Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рефлекторная регуляция органов и систем организма (1 час)Стр 1 из 5Следующая ⇒
Центральная и периферическая части нервной системы. Спинной и головной мозг. Нервы и нервные узлы. Рефлекс и рефлекторная дуга. Нейронные цепи. Процессы возбуждения и торможения их значение. Чувствительные, вставочные и исполнительные нейроны. Прямые и обратные связи. Роль рецепторов в восприятии раздражений.
Тема 2.4. Опорно-двигательная система (7 часов)
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро- и микростроение, типы костей. Скелет человека, его приспособление к прямохождению, трудовой деятельности. Изменения, связанные с развитием мозга и речи. Типы соединений костей: неподвижные, полуподвижные, подвижные (суставы). Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела. Мышцы - антагонисты и синергисты. Работа скелетных мышц и их регуляция. Понятие о двигательной единице. Изменение мышцы при тренировке, последствия гиподинамии. Энергетика мышечного сокращения. Динамическая и статическая работа. Причины нарушения осанки и разви тия плоскостопия. Их выявление, предупреждение и исправление. Первая помощь при ушибах, переломах костей и вывихах суставов.
Демонстрация скелета и муляжей торса человека,черепа,костей конечностей,позвонков,распилов костей,приемов первой помощипри травмах.
· Лабораторные работы Микроскопическое строение кости.
Мышцы человеческого тела (выполняется либо в классе, либо дома). Утомление при статической и динамической работе. Выявление нарушений осанки.
Выявление плоскостопия (выполняется дома).
Самонаблюдения работы основных мышц, роль плечевого пояса в движениях р уки. Тема 2.5.
Внутренняя среда организма (3 часа)
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа. Их взаимодействие. Гомеостаз. Состав крови: плазма и форменные элементы (тромбоциты, эритроциты, лейкоциты). Их функции. Свертывание крови. Роль кальция и витамина K в свертывании крови. Анализ крови. Малокровие. Кроветворение.
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет. Защитные барьеры организма. Луи Пастер и И. И. Мечников. Антигены и антитела. Специфический и неспецифический иммунитет. Иммунитет клеточный и гуморальный. Иммунная система. Роль лимфоцитов в иммунной защите. Фагоцитоз. Воспаление. Инфекционные и паразитарные болезни. Ворота инфекции. Возбудители и переносчики болезни. Бацил ло-и вирусоносители. Течение инфекционных болезней. Профилактика.
Иммунология на службе здоровья: вакцины и лечебные сыворотки. Естественный и искусственный иммунитет. Активный и пассивный иммунитет. Тканевая совместимость. Переливание крови. Группы крови. Резус- фактор. Пересадка органов и тканей.
Демонстрация Рассматривание крови человека и лягушки под микроскопом. Тема 2.6. Кровеносная и лимфатическая системы организма (6 часов)
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме. Строение кровеносных и лимфатических сосудов. Круги кровообращения. Строение и работа сердца. Автоматизм сердца. Движение крови по сосудам. Регуляция кровоснабжения органов. Артериальное давление крови, пульс. Гигиена сердечно-сосудистой системы. Доврачебная помощь при заболевании сердца и сосудов. Первая помощь при кровотечениях.
Демонстрация моделей сердца и торса человека,приемов измерения артериального давления по методу Короткова,приемовостановки кровотечений. · Лабораторные работы
Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке. Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение. Определение скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа. Опыты, выясняющие природу пульса. Функциональная проба: реакция сердечно-сосудистой системы на дозированную нагрузку.
Тема 2.7. Дыхательная система (5 часов)
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания. Голосообразование. Инфекционные и органические заболевания дыхательных путей, миндалин и околоносовых пазух, профилактика, доврачебная помощь. Газообмен в легких и тканях.
Механизмы вдоха и выдоха. Нервная и гуморальная регуляция дыхания. Охрана воздушной среды. Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья: жизненная емкость легких.
