Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Как все начиналось.↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
История развития библиотечной сети в Бугуруслане Выполнил: Горшков Максим Николаевич Руководитель: педагог – библиотекарь Рафикова Светлана Борисовна
Содержание
Введение Я люблю читать и часто хожу в библиотеку. В детстве с мамой ходили в детскую библиотеку имени С.Т. Аксакова. В школе посещаю библиотечные уроки, внеклассные мероприятия. А теперь я записалась в Центральную городскую библиотеку, раньше она называлась Библиотекой имени В.И. Ленина. Однажды меня заинтересовало - сколько лет нашей Центральной городской библиотеке? Возникли и другие вопросы: - Как и когда появились первые библиотеки в мире? - А у нас в городе? Много ли книг в библиотеках и сколько читателей в нашем городе? Без книг жизнь невозможна. Значит, невозможна она и без библиотек. О роли библиотек в жизни людей можно судить по тем образным наименованиям, которые им издавна присваивали. Их называли храмами мудрости, памятью человечества, хранилищем сокровищ цивилизации, аптеками души. Я спросила своего одноклассника Горшкова Максима (у него мама работает в Центральной Городской библиотеке): « Как и когда открылась первая библиотека в нашем городе?» Ни мама, ни библиотекарь нашей школы сразу не смогли назвать дату открытия первой библиотеки города, но очень заинтересовались и хотели бы узнать. В результате определилась актуальная тема нашего исследовательского проекта «История развития библиотечной сети в городе Бугуруслане». Проблема исследования: Изучить взаимосвязи социокультурного развития страны, области и библиотечной сети в городе Бугуруслане. Объект исследования: эволюция библиотечной сети города Бугуруслана. Предметом исследования: реконструкция истории развитие и функционирования библиотечной сети города Бугуруслана. Цель: изучить историю развития библиотечной сети города Бугуруслана и привлечь внимание общественности к библиотеке как центру культурной жизни города. Задачи: 1. Изучить Государственные архивы Оренбургской области (ГАОО) и центра документации новейшей истории Оренбургской области (ЦДНИОО) о становлении и развитии библиотечной сети в городе Бугуруслане; 2. Собранный материал систематизировать и представить на недели Детской книги учащимся школы с целью повышения интереса к книге и библиотекам, как к незаменимым источникам информации. Методы исследования: - поисковый; - анализ и синтез архивных документов; - интервьюирование; - анкетирование. Практическая значимость работы заключается в возможности её использования на уроках «Литературного чтения», «Окружающего мира», «Истории», «Краеведения», во внеклассной работе на недели Детской книги. .
ГЛАВА 1. ЧТО ТАКОЕ БИБЛИОТЕКА? Свою работу мы начали с изучения истории библиотек, ее видов и устройства. Виды библиотек
Национальные Публичные Специальные Университетские, институтские
Устройство библиотеки Абонемент Каталог Читальный зал [ Приложение 1 ] Библиотека (от греч. biblion - книга и... тека), 1) учреждение, собирающие и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования, а также осуществляющее справочно - библиографическую работу. [ 10, С.47 ] Собрания памятников письменности возникли в древности (в Ассирии, Др. Египте, Греции и Риме, монастырях раннего средневековья). Библиотеки получили развитие с 15 в., после изобретения книгопечатания. В 19 в. были организованы публичные библиотеки. В России монастырские библиотеки появились в 11-12 вв., первые светские - в 18 в. при Московском университете; первая крупная публичная библиотека открыта в Санкт-Петербурге в 1814... [ 14, С.136 ] Мы, собрали высказывания о библиотеках знаменитых людей разного времени и еще раз убедились в огромном значении библиотек. [ Приложение 2 ] А вот что говорят о библиотеках учащиеся нашей школы и школьный библиотекарь. Библиотека – это Дом книги, хранилище истории, храм для хранения книг, хранилище знаний, собрание книг, помещение, где хранятся книги, кладовая знаний. Младшие школьники на вопрос «Для чего нужны библиотеки?» ответили просто - чтобы узнавать больше, для знаний, чтобы быть умным. Наиболее встречающиеся ответы старшеклассников – «Библиотеки нужны для сбора необходимой информации, расширении кругозора, для