Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Первый профессиональный художник из башкир Касим Давлеткильдеев
Краткие сведения о жизни и творчестве первого профессионального башкирского художника, основоположника башкирского изобразительного искусства Касима Давлеткильдеева. Просмотр его картин «Пушкин среди башкир», «Девушка-башкирка в голубом».
Комментарии учителя, обмен мнениями.
По туристическим тропам
Ознакомление учащихся с туристическими маршрутами по территории Башкортостана: конными, на снегоходах, водными по рекам Юрюзань, Агидель, Инзер и др. Рассказ о турбазах, главных туристических снаряжениях при многодневном туристическом походе, сложностях различной категории.
Обобщающая беседа по предмету.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс
(34 часа)
Раздел
| Часы
| Темы
| Виды деятельности учащихся
| С новым учебным годом!
| 1 ч
| Произведения башкирских авторов, посвященные новому учебному году.
Г. Юнусова. Перемена.
Г. Давлетов. Отличник Юмагул.
| Рассказывать о летних каникулах, о Дне знаний, о школе, классе.
Читать и анализировать произведения башкирских авторов.
Прослушивание песни Д. Хасаншина на слова С. Алибаева «Мы-третьеклассники».
| В мире сказок
| 3 ч
| В мире сказок. Из волшебных сказок «Урал-Батыр»
| Читать и анализировать сказку «Урал батыр». Давать характеристику главным героям. Приводить доказательства любви и преданности сказочных персонажей к родной земле.
Сравнивать волшебные сказки башкир со сказками других народов.
| Детский фольклор
| 1 ч
| Детский фольклор. Игра — «Перстень — бычок»
| Объяснять условия игры, назначение ведущего, распределять роли.
Организовывать игру.
| С. Т. Аксаков - наш земляк
| 1 ч
| С. Т. Аксаков - наш земляк.
С.Аксаков «Поздравление», «Три канарейки».
| Знакомиться с жизнью и творчеством видного русского писателя-уроженца г. Уфы Степана Тимофеевича Аксакова.
Изучать его произведения, посвященные Башкортостану, путешествовать по аксаковским местам г.Уфы.
| Композиторы Башкортостана для детей
| 1 ч
| Композиторы Башкортостана для детей
| Знакомиться с жизнью и творчеством композиторов: Р.Габитова, М.Валиева, Р.Сальманова. Слушать их песни «Белка грызет орехи», «Белая береза», «До свидания, лебеди».
Обмениваться впечатлениями по прослушанным мелодиям.
| Наш земляк - художник А. Нестеров
| 1 ч
| Наш земляк-художник М.В. Нестеров.
| Изучать сведения об академике живописи М.В.Нестерове, о его участии в образовании в 1920 г. в г. Уфе художественного музея.
Обмениваться впечатлениями по его картинам (по выбору учителя).
| Поэт Г. Салям.
| 1 ч
| Поэт Г. Салям.
| Читать и анализировать стихотворение Г. Саляма «Кошка и новогодняя елка». Знакомиться с биографией и творчеством поэта, чьим именем раньше была названа республиканская премия комсомола. Находить сведения о том, кому и за что присуждалась премия им. Г. Саляма.
| Славные сыны Башкортостан.Ахметзаки Валиди.
| 1 ч
| Славные сыны Башкортостана -Ахмет Заки Валиди.
| Знакомиться с жизнью и деятельностью Ахметзаки Валиди, находить сведения о его детях - Субудае и Исянбике - ученых с мировым именем. Коллективная организация выставки его книг.
| Города Башкортостана
| 2 ч
| Города Башкортостана.
Мой родной город.
| Рассказывать о наиболее крупных городах Стерлитамаке, Салавате, Октябрьском, Белорецке, Нефтекамске, Ишимбае, а также о горняцких городах Кумертау, Сибае, Учалах. Находить сведения об истории основания этих городов, главных отраслях промышленности в каждом из них.
Пользоваться брошюрами, путеводителями, открытками с видами этих городов, значками с изображением их эмблем.
