Тема: художественный стиль речи 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: художественный стиль речи



Группа №101

Дисциплина: Русский язык

Дата: 26. 10. 20

Тема: художественный стиль речи

Задание: ознакомьтесь с лекционным материалом; выполните упражнения

Стиль художественной литературы

Художественный стиль – функциональный стиль речи, который применяется в художественной литературе. Художественный стиль воздействует на воображение и чувства читателя, передаёт мысли и чувства автора, использует всё богатство лексики, возможности разных стилей, характеризуется образностью, эмоциональностью речи.

В художественном произведении слово не только несет определенную информацию, но и служит для эстетического воздействия на читателя при помощи художественных образов. Чем ярче и правдивее образ, тем сильнее он воздействует на читателя.

В своих произведениях писатели используют, когда это нужно, не только слова и формы литературного языка, но и устарелые диалектные и просторечные слова.

Средства художественной выразительности разнообразны и многочисленны. Это тропы: сравнения, олицетворения, аллегория, метафора, метонимия, синекдоха и т.п. И стилистические фигуры: эпитет, гипербола, литота, анафора, эпифора, градация, параллелизм, риторический вопрос, умолчание и т.п.

Стиль художественной литературы имеет свою специфику. Он обслуживает эмоционально-эстетическую область деятельности личности. Основными свойствами художественного стиля являются: а) эстетическое; б) воздействие на эмоции: при помощи художественных образов оказывается воздействие на чувства и мыслей читателей; в) коммуникативное: способность вызывать отклик в сознании читателя, благодаря чему передаются мысли от одного человека к другому.

Художественный стиль

Сфера применения

Сфера искусства, сфера художественной литературы

Основные функции

Функция эмоционально-эстетического воздействия на читателя

Подстили Прозаический эпический(эпический) Драматургический Поэтический (лирика)
Жанры Роман, повесть, рассказ сказка, эссе, новелла, очерк, фельетон Трагедия, драма, фарс, комедия, трагикомедия Песня, баллада,     поэма, элегия, поэма стихотворение, басня, сонет, ода
Основные стилевые черты

Образность, эмоциональность, экспрессивность, оценочность;                     проявление п проявление творческой индивидуальности автора

Общие языковые особенности

Использование стилистических средств других стилей,

специальных изобразительно-выразительных средств – тропов и фигур

 

Художественный стиль речи выделяется не всеми учеными. Одни исследователи, выделяя среди функциональных стилей речи художественный стиль, его основными признаками считают:

- использование его в художественных произведениях;

- изображение с его помощью живой картины, предмета, состояния, передачу читателю чувств и настроений автора;

- конкретность, образность и эмоциональность высказывания;

- наличие особых языковых средств: слов с конкретным значением, со значением сравнения, сопоставления, слов в переносном употреблении, эмоционально-оценочных и т.д.

Другие ученые рассматривают его как язык художественной литературы, и понятия «художественный стиль», «стиль художественной литературы», «язык художественной литературы» считают синонимами.

 

Художественный стиль – это особый стиль речи, который получил широкое распространение как в мировой художественной литературе в целом, так и в копирайтинге в частности. Он характеризуется высокой эмоциональностью, прямой речью, богатством красок, эпитетов и метафор, а также призван воздействовать на воображение читателя и выступает в роли спускового крючка для его фантазии. Итак, сегодня мы подробно и на наглядных примерах рассматриваем художественный стиль текстов и его применение в копирайтинге.

Пример художественного стиля №1

Лейтенант шел по желтому строительному песку, нагретому дневным палящим солнцем. Он был мокрым от кончиков пальцев до кончиков волос, все его тело было усеяно царапинами от острой колючей проволоки и ныло от сводящей с ума боли, но он был жив и направлялся к командному штабу, который виднелся на горизонте метрах в пятистах.

Пример художественного стиля №2

Варенька, такая милая, добродушная и отзывчивая девушка, глаза которой всегда лучились добротой и теплом, с невозмутимым видом сущего демона шла к бару «Гадкий Гарри» с автоматом Томпсона наперевес, готовая укатать в асфальт этих мерзких, грязных, вонючих и скользких типов, посмевших пялиться на ее прелести и пускать похотливые слюни.

Эпитеты

Эпитеты наиболее характерны для художественных текстов, поскольку именно они отвечают за насыщенность лексики. Эпитеты могут быть выражены существительным, прилагательным, наречием или глаголом и чаще всего представляют собой связки слов, одно или несколько из которых дополняют другое.

Примеры эпитетов

· Несказанно счастлива

· Люто ненавидеть

· Гул паровоза

· Зверский аппетит

· Волки сыты и т.д.

