История развития стандартов моделей жизненного цикла ПО 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История развития стандартов моделей жизненного цикла ПО



Естественно, что такое важное методологическое средство невозможно было не формализовать без разработки соответствующих стандартов. Также ясно, что эти стандарты должны были эволюционировать во времени. Коротко представим историю развития наиболее известных стандартов в этой области[5].

 

1985 (уточнен в 1988 г.) DOD-STD-2167 А – Разработка программных средств для систем военного назначения. Первый формализованный и утвержденный стандарт жизненного цикла для проектирования ПС систем военного назначения по заказам Министерства обороны США. Этим документом регламентированы 8 фаз (этапов) при создании сложных критических ПС и около 250 типовых обязательных требований к процессам и объектам проектирования на этих этапах.

1994г. MIL-STD-498. Разработка и документирование программного обеспечения. Принят Министерством обороны США для замены DOD-STD-2167 A и ряда других стандартов. Он предназначен для применения всеми организациями и предприятиями, получающими заказы Министерства обороны США. В 1996 г. утверждено очень подробное (407 стр.) руководство “Применение и рекомендации к стандарту MIL-STD-498”. Основную часть составляют 75 подразделов — рекомендаций по обеспечению и реализации процессов ЖЦ сложных критических ПС высокого качества и надежности, функционирующих в реальном времени.

1995г. IEEE 1074. Процессы жизненного цикла для развития программного обеспечения. Охватывает полный жизненный цикл ПС, в котором выделяются шесть крупных базовых процессов. Эти процессы детализируются 16 частными процессами. В последних имеется еще более мелкая детализация в совокупности на 65 процессов-работ.

Содержание каждого частного процесса начинается с описания общих его функций, задач и перечня действий — работ при последующей детализации. Для каждого процесса в стандарте представлена входная и результирующая информация о его выполнении и краткое описание сущности процесса. В стандарте внимание сосредоточено преимущественно на непосредственном создании ПС и на процессах предварительного проектирования. В приложении представлены четыре варианта адаптации максимального состава компонентов ЖЦ ПС к конкретным особенностям типовых проектов.

Между тем, разработка стандартов ЖЦ и их практическое применение сталкивались с рядом проблем:

· Внедрение стандартов требовало вложения значительных средств, что не всегда окупалось.

· Было неясно, все ли требуемые процессы надо выполнять и в какой мере

· Различные типы ПО (ИС, реального времени, бизнес системы), различные требования

· Высокая динамика отрасли и устаревание стандартов

· Терминологическая неоднозначность различных корпоративных стандартов

· Во многих случаях применение стандартов было вызвано только требованиями заказчиков, хотя на практике превращалось в тормоз и гробило выполнение проектов.

 

Действующие стандарты на жизненный цикл программного продукта

Стандарт ISO/IEC 12207

    Разрешением проблем стандартизации ЖЦ ПО явилась разработка и принятие в 1995 г. стандарта ISO/IEC 12207 - Information Technology - Software Life Cycle Processes (ISO - International Organization of Standardization - Международная организация по стандартизации; IEC - International Electrotechnical Commission - Международная электротехническая комиссия). В 2000 г. он был принят в России как ГОСТ 12207. Процессы жизненного цикла программных средств.

Стандарт ISO 12207 разрабатывался с учетом лучшего мирового опыта на основе вышеперечисленных стандартов. Он был задуман как каркас (framework), имеющий чёткие связи с окружением программной инженериипрограммным и техническим обеспечением, исполнителями и деловой практикой.

Основными результатами стандарта ISO 12207 являются:

· Введение единой терминологии по разработке и применению ПО (предназначен не только для разработчиков, но и для заказчиков, пользователей, поставщиками программных и аппаратных средств и других заинтересованных лиц).

· Разделение понятий ЖЦ ПП и модели ЖЦ ПО. ЖЦ ПП в стандарте вводится как полная совокупность всех процессов и действий по созданию и применению ПО, а модель ЖЦ – конкретный вариант организации ЖЦ, обоснованно (разумно) выбранный для каждого конкретного случая

· Описание организации ЖЦ и его структуры (процессов)

· Выделение процесса адаптации стандарта для построения конкретных моделей ЖЦ.

Обращаем внимание на следующие важные особенности стандарта:

· подчёркивает различие понятий жизненного цикла программного обеспечения и моделью жизненного цикла ПО;

·  выделяет процесс адаптации стандарта для конкретных моделей ЖЦ;

· Не обязывает использовать определённую модель ЖЦ ПП или конкретную методологию разработки ПП. Поэтому ISO выпускает специальные стандарты и процедуры, дополняющие стандарт 12207, которыми могут (должны!?) руководствоваться организации (пользователи).

Рассмотрим некоторые понятия и детали данного стандарта или связанные с ним.

Программный продукт (software product): Набор машинных программ, процедур и, возможно, связанных с ними документации и данных.

Жизненный цикл программного продукта (software life cycle) – это непрерывный процесс, который начинается с момента принятия решения о необходимости его создания и заканчивается в момент его полного изъятия из эксплуатации

Процесс (process) - Набор взаимосвязанных работ, которые преобразуют исходные данные в выходные результаты.

Под Организацией жизненного цикла – понимается представление его как совокупности взаимодействующих процессов. При этом каждый процесс представляется как набор действий, которые, в свою очередь, могут быть разбиты на отдельные задачи.

Структура жизненного цикла – представление процессов ЖЦ в виде иерархического дерева с точки зрения их соподчинённости и важности, на верхнем уровне которого находятся три группы (рис.5.2):

1. Основные;

2. Вспомогательные (поддерживающие),

3. Организационные и

4. Адаптация.

Рис. 5.2а. Классификация процессов ЖЦ согласно стандарта ISO12207

Рис. 5.2.б. Иерархия процессов жизненного цикла (стандарт ISO/IEC 12207)

Стандартом определены 74 вида деятельности, связанной с разработкой и поддержкой ПО. Ниже мы упомянем только некоторые из них.

· Приобретение ПО включает такие деятельности, как инициация приобретения, подготовка запроса предложений, подготовка контракта, анализ поставщиков, получение ПО и завершение приобретения.

· Разработка ПО включает развертывание процесса разработки, анализ системных требований, проектирование программно-аппаратной системы в целом, анализ требований к ПО, проектирование архитектуры ПО, детальное проектирование, кодирование и отладочное тестирование, интеграцию ПО, квалификационное тестирование ПО, системную интеграцию, квалификационное тестирование системы, развертывание (установку или инсталляцию) ПО, поддержку процесса получения ПО.

· Поддержка ПО включает развертывание процесса поддержки, анализ возникающих проблем и необходимых изменений, внесение изменений, экспертизу и передачу измененного ПО, перенос ПО с одной платформы на другую, изъятие ПО из эксплуатации.

· Управление проектом включает запуск проекта и определение его рамок, планирование, выполнение проекта и надзор за его выполнением, экспертизу и оценку проекта, свертывание проекта.

Каждый вид деятельности нацелен на решение одной или нескольких задач (tasks). Всего определено 224 различные задачи. Например:

· Развертывание процесса разработки состоит из определения модели жизненного цикла, документирования и контроля результатов отдельных работ, выбора используемых стандартов, языков, инструментов и пр.

· Перенос ПО между платформами состоит из разработки плана переноса, оповещения пользователей, выполнения анализа произведенных действий и пр.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 234; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.161.116 (0.009 с.)