Читать и анализировать произведения: Б.Бикбай – Ишимбай,
В. Трубицын. Золотая Туймаза.
| Народный художник А. Лутфуллин
| 1 ч
| Народный художник А. Лутфуллин.
| Познакомиться с биографией члена-корреспондента Академии художников СССР, народного художника Российской Федерации А. Лутфуллина. Рассказывать о его творчестве с использованием альбомов по изобразительному искусству Башкортостана и его произведениями. Обмениваться впечатлениями по картине А. Лутфуллина «Ожидание».
| Башкирские легенды и предания
| 2 ч
| Башкирские легенды и предания.
| Познакомиться с жанрами «Легенды и предания», с их основными мотивами. Объяснять, чем отличаются легенды и предания от сказок и других прозаических жанров фольклора.
Читать и анализировать легенды и предания «Луна и Зухра», «Инсебеке - таш», «Таштугай», «Как Салават медведя убил».
| С. Злобин и Салават Юлаев
| 1 ч
| С. Злобин и Салават Юлаев.
| Рассказывать о работе русского писателя Степана Павловича Злобина над произведениями о Салавате Юлаеве, их первых изданиях, адресованных детям.
Читать и анализировать отрывок из исторического рассказа С.Злобина «Салават» (Уфа, 1977, 1998).
| Башкирские писатели детям
| 1 ч
| Башкирские писатели детям.
| Познакомиться с биографией А.Карная. Рассказывать о его творчестве. Читать и анализировать его рассказ «Жаворонок». Рассказывать о птицах, обитающих в наших краях.
Слушать башкирскую народную песню «Кукушка» и обмениваться впечатлениями.
| Уральская зима
| 1 ч
| Уральская зима.
| Рассказывать об особенностях уральской зимы, ее отличительных признаках от зимней природы других уголков страны - средней полосы, Сибири, тундры, Средней Азии и др.
Читать т анализировать произведения: Х.Габитов «Зима», А.Ахметкужин. «Дедушка Мороз».
| По музеям Уфы
| 2 ч
| По музеям Уфы.
| Рассказывать о столице Башкортостана - орденоносном городе Уфе, его достопримечательностях. Находить и делиться информацией о Национальном музее, Доме-музее М.Гафури, Художественном музее им.Нестерова, Музее археологии и этнографии Уфимского научного центра Российской Академии наук.
Использовать путеводители, цветные фотоальбомы, репродукции из картин и т.д.
| Сказки 3. Биишевой
| 2 ч
| Сказки З. Биишевой.
| Познакомиться с биографией видной писательницы З.Биишевой, кратко рассказывать о ее творчестве. Читать и анализировать сказки, вошедшие в сборник «Лети, лети моя тележка!».
| Композитор Хусаин Ахметов
| 1 ч
| Композитор Х.Ахметов.
| Рассказывать биографии и творчестве видного композитора Х.Ахметова. Прослушивание песен и мелодий X.Ахматова «Батыр полей», «Моя родная деревня», «Утро Урала». Обмениваться впечатлениями.
| Сэсэны - народные предсказатели
| 1 ч
| Сэсэны – народные сказители.
| Изучать доступные сведения о письменной и изустной литературе башкир в средних веках. Сведения о сэсэнах как о носителях изустной поэзии. Читать и анализировать легенды о Хабрау - сэсэн и Еренсэ-сэсэн. Ш.Тамьяни. Аи, мой Урал.
| Шежере - моя родословная
| 1 ч
| Шежере-моя родословная.
| Рассказывать о шежере, древнем уникальном виде письменных памятников башкир, рассказывающем об истории родов и племен. Изучать сведения о времени возникновения шежере, формах его существования, об обычае знания каждым башкиром имен своих предков до семи поколений 1960).
| Поэт Р. Гарипов
| 1 ч
| Поэт Р. Гарипов.
| Изучать информацию о республиканской премии им. Салавата Юлаева, условиях ее присуждения, некоторых лауреатах. Подробно рассказывать о жизни и творчестве народного поэта РБ, лауреата премии им. Салавата Юлаева Р.Гарипова.
Читать и анализировать его стихотворения «Жаворонок», «Курай».
