Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Родионова Н. М. , зав. Кафедрой

Поиск

Родионова Н.М., зав. кафедрой

гуманитарных дисциплин ЗПК, к.ф.н.

РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ТЕКСТ РАБОТЫ

 

    Исследовательская работа учащихся относится к научно-учебной разновидности научного стиля. Следовательно, написана работа такого жанра должна быть научным языком. Основная задача такой работы – сообщить научную информацию, объяснить её, представить систему научной аргументации. Кроме того, она должна характеризоваться логичностью, объективностью, смысловой точностью.

Для научного стиля характерно использование следующих языковых средств:

    на уровне лексики:

· Насыщенность терминами данной науки (термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным), например: температура, призма, симптом, орфограмма, историзм, фразеологизм и др.

· Для терминов как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже - в двух значениях, которые являются терминологическими: сила, размер, тело, движение, твердый.

· Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика). Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость, глухие согласные, деепричастный оборот, сложносочиненное предложение, а также различного рода клише: заключается в …, представляет собой …, состоит из …, применяется для … и пр.

· Для языка науки характерно использование заимствованных и интернациональных моделей (макро-, микро-, метр, интер-, граф и т.д.): макромир, интерком, полиграф.

· В научном стиле частотны существительные и прилагательные с определенным типом лексического значения и морфологическими характеристиками. В их числе:

а) существительные, выражающие понятие признака, состояния, изменения на

-ние, -ость, -ство, -ие, -ция (частотность, кульминация, построение, свойство, инерция, экземплярность);

б) существительные на - тель, обозначающие инструмент, орудие, производителя действия(писатель);

в) прилагательные с суффиксом -ист(ый) в значении "содержащий в малом количестве определенную примесь"(глинистый, песчанистый).

· Употребление слов в прямых значениях, отсутствие образности (нет метафор, междометий, восклицаний).

· Частое использование лексических средств, указывающих на связь и последовательность мыслей (сначала, прежде всего, во-первых, во-вторых, следовательно, наоборот, потому что, поэтому и др.).

 

на уровне морфологии:

· Формы лица глагола и личные местоимения в научном стиле также употребляются в соответствии с передачей отвлеченно-обобщающих значений. Практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы, так как они являются наиболее конкретными, не рекомендуется использование местоимения 1-го лица ед. числа (я). Наиболее частотны в научной речи отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно. Местоимение мы, кроме употребления в значении так называемого авторского мы, вместе с формой глагола часто выражает значение разной степени отвлеченности и обобщенности в значении "мы совокупности" (я и аудитория): Мы приходим к результату. Мы можем заключить.

· Реализация закона экономии языковых средств в научном стиле речи приводит к использованию более кратких вариантных форм, в частности форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета).

· Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа: Волк - хищное животное из рода собак; Липа начинает цвести в конце июня. Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины.

· Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и большему употреблению существительных. При использовании глаголов заметна тенденция к их десемантизации, то есть утрате лексического значения, что отвечает требованию абстрактности, обобщенности научного стиля. Это проявляется в том, что большая часть глаголов в научном стиле функционирует в роли связочных: быть, являться, называться, считаться, стать, становиться, делаться, казаться, заключаться, составлять, обладать, определяться, представляться и др. Имеется значительная группа глаголов, выступающих в качестве компонентов глагольно-именных сочетаний, где главная смысловая нагрузка приходится на имя существительное, обозначающее действие, а глагол выполняет грамматическую роль (обозначая действие в самом широком смысле слова, передает грамматическое значение наклонения, лица и числа): приводить - к возникновению, к гибели, к нарушению, к раскрепощению; производить - расчеты, вычисления, наблюдения. Десемантизация глагола проявляется и в преобладании в научном тексте глаголов широкой, абстрактной семантики: существовать, происходить, иметь, появляться, изменять(ся), продолжать(ся) и пр.

· Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляется в особенностях употребления категории вида глагола: около 80% составляют формы несовершенного вида, являясь более отвлеченно-обобщенными. Немногие глаголы совершенного вида используются в устойчивых оборотах в форме будущего времени, которое синонимично настоящему вневременному: рассмотрим…, уравнение примет вид. Многие глаголы несовершенного вида лишены парных глаголов совершенного вида: Металлы легко режутся. Глаголы совершенного вида употребляются значительно реже, часто в устойчивых оборотах (рассмотрим …; докажем, что…; сделаем выводы; покажем на примерах и т.п.).

