Группа №31. Обществознание. Урок №9 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Группа №31. Обществознание. Урок №9



Группа №31. Обществознание. Урок №9

Тема урока: Социальная структура.

Цель урока: познакомиться с понятиями: социальная группа, социальный лифт, социальная мобильность, социальная дифференциация и стратификация, с интересами социальной группы; определить признаки социальной группы.

Основные понятия:

Социальная группа - объединение людей, имеющих общий значимый социальный признак, основанный на их участии в некоторой деятельности, связанной системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами.

Социальная стратификация -расслоение общества на группы (страты)

Социальная дифференциация- разделение общества на социальные группы

Социальная мобильность - переход из одной социальной группы в другую

Социальный лифт- это то, с помощью чего происходит перемещение из одной социальной группы в другую (образование, армия, профессия, брак)

Социальный статус - положение личности в обществе

План урока:

1. Многообразие социальных групп

2. Социальная стратификация и социальное неравенство

3. Социальная мобильность и социальные «лифты»

4. Социальные интересы

 

Притча

Один вельможа в скромном будничном кафтане на праздник отправился к знатному горожанину. Он очутился среди людей, блиставших великолепием нарядов из шелка и бархата. С презрением гости смотрели на его бедную одежду. Вельможу умышленно не замечали, презрительно морщили нос и оттесняли от стола, ломившегося от яств. Тогда вельможа пошел домой, надел свой самый красивый кафтан и вернулся на праздник, исполненный достоинства, как какой-нибудь правитель. Гости сразу же стали заискивать перед ним. Каждый старался вступить с ним в разговор, или, по крайней мере, запомнить одно из его мудрых слов. Можно было подумать, что праздничный стол приготовили только для него. Со всех сторон ему предлагали самые вкусные кушанья. Вместо того, чтобы есть, вельможа запихивал их в широкие рукава кафтана. Гости осаждали его вопросами: «О, господин, что ты делаешь?». Вельможа, продолжая набивать свой кафтан яствами, ответил спокойно: «Я справедливый человек, и если говорить по правде, то ваше гостеприимство относится не ко мне, а к моему кафтану. Поэтому он должен получить то, что заслуживает».

- В чем смысл притчи?

Социальная структура и многообразие социальных групп

Дело в том, что в процессе жизнедеятельности люди объединяются в общество, которое представляет собой множество различных социальных групп. Что может относиться к таким группам? Это, например, народность, нация, общественный класс, сельская община, трудовой коллектив, семья. Социальные группы различаются по своему масштабу, роли, которую они играют в обществе.

По какому же принципу такие непохожие сообщества людей можно объединить в единую категорию «социальная группа»? Ответ на этот вопрос прост. Общим является то, что все социальные группы объективно возникают в ходе жизнедеятельности людей вне зависимости от их воли и желания. Для каждой социальной группы присущи определенные признаки: национальность, доход, власть, образование, профессия, место жительства, религиозная принадлежность, образ и стиль жизни.

Как же взаимодействуют люди в социальных группах и как социальные группы связаны между собой? На этот вопрос ответ дали ученые-социологи. Они объяснили возникновение и существование социальных групп прежде всего общественным разделением труда и специализацией деятельности. Вспомним из истории то, что когда произошло отделение ремесла от сельского хозяйства, появилась особая группы людей - ремесленников, крестьян, городских и сельских жителей. А ремесленники какой-либо одной специальности стали объединяться в цеха.

Социальная группа-это совокупность людей, имеющих общий социальный признак и выполняющих общественно необходимые функции в общественной структуре разделения труда

Виды социальных групп

Критерий

Виды

Примеры


По численности

1. Большие

2. Малые

1. этнические, религиозные

2. до 30 человек

По численности

1. первичные

2. вторичные

1. семья, класс, студ.группа

2. трудовой коллектив

по способы организации и регулирования взаимодействия

1. формальные

2. неформальные

1. юридически оформленные

2. не оформленные


Социально-классовая структура обществаэто совокупность взаимодействующих социальных классов, социальных слоев и отношений между ними.

Основы современного подхода к изучению социально-классовой структуры общества и определению принадлежности людей к тем или иным социальным слоям (стратам) были заложены М. Вебером. Он рассматривал социальную структуру общества как многомерную, многоуровневую. Не отрицая важного значения экономического фактора в социальном неравенстве  людей, М. Вебер ввел такие дополнительные критерии определения социальной принадлежности, как социальный престиж (социальный статус) и отношение к власти (способность и возможность использовать ресурсы власти). Социальный престиж, по

М. Веберу, может не зависеть от богатства и власти. Например, ученые, юристы, священники, общественные деятели могут иметь относительно небольшие доходы, но при этом обладать более высоким престижем, чем многие богатые предприниматели или высокопоставленные чиновники.

Значительный вклад в развитие теории стратификации внесли П. Сорокин, Т. Парсонс,

Я. Шилз, Б. Барбер, У. Мур и др. Так, ученый-социолог П. Сорокин наиболее четко обосновал критерии принадлежности людей к той или иной страте. Он выделяет три основных критерия: экономический, профессиональный, политический.

Классификация мобильности

Вертикальная – движение вверх (восходящая мобиль­ность) или вниз (нисходящая мобильность) по социально-экономической шкале, связанное с изменением места в соци­альной иерархии.

Горизонтальная – географическое перемещение между районами, городами и т. д. или смена позиций на одном соци­ально-экономическом уровне, т. е. без изменения статуса («профессиональный карьеризм»).

Индивидуальная – перемещения вниз, вверх или по горизонтали происходят у каждого человека независимо от других.

Групповая – перемещения происходят коллективно (например, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу).

Межпоколенная – сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (например, сын рабочего становится инженером).

Внутрипоколенная – изменение статуса в рамках одного поколения (люди, как правило, достигают нового статуса благодаря собственным усилиям).

Организованная – перемещения человека или целых групп вверх, вниз или по горизонтали управляются государс­твом: с согласия самих людей, или без их согласия.

Структурная – вызвана изменениями в структуре экономики и происходит помимо воли и сознания отдельных индивидов (например, исчезновение или сокращение отраслей или профессий приводит к перемещениям больших масс людей).

Социальные интересы

Каждой социальной группе присуще определенные интересы, которые являются общими для всех ее участников.

Интересы, связанные с положением социальной группы в обществе и положением человека в этой группе называются социальными.

Социальные интересы воплощаются в действии.

К примеру, крестьяне и фермеры всегда были заинтересованы в результатах своего труда. Этот интерес заставляет их совершенствовать производство, добиваться более высоких урожаев

В многонациональных государствах различные нации заинтересованы в сохранении своего языка, своих традиций. Эти интересы способствуют открытию национальных школ и классов, выход в свет книг национальных авторов

Социальная группа призвана отстаивать свои интересы и защищать их. Осуществление социальных интересов может привести группу к воздействию на политику(письма и личные обращения представителей группы в органы власти, выступление в средствах массовой информации, проведение демонстраций, маршей).

 

 Домашнее задание:

1) Проработать материалы учебника §13 (стр 143-153) и  лекции;

2) Выписать определение понятий в тетрадь;

3) Выполнить тестовые задания в тетради.

Тест

Социальный статус — это

1) поведение, ожидаемое от индивида

2) положение человека в обществе

3) форма поощрения индивидов

4) форма осуществления социальных функций

Группа №31. Обществознание. Урок №9



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-19; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.22.135 (0.009 с.)