Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения



Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Рельеф Земли – это сочетание разнообразных неровностей поверхности, как больших, так и маленьких, возникших в результате деятельности внешних и внутренних сил. (2)Важную роль в его образовании играют тектонические движения, сила тяжести, плотность и состав горных пород, деятельность вулканов и текучих вод. (3)Грозные силы природы, приводя в движение прочнейшие скальные массивы, как разрушают их до основания, так и создаютновые горы, впадины, ущелья и долины. (4)А на дне океанов возникают огромные равнины, которые со временем покрываются илом и крупными обломками. (5)Происходит это довольно медленно, и всей человеческой жизни не хватит, чтобы заметить изменения поверхности; она как будто дышит, то поднимаясь, то опускаясь, по ней пробегают волны, она лопается от возникших напряжений.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое.

2) В предложении 2 грамматическая основа – роль играют.

3) Предложение 3 осложнено обособленным обстоятельством, однородными сказуемыми и однородными дополнениями.

 4) Предложение 4 сложноподчинённое.

5) В предложении 5 содержится 6 (шесть) грамматических основ.

Ответ:

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. (2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам. (3)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с парками, системами прудов. (4)Но в первую очередь – небольшие деревеньки и сёла с их вётлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, лошадками на пахоте... (5)Радикально изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли с лица Земли или изменили свой вид.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 содержит сравнительный оборот.

 2) Первая часть предложения 2 осложнена обособленным определением.

 3) Предложение 3 осложнено однородными членами.

4) Предложение 4 содержит 1 (одну) грамматическую основу.

 5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени.

Ответ:

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Звуки – это то, что слышит ухо. (2)Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса в ветреную погоду, плеск морских волн, гром во время грозы. (3)Звучат работающие машины, движущийся транспорт. (4)Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называется «акустика» (слово «акустика» образовано от греческого слова akustikos – «звуковой»). (5)При изучении звуковых явлений в качестве источника звука применяют специальные приборы, например камертон.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) Сложное предложение 1 содержит 2 (две) грамматические основы.

2) Предложение 2 содержит однородные члены предложения.

 3) Предложение 3 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

4) Предложение 4 содержит вставную конструкцию.

5) В предложении 5 грамматическая основа – применяют приборы.

Ответ:

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Коррозия – это разрушение металлов, вызываемое химическими или электрическими процессами. (2)Чтобы защитить металл от разрушения, рекомендуют использование материалов, не подвергающихся коррозии. (3)Например, добавление к стали титана, хрома, никеля значительно увеличивает её антикоррозийные свойства. (4)А для защиты металлов от атмосферной коррозии часто применяют такой способ изоляции: поверхность металлов покрывают лаками, красками, а иногда и слоем другого металла (олова, цинка, никеля, хрома). (5)Однако такой способ защиты металла оказывается довольно дорогим, потому что покрытие надо периодически обновлять.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) Предложение 1 осложнено обособленным определением.

 2) Вторая часть предложения 2 – односоставное неопределённо-личное предложение.

 3) В предложении 3 грамматическая основа – добавление значительно.

4) Предложение 4 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.

 5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным причины.

Ответ:

 

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)Язык – это продукт общественной деятельности, отличительная особенность общества. (2)А зачем нужен язык? (3)Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями во всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения; во-вторых, язык необходим для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения человеческой практики. (4)Язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции.(5)Без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 1 грамматическая основа – язык – особенность.

 2) Предложение 2 односоставное.

3) Первая часть предложения 3 осложнена вводным словом.

4) Во второй части предложении 4 грамматическая основа – человек мог.

 5) Предложение 5 сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.

Ответ: ___________________

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Великие физические открытия XX века стали возможны благодаря применению научного метода познания природы. (2)Увидеть, описать, найти закономерность, понять, применить – такими глаголами можно выразить основные составляющие этого метода. (3)Каждый из этапов научной деятельности имеет свои особенности, и не каждый учёный может одинаково успешно освоить все премудрости научного метода. (4)Одним больше нравится наблюдать природные явления, находя в них гармонию, красоту и скрытую целесообразность; другим – экспериментировать в целях выявления неизвестных закономерностей; третьи создают теории мироздания, объясняющие устройство мира; четвёртые изобретают новые приборы, с помощью которых можно изменить окружающий мир. (5)Так усилиями множества людей разных стран постепенно строится величественное здание науки, которое служит одновременно всем людям на Земле.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

2) Предложение 2 нераспространённое.

 3) Предложение 3 сложносочинённое.