· В научном стиле часто используются возвратные глаголы (с суф­фиксом -ся), это объясняется тем, что при описании научного явления внимание сосредоточивается на нем самом, а не на производителе дей­ствия: В современном русском языке языковая норма определяет ся как ….В этом смысле норма понимает ся как ….

· Большое распространение в научных текстах имеют краткие страда­тельные причастия, например: Наше предположение рассмотре но. Классификация составле на верно.

· В научной речи чаще, чем в других стилях речи, употребляются краткие прилагательные, например: Многообраз ны и неоднознач ны функции этих животных.

· В научной речи часто встречаются формы множе­ственного числа существительных, которые в других типах речи не встречаются: они используются для обозначения а) сорта или вида веще­ственных существительных (глины, стали, смолы, спирта, масла, нефти, чаи); б) некоторых отвлеченных понятий (мощности, емкости, математические преобразования, культу­ры) и понятий, выражающих количественные показатели (глубины, длины, теп­лоты); в) отрядов и семейств животного и растительного мира (парнокопытные, хищники).

 

на синтаксическом уровне:

· Для синтаксиса научного стиля речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них. В научных текстах распространены разные типы сложных предложений, в частности с использованием составных подчинительных союзов, что вообще характерно для книжной речи: вследствие того что; ввиду того что, в то время как и пр. Средствами связи частей текста служат вводные слова и сочетания: во-первых, наконец, с другой стороны, указывающие на последовательность изложения.

· Для объединения частей текста, в частности абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются указывающие на эту связь слова и словосочетания: таким образом, в заключение и пр.

·  Предложения в научном стиле однообразны по цели высказывания - они почти всегда повествовательные. Вопросительные предложения редки и используются для привлечения внимания читателя к какому-либо вопросу.

· Обобщенно-абстрактный характер научной речи, вневременной план изложения материала обусловливают употребление определенных типов синтаксических конструкций: неопределенно-личных, обобщенно-личных и безличных предложений. Действующее лицо в них отсутствует или мыслится обобщенно, неопределенно, все внимание сосредоточено на действии, на его обстоятельствах. Неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения используются при введении терминов, выведении формул, при объяснении материала в примерах (Скорость изображают направленным отрезком; Рассмотрим следующий пример; Сравним предложения).

· Современный научный стиль характеризуется стремлением к син­таксической компрессии — к сжатию, увеличению объема информации при сокращении объема текста. Поэтому для него характерны словосочетания имен сущест­вительных, в которых в функции определения выступает родительный падеж имени (обмен веществ, коробка передач).

· Типичным для данного стиля является употребление именного сказуемого (а не глагольного), что способствует созданию именного ха­рактера текста. Например: фразеологизм – это устойчивое сочетание ….

·  Широко употребительными в научном синтаксисе являются предложения с краткими причастиями типа может быть исполь­зован.

· Вопросительные предложения выполняют в научной речи специ­фические функции, связанные со стремлением пишущего привлечь внимание к излагаемому (В чем же состоят преимущества использования пластиковых карт?)

· Для рассматриваемого стиля характерно широкое распространение безлич­ных предложений разных типов, поскольку в современной научной ре­чи личная манера изложения уступила место безличной (Можно сказать, происходит …. Современному человеку это легко понять на модели …).

· Для научных текстов характерно выяснение причинно-следственных отношений между явлениями, поэтому в них преобладают сложные предложения с различными типами союзов (несмотря на то что, ввиду того что, потому что, вследствие того что, тогда как, между тем как, в то время как и др.).

· Используется в научной речи и группа вводных слов и словосочетаний, содержащих указание на источник сообщения (по нашему мнению, по убеждению, по понятию, по сведению, по со­общению, с точки зрения, согласно гипотезе, определению и др.). На­пример: Ответ, по мнению автора, всегда опережает свою истинную причину — цель, а не следует за внешним стимулом.

· Для научных произведений характерна композиционная связанность изложения. Взаимосвязанность отдельных частей научного высказывания достигается при помощи определенных связующих слов, наречий, наречных выражений и других частей речи, а также сочетаний слов (так, таким образом, поэтому, теперь, итак, кроме того, кроме, к тому же, также, тем не менее, еще, все же, между тем, помимо, сверх того, однако, несмотря на, прежде всего, в первую очередь, сначала, в заключение, в конце концов, следовательно).

