Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Пособие может быть использовано как для индивидуальной работы, так и для подгрупповых занятий.Стр 1 из 3Следующая ⇒
Пособие «Чудо - сундучок»
Педагог - психолог МБДОУ ЦРР д./с. №85, Щукина Елена Геннадьевна
Пояснительная записка
Своеобразие дошкольного детства состоит в том, что именно в данном возрасте в центре всей психической жизни ребенка находится взрослый как носитель общественных функций, смыслов, задач человеческой деятельности в системе общественных отношений. Вхождение ребенка в социальное бытие взрослых происходит в процессе освоения им образовательных областей. Образовательные области не имеют узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на фоне эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям. В последние годы специалисты наблюдают рост количества детей с различными отклонениями в психоэмоциональном развитии. Симптомами этих отклонений являются враждебность и агрессия, повышенная тревожность, перепады настроения, импульсивность. Все это серьезно осложняет взаимоотношения малыша с окружающими и в последующем может негативно сказаться на развитии личности. Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Главным приобретением дошкольного возраста в сфере эмоций является то, что эмоции становятся «умными», т.е. осознанными и сознательно регулируемыми, развиваются высшие чувства. С 2 лет складывается эмоциональный интеллект. Эмоция отделяется ребенком от ситуации, которая ее вызывает, раскрывается в наборе мимических, пантомимических и речевых средств, передается другому человеку, а для самого ребенка становится предметом познания. Психологическая динамика эмоционального интеллекта в онтогенетическом аспекте такова, что в 3-4 года ребенок распознает некоторые эмоции, выражаемые взрослыми и детьми, сам испытывает разнообразные переживания. Он способен переживать чувство вины и стыда при совершении в недавнем прошлом негативных действий. Но для него положительная эмоция, например, симпатия, направляет следование нравственной норме. В этом возрасте, дети начинают проявлять достаточно яркий непосредственный эмоциональный отклик на содержание художественных и литературных произведений. В целом общее эмоциональное отношение определяет моральную оценку.
Дети 4-5 лет начинают осознавать некоторые свои эмоциональные переживания, не только называть их в речи, но и понимать вызвавшие их причины. Проявляются элементы эмоционального прогнозирования. Эмоциональное отношение к героям сказок, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, эмоциональный отклик на музыкальные произведения К 5-летнему возрасту яркие положительные эмоции ребенок испытывает, когда выполняет нравственную норму, следует правилам поведения. Дети подчиняются нравственному мотиву «надо» на основе нетолько требований взрослого, а в определённой степени собственной произвольной регуляции эмоций, которая начинает проявляться к 6 годам. Психологические новообразования в сфере дошкольника проявляются в том, что происходит становление произвольного поведения, появляется моральная саморегуляция, когда ребенок не находится в плену у своих спонтанно возникших эмоций, а соотносит свои поступки с общественными ожиданиями и требованиями, которые проявляются во всех видах деятельности. В поведении персонажей (музыкальных, художественных, литературных произведений) дети начинают выделять моральную составляющую, которая определяет эмоциональное отношение к ним. Дети начинают понимать причины эмоциональных переживаний других людей, стремятся им содействовать, строят общение с учетом эмоций, которые испытывает партнер по общению. Таким образом, можно утверждать, что развитие эмоционального интеллекта определяет становление личности в период дошкольного возраста, обеспечивает продуктивное общение, познание социальных явлений, а также стрессоустойчивость подрастающего человека, так называемую «психологическую выносливость», и в целом является условием успешной социализации дошкольника. Сказанное подчеркивает важность организации целенаправленной и системной работы с детьми дошкольного возраста по развитию эмоционального интеллекта. рассматривается как развивающая.)