Слушать песни Р. Сахаутдиновой на слова Р.Гарипова «Жизнь».
| Театр и дети
| 1 ч
| Театр и дети.
| Рассказывать о ежегодно организуемой в республике неделе «Театр и дети». Знакомиться с государственными театрами Башкортостана - Башкирским академическим, Сибайским, Салаватским, Туймазинским драматическими; Уфимским и Стерлитамакским русскими драматическими, театром оперы и балета, кукольным, их ведущими актерами, детским и юношеским репертуаром на сегодняшний день.
Использовать альбомы, открытки, фотоснимки.
Прослушивать отрывки из спектаклей, арий из опер.
| Мой родной Башкортостан
| 1 ч
| Мой родной Башкортостан.
| Рассказывать о событиях начала XX века на территории Башкортостана, об образовании Башкирской АССР в 1919 г. Изучать краткие сведения о развитии промышленности, сельского хозяйства, культуры республики, информация о количестве районов республики, расположении своего района (города) на карте Башкортостана.
Читать и анализировать М.Карим «Березовый лист». К.Киньябулатова «Чай».
Прослушивать песни М. Бикбовой на слова М. Сиражи «Башкортостан»
| Памятные уголки родного края
| 1 ч
| Памятные уголки родного края.
| Изучать сведения о достопримечательностях района и родного населённого пункта: крупных производственных м агропромышленных объектах, культурных центрах, музеях, памятниках природы, краткая информация о них.
Анализировать произведения: Х.Гилязев. Приезжайте к нам в Сармасан.
А.Атнабаев. Край мой.
Ш.Анак. Журавлиная песня.
Прослушивать песни А. Габдрахманова на слова Б.Нугумано-ва «По родным местам». Обмениваться впечатлениями.
| Любимые поэты детворы
| 1 ч
| Любимые поэты детворы.
| Читать и анализировать стихотворения М.Гали, А.Игебаева, Г.Юнусовой. Изучать краткие сведения о самих поэтах и их творчестве.
Читать и анализировать стихотворения М.Гали «Сабантуй», Г.Юнусова. «Бумага и карандаши», А.Игебаев «Вы не верьте».
| Тукай и Башкортостан
| 1 ч
| Тукай и Башкортостан.
| Рассказывать о жизни и творчестве великого татарского поэта Г.Тукая, о его произведениях для детей, о приезде поэта в 1912 г. в г.Уфу и встрече с М.Гафури, о широком распространении стихотворений Г.Тукая в рукописях на территории Башкортостана.
Читать и анализировать стихотворения «Дождь и солнце», «Фатима и соловей».
Прослушивать татарской народной песни «Родной язык» на слова Г.Тукая.
Обмениваться впечатлениями.
| Никто не забыт
| 1 ч
| Никто не забыт.
| Изучать сведения об участии башкирского народа в Великой Отечественной войне, славных сынах Башкортостана - Героях Советского Союза, о боевом пути башкирской кавалерийской дивизии. Рассказывать о генерале М. Шаймуратове. Познакомиться с именами земляков - бывших воинов кавалерийской дивизии.
Прослушивать песню 3. Исмагилова на слова К. Даяна «Шаймуратов генерал». Обмениваться впечатлениями.
| Предания и сказы
| 1 ч
| Предания и сказания.
| Знакомиться с преданиями и сказами о недавнем прошлом. Изучать особенности этого жанра фольклора, определять его отличие от легенд. Читать и анализировать предания и сказы «Схватка с двадцатью танками», «Узаман апай».
| Художники рисуют для детей
| 1 ч
| Художники рисуют для детей.
Обобщение изученного.
| Обмениваться впечатлениями по картине Р. Гумерова «Подвиг Матросова», иллюстрации к башкирским народным сказкам, к сказке А. С. Пушкина «Золотой петушок»; картины 3. Гаянов'а «Зимние заботы», иллюстраций к роману С. Злобина «Салават Юлаев»; картин Р. Нурмуха-метова «Легенда о батыре», «Жертвы шариата»; иллюстраций В. Дианова к башкирским народным эпосам «Урал - батыр», «Акбузат».
Обобщающая беседа по предмету
|
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Класс
(34 часов)
Раздел
| Часы
| Темы
| Виды деятельности учащихся
| Здравствуй, новый учебный год!
| 3 ч
| Здравствуй, новый учебный год!