хорошего время провождения, для духовности.» Светлана Борисовна школьный библиотекарь: «Школьная библиотека представляет информацию для самообразования и идеи для исследовательских и творческих проектов, обслуживает категорию учащихся с 1-го по выпускной класс, проводит массовые мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, содействует эмоциональному развитию школьников. [ Видео Приложение 3 ] Провели мы анкетирование среди учащихся 1-9 класса и родителей. Большинство из опрошенных уч-ся посещают библиотеки часто или по необходимости, и мы надеемся, что история библиотек города будет интересна многим. [ Приложение 4 ] Итак, знакомьтесь «История развития библиотечной сети в Бугуруслане». Библиотека в годы революции Начало 1917г. было хоть и тревожно, но здесь в далекой провинции не предвещало ничего плохого. Положение на фронтах было стабильно тяжелое. Общественная библиотека Бугуруслана не пустовала, газеты читались на ура. Особенно шла «Самарская газета» и «Волжский день». Все ждали перемен, жаркие споры в городской библиотеке и библиотеке-читальне велись каждый день. Необходима смена власти, нужно остановить войну.... Это было время митингов, заявлений, резолюций. Одни органы власти меняли другие. Рождалось другое государство... Библиотечные дела, как и вся культурная жизнь, отошли на второй план. Хотя библиотека как и раньше открывалась каждый день, но только для того, чтобы противники в словесных, а зачастую и физических, баталиях решали, чья правда главнее, кто виноват и что делать. [ 1. С 98-99 ] 1921-1922 гг. были одними из самых трагических в Бугурусланском уезде. Это было время великого голода. Голод осложнялся эпидемиями холеры и тифа. Газета «Луч коммуны» 12 января 1922 г. пишет: «...Необходимо указать, что степень голодающих с каждым днём увеличивается ежедневно.... Наблюдаются часто случаи нахождения умерших на улицах на почве голода, а так же приходится зачастую встречаться с людьми опухшими от голода, и притом же свирепствует эпидемия тифа...». [ 3. ]Но именно в это время происходит интенсивное библиотечное строительство не только в нашем городе, но и по всей стране. Формируются те задачи и принципы работы библиотеки, которые действуют по настоящее время.
Библиотека-филиал №4 Книжный фонд 15.998 Кол-во читателей 773 Адрес библиотеки: Пилюгинское шоссе, дом 3 Библиотека филиал №8 Книжный фонд 28.084 Кол-во читателей 3.018 Адрес библиотеки: II микрорайон, дом 40 Все библиотеки находятся в специализированных помещениях. Заключение Свою подготовку к исследовательской работе мы начали с опроса учащихся нашей школы, родителей. Проанализировав результаты, мы выяснили, что ребята очень мало знают об истории образования библиотек нашего города и об их деятельности. Это еще раз подтверждает актуальность выбранной темы. И взрослые, и дети отметили что библиотека, несмотря на развитие интернета, по-прежнему остается основным источником информации, источником более точным и проверенным. Интересно, что все взрослые посещали библиотеку в школьные годы и хотят, чтобы их дети посещали библиотеку систематически. (Приложение 1,2) Изучая разную литературу, мы получили нужные, полезные и интересные сведения о библиотеке, ее функциях и устройстве. Работа помогла нам узнать много нового о библиотеках родного города, их истории и истории родного города. Теперь мы знаем, первая общественная библиотека была открыта по инициативе жителей города в 1876 году. Городская Дума дала только 100 рублей, а основная часть расходов легла на учредителей и самый крупный взнос внес Григорий Суворов (300 рублей серебром). В нашем городе библиотеки являются не только хранилищем книг, но и центром культурной жизни города. Мы считаем, что книга не уйдёт из жизни человека, несмотря на технический прогресс, и библиотека была и будет центром самообразования, культурным центром. Практическая значимость нашей работы состоит в том, что мы хотим предложить свой собранный материал применять на уроках краеведения и литературного чтения.Своими знаниями мы поделились с учащимися школы на недели Детской книги. Мы благодарим за помощь работников ЦГБ, работников городского архива. Цель поставленная в проекте достигнута. Нам понравилось быть историками. Список использованной литературы 1. Альтов, В. Бугуруслан /В.