Региональная политика и экономические районы Китая. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Региональная политика и экономические районы Китая.



Региональная политика – часть экономической политики страны, связанная с развитием регионов, использованием региональных ресурсов, оказанием помощи депрессивным регионам, выравниванием показателей уровня жизни, доходов населения в разных регионах. Цель региональной политики – формирование единого социально-экономического управления.Центральная, Восточная и Западная экономические зоны (различаются рельефы, климат, водные ресурсы, растительность, население) по уровню экономического развития.

В восточной части существует индустриальная зона. Политика направлена на то что бы АР развивалась система льгот, прокладывание дорог – инфраструктура, санся – сбережение энергетических ресурсов, прокладывание газопровода (Урумчи, Запад-Восток – по пути следования создания СЭЗ. Начали создаваться СЭЗ во время проведения реформ.

Китайские опыт создания СЭЗ - один из самых успешных в мире.

Создание СЭЗ было инициировано ЦК КПК в середине 1979 г. По замыслу создателей они должны были стать «открытыми окнами во внешний мир». Предполагалось, что через них в страну будут поступать капиталы, высокая технология, знания, управленческий опыт, которые после адаптации в зоне будут использоваться по всей стране. Кроме того, они должны были стать полигоном для отработки рыночного механизма с участием всех форм собственности и налаживания наиболее эффективных производственных связей с зарубежными фирмами. В СЭЗ Китая происходит становление и обкатка, как указывают китайские экономисты, экономической модели, по которой в XXI в. будет жить практически весь Китай.

Таким образом, основные цели создания СЭЗ:

привлечение иностранного капитала, передовой техники и технологии, овладение опытом управления, подготовка национальных кадров;

увеличение экспортной валютной выручки;

стимулирование реформы, предварительная «обкатка» ее мероприятий;

эффективное использование природных ресурсов;

стимулирование развития экономики страны в целом, передача передовой зарубежной технологии и опыта управления во внутренние районы страны;

мобилизация финансовых возможностей китайской эмиграции.

На первом этапе были созданы особые экономические зоны Шеньчжень, Чжухай и Шаньтоу (провинция Гуандун) и Сямынь (провинция Фуцзянь), а в 1988 г. – ОЭЗ Хайнань, которая официально была провозглашена пятой ОЭЗ.

Важной движущей силой ОЭЗ стало внедрение в их хозяйственный механизм принципов рыночного регулирования. Каждая из этих ОЭЗ получила право принимать по экономическим вопросам свое собственное законодательство, независимо от провинциального правительства. Во всех зонах предоставлялось: пониженная ставка налога на прибыль предприятий – 15%, в то время как национальная ставка налога составляет 33%, беспошлинный ввоз товаров для производства экспортной продукции и ее последующего вывоза за рубеж, льготная аренда земли и объектов инфраструктуры. Эти зоны являлись закрытыми территориями, для въезда в них жителям внутренних районов требовалось иметь специальное разрешение.

Основные отличительные черты развития особых экономических зон, в отличие от условий развития внутренних районов, заключались в следующем:

в ОЭЗ более дифференцирована структура собственности, ведущую роль играют предприятия с участием иностранного капитала;

главным в ОЭЗ стало рыночное регулирование;

продукция предприятий ОЭЗ ориентирована на экспорт;

зарубежным инвесторам предоставляются льготы по уплате корпоративного налога;

упрощена процедура получения виз и разрешений;

государство предоставляет зонам значительную самостоятельность в ведении внешнеторговой деятельности и осуществляет контроль над ней.

Региональная политика направлена на создание внешних условий для дальнейшего усиления китайской национальной мощи и стимулирование предпосылок для эффективного использования этой растущей мощи на международной арене. Региональные методы внешней политики КНР базируются на развитии экономического сотрудничества с соседними странами, что должно привести к формированию устойчивых общих интересов стран региона и, соответственно, к созданию надежных механизмов региональной безопасности. Приоритетным направлением региональной политики для китайского руководства является утверждение своего влияния в Восточной Азии. Вместе с тем, несмотря на очевидную приоритетность Восточной Азии для Пекина (хотя бы в силу важности тайваньского вопроса), в самом Китае раздаются голоса, призывающие пока сосредоточиться на других стратегических направлениях. Во внешней политике Китай ставит перед собой две основные цели: создание благоприятных внешних условий для модернизации государства и утверждение КНР в качестве одного из полюсов многополярного мира. Основные методы, которыми пользуется Китай в своей региональной политике, это провозглашаемые им принципов невмешательства во внутренние дела соседних стран и активное вовлечение этих стран в экономический обмен с КНР. Несмотря на то, что иерархия региональных приоритетов Китая сравнительно стабильна и основные интересы сосредоточены в Восточной Азии, откуда исходят в настоящее время основные угрозы безопасности страны, приведенные выше факты свидетельствуют о том, что, в принципе, в определенных условиях возможен если не пересмотр, то некоторая корректировка политики Китая и возникновение более сбалансированного подхода к проблемам на региональном уровне.