М. Гали. Книга.
Г. Давлетова. Диктант.
Г. Юнусова. Живи, книга.
| Рассказывать о родной школе, одноклассниках, учителях, книге как источнике знаний. Обмениваться впечатлениями об уроке Мира.
Читать и анализировать стихотворения М. Гали «Книга»,
Г. Давлетова «Диктант», Г. Юнусова «Живи, книга».
Прослушивать песни Н. Мустакимова на слова С. Алибаева. «Школьная дорога».
| Природа Башкортостана
| 1 ч
| Природа Башкортостана
| Рассказывать о достопримечательностях природы Башкортостана - пещерах Шульган - Таш, Победы, Салавата Юлаева, роднике Кургазак, горе Янган-тау. Использовать цветные открытки, иллюстрации, фотоснимки календаря «Башкортостан».
Прослушивать песни В. Мухамадиева на слова М. Закирова «Юрюзань».
Обмениваться впечатлениями.
| Певец степного Башкортостана
| 2 ч
| Певец степного Башкортостана.
С. Чекмарева «Размышления на станции Карталы»
| Рассказывать о жизни поэта С. Чекмарева, его работе в 20-х годах в зауральских районах Башкортостана, о его поэтическом творчестве.
Читать и анализировать стихотворения С. Чекмарева «Размышления на станции Карталы» и других поэтических произведений.
Изучать информацию о премии С. Чекмарова, учрежденной Башкирским обкомом ВЛКСМ и Таналыкском совхозом Хайбуллинского района Башкортостана, которая присуждается лучшим произведениям башкирских писателей о молодых сельских тружениках.
| По театрам республики
| 1 ч
| По театрам республики
| Рассмотреть краткий обзор репертуара республиканских театров. Ознакомиться с ведущими актерами государственных театральных коллективов, изучить сведения о народном театре, действующем на территории района или региона. Использовать альбомы, фотоснимки.
Прослушивать отрывки из новых спектаклей.
| Народный поэт Башкортостана
| 2 ч
| Народный поэт Башкортостана.
М. Гафури «Дикий гусь».
| Ознакомиться с краткими сведениями о жизни и творчестве народного поэта Башкортостана М. Гафури. Читать анализировать его рассказ «Дикий гусь».
Обмениваться впечатлениями по картине А. Арсланова «Встреча М. Гафури с Г. Тукаем».
| Юность наших дедов
| 1 ч
| Юность наших дедов.
Стихотворения Ш. Фидаи
| Рассказывать о поэте, первом вожаке башкирского комсомола и первом редакторе республиканской молодежной газеты, делегате III съезда комсомола Шамуне Фидаи.
Читать и анализировать его стихотворения «Пламенное желание», «Красные звезды», «Огни революции». Обмен впечатлениями.
| Беседа о художниках Башкортостана
| 1 ч
| Художники Башкортостана
| Рассказывать о творчестве известных художников Башкортостана Б. Домашникова, А. Лежнева, Ф. Кащеева, Г. Нечаевой, А. Тюлькина с демонстрацией их картин. Просмотривать картины (по выбору учителя) «Последние дни осени», «Сказ об Урале» (Б. Домаш-ников); «Поимка Салавата», «Встреча отряда Салавата с отрядом Пугачева» (А. Лежнев); «Бабай», «Башкирский кумыс» (Ф. Кащеев); «Богатство Урала», «В юрте восставших башкир» (Т. Нечаева); «Урал фронту», «В. И. Чапаев под Уфой» (А. Тюлькин). Обментваться впечатлениями.
| Композитор Рим Хасанов
| 1 ч
| Композитор Рим Хасанов
| Рассказывать о творчестве известного композитора Р. Хасанова. Прослушивать его песни «Уфа - цветок Урала» на собственные слова.
