Житие апостола Андрея Первозванного 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Житие апостола Андрея Первозванного



СВЯТЫЙ АПОСТОЛЕ ХРИСТОВ АНДРЕЕ,

МОЛИ БОГА О НАС!

Тропарь апостолу Андрею Первозванному, глас 4

 

Я́ко апо́столов первозва́нный/ и верхо́внаго су́щий брат,/ Влады́це всех, Андре́е, моли́ся/ мир вселе́нней дарова́ти// и душа́м на́шим ве́лию ми́лость.

Кондак апостолу Андрею Первозванному, глас 2

Му́жества тезоимени́таго Богоглаго́льника/ и Це́ркве возсле́дователя верхо́внаго,/ Петро́ва сро́дника восхва́лим,/ зане́ я́коже дре́вле сему́, и ны́не нам воззва́:// прииди́те, обрето́хом Жела́емаго.

Величание апостолу Андрею Первозванному

Велича́ем тя,/ апо́столе Христо́в Андре́е,/ и чтим боле́зни и труды́ твоя́,/ и́миже труди́лся еси́// во благове́стии Христо́ве.

Молитва апостолу Андрею Первозванному

Первозва́нне апо́столе Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, Це́ркве после́дователю верхо́вный, всехва́льне Андре́е, сла́вим и велича́ем апо́стольския труды́ твоя́, сла́дце помина́ем твое́ благослове́нное к нам прише́ствие, ублажа́ем честна́я страда́ния твоя́, я́же за Христа́ претерпе́л еси́, лобыза́ем свяще́нныя мо́щи твоя́, чтим святу́ю па́мять твою́ и ве́руем, я́ко жив Госпо́дь, жива́ же и душа́ твоя́ и с Ним во ве́ки пребыва́еши на Небеси́, иде́же и лю́биши ны то́южде любо́вию, е́юже возлюби́л еси́ нас, егда́ Ду́хом Святы́м прозре́л еси́ на́ше е́же ко Христу́ обраще́ние, и не то́чию лю́биши, но и мо́лиши о нас Бо́га, зря во Све́те Его́ вся ну́жды на́ша. Та́ко ве́руем и та́ко сию́ ве́ру на́шу испове́дуем во хра́ме, и́же во и́мя твое́, святы́й Андре́е, пресла́вно созда́ся, иде́же святы́я мо́щи твоя́ почива́ют; ве́рующе же, про́сим и мо́лим Го́спода и Бо́га и Спа́са на́шего Иису́са Христа́, да моли́твами твои́ми, я́же при́сно послу́шает и прие́млет, пода́ст нам вся потре́бная ко спасе́нию нас гре́шных; да я́коже ты а́бие по гла́су Го́спода, оста́вль мре́жи своя́, неукло́нно Ему́ после́довал еси́, си́це и ки́йждо от нас да и́щет не свои́х си, но е́же к созида́нию бли́жняго и о го́рнем зва́нии да помышля́ет. Иму́ще же тя предста́теля и моли́твенника о нас, упова́ем, я́ко моли́тва твоя́ мно́го мо́жет пред Го́сподем и Спаси́телем на́шим Иису́сом Христо́м, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом во ве́ки веко́в. Ами́нь.

АПОСТОЛ ОТ 70-ТИ СТАХИЙ

ЖИТИЕ АПОСТОЛА ОТ 70-ТИ СТАХИЯ,

ПЕРВОГО ЕПИСКОПА ВИЗАНТИЙСКОГО

Стахий (иначе Стахий из Арьируполиса[1], греч.; † 54) — апостол

от семидесяти, епископ Византийский.

 

Память в Православной церкви совершается 4 (17) января (соборная память апостолов от 70-и) и 31 октября (13 ноября).

 

Святой апостол Андрей Первозванный рукоположил Стахия в сан епископа Византийского, где он и святительствовал шестнадцать лет,

с 38 по 54 год, ревностно проповедуя Евангелие Христово и обращая язычников в христианство.