 

ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

 

Приемы сжатия текста

Известны три способа сжатия текста.

Исключение подробностей, деталей, конкретных примеров, числовых данных, авторских пояснений, отступлений и т.п. Например, в предложении «Слова-термины могут употребляться в любом стиле: в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном, но, конечно, чаще всего их используют в научном стиле» и збыточными являются однородные определения, конкретизирующие словосочетание в любом стиле, а именно: в разговорном, официально-деловом, публицистическом, художественном. Уберем их. Смысл предложения не изменится. При этом оно только выиграет от сжатия.

Обобщение нескольких однородных мелких вопросов. В этом случае сначала необходимо найти в тексте эти однородные частные факты, вычленить в них общее, а затем подобрать языковую форму их обобщенной передачи, т.е. переформулировать мысль своими словами.

ПОДГОТОВКА ЗАЩИТНОЙ РЕЧИ

 

После оформления работы самое важное для младшего школьника — подготовить автореферат. Лучше писать реферат вместе с руководителем, чтобы избежать каких-либо ошибок. Автореферат по защите работы, как правило, следует рассчитать на 5 - 7 минут. Для этого желательно его изложить на 4 - 5 страницах печатного текста. Доклад лучше составить из трех частей.

1. Введение. Составьте краткую, но емкую речь об актуальности и основных параметрах исследования (0,5 - 1 стр.).

2. Содержание работы. Расскажите о сущности, этапах, методике и результатах вашего исследования. Постарайтесь изложить свои мысли простым, четким, ясным, точным и популярным языком. Акценты расставляйте только на принципиальных моментах, покажите перспективы развития темы работы, назовите отдельные недостатки, пояснив их причины (2 - 3 стр.).

3. Заключение. Дайте в сокращенном виде выводы и рекомендации работы. Расскажите о перспективах (не более 1 страницы). В тексте надо полностью написать все слова, которые необходимо будет произносить на защите. Важно изучить аудиторию, где будет проходить защита, проверить способы размещения плакатов, наличие указки, классной доски и мела, проведения презентации и пр.

 

ФРАЗЫ - ПОМОЩНИКИ

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность

… стало сегодня неотъемлемой частью нашей жизни. Мы используем … не задумываясь …
Актуальность темы нашей работы определяется тем, что в настоящее время …

В современном мире … имеет большое значение, так как …

В последние годы мы часто слышим и употребляем слово …

Многие интересуются/ увлекаются/ задумываются …

Сегодня проблема … является одной из самых актуальных, потому что …

Вопрос … в последние годы оказывается в фокусе исследовательского внимания …

Тема является предметом оживленных дискуссий …

Объясняется это тем, что … влияет на наше здоровье / настроение / успешность

Проблема … привлекает к себе пристальное внимание учёных и общественности из-за того, что …

В последнее время появилось … и люди стали все чаще задумываться над тем …

Наверное, каждый человек хотя бы один раз в жизни задумывался над тем …

… всегда вызывало у людей множество вопросов …

На сегодняшний день существует два противоположных взгляда на данную проблему …

Сегодня ведутся споры / нет единого мнения по данному вопросу …

Новизна

На сегодняшний день существуют работы, посвященные … вообще. Однако мы решили изучить эту тему на примере своего класса/школы и в этом заключается новизна нашего исследования.

Цель работы

Цель работы — выяснить, почему …

Основная цель работы — ответить на вопрос … / доказать, что …

Задачи

Для достижения поставленной цели нам необходимо решить следующие задачи: …

Для достижения этой цели мы ставим перед собой следующие задачи:

Задачи работы:

К задачам работы относятся:

Изучить литературу по теме

Выяснить значение терминов …

Найти примеры … в … / собрать материал … / изучить состав … / измерить уровень …

Провести опрос / эксперимент / наблюдение

Сравнить/ сопоставить /проанализировать полученные результаты

Сделать выводы о …

 

 