12. Внешнеторговые отношения КНР.

Первый период 80-е годы до 90-х гг. С 80 по 90 года ВТО вырос в три раза b составил ≈115 млрд. $., но в течении 10 лет отрицательное сальдо т. е. превышения импорта над экспортом. 1990-е гг. развитие экономики Китая. Проводятся крупномасштабные экономические реформы – переориентация привела к быстрому росту внешней торговли. С 1990 г. ВТО к 2000 г. возрос в 4 раза ≈ 475 млрд. $. В1994 сальдо внешнеторгового оборота становиться устойчиво положительным. Период с 2000-2007 гг. В начале 2000 г. Китай вступил в ВТО, это повлияло на развитие экономики. Экспорт вырос почти в 4 раз. Темпы роста очень высокие. Удельный вес в мировой торговле 2000 г. – 3,6 % и 2007 г. – 10,2. Большие темпы роста во внешней торговле привели к необходимости пересмотрения подходов к развитию внешнеторговому комплексу страны. В дореформенный период - торговля чаем, шелком, пряностями, кожей и т.д. В после реформенного периода происходит облагораживание экспорта в 1985 г. доля сырья и продуктов первичной переработки составляло ≈ 50%. В начале 2000-х гг. снизилось до 9% и одновременно рост промышленной продукции с 49% - 91% (легкая, пищевая промышленность, черные цветные металлы и машиностроение.) Китай занимает 1 место в мире по экспорту хлопчатобумажной ткани, натуральный шелка. Снижается доля продовольствия с 14% (1985 г.) до 4,5% (середина 2000 г.) и минерального топлива 26% и 3%. Товарная структура экспорта - обрабатывающая промышленность. Доля машин и оборудования и транспортных средств возросла с 3% до 39%. Динамично изменялся импорт, отражая потребности быстрорастущей экономики в 1985 г. преобладали промышленные изделия 88% (в том числе машины, оборудование, средства транспорта 40%). В настоящее время растет импорт сложной наукоёмкой продукции вначале 2000 г. – 49%. Значительно сократилась доля импорта сельского хозяйства, сырья и полуфабрикатов. Ввозит древесину. Возросла доля импорта черных, цветных металлов. В 1992 г. превратился в импортёра нефти. По прежнему, ввозиться химическая продукция в том числе удобрения.

В настоящее, время Китай находиться на промежуточном этапе экономического стимулирования текстильной, электронной машиностроительной промышленности, импортного замещения и молодых отраслей энергетики транспортной связи. Китай торгует ≈ 200 государствами. Главные торговые партнеры: Япония, Республика Корея, НИС юго-восточной Азии, Малайзия и Индонезия; США; Германия, Франция, Великобритания, Нидерланды, Италия; Россия; Сянган и Тайвань; Австралия.

 

 

13. Роль Китая на мировом финансовом рынке и рынке услуг.

Китай успешно использует различные формы экономического сотрудничества с тихоокеанскими странами, прежде всего в области привлечения иностранного капитала.

Иностранные инвестиции — это не только валютные средства, но и современная технология и организация, опыт установления и поддержания деловых контактов с зарубежными странами.

Политика "открытых дверей" в отношении иностранных инвестиций прошла несколько этапов. На протяжении первого этапа (1979—1985) поступление капитала стабильно возрастало, достигнув 4,6 млрд дол. в 1985 г. Второй этап (1986—1989) продемонстрировал уже крупномасштабный приток иностранного капитала, объем которого к 1988 г. вырос до 10,2 млрд дол.. В начальный период преобладали вложения в непроизводственную сферу (гостиницы, магазины, рестораны и т. п.) и лишь 27 % иностранного капитала помещалось в производство.