Альтов. - Челябинск: Юж.-Урал.кн.изд-во, 1990 2. Анкеты по учёту работников Отдела Бугурусланского Уисполкома и подведомственных ему учреждений//Филиал ГАОО г.Бугуруслана. Ф.184. оп.2 ед.хр.12. С.5,33 3. Газета «Луч коммуны» 12 января 1922 г 4 Газета Пахарь – 1928 – 5 мая «Читатель просит хорошую книгу» 5. Газета //Пахарь. - 1929. -10 окт 6. Город Бугуруслан // Адрес-календарь и памятная книжка Самарской губернии на 1888 год. - Самара, 1887. - С. 38-41 (3-я паг.) 7. Дневник Бугуруслана//Пахарь. - 1927. - 18 мая 8. Епейкин, Н. Жизн. Годы. Судьба /Н.Е.Епейкин. - Липецк, 204 9. Журнал Бугурусланской городской Думы ноябрь 1875г. 10. Журнал Бугурусланской городской Думы март 1876г. 11. Ожегов С.И. и Шведов Н.Ю. Толковый словарь русского языка 12. Попов, Ф.Г. Летопись революционных событий в Самарской губерни 02-1917 /Ф.Г.Попов. - Куйбышев: Кн. изд-во, 1969 13. Приказ №154 от 28/1-24г Уисполкома г.Бугуруслана//Филиал ГАОО г.Бугуруслана. Ф 70. д.27. л.1 14. Расчёты и пояснения к доходной [ и расходной] части бюджета Бугурусланского уезда и г. Бугуруслана // Местный бюджет Самарской губернии на 1925-1926 гг. - Самара, 1926. - С.411-461 15. Советский энциклопедический словарь. М. «Советская энциклопедия», 1990г 16. Список чинов и учреждений в уездных городах и уездах // Адрес-календарь на 1891 год и памятная книжка Самарской губернии. - Самара, 1890. - С. 82-112 (3-я паг.)
Приложение 1 Виды библиотек Национальная библиотека призвана хранить всю печатную продукцию, выпущенную данным государством. В России функции национальной библиотеки выполняют Российская государственная библиотека (бывш. имени Ленина) в Москве и Российская национальная библиотека в Санкт-Петербурге. Публичные библиотеки обеспечивают читателей наиболее употребительными и популярными изданиями. Специальные библиотеки собирают издания определённого типа (нотные издания, книги для слепых, государственные стандарты, патенты и т. п.) или определённой тематики Университетские, институтские, школьные библиотеки нацелены, главным образом, на обеспечение учащихся литературой, необходимой для учебного процесса и по составу фонда приближаются к специальным. То же можно сказать и о ведомственных библиотеках. Большинство библиотек связаны друг с другом в крупные библиотечные сети, позволяющие производить обмен информацией. Устройство библиотеки. Деятельность библиотек по обслуживанию читателей осуществляется в двух основных формах. Библиотечный абонемент дает читателю право получить книгу из библиотеки в своё полное распоряжение на определённый срок. В другом случае читатель имеет возможность знакомиться с книгой только в помещении библиотеки (как правило, в специально отведённом читальном зале). В библиотеке всегда существует каталог. Обычно он состоит из двух подразделений – алфавитный каталог, упорядочивающий все единицы хранения по алфавиту фамилий авторов (или названий коллективных произведений), и систематический каталог, позволяющий отыскать все источники по данной теме. Во многих современных библиотеках традиционный каталог-картотека вытесняется компьютерным каталогом, выполняющим такие же функции.
Приложение 2 Вся человеческая мудрость хранится в книгах, а книги - в библиотеках Пока жива библиотека – жив народ, умрёт она – умрёт наше прошлое и будущее Дмитрий Лихачёв. Если потомки попросят нас отчитаться за нашу деятельность в области культуры, то мы покажем им наши библиотеки. А.де Монзи фр. министр
Библиотеки - кровеносная система образования, науки и культуры… С. Миронов.Председатель совета Федерации
Библиотеки - магазины человеческих фантазий. Пьер Николь Моя родина там, где моя библиотека. Эразм Роттердамский
Книга - друг одинокого, а библиотека - убежище бездомного. Стефан Витвицкий
Библиотека - это что-то вроде магического кабинета. Там заколдованы лучшие души человечества, но они ожидают нашего слова, чтобы выйти из немоты. Мы должны открыть книгу, и тогда они очнутся. Хорхе Луис Борхес
Я написал эту статью на компьютере в комнате, полной книг. Через пять лет у меня будет новый компьютер, для которого большая часть моего старого программного обеспечения и носителей информации уже не подойдет. Книги же по-прежнему будут здесь, и мои дети смогут их читать. И их дети тоже. Томаc Х. Бентон
Приложение 3.