Выявление и предупреждение болезней органов дыхания. Флюорография. Туберкулез и рак легких. Первая помощь утопающему, при удушении и заваливании землей, электротравме. Клиническая и биологическая смерть. Искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Реанимация. Влияние курения и других вредных привычек на организм.
Демонстрация модели гортани;модели,поясняющей механизм вдоха и выдоха;приемов определения проходимости носовых ходов умаленьких детей; роли резонаторов, усиливающих звук; опыта по обнаружению углекислого газа в выдыхаемом воздухе; измерения жизненной емкости легких; приемов искусственного дыхания.
· Лабораторные работы Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха. Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе.
Региональный компонент Взаимосвязь состояния воздушной среды и здоровья. Грипп. Симптоматика. Меры профилактики.
Тема 2.8. Пищеварительная система (6 часов)
Пищевые продукты и питательные вещества, их роль в обмене веществ. Значение пищеварения. Строение и функции пищеварительной системы: пищеварительный канал, пищеварительные железы. Пищеварение в различных отделах пищеварительного тракта. Регуляция деятельности пищеварительной системы. Заболевания органов пищеварения, их профилактика. Гигиена органов пищеварения.
Предупреждение желудочно-кишечных инфекций и гельминтозов. Доврачебная помощь при пищевых отравлениях. Демонстрация торса человека. · Лабораторные работы
Действие ферментов слюны на крахмал. Самонаблюдения: определение положения слюнных желез;движение гортани при глотании.
Тема 2.9. Обмен веществ и энергии (3 часа)
Обмен веществ и энергии — основное свойство всех живых существ. Пластический и энергетический обмен. Обмен белков, жиров, углеводов, воды и минеральных солей. Заменимые и незаменимые аминокислоты, микро- и макроэлементы. Роль ферментов в обмене веществ. Витамины. Энерготраты человека и пищевой рацион. Нормы и ре_ жим питания. Основной и общий обмен. Энергетическая емкость пищи.
· Лабораторные работы
Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена по результатам функциональной пробы с задержкой дыхания до и после нагрузки. Составление пищевых рационов в зависимости от энерготрат.
Тема 2.10. Покровные органы. Теплорегуляция (3 часа)
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи. Ногти и волосы. Роль кожи в обменных процессах, рецепторы кожи, участие в теплорегуляции. Уход за кожей, ногтями и волосами в зависимости от типа кожи. Гигиена одежды и обуви.
Причины кожных заболеваний. Грибковые и паразитарные болезни, их профилактика и лечение у дерматолога. Травмы: ожоги, обморожения. Терморегуляция организма. Закаливание. Доврачебная помощь при общем охлаждении организма. Первая помощь при тепловом и солнечном ударе. Демонстрация рельефной таблицы«Строение кожи».
Самонаблюдения: рассмотрение под лупой тыльной и ладонной поверхности кисти;определение типа кожи с помощью бумажнойсалфетки; определение совместимости шампуня с особенностями местной воды.
Региональный компонент Гигиенические требования к одежде и обуви в условиях дальневосточного региона. Тема 2.11.
Выделительная система (1 час)
Значение органов выделения в поддержании гомеостаза внутренней среды организма. Органы мочевыделительной системы, их строение и функции. Строение и работа почек. Нефроны. Первичная и конечная моча. Заболевания органов выделительной системы и их предупреждение.
Демонстрация модели почки,рельефной таблицы«Органы выделения».
Тема 2.12. Нервная система человека (4 часа)
Значение нервной системы. Мозг и психика. Строение нервной системы: спинной и головной мозг — центральная нервная система; нервы и нерв ные узлы — периферическая. Строение и функции спинного мозга. Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга,
моста и мозжечка. Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий. Старая и новая кора больших полуша рий головного мозга. Аналитико-синтетическая и замыкательная функции коры больших полушарий головного мозга. Доли больших полушарий и сенсорные зоны коры.