 

О нём, предположительно, упоминает апостол Павел в послании

к Римлянам (Рим. 16:9): «Приветствуйте Урвана, сотрудника нашего во Христе, и Стахия, возлюбленного мне.»

 

По Месяцеслову Василия, мощи Стахия вместе с мощами Амплия и Урвана принесены были в Константинополь и положены в Пигах

(— на источниках).

 

 

 

АПОСТОЛ ОТ 70-ТИ АМПЛИЙ

 

ЖИТИЕ АПОСТОЛА ОТ 70-ТИ АМПЛИЯ,

Почитание

 

В апостольских списках, приписываемых святому Ипполиту Римскому и преподобному Дорофею Газскому, имя апостола Амплия стоит

на 21-м месте.

 

Согласно Месяцеслову Василия II, мощи Амплия вместе с мощами апостолов Урвана и Стахия были принесены в Константинополь и положены в храме Живоносного Источника в Валукли.

 

Святой Амплий изображается с апостолами, чья память приходится на 31 октября. Сцена мучения апостолов представлена в Минологии Василия II [4]; в Минологии последней четверти XI века [5]; в минологии Служебного Евангелия [6]; в церкви Вознесения Дечанского монастыря в 1348-1350 годах. Изображен в рост в минологии Служебного Евангелия [7], в греко-грузинской рукописи [8] - в руках свиток. Описание облика святого имеется в "Ерминии" Дионисия Фурноаграфиота начала XVIII века, где его предписано изображать молодым с едва показавшеюся бородой [9]. В Строгановском лицевом подлиннике последней трети XVIII века, и в подлиннике сводной редакции (Большаковский подлинник, XVIII в.) апостол Амплий изображен под 31 октября безбородым вместе с апостолами Стахием и Урваном. Его предписано изображать "аки Димитрий млад, риза киноварь с белилом, испод лазорь, рука молебна."

 

В 1881 году в римских катакомбах святой Домитиллы итальянским археологом Дж. Б. Росси было обнаружено захоронение (кубикулум), на котором читалась надпись "AMPLIATI." Одно время многие считали, что эта находка подтверждает гипотезу о том, что святой Амплий скончался и был захоронен в Риме, но после того как было установлено что первые погребения христиан в катакомбах датировались концом II века, это мнение было отвергнуто в середине XX века [10].

 

 

 

  АПОСТОЛ ОТ 70-ТИ УРВАН

АПОСТОЛ ОТ 70-ТИ ФИЛОЛОГ

 

ПЕРВОГО ЕПИСКОПА СИНОПСКОГО

Святой апостол Филолог — апостол от семидесяти.

 

Филолога приветствует ап. Павел в послании к Римлянам: «Приветствуйте Филолога и Юлию, Нирея и сестру его, и Олимпана, и всех с ними святых. (XVI, 15)» Более никаких сведений о сем апостоле нет в книгах Нового Завета. Кто была Юлия, упоминаемая вместе с Филологом, трудно сказать, так как ап. Павел кроме её имени ничего о ней не сказал. Некоторые считают её за сестру св. Филолога, а другие (Ориген) за его супругу. В некоторых кодексах Нового Завета в 15 стихе XVI главы послания к Римлянам поставлено: «Целуйте Филолога и Юлия» (а не Юлию) и потому считают мужчиною, а не женщиною и полагают, что это был один из представителей церкви Римской (Migne. Dictionnaire de la Bible., II tom). Церковное предание св. Филолога причисляет к 70 апостолам и считает его учеником св. ап. Павла. Дорофей, Епифаний и др. считают св. Филолога учеником и спутником ап. Андрея. В греческом Синаксаре о св. Филологе сказано: "Ап. Павел в своем послании к Римлянам (XVI, 15) пишет: Целуйте Филолога и Юлию (греч.).

Был поставлен от ап. Андрея Первозванного во епископа в г. Синопе.

