Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I I I Областная научно-практическая конференция

Поиск

I I I Областная научно-практическая конференция

«Лингвистика в XXI веке»

Секция: «Русский язык и социум»

(Номинация: «Русский язык в ХХI веке»)

Исследовательский проект:

«Формулы приветствия в молодёжной среде в социальной сети «ВКонтакте»

                                                

                                                 Выполнила: учащаяся 9а класса

                                 МОУ «СОШ №2 городского округа

                                      ЗАТО Светлый Саратовской области

                                        Николаева Кристина Александровна

                                        Руководитель: учитель русского языка

и литературы

                                       Толстова Екатерина Владимировна

                         

Год

Паспорт проекта

Тема проекта «Формулы приветствия в молодёжной среде в социальной сети Вконтакте»
Возрастная категория учащихся 8а класс МОУ «СОШ №2 городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»
Руководитель Толстова Екатерина Владимировна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ №2 городского округа ЗАТО Светлый Саратовской области»
Основополагающий вопрос В чем особенности культуры речи молодых людей – пользователей социальной сети «ВКонтакте» (на примере анализа фонетики, графики, лексики, словообразования и грамматики формул приветствия)?
Проблемные вопросы 1. Что такое «культура речи», «речевой этикет»? 2. Каково происхождение формул приветствия в русском языке? 3. Каковы функции формул приветствия на современном этапе развития языка? 4. Есть ли место культуре речи при общении молодёжи в социальной сети Вконтакте (результаты опроса учащихся 8-х классов)? 5. Каковы особенности формул приветствия в молодёжной среде в социальной сети «ВКонтакте»?
Цель проекта Проанализировать формулы приветствия в молодёжной среде в социальной сети «ВКонтакте» с точки зрения различных уровней языка, чтобы выявить особенности культуры речи в виртуальном пространстве подростков.
Задачи проекта  1. Изучить литературу по теме исследования  2. Проанализировать и обобщить изученный материал  3. Опросить учащихся 8-х классов  4. Сделать выводы.  5. Подготовить презентацию проекта.
Гипотеза решения проблемы У пользователей социальной сети есть «свой» этикет, который может не совпадать с нормами речевого этикета современного русского языка, с речевым поведением подростков в реальной жизни.
Группы для реализации проекта Индивидуальный проект
План работы Введение Глава I (теоретическая) Культура речи и речевой этикет 1.1 Определение понятия «культура речи» 1.2 Речевой этикет и его признаки Глава II (теоретическая) Формулы приветствия в русском языке 2.1 Из истории вопроса «формулы приветствия» 2.2 Функции формул приветствия в современном русском языке Глава III (практическая) Лингвистические особенности формул приветствия в социальной сети «ВКонтакте» 3.1 Результаты опроса учащихся 8-х классов «Культура речи в социальных сетях (на примере «ВКонтакте») 3.2 Особенности формул приветствия в молодёжной среде в социальной сети «ВКонтакте» 3.2.1 Фонетические и графические особенности формул приветствия 3.2.2 Лексические особенности 3.2.3 Особенности словообразования формул приветствия 3.2.4 Грамматические особенности Заключение Список источников информации
Источники информации 1. Асмус, Н. Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.disszakaz.com/catalog/lingvisticheskie_osobennosti_virtualn ogo_kommunikativnogo_prostranstva.html 2. Бальжирова Т. Ж. Интернет как средство социальной коммуникации в условиях формирующегося в России информационного общества: дис.... канд. социол. наук: 22.00.04. – Улан-Удэ, 2003 3. Белянкина М.А. Языковая репрезентация личности в социальных сетях Рунета (на материале текстов сайта http://vk/com) // Семантика. Функционирование. Текст: межвузовский сборник научных трудов. – Киров: Изд-во ООО «Радуга-ПРЕСС», 2013 4. Головин Б.Н. Основы культуры речи. — 2-е изд. — М., 1988 5. Гольдин В.Е. Этикет и речь. Саратов, 1978 Формановская Н.И. Вы сказали: «Здравствуйте!» (Речевой этикет в нашем общении).- М., 1982 6. Дедова О. В. О языке Интернета // Вестник Московского университета. Сер. 9. Филология. – 2010. – № 3. – С. 25–38 7. Кронгауз М., Литвин Е.А., Мерзлякова В.Н. Словарь языка интернета.ru Москва: АСТ-Пресс, 2016. — 288 с. — ISBN 978-5-462-01853-4 8. Марченко Н. Г. Социальная сеть «ВКонтакте»: лингвопрагматический контекст: автореф. дис. … канд. филол. наук. Ростовна-Дону, 2013. – 20 с 9. Педагогическое речеведение. Словарь – справочник. Режим доступа: http://didacts.ru/slovari/pedagogicheskoe-rechevedenie-slovar-spravochnik.html 10. Розенталь Д. Э.Говорите и пишите по-русски правильно.- Айрис–пресс: М.: 2007 11. Российская педагогическая энциклопедия. режим доступа: http://didacts.ru/slovari/rossiiskaja-pedagogicheskaja-enciklopedija.html 12. Скворцов Л.И. Культура речи // ЛЭС. — М., 1991 13. Скворцов Л.И. Теоретические основы культуры речи. — М., 1980 14. Социальная сеть Вконтакте. Режим доступа: https://vk.com/page-47200925_44240810 15. Стернин И.А. Русский речевой этикет. Воронеж 1996 16. Ширяев Е.Н. Что такое культура речи //Русская речь. - 1991 - № 4,5
Продукт (продукты) проекта (прилагается) Презентация
Форма защиты проекта Представление тезисов