Соматический и автономный отделы нервной системы. Симпатический и парасимпатический подотделы автономной нервной системы. Их взаимодействие.
Демонстрация модели головного мозга человека. · Лабораторные работы
Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга.
Рефлексы продолговатого и среднего мозга; штриховое раздражение кожи — тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы автономной нервной системы при раздражении. Тема 2.13. Анализаторы (5 часов)
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов. Достоверность получаемой информации. Иллюзии и их коррекция. Зрительный анализатор. Положение и строение глаз. Ход лучей через прозрачную среду глаза. Строение и функции сетчатки. Корков ая часть зрительного анализатора. Бинокулярное зрение. Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза. Предупреждение близорукости и дальнозоркости. Коррекция зрения. Слуховой анализатор. Значение слуха. Строение и функции наружного, среднего и внутреннего уха. Рецепторы слуха. Корковая часть слухового анализатора. Гигиена органов слуха. Причины тугоухости и глухоты, их предупреждение.
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствительности, обоняния и вкуса. Их анализаторы. Взаимодействие анализаторов. Демонстрация моделей глаза и уха;опытов,выявляющих функции радужной оболочки,хрусталика,палочек и колбочек;
обнаружение слепого пятна; определение остроты слуха; зрительные, слуховые, тактильные иллюзии. · Лабораторные работы
Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением.
Тема 2.14.
Высшая нервная деятельность. Поведение. Психика (4 часа)
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности. И. М. Сеченов и И. П. Павлов. Открытие центрального торможения. Безусловные и условные рефлексы. Безусловное и условное торможение. Закон взаимной индукции возбуждения-торможения. Учение А. А. Ухтомского о доминанте.
Врожденные программы поведения: безусловные рефлексы, инстинкты, запечатление. Приобретенные программы поведения: условные рефлексы, рассудочная деятельность, динамический стереотип.
Биологические ритмы. Сон и бодрствование. Стадии сна. Сновидения. Особенности высшей нервной деятельности человека: речь и сознание, трудовая деятельность. Потребности людей и животных. Речь как средство общения и как средство организации своего поведения. Внешняя и внутренняя речь. Роль речи в развитии высших психических функций. Осознанные действия и интуиция.
Познавательные процессы: ощущение, восприятие, представления, память, воображение, мышление.
Волевые действия, побудительная и тормозная функции воли. Внушаемость и негативизм. Эмоции: эмоциональные реакции, эмоциональные состояния и эмоциональные отношения (чувства). Внимание. Физиологические основы внимания, виды внимания, его основные свойства. Причины рассеянности. Воспитание внимания, памяти, воли. Развитие наблюдат ельности и мышления.
Демонстрация безусловных и условных рефлексов человека по методу речевого подкрепления;двойственных изображений,иллюзийустановки; выполнение тестов на наблюдательность и внимание, логическую и механическую память, консерватизм мышления и пр. · Лабораторные работы
Выработка навыка зеркального письма как пример разрушения старого и выработки нового динамического стереотипа.
Изменение числа колебаний образа усеченной пирамиды при непроизвольном, произвольном внимании и при активной р аботе с объектом. Тема 2.15.
Железы внутренней секреции (эндокринная система) (3 часа)
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции. Свойства гормонов. Взаимодействие нервной и гуморальной регуляции. Промежуточный мозг и органы эндокринной системы. Гормоны гипофиза и щитовидной железы, их влияние на рост и развитие, обмен веществ. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы. Причины сахарного диабета.