ГЛАВЫ

ВЫВОДЫ, ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выводы по главам

На основании всего вышесказанного мы можем констатировать …

Все вышесказанное дает нам возможность сделать следующие выводы: …

Таким образом, мы видим …

Следовательно …

Очевидно, что …

Как видно из всего, сказанного выше …

Из вышесказанного следует, что …

Подводя итоги вышесказанному необходимо отметить следующее …

Подводя итоги главе 2 необходимо подчеркнуть …

Подводя промежуточные итоги, мы можем сказать, что …

В результате проведенного исследования мы выяснили, что …

В заключении необходимо отметить …

Проведенное исследование позволило нам сделать следующие выводы …

Главный вывод, который я сделал: …

В ходе проведённого исследования было выявлено / установлено, что …

Таким образом, мы убедились …

Все вышесказанное доказывает, что …

На основании вышесказанного логично предположить, что …

Все вышесказанное убеждает нас в том, что …

Наиболее правдоподобной нам кажется версия …, потому что …

Найденные и проанализированные нами примеры позволяют выявить следующую закономерность: …

Заключение
Перспективы дальнейшего исследования

Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении …

В перспективе было бы интересно …

На наш взгляд было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть …

Кроме …, рассмотренных в данной работе, по нашему мнению было бы интересно изучить …

Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только … но и …

Назначение работы

Исследование может быть полезно и интересно учащимся школ, которые увлекаются …, а также всем, кто интересуется …

Результаты нашего исследования могли бы помочь ребятам в …

Работа может представлять интерес для …

Результаты исследования могут быть использованы учителями при подготовке уроков / конкурсов / викторин по теме ….

Работа может быть использована для проведения дальнейших исследований …

Своей работой мы хотели привлечь внимание одноклассников к проблеме …

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты легли в основу разработанных нами правил … / памятки по … для …

ОБРАЗЕЦ АВТОРЕФЕРАТА

Здравствуйте, уважаемые члены жюри, ребята!

Меня зовут …, я учусь в 1 «А» классе школы №.... города …

    Язык, на котором мы говорим, всё время меняется: появляются новые слова. Например, слово компьютер 15 лет назад было новым, потому что сам компьютер был у нас редкостью. Теперь мы привыкли к нему. А если предмет не нужен в нашей жизни, например, барин, то он исчезает вместе со словом. Но в рассказах, которые были написаны давно, таких слов, которые непонятны современному школьнику, бывает много. А ведь эти слова рассказывают о прошлом, о том, как жили мальчики и девочки сто или двести лет назад. Это интересно, поэтому мы и решили взять тему: «Устаревшие слова в рассказе А.П.Чехова «Ванька»

    Цель нашего исследования: понять, как устаревшие слова влияют на современного читателя.

    Объект исследования: рассказ А.П.Чехова «Ванька».

    Предмет исследования: устаревшие слова из рассказа А.П.Чехова «Ванька».

    Задачи исследования:

1. Познакомиться с тем, что такое «устаревшие слова».

2. Выделить группу устаревших слов в рассказе А.П.Чехова «Ванька».

3. Определить значение устаревших слов в этом рассказе.

4. Распределить устаревшие слова в тематические группы.

Как мы работали:

Сначала мы прочитали рассказ «Ванька» и подчеркнули все непонятные слова.

Затем мы познакомились с тем, что такое устаревшие слова. Устаревшие слова – это слова, которые мы сейчас не употребляем, значение некоторых слов нам понятно из текста, например, балагурить, люлька, рябцы. А значение других слов приходится смотреть по словарю, например, сидельцы, подпасок. Некоторые устаревшие слова просто заменились современными, например, лавка – магазин, а некоторые вообще ушли из языка, например, людская, потому что сейчас слуг нет, а это раньше было помещение для слуг.

Потом постарались определить, что означают слова, которые мы выделили.. В определении значений нам помог толковый словарь. Мы выделили 45 слов.

Затем мы разделили слова на группы. Их получилось семь:

1. Названия людей по роду их занятий, происхождению: барин, барышня, горничная, дворня, кухарка, кучер, подмастерье, подпасок, приказчик, сидельцы, ямщик.

2. Названия помещений: людская, усадьба, кабак, клирос, лавка, сени.

3. Названия предметов и признаков быта, частей тела: люлька, образ, пудовый, рябцы, табакерка, харя, шкап, шпандырь.

4. Обозначение действий: балагурить, отчесать, очухался, сечь, не ходить со Звездой, трескать, убирать, умокнуть.

5. Слова, указывающие на действие, но обозначающие предмет: заутреня, выволочка.

6. Слова, обозначающие признак действия: заместо, намедни, насилу, отседа.

7. Отдельная группа слов: али, ейной, ежели, небось, нешто – указывает на особенность речи не очень грамотного человека позапрошлого века.

