Особенности развития Западноевропейской экономической интеграции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности развития Западноевропейской экономической интеграции



2.1 Институциональное оформление западноевропейской интеграции

Итак, к середине XX века эволюция фундаментальных особенностей Западной Европы в области военного дела, международных отношений, национальных политических систем, экономики и социальных институтов создала более благоприятные предпосылки для реализации «европейской идеи», чем когда бы то ни было в истории. Как уже отмечалось, в рамках западноевропейского движения Сопротивления были подготовлены реалистические проекты объединения Западной Европы, получившие дальнейшее развитие в первые послевоенные годы. Однако для их практического осуществления была необходима политическая воля западноевропейских государств Формирование этого решающего фактора связано с именами трёх христианско-демократических политиков - Роббера Шумана, премьер-министра и министра иностранных дел Франции, Алчиде Де Гаспери, первого канцлера Федеративной республики Германии.

Конкретный план, в соответствии с которым был осуществлён первый этап западноевропейской интеграции, был подготовлен в апреле 1950 г. Жаном Моне при участии Поля Роитера, Этьена Хирша и Пьера Юрии. В основе плана лежал ряд поистине гениальных догадок, которые в конечном счёте и обеспечили ему полный успех. Во первых, Ж. Моне впервые отчётливо осознал, что никакие схемы создания единой Европы не сработают, если им не будет предшествовать прочное сближении Германии и Франции. Во вторых, он понял, что процесс интеграции будет жизнеспособным лишь в том случае, если он будет идти снизу вверх - от экономики к политике, а не наоборот, как предлагалось ранее.

Воспринятые и систематизированные Шуманом, который был в то время министром иностранных дел Франции, предложения Ж. Моне и его коллег вошли в историю как «план Шумана». Основные положения плана вошли в так называемую Декларацию Шумана, сделавшую идею создания интеграционной группировки достоянием широкой общественности.

За этим также последовало создание ещё нескольких европейских организаций:

- 18 апреля 1951 г. - был подписан договор о создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС);

- весна 1956 г. - созданная в Мессине группа экспертов стран «шестёрки» представила доклад, получивший название «доклад Спаака»;

- 25 марта 1957 г. - в Риме были подписаны договоры о создании Европейского сообщества по атомной энергии (Евратом) и Европейского экономического сообщества.

Римский договор существенно расширил сферу интеграционного строительства. Концептуально он представлял собой логически последовательную, глубоко эшелонированную программу экономической интеграции:

- Первый шаг - создание таможенного союза. Это предполагало полную либерализацию их взаимной торговли. Сопроводив соответствующие положения договора множеством оговорок, отражавших их опасения и колебания, государства - члены ЕЭС договорились о постепенной отмене таможенных пошлин и количественных ограничений во взаимной торговле, установлении общего таможенного тарифа и передачи полномочий по осуществлению общей торговой политики ЕЭС самому Сообществу.

- Второй шаг - создание Общего рынка. Соответствующие положения договора были дополнены статьями о совместном антимонополистическом регулировании и поощрении конкуренции, соблюдении согласованных правил при оказании предприятиям государственной помощи, гармонизации фискальных систем и экономического законодательства вообще.

- Третий шаг - включение в Римский договор основных принципов аграрной интеграции: совместный рынок, преференции фермерам стран «шестёрки».

Для осуществления мероприятий, предусмотренных Римским договором, был установлен переходный период, рассчитанный на 10-12 лет.

1986 г. - одобрен новый основополагающий документ - Единый европейский акт (вступил в силу в 1987 г.), опубликована «белая книга», в которой содержался конкретный план завершения реализации Римского договора и осуществления ряда дополнительных мер, которые позволили бы к концу 1992 г. создать единый рынок «двенадцати». «Проект-1992» произвел огромное психологическое воздействие на западноевропейскую и мировую общественность.

Эта программа сводилась к трём основным целям:

- от единого рынка идти дальше, к экономическому и валютному союзу;

- придать экономической интеграции социальное измерение на базе общей социальной политики;

- дополнить наднациональное интеграционное строительство в рамках институтов сообществ постоянным межгосударственным сотрудничеством в области внешней политики и политики безопасности и в области юстиции и внутренних дел; объединить все три «опоры» в рамках Европейского Союза.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 122; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.120.133 (0.004 с.)