Анкета для учащихся 1. Что такое библиотека? 2. Для чего нужны библиотеки? 3 .«Где ты берешь книги для чтения?»? (возможно несколько вариантов ответа) - в библиотеке 68% - в книжном магазине 17% - у друзей 3% - домашняя библиотека 12% 4. Как часто вы посещаете библиотеку? - по мере надобности 64% - хожу часто 24% - я вообще не хожу в библиотеку 12% 5. Зачем вы ходите в библиотеку? - Для того чтобы подготовить домашнее задание по школьным предметам 86 % - Беру книги для чтения в свободное время 34 % - Я не пользуюсь услугами библиотек. 12% 6. Сколько библиотек в нашем городе? 1- 3 %, 2 - 5%, 3 – 60 %, много- 32% 7. Знаете ли вы, как и когда появилась первая библиотека в Бугуруслане? - да 0% - нет 100 % - хочу узнать 78%
Анкета для взрослых 1 .Что является основным источником информации в современном мире? Библиотека- 62%, интернет - 85 %, телевидение- 10%, пресса- 6% 2. Посещаете ли вы библиотеку? Да - 24%, Нет - 76% 3.В школьные и студенческие годы вы были читателями библиотеки? Да - 98 % Нет - 2% 4.Хотели бы вы, что бы ваш ребенок систематически посещал библиотеку? Да - 100 %, Нет - 0% 5. Знаете ли вы, как и когда появилась первая библиотека в Бугуруслане?? - Да 0%, Нет- 100% Хочу узнать 62% 6. Знаете ли вы, какие мероприятия проводят библиотеки города для детей и взрослых? Да - 16 %, Нет- 84 %
Приложение 4. Архивные документы
5.1.Устав Библиотеки
5.2. Журнал Бугурусланской городской Думы от 28 ноября 1875 года
Приложение 5.
Фотографии из архива ЦГБ
Читальный зал.
Приложение 6 Воспоминание работницы библиотеки В.А. Квашневой
По воспоминаниям старейшей работницы библиотеки В.А.Квашнёвой - это было трудное время для библиотеки. Фонд её неуклонно сокращался из-за того, что многие читатели не возвращали книги, мотивируя это тем, что после революции всё стало общим, прекратилось выделение денег на приобретение книг и журналов. Доставлялись только бесплатные агитационные газеты. Тем не менее, библиотека не закрывалась, бывших служащих и Василия Ивановича Огнева сменили молодые девушки, недавно закончившие трёхмесячное обучение в школе для взрослых (открытой в помещении бывшего Духовного училища). После Октябрьской революции был принят декрет Совнаркома от 17 июля 1918г. «Об охране библиотек и книгохранилищ РСФСР», согласно которому все библиотеки поступают в ведение Народного комиссариата просвещения. Управление библиотеками осуществляет Отдел библиотек при указанном комиссариате. Но до Бугуруслана этот декрет не дошёл, потому что город был занят белочехами. 22 октября город штурмовала Железная Дивизия Гая, власть в городе снова сменилась. Уже с 23 октября начали формироваться советские органы власти, был сформирован Уездный отдел народного образования, в ведение которого и была передана городская библиотека. 26 ноября вышел ещё один декрет Совнаркома «О порядке реквизиции библиотек, книжных магазинов и складов и книг вообще». Согласно этому декрету библиотеки помещичьих усадеб реквизировались и свозились в уездный город в городскую библиотеку. Член исполкома С.П.Горюнов и председатель комиссии по распределению барского имущества Кабанков свозили с помещичьих усадеб ценное имущество, книги передавались в библиотеку. По воспоминаниям В.А.Квашнёвой: «Вскоре нам была поручена работа по составлению каталогов книг уже большой библиотеки. Книги поступали из личных библиотек имений Карамзина, Аксакова, Рычкова и др.». 15 апреля во время штурма города Третьим Уральским корпусом генерала Голицына армии Колчака снаряд попал в библиотеку и разбил каталоги. Новая власть, которая установилась в городе, вознамерилась вернуть реквизированное имущество законным владельцам. Многие книги были изъяты и не вернулись в библиотеку, но и те, которые сохранились, ждала печальная участь. Последний раз власть сменилась 4 мая, когда в 9 часов утра части третьей бригады 26 дивизии под командованием М.В.