Пример художественного стиля №3 (с эпитетами)

Яша был всего лишь мелким пакостником, который, тем не менее, имел очень большой потенциал. Еще в розовом детстве он виртуозно тырил яблоки у тети Нюры, а не прошло и каких-то двадцати лет, как он с тем же лихим запалом переключился на банки в двадцати трех странах мира, причем умудрялся так мастерски их обчищать, что ни полиция, ни Интерпол никак не могли взять его с поличным.

Метафоры

Метафоры – это слова или выражения в переносном значении. Нашли широкое распространение среди классиков русской художественной литературы.

Пример художественного стиля №4 (метафоры)

· Веня готов был лопнуть от смеха.

· Когда он ее увидел, через его тело прошел мощный электрический разряд.

· Его грызла совесть, долго и коварно.

· Когда она увидела цену, ее задушила жаба.

· Настроение у него было ужасным, и на душе скребли кошки.

Сравнения

Художественный стиль не был бы самим собой, если бы в нем не было сравнений. Это один из тех элементов, которые вносят в тексты особый колорит и образуют ассоциативные связи в воображении читателя.

Примеры сравнений

· Голоден как волк.

· Неприступен как стена.

· Прекрасна, словно богиня.

· Маркиза переполнял душевный подъем, и казалось, он готов тотчас взлететь, словно ракета земля-воздух.

· Его мучила такая головная боль, будто его голова лежала между молотом и наковальней.

Аллегория

Аллегория – это представление чего-то абстрактного с помощью конкретного образа. Используется во многих стилях, но для художественного она особенно характерна.

Примеры аллегорий

· Смерть – объятия Аида

· Сон – царство Морфея

· Неприступность – Форт Нокс

· Правосудие – Фемида

И так далее. Как правило, аллегории представляют собой устойчивые словосочетания и неразрывно ассоциируются с соответствующими им абстрактными понятиями.

Пример художественного стиля №5

Монах выхватил посох и встал на пути нарушителя:

– Зачем ты пришел к нам в монастырь? – спросил он.
– Какое тебе дело, пшел вон с дороги! – огрызнулся чужак.
– Уууу…– Многозначительно протянул монах. – Похоже, манерам тебя не учили. Ладно, я сегодня как раз в настроении, преподам тебе несколько уроков.
– Ты меня достал, монах, ангард! – прошипел незваный гость.
– Моя кровь начинает играть! – с восторгом простонал церковник, – Пожалуйста, постарайся не разочаровать меня.

С этими словами оба сорвались со своих мест и сцепились в беспощадной схватке.

Инверсия

Инверсия – это использование обратного порядка слов для усиления тех или иных фрагментов и придания словам особой стилистической окраски.

Примеры инверсии

· Итак, звалась она Татьяной…

· Мудрости потоки отрокам впитывать пора начать бы

· Не к месту глупостью тягаться

Выводы

В художественном стиле текстов могут встречаться как все из перечисленных элементов, так и только некоторые из них. Каждый выполняет определенную функцию, но все служат одной цели: насытить текст и наполнить его красками, чтобы максимально вовлечь читателя в передаваемую атмосферу.

Упражнение 1

Назовите признаки художественного стиля речи. Где применяется художественный стиль речи? Каковы его главные особенности?

Упражнение 2

Определите стиль речи, аргументируйте свой ответ. Какова тема и главная мысль данного текста? Какие чувства вызывает у вас данный текст? Какими средствами художественной выразительности автор создает поэтические образы и передает общий эмоциональный настрой стихотворения?

  * * * Мне нравится, что вы больны не мной.                           Мне нравится, что я больна не вами. Что никогда тяжелый шар земной Не уплывет под нашими ногами. Мне нравится, что можно быть смешной – Распущенной – и не играть словами, И не краснеть удушливой волной, Слегка соприкоснувшись рукавами. Мне нравится еще, что вы при мне Спокойно обнимаете другую, Не прочите мне в адовом огне гореть за то, что я не вас целую. Что имя нежное мое, мой нежный, не Упоминаете ни днем, ни ночью – всуе… Что никогда в церковной тишине Не пропоют над нами: аллилуйя! Спасибо вам и сердцем и рукой За то, что вы меня - не зная сами! – Так любите: за мой ночной покой, За редкость встреч закатными часами, За наши не-гулянья под луной, За солнце не у нас над головами, - За то, что вы больны – увы! – не мной, За то, что я больна – увы! – не вами.        (М. Цветаева)
 
 

Упражнение 3

Определите стиль речи, аргументируйте свой ответ. Какова тема и главная мысль данного текста? Найдите в тексте сравнения, метафоры и олицетворения, какова их роль в тексте?