Следующим этапом нашей работы было составление картинного словаря. В этом нам помог интернет, там мы подобрали иллюстрации. Этот словарь помогает представить, как жили люди 125 лет назад, как они выглядели, чем занимались. Именно 125 лет назад был написан этот рассказ и напечатан в «Петербургской газете» 25 декабря в отделе «Рождественские рассказы».

Возможно, какие-то из этих слов и не являются устаревшими, но современному школьнику непросто прочитать и сразу понять произведение А.П. Чехова. А после такой работы со словами многое становится понятным и кругозор наш расширяется, значит, цель нашей работы достигнута.

    Так хочется, чтобы мечты сбывались. Прочитав рассказ А.П. Чехова «Ванька», мы узнаём, что именно в светлый праздник Рождества на небе загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний, и чудеса случаются.

    Мы думаем, что следующим этапом нашей работы может быть выяснение того, как образовались слова и их значения, откуда к нам пришли некоторые слова, что с ними происходит в языке с течением времени.

    Спасибо за внимание, я готова выслушать ваши вопросы и предложения.

 

ОБРАЕЦ АВТОРЕФЕРАТА

Здравствуйте, уважаемые члены жюри, ребята!

Меня зовут …., я учусь во 2 «А» классе школы № … города ….

Среди огромного количества слов, составляющих наш язык, есть особый пласт – несколько десятков тысяч устойчивых сочетаний слов, которые выражают те или иные мысли образно, эмоционально, очень необычно, по-русски метко и точно. Такие устойчивые сочетания называются фразеологизмами и изучаются в особом разделе науки о русском языке – фразеологии. Если слова составляют ткань нашей речи, то фразеологизмы в ней - это золотые и серебряные нити. Поэтому, на наш взгляд, очень интересно изучать то, что делает нашу речь такой удивительной. Ученику, который только начинает свой школьный путь, порой странно слышать: «Пишешь как курица лапой…, да он и мухи не обидит…, это тебе нужно как рыбе зонтик…, ой, у меня в тетради ещё и конь не валялся…, зима, да и ежу понятно…, ах, ты гусь лапчатый!» Желанием основательно разобраться в этих выражениях, в которых одно слово – название какого-либо животного, объясняется выбор нашей темы – «Русские фразеологизмы с компонентом-зоонимом», а из-за частого употребления этих языковых единиц мы считаем эту тему актуальной.

    Цель исследования: узнать, как образуется значение у фразеологизмов с компонентом-зоонимом.

    Объект исследования: фразеологизмы с компонентом-зоонимом.

    Предмет исследования: образование фразеологического значения фразеологизмов с компонентом-зоонимом.

    Задачи исследования:

5. Познакомиться с характеристикой понятий: «фразеологизм», «компонент», «зооним», фразеологическое значение, классы фразеологизмов.

6. Определить роль значения зоонима в образовании нового, фразеологического значения.

7. Сделать словарик «Фразеологический зоопарк».

8. Провести исследование среди учащихся школы на знание, понимание и употребление в речи фразеологизмов с компонентом-зоонимом.

В определении понятий мы опирались на работы Антонины Михайловны Чепасовой. Под фразеологизмом мы понимаем устойчивое «сочетание двух или более слов, которые выражают понятие о чём-либо и соотносятся по всем своим признакам со словом. Фразеологизмы образуют фразеологический состав русского языка. Изучением фразеологического состава русского языка занимается раздел русского языка, который называется фразеологией.

Слова, из которых состоит фразеологизм, потеряли все свои лексические и грамматические признаки. Поэтому внутри фразеологизма они называются не словами, а компонентами. Наше исследование посвящено фразеологизмам с компонентом-зоонимом. Зооним – это компонент фразеологизма, выраженный существительным, обозначающим животное в самом широком смысле слова (звери, птицы, земноводные, насекомые).

Из Фразеологического словаря под редакцией А.И.Молоткова нами было выписано 99 фразеологизмов с компонентом-зоонимом и понятным значением. Все зоонимы мы распределили по группам:

· дикие животные (волк, лиса, заяц, ёж, лев, крокодил, медведь, мышь, мартышка, белка);

· дикие птицы (голубь, ласточка, сорока, ворона, соловей, журавль, дрозд);

· домашние животные (кошка, собака, корова, бык, телёнок, свинья, коза, козёл, баран, конь, лошадь);

· домашние птицы (петух, курица, утёнок, гусь);

· насекомые (муха, комар);

· рыбы (щука, сельдь);

· прочие (черепаха, червяк, рак, уж; птица, птенец, рыба).

