Размышления А. С. Пушкина о судьбах молодого поколения в романе «евгений онегин» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Размышления А. С. Пушкина о судьбах молодого поколения в романе «евгений онегин»



В своем романе “Евгений Онегин” Пушкин дает широкую, полную и верную картину жизни русского общества его времени. Он рисует быт и нравы разных групп дворянства: петербургского, московского и поместного. Но полнее всего он раскрывает образы представителей молодого поколения.
Главное действующее лицо романа, молодой дворянин Евгений Онегин, показан Пушкиным как человек с очень сложным и противоречивым характером. Поэт не скрывает его недостатков и не старается оправдать их. Уже из первой главы мы узнаем, что автор подружился с Онегиным, что поэту “нравились его черты” и что он любил проводить с ним время. Автор по-разному относится к своему приятелю на протяжении всего романа. Он хоть и ценит дружбу Онегина, но иногда относится к нему иронически, а иногда строго осуждает его поведение. Противоречивость в характере Онегина делает его образ более жизненным, далеким от схематизма. Онегин не “положительный”, но и не “отрицательный” герой.
Пушкин, рассматривая жизнь Онегина, обращает большое внимание на его воспитание. Оно оказало на героя губительное действие. Вследствие этого из Онегина вышел настоящий эгоист, человек, думающий только о себе, о своих желаниях и удовольствиях, не умеющий обращать внимание на чувства, интересы, страдания других людей, способный с легкостью обидеть, оскорбить, причинить горе человеку, даже не замечая этого. Таким бы Онегин и остался для нас, если бы мы не узнали о нескольких событиях, о которых с необычайной точностью повествует Пушкин и которые произвели сильнейшее действие на героя романа. И под их влиянием Онегин обнаруживает такие свойства своего характера, о которых даже не подозревал. Прежде всего это было убийство Онегиным на дуэли его молодого друга, Ленского. От этого бессмысленного преступления Онегин приходит в ужас. Убийство Ленского перевернуло всю жизнь героя. Он не в состоянии больше жить в тех местах, где все напоминало ему о содеянном, почему и отправляется странствовать.

Им овладело беспокойство,
Охота к перемене мест...