 

В славянской Четьи Минее св. Димитрия Ростовского о нем сказано: «Филолог святый, его же в римстей епистолии воспоминает Павел святый глаголя: Целуйте Филолога (Рим. XVI, 15): поставлен бысть св. Андреем во епископа в Синоп». В Прологе к Четьи Минейному сказанию прибавлено: «Филолог претерпел много несчастий и скорбей, многих научил и привел ко Христу». В «Деяниях (или сказаниях) ап. Андрея» упоминается в числе его спутников Филолог (И. И. Малышевского

в Трудах Киев. Академии, декабрь 1889. «Спутники св. ап. Андрея»).

 

Память св. Филолога в православной церкви совершается 5 (18) ноября вместе с апп. Патровом, Ермом, Гаием и Лином, а также 4 (17) января

в соборе св. 70 Апостолов. Католики отмечают его память 4 ноября,

вместе с Криспом и Гаием.

Жизнеописание

 

По римским преданиям, Филолог был знатный римлянин, сын св. Персиды, упоминаемой св. ап. Павлом в послании к Римлянам (XVI, 12). С молодых лет служил в преторианской гвардии, отличался мужеством и красотою; случайно познакомился со св. Акилою, которого он защитил от грубых оскорблений языческой толпы. Юлия, отличавшаяся необыкновенной красотою, была его супругою; находилась в родствe с Персидою, у которой была еще дочь Клавдия. Через посредство Акилы молодая чета познакомилась с ап. Павлом во время его первых римских уз и им была обращена в христианскую веру, но Филолог не желал оставлять выгодной при дворе службы и был потаенным христианином. Вскоре по освобождении ап. Павла из уз и отбытия его из Рима в 64 году Нероном был подожжен город и в сожжении столицы обвинены были христиане, за что, по приказанию императора, мнимые виновники преступления были преданы страшной казни; христиане, облитые смолой и горючими веществами, были сожжены и представляли из себя огненные факелы в садах Нерона. Филолог и Юлия не попали в число первых жертв неистовства Нерона. Положение Филолога в преторианской гвардии некоторое время отклоняло от него подозрения в принадлежности к христианству. После ужасной казни римских христиан Филолог решился пойти и объявить себя христианином; некоторые из братии убеждали его пощадить себя и юную жену, что видимо смутило его, но Юлия прекратила внутреннюю борьбу своего мужа. Она, обратившись к Филологу, твердым голосом произнесла: «Где поставил нас Господь, там мы и должны быть и не страшиться высказывать доброе исповедание Его.

 

 

В жизни и в смерти мы — чада Его». На следующий день Филолог и Юлия явились к префекту Рима, жестокому Тигеллину и исповедали себя христианами. С пылавшими огнём священного мужества и одушевления глазами, Филолог смело выступил пред кровожадным тираном, признал себя открыто христианином, и высказал сожаление, что он не исповедал свою веру раньше, боясь лишиться места в преторианской гвардии.

 

Юлия также решительно высказала свои убеждения и обратилась

к Богу с молитвою простить их прежнее малодушие и милостиво принять их настоящее исповедание. При виде её светлого почти детского лица,

в толпе, жаждущей кровавых зрелищ, шевельнулось невольно чувство сострадания к невинной жертве. Но это был лишь один миг. Участь христиан была решена; их приговорили к сожжению. Нерон распорядился, чтобы муж и жена сгорели вместе на одном костре.

 

 

СВЯТИИ АПОСТОЛИ ХРИСТОВЫ

Молитвы апостолам от 70-ти

Стихира, глас № 1

(коленопреклоненная):

    Узы и страдания за Веру Истинную кротко   

претерпели еси, / апостола Андрея ученицы и последователи преславнии были есте, / светильницы христоименитии Света Незаходимаго служители державнии, /

Стахие, Амплие, Урване и Филологе, // Христа Бога непрестанно молите, да сподобит Он всем, яко Чадолюбивый Отец и Человеколюбец, предстательством пламенным вашим улучити нам спасение нетленное

и велию милость.