Демонстрация модели черепа с откидной крышкой для показа местоположения гипофиза;модели гортани с щитовидной железой,почек с надпочечниками. Региональный компонент Эндемичные заболевания обмена веществ и их профилактика. Раздел 3 Индивидуальное развитие организма (5 часов)
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение. Преимущества полового размножения. Мужская и женская половые системы. Сперматозоиды и яйцеклетки. Роль половых хромосом в определении пола будущего ребенка. Менструации и поллюции. Образование и развитие зародыша: овуляция, оплодотворение яйцеклетки, укрепление зародыша в матке. Развитие зародыша и плода. Беременность и роды. Биогенетический закон Геккеля — Мюллера и причины
отступления от него. Влияние наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека.
Наследственные и врожденные заболевания и заболевания, передающиеся половым путем: СПИД, сифилис и др. Их профилактика. Развитие ребенка после рождения. Новорожденный и грудной ребенок, уход за ним. Половое созревание. Биологическая и социальная
зрелость. Вред ранних половых контактов и абортов. Индивид и личность. Темперамент и характер.
Самопознание, общественный образ жизни, межличностные отношения. Стадии вхождения личности в группу. Интересы, склонности, способности. Выбор жизненного пути. Демонстрация тестов,определяющих типы темпераментов.
Резерв времени — 4 часа.
Требования к уровню подготовки обучающихся в результате изучения биологии в 8 классе В результа те изу чени я курса 8 класса у ченик дол ж ен: · признаки сходства и отличия человека и животных;
· сущность биологических процессов: обмена веществ и превращения энергии, питание, дыхание, транспорт веществ, рост, развитие, размножение, регуляция жизнедеятельности организма;
· особенности организма человека: его строения. Жизнедеятельности, высшей нервной деятельности и поведения.
Учащиеся должны уметь:
· объяснять: роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика, значение различных организмов в жизни человека, место и роль человека в природе. зависимость здоровья от состояния окружающей среды, причины наследственных заболеваний и снижение иммунитета у человека, роль гормонов и витаминов в организме, влияние вредных привычек на здоровье человека;
· изучать: самого себя и процессы жизнедеятельности человека, ставить биологические эксперименты, объяснять результаты опытов. · распознавать и описывать: на таблицах основные органы и системы органов человека;
· выявлять: взаимосвязь загрязнения окружающей среды и здоровья человека, взаимодействие систем и органов организма человека; · сравнивать: человека и млекопитающих и делать соответствующие выводы;
· определять: принадлежность человека к к определенной систематической группе; · анализировать и оценивать: воздействие факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье человека;
· проводить самостоятельный поиск биологической информации: в тексте учебника, биологических словарях и справочниках, терминов, в электронных изданиях и Интернет-ресурсах; · использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: · соблюдения мер профилактики заболеваний; травматизма; стрессов; ВИЧ-инфекции; вредных привычек; нарушения осанки, зрения,
слуха; · оказания первой медицинской помощи при отравлении; укусах животных; простудных заболеваниях; ожогах, травмах,
кровотечениях; спасении утопающего; · рациональной организации труда и отдыха, соблюдение правил поведения в окружающей среде;
· проведения наблюдений за состоянием собственного организма.
«Введение в общую биологию» (9 класс) (70 часов, 2 часа в неделю)
Введение (2часа)
Биология как наука и методы ее исследования. Понятие «жизнь». Современные научные пред ставления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
РАЗДЕЛ 1 Уровни организации живой природы (54часа)
Тема 1.1. Молекулярный уровень (10 часов)
Качественный скачок от неживой к живой природе. Многомолекулярные комплексные системы (белки, нуклеиновые кислоты, полисахариды). Катализаторы. Вирусы.
Тема 1.2. Клеточный уровень (14 часов)
Основные положения клеточной теории. Клетка - структурн ая и функциональная единица жизни. Прокариоты, эукариоты. Автотрофы, гетеротрофы. Химический состав клетки и его постоянство. Строение клетки. Функции органоидов.