4) Предложение 4 содержит 5 (пять) грамматических основ.

5) В предложении 5 грамматическая основа – строится здание, служит.

Ответ: _________________

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Шапка Мономаха – одна из древнейших русских корон. (2)Её в 1116 году подарил киевскому князю Владимиру Мономаху в знак дружбы и уважения константинопольский император. (3)Шапка Мономаха стала короной не сразу. (4)Сначала её передавали из рода в род как память о мудром князе Владимире, и выглядела она иначе, чем теперь. (5)Когда же решили венчать Мономаховой шапкой на царство, её превратилв корону.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) В предложении 1 грамматическая основа – шапка Мономаха.

 2) Предложение 2 простое двусоставное.

 3) В предложении 3 содержится простое глагольное сказуемое.

 4) Предложение 4 сложное.

5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени.

Ответ:__________________

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Японские исследователи разработали генетически модифицированный сорт риса, в который внедрён ген человека. (2)Этот ген отвечает за продукцию одного из ферментов печени, помогающих обезвреживать опасные для человека химические соединения. (3)Дело в том, что, по мнению учёных, в этом случае рис станет устойчивым к пестицидам и промышленным загрязнениям, попадающим в почву. (4)Ведь человеческий фермент универсален и позволяет противостоять тринадцати различным химикатам. (5)Обычно такого количества достаточно, чтобы подавить рост всех возможных сорняков на поле, однако эксперты предостерегают, что внедрённый ген может передаться диким сортам риса.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным определительным.

 2) Предложение 2 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

 3) Предложение 3 содержит 3 (три) грамматические основы.

 4) Предложение 4 осложнено однородными сказуемыми.

 5) Предложение 5 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

Ответ: __________________

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Шарики надувают лёгким газом, обычно гелием. (2)Резина, из которой делают шарики, состоит из длинных нитевидных молекул, переплетённых в многослойную сетку. (3)Молекулы гелия (а они состоят всего из одного атома) настолько малы, что могут понемногу просачиваться через отверстия в этой сетке. (4)К тому же, когда шарик надувают, его стенка растягивается, становится тоньше, отверстия сетки немного расширяются, и процесс утечки газа облегчается; когда уже довольно много гелия вышло наружу и давление в шарике упало, он уменьшается, а его стенка снова утолщается. (5)Таким образом, утечка гелия сначала идёт быстро, а потом, когда шарик съёжился, замедляется, и он может долго лежать на полу, но совсем всё же не сдуется.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 односоставное неопределённо-личное.

2) В одной из частей предложения 2 грамматическая основа – шарики делают.

 3) Первая часть предложения 3 осложнена вставной конструкцией.

 4) Предложение 4 сложное бессоюзное.

5) Предложение 5 содержит 5 (пять) грамматических основ.

Ответ: _______________

 

 

Правила, которые необходимо знать для решения задания 2 ОГЭ по русскому языку:

Сложное предложение

СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ – предложения с 2 или более грамматическими основами.

Сложне предложения делятся на:

Сложносочиненные предложения (ССП)

Сложноподчиненные предложения (СПП)

Сложные бессоюзные предложения (БСП)

Сложносочиненное предложение

ССП (сложносочиненное предложение) - это такое предложение, в котором несколько грамматических основ связаны между собой сочинительными союзами. Части ССП равноправны, между ними можно поставить точку.

Сочинительные союзы:

• соединительные (И, ДА (= и), не только … но и, также, тоже, и … и, ни … ни, как … так и, сколько... столько и)

• разделительные (ИЛИ, или … или, ЛИБО, либо … либо, то … то, то ли … то ли, не то … не то)

• противительные (А, ДА (= но), НО, ЗАТО, ОДНАКО, ЖЕ, однако же, все же)

• градационные (не только... но и, не столько... сколько, не то чтобы... а)

• присоединительные (тоже, также, да и, и, ПРИТОМ, ПРИЧЕМ)

• пояснительные (ТО ЕСТЬ, А ИМЕННО)

Сложноподчиненное предложение

СПП (сложноподчиненное предложение) - это предложение с несколькими грамматическими основами, соединенными подчинительными союзами. От одной главной части задается вопрос к придаточной (зависимой части).

Придаточное предложение может находиться до/после главного или может разрывать главное предложение.

[…], (что…)

(Когда…), […]

[…,(что…),..]

Подчинительные союзы:

изъяснительные (что, чтобы, как, …) (вопросы косвенных падежей) чаще - ЧТО

определительные (который, которая, которого,...)