 

Величание

    Величаем вас, апостоли Христовы Стахие, Амплие, Урване и Филологе, ученицы всехвальнаго апостола Андрея, и чтим святую память вашу, вы бо молите

о нас Христа Бога нашего.

 

 

Иное величание

    Величаем вас, апостоли Христовы Стахие, Амплие, Урване и Филологе, и чтим болезни и труды ваша,  

вы же подобно апостолу Андрею, наставнику вашему,

из верности Христу еси страдания понесоша и вся концы Вселенныя к Нему приведоша.

 

Припев на молебне:

Молитва апостолам от 70-ти

Октября / 23 сентября.

Стихира, глас № 1

(коленопреклоненная):

    Кресту Первозванного Андрея апостола ныне предстоиши, / прехвальная ученице его и жено равноапостольная, / верность учителю своему  по Богови  

апостолу Андрею даже до смерти крестныя его до конца понесшая, / и по сем остаток дней своих в чистоте девственней и благоугождении Господеви пребывшая, /

в сети учения Его тьму велию жаждущих Истины привлекла еси, / девицам и женам в верности Христу

примере достохвальне, / преизрядная жено равноапостольная, /

преподобная мати наша Поликсение, // моли Христа Бога

да подаст нам наследие Царствия Небеснаго, покаяния нелицемернаго и велия милости.

 

Величание

    Ублажаем тя, преподобная мати наша Поликсение,

ты бо еси молиши за нас Христа Бога нашего.

 

 

Иное величание

    Ублажаем тя, преподобная мати наша Поликсение,

ты бо еси жено равноапостольная предивная, апостола Андрея ученице преславная, наставнице монахинь и собедеднице Ангелов.

 

Припев на молебне:

Преподобная мати наша Поликсение, моли Бога о нас!

Стихира, глас № 1

(коленопреклоненная):

    Светозарнии сосуды благодати Духа Святаго, /

наследницы Небеснаго Иерусалима, / дерзновении

Истины Христовой проповедницы, / апостоле Христов Андрее, со своими последователями: мучениками Инною, Пинною и Риммой, / апостолами Стахием, Амплием, Урваном и Филологом, / и преподобною матерью нашей Поликсенией, // Владыку всех молите долгов разрешение нам даровати, и спасение,

и велию милость.

 

Величание

    Величаем вас, апостоле Христов Андрее, / вкупе с последователями твоими, мучениками Инною, Пинною и Риммой, / апостолами Стахием, Амплием, Урваном и Филологом, / и преподобною матерью нашей Поликсенией, / и чтим святую память вашу, / вы бо непрестанно и усердно молите о нас Христа Бога нашего.

 

Припевы на молебне:

Святый апостоле Христов Андрее, моли Бога о нас!

 

 

Святии мученицы Инне, Пинне и Римме,   

молите Бога о нас!

 

 

Святии апостоли Стахие, Амплие, Урване  

и Филологе, молите Бога о нас!

 

 

Преподобная мати наша Поликсение,   

моли Бога о нас!

 

Молитва Собору

Города Перми

Пермская Митрополия,

Пермь, 2020 год.

 

 

ЖИТИЕ АПОСТОЛА АНДРЕЯ ПЕРВОЗВАННОГО

 

    Апостол Андрей был родом из Галилеи. Родился он  

в 6 году от Рождества Христова. Он был братом первоверховного апостола Симона Петра. Его отца Звали Иона, по   некоторым данным - Иоанн. Эта северная часть Святой Земли отличалась

плодородием и живописностью, а жители ее - добродушием

и гостеприимством.

    Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими  их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей - греческое и в переводе

значит «мужественный».

    Когда Иоанн Креститель начал проповедовать на берегах Иордана, Андрей вместе с Иоанном Заведеевым (происходившим с ним из одного города - Вифсаиды) последовал за пророком,

надеясь в его учении найти ответ на свои духовные вопросы.

