I I I Областная научно-практическая конференция 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I I I Областная научно-практическая конференция



I I I Областная научно-практическая конференция

«Лингвистика в XXI веке»

Секция: «Русский язык и социум»

(Номинация: «Русский язык в ХХI веке»)

Исследовательская работа:

«О чём расскажут названия магазинов поселка Светлый?»

                                                  Автор работы: учащаяся 9в класса

                                 МОУ «СОШ №2 городского округа

                                      ЗАТО Светлый Саратовской области

                      Колесова Дарья Петровна

                                        Руководитель: учитель русского языка

и литературы

                                       Толстова Екатерина Владимировна

2020

Введение:

Глава I. (теоретическая) Ономастика и эргонимика.

1. Что такое ономастика?

2. Эргонимика как раздел ономастики.

3. Определение понятия «эмпороним».

 Глава 2 (практическая). Эмпоронимы посёлка Светлый.

1. Тематические группы.

2. Лексические группы.

3. Структурные особенности.

4. Морфологические группы.

5. Изучение общественного мнения: влияния названий магазинов на их посещаемость (результаты опроса учащихся 7-х классов)

Заключение

Приложения

Источники информации

Введение

Мы живём в мире слов. Известный русский философ Н.Бердяев писал: «Слова имеют огромную власть над нашей жизнью, власть магическую, мы заколдованы словами и в значительной степени живем в их царстве». Мы редко задумываемся, почему предмет или явление носит именно это название. А ведь у слов, как и у людей, есть своя история, своя судьба. Слово может рассказать о своей «национальности», о «родителях» и «родственниках», о своём происхождении. Задуматься над этим меня заставил случай.

Летом ко мне в гости приезжала сестра из другого города. В первый день мы пошли в магазин «Околица», который располагается в моем дворе. Сестра спросила меня, почему магазин так называется, что значит это слово. Мне было стыдно, потому что я не знала ответов на её вопросы. Мы спросили у моей мамы, и она пояснила значение слова «околица».

После этого я заинтересовалась названиями других магазинов нашего посёлка. Это занятие оказалось таким увлекательным, что в результате появилась исследовательская работа на тему «О чем расскажут названия магазинов посёлка Светлый?»

Объект исследования: названия магазинов (эмпоноримы) посёлка Светлый.

Предмет исследования: тематические и лексические группы имён собственных в эмпоронимах.

Цель: проанализировать название магазинов нашего поселка, выявить специфические особенности эмпоронимов.

Задачи:

- изучить литературу по теме исследования (понятия «ономастика», «эргонимика», «эмпороним»);

- выделить тематические и лексические группы эмпоронимов;

- определить структурные особенности и морфологические группы названий магазинов;

- провести опрос учащихся 7-х классов с целью изучения влияния названий магазинов на их посещаемость;

- сделать выводы;

- подготовить презентацию исследовательской работы.

Методы исследования:

- поиск информации (книги, интернет – источники);

- сбор и анализ данных;

- опрос.

Гипотеза исследования: Названия магазинов нашего посёлка яркие, привлекательные для покупателей.

Актуальность работы: Мы считаем, что человек, любящий свою родину, должен бережно и внимательно относиться к родному языку, родному слову. Подтвердим свою мысль словами К.Г. Паустовского: «Истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку. Человек, равнодушный к родному языку, - дикарь». В свете сказанного выше исследовательская работа на лингвистическую тему не может быть неактуальной.

Практическая значимость: работа была представлена на классном часе краеведческой тематики («Моя малая родина – посёлок Светлый»).

Материалы работы могут быть использованы на внеклассных мероприятиях по русскому языку в рамках предметной недели.

 

 

Глава I. (теоретическая) Ономастика и эргонимика.

Что такое ономастика?

В Большой советской энциклопедии мы прочитали следующее определение ономастики:

Ономастика (от греч. onomastikos - относящийся к наименованию, onoma - имя, название), 1) раздел языкознания, изучающий собственные имена, историю их возникновения и преобразования в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием в др. языки. 2) Собственные имена различных типов (ономастическая лексика), онимия, которая в соответствии с обозначаемыми объектами делится на антропонимику, топонимику, зоонимию (собственные имена животных), астронимию, космонимию (название зон и частей Вселенной), теонимию (имена богов) и др.

В Большом российском энциклопедическом словаре ономастика определяется, как собственные имена различных типов. Раздел языкознания, изучающий собственные имена.

В Словарь русской ономастической терминологии (Подольская Н. В.) дано следующее толкование:

Онома́стика (от др.-греч. ὀνομαστική — искусство давать имена) — раздел языкознания, изучающий любые собственные имена[1], историю их возникновения и трансформации в результате длительного употребления в языке-источнике или в связи с заимствованием из других языков. В более узком значении ономастика — это собственные имена различных типов, совокупность ономастических слов, — ономастическая (онимическая) лексика.