обстоятельственные:

• времени (когда, лишь, едва, …) КОГДА?

• места (где, куда, откуда,...) ГДЕ

• образа действия, меры, степени (столько, настолько, так, до такой степени, до того, такой,...) В КАКОЙ мере КАК?

• сравнения (как, как будто, словно, будто, точно, как бы)

• причины (так как, потому что, …) (ПОЧЕМУ?

• условия (если, если бы, коли, ежели, если … то,…) ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ?

• уступки (несмотря на то, что, хотя, хоть, пускай, …) НЕСМОТРЯ НА ЧТО?

• цели (чтобы, дабы, с тем чтобы, …) С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ?

• следствия (так что)

В СПП между частями бывают не только союзы, но и союзные слова (похожи на союз, но являются членами предложения) 

На союзное слово падает интонационное ударение, к союзному слову чаще всего можно задать вопрос.

Сравните:

Я увидел, что на улице светит солнце. (что – союз)

Я узнал, кто ворует мои конфеты. (кто – союзное слово, подлежащее)

Способы передачи чужой речи

1. При помощи прямой речи

2. При помощи косвенной речи

Прямая речь – дословное воспроизведение чужого высказывания.

Прямая речь может стоять до, после или внутри слов автора, а также обрамлять слова автора с двух сторон.

Косвенная речь – пересказ чужой речи в форме придаточного предложения или второстепенных членов простого предложения без сохранения всех особенностей речи говорящего.

В косвенной речи все личные местоимения употребляются с точки зрения автора пересказа. (В косвенной речи не используется местоимения в 1 лице; обращения, междометия и др. опускаются.)

Прямая речь может иметь форму диалога.

Диалог оформляется двумя способами:

Каждая реплика дается с новой строки, перед каждой репликой ставится тире

— Ты придешь?

— Не знаю.

Реплики следуют в строку:

«Так ты женат? Не знал я ране! Давно ли?» — «Около двух лет». — «На ком?» — «На Лариной». — «Татьяне?» — «Ты им знаком?» — «Я им сосед» (А. С. Пушкин).

Цитата — это приведенное полностью или частично высказывание из авторского текста (научной, художественной, публицистической и др. литературы или доклада) с указанием на автора или источник. Цитаты оформляются как прямая речь или как продолжение предложения.

1. Цитируемое предложение или часть текста приведены полностью:

Пушкин отмечал: «Чацкий совсем не умный человек — но Грибоедов очень умен».

2. Цитата приводится не полностью (не с начала или не до конца предложения или с выбрасыванием части текста в середине); в этом случае пропуск обозначается многоточием, которое может быть заключено в угловые скобки (что принято при цитировании научной литературы):

Гоголь писал: «Пушкин есть явление чрезвычайное... это русский человек в его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет».

Цитата может быть приведена не с начала предложения:

Писарев писал: «...красота языка заключается в его ясности и выразительности».

«...Красота языка заключается в его ясности и выразительности», — писал Писарев.

3. Если автор или редактор подчеркивает в цитате отдельные слова, это оговаривается в скобках с указанием инициалов автора или слова Ред. — редактор:

(подчеркнуто нами. — Е. Л.) или (курсив наш. — Ред.).

4. Если автор вставляет в цитату свой пояснительный текст, то он помещается в прямых скобках:

«Он [Пушкин], — писал Гоголь, — при самом начале своем уже был национален, потому что истинная национальность состоит не в описании сарафана, но в самом духе народа».

Цитата как продолжение предложения

Цитата может быть оформлена не как прямая речь, а как продолжение предложения или изолированный компонент текста:

Гоголь писал, что «при имени Пушкина тотчас осеняет мысль о русском национальном поэте».

«Уважение к минувшему — вот черта, отличающая образованность от дикости» (Пушкин).

Стихотворная цитата может быть оформлена без кавычек, но с красной строки и соблюдением стихотворных строк:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

 

 

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Рельеф Земли – это сочетание разнообразных неровностей поверхности, как больших, так и маленьких, возникших в результате деятельности внешних и внутренних сил. (2)Важную роль в его образовании играют тектонические движения, сила тяжести, плотность и состав горных пород, деятельность вулканов и текучих вод. (3)Грозные силы природы, приводя в движение прочнейшие скальные массивы, как разрушают их до основания, так и создаютновые горы, впадины, ущелья и долины. (4)А на дне океанов возникают огромные равнины, которые со временем покрываются илом и крупными обломками. (5)Происходит это довольно медленно, и всей человеческой жизни не хватит, чтобы заметить изменения поверхности; она как будто дышит, то поднимаясь, то опускаясь, по ней пробегают волны, она лопается от возникших напряжений.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 сложноподчинённое.