 

Введение

В современном мире человека окружают гаджеты, многие из которых служат средством общения в сети интернет (телефон, планшет, ноутбук и др.).

Язык интернета – интереснейшее явление. Известный лингвист М. Кронгауз подчеркивает, что «язык интернета – уникальный эксперимент над Языком и языками, который надо описывать немедленно и всерьез, потому что это как раз и есть передний край лингвистической науки, где объект исследования приходится все время догонять».

Нас заинтересовали особенности языка интернета. Мы решили провести исследование на материале социальной сети «ВКонтакте» на тему: «Формулы приветствия в молодёжной среде в социальной сети «ВКонтакте».

Социальная сеть «ВКонтакте» - это объектом исследования данной работы.

Предмет исследования – формулы приветствия молодых людей – пользователей социальной сети «ВКонтакте».

Цель работы: проанализировать формулы приветствия в молодёжной среде в социальной сети «ВКонтакте» с точки зрения различных уровней языка, чтобы выявить особенности культуры речи в виртуальном пространстве подростков.

Для достижения цели предполагается решить следующие задачи:

1. Изучить литературу по теме исследования

2. Проанализировать и обобщить изученный материал

3. Опросить учащихся 8-х классов

4. Сделать выводы.

5. Подготовить презентацию проекта.

Методы исследования:

- поиск информации (книги, интернет – источники);

- сбор, анализ/, систематизация и обобщение данных;

- опрос.

Гипотеза исследования: У пользователей социальной сети есть «свой» этикет, который может не совпадать с нормами речевого этикета современного русского языка, с речевым поведением подростков в реальной жизни.

Актуальность работы: «ВКонтакте» является наиболее популярной социальной сетью российского интернета. По статистике, представленной на сайте, в этой сети зарегистрировано более 380 миллионов пользователей. При этом более 80 000 000 посетителей заходят на сайт ежедневно и вступают в коммуникацию друг с другом. Эти количественные показатели свидетельствуют о важности социальных сетей в жизни современного человека. Важность анализа языка социальных сетей, пропаганды культуры речи в них очевидна.

Практическая значимость: материалы работы могут быть использованы на уроках русского языка, на занятиях кружка «Кладовая слова», на классных часах.

 

 

    

 

 

Глава I (теоретическая)

Глава II (теоретическая)

Глава III (практическая).

 Лингвистические особенности формул приветствия

Лексические особенности

К нейтральной лексике можно отнести лишь несколько слов из нашего списка: привет, здравствуйте, добрый день, доброе утро.  Все остальные слова имеют лексические особенности.

