Донецкая народная республика 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Донецкая народная республика



ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Цикловая комиссия профессионального цикла общепрофессиональных дисциплин

Методическая разработка практического занятия

Тема: «Исследование типов темперамента» («Лечебное дело», «Сестринское дело», «Медико-профилактическое дело»)

Учебная дисциплина:

ОП.02 Психология (спец. «Лечебное дело»)

ОП.09 Психология (спец. «Сестринское дело»)

ОП.04 Психология (спец. «Медико-профилактическое дело»)

 

Курс: II

Специальность:

31.02.01 Лечебное дело

34.02.01 Сестринское дело

32.02.01 Медико-профилактическое дело

Количество часов: 2

Разработчик: Гетманская Е. А.

 

 

Методическая разработка                     

 рассмотрена и одобрена

на заседании цикловой комиссии

(протокол № _____

 Дата ___________)                      

Председатель ЦК _____________

(подпись)  

_______________

(Ф.И.О.)

«____»_________20____

Донецк, 2018

Методическая разработка урока по учебной дисциплине «Психология» по теме: «Определение типов темперамента» представляет собой опыт преподавателя по проведению практического занятия с использованием активных методов обучения: групповой работы обучающихся, лабораторного практикума по изучению особенностей темперамента у студентов, тренинговых упражнений, анализа практических ситуаций, видеосюжетов, рисунка Х. Бидструпа «Четыре темперамента», решения психологических задач.

 

Мотивация изучения темы

Актуальность разработки заключается в том, что на данном занятии используются активные методы обучения, цель которых создать условия для глубокого усвоения материала, осуществления самодиагностики темперамента, связи теоретического материала с практическим, развитие аналитических и проектировочных умений при выполнении разного типа заданий.                                                                                                                              Практические занятия по общей психологии развивают общие компетенции, на базе которых будут формироваться профессиональные компетенции. В частности, на данном занятии формируются следующие общие компетенции (ОК):

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК. 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК. 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК. 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК. 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

 

Цели занятия:

Þ учебные: формирование теоретических и практических учебных действий, необходимых в последующей учебной и профессиональной деятельности.

Þ воспитательные: воспитывать познавательную активность, интерес к изучению курса психологии, самостоятельность, культуру диалога.

Þ развивающие: развивать профессиональную компетентность: уметь выявлять сущностные характеристики темперамента, проявлять аналитические знания при анализе проблемных ситуаций, видеосюжетов, результатов самодиагностики; применять теоретические знания для решения практических задач, развивать проектировочные способности при выполнении домашнего задания по составлению кроссвордов по теме урока и таблицы о связи темперамента с деятельностью человека.

Интеграционные связи

Дисциплина Знать Уметь
1. Предыдущие (обеспечивающие) дисциплины Социология Философия Анатомия Физиология Биологический фундамент, на котором формируется личность. Нервные процессы лежащие в основе нервной системы Применять на практике при работе в медицинских заведениях
2. Последующие дисциплины Сестринский уход в терапии Сестринский уход в хирургии Сестринский уход в педиатрии Культуру речи в профессиональном общении   Медицинскую этику и деонтологию в терапии, хирургии, педиатрии Использование нормативной лексики в медицинской практике Правильно общаться с больными, медицинским персоналом  Нормы речи литературного языка. Виды и приемы общения
3. Внутри-предметная интеграция: Тема: «Психология Личности». Тема: «Эмоциональные процессы и состояния» Тема: «Познавательные процессы в норме и патологии» Тема: «Общение». Психологические черты личности. Классификация темперамента и характера. Влияние внешних факторов на формирование личности Виды эмоций и чувств Определить психологические черты собеседника. Отличать характерологические качества личности Понимать эмоциональное состояние больных

 

Оснащение занятия: тесты с практическим материалом для урока на каждого студента (рисунок Х. Бидструпа «Четыре темперамента», психологические задачи, практические ситуации, диагностическая методика «Формула темперамента»). Электронное сопровождение занятия (презентация, видеоролик с выдержками из мультфильма «Винни-Пух» для определения типов темперамента героев мультфильма). 

Список литературы

Основные источники:

1. Медицинская психология с элементами общей психологии: учебник для средних медицинских учебных заведений [Текст] / А. М. Спринц, Н. Ф. Михайлова, Е. П. Шатова. – СПб.: СпецЛит, 2009. – 447 с. (97-128 стр.)

