Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рынок: понятие, причины возникновения, функции, механизм функционирования. Классификация рынков. Преимущества и недостатки. Ограниченность возможностей рынка. Смешанная экономика.
Рынок – совокупность отношений между продавцами и покупателями, осуществляемых по законам товарного производства и денежного обращения. Причины возникновения рынка: 1. Разделение труда. Разделение труда означает дифференциацию производителей, их закрепление относительно определенных видов деятельности. 2. Обмен. Обмен ˗ это форма экономических связей между производителями. Первоначально он происходил в натуральной форме. Функции рынка: Интегрирующая функция рынка состоит в соединении сферы производства (производителей), сферы потребления (потребителей), а также торговцев-посредников, во включении их в общий процесс активного обмена продуктами труда и услугами. Регулирующая функция рынка предполагает воздействие рынка на все сферы экономики, обеспечивает согласование производства и потребления в ассортиментной структуре, сбалансированность спроса и предложения по цене, объему и структуре, пропорциональность в производстве и обмене между регионами, сферами национальной экономики. Стимулирующая функция рынка состоит в побуждении производителей к созданию новой продукции, необходимых товаров с наименьшими затратами и получением достаточной прибыли, стимулировании научно-технического прогресса и на его основе — интенсификации производства и эффективности функционирования всей экономики. Выполнение рынком стимулирующей функции очень важно для развития экономики. Ценообразующая (или эквивалентная) функция рынка — это установление ценностных эквивалентов для обменов продуктов. Контролирующая функция рынка выражается в выполнении рынком роли главного контролера конечных результатов производства. Информационная функция рынка дает участникам рынка через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит объективную информацию о спросе и предложении товаров и услуг на рынке. Независимо от конкретной модели или типа рынка механизм функционирования рынка основан на взаимодействии четырех основных элементов, факторов рыночного саморегулирования. Ими являются: - спрос. Миллионы потребителей принимают самостоятельные решения, какие товары и в каком количестве покупать. Желая удовлетворить собственные потребности, они «спрашивают» на рынке необходимые им товары и услуги. Так формируется спрос – платежеспособная потребность в определенных товарах. Он измеряется тем количеством продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по определенной цене в течение определенного отрезка времени;
- предложение. Определенное число предпринимателей принимает самостоятельные решения о том, что и как, в каком количестве производить. Желая реализовать готовую продукцию с целью возмещения затрат на ее производство и получения долгожданной прибыли, они предлагают рынку то, что способны произвести. Так формируется предложение – количество произведенного продукта, которое предъявляется к продаже по определенной цене в течение определенного отрезка времени; - цена (рыночные цена или цены). Это фактическая, реальная цена, свободно складывающаяся на рынке в соответствии со спросом и предложением на конкретные товары и услуги. Рыночные цены объективны, т.к. не зависят от желания конкретных покупателей или продавцов. Они складываются стихийно, под действием рыночного механизма, отражая реальное соответствие друг другу конкретного спроса и предложения. - конкуренция. Экономическая конкуренция представляет собой борьбу, соперничество между участниками рыночных отношений за лучшие условия производства, продажи и купли товаров. В экономической литературе выделяется более десятка критериев для характеристики структуры и системы рынка, его классификации. Рассмотрим некоторые из них. По экономическому назначению объектов рыночных отношений: · Рынок товаров и услуг (потребительский рынок); · Рынок ценных бумаг; · Рынок труда (рынок рабочей силы); · Рынок и валюты; · Рынок информации; · Рынок научно-технических разработок (патентов, лицензий ноу-хау) и др. По товарным группам: · Рынки товаров производственного назначения; · Рынки потребительских товаров (например, продовольствия); · Рынки сырья и материалов и т.д. По географическому положению: · Местные (локальные) рынки; · Региональные рынки; · Национальный рынок; · Мировой рынок. По субъектам или их группам:
· Рынок покупателей; · Рынок продавцов; · Рынок государственных учреждений; · Рынок промежуточных продавцов – посредников и др. По степени ограничения конкуренции: · Монопольный рынок; · Олигопольный рынок; · Рынок монополистической конкуренции; · Рынок совершенной конкуренции. По уровню насыщения: · Равновесный рынок; · Дефицитный рынок; · Избыточный рынок. По степени зрелости: · Неразвитый рынок; · Развитый рынок; · Формирующийся рынок. По соответствию законодательству: · Легальный (официальный) рынок; · Нелегальный, или теневой, рынок ("черный" и "серый"). По характеру продаж: · Оптовый рынок; · Розничный рынок. По характеру ассортимента товаров: · Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя; · Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей; · Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей; · Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой. По отраслевому признаку: · Рынок автомобилей; · Рынок нефти; · Рынок компьютерной техники и т.д. В рыночной структуре особо выделяют также следующие виды рынков: · Рынки товаров и услуг, куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения. · Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых. · Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки. · Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства. · Рынки рабочей силы, представляющие собой, экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы). Как и у всякого явления, у рынка есть свои преимущества и недостатки. К преимуществам рынка относится: · эффективное распределение ресурсов – рынок направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров; · гибкость, высокая адаптивность (приспособляемость) к изменяющимся условиям. Так, когда в начале 1970-х гг. резко повысились цены на энергоносители, рынок ответил на это разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий, введением режима жесткой экономии энергоресурсов; · оптимальное использование результатов научно-технического прогресса. Стремясь максимизировать прибыль, предприниматели идут на риск, разрабатывают и производят новые товары, внедряют в производство новейшие технологии, что позволяет им иметь временные преимущества перед конкурентами; · свободу выбора и действий потребителей и производителей. Они независимы в принятии своих решений, заключении различных сделок, найме рабочей силы и т.п.; · способность к удовлетворению разнообразных потребностей, повышению качества товаров и услуг. Но рынок имеет и негативные стороны: · не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов; · не имеет экономического механизма защиты окружающей среды; только законодательные акты могут заставить предпринимателей вкладывать средства в создание разного рода экологически чистых производств;
· не создает стимулы для производства товаров коллективного пользования – таких, как пожарная охрана, дорожная разметка, уличное освещение, армия, полиция и т.д.; · не гарантирует право на труд и доход, не обеспечивает перераспределение дохода. Экономическим субъектам приходится самим принимать решения, чтобы изменить свое материальное положение. Рынок воспроизводит существующее неравенство; · не обеспечивает самоокупаемость фундаментальных исследований в науке; · подвержен нестабильному развитию с присущими этому инфляционными процессами и безработицей. Несовершенства, «провалы» рынка компенсируются соответствующими экономическими функциями государства. К ним относятся: · законодательное регулирование предпринимательской деятельности и защита конкуренции в сфере рынка; · использование бюджетной и налоговой политики для создания социальных программ защиты таких групп населения, как пенсионеры, учащиеся, безработные, инвалиды, многодетные семьи. Меры вмешательства государства в экономику включают в себя: – льготы производителям и потребителям местной продукции; – экспортные субсидии; – компенсационные пошлины; – государственные закупки и торговые операции государственных предприятий; – государственную монополию на торговлю определенным товаром. Льготы производителям и потребителям местной продукции предоставляются в форме: – льготного режима налогообложения производителей национального товара; – субсидий; – кредитов с низким процентом; – предоставления гарантий по кредитам; – прямого участия в уставном капитале производителей. Смешанная экономика — это система, которая сочетает в себе аспекты капитализма и социализма. Она защищает частную собственность и обеспечивает уровень экономической свободы в использовании капитала, но также позволяет правительствам вмешиваться в экономическую деятельность для достижения социальных целей.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 272; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.140.79 (0.016 с.) |