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановится пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? Что значит это наводящее ужас движение? И что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за
кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились они в вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная богом!.. Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

(Н.В. Гоголь)

Упражнение 4

Спишите. Составьте план сравнительной портретной характеристики Хоря и Калиныча — персонажей рассказа И. Тургенева.


I. На п..роге избы встретил меня старик лысый низкого роста плечистый и плотный сам Хорь. <...> Склад его лица напом..нал С.крата такой же высокий шишковатый лоб такие же маленькие глазки такой же курносый нос. <...>
Он казалась чу(?)ствовал своё достоинство говорил и двигался медленно изредк.. поеме..вался из(под) длинных своих усов.
II. Мы поехали шагом за деревней догнал нас человек лет сорока высокого роста худой с небольшой загнутой назад головкой. Это был Калиныч. Его добр., душное смуглое лицо (кое)где отмеченное ряб..нками мне понрав..лось (с)первого взгляда. Калиныч как узнал я после каждый день ходил с бар..ном на охоту... Калиныч был человек самого весёлого самого кроткого нрава беспрестанно напевал (в)полголоса безз..ботно погляд..вал во все стороны говорил немного (в)нос улыбаясь прищур..вал свои (светло)голубые глаза и часто брался рукою за свою жи..кую клиновидную бородку. Ходил он нескоро но большими шагами слегка подп..раясь длинной и тонкой палкой. <...>
Я долго любовался его лиц..м кротким и ясным как вечернее небо.
III. Хорь был человек положительный практический админ..стративная голова рац..оналист Калиныч напрот..в принадлежал к числу идеалистов романтиков людей восторженных и мечтательных. <...> Калиныч стоял ближ.. к природе Хорь же к людям к обществу...


1. Найдите в полном тексте рассказа другие портретные детали Хоря и Капиныча. Выпишите их.
2. Подготовьте сравнительную портретную характеристику названных персонажей.
3. Напишите о хорошо знакомом вам человеке, сходном, по вашему мнению, с Хорем или Калинычем. Какой тип человеческой личности вызывает у вас симпатию?


Упражнение 5


Разберите художественный текст.


Князь Андрей, облокотившись о перила, молча смотрел вдоль по блестящему от заходящего солнца разливу. <...>
— Надо жить, надо любить, надо верить, — говорил Пьер, — что живём не нынче только на этом клочке ли, а жили и будем жить вечно там, во всём (он указал на небо).
Князь Андрей стоял, облокотившись на перила парома, и, слушая Пьера, не спускал глаз, смотрел на красный отблеск солнца по синеющему разливу. Пьер замолк. Было совершенно тихо. Паром давно пристал, и только волны течения с слабым звуком ударялись о дно парома. Князю Андрею казалось, что это полосканье5 волн к словам Пьера приговаривало: «Правда, верь этому».
Князь Андрей вздохнул и лучистым, детским, нежным взглядом взглянул в раскрасневшееся восторженное, но всё робкое перед первенствующим другом лицо Пьера.
— Да, коли бы это так было! — сказал он. — Однако пойдём садиться, — прибавил князь Андрей, и, выходя с парома, он поглядел на небо, на которое указал ему Пьер, и в первый раз после Аустерлица он увидел то высокое, вечное небо, которое он видел, лёжа на Аустерлицком поле, и что-то давно заснувшее, что-то лучшее, что было в нём, вдруг радостно и молодо проснулось в его душе. Чувство это исчезло, как скоро князь Андрей вступил опять в привычные условия жизни, но он знал, что это чувство, которое он не умел развить, жило в нём. Свидание с Пьером было для князя Андрея эпохой, с которой началась хотя по внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь.
Вечером князь Андрей и Пьер сели в коляску и в Лысые Горы. Князь Андрей, поглядывая на Пьера, прерывал изредка молчание речами, доказывавшими, что он находился в хорошем расположении духа. <...>
Пьер думал о том, что князь Андрей несчастлив, что он заблуждается, что он не знает истинного света6 и что Пьер должен прийти на помощь ему, просветить и поднять его. Но как только Пьер придумывал, как и что он станет, он предчувствовал, что князь Андрей одним словом, одним аргументом уронит всё его ученье, и он боялся начать, боялся выставить на возможность осмеяния свою любимую святыню.
— Нет, отчего же вы думаете, — вдруг начал Пьер, опуская голову и принимая вид бодающегося быка, — отчего вы так думаете? Вы не должны так думать.
— Про что я думаю? — спросил князь Андрей с удивлением.
— Про жизнь, про назначение человека. <...>
Князь Андрей молча, глядя перед собой, слушал речь Пьера. Несколько раз он, не расслышав от шума коляски, переспрашивал у Пьера нерасслышанные слова. По особенному блеску, загоревшемуся в глазах князя Андрея, и по его молчанию Пьер видел, что слова его не напрасны, что князь Андрей не перебьёт его и не будет смеяться над его словами. (Л. Толстой.)