В 1980—1981 гг., чтобы стимулировать поток инвестиций, в прибрежных городах Шэньчжэне, Гуандуне, Фуцзяне и Сямэне были учреждены четыре Специальные экономические зоны (СЭЗ). Эти зоны, открытые первоначально в качестве эксперимента в условиях начавшихся экономических реформ, стали впоследствии наиболее динамичными центрами роста экономики. Здесь были установлены льготные налоги, лицензирование импорта, льготные тарифы, а также разрешалось создавать не только совместные предприятия с миноритарной или мажоритарной собственностью, но и предприятия, полностью находящиеся в иностранной собственности.

Такие меры моментально способствовали увеличению притока иностранного капитала, главным образом в форме прямых иностранных инвестиций (ПИИ). Успех первых СЭЗ дал толчок созданию новых областей, открытых внешнему миру.

На первом этапе становления инвестиционных отношений охрана интересов иностранных инвесторов осуществлялась на основе норм гражданского и административного права, а также международных двусторонних договоров, носивших характер соглашений о поощрении и взаимной защите иностранных инвестиций.

Но при отсутствии строгого контроля над получением и использованием инвестиций, характерном для этого этапа, часто заключались контракты, не обладавшие высшим приоритетом или заведомо невыполнимые, что вызвало необходимость скорейшего устранения беспорядка в валютных операциях. Учреждение в 1986 г. Государственной администрации валютного контроля завершило первый и открыло второй этап использования иностранного капитала, теперь уже в условиях четкого управления и строгого контроля над операциями. Введение контроля над привлечением и использованием инвестиций сразу отразилось на их росте.

Содержанием третьего этапа привлечения иностранного капитала (с 1989 г.) стало усовершенствование инвестиционного процесса. В июне 1989 г. китайское правительство впервые определило приоритеты для иностранных инвестиций. Наиболее важными были признаны проекты совместных предприятий, применяющих передовую технологию и ориентирующихся на экспорт, а также проекты в электроэнергетике, транспорте, телекоммуникациях, добыче и переработке сырья. За годы реформ было создано большое количество совместных предприятий или полностью иностранных фирм. К марту 1996 г. их численность выросла до 260 тыс., а стоимость иностранных инвестиций — до 142,8 млрд дол., что позволило Китаю в 1993—1995 гг. стать второй после США крупнейшей страной — реципиентом ПИИ.

В настоящее время потоки иностранного капитала сконцентрированы главным образом в обработке и сборке индустриальных изделий, в капиталоемких отраслях промышленности, в высоких технологиях, в торговле, а также в услугах и инфраструктуре. Доля вложений в сельское хозяйство до сих пор остается невысокой.

Интерес иностранных инвесторов к прямым инвестициям в экономику Китая вполне объясним, так как Китай является сейчас одной из самых привлекательных стран третьего мира и стран с переходной экономикой для деятельности иностранного капитала.

Главными факторами, которые стимулируют его приток в КНР, являются большая емкость внутреннего рынка, огромные ресурсы, относительно низкая стоимость рабочей силы, благоприятные валютные курсы, тарифные ставки и политическая стабильность.

Особое значение для экономического развития Китая играет привлечение прямых инвестиций. ПИИ помогают приобретать современную технологию, оборудование, расширять экспорт предметов потребления и замещать импорт изделиями отечественного производства. При этом между экономическим ростом Китая и увеличением притока капитала существует взаимосвязь: увеличение ПИИ, сопровождающихся передачей передовой технологии и опыта управления, способствует ускорению экономического роста, а развитие экономики, в свою очередь, создает предпосылки для привлечения иностранных инвестиций.