Фрунзе вошли в город. Снова начались работы по изъятию ценных книг из личных коллекций. Многие жители города ушли вместе с белой гвардией; каменные дома, блиставшие богатством, теперь были пусты. Хозяева взяли только ценные вещи, а мебель и книги остались в домах. Реквизиторы ходили по домам и собирали брошенную литературу, все это свозилось в городскую библиотеку. Те люди, которые проводили эти реквизиции, конфисковывали личные библиотеки, старались ради народного блага и народного просвещения, чтобы все книги стали общедоступны. Однако они сталкивались с массой проблем. Книги сначала свозились в уездные города, затем отправлялись в губернские, самые ценные шли дальше в столицу. Книжные коллекторы, куда свозилась реквизированная литература, были не готовы принять их. Не было выделено специальных транспортных средств. Ценнейшие древние книги зачастую сваливались в кучу на телегах, в вагонах поездов. Они не только гнили и портились в таких условиях, но и расхищались во время перевозок бандитами, могли быть уничтожены при обстрелах дорог. Не было предусмотрено и специального штата работников, занимавшихся перевозкой книг. А в губернских и уездных коллекторах не было подготовлено ни помещений, ни библиотечного оборудования. Некому было разбирать привозимые издания, не было сторожей. У властей не оказалось людских и материальных ресурсов, чтобы организовать охрану книг. Так погибла ценнейшая библиотека Аксаковых. Отдельные издания из этой коллекции хранятся в Областной Самарской библиотеке. Еще одна беда, постигшая библиотеки в 1920 году - это чистка фондов от дореволюционных изданий. Изымалась религиозная, монархическая и антиреволюционная литература, художественные произведения, воспевающие буржуазную и мещанскую мораль, «быт, нравы и идеологию старого мира...» Н.К.Крупская в статье «Распределение книжных богатств» пишет, что практически все существовавшие до Октября 1917г. библиотеки «...пришлось пересмотреть и очистить их от массы вредных книг - религиозных, монархических». Подверглась этим действиям и центральная библиотека города Бугуруслана. Главполитпросвет разослал по территориям Инструкцию о пересмотре библиотечных каталогов для изъятия устаревшей и контрреволюционной литературы. По отделам философии, психологии и этики должны были удаляться "книги в духе ментализма, оккультивизма, спиритизма, книги по хиромантии, магии, сонники". К циркуляру был приложен список "вредных" авторов и трудов: Декарт, Кант и др. В отделе религии изымались из обращения Евангелие, Коран. До наших дней из дореволюционного фонда библиотеки дошли только энциклопедические словари Брокгауза и Эфрона, не тронутые чисткой.
Приложение 7. Из воспоминаний Полянской Антонины Александровны: «Я начала свою работу в библиотеке им.В.И.Ленина с 1943г. Шла Великая Отечественная война. Наш городок был заполнен эвакуированными людьми, тыловыми военными госпиталями и различными учреждениями, эвакуированными из центра России. Город жил напряжённой суровой жизнью, следя за сводками Совинформбюро. Газеты и журналы строго лимитировались по подписке и в продаже их почти не было. Таким образом, библиотека в те суровые годы была почти единственным местом, где люди могли прочитать из газет сведения о ходе войны и другие новости. Библиотека работала с 12 часов дня и до 9 часов вечера. На абонементе и в читальном зале всегда было очень много народу. Люди сидели за столами, на диванах, на подоконниках, выстаивали очередь, чтобы почитать ту или иную газету. На предприятиях, в госпиталях и учреждениях библиотечные работники проводили читки газет и сводок, переданных по радио (к сожалению, в те годы радиоточек в городе было очень мало), проводили различные массовые мероприятия. Особенно частыми гостями мы были в госпиталях. Раненным читали газеты, книги, писали письма их родным и близким. С бумагой было очень трудно и мы часто ходили по домам, собирали старые газеты и раздавали раненным для написания писем. В те суровые годы библиотека и её работники, как и весь народ, жили и работали под девизом «Всё для фронта - всё для победы»: ходили по распространению подписки на заёмы, помогали в дни уборочных колхозам, заготавливали дрова для города. Когда было объявлено о сборе вещей в помощь фронту, библиотечные работники приняли самое активное участие и в этом деле. Когда наша Красная Армия стала освобождать от фашистских захватчиков советскую территорию, в библиотеке организовывались митинги по поводу освобождения наших сёл и городов. Особенно активно они проходили, когда в нашем городе находились эвакуированные из освобожденных городов: их проникновенные рассказы о достопримечательности разных мест, страстное желание скорей увидеть их свободными, ненависть к врагам, нарушившим мирный труд, находили горячий отклик у слушателей».