Обмен веществ и превращение энергии - основа жизнедеятельности клетки. Энергетические возможности клетки. Аэробное и анаэробное дыхание. Рост, развитие и жизненный цикл клеток. Общие понятия о делении клетки (митоз, мейоз). Демонстрации
модели клетки микропрепараты митоза в клетках корешков лука микропрепараты хромосом
модели-аппликации, иллюстрирующие деление кле ток расщепление пероксида водорода с помощью ферментов, содержащихся в живых клетках
■ Лабораторная работа Рассматривание клеток растений, животных под микроскопом. Тема 1.3. Организменный уровень (14 часов)
Бесполое и половое размножение организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Индивидуальное развитие организмов. Основные закономерности передачи наследственной информации. Генетическая непрерывность жизни. Закономерности из менчивости.
Демонстрации
микропрепараты яйцеклетки и сперматозоида животных половое и бесполое размножение оплодотворение формы изменчивости организмов
■ Лабораторная работа Выявление изменчивости организмов. Региональный компонент
Медико-генетическая служба края, ее роль в профилактике наследственных патологий. Значение среды обитания человека на территории края, влияние ее на здоровье.
Селекционные работы в крае. Тема 1.4. Популяционно-видовой уровень (3 часа) Вид, его критерии. Структура вида. Популяция - форма существования вида. Экология как наука. Экологические факторы.
Демонстрации гербарии, коллекции, модели, муляжи, живых растений и животных
признаки вида экологические факторы ■ Лабораторная работа
Изучение морфологического критерия вида. Региональный компонент Популяции Хабаровского края.
Тема 1.5. Экосистемный уровень (7часов)
Биоценоз и экосистема. Биогеоценоз. Взаимо связь популяций в биогеоценозе. Цепи питания. Обмен веществ, поток и превращение энергии в биогеоценозе. Искусственные биоценозы. Экологи ческая сукцессия. Демонстрации
коллекции, иллюстрирующие экологические взаимосвязи в биогеоценозах; модели экосистем, структура экосистемы, пищевые цепи и сети, круговорот веществ и превращения энергии в экосистеме,
типы взаимодействия разных видов в экосистеме (конкуренция, хищничество, симбиоз, паразитизм) агроэкосистема ■ Практические работы
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания). Выявление типов взаимодействия разных видов в конкретной экосистеме. Изучение и описание экосистемы своей местности.
Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и экосистемы. ■ Экскурсия
Биогеоценоз. Региональный компонент
Биогеоценозы Хабаровского края. Тема 1.6. Биосферный уровень (4 часа) Биосфера и ее структура, свойства, закономерности. Круговорот веществ и энергии в биосфере. Экологические кризисы.
Демонстрации
модели-аппликации «Биосфера и человек» границы биосферы Региональный компонент Антропогенные факторы воздействия на биоценозы.
РАЗДЕЛ 2
Эволюция (7 часов)
Основные положения теории эволюции. Движущие силы эволюции: наследственность, изменчивость, борьба за существование, естественный отбор. Приспособленность и ее относительность. Искусст венный отбор. Селекция. Образование видов - микроэволюция. Макроэволюция. Демонстрации
живых растений и животных, гер бариев и коллекций, иллюстрирующих изменчи вость, наследственность, приспособленность, результаты искусственного отбора ■ Экскурсия
Причины многообразия видов в природе.
РАЗДЕЛ 3 Возникновение и развитие жизни (5 часов)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Краткая история развития органического мира. Доказательства эволюции. Демонстрации
окаменелости, отпечатки, скелеты позвоночных животных, модели ■ Лабораторная работа Изучение палеонтологических доказательств эволюции.
■ Экскурсия В краеведческий музей или на геологическое обнажение.
Резерв – 4 часа.