Это нам было необходимо для того, чтобы определить, что же помогло из значения зоонима в образовании нового, фразеологического значения.

Материал исследования показал, что в образовании нового, фразеологического значения активно участвуют элементы значений компонента-зоонима и определённые признаки животных. Например, во фразеологизмах (трещать) как сорока, (петь) как соловей реализовано значение, указывающее на способность животного издавать какие-то звуки.  

Мы составили таблицу, в которой указали, что используется у зоонима для образования фразеологического значения. Например, у зоонима белка  использован элемент значения – повадки - «энергично искать и запасать пищу на холодные месяцы зимы» для образования значения у фразеологизма Как белка в колесе (вертеться, крутиться и т.п.) — быть занятым разными делами без отдыха, без передышки; беспрерывно

Следующим этапом нашей работы была попытка распределить изучаемые фразеологизмы по группам и узнать, каков состав изучаемых единиц. Согласно исследованиям Антонины Михайловны Чепасовой все фразеологизмы можно определить в классы. Мы попытались выделить 3 класса: предметных фразеологизмов, процессуальных и тех, которые обозначают признак или предмета, или действия. Остальные единицы могут стать предметом дальнейшего исследования.

Предметные фразеологизмы – это те фразеологизмы, которые обозначают предмет в широком значении этого слова, например: белая ворона, гусь лапчатый, белые мухи. Предметные фразеологизмы соотносятся с существительным. Предметных фразеологизмов в нашей работе – 26 единиц, большинство из них построены так: прилагательное + существительное-зооним (20 единиц)

Процессуальные фразеологизмы – это те фразеологизмы, которые обозначают разнообразную деятельность человека, его физическое и душевное состояние. Данные фразеологизмы соотносятся с глаголами. Этих единиц у нас – 21. Например: быкам хвосты крутить или ворон считать – бездельничать, В состав фразеологизмов этой группы обязательно входит глагол, а зооним в двух случаях представлен в виде прилагательного, остальные зоонимы – существительные.

Фразеологизмы, обозначающие признак действия – 25 единиц, например: когда на горе рак свистнет - никогда, коту под хвост – напрасно всё, куда Макар телят не гонял – далеко т.д.

Фразеологизмы, обозначающие признак предмета – 11 единиц: как бык - сильный, как заяц – трусливый.

Для того, чтобы узнать, как ребята понимают значение фразеологизмов с компонентом-зоонимом, как умеют их употреблять в речи, мы разработали задания и провели эксперимент во 2, 3, 4, 9, 11 классах МБОУ СОШ № 104 г. Челябинска. Задания были следующие:

1. Определите значение устойчивого сочетания (фразеологизма);

2. Составьте из «рассыпанных» слов устойчивые сочетания (фразеологизмы):

3. Напишите, какие знаете устойчивые сочетания (фразеологизмы) со словом кот (кошка):

4. Какие из данных сочетаний не являются устойчивыми (фразеологизмами)? Подчеркните.

5. Даны рисунки с зашифрованными в них фразеологизмами.

Одна из картинок в каждой паре буквально переводит фразеологизм. На другой нарисован фразеологизм с его значением. Отгадайте все фразеологизмы.

   В эксперименте участвовало по 10 человек из каждого класса. Материалы эксперимента представлены, а результаты даны в таблице.

Предполагалась максимальное количество баллов – 270. Мы получили:

2 класс – 61 балл;

3 класс – 105 баллов;

4 класс – 101 балл;

9 класс – 212 баллов;

11 класс – 201 балл.

    Наше исследование показало, что фразеологизмы с компонентом-зоонимом известны учащимся 2 – 11 классов на разном уровне – чем старше ученики, тем большее количество фразеологизмов им известно, они употребляют их в речи, хотя и не очень часто, к сожалению, не всегда могут распознать фразеологизм или правильно его употребить. Сложнее всего оказалось задание № 6. Второй фразеологизм (как рыба об лёд) не распознал никто из 50 опрошенных учащихся.