Приложение 8 Зайцева, В.В. Воспоминания /В.В.Зайцева. - Бугуруслан, 2011. - рукоп. "Я приехала в Бугуруслан в 1961 году после окончания Бузулукского библиотечного техникума, отработав 2 года по направлению в Мустаевской районной библиотеке. В то время я была уже студенткой-заочницей библиотечного отделения Московского института культуры. Мне было 22 года. Центральная библиотека располагалась в то время по улице Московская 57, в хорошем купеческом особняке (сейчас там располагается Школа Искусств №1). Поскольку в этом здании кроме библиотеки находилась еще городская администрация и городской архив, то абонемент и книгохранение были стеснены, зато читальный зал был великолепен. Большой, светлый с высокими потолками, красивыми старинными люстрами, он манил к себе людей со всего города. Нельзя забывать и о том, что все годы информационные возможности были невелики. Телевизоров ещё не было, выносить на дом газеты или журналы редко кто мог себе позволить, да и книг было не достать. На полках книготорга стояли, в основном, сочинения классиков, марксизма-ленинизма, материалы съездов и пленумов коммунистической партии и другая общественно-политическая литература. За художественной литературой выстраивались страшные очереди, которые люди занимали с вечера и караулили всю ночь. Самым большим подарком для участников областных совещаний и конференций считалась подборка из 3-4 книг, на упаковке которых стояла их общая цена. Выкупал каждый одну упаковку при регистрации, кому что достанется. Поэтому естественно, что наш читальный зал был всегда переполнен. Особенно много посетителей было к вечеру, люди заходили к нам сразу после работы и сидели до закрытия. Работала тогда библиотека даже зимой до 9 часов вечера, с выходным в понедельник. Читатели сидели даже на подоконниках. Заведовала центральной городской библиотекой в те годы Полянская Антонина Андреевна, депутат городского совета, она имела высшее сельскохозяйственное образование. Кроме неё работало ещё четыре человека: двое на абонементе, двое в читальном зале. Гарнова Октябрина Александровна, выпускница Ленинградского института культуры, приехавшая по направлению, Сундукова Нина Михайловна, Максимкина Майя Федоровна, Асабина Майя Никифоровна, у которой я приняла читальный зал. Эти пять человек должны были успеть всё: оформлять новые поступления, расставлять фонд, готовить акты на списание, менять два раза в месяц книжные выставки и стенды, еженедельно проводить литературные вечера и читательские конференции и самое главное - обслуживать читателей, которых только на абонементе было девять с половиной тысяч. И конечно, невозможно было бы с этим справиться, если бы у нас не было помощников. Старшеклассники, учащиеся техникумов, постоянно были в библиотеке. Одни с удовольствием осваивали библиотечный почерк и писали каталожные карточки; другие любили участвовать в наших мероприятиях, читали стихи и пели; третьи спорили между собой за место на выдаче книг - они уже изучили фонд. Библиотека была их вторым домом, ребята писали потом нам письма из армии, девочки, уехав, держали нас в курсе событий своей жизни. Особенно памятен нам Марказин Михаил Михайлович, который на другой день после возвращения из армии, счастливый вбежал в библиотеку и нашей радости не было конца. Проводить вечера хорошо помогали специалисты: по первой просьбе выступали на мероприятиях врачи Бурлуцкие, юрист Белозовский, литераторы Т.А.Лазарева, Д.Я.Кузнецова и другие. Нельзя не сказать здесь о Петре Ивановиче Куклеве, который 40 лет вел "Стол юридической консультации" Куклев П.И. в библиотеке Прекрасный опытный юрист, душевный человек, Петр Иванович, долгие годы, по вторникам, давал у нас бесплатные юридические консультации жителям города. Владимир Петрович Куклев на открытии мемориальной доски, посвященной его отцу Не смотря на то, что библиотека еле вмещала своих читателей, привлечение новых было одной из её главных задач и основным критерием оценки её деятельности. Чтобы приблизить книгу к читателю, на каждом предприятии были открыты передвижные библиотечные пункты выдачи. Но и этого оказалось недостаточно, и где-то в 1966-1967гг. был даже проведён подворный обход жителей города. Мы ходили по домам, по квартирам или рано утром, или после шести часов вечера. Беседовали с жителями, заводили на них формуляры и оставляли им книги. Но этот метод, который прекрасно работает в сёлах, в городе не оправдал себя. Была масса курьёзных случаев, а книги, которые мы раздавали по домам, потом пришлось очень долго собирать. Постоянными читателями из этих людей стали лишь единицы. В 1969 году Полянская А.