2) В предложении 2 грамматическая основа – роль играют.

3) Предложение 3 осложнено обособленным обстоятельством, однородными сказуемыми и однородными дополнениями.

 4) Предложение 4 сложноподчинённое.

5) В предложении 5 содержится 6 (шесть) грамматических основ.

Ответ:

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Как художник создаёт пейзажную картину, так и целый народ постепенно, невольно даже, быть может, штрих за штрихом на протяжении столетий создаёт ландшафт и пейзаж своей страны. (2)Лицо старой, дореволюционной России определялось, например, в большой степени теми сотнями тысяч церквей и колоколен, которые были расставлены по всем её просторам. (3)Немалую долю в ландшафт и пейзаж страны привносили и десятки тысяч помещичьих усадеб с парками, системами прудов. (4)Но в первую очередь – небольшие деревеньки и сёла с их вётлами, колодцами, сараями, баньками, тропинками, садами, огородами, лошадками на пахоте... (5)Радикально изменилось лицо страны, когда все эти факторы, определяющие пейзаж, исчезли с лица Земли или изменили свой вид.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 содержит сравнительный оборот.

 2) Первая часть предложения 2 осложнена обособленным определением.

 3) Предложение 3 осложнено однородными членами.

4) Предложение 4 содержит 1 (одну) грамматическую основу.

 5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени.

Ответ:

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Звуки – это то, что слышит ухо. (2)Мы слышим голоса людей, пение птиц, звуки музыкальных инструментов, шум леса в ветреную погоду, плеск морских волн, гром во время грозы. (3)Звучат работающие машины, движущийся транспорт. (4)Раздел физики, в котором изучаются звуковые явления, называется «акустика» (слово «акустика» образовано от греческого слова akustikos – «звуковой»). (5)При изучении звуковых явлений в качестве источника звука применяют специальные приборы, например камертон.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) Сложное предложение 1 содержит 2 (две) грамматические основы.

2) Предложение 2 содержит однородные члены предложения.

 3) Предложение 3 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

4) Предложение 4 содержит вставную конструкцию.

5) В предложении 5 грамматическая основа – применяют приборы.

Ответ:

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Коррозия – это разрушение металлов, вызываемое химическими или электрическими процессами. (2)Чтобы защитить металл от разрушения, рекомендуют использование материалов, не подвергающихся коррозии. (3)Например, добавление к стали титана, хрома, никеля значительно увеличивает её антикоррозийные свойства. (4)А для защиты металлов от атмосферной коррозии часто применяют такой способ изоляции: поверхность металлов покрывают лаками, красками, а иногда и слоем другого металла (олова, цинка, никеля, хрома). (5)Однако такой способ защиты металла оказывается довольно дорогим, потому что покрытие надо периодически обновлять.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) Предложение 1 осложнено обособленным определением.

 2) Вторая часть предложения 2 – односоставное неопределённо-личное предложение.

 3) В предложении 3 грамматическая основа – добавление значительно.

4) Предложение 4 простое, осложнённое однородными членами предложения с обобщающим словом.

 5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным причины.

Ответ:

 

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

 (1)Язык – это продукт общественной деятельности, отличительная особенность общества. (2)А зачем нужен язык? (3)Во-первых, для того, чтобы люди могли обмениваться мыслями во всякого рода совместной деятельности, то есть он нужен как средство общения; во-вторых, язык необходим для того, чтобы сохранять и закреплять коллективный опыт человечества, достижения человеческой практики. (4)Язык нужен для того, чтобы человек мог с его помощью выразить свои мысли, чувства, эмоции.(5)Без языка не было бы самого человека, потому что всё то, что есть в нём человеческого, связано с языком, выражается в языке и закрепляется в языке.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) В предложении 1 грамматическая основа – язык – особенность.

 2) Предложение 2 односоставное.

3) Первая часть предложения 3 осложнена вводным словом.

4) Во второй части предложении 4 грамматическая основа – человек мог.

 5) Предложение 5 сложноподчинённое с последовательным подчинением придаточных.