Требования к уровню подготовки выпускников основной школы В результа те изу чени я предме та био логии вы пускники основной школы должны:
Называть
общие признаки живых организмов; признаки царств живой природы, отделов растений, классов и семейств цветковых растений; подцарств, типов и классов животных; причины и результаты эволюции;
приводить примеры
усложнения растений и животных в процессе эволюции; природных и искусственных сообществ;
изменчивости, наследственности и приспособленности растений и животных к среде обитания; наиболее распространенных видов и сортов растений, видов и пород животных; Характеризовать
строение, функции клеток бактерий, грибов, растений и животных; деление клетки, роль клеточной теории в обо сновании единства органического мира;
строение и жизнедеятельность бактериального, грибного, растительного, животного организ мов; организма человека; лишайника как комп лексного организма; обмен веществ и превращение энергии;
роль ферментов и витаминов в организме; особенности питания автотрофных и гетеро трофных организмов (сапрофитов, паразитов, симбионтов);
дыхание, передвижение веществ, выделение конечных продуктов жизнедеятельности в живом организме; иммунитет, его значение в жизни человека, профилактику СПИДа; размножение, рост и развитие бактерий, гри бов, растений и животных, особенности размноже ния и развития человека; вирусы как неклеточные формы жизни;
среды обитания организмов, экологические факторы (абиотические, биотические, антропогенные); природные сообщества, пищевые связи в них, приспособленность организмов к жизни в сообществе; искусственные сообщества, роль человека в продуктивности искусственных сообществ; Обосновывать
взаимосвязь строения и функций органов и сис тем органов, организма и среды; родство млекопитающих животных и человека, человеческих рас; особенности человека, обусловленные прямохождением, трудовой деятельностью;
роль нейрогуморальной регуляции процессов жизнедеятельности в организме человека; особен ности высшей нервной деятельности человека; влияние экологических и социальных факто ров, умственного и физического труда, физкульту ры и спорта на здоровье человека;
вредное влияние алкоголя, наркотиков, курения на организм чело века и его потомство; меры профилактики появления вредных привычек (курение, алкоголизм, наркомания), нарушения осанки, плоскостопия;
влияние деятельности человека на многообразие видов растений и животных, на среду их обитания, последствия этой деятельности; роль биологического разнообразия, регулиро вания численности видов, охраны природных сооб ществ в сохранении равновесия в биосфере;
Распознавать
организмы бактерий, грибов, лишайников, растений и животных; клетки, ткани, органы и системы органов растений, животных, человека;
наиболее распространенные виды растений и животных своего региона, растения разных се мейств, классов, отделов; животных разных классов и типов, съедобные и ядовитые грибы;
Сравнивать строение и функции клеток растений и животных;
организмы прокариот и эукариот, автотрофов и гетеротрофов; семейства, классы покрытосеменных растений, типы животных, классы хордовых, царства живой природы; Применять знания
о строении и жизнедеятельности растений и животных для обоснования приемов их выращивания, мер охраны;
о строении и жизнедеятельности организма человека для обоснования здорового образа жизни, соблюдения гигиенических норм, профилактики травм, заболеваний;
о строении и жизнедеятельности бактерий, грибов, о вирусах для обоснования приемов хране ния продуктов питания, профилактики отравлений и заболеваний;
о видах, популяциях, природных сообществах для обоснования мер их охраны; о движущих силах эволюции для объяснения ее результатов: приспособленности организмов и многообразия видов; Делать выводы
о клеточном строении организмов всех царств; о родстве и единстве органического мира;
об усложнении растительного и животного ми ра в процессе эволюции, о происхождении челове ка от животных; Наблюдать
сезонные изменения в жизни растений и жи вотных, поведение аквариумных рыб, домашних и сельскохозяйственных животных; результаты опытов по изучению жизнедеятельности живых организмов; Соблюдать правила
приготовления микропрепаратов и рассматривания их под микроскопом; наблюдения за сезонными изменениями в жиз ни растений и животных, поведением аквариум ных рыб, домашних и
сельскохозяйственных жи вотных, изменениями среды обитания под влияни ем деятельности человека; проведения простейших опытов изучения жизнедеятельности растений, поведения животных; бережного отношения к организмам, видам, природным сообществам, поведения в природе;
здорового образа жизни человека, его личной и общественной гигиены; про филактики отравления ядовитыми грибами, растениями.