Для развития эмоционального интеллекта и его компонентов у дошкольников необходимо: -расширять и обогащать представления детей об эмоциях и чувствах, их полярности и способах вербализации; -формировать у детей умение осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания; -развивать способность понимать эмоциональные состояния, переживания, личностные особенности другого человека; -повышать уровень рефлексии и эмоциональной децентрации; В специальных играх дети должны учиться делиться своими переживаниями, осознавать и различать оттенки чувств, понимать собственные переживания и эмоциональное состояние другого человека. И, что важно, называть свои чувства и выражать их. Пособие«Чудо - сундучок»- многофункционально. Благодаря съемным кармашкам и мешочкам, меняется наполняемость. Оно активизирует у детей интерес к познавательной деятельности, помогает лучше понять и запомнить информацию, благодаря вариативности представленного материала способствует развитию умения понимать свои чувства и чувства других людей. Пособие рассчитано на детей с 2 -7 лет с разными вариантами в развитии. Предназначено для развития эмоциональной сферы детей, развития внимания, памяти, речи, расширение словарного запаса, формирования умения понимать эмоции по ситуации, показывать и подбирать выражения лица. В нем находятся многофункциональные игры с большим количеством вариаций, что позволит ребенку не один день играть с данным пособием. Пособие может быть использовано в работе воспитателя, психолога, методиста. Эмоции навсегда остаются в нашем подсознании. Они формируют характер ребенка и делают его таким, какой он есть: жизнерадостным и грустным, открытым и замкнутым, отзывчивым и черствым. Эмоциональное состояние ребенка — залог его физического и душевного здоровья. Цель: развитие эмоционального интеллекта дошкольников. Задачи: -научиться узнавать определенные эмоциональные состояния, объяснить, что они обозначают, и дать им словесные наименования; -закреплять у детей полученные знания об эмоциях; показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них; - учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом Методы: 1. Диагностические игры; 2. Задания, способствующие повышению самооценки, что приводит к ощущению собственной ценности, уверенности в себе; 3.Релаксационные упражнения для снятия психологической напряженности, тревожности; обучения приемам саморегуляции.; 4. Игры и задания, способствующие овладению приемами межличностного общения, развивающие вербальные и невербальные средства коммуникации. Планируемые результаты. Развитие эмоционального интеллекта поможет ребенку эффективно взаимодействовать с другими людьми, уважая как себя самого, так и других. Описанное пособие построено на следующих принципах:
1)знакомство или повторение эмоций, психологических понятий, необходимых для успешной работы на занятии; 2)блок “разминок” и психологических упражнений, направленный на снятие эмоциональных зажимов, свободное проявление и отреагирование эмоций, спонтанное поведение; 3)проигрывание разнообразных ролевых ситуаций для обучения владению собственными эмоциями; 4)использование упражнений на развитие когнитивных структур, осознание причин и последствий различных эмоциональных состояний.
Игры подбираются в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей. Общее описание. Игра «10 отличий» (с 4 лет). Задание: ребенку предлагается сравнить картинки и найти отличия. Особое внимание уделяется отражению эмоционального состояния героев: не только находим отличия, но и беседуем о герое, что с ним, какой он (описание), что он чувствует, почему так произошло, как можем ему помочь (в случае скуки, обиды, грусти…), в каких ситуациях мы чувствуем себя так же, как можно изменить ситуацию? Игра «Зоопарк» (с 5 лет). Цель: обучение нахождению одинаковых эмоций, развитие эмоциональной сферы, развитие наблюдательности, формирование умения определять эмоциональное состояние по различным признакам (выражение лица, поза). Материал: набор карточек с изображением животных в различном эмоциональном состоянии, карточка подсказка с названиями эмоций. Задание: найди животных с одинаковым настроением. Игра «Лица» (с 5 лет). Цель: способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица. Задача определить, какое чувство выражает маска. Арт -техника «Мандала» (с 5 лет). Задание: ребенку предлагается выбрать понравившуюся мандалу, и раскрасить так, как ему захочется. «В картинку нужно погрузиться, раскрасить те части, которые хочется, в любом порядке или беспорядке, закрашивая полностью или частично». Игра «Рисование» (с 5 лет). Цель: развитие эмпатии, творческого воображения. Задание: "Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем, наградите его каким-нибудь волшебным средством понимания." Игра «Я радуюсь, когда…»(для детей 5-7 лет). Педагог: «Сейчас я назову по имени одного из вас, брошу ему мячик и попрошу, например, так: «Петя, скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?». Петя должен будет поймать мячик и сказать: «Я радуюсь, когда….»