Ответ: ___________________

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Великие физические открытия XX века стали возможны благодаря применению научного метода познания природы. (2)Увидеть, описать, найти закономерность, понять, применить – такими глаголами можно выразить основные составляющие этого метода. (3)Каждый из этапов научной деятельности имеет свои особенности, и не каждый учёный может одинаково успешно освоить все премудрости научного метода. (4)Одним больше нравится наблюдать природные явления, находя в них гармонию, красоту и скрытую целесообразность; другим – экспериментировать в целях выявления неизвестных закономерностей; третьи создают теории мироздания, объясняющие устройство мира; четвёртые изобретают новые приборы, с помощью которых можно изменить окружающий мир. (5)Так усилиями множества людей разных стран постепенно строится величественное здание науки, которое служит одновременно всем людям на Земле.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

1) Предложение 1 осложнено обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

2) Предложение 2 нераспространённое.

 3) Предложение 3 сложносочинённое.

4) Предложение 4 содержит 5 (пять) грамматических основ.

5) В предложении 5 грамматическая основа – строится здание, служит.

Ответ: _________________

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Шапка Мономаха – одна из древнейших русских корон. (2)Её в 1116 году подарил киевскому князю Владимиру Мономаху в знак дружбы и уважения константинопольский император. (3)Шапка Мономаха стала короной не сразу. (4)Сначала её передавали из рода в род как память о мудром князе Владимире, и выглядела она иначе, чем теперь. (5)Когда же решили венчать Мономаховой шапкой на царство, её превратилв корону.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) В предложении 1 грамматическая основа – шапка Мономаха.

 2) Предложение 2 простое двусоставное.

 3) В предложении 3 содержится простое глагольное сказуемое.

 4) Предложение 4 сложное.

5) Предложение 5 сложноподчинённое с придаточным времени.

Ответ:__________________

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Японские исследователи разработали генетически модифицированный сорт риса, в который внедрён ген человека. (2)Этот ген отвечает за продукцию одного из ферментов печени, помогающих обезвреживать опасные для человека химические соединения. (3)Дело в том, что, по мнению учёных, в этом случае рис станет устойчивым к пестицидам и промышленным загрязнениям, попадающим в почву. (4)Ведь человеческий фермент универсален и позволяет противостоять тринадцати различным химикатам. (5)Обычно такого количества достаточно, чтобы подавить рост всех возможных сорняков на поле, однако эксперты предостерегают, что внедрённый ген может передаться диким сортам риса.

Укажите варианты ответов, в которых дано верное утверждение. Запишите номера ответов.

 1) Предложение 1 сложноподчинённое с придаточным определительным.

 2) Предложение 2 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

 3) Предложение 3 содержит 3 (три) грамматические основы.

 4) Предложение 4 осложнено однородными сказуемыми.

 5) Предложение 5 сложноподчинённое с параллельным (неоднородным) подчинением придаточных.

Ответ: __________________

Синтаксический анализ.

Прочитайте текст.

(1)Шарики надувают лёгким газом, обычно гелием. (2)Резина, из которой делают шарики, состоит из длинных нитевидных молекул, переплетённых в многослойную сетку. (3)Молекулы гелия (а они состоят всего из одного атома) настолько малы, что могут понемногу просачиваться через отверстия в этой сетке. (4)К тому же, когда шарик надувают, его стенка растягивается, становится тоньше, отверстия сетки немного расширяются, и процесс утечки газа облегчается; когда уже довольно много гелия вышло наружу и давление в шарике упало, он уменьшается, а его стенка снова утолщается. (5)Таким образом, утечка гелия сначала идёт быстро, а потом, когда шарик съёжился, замедляется, и он может долго лежать на полу, но совсем всё же не сдуется.

Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

1) Предложение 1 односоставное неопределённо-личное.

2) В одной из частей предложения 2 грамматическая основа – шарики делают.

 3) Первая часть предложения 3 осложнена вставной конструкцией.

 4) Предложение 4 сложное бессоюзное.

5) Предложение 5 содержит 5 (пять) грамматических основ.

Ответ: _______________

 

 

Правила, которые необходимо знать для решения задания 2 ОГЭ по русскому языку:

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения. Подлежащее и сказуемое как главные члены предложения

Грамматическая основа – это главные члены предложения. Грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого (или только одного из главных членов предложения).Подлежащее – то, о чем говорится в предложении. Сказуемое – это что говорится о подлежащем в предложении. Подлежащее и сказуемое могут быть выражены любой частью речи.

Подлежащее

Подлежащее должно стоять в И.п.

Слова МНЕ, ТЕБЕ, ЕМУ, ЕЙ, НАМ, ВАМ, ИМ не могут быть подлежащим.

В придаточной части СПП в роли подлежащего могут выступать союзные слова КОТОРЫЙ, ЧТО, КТО.