Обмен впечатлениями.
| М. Бурангулов - народный сэсэн Башкортостана
| 1 ч
| М. Бурангулов - народный сэсэн Башкортостана.
| Определять различия между понятиями сэсэн и поэт. Рассказывать о роли сэсэнов в дореволюционной изустной литературе и общественной жизни Башкортостана. Изучить информацию о трудной судьбе народного сэсэна Башкортостана М. Бурангулова, его многогранной литературной и научной деятельности. Читать и анализировать его стихотворения, отрывков из драматических произведений (по выбору учителей). «Башкирская свадьба», «Ашкадар», «Предсмертное слово Урала».
| Детский фольклор
| 1 ч
| Детский фольклор
| Разучивать считалки. Объяснять суть данного жанра детского фольклора. Считалки «Куда отправился абзый - агай?», «Отправился летом, вернусь осенью»; игры «Не говорить «да» и «белый», «Кап та коп», их разучивание, объяснение условий и игра.
| Украинские писатели в Башкортостане
| 1 ч
| Украинские писатели в Башкортостане
| Рассказывать об эвакуации Союза писателей Украины в годы Великой Отечественной войны в г.Уфу, о работе украинских писателей Павло Тычины, Максима Рыльского, Владимира Сосюры, Натана Рыбака и других в тесном сотрудничестве с башкирскими писателями.
Читать и анализировать произведения украинских писателей о Башкортостане. М. Рыльский «Отчизне», М. Шевченко «Моя фамилия».
Беседовать об Украине и украинской литературе, использовать карты страны, цветные фоторепродукции, портреты писателей и др.
| Башкирская опера и Баязит Бикбай
| 1 ч
| Башкирская опера и Баязит Бикбай
| Изучать сведения об истории Башкирского государственного театра оперы и балета, о первых операх 30-40-х годов «Акбузат», «Карлугас», «Айсылу».
Объяснять понятия «Либретто». Рассказывать о деятельности Б. Бикбая в области создания музыкальных драм, либретт для опер, его совместной творческой работе с композитором 3. Исмагиловым по созданию опер «Салават Юлаев», «Шаура», музкомедии «Кодаса».
Прослушивать арии и куплеты из этих сценических постановок. Обмениваться впечатлениями.
| Константин Иванов - сын чувашского народа
| 2 ч
| Константин Иванов - сын чувашского народа
«Село двух поэтов»,
«Две дочери»
«Красная девица»
| Изучить сведения о биографии и творчестве классиков Чувашской литературы Константина Иванова и Якова Ухсая, родившихся в с. Слакбашево Белебевского района Башкирский АССР.
Читать и анализировать произведения. К. Иванов «Две дочери», «Красная девица» (отрывок из поэмы «Нарспи»).
Познакомиться с информации о современных чувашских писателях, пишущих для детей.
| Ш. Бабич - звезда башкирской поэзии
| 2 ч
| Шайхзада Бабич «Присяга народу», «Ответ луны», «Счастье без края», «Кураю»
| Познакомиться с творчеством знаменитого башкирского поэта Ш. Бабича. Читать и анализировать его стихотворений «Присяга народу», «Ответ луны», «Кураю», «Башкортостан». Создавать рисунок курая.
| Композитор Роза Сахаутдинова
| 1 ч
| Композитор Роза Сахаутдинова.
«Приключения зайчонка»
| Ознакомиться краткими сведениями о творчестве композитора Р. Сахаутдиновой. Прослушивать ее детских песен «Приключения зайчонка» (слова У. Киньябулатова), «Колыбельная» (слова Т. Миннулина)
| Башкирские сатирические сказки
| 2 ч
| Башкирские сатирические сказки
«Бай и нищий»,
«Сказка о земле»
| Определять особенности сатирических сказках. Чтение и анализ сказок «Бай и нищий», «Сказка о земле». Характеризовать главных героев сказок.
| Герои Башкортостана
| 1 ч
| Герои Башкортостана на фронтах Великой Отечественной
| Составлять краткий рассказ о Великой Отечественной войне, о Героях Советского Союза-уроженицах Башкортостана.
Рассказ о Мусе Гарееве — дважды Герое Советского Союза, Г. Г. Арсланове, которому первым на Южном Урале присуждено это высокое звание, а также о А. Матросове (Ш. Мухамедьянове), М. Губайдуллине, Т. Кусимове и др. Называть - выходцев из родного района или города.