Свои мысли о назначении человека Пьер изложил в предшествующей, XI главе второй части второго тома романа — в с Андреем Болконским. Изложите их тезисно (письменно) и подготовьте устное сообщение о них.

 

Упражнение 6

Запишите слова в две колонки. Для каждого из общеупотребительных слов (1-я колонка) найдите соответствующее по значению слово высокого, поэтического стиля (2-я колонка).


Бездыханный, безжизненный, бессердечие, братство, будущий, вечный покой (после смерти), вещий, влачился, во имя, восстань, в присутствии кого-либо, встань, выя, глагол (речь, слово), глаза, глас, голос, город, град (город), грядущий, губы, десница, для пользы кого-либо, чего-либо, достигать, единение всех людей, основанное на христианском понимании любви, милосердия, взаимопонимании; жестокосердие, исполнись, ланиты, лоб, мужи, мужья, мучить, на благо, наполнись, обет, обладающий даром предвидения, отчизна, очи, перед лицом чего-либо, кого-либо; под знаком, правая рука, произошло, ради, ради кого-либо, чего-либо; родина, свершилось, скитался, слово (речь), снедать, стяжать, судией, судьёй, сынов, сыновей, сыновья, сыны, торжественное обещание, умереть, упокоение, упокоиться, уста, учители, учителя, характеризуясь чем-либо, цветик, цветок, чело, шея, щёки.


В каждом слове высокого стиля найдите морфему, включая корень, или другие звуковые, морфологические особенности, придающие ему стилистическую окраску. Сделайте вывод о средствах, придающих слову оттенок торжественности, риторичности. (Устно.)

 

Упражнение 7

Прочитайте текст. В чём вы видите отличие поэтического языка, или языка художественной литературы, от повседневного, обиходного языка? (Письменно.)


Язык художественной литературы это:

1) язык, на котором создаются художественные произведения (его лексикон, грамматика, фонетика);

2) поэтический язык — система правил, лежащих в основе художественных текстов, как прозаических, так и стихотворных, их создания и прочтения (интерпретации); эти правила всегда отличны от соответствующих правил обиходного языка, даже когда, как, например, в современном русском языке, лексикон, грамматика и фонетика обоих одни и те же; в этом смысле язык художественной литературы, выражая эстетическую функцию национального языка, является предметом поэтики... (Ю. С. Степанов.)

 

Упражнение 8

В романе «Евгений Онегин» А. Пушкин широко использует лексику, обороты речи, характерные для языка того или иного персонажа — Онегина, Ленского и других, характерные для них словесные образы. Выделите по два-три отрывка, в которых при внимательном чтении можно выявить элементы языка, словесные образы, характерные:

а) для Онегина;

б) для Ленского;

в) для Татьяны Лариной.

Прокомментируйте их: с какими реалиями действительности связаны лексика и словесные образы, как они характеризуют персонаж, какие преобладают стилевые оттенки и интонации? Подготовьте чтение проанализированных отрывков, стараясь интонацией передать внутренний мир персонажа.

Срок выполнения:27.10.20

Контакты: +38-066-93-64;+38072-178-68—55(Вотсап)- Минакова Елена Михайловна

 

Группа №101

Дисциплина: Русский язык

Дата: 26. 10. 20

В список изобразительно-выразительных средств русского языка входят эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, метонимия, синекдоха, гиперболы, гротеск, литоты, перифразы, аллегории, ирония, аллюзии, реминисценции.

Функции: Тропы предназначены для того, чтобы усилить образность языка, художественную выразительность речи.                                          Изобразительно-выразительные средства являются основным лексическим средством выразительности.

Что мы узнали?

Изобразительно-выразительные средства – это слова и выражения, которые используются в переносном значении. В основе тропов лежит образность, которая помогает усилить выразительность высказывания. Изобразительно-выразительными средствами являются эпитеты, метафоры, олицетворения, сравнения, метонимия, синекдоха, гиперболы, гротеск, литоты, перифразы, аллегории, ирония, аллюзии, реминисценции.

Тест по теме:

Что такое гипербола?

· Художественное преувеличение свойств предметов;

· Преуменьшение свойств предметов;

· Тонкая насмешка, употребление слова в противоположном прямому смыслу;

· Оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.

Срок выполнения:27.10.20

Контакты: +38-066-93-64;+38072-178-68—55(Вотсап)- Минакова Елена Михайловна

 

Группа №101

Дисциплина: Русский язык

Дата: 26. 10. 20

Тема: художественный стиль речи

Задание: ознакомьтесь с лекционным материалом; выполните упражнения



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 851; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.137.64 (0.06 с.)