как комп лексного организма; обмен веществ и превращение энергии;

 

роль ферментов и витаминов в организме; особенности питания автотрофных и гетеро трофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);

 

дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме; иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа; размножение, рост и развитие бактерий, гри бов, растений и животных, особенности размноже ния и развития человека; вирусы как неклеточные формы жизни;

 

среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные); природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе; искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ;

Обосновывать

 

взаимосвязь строения и функций органов и сис тем органов, организма и среды; родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас; особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;

 

роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особен ности высшей нервной деятельности человека; влияние экологических и социальных факто ров, умственного и физического труда, физкульту ры и спорта на здоровье человека;

 

вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм чело века и его потомство; меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;

 

влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности; роль биологического разнообразия, регулиро вания численности видов, охраны природных сооб ществ в сохранении равновесия в биосфере;

 

Распознавать

 

организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных; клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;

 

наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных се мейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;

 

Сравнивать

строение и функции клеток растений и животных;


 

организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов; семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы;

Применять знания

 

о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;

 

о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;

 

о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хране ния продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;

 

о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны;

о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов;

Делать выводы

 

о клеточном строении организмов всех царств;

о родстве и единстве органического мира;

 

об усложнении растительного и животного ми ра в процессе эволюции, о происхождении челове ка от животных;

Наблюдать

 

сезонные изменения в жизни растений и жи вотных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных; результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов;

Соблюдать правила

 

приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом; наблюдения за сезонными изменениями в жиз ни растений и животных, поведением аквариум ных рыб, домашних и

 

сельскохозяйственных жи вотных, изменениями среды обитания под влияни ем деятельности человека; проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных; бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;

 

здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; про филактики отравления ядовитыми грибами, растениями.

 

 

Перечень учебно-методического обеспечения

 

Необходимые для реализации данного курса оборудование и приборы, учебные пособия, дидактический материал, в том числе средства ИКТ, указаны в календарно-тематическом планировании (Приложения 5,6,7,8) в столбце "Материально-техническое обеспечение." Кабинет биологии оснащен мультимедийными средствами обучения, АРМ учителя подключено к сети Интернет.


 

Список литературы

 

 

1. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 класс: проект. - М.: Просвещение, 2011. - 54 с. - ISBN 978-5-09-019049-7.

 

2. Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника: Биология. 5-11 классы / авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2010. – 92 с.)

 

3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: «Дрофа», 2007.

4. Латюшин В. В., Шапкин В.А. Биология. Животные. Учебник для 7 кл. общеобразовательных учебных заведений - М.: Дрофа, 2007.

 

5. Учебник: «Биология. Человек», 8 класс, М.: «Дрофа», 2007

6. Учебник А.А. Каменский, Е.М. Крискунова, В.В, Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»,-М.: Дрофа, 2006

 

7. Латюшин В.В. Биология: бактерии, грибы, растения. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Пасечника "Биология. 6 класс "/ В. В. Пасечник, Т.А. Снисаренко. -12-е изд. стереотип. _ М.: Дрофа, 2009. - 79, [1]с.: ил.

 

8. Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь/ В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова. - 9-е изд. стереотип. _ М.: Дрофа, 2010.

 

- 141, [3]с.: ил.

 

9. Биология. Животные. 7 класс: Поурочные планы по учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина/ Авт.-сост. Н.И. Галушкова. - Волгоград: Учитель, 2005. - 282 с.

 

10. Биология. Человек. 8 класс: поурочные планы по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева/ авт.-сост. Г.В. Чередникова. - Волгоград: Учитель, 2005. - 157 с.

 

11. Кулев А.В. Общая биология. 10 класс: Метод. пособие. - СПб.: "Паритет", 2001. - 224 с. (Серия "Поурочное планирование".)

12. Кулев А.В. Общая биология. 11 класс: Метод. пособие. - СПб.: "Паритет", 2001. - 192 с. (Серия "Поурочное планирование".)


 

Календарно-тематическое планирование, 6 класс

 

       

Дата

               

Региональный

   

Характеристика

   

Материально-

   
                                   
     

 

 

                         
 

№ п/п

   

Тема

   

Практическая часть

               
         

 

 

   

 

 

 

 

 

   
                 
                 

 

 

 

Компонент

   

Основных видов

   

Техническое

   
                               
                       

 

 

 

 

 

   
                           
                                           
                          (РК)     деятельности учащихся     оснащение    

1.

 

03.09

   

Введение (2часа)

                 

Электронное издание

   
             

Биология – наука о живой

                    «Лабораторный практикум.    
             

природе.

              Объяснять роль биологии     Биология», Москва,    
                           

В практической

   

Республиканский

   
                                       

2.

 

08.09

   

Многообразие живых

                 

мультимедиа центр, 2004.

   
       

№ 1. Фенологические

       

Деятельности людей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.355 с.)