Обмениваться мнениями по картине А. Лутфуллина «Мать погибшего героя».
| Наши земляки Г. Ибрагимов и С. Рамиев
| 1 ч
| Г.Ибрагимов «Начало весны»,
З.Рамиев «Пшеница», «Гали»
| Рассказывать о жизни и творчестве классиков татарской литературы уроженцев Башкортостана Галимзяна Ибрагимова и Сагита Рамиева. Читать и анализировать их произведения для детей (по выбору учителя).
Беседовать о Республике Татарстан и татарской литературе. Использовать карту республики, цветные фоторепродукции, открытки, портреты писателей и др.
| Р. Нигмати - народный поэт Башкортостана
| 1 ч
| Рашит Нигмати «Ответы на вопросы
моей дочери»
| Рассказывать о детстве Р. Нигмати, о его жизни и творчестве. Читать и анализировать стихотворения Р. Нигмати «Ответы на вопросы дочери». Высказывать свои мысли о Родине.
| Из истории письменности
| 1 ч
| Из истории письменности
| Определить особенности письменности башкир в прошлом. Иметь понятие об арабской графике, тюркской письменности, которыми пользовались башкиры с Х-Х1 вв. Изучить сведения о медресе, мектебах, русских школах для детей нерусского населения Урала, гимназиях в гг. Уфе, Оренбурге. О башкирах, получивших высшее образование в Казанском императорском университете.
| Обрядовый фольклор башкирского народа
| 1 ч
| Обрядовый фольклор «Воронья каша»
| Изучить сведения об обрядовом фольклоре башкирского народа. Познакомитьмся с календарным весенним праздником «Грачиная каша» (Карга буткаКы»).
Прослушивать народных мелодий, связанных с этим праздником.
Обмениваться впечатлениями.
| Звезды башкирского балета
| 1 ч
| Звезды башкирского балета.
| Восстанавливать в памяти истории создания оперного театра; сведения о возникновении балетной труппы в 30-х годах.
Рассказывать о прима-балеринах театра 3. Насретдиновой, Г. Сулеймановой, Э. Куватовой. Просматривать краткий обзор национального репертуара, изучить информацию о кинофильме «Журавлиная песнь».
Прослушивание фрагментов музыки Л. Степанова к балету «Журавлиная песнь». Обмениваться впечатлениями.
| Д. Юлтый - певец труда хлебороба
| 1 ч
| Даут Юлтый – певец труда хлебороба
| Читать стихотворения из сборника Д. Юлтыя «Хлеб», беседовать о труде хлебороба 30-х годов. Рассказывать об авторе сборника - участнике империалистической войны, общественном деятеле, поэте, публицисте 20-30-х годов Д. Юлтые. Краткие сведения о его творчестве, в том числе о более крупных произведениях поэта, посвященных хлеборобам.
| Славные сыны Башкортостана
| 1 ч
| Славные сыны Башкортостана. Муса Муртазин
| Рассказывать о жизни и деятельности М. Муртазина. Изучить сведения о родине героя - Учалинском районе Башкортостана. Использовать портрет М. Муртазина, книги и материалы о нем.
Рассказывать о своих родных, прошедших ВОВ. Герои ВОВ Ишимбайского района.
| Писатели - детям
| 1 ч
| ДжалильКиекбаев «Почему медведь
злится на муравьев?»
| Читать книги Д. Киекбаева «Лесные сказки», беседовать по содержанию произведений о трудолюбии, честности, смекалке. Поддерживать разговор о лесе и лесных животных окружающей местности.
| Первый профессио-нальный художник из башкир Касим Давлеткильдеев
| 1 ч
| Первый профессио-нальный художник из башкир Касим Давлеткильдеев
| Изучить краткие сведения о жизни и творчестве первого профессионального башкирского художника, основоположника башкирского изобразительного искусства Касима Давлеткильдеева. Просмотривать его картину «Пушкин среди башкир», «Девушка-башкирка в голубом».
Обмениваться впечатлениями.
| По туристическим тропам
| 1 ч
| По туристическим тропам
| Познакомиться с туристическими маршрутами на территории Башкортостана: конными, на снегоходах, водными по рекам Юрюзань, Агидель, Инзер и др. Рассказывать о турбазах, главных туристических снаряжениях при многодневном туристическом походе, сложностях различной категории.
Подводить итоги изученного.
|
|