2. Островская И. В. Психология: учебник для мед. училищ и колледжей [Текст] / И. В. Островская. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011. – 480 с.

3. Полянцева О. И. Психология для средних медицинских учреждений: учебное пособие [Текст] / О. И. Полянцева. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 414 с.

4. Психология для медицинских колледжей: учеб. пособие [Текст] / А. М. Руденко, С. И. Самыгин. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 383 с.

Дополнительные источники:

1. Бороздина Г. В. Психология делового общения: учебное пособие [Текст] / Г. В. Бороздина. – М.: Инфа-М, 2006. – 224 с. 

2. Изард К. Э. психология эмоций [Текст] / К. Э. Изард. – СПб.: Питер, 1999. – 464 с.

3. Крысько В. Г. Социальная психология. Курс лекций [Текст] / В. Г. Крысько. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с.

4. Малкина-Пых И. Г. Психосоматика: новейший справочник [Текст] / И. Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо; СПБ.: Сова, 2003. – 928 с. 

Ход занятия

№ п/п Название этапа Учебные цели в уровнях усвоения Описание этапа. Методы контроля и обучения. Материалы методического обеспечения Время этапа
1. Организационный момент І   Сообщение темы, цели, обоснование учебной мотивации Отмечаются отсутствующие, обращается внимание на внешний вид студентов, готовность аудитории к занятию 3 мин.
2. Проверка исходного уровня знаний ІІ     а) проверка исходного уровня знаний и умений: · фронтальный опрос;     · проверка внеаудиторной самостоятельной работы; · прослушивание краткого реферативного сообщения-беседы.     Вопросы для фронтального опроса (приложение I)   Реферативное сообщение-беседа «Темперамент деятельности человека» (приложение II)   15 мин.
3. Практическая часть   ІІ   ІІІ   ІІІ     ІІІ 1. Практическая работа: а) экспериментальное исследование своего темперамента (групповое тестирование); в) просмотр и анализ видеоролика мультфильма «Винни-Пух»;   2. Самостоятельная работа (работа в малых группах): а) решение психологических задач;   б) тренинговые упражнения.   Текст теста: «Формула темперамента» (приложение III) Видеоролик мультфильма «Винни-Пух»;   Ситуационное задание (приложение IV) Текст тренинговых упражнений (приложение V) 30 мин.
4. Итоговый контроль     ІІІ   ІІІ     ІІІ     ІІІ   а) проверка усвоения нового материала: · упражнение «Определение психологических особенностей типов темперамента»; · решение ситуационных заданий, тренинговые упражнения;   · реферативное сообщение «Соотношение темперамента и группы крови человека»   · прослушивание классической музыки с целью анализа и определения типов темперамента ей соответствующего; · реферат «Темперамент в художественной литературе»; · задание «Определение преобладающего типа темперамента».     Текст упражнения (приложениеVI)   Ситуационные задания, текст тренинговых упражнений (приложение VII) Текст реферативного сообщения (приложение VIII) Съемный носитель с записью классической музыки   Текст реферата приложение IX   Текст задания приложение X 25 мин.
5. Подведение итогов занятия     а) краткий анализ занятия; б) оценка каждого его этапа – хорошие результаты и допущенные ошибки, лучшие работы и недостаточная подготовленность к занятию; в) проверка учебных записей студентов; г) предложить студентам сформулировать результаты, достигнутые на уроке.   5 мин.
5. Задание на дом ІІ   а) рекомендации по подготовке к следующему занятию. Текст рекомендаций (приложение XI) 2 мин.

 

Ход занятия (содержание):

Организационный момент: сообщение темы, целей, обоснование учебной мотивации; план проведения занятия.

 

Тема: «Определение типов темперамента».

Цель:

Учебные: формирование теоретических и практических учебных действий, необходимых в последующей учебной и профессиональной деятельности

Воспитательные: Воспитывать познавательную активность, интерес к изучению курса психологии, самостоятельность, культуру диалога.