Онегин уже теперь не может, как прежде, проходить по жизни, вовсе игнорируя чувства и переживания людей, с которыми он сталкивается, и думать только о себе. Герой, вернувшийся из путешествия, не похож на прежнего Онегина. Он стал гораздо серьезнее, внимательнее к окружающим, теперь он способен к сильным чувствам, целиком захватывающим его и потрясающим его душу. И тут судьба снова сводит его с Татьяной.
Татьяна, “милый идеал” Пушкина, является главной героиней романа. Татьяна — это олицетворение добра, высокой души, верности и целостности натуры. Пушкин называет свою героиню “русской душою”. Но если прежний Онегин прежде не увидел всей внутренней красоты Татьяны, зато новый Онегин уже может оценить Татьяну по-настоящему, и пылко, искренне влюбляется в нее. В этом чувстве теперь для него весь смысл его жизни, и если Татьяна не примет его любовь, то и жизни ему нет. Но его ждет отказ, потому что понятие чести Татьяны не позволит ей нарушить слово, данное Богу и себе: “Я вас люблю (к чему лукавить?), но я другому отдана, я буду век ему верна”. Главное свойство Татьяны — высокое душевное благородство, сильно развитое чувство долга, которое берет у нее верх над самыми сильными чувствами. Она считает, что если она сама, своей волей, свободно дала обещание нелюбимому ею человеку быть верной ему женой, то она обязана хранить нерушимо это данное ею слово. Это подчинение всех своих действий чувству долга, неспособность к обману, к сделкам со своей совестью привлекает к героине наше внимание. Недаром для Пушкина она — “милый идеал”, хотя он и не наделяет ее ни красотой, ни;натностью, а создает образ русской женщины с превосход-ыми душевными качествами. На это обращает внимание даже прежний Онегин и говорит Ленскому: “Я выбрал бы другую, когда бы я был, как ты, поэт. В чертах у Ольги жизни нет...” В Татьяне с первого взгляда чувствуется поэтическая душа.
Кроме главных действующих лиц, наиболее близких автору, Онегина и Татьяны, в романе присутствует еще один замечательный образ — образ романтичного юноши Ленского. Пушкин поведал нам о его кратковременной жизни и довольно грустной судьбе. В лице Ленского Пушкин дал художественное изображение очень распространенного тогда типа юного романтика. Ленский — восторженный поэт-лирик, убеждения его самые благородные, самые передовые: мечты о свободе народа, “вольнолюбивые мечты”, как называет их автор. Но герой совсем не знает и не понимает жизни. “Сердцем милый невежда”, он воспринимает людей и жизнь романтически, верит в высокую дружбу, в вечную, идеальную любовь. И, как ему кажется, он обрел все это: дружбу Онегина, любовь Ольги. Но он погибает от первого же удара судьбы. Возможно, это и к лучшему, так как в памяти остальных героев и читателей романа Ленский навсегда остается пылким, страстным юношей, романтиком-мечтателем.
Пушкин, дабы полнее показать все стороны жизни дворянского общества 10—20-х годов XIX века, дает в своем романе еще и образ Ольги, младшей сестры Татьяны. Ольга — полная противоположность своей сестре. Она жизнерадостна, привлекательна, но это не может скрыть бедности ее душевного мира. “Всегда скромна, всегда послушна”, Ольга является одной из тех, кто, не задумываясь, следует принятым в дворянской среде правилам.
Недолго она плакала о Ленском и вскоре вышла замуж, по словам В. Г. Белинского, “повторив свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время”.
Итак, Пушкин показал на примере своих любимых героев жизнь молодежи его времени. Конечно, судьба каждого из них могла бы сложиться более удачно. Но это зависело не только от самих героев, но и от правил, установленных в дворянском обществе в то время. Тем не менее Пушкин не только определяет главного врага молодежи — бесцельную и праздную жизнь, обеспеченную трудом крепостных крестьян, но и указывает пути, по которым могли идти лучшие представители дворянства в 10—20-е годы XIX столетия.

табл. "Черты реализма в романе""

1. Черты русского дворянства петербургского, московского, и мелкопоместного дворянства:

План:
1.Вступление. «Евгений Онегин»– «энциклопедия русской жизни».
2. Основная часть. Сатирическое изображение дворянства в романе.
1) Пустая жизнь светского общества Петербурга.
2) Косность и консерватизм московского дворянства.
3) Поместное дворянство:
а)сравнение его с дворянством столичным;
б)отсутствие высоких интересов;
в) барский произвол;
г) подражание иностранному, боязнь нового.
4) Отношение автора к дворянству.
3. Заключение. Продолжатель сатиры Фонвизина.

 

 В своём романе Пушкин изобразил дворянское общество 20-х годов 19 века, причем детально показана как жизнь провинциального, так и жизнь городского общества. Основная черта провинциального дворянства - патриархальность, верность старине. Действие романа протекает в период подъема общественного движения против крепостничества.

Пушкин искренне восхищается Москвой как воплощением национальной культуры, самобытности, русского духа, хранительницей исторической памяти народа. Поэт гордится старинными замками, Кремлем, свидетелями славы русского оружия, символами торжества идеи национального единства, национального самосознания:
Но воздавая должное интеллектуальной элите страны, являвшейся неотъемной частью столичного дворянства, Пушкин столь же искренне и объективно признает ее количественную незначительность. В основном же общество — напыщеная, холеная, полная великосветских условностей толпа — вызывает у поэта отвращение большее, чем консервативное московское дворянство. Строгие искусственные правила безупречного поведения, благопристойного лицемерия отталкивают поэта неестественностью, безжизненностью, несвободой.


Пышность и пустоту, «блеск и нищету» петербургского дворянства. Вот отец Онегина, который «давал три бала ежегодно и промотался наконец». Вот и сам Онегин, который «легко мазурку танцевал и кланялся непринужденно», и «свет решил, что он умен и очень мил». Дни его проходят весело, «три дома на вечер зовут». Он легко вписывался в высшее общество, где присутствуют «необходимые глупцы», «моды образцы», «с виду злые дамы», «неулыбающиеся» девицы. Балы, обеды, детские праздники и прочее– вот основное времяпровождение. Жизнь «однообразна и пестра», и «завтра то же, что вчера».