Лингвистический энциклопедический словарь даёт следующее определение понятия:                              

Онома́стика

[от греч. ὀνομαστική (τέχνη) — искусство давать имена] — раздел языкознания, изучающий собственные имена. Термином «ономастика» называют также совокупность собственных имён, которая обозначается и термином «онимия». В некоторых работах термин «ономастика» употреблялся в значении антропонимика.

Ономастика традиционно членится на разделы в соответствии с категориями объектов, носящих собственныеимена: антропонимика изучает имена людей, топонимика - названия географических объектов, зоонимика - клички животных, астронимика - названия отдельных небесных тел и т. д. Ономастика делит собственные имена на реалионимы (имена существовавших или существующих объектов) и мифонимы (имена вымышленных объектов).

На основании изученных определений понятия «ономастика» мы выработали собственное определение:

Ономастика – 1. Совокупность имён собственных; 2. Раздел лингвистики, изучающий собственные имена. Ономастика делится на разделы: антропонимика (имена людей), топонимика (названия географических объектов), зоонимика (собственные имена животных), астронимка (названия небесных тел), космонимка  (название зон и частей Вселенной), теонимика (имена богов) и др. (более подробно разделы ономастики представлены в Приложении №1).

Заключение

Проделанная работа позволяет сделать ряд выводов:

1. Ономастика – 1. Совокупность имён собственных; 2. Раздел лингвистики, изучающий собственные имена. Ономастика делится на разделы: антропонимика (имена людей), топонимика (названия географических объектов), зоонимика (собственные имена животных), астронимка (названия небесных тел), космонимка (название зон и частей Вселенной), теонимика (имена богов) и др.

Эргонимика как раздел ономастики изучает наименования деловых объединений людей.

Эмпоронимы - названия магазинов.

2. Эмпоронимы посёлка Светлый мы разделили на 8 тематических групп. С лексической точки зрения мы выделили однозначные и многозначные эмпоронимы, исконно русские и заимствованные.

3. По структуре эмпоронимы делятся на слова и словосочетания.

По частеречной принадлежности на имена существительные (большинство) и имена прилагательные.

4. Опрос учащихся 7-х классов показал, что название магазинов не влияет на их посещаемость.

В ходе работы цель исследования была достигнута, задачи реализованы. Гипотеза исследования (Названия магазинов нашего посёлка яркие, привлекательные для покупателей) не нашла подтверждения. Названия магазинов нашего посёлка нельзя назвать яркими, привлекательными для покупателей, они достаточно банальные.

Нам хотелось бы продолжить работу по данной теме, в частности, рассмотреть особенности словообразования эмпоронимов посёлка Светлый. 

Приложения

Приложение №1

Разделы ономастики

Традиционно ономастику делят на разделы в соответствии с категориями объектов, носящих собственные имена:

Топонимик а - собственные имена географических объектов

Антропонимика - собственные имена людей

Этнонимика - названия народов и племен

Космонимика - наименования зон космического пространства

Астронимика - названия космических объектов или отдельных космических светил

Зоонимика - собственные имена животных, или их клички

Хрематонимика - собственные имена предметов материальной культуры

Теонимика - собственные имена богов и божеств любого пантеона

Карабонимика - собственные имена кораблей, судов, катеров

Эргонимика - наименования деловых объединений людей. В свою очередь делится на свои разделы.

Прагматонимика - наименования товаров и других результатов практической деятельности людей.

 

Приложение №2

Эмпоронимы посёлка Светлый:

«Калинка», «Рубин», «Магнит», «Пятёрочка», «Перекрёсток», «Околица», «Луч», «Алмаз», «Магнат», «Цветочная поляна», «Ягодка», «Пчёлка», «Рубль бум», «Школьник», «Три пятёрки», «Берёзка», «Меркурий», «Сотос», «Катюша», «Кондитерская», «Виктория», «Уют», «Много мебели», «Бутик бочковых напитков», «Красное и белое», «Алёнка», «Центральный», «Автозапчасти».

 

 

Приложение №3

Источники информации

1. Арнольд, И.В. Основы научных исследований в лингвистике. - М.: Высшая школа, 1991.

2. Большая советская энциклопедия. Режим доступа: https://slovar.cc/enc/bse/2025201.html, https://bigenc.ru/linguistics/text/2689763

3. Большой российский энциклопедический словарь. Режим доступа: https://slovar.cc/enc/bolshoy-rus/1731923.html

4. Крысин Л. П. Современный словарь иностранных слов / Л. П. Крысин; Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова РАН. – Москва: АСТ-ПРЕСС, 2014.

5. Лингвистический энциклопедический словарь. Режим доступа: https://les.academic.ru/799/%D0%9E%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B8%D0%BA%D0%B0

6. Подольская Н. В. Словарь русской ономастической терминологии / Отв. ред. А. В. Суперанская. — Изд. 2-е, перераб. и доп. — М.: Наука, 1988.

7. Суперанская, А.В. /Ономастика. Проблемы и методы. - М.: Наука, 1978.

8. Шмелева Т. В. Язык города. Наименования магазинов. – Красноярск: Красноярский университет, 1989.

I I I Областная научно-практическая конференция

«Лингвистика в XXI веке»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.027 с.)