Перечень учебно-методического обеспечения
Необходимые для реализации данного курса оборудование и приборы, учебные пособия, дидактический материал, в том числе средства ИКТ, указаны в календарно-тематическом планировании (Приложения 5,6,7,8) в столбце "Материально-техническое обеспечение." Кабинет биологии оснащен мультимедийными средствами обучения, АРМ учителя подключено к сети Интернет.
Список литературы
1. Примерные программы по учебным предметам. Биология. 5-9 класс: проект. - М.: Просвещение, 2011. - 54 с. - ISBN 978-5-09-019049-7.
2. Программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В. Пасечника: Биология. 5-11 классы / авт.-сост. Г.М. Пальдяева. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2010. – 92 с.)
3. Пасечник В. В. Биология. Бактерии. Грибы. Растения. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. – М.: «Дрофа», 2007. 4. Латюшин В. В., Шапкин В.А. Биология. Животные. Учебник для 7 кл. общеобразовательных учебных заведений - М.: Дрофа, 2007.
5. Учебник: «Биология. Человек», 8 класс, М.: «Дрофа», 2007 6. Учебник А.А. Каменский, Е.М. Крискунова, В.В, Пасечник «Введение в общую биологию и экологию. 9 класс»,-М.: Дрофа, 2006
7. Латюшин В.В. Биология: бактерии, грибы, растения. 6 кл.: рабочая тетрадь к учебнику В. В. Пасечника "Биология. 6 класс "/ В. В. Пасечник, Т.А. Снисаренко. -12-е изд. стереотип. _ М.: Дрофа, 2009. - 79, [1]с.: ил.
8. Латюшин В.В. Биология. Животные. 7 класс: рабочая тетрадь/ В.В. Латюшин, Е.А. Ламехова. - 9-е изд. стереотип. _ М.: Дрофа, 2010.
- 141, [3]с.: ил.
9. Биология. Животные. 7 класс: Поурочные планы по учебнику В.В. Латюшина, В.А. Шапкина/ Авт.-сост. Н.И. Галушкова. - Волгоград: Учитель, 2005. - 282 с.
10. Биология. Человек. 8 класс: поурочные планы по учебнику Д.В. Колесова, Р.Д. Маша, И.Н. Беляева/ авт.-сост. Г.В. Чередникова. - Волгоград: Учитель, 2005. - 157 с.
11. Кулев А.В. Общая биология. 10 класс: Метод. пособие. - СПб.: "Паритет", 2001. - 224 с. (Серия "Поурочное планирование".) 12. Кулев А.В. Общая биология. 11 класс: Метод. пособие. - СПб.: "Паритет", 2001. - 192 с. (Серия "Поурочное планирование".)
Календарно-тематическое планирование, 6 класс
Дата |
Региональный |
Характеристика |
Материально- | ||||||||||||||||||||||||||
|
| |||||||||||||||||||||||||||||
№ п/п |
Тема |
Практическая часть | ||||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||
|
|
Компонент |
Основных видов |
Техническое | ||||||||||||||||||||||||||
|
|
|
|
| ||||||||||||||||||||||||||
(РК) | деятельности учащихся | оснащение | ||||||||||||||||||||||||||||
1. | 03.09 | Введение (2часа) | Электронное издание | |||||||||||||||||||||||||||
Биология – наука о живой | «Лабораторный практикум. | |||||||||||||||||||||||||||||
природе. | Объяснять роль биологии | Биология», Москва, | ||||||||||||||||||||||||||||
В практической | Республиканский | |||||||||||||||||||||||||||||
2. | 08.09 | Многообразие живых | мультимедиа центр, 2004. | |||||||||||||||||||||||||||
№ 1. Фенологические |
Деятельности людей.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.151.106 (0.355 с.) |