Развивающие: развивать профессиональную компетентность: уметь выявлять сущностные характеристики темперамента, проявлять аналитические знания при анализе проблемных ситуаций, видеосюжетов, результатов самодиагностики; применять теоретические знания для решения практических задач, развивать проектировочные способности при выполнении домашнего задания по составлению кроссвордов по теме урока и таблицы о связи темперамента с деятельностью человека.

 

Мотивация изучения темы: На данном занятии используются активные методы обучения, цель которых создать условия для глубокого усвоения материала, осуществления самодиагностики темперамента, связи теоретического материала с практическим, развитие аналитических и проектировочных умений при выполнении разного типа заданий.

 

План занятия:

1. Этап актуализации опорных знаний (эвристическая беседа):

o Фронтальный опрос;

o Проверка внеаудиторной самостоятельной работы;

o Краткое реферативное сообщение с элементами беседы.

2. Применение знаний:

o Групповое тестирование;

o Просмотр и анализ видеоролика мультфильма «Винни-Пух» (анализ типов темперамента);

o Самостоятельная работа студентов:

§ Работа в малых группах (решение психологических задач);

§ Тренинговые упражнения.

3. Итоговый контроль

o упражнение «Определение психологических особенностей типов темперамента»;

o решение ситуационных заданий;

o реферативное сообщение «Темперамент и группы крови»;

o прослушивание классической музыки с целью анализа и определения типов темперамента ей соответствующего;

o реферат «Темперамент в художественной литературе»;

o задание «определение преобладающего типа темперамента».

4. Подведение итогов занятия

o краткий анализ занятия;

o оценка каждого его этапа.

5. Задание на дом.

Приложение I

Вопросы фронтального опроса с элементами эвристической беседы

1. Дайте определение термина темперамент.

2. Почему говорят, что темперамент – это биологический фундамент, на котором формируется личность?

3. Какие типы темперамента вам известны?

4. Почему не бывает «хороших» и «плохих» темпераментов?

5. Какие нервные процессы лежат в основе работы нервной системы?

6. Какие характеристики возбуждения и торможения лежат в основе нервной системы?

7. Что такое силы нервных процессов?

8. Что такое уравновешенность нервных процессов?

9. Что такое подвижность нервных процессов?

10. Как вы думаете, определяет ли темперамент социальную значимость человека? Обоснуйте свой ответ.

 

 

Приложение II

 

Реферат-беседа «Роль темперамента в деятельности человека».

Приложение III

 

Типы темперамента

Чтобы помочь вам разобраться в себе, мы предложим несложные тесты, своеобразные “паспорта” темперамента. В “паспорте” отметьте знаком “+” те качества своего характера, которые вы у себя замечаете. Если количество плюсов в том или ином “паспорте” составит 16-20, это значит, что у вас ярко выражен данный тип темперамента. Если положительных ответов насчитывается 11-15, значит, соответствующий этому “паспорту” темперамент выражен у вас неярко, но всё равно присущ вам в значительной степени. Если же знаков “+” наберётся 6-10, то, следовательно, качества данного типа присущи вам лишь в небольшой степени.

 

“Паспорт” холерика

Вы:

1. Неусидчивы, суетливы.

2. Невыдержанны, вспыльчивы.

3. Нетерпеливы.

4. Резки и прямолинейны в отношениях с людьми.

5. Решительны и инициативны.

6. Упрямы.

7. Находчивы в споре.

8. Работаете с урывками.

9. Склонны к риску.

10. Незлопамятны и необидчивы.

11. Обладаете быстрой реакцией, страстной, со сбивчивыми интонациями речью. Неуравновешенны и склонны к горячности.

12. Агрессивный забияка.

13. Нетерпимы к недостаткам.

14. Обладаете выразительной мимикой.

15. Способны быстро действовать и решать.

16. Неустанно стремитесь к новому.

17. Обладаете резкими, порывистыми движениями.

18. Настойчивы в достижении поставленной цели.

19. Склонны к резким сменам настроения.

 

“Паспорт” сангвиника

Вы:

1. Веселы и жизнерадостны.

2. Энергичны и деловиты.

3. Часто не доводите начатое дело до конца.

4. Склонны переоценивать себя.

5. Способны быстро схватывать новое.

6. Неустойчивы в интересах и склонностях.

7. Легко переживаете неудачи и неприятности.

8. Легко приспосабливаетесь к разным обстоятельствам.