Петя рассказывает, когда он радуется, а затем бросает мячик следующему ребенку и, назвав его по имени, в свою очередь спросит: «(имя ребенка), скажи нам, пожалуйста, когда ты радуешься?» Эту игру можно разнообразить, предложив детям рассказать, когда они огорчаются, удивляются, боятся. Такие игры могут рассказать вам о внутреннем мире ребенка, о его взаимоотношениях как с родителями, так и со сверстниками. Игра «Маски» (с 6 лет). Цель: Закрепление воспроизведения различных эмоций (радость, удовольствие, удивление). Ход: Летний день. Дети гуляют. Пошёл дождь. Дети бегут домой. Прибежали вовремя, начинается гроза. Гроза прошла, дождь перестал. Дети снова вышли на улицу и стали бегать по лужам. Пособие «Чудо - сундучок»
Педагог - психолог МБДОУ ЦРР д./с. №85, Щукина Елена Геннадьевна
Пояснительная записка
Своеобразие дошкольного детства состоит в том, что именно в данном возрасте в центре всей психической жизни ребенка находится взрослый как носитель общественных функций, смыслов, задач человеческой деятельности в системе общественных отношений. Вхождение ребенка в социальное бытие взрослых происходит в процессе освоения им образовательных областей. Образовательные области не имеют узко предметный характер, а опосредуют все сферы общественного и индивидуального бытия ребенка. Их освоение, согласно ФГОС ДО, происходит на фоне эмоционального и морально-нравственного благополучия детей, положительного отношения к миру, к себе и другим людям. В последние годы специалисты наблюдают рост количества детей с различными отклонениями в психоэмоциональном развитии. Симптомами этих отклонений являются враждебность и агрессия, повышенная тревожность, перепады настроения, импульсивность. Все это серьезно осложняет взаимоотношения малыша с окружающими и в последующем может негативно сказаться на развитии личности. Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе умение различать и понимать эмоции, управлять собственными эмоциональными состояниями и эмоциями своих партнеров по общению. Главным приобретением дошкольного возраста в сфере эмоций является то, что эмоции становятся «умными», т.е. осознанными и сознательно регулируемыми, развиваются высшие чувства. С 2 лет складывается эмоциональный интеллект. Эмоция отделяется ребенком от ситуации, которая ее вызывает, раскрывается в наборе мимических, пантомимических и речевых средств, передается другому человеку, а для самого ребенка становится предметом познания. Психологическая динамика эмоционального интеллекта в онтогенетическом аспекте такова, что в 3-4 года ребенок распознает некоторые эмоции, выражаемые взрослыми и детьми, сам испытывает разнообразные переживания. Он способен переживать чувство вины и стыда при совершении в недавнем прошлом негативных действий. Но для него положительная эмоция, например, симпатия, направляет следование нравственной норме. В этом возрасте, дети начинают проявлять достаточно яркий непосредственный эмоциональный отклик на содержание художественных и литературных произведений. В целом общее эмоциональное отношение определяет моральную оценку.
Дети 4-5 лет начинают осознавать некоторые свои эмоциональные переживания, не только называть их в речи, но и понимать вызвавшие их причины. Проявляются элементы эмоционального прогнозирования. Эмоциональное отношение к героям сказок, проявление эмоций при рассматривании предметов народного и декоративно-прикладного искусства, эмоциональный отклик на музыкальные произведения К 5-летнему возрасту яркие положительные эмоции ребенок испытывает, когда выполняет нравственную норму, следует правилам поведения. Дети подчиняются нравственному мотиву «надо» на основе нетолько требований взрослого, а в определённой степени собственной произвольной регуляции эмоций, которая начинает проявляться к 6 годам. Психологические новообразования в сфере дошкольника проявляются в том, что происходит становление произвольного поведения, появляется моральная саморегуляция, когда ребенок не находится в плену у своих спонтанно возникших эмоций, а соотносит свои поступки с общественными ожиданиями и требованиями, которые проявляются во всех видах деятельности. В поведении персонажей (музыкальных, художественных, литературных произведений) дети начинают выделять моральную составляющую, которая определяет эмоциональное отношение к ним. Дети начинают понимать причины эмоциональных переживаний других людей, стремятся им содействовать, строят общение с учетом эмоций, которые испытывает партнер по общению. Таким образом, можно утверждать, что развитие эмоционального интеллекта определяет становление личности в период дошкольного