К лексическим особенностям формул приветствия можно отнести:

- употребление экспрессивно окрашенной лексики, т. е. слов, выражающих эмоциональную оценку предмета речи (приветули, приветики, приветушки);

- слова молодёжного сленга (ку, чи да, чуитс, вечер в хату);

- использование формул приветствия других языков (салам, здоровеньки булы, хеллоу, гуд монинг, алоха - слово гавайского происхождения обозначает одновременно «привет», «до свидания», «добро пожаловать», и просто пожелание мира и радости.);

- заимствования из английского языка (hello, hi, хай, чуитс -термин был заимствован из английского языка "Chewits" - это название клубничной, мягкой жевательной конфеты производства "Cloetta", хай, беби, йоу);

3.2.3 Особенности словообразования формул приветствия

Среди способов словообразования формул приветствия собранных нам слов самым распространенным оказался суффиксальный способ. Например, от слова «привет» образовались с помощью различных суффиксов такие слова:  приветики, приветули, приветушки, приветусик.

Еще один способ – сложение: ку-ку, здрасьте – здрасьте, хаю – haj, тосик – приветосик.

Мы заметили, что имеется тенденция к усечению слов: прив, дроу, драсьте, даров.

Грамматические особенности

В русском языке формулы приветствия не относят ни к одной из частей речи. Вслед за В. В. Виноградовым, Р. Н. Пановым, Н. М. Шанским, Н. А. Германовым мы считаем формулы приветствия эмоциональными междометиями.

В молодёжной среде в социальной сети «ВКонтакте» в качестве приветствий используются междометия, которые в литературном языке не используются для приветствия: эй (йоу, хей).

С точки зрения синтаксиса, мы отметили, что иногда ребята используют не одиночные слова – приветствия, а конструкции «приветствие + обращение»: привет, солнышко; здарова, бандиты; хай, беби.

Проведённый анализ особенностей формул приветствия в молодёжной среде в социальной сети «ВКонтакте» показал, что язык интернет – общения имеет ряд особенностей, проявляющихся на разных уровнях (фонетическом и графическом, лексическом, словообразовательном, грамматическом).

Можно констатировать, что у пользователей социальной сети есть «свой» этикет, который может не совпадать с речевым поведением в реальной жизни.

Формулы приветствия больше всего претерпевают изменения на фонетическом и графическом уровнях, на уровне лексики очевидно влияние английского языка.

Заключение

Проделанная работа позволяет сделать ряд выводов:

1. Культура речи – это соблюдение норм русского языка, а также владение этими нормами, умение точно и ясно выражать свои мысли, используя все богатство словаря, разнообразие грамматических конструкций, средств художественной выразительности.

2. Речевой этикет - это совокупность правил речевого поведения людей, определяемых взаимоотношениями говорящих и отражающих вежливые отношения между людьми.

Признаки речевого этикета: ситуативность, регулятивность, согласованность, наличие коммуникативной рамки.

3. Издавна самым распространенным русским приветствием было пожелание здоровья, хотя форма его изменялась.

4. Формулы приветствия связывают нас друг с другом, укрепляют контакты, приближают к радости человеческого общения.

5. Проведённый опрос показал, что большая часть ребят является активным пользователем социальной сети «ВКонтакте». Большинство восьмиклассников использует при общении в социальной сети формулы приветствия, ребята понимают их важность. Для приветствия подростки выбирают самые разнообразные слова.

6. Формулы приветствия имеют ряд особенностей, проявляющихся на разных уровнях (фонетическом и графическом, лексическом, словообразовательном, грамматическом).

Общение в социальных сетях обладает спецификой по сравнению с общением вживую. Культура речи свойственна людям при общении в социальных сетях, но она имеет особенности, проявляющиеся на различных уровнях языка.

Изучение языка социальных сетей позволяет лучше понять активные процессы, происходящие в современном русском языке.

В ходе поисковой, исследовательской деятельности цель работы была достигнута, задачи реализованы, гипотеза нашла своё подтверждение.   

 

 

 

I I I Областная научно-практическая конференция

«Лингвистика в XXI веке»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 101; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.105.127 (0.008 с.)