9. Легко, с увлечением берётесь за любое новое дело.

10. Быстро остывает, если дело перестаёт вас интересовать.

11. Быстро включаетесь в новую работу и быстро переключаетесь с одной работы на другую. Тяготитесь однообразием, будничной, кропотливой работой.

12. Общительны и отзывчивы, не чувствуете скованности с новыми людьми.

13. Выносливы и работоспособные.

14. Сохраняете самообладание в неожиданной, сложной обстановке.

15. Обладаете громкой, быстрой, отчётливой речью.

16. Обладаете всегда бодрым настроением.

17. Быстро засыпаете и пробуждаетесь.

18. Часто несобранны, проявляете поспешность в решениях.

19. Склонны иногда скользить по поверхности, отвлекаться.

 

«Паспорт» флегматика

Вы:

1. Спокойны и хладнокровны.

2. Последовательны и обстоятельны в делах.

3. Осторожны и рассудительны.

4. Умеете ждать.

5. Молчаливы и не любите болтать попусту.

6. Обладаете спокойной, равномерной речью без резких эмоций и жестов.

7. Сдержаны и терпеливы.

8. Доводите начатое дело до конца.

9. Не растрачиваете попусту сил.

10. Строго придерживаетесь выработанного распорядка в жизни и работе.

11. Легко сдерживаете порывы.

12. Маловосприимчивы к одобрению и порицанию.

13. Незлобивы, проявляете снисходительность к критике в свой адрес.

14. Постоянны в своих отношениях и интересах.

15. Медленно включаетесь в работу и переключаетесь в работе.

16. Ровны в отношениях со всеми.

17. Любите аккуратность и порядок во всём.

18. С трудом приспосабливаетесь к новой обстановке.

19. Обладаете выдержкой.

20. Замкнуты.

 

“Паспорт” меланхолика

Вы:

1. Стеснительны и застенчивы.

2. Теряетесь в новой обстановке.

3. Затрудняетесь установить контакты с незаконными людьми.

4. Не верите в свои силы.

5. Легко переносите одиночество.

6. Чувствуете подавленность, растерянность при неудачах.

7. Склонны уходить в себя.

8. Быстро утомляетесь.

9. Обладаете тихой, слабой речью.

10. Невольно приспосабливаетесь к характеру собеседника. Впечатлительны до слезливости.

11. Чрезвычайно восприимчивы к одобрению и порицанию. Предъявляете высокие требования к себе и окружающим. Склонны к подозрительности и мнительности.

12. Болезненно чувствительны и легкоранимы.

13. Чрезвычайно обидчивы.

14. Скрытны и необщительны, не делитесь ни с кем своими мыслями. Малоактивны и робки.

15. Безропотны и покорны.

16. Стремитесь вызвать сочувствие и помощь окружающих.

 

Теперь выведем формулу темперамента, и пусть вас не смущает её “очень математический” вид:

где Т — формула темперамента; X — холерический темперамент; С — сангвинический; Ф — флегматический; М — меланхолический; Ах — общее число “+” в паспорте “холерика”; Ас, Аф, Ам — количество “+” соответственно в “паспортах” сангвиника, флегматика, меланхолика; А — общее число плюсов во всех паспортах. В конечном виде формула темперамента может выглядеть так, например:

Т = 53% + 13% + 20% + 14%

Это значит, что данный темперамент на соответствующее количество процентов холерический, флегматический и т.д. Если относительный результат положительных ответов по какому-либо типу составляет 40% и выше, значит, данный тип темперамента у вас доминирует.

Ответы, на поставленные вопросы удобнее всего оформить в виде таблицы:

 

Фамилия

 

 

Х

М

Ф

М
1.

 

 

 

 
2.

 

 

 

 
3.

 

 

 

 
4.

 

 

 

 
5.

 

 

 

 
6.

 

 

 

 
7.

 

 

 

 
8.

 

 

 

 
9.

 

 

 

 
10.

 

 

 

 
11.

 

 

 

 
12.

 

 

 

 
13.

 

 

 

 
14.

 

 

 

 
15.

 

 

 

 
16.

 

 

 

 
17.

 

 

 

 
18.

 

 

 

 
19.

 

 

 

 
20.