Подлежащее может быть выражено одним словом (любой частью речи) или словосочетанием.

Подлежащее = словосочетание

1. Сущ. в И.п. + С + сущ в Т.п. (кто с кем, что с чем)

Пример:

Брат с сестрой шли по дороге. (сказуемое должно быть во мн.ч)

!!! Брат с сестрой шел по дороге!!!!! (в этом предложении подлежащее – брат)

2. Числ (сущ.) + сущ. в Р.п. (количество деятелей)

Слова много, мало, несколько, большинство входят в подлежащее.

Примеры:

Пять тетрадей лежало на столе.

Двое ребят шли по дороге.

Часть группы осталась в стороне.

Много ребят пришло в аудиторию.

3. Слово в И.п. + ИЗ +слово в Р.п. (кто-то из кого-то, что-то из чего-то; часть целого)

Примеры:

Двое из нас пришли.

Трое из ребят остались.

4. Начало, середина, конец + сущ. (значение фазы)

Пример:

Наступило начало сентября.

5. Фразеологизм (устойчивое неделимое словосочетание) или метафора.

Примеры:

Белые мухи летали в воздухе. (белые мухи=метафора снежинок)

На небе расстилался млечный путь.

6. Неопределенное местоимение от …кто …что +имя

Пример:

Что-то неприятное было в его облике.

Сказуемое

Сказуемое бывает:

1. Простое глагольное сказуемое (ПГС)

2. Составное

-именное сказуемое (СИС)

-глагольное сказуемое (СГС)

ПГС может быть выражено 1 словом или несколькими словами.

1. Глаголом в любом наклонении (условном, изъявительном и повелительном) и времени (настоящем, прошедшем и будущем).

Он пришел. Он идет. Он будет идти. Он пойдет. Пусть он идет. Они пришел бы. (Все частицы, образующие наклонения и время входят в состав ПГС.)

2. Инфинитивом (начальной формой глагола).

Курить – здоровью вредить.

3. Глагольным междометием (бац, хвать, толк, прыг).

Она прыг да скок.

4. Фразеологизмом (неделимым словосочетанием).

Фразеологизм можно заменить на одно слово. Он бил баклуши= ленился.

5. Глаголом + модальной частицей (да, пусть, пускай, давай, давайте, было, будто, как будто, как бы, словно, точно, едва ли, чуть не, только что и др.)

Частицы: либо образуют форму слова (повелительное наклонение глагола, сослагательное наклонение (бы, б), либо добавляют оттенок значения.

СОСТАВНЫЕ СКАЗУЕМЫЕ (в состав входит глагол связка)

СГС (составное глагольное сказуемое) = глагол-связка + инфинитив

Способы выражения глагола-связки:

1) Глаголы со значением "начало", "продолжение", "конец действия".

Я начал читать. Я продолжил читать. Я закончил читать.

2) Модальные глаголы = отношение к действию (хочу, могу, желаю, люблю, ненавижу и др).

Я люблю петь. Я хочу есть. Мне нравится гулять.

3) Словами можно, нужно, надо и т.д

Можно выйти? Нужно верить.

Примечание:

Инфинитив не всегда входит в состав сказуемого. Он может являться второстепенным членом предложения.

Ситуации, при которых инфинитив не входит в состав сказуемого:

1. Инфинитив и вспомогательный глагол обозначают действия разных лиц.

Они просили ее спеть. (они просили, а действие «спеть» совершает другой деятель)

Доктора запретили курить.

2. Инфинитив относится к глаголу движения.

Он пришел посмотреть фильм. (посмотреть – обстоятельство цели)

3. К инфинитиву можно задать вопрос «КАКОЙ?» В таких случаях инфинитив относится к подлежащему, а не к сказуемому.

Желание гулять посетило его только сейчас.

СИС (составное именное сказуемое) = глагол связка+ имя (сущ, числ, прил...)

Способ выражения глагола-связки:

1. Бытийные глаголы (быть, становиться, делаться, казаться, являться, бывать, называться и т.д.)

2. Глагол движения в бытийном значении (можно заменить на был, казался)

Примечание:

1. Обратите внимание на то, что в настоящем времени связка может отсутствовать:

Он врач. (составное именное)

2. Различайте БЫТЬ в роли связки и БЫТЬ в роли глагола в значении «находиться, существовать».

!!!!!Он был здесь вчера. (=присутствовал)

Быть = связка, Он был умным.

Быть=существовать. Он был здесь.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 847; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.181 с.)