Эмоционального переживания, недаром его называли виртуозом рефлексии са- 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмоционального переживания, недаром его называли виртуозом рефлексии са-



монаблюдения. Стиль философствования С.Кьеркегора – полемический.

Критикуя Гегеля, Кьеркегор пытается создать субъективно-качественную

диалектику. Его интересуют, в первую очередь, интимно-личностные пережи-

вания, которые не поддаются никакой объективации. Личные переживания для

него невыразимы и неизречимы, как, например, страх. Страх – это изначальная

характеристика человека и его бытия. Страх – это интимное выражение свободы

человека в вопросе быть или не быть. Страх для Кьеркегора – это бытие лично-

сти перед лицом смерти. Главное, что свой страх смерти человек не может передать никому, такова истина (“О понятии страха”, 1844) и суть качественной

диалектики Кьеркегора.

Критикуя Гегеля за снятие с личности ответственности за происходящее, за

исключение свободы и самостоятельности, Кьеркегор создает субъективную

концепцию личности. Свобода личности может осуществляться только в инди-

видуальном выборе, который должен быть абсолютно свободным, независимым

от природных связей, от общественных влияний и отношения других людей. В

свободе проявляется независимость личности от всего внешнего. Не важно, что

выбирает личность, важен акт выбора (“Наслаждение и долг” 1894).

Серен Кьеркегор, верующий человек, утрату веры рассматривает как не-

счастье. Виновными в распространении неверия считает современное ему хри-

стианство, институт церкви и церковную иерархию. В работе “Болезнь к смер-

ти” им пересматриваются основные положения христианства и на их основе

создается положительная концепция христианства, смысл которой состоит в его

связи с жизнью, в служении человеку. Человек - это дух, дух - это личность, она

есть синтез всего. Естественное состояние личности - это состояние отчаянья, то

есть смертельная болезнь. Чем глубже сознание, тем сильнее отчаяние. Отчая-

ние-это страх, прячущийся в глубине сознания; страх перед ничто, боязнь утра-

тить себя.

Кьеркегор развивает протестантскую концепцию труда, создает демокра-

тическую теорию талантов, опровергая романтические представления о труде,

как об отрицательном и унизительном занятии, мешающем человеку жить и на-

слаждаться. Совершенство человека заключено в его способности трудиться.

Есть герои и лжегерои, одни трудятся добровольно, т.к. видят в этом смысл

жизни; другие совершают мнимые подвиги, удовлетворяя своё тщеславие и чес-

толюбие. Труд – свидетельство человеческого достоинства, возможность само-

определиться. В борьбе за кусок хлеба человек борется и ради того, чтобы об-

рести самого себя, свое «Я» и тот кто, не испытал этой борьбы, не способен

оценить ее величие. С.Кьеркегор считает безумием отрицать существование и

смысл заботы о хлебе насущном, однако его не интересует вопрос о сущности

труда, его не волнует характер общественных отношений, формы собственно-

сти, производственные отношения. Для него важно отношение человека к тру-

ду. как к источнику богатства и средству искупления греха.

В итоге, человек - для Кьеркегора – венец творения, соединение несоеди-

нимого: мудрости и глупости, силы и бессилия, надежды и разочарования, люб-

ви и ненависти, жестокости и милосердия, знания и невежества. Велик не муд-

рец, не философ, не бог – велик лишь человек. В этом притягательная сила кон-

цепции человеческой личности С.Кьеркегора. В работах «Или-или» и «Болезнь

к смерти» Кьеркегор знакомит нас с тремя стадиями развития личности или

тремя типами человеческих характеров – эстетическим, этическим и религиоз-

ным, тем самым он развивает, поставленную А.Шопенгауэром проблему типо-

логии человеческих характеров (характерологию).

Фридрих Ницше (1844-1900) – немецкий мыслитель, более всех известная



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 143; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.005 с.)