 

 

 

 

Общее число плюсов, А

 

%  

 

 

 

               

 

ПАСПОРТ ХОЛЕРИКА

I. На вид. Суетлив, неусидчив, нетерпелив, несдержан, вспыльчив. Обладает выразительной мимикой, резкой и порывистой жестикуляцией. Склонен к резкой смене настроений. Говорит быстро, сбивчиво, не подбирая слов.

II. Среди людей. Резок и прямолинеен в отношении с другими. Необидчив и незлопамятен. Ревнив. Агрессивен, нетерпим к чужим недостаткам. Находчив в спорах и затруднительных ситуациях.

III. В деле. Любит работать, легко берется за дело. Способен действовать быстро, без предварительного плана. Легко отказывается от намеченной цели, склонен к риску в решениях и поступках. Решителен и инициативен.

 

ПАСПОРТ САНГВИНИКА

I. На вид. Весел и жизнерадостен. Говорит отчетливо и громко, выразительно жестикулируя. Как правило бодр. Быстро засыпает и просыпается. Живо откликается на все, что привлекло его внимание.

II. Среди людей. Общителен и отзывчив. Не чувствует скованности в отношениях с незнакомыми людьми. Дисциплинирован. Хорошо владеет собой, способен сдерживать свои чувства. Легко переживает неудачи и неприятности.

III. В деле. Работает быстро, увлеченно, ровно. Легко привыкает к новым требованиям и обстановке. Быстро приобретает навыки, усваивает знания. Тяготится однообразными, будничными занятиями. Из-за многообразия интересов, бывает не собран.

 

ПАСПОРТ ФЛЕГМАТИКА

I. На вид. Хладнокровен и невозмутим. Молчалив, не любит пустой болтовни. Говорит спокойно и ровно без выраженной мимики и жестикуляции. Слабо откликается на внешние замечания. Терпелив и сдержан в проявления чувств.

II. Среди людей. Постоянен в отношениях и интересах. С трудом сходиться с новыми людьми, плохо приспосабливается к смене обстановки. Ровен с окружающими, умеет ладить со всеми. Незлобив, спокойно относится к замечаниям в свой адрес. Даже при больших неприятностях остаётся спокойным.

III. В деле. Любит аккуратность и порядок во всём. Медленно и неохотно переключается с одного дела на другое. Не тратит сил попусту, строго соблюдает распорядок и систему в работе. Не любит проявлять инициативу в делах. Начатое дело, как правило, доводит до конца.

 

ПАСПОРТ МЕЛАНХОЛИКА

I. На вид. Стеснителен и застенчив. Говорит невыразительно и тихо, почти без жестикуляции. Чувствителен и легко раним, незначительный повод может вызвать слёзы. Очень впечатлителен и восприимчив. Чрезмерно обидчив и мнителен, склонен к подозрительности.

II. Среди людей. Предъявляет высокие требования к себе и окружающим, скрытен и необщителен, не любит делиться своими мыслями. Невольно приспосабливается к характеру собеседника. Затрудняется установить контакт с незнакомыми людьми. Чувствует подавленность и растерянность при неудачах.

III. В деле. Быстро утомляется, нуждается в перерывах при работе. В делах активности не проявляет. Не верит в свои силы, стремиться вызвать сочувствие и помощь окружающих. Теряется в новой обстановке, не любит менять занятий. Легко отвлекается от работы и с трудом сосредотачивается.

 

“Чистые” темпераменты встречаются крайне редко. Чаще всего, в одном человеке сочетаются черты разных типов, хотя преобладают свойства какого-то одного. Причём, по темпераменту холерик ближе к сангвинику, а меланхолик к флегматику. И ещё, не нужно путать черты характера со свойствами темперамента. Лживым или честным, грубым или вежливым, трусливым или смелым, дисциплинированным или расхлябанным можно быть при любом темпераменте!

 

Приложение IV

 

 

Задание:

А) Придумать и продемонстрировать ситуационную задачу, показывающую реакцию людей с различными типами темперамента, в следующих ситуациях:

o Поликлиника, очередь пациентов в кабинет врача, медицинская сестра без очереди проводит в кабинет ветерана Великой Отечественной войны (реакция пациентов);

o Получение студентами оценок по предмету в конце занятия (реакция студентов);

o Реакция выдающихся людей на получение нобелевской премии;

o Дорожно-транспортное происшествие со смертельным исходом (реакция очевидцев).