Но и в Москве все та же суета, “шум, хохот, беготня, поклоны”,

Жизнь в провинции течет размеренно, однообразно; но в то же время она лишена определенного практического смысла, а в изображении жизни московского общества, "не видно перемен", "все на старый образец". В гостиных можно услышать бессвязный вздор. В дворянском собрании собираются, чтобы показать новый жилет, похвалиться. Московская жизнь скучна и пуста.
Все в них так бледно, равнодушно:
Они клевещут, даже скучно...
Вообще же Москва представляет собой как бы промежуточное звено между провинцией и Петербургом.

 

,в обществе царит скука, клевета, зависть, люди тратят свои внутренние силы на сплетни и злобу. Это и порождает пустоту мыслей, холодность сердец, преждевременное старение души и постоянная суета, царящая в свете, превращает жизнь людей в однообразную и пеструю, внешне ослепительную, но в то же время лишенную русской жизни.

портреты сельских прожигателей жизни. Вот дядя Онегина, который «лет сорок с ключницей бранился, в окно смотрел и мух давил». Вот помещики, которые только и говорят о хозяйстве, псарне, вине и своей родне. Низкая культура, отсутствие высоких духовных интересов, подражание иностранному, боязнь нового и какая-то душевная лень– вот характерные черты многих из них. Их образование имеет как бы очень внешний налет. Так, мать Тани умела «русский Н, как N французский», произносить в нос, знала иностранных авторов не потому, что их прочла, а потому, что московская кузина твердила часто ей о них. Подражание иностранному у многих проявляется даже в смешных мелочах.

Зато уж спеси помещикам не занимать. И крестьян они за людей не считают. В них много жестокости, причем часто неосознанной. Это то, что поэт назвал «барство дикое». Так, мать Лариной сама «служанок била осердясь». Все они боятся нового, что может ограничить их власть. Это особенно видно по их отношению к Онегину, когда

Ярем он барщины старинной
Оброком легким заменил…

Соседи-помещики увидели в этом «страшный вред», а его ославили, как «опаснейшего чудака». С другой стороны, в этих людях видно и то, что не может не нравиться: простота, хлебосольство, сохранение старых русских традиций.

И столичное, и поместное дворянство видится в остросатирическом плане. При всем различии их объединяют паразитизм, убогость внутреннего мира, пренебрежение интересами других людей, пустое провождение времени, сплетничество и прочее. Пушкин открыто смеется или иронизирует над этим обществом, хотя порой с грустью говорит о сельской простоте или с умилением вспоминает свои забавы. Будучи сам человеком дела, он не может и не хочет принять пустоту светской жизни, хотя, конечно, и не чурается ее.

 Это общество коверкает души людей, принуждает соблюдать порядки, заведенные в свете. Именно из-за этого Онегин убивает на поединке Ленского. Ведь как бы душа Евгения не протестовала против поединка, социальные условности все-таки взяли верх. И вот общественное мненье! Пружина чести, наш кумир! И вот на чем вертится мир! - восклицает Пушкин.

Светское общество в романе неоднородно. Это и "светская черта", превратившая погоню за модой в главный принцип жизни, и в тоже время круг людей, принятых в петербургском салоне Татьяны, является истинной интеллигенцией.

А. С. Пушкин искренне восхищается Москвой как воплощением национальной культуры, самобытности, русского духа, хранительницей исторической памяти народа. Поэт гордится старинными замками, Кремлем, свидетелями славы русского оружия, символами торжества идеи национального единства, национального самосознания:

Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!

Гордость московского дворянства его соприкасаемостью с героическими страницами русской истории, верность традициям, старинному жизненному укладу вызывают уважение, сочувствие поэта. И наоборот — низменность уровня духовного развития, пошлость привычек, ограниченное и самодовольное восприятие вызывают иронию и насмешку автора:

Но в них не видно перемены;
Все в них на старый образец...
Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп,
Семен Петрович так же скуп...