В результате анализа работ учащихся нашей школы, мы пришли к выводу, что незнание фразеологизмов, неправильное их употребление и непонимание обедняет человека, мешает свободно общаться, делает его речь серой, неяркой. И наоборот, речь, в которой есть фразеологизмы, обязательно привлечет к себе внимание, запомнится. А потому изучение фразеологизмов – это не только интересное, но и полезное занятие. Ведь в процессе работы мы получили новые знания, попутно познакомились с жизнью диких и домашних животных, расширили природоведческий кругозор. Сделали попытку провести исследование в области использования фразеологизмов в речи, обнаружили, что у учащихся как начальной, так и средней школы имеются серьёзные пробелы в знаниях. Следующим этапом нашей работы, вероятно, будет рассмотрение того, есть ли фразеологизмы, у которых не одно, а несколько значений, есть ли у них синонимы и антонимы, как используют фразеологизмы писатели в своих произведениях.

 

Родионова Н.М., зав. кафедрой

гуманитарных дисциплин ЗПК, к.ф.н.

РЕЧЕВОЕ ОФОРМЛЕНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

ТЕКСТ РАБОТЫ

 

    Исследовательская работа учащихся относится к научно-учебной разновидности научного стиля. Следовательно, написана работа такого жанра должна быть научным языком. Основная задача такой работы – сообщить научную информацию, объяснить её, представить систему научной аргументации. Кроме того, она должна характеризоваться логичностью, объективностью, смысловой точностью.

Для научного стиля характерно использование следующих языковых средств:

    на уровне лексики:

· Насыщенность терминами данной науки (термин - это слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности и являющееся элементом определенной системы терминов. Внутри данной системы термин стремится к однозначности, не выражает экспрессии и является стилистически нейтральным), например: температура, призма, симптом, орфограмма, историзм, фразеологизм и др.

· Для терминов как основных лексических составляющих научного стиля речи, а также для других слов научного текста характерно употребление в одном, конкретном, определенном значении. Если слово многозначно, то оно употребляется в научном стиле в одном, реже - в двух значениях, которые являются терминологическими: сила, размер, тело, движение, твердый.

· Обобщенность, абстрактность изложения в научном стиле на лексическом уровне реализуется в употреблении большого количества лексических единиц с абстрактным значением (абстрактная лексика). Научный стиль имеет и свою фразеологию, включающую составные термины: солнечное сплетение, прямой угол, наклонная плоскость, глухие согласные, деепричастный оборот, сложносочиненное предложение, а также различного рода клише: заключается в …, представляет собой …, состоит из …, применяется для … и пр.

· Для языка науки характерно использование заимствованных и интернациональных моделей (макро-, микро-, метр, интер-, граф и т.д.): макромир, интерком, полиграф.

· В научном стиле частотны существительные и прилагательные с определенным типом лексического значения и морфологическими характеристиками. В их числе:

а) существительные, выражающие понятие признака, состояния, изменения на

-ние, -ость, -ство, -ие, -ция (частотность, кульминация, построение, свойство, инерция, экземплярность);

б) существительные на - тель, обозначающие инструмент, орудие, производителя действия(писатель);

в) прилагательные с суффиксом -ист(ый) в значении "содержащий в малом количестве определенную примесь"(глинистый, песчанистый).

· Употребление слов в прямых значениях, отсутствие образности (нет метафор, междометий, восклицаний).

· Частое использование лексических средств, указывающих на связь и последовательность мыслей (сначала, прежде всего, во-первых, во-вторых, следовательно, наоборот, потому что, поэтому и др.).

 

на уровне морфологии:

· Формы лица глагола и личные местоимения в научном стиле также употребляются в соответствии с передачей отвлеченно-обобщающих значений. Практически не используются формы 2-го лица и местоимения ты, вы, так как они являются наиболее конкретными, не рекомендуется использование местоимения 1-го лица ед. числа (я). Наиболее частотны в научной речи отвлеченные по значению формы 3-го лица и местоимения он, она, оно. Местоимение мы, кроме употребления в значении так называемого авторского мы, вместе с формой глагола часто выражает значение разной степени отвлеченности и обобщенности в значении "мы совокупности" (я и аудитория): Мы приходим к результату. Мы можем заключить.

· Реализация закона экономии языковых средств в научном стиле речи приводит к использованию более кратких вариантных форм, в частности форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета).

· Формы единственного числа имен существительных используются в значении множественного числа: Волк - хищное животное из рода собак; Липа начинает цвести в конце июня. Вещественные и отвлеченные существительные нередко употребляются в форме множественного числа: смазочные масла, шумы в радиоприемнике, большие глубины.

· Названия понятий в научном стиле преобладают над названиями действий, это приводит к меньшему употреблению глаголов и боль



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.186.132 (0.025 с.)