В середине 80-х годов в КНР наблюдалась вторая волна быстрого роста туризма. Это обстоятельство дало толчок строительству новых гостиниц и отелей среднего и высшего классов с участием зарубежного капитала. Однако многие отели, особенно в Пекине и Шанхае, уже в начале 90-х годов начали испытывать финансовые трудности из-за неправильного выбранной территории расположения, недочетов в ценовой политике, т.е. китайцы не смогли в полной мере использовать возможности нарастающего туристского рынка. По прогнозу соответствующих ведомств, перспективы развития китайского туристского рынка огромны и внушают большой оптимизм. Согласно данным ВТО, в 2020 году Китай займет 1-е и 4-е места в мире соответственно по числу принятых туристов из-за границы и числу отечественных туристов, совершивших заграничные турпоездки. По мнению сотрудников Государственного управления по делам туризма КНР, проведение Олимпийских игр 2008 года в Пекине создало новые возможности для развития туризма в Китае. Быстрому росту выездного туризма Китая способствуют в первую очередь быстрые темпы экономического развития страны. В 2009 гг. ВВП по ППС равен 8,8 трил. долл., ВВП на душу населения составил 6500 долл. В ближайшие 20 лет прогнозируется увеличение доходов жителей Китая, что повлечет за собой изменение потребительской модели, в частности возрастут расходы на отдых и путешествия. Уровень развития выездного туризма служит показателем степени открытости страны. Важным фактором, ограничивающим развитие выездного туризма в Китае, является внутренняя политика. В отношении выездного туризма отмечается её либерализация, ограничения на выезд в другие страны, вероятно, будут и далее снижаться. За последние годы была значительно упрощена процедура получения заграничных паспортов, увеличилось количество турагентств, аккредитованных на работу в выездном туризме, расширился перечень стран, официально рекомендованных китайским правительством для посещения с целью туризма. Это привело к значительным изменениям в структуре, динамике и географии выездного туристического потока из КНР. В настоящее время КНР превращается в одну из мировых туристических держав. Китай станет одним из мировых лидером по объему въездного туризма. Валютные поступления Китая от туризма составили свыше 2 млрд. долл. Китай является перспективной страной для развития в ней туризма. Возможность ее конкурентоспособности на туристском рынке говорит о ее перспективном будущем в сфере туризма.

14. Российско-китайские внешнеторговые отношения.                                                          

Торгово-экономические отношения КНР регулируются договором о добрососедстве дружбе и сотрудничества между РФ и КНР 16.07.2000. Торгово-экономическое сотрудничество включая инвестиционно-энергетическое и необходимость разработка планов сотрудничества на среднесрочную и долгосрочную… расширение торговли, машинотехнической и электронной продукции. Оптимизации форм и методов торгово-экономического и форм инвестиционного сотрудничества. Делается упор на реализацию крупных проектов в различных сферах: энергетики, мирного использования атомной энергии, космоса, новых материалов, биотехнологий, информационной техники, связи. В 2004 году был подписан план действий по реализации этого договора.

Предпосылки торгово-экономического сотрудничества:

Особенности экономико-географического положения, т.е. территориальная близость, снижение затрат на перевозку, экспорт рабочей силы;

Богатые природные ресурсы РФ в том числе: топливно-энергитические;

Наличие транспортной инфраструктуры: ж\д и ВТО дороги и строится сеть трубопровода;

Взаимодопоняемость экономик двух стран (тяжелая промышленность РФ, легкая промышленность КНР);

Политическое сближение РФ и КНР.

Эти факторы способствуют развитию отношений между РФ и КНР.

Препятствия: Со стороны РФ:

Несовершенство российского законодательства, в том числе привлечение иностранного капитала;

Высокие ставки налогообложения по сравнению с КНР;

Административные проблемы, связанные с бюрократизмом в центре на местах;

Это недостаточно защищенность китайского бизнеса в РФ;

Социально-псхологические моменты (это давление российской прессы в связи с китайской угрозой).

Со стороны КНР:

Слабое знание китайскими предпринимателями РФ специфики (законодательные инвестиционные риски);

Неблагоприятный инвестиций кризис в Китае связанный с реализацией проектов РФ.

Динамики товарооборота РФ и КНР.

С 1991 по 1993 внешний торговый оборот был достаточно высокий Прирост составил более 30 % в 1992 до 50%. Начиная с 1994 по 1996 год внешнеторговый оборот уменьшился, лишь в 1996 он увеличился. С 1997 по 2000 год в связи с кризиса сильно снизился. И уровня 1993 года достиг только в 2000 году. С 2000 по 2007 увеличивался средними темпами.

Половина экспорта приходится на сырье, минеральное топливо, нефть т нефлепродукты. Черные металлы сильно снизились. Химические товары стабилизовались на уровне 1998 года. Из удобрений вывозят Калийные соли, фосфориты. Доля руды возросла.

По структуре импорта преобладает машины и оборудование, продукция легкой промышленности, трикотаж, обувь 6,4, Изделия из кожи сокращаются. Химические товары. Продукцию черной металлургии. Импортируют черные металлы. Продукцию с/х.

Приграничная торговля РФ с КНР. Объем составляет около 8 млрд. долларов. Это торговля осуществляется между физическими лицами (челноки, компании). Усиление роли этой торговли создание свободных экономически зон.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 692; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.027 с.)