“Младые грации Москвы” и “архивны юноши” чопорно и неблагосклонно воспринимают провинциальную барышню: свысока, небрежно и самодовольно “озирают Татьяну с ног до головы”, “ее находят что-то странной, провинциальной и жеманной”. Простоту, естественность, непосредственность девушки юные московские дворяне трактуют как недостаток воспитания, неумение вести себя в свете, неумелое желание обратить на себя внимание. Впрочем, общество, признавая за Татьяной право на провинциальную странность, принимает ее в свой круг.
Поэт увлеченно и сочувственно описывает московские балы:

 

 

--------------Представителями провинциального общества(Ларины,Ленский)

крепостная няня Филипповна - народный женский образ. Она рассказывает в романе о судьбе женщины-крестьянки.

Отсюда и возникает характерное противопоставление деревенской жизни героини, полной тихих и поэтических прелестей, светской суете, где героиня вынуждена носить маску холодной и учтивой вежливости.

 

---------------- Представитель петербургского дворянства (Онегин — представитель передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов) Онегин понимает всю никчемность, призрачность жизни светских людей, презирает их, тяготится этой жизнью, но ничего не может найти взамен.
Живя только собой, не принимая во внимание чувства и переживания других людей, Онегин совершает целый ряд недостойных поступков: поведение на балу у Лариных, согласие на дуэль и убийство Ленского. Эгоизм приводит Онегина к тяжелой душевной драме, к разладу с самим собой.

 

а) Для петербургского дворянства характерны суета мишурность: " везде поспеть немудрено". день Онегина — типичный день столичного дворянина,картина жизни всего петербургского светского общества. Модное дневное гуляние по определенному маршруту -обед в ресторане, посещение театра. Причем для Онегина театр является не художественным зрелищем и даже не своеобразным клубом, а скорее местом любовных интриг, закулисных увлечений.

счастливо могут жить лишь люди мало думающие,
мало знающие, у которых нет стремлений к высокому, духовному.
Люди с чуткой высокой душой обречены на страдания. Они либо
гибнут, как Ленский, либо вынуждены томиться в бездействии
пустом как Онегин, либо молча страдать, как Татьяна.
Пушкин отчетливо показывает, что во всех этих роковых ошибках
виноваты не его герои, а та среда, та обстановка, которая сформировала
такие характеры, которая сделала несчастными этих по существу или по
своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей.

 

2. Изображение глухой помещичьей провинции, крепостной деревни, барской Москвы, светского Петербурга, губернские города (в путешествии Онегина).

счастливо могут жить лишь люди мало думающие,
мало знающие, у которых нет стремлений к высокому, духовному.
Люди с чуткой высокой душой обречены на страдания. Они либо
гибнут, как Ленский, либо вынуждены томиться бездействии
пустом,как Онегин, либо молча страдать, как Татьяна.
Пушкин отчетливо показывает, что во всех этих роковых ошибках
виноваты не его герои, а та среда, та обстановка, которая сформировала
такие характеры, которая сделала несчастными этих по существу или по
своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей.

Представителями провинциального общества являются семейства Лариных и Ленских. Пушкин тщательно описывает их увлечения, то, как они привыкли проводить время. Они не читали книг и жили, в основном, пережитками старины. Пушкин, раскрывая характер отца Татьяны, писал: Отец ее был добрый малый, В прошедшем веке запоздалый, Но в книгах не видал вреда; Он, не читая никогда, Их почитал простой игрушкой... Таково было большинство представителей провинциального общества.

 

3. ПРОБЛЕМЫ ПОИСКА СМЫСЛА ЖИЗНИ В РОМАНЕ

Пушкин отчетливо показывает, что во всех этих роковых ошибках виноваты не его герои, а та среда, та обстановка, которая сформировала такие характеры, которая сделала несчастными этих по существу или по своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей. Помещичий, крепостнический строй, непосильный, тяжелый труд крестьян и полное безделье помещиков и господ делали несчастными, коверкали жизнь не только крепостных рабов, но и лучших, наиболее чутких из дворян, помещиков. Эти печальные и горькие мысли о тяжелом неблагополучии всего жизненного строя выражены Пушкиным в последних грустных строках романа.