А. уходит на пенсию и меня назначают заведующей центральной городской библиотекой. В те годы велась постоянная идеологическая работа; на предприятиях, в организациях регулярно проходили политзанятия, мы же должны были делать на них обзоры общественно-политической и художественной литературы. Наша библиотека была закреплена за нефтяниками, в НГДУ мы проводили не только обзоры на политических занятиях, но и конференции по НОТ (научно-технической организации труда), литературные вечера. Особое внимание тогда уделялось работе с молодёжью. Ее просвещению. Здесь задействованы были и учебные заведения, и комсомол, и, конечно, учреждения культуры. В городе существовало отделение Всесоюзного общества «Знание», большая часть библиотечных работников были её членами. Я была членом правления городского и председателем первичного общества при отделе культуры. Руководил всей этой работой горком партии, его идеологический отдел. Мне было поручено организовать на базе библиотеки Народный университет культуры для молодежи. Связалась с учебными заведениями, педагогами, побеседовали с учащейся и рабочей молодежью. Организовались быстро и 10 лет с 1969 по 1979 годы, я была ректором Народного университета культуры. Он имел 4 отделения: 1. Литературное, при ЦГБ, которое вела я; 2. Музыкальное, при музыкальной школе, ответственный Ю.Д.Гришин; 3. Драматическое, при драмтеатре, ответственный Лев Моисеевич Житницкий (главный режиссёр); 4. Художественное, при педучилище, ответственный П.Н.Харченко (художник). Каждое отделение имело свои планы, свою аудиторию, со списочным составом. На каждый год издавались специальные «Абонементы» с планами и графиками занятий. Это было время, когда все кроме основной работы вели еще и общественную. И готовились, и выступали после работы, и ни один литератор, ни разу не отказался подготовить литературный вечер или поучаствовать в читательской конференции. Значительную часть я проводила сама. Кроме того, я должна была посещать занятия всех отделений, следить за их уровнем, систематичностью, делать отчеты. Централизация городских библиотек прошла у нас в 1975 году. Это, конечно, была огромная работа по сверке и созданию единых фондов, каталогов; созданию новых отделов ЦГБ, работающих на всю систему. В результате же 10 массовых, совершенно самостоятельных библиотек объединились в единую централизованную систему города, которая функционирует и сейчас, только состоит не из 10, а из 8 сетевых единиц. В связи с централизацией штат центральной библиотеки увеличился до 17 человек. Увеличились и фонды, мы уже не могли располагаться в прежнем здании и переехали в цокольный этаж новой пятиэтажки, где находимся и сейчас. В 1987 году по итогам областных соревнований ЦБС г.Бугуруслана было вручено на вечное хранение переходящее красное знамя областного исполкома и областного Совета профсоюзов как завоевавшим его третий раз подряд. Вручение переходящего Красного Знамени на вечное хранение ЦБС г.Бугуруслана, как завоевавшим его в третий раз подряд К 80-м годам у нас сложилась традиция: проводить литературно - музыкальные вечера совместно с ДК «Юбилейный» и музыкальной школой, а также с "Клубом любителей поэзии при ДК. В 1999 году мы получили из Москвы (ЦГБ числилась среди старших библиотек страны и многие материалы мы получали напрямую, а не через Оренбург) приглашение принять участие в конкурсе «Библиотеки и местное самоуправление» и условия конкурса. Поскольку дело это для всех новое, я решила не отказываться. Собрала ведущих специалистов, распределили обязанности и принялись за дело. Работали слаженно: одни занялись анализом фондов и их укомплектованием; другие пошли в администрацию уточнить темы для дальнейшей информации и привлечь в библиотеку ещё не охваченных сотрудников; кто-то приступил к выявлению потребностей населения в этом вопросе, кто-то к разработке циклов мероприятий. Через какое - то время по факсу пришло известие. Что мы оказались победителями этого Всемирного конкурса библиотек. Помимо дипломов и грамот мы получили тогда 3 тыс. долларов (70 тыс. рублей) и отремонтировали на них библиотеку."
Проводы на пенсию заслуженного работника культуры, директора ЦБС Веры
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.110.182 (0.012 с.) |