возраста, обеспечивает продуктивное общение, познание социальных явлений, а также стрессоустойчивость подрастающего человека, так называемую «психологическую выносливость», и в целом является условием успешной социализации дошкольника. Сказанное подчеркивает важность организации целенаправленной и системной работы с детьми дошкольного возраста по развитию эмоционального интеллекта. рассматривается как развивающая.) Для развития эмоционального интеллекта и его компонентов у дошкольников необходимо: -расширять и обогащать представления детей об эмоциях и чувствах, их полярности и способах вербализации; -формировать у детей умение осознавать, понимать и адекватно выражать свои эмоциональные переживания; -развивать способность понимать эмоциональные состояния, переживания, личностные особенности другого человека; -повышать уровень рефлексии и эмоциональной децентрации; В специальных играх дети должны учиться делиться своими переживаниями, осознавать и различать оттенки чувств, понимать собственные переживания и эмоциональное состояние другого человека. И, что важно, называть свои чувства и выражать их. Пособие«Чудо - сундучок»- многофункционально. Благодаря съемным кармашкам и мешочкам, меняется наполняемость. Оно активизирует у детей интерес к познавательной деятельности, помогает лучше понять и запомнить информацию, благодаря вариативности представленного материала способствует развитию умения понимать свои чувства и чувства других людей. Пособие рассчитано на детей с 2 -7 лет с разными вариантами в развитии. Предназначено для развития эмоциональной сферы детей, развития внимания, памяти, речи, расширение словарного запаса, формирования умения понимать эмоции по ситуации, показывать и подбирать выражения лица. В нем находятся многофункциональные игры с большим количеством вариаций, что позволит ребенку не один день играть с данным пособием. Пособие может быть использовано в работе воспитателя, психолога, методиста. Эмоции навсегда остаются в нашем подсознании. Они формируют характер ребенка и делают его таким, какой он есть: жизнерадостным и грустным, открытым и замкнутым, отзывчивым и черствым. Эмоциональное состояние ребенка — залог его физического и душевного здоровья. Цель: развитие эмоционального интеллекта дошкольников. Задачи: -научиться узнавать определенные эмоциональные состояния, объяснить, что они обозначают, и дать им словесные наименования; -закреплять у детей полученные знания об эмоциях; показывать эмоции, словесно обозначать и адекватно реагировать на них; - учить понимать свои чувства и чувства других людей и рассказывать об этом Методы: 1. Диагностические игры; 2. Задания, способствующие повышению самооценки, что приводит к ощущению собственной ценности, уверенности в себе; 3.Релаксационные упражнения для снятия психологической напряженности, тревожности; обучения приемам саморегуляции.; 4. Игры и задания, способствующие овладению приемами межличностного общения, развивающие вербальные и невербальные средства коммуникации. Планируемые результаты. Развитие эмоционального интеллекта поможет ребенку эффективно взаимодействовать с другими людьми, уважая как себя самого, так и других. Описанное пособие построено на следующих принципах: 1)знакомство или повторение эмоций, психологических понятий, необходимых для успешной работы на занятии; 2)блок “разминок” и психологических упражнений, направленный на снятие эмоциональных зажимов, свободное проявление и отреагирование эмоций, спонтанное поведение; 3)проигрывание разнообразных ролевых ситуаций для обучения владению собственными эмоциями; 4)использование упражнений на развитие когнитивных структур, осознание причин и последствий различных эмоциональных состояний.
Игры подбираются в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями детей. Общее описание. Пособие может быть использовано как для индивидуальной работы, так и для подгрупповых занятий. Для установления контакта с ребенком – магнитная доска с мальчиком и девочкой. Лена и Саша собираются на встречу с друзьями. Теплым летним вечером они решили по парку. Но что же надеть на прогулку? (с 2 лет). Коробочка с сюрпризным моментом, в котором находиться две игрушки, в зависимости от пола ребенка. (с 2 лет). Мячик для массажа рук. (с 2 лет). Игра «Давай знакомится?» (с 2 лет) представлена в виде игрового взаимодействия с игрушкой. Игра учит конструктивному общению, пониманию окружающих, отработке чувств и эмоций. Задание: ребенку предлагается познакомиться с игрушкой и поиграть. При затруднениях специалист оказывает сопровождение диалога.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.066 с.) |