 

Поэт показывает попытку героя оторваться от суетной и пустой жизни, надоевшей ему однообразием, Утомившись скукой, Евгений решил заняться творчеством, но к труду, увы, не имел никаких навыков. Автор утверждает, что именно в то время подружился со своим героем. Данный художественный прием понадобился Александру Сергеевичу, чтобы еще раз подтвердить реальность существования Онегина. Он рядом, может быть вашим приятелем (со-временником, конечно). Таких людей Пушкин встречал немало в петербургском обществе. Онегин не оценил ни дружбы Лен ского, ни любви Татьяны. Он ставил себя и свое «я» всего, поэтому-то и не состоялся как человек, а задатки хорошие. Он умел безошибочно распознавать людей, мог присоединиться к декабристам или стать поэтом, но свет безделье убили в нем душу, а без нее как жить? Вот закономерный финал праздной и рассеянной жизни Здесь существенно «расходятся» пути автора и его «приятеля Онегина», открывшего галерею «умных ненужностей» и «лиш них людей» в русской литературе XIX века.

Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" - один из первых социальных романов русской литературы. В нем рассматривается проблема взаимоотношений личности и общества. Идея изменения общества через нравственное усовершенствование человека наряду с идеей несовершенства современного Пушкину состояния общественного развития лежит в основе его произведения. Онегина и Татьяны. Они сильные личности. Оба чувствуют себя чужими в холодной и праздной суете тогдашней жизни. Оба способны любить и страдать. Они достаточно умны, чтобы понять пустоту светской жизни, и поэтому оба отвергают ее. Но тем не менее это очень разные люди. Противоположность характеров Онегина и Татьяны обусловлена тем, что Онегин очень рано испытал на себе влияние "света" с его бесплодной, пустой суетой. Онегин дает характеристику себе строже, чем кто-либо другой, Он признается в корысти Из первой главы мы узнаем о душевном недуге героя, вызванном подчинением обществу и конфликтом с ним. Онегин - образованный, светский человек. Ему было дико в обществе Лариных, где велись разговоры о псарне, вине, родне. Стремление следовать моде рождает у Онегина поверхностное отношение ко всему.

 

В образе Онегина автор обобщил все сильные и слабые стороны светского дворянства, неудовлетворенного действительностью, скучающего, но ничего не делающего, чтобы преодолеть эту скуку, ведущего праздную жизнь.
Автор отмечает поверхностное образование, которое получали светские молодые люди. У Онегина, как у многих дворян того времени, отсутствует “глубина познаний,  характеризует ироническую, язвительную направленность его разговоров. Онегин не пишет стихов, что было типично для образованной молодежи того времени. С одной стороны - пустота жизни светского человека, с другой - серьезное чтение и большие запросы ума, широкий круг интересов. Герой живет с опустошенной душой, все познав в жизни и устав от нее. Ни богатство, ни положение в обществе его не интересуют и не привлекают. Он протестует против окружающей его действительности, но ничего не делает, чтобы найти применение своим силам. Презирая свет, он, тем не менее, подчиняется его законам, предрассудкам окружающей среды. Именно среда сформировала убеждения, мораль и интересы
г Онегин — представитель передовой дворянской интеллигенции эпохи декабристов. По своему происхождению он дворянин, аристократ. Его учили иностранные гувернеры и гувернантки. Сначала его воспитывала “мадам”; потом “monsieur ее сменил”. Француз, “чтоб не измучилось дитя, учил его всему шутя, не докучал моралью строгой, слегка за шалости бранил и в Летний сад гулять водил”. Ученье его было поверхностное, бессистемное. В конце концов Онегин научился говорить по-французски, танцевать мазурку, кланяться, также знал немного по-латыни.

Онегин отличался от молодежи светского общества незаурядностью ума, он мог “без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка, с ученым видом знатока хранить молчанье в важном споре и возбуждать улыбку дам огнем нежданных эпиграмм”. Евгений Онегин критически относился к действительности, был принципиальным человеком. Каждому человеку в светском обществе он давал свою оценку.