Многие начали думать, что, может быть, Иоанн  Креститель и есть ожидаемый Мессия, но он объяснил что он не Мессия,

а послан только приготовить Ему путь. 

    В то время Господь Иисус Христос пришел на Иордан

для Крещения, и тот, указав на Господа, сказал своим ученикам:

«Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грехи мира».

    Услышав это, Андрей с Иоанном последовали за Иисусом.

Господь, увидев их, спросил: «Что вам угодно?».

Они сказали: «Равви (Учитель), где Ты живешь?» - «Пойдите и увидите», - ответил Иисус, и с того времени они стали 

Его учениками. В этот же день апостол Андрей пошел  

к своему брату Симону Петру и сказал ему: «Мы нашли Мессию». Так Петр присоединился к ученикам Христовым.

    Однако апостолы не сразу всецело посвятили себя апостольскому званию. Из Евангелия мы знаем, что братья Андрей и Симон Петр, братья Иоанн и Иаков должны были на какое-то время вернуться к семьям и заняться своей обычной работой - рыбной ловлей.

    Несколько месяцев спустя Господь, проходя мимо Галилейского озера и увидев их ловящих рыбу, сказал: «Идите за Мной, и Я сделаю вас ловцами человеков». Тогда они оставили свои лодки и сети и с этого дня стали неотлучными учениками Христовыми.

 

 

    Андрей, ранее других апостолов последовавших за Господом,

получил наименование Первозванного. Он пребывал со Христом

в течение всего периода Его общественного служения.

    После Воскресения Спасителя апостол Андрей вместе

с другими учениками был удостоен встреч  с Ним и присутствовал на Елеонской горе, когда Господь, благословляя их,

вознесся на Небо.

    После Сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий,

кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия.

Святому Андрею достались страны, лежащие вдоль побережья

Черного моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия,

т.е. земля, на которой позднее образовалась Россия.

    Согласно преданию, апостол Андрей  проповедовал на Таврическом полуострове, где на горе Ай-Петри призвал в число

своих учеников будущих первых мучеников Руси Инну, Пинну и Римму, благословив их на проповедь Евангелия Христова.

Впоследствии они были убиты язычниками у нынешнего села Малореченское (Крым) у нынешнего храма-маяка святителя Николая Чудотворца, а мощи их были перенесены в селение Аликс (ныне город Алушта, Респулика Крым РФ), где покоятся под спудом у храма великомученика Феодора Стратилата и всех Крымских святых.

    Потом по Днепру поднялся на север и дошел до места,

где вспоследствии возник Киев. «Верьте мне, - сказал апостол  своим ученикам, - что на горах сих воссияет благодать Божия:

великий город будет здесь, Господь просветит землю сию Святым Крещением и воздвигнет здесь много церквей».

    Затем апостол Андрей благословил Киевские горы и водрузил на одной из них крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси.

    И все же первое место, куда отправился апостол Андрей для проповеди Евангелия, была Грузия, куда он отправился вместо Богородицы, даря грузинам икону Богородицы «Ацкурская»

(Она чудесным образом отпечатлелась на доске, когда Богородица умылась и приложила свой лик к доске, на которой Она запечатлелась с Богомладенцем).

    Ежегодно, 12 мая, грузины празднуют праздник «Андриолоба», когда апостол пришел к ним с проповедью Евангелия.

 

    Затем, апостол Андрей дошел до Новгорода Великого и Валаамского архипелага.   В Византии, апостол Андрей посвятил своего ученика апостола Стахия во епископы, затем других своих учеников, апостолов Амплия, Урвана и Филолога поставил епископами: Амплия в Диосполь (пригород Дамаска), Урвана -

в Македонию, а Филолога - в Синоп (граница Крыма с Турцией).