После Отечественной войны 1812 года, в год усиления реакции, Онегиным овладела хандра. Покинув светское общество, Евгений хотел заняться полезными делами Не вышло Это произошло потому, что с раннего детства учителя-французы не привили ему любовь к труду, к народу. Он с утра до вечера занимался балами, ресторанами, прогулками по Невскому. Нет: рано чувства в нем остыли: Ему наскучил света шум, и Онегин решил уехать в деревню, где он получил имение от дяди. Приехав туда, Ярем он барщины старинной Оброком легким заменил. Этим самым он резко отделил себя от соседей-помещиков. Они сочли его “опасным чудаком”, фармазоном. Онегину присуще благородство души.

ероя. В Онегине хочется отметить неумение возвыситься над общественным мнением того поместного дворянства, которое он внутренне презирал. Получив послание от Ленского, Евгений решил отказаться от дуэли, но испугался насмешек и сплетен Зарецкого. После смерти Ленского Онегин отправляется странствовать “по свету”.

 


Татьяна Ларина. Она - типичная представительница поместного дворянства, воспитывалась в поместье родителей, среди русской природы и народной жизни. Семья Лариных - патриархальная дворянская семья, была верна “привычкам милой старины”. Большое влияние на формирование внутреннего мира героини оказала ее няня, прототипом которой послужила няня автора Арина Родионовна.
Татьяна росла одинокой девочкой Она не любила играть со сверстницами, была погружена в свои думы и мечты. Пытаясь понять окружающий ее мир, она обращалась не к взрослым, у которых не находила ответа на свои вопросы, а к
книгам.

А. С. Пушкин сопереживает героине, рвущейся из круга суеты, условностей, московского чванства на простор природы. Консерватизм, избирательность московского барства отталкивают и поэта, впрочем, и кузины, и тетушки довольно скоро преодолевают городской снобизм в отношении к его героине и искренне желают ей достигнуть, как им кажется, самого главного в жизни: удачно выйти замуж.
Уровень общения московского дворянства отдает провинциальной примитивностью и интеллектуальным убожеством. Если в деревне люди просты и бесцеремонны, приветливы и непретенциозны, в московском “свете пустом”, но чопорном, напыщенном духовная ограниченность дворянской среды выглядит отталкивающей:


Этим она выделяется среди помещичьей среды и светского общества. Она понимает пустоту жизни поместного дворянства; праздность, мишурность, блеск и пустота светского общества также ее не привлекают.
Татьяна мечтает о человеке, который внес бы в ее жизнь смысл, высокое содержание, был бы похож на героев романтических романов, которыми она зачитывалась. Таким показался ей Онегин: “ Она пишет Онегину любовное признание, нарушая тем самым моральные и этические законы того общества и времени, первая признается в любви мужчине, но получает резкий отказ. Любовь принесла Татьяне одни страдания. Позже, читая в кабинете Онегина книги с заметками владельца, она открывает для себя новый мир, новых героев, осознает, что ошиблась, приняв Онегина за своего героя, но сердцу не прикажешь.
Мы вновь встречаемся с Татьяной в Петербурге, когда перед которой все преклоняются. Но ее нравственные правила по-прежнему тверды и неизменны. В высшем свете она по-прежнему одинока. Она остается верна своему супружескому долгу, несмотря на то что все еще продолжает любить Онегина.

Оба героя: и Онегин, и Татьяна - глубоко страдают. Автор в романе подводит читателя к мысли, что жизнь героев оказывается обусловленной законами общества, в котором они живут, его моралью. Все герои являются порождением определенной эпохи и среды, типичными их представителями. Заслуга Пушкина в том, что он сумел в своем романе в стихах вывести подлинные образы русских людей первой четверти XIX века.