    Апостол Андрей совершил 4 апостольских путешествия:

в 1-ом его сопровождали его брат, первоверховный апостол Петр,

апостол Симон Зилот  Кананит и Матфий; во 2-ом путешествии -

апостол и евангелист Иоанн Богослов и апостол Матфий;

в 3-ем путешествии - апостол Иаков Алфеев и апостол Фаддей;

в 4-ом путешествии до Патр (Греция) - ученица апостола Андрея,

преподобная Поликсения. Она была продана в римское рабство,

но на корабле, плывущем в Рим, встретилась с апостолом Петром,

который крестил ее, и когда она была выкуплена из плена, то присоединилась к апостолу Андрею Первозванному, и вместе они дошли до Греции.

 

    После возвращения в Грецию апостол Андрей остановился

в городе Патрос (Патры), расположенного у Коринфского залива.

Здесь через возложение рук он многих людей исцелил от недугов.

Многие жители Патры уверовали во Христа, и местный правитель Егеат возгорелся ненавистью против апостола Андрея, приговорив его к распятию на кресте. Апостол,  нисколько не устрашившись

приговора, во вдохновенной проповеди раскрыл перед собравшимися духовную силу и значение Крестных Страданий Спасителя. Правитель Егеат не поверил проповеди апостола,

назвав его учение безумием. Затем он велел распять апостола так, чтобы он подольше страдал. Святого Андрею привязали

ко кресту набодобие буквы «Х», не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти. Вися на кресте трое суток, апостол Андрей непрестанно молился и поучал народ,

стоящих здесь. Эти проповеди зафиксировала на бумаге ученица апостола, преподобная Поликсения, стоявшая рядом с крестом

своего учителя.

    Перед разлучением его души с телом небесный свет осиял крест апостола Андрея, и в его блистании апостол отошел 

в вечное Царство Божие. Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного последовала 13 декабря (30 ноября) около 62 года

после Рождества Христова.

 

 

    Среди обращенных в Патрах апостолом Андреем людей

был брат Егеата, Стратоклий, ставший первым епископом Патр,

и Максимилла, жена Егеата, исцеленная от беснования апостолом Андреем. Сам Егеат после казни апостола сошел с ума

и в эпилептических конвульсиях умер в самом центре  

города Патры.  

    Преподобная Поликсения после казни апостола Андрея,

вернулась на родину, в Испанию, где со своей сестрой, преподобной Ксанфиппой, проповедовала Слово Божие, воздвигая храмы и монастыри, где и встретила мирно свою кончину.

    Несколько столетий спустя, при   императоре Константине Багрянородном, 3 июля 970 года, мощи святого апостола Андрея

были торжественно перенесены в Константинополь и положены

в храме Святых Апостолов рядом с мощами евангелиста Луки

и ученика апостола Павла - Тимофея.

    А 8 мая 1208 года, когда крестоносцы захватили Константинополь (ныне Стамбул), мощи апостола Андрея перенесли в итальянский город Амальфи.

    Святой апостол Андрей - один из великих древних святых,

который, согласно преданию, дошел с проповедью Евангелия

до пределов территории Древней Руси, где водрузил святой крест.

Отсюда вера Христова стала распространяться по всем пределам нашего Отечества.

    Русская Церковь, приняв веру от Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного

так торжественно почиталась в дореволюционной России.

    Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства.

    С Петровских времен Андреевский флаг (на белом фоне -

голубой крест в форме буквы «Х»), для русского флота сделался его стягом, под сенью которого русские одержали множество славных побед.

    Апостол Андрей считается покровителем России, Крыма,

Украины, Грузии,   Финляндии, Карелии, Греции, Шотландии

и Антиохии.

    Ему молятся девушки о хороших женихах, об укреплении Веры Православной в нашей России, о покровительстве всем нуждающимся в Божьей милости.

 

 

    Среди древних исследователей деяний и жития апостола Андрея Первозванного особо выделяются святитель Григорий Турский, преподобный Симеон Метафраст и преподобные Георгий Святогорец Афонский и Ефрем Мцире (Грузия).

    Также похвальные слова апостолу Андрею посвятили святитель Иоанн Златоуст и святитель Прокл, патриарх Константинопольский.

 

 

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.61.142 (0.128 с.)