В центре романа - любовная
интрига. А главной проблемой является вечная проблема чувства и
долга. Герои романа Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Владимир
Ленский, Ольга составляют две любовные пары. Но всем им не дано
судьбою стать счастливыми.
Татьяна сразу полюбила Онегина, а он сумел полюбить ее только после
глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Но,
несмотря на то, что они любят друг друга, они не могут стать
счастливыми, не могут соединить свою судьбу. И. виноваты в этом не
какие-нибудь внешние обстоятельства, а их собственные ошибки, их
неумение найти правильный путь в жизни. Над глубокими причинам
этих ошибок заставляет Пушкин размышлять своего читателя. На
простую сюжетную линию романа нанизано множество картин,
описаний, показано множество живых людей с их различной судьбой, с
их чувствами и характерами. У Пушкина все это показывало эпоху...
Автор видит, что не все еще умерло в Онегине - в конце романа герой как бы пробуждается. Причиной этому была, пусть запоздалая, любовь к Татьяне. Все возрождающая и воскрешающая сила Любви затронула и в усталой душе Онегина какие-то потаенные струнки. И здесь Пушкин как бы уходит из жизни своего героя, оставляя его, в надежде, что тот сможет сам, без его помощи, решить все проблемы и найти свою дорогу в жизни.

, Онегин - это портрет всего "молодого поколения" того времени, это, можно сказать нарицательное имя. Здесь ясно просматривается авторская позиция по отношению к современной ему молодежи: он считал, что рядом с человеком, который только начал жизнь свою, должен - зримо или незримо, присутствовать кто-то, с кем можно было бы сравнить себя, кого можно было бы брать пример. И пусть это будет поэт (не обязательно сам Пушкин) или кто-нибудь другой. Пусть этот кто-то будет совсем противоположен тебе во всем, но в противоречиях, в их борьбе и единстве заключается движущая сила развития. Иначе быть не должно, ибо это может означать духовную смерть.
Отделяя своего героя от себя, автор не отрекается от него совсем, а наоборот, любит его. Он любит его таким, каков он есть сейчас

образ романтичного юноши Ленского. Пушкин поведал нам о его кратковременной жизни и довольно грустной судьбе. В лице Ленского Пушкин дал художественное изображение очень распространенного тогда типа юного романтика. Ленский — восторженный поэт-лирик, убеждения его самые благородные, самые передовые: мечты о свободе народа, “вольнолюбивые мечты”, как называет их автор. Но герой совсем не знает и не понимает жизни. “Сердцем милый невежда”, он воспринимает людей и жизнь романтически, верит в высокую дружбу, в вечную, идеальную любовь. И, как ему кажется, он обрел все это: дружбу Онегина, любовь Ольги. Но он погибает от первого же удара судьбы. Возможно, это и к лучшему, так как в памяти остальных героев и читателей романа Ленский навсегда остается пылким, страстным юношей, романтиком-мечтателем.
Пушкин, дабы полнее показать все стороны жизни дворянского общества 10—20-х годов XIX века, дает в своем романе еще и

 образ Ольги, младшей сестры Татьяны. Ольга — полная противоположность своей сестре. Она жизнерадостна, привлекательна, но это не может скрыть бедности ее душевного мира. “Всегда скромна, всегда послушна”, Ольга является одной из тех, кто, не задумываясь, следует принятым в дворянской среде правилам.
Недолго она плакала о Ленском и вскоре вышла замуж, по словам В. Г. Белинского, “повторив свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время”.
Итак, Пушкин показал на примере своих любимых героев жизнь молодежи его времени. Конечно, судьба каждого из них могла бы сложиться более удачно. Но это зависело не только от самих героев, но и от правил, установленных в дворянском обществе в то время. Тем не менее Пушкин не только определяет главного врага молодежи — бесцельную и праздную жизнь, обеспеченную трудом крепостных крестьян, но и указывает пути, по которым могли идти лучшие представители дворянства в 10—20-е годы XIX столетия.

 

.
Да, Пушкин знал и любил молодых, любил в них живое, здоровое начало. Он верил, что младое поколение с его задором и решительностью способно избавиться от старых и новых предрассудков и "болезней" праздности, оно желает и может изменить мир. Недаром Пушкин, выразитель надежд и чаяний молодых, был любимым поэтом передовой молодежи и декабристов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.84.33 (0.056 с.)