 

Приложение V

Б) Тренинговые упражнения (инструкция):

Одна малая группа должна похвалить определенный тип темперамента, подчеркивая его выигрышные стороны, другая – назвать его отрицательные стороны (так проанализировать все типы темперамента).

 

                                                                                               

 

Приложение VI

 

Упражнение «Определение психологических особенностей типов темперамента».

Темперамент

Выполните упражнения. Проверьте по эталону.

Упражнение «Определение психологических особенностей типов темперамента»

В данном упражнении перечислены основные психологические особенности типов темперамента. Каждой психологической особенности соответствует определённая буква. Выберите последовательное психологических особенностей каждого типа темперамента. В результате выполнения задания получится кодовое слово.

 

ХОЛЕРИК

1. Молчаливый, не любит болтать - П

2. Решителен, инициативен-Э

3. Склонен к подозрительности - С

4. Склонен к риску - М

5. Невыдержанный, вспыльчивый - О

6. Ровен в отношениях со всеми - К

7. Нетерпеливый - Ц

8. Мало подвижен - А

9. Резок в отношениях с людьми - И

10. Весел и жизнерадостен -X

11. Склонен уходить в себя - Е

12. Обладает быстрой сбивчивой речью - Я

 

Кодовое слово ___________

        

МЕЛАНХОЛИК

1. Неуравновешен, склонен к горячности - М

2. Стеснительный и застенчивый -Т

3. Не верит в свои силы - Е

4. Весел и жизнерадостен - А

5. Чрезмерно обидчив - О

6. Мало восприимчив к порицанию - Н

8. Впечатлительный до слезливости - И

9. Склонен к риску - С

10. Не общительный - Я

11. Находчив в споре - У

12. Обладает громкой, быстрой речью – П

 

Кодовое слово _________

        

САНГВИНИК

1. Энергичный, деловитый - П

2. Молчаливый - О

3. Безропотный, покорный - И

4. С увлечением берётся за любое новое дело - А

5. Агрессивный забияка - Л

6. Вынослив и работоспособен - М

7. Весел и жизнерадостен - Я

8. Чрезмерно обидчив - Е

9. Обладает громкой, быстрой речью-Т

10. Быстро утомляется - Н

11. Общителен, отзывчив - Ь

12. Мало подвижен – С

 

Кодовое слово __________

 

ФЛЕГМАТИК

1. Весел и жизнерадостен -Т

2. Спокойный, хладнокровный - У

3. Работает рывками - О

4. С клонен к риску - Р

5. Мало подвижен- М

6. Обладает выдержкой - Е

7. Болезненно чувствительный и ранимый - Я

8. Робкий - К

9. Ровен в отношениях со всеми - Н

10. Доводит начатое дело до конца - И

11. Агрессивный забияка - А

12. Осторожный и рассудительный – Е

 

Кодовое слово ___________

 

 

 

Приложение VII

Ситуационные задания

А) Артем ученик 3 класса. Безгранично увлекающийся. Часто берет работу не по силам. До крайности подвижный. В любую минуту готов сорваться с места и «лететь» в любом направлении. Руки не находят покоя. Быстро и часто поворачивает голову в разные стороны. Крайне вспыльчив. Усваивает материал быстро и правильно. Приходится все время говорить ему: «Не отвечай сразу, подумай сначала, не торопись». Резко переходит от смеха к гневу и наоборот. Обожает военные игры. Очень инициативен. Учителя буквально засыпает вопросами. Отзывчив и на хорошее, и на дурное. Когда рассердится, то не умеет себя сдерживать, хотя и старается. Хоть сто раз может сбегать куда угодно, но по дороге часто забывает поручение, так как от желания скорее его выполнить не дослушивает до конца.

 

 

Б) Саша ученик 2 класса. Очень впечатлительный. Малейшая неприятность выводит его из равновесия, плачет по каждому пустяку. Однажды Саша заплакал только из-за того, что сразу не нашел в портфеле учебника. Очень обидчив. Долго помнит обиды и болезненно их переживает. Мечтателен. Часто задумчиво смотрит в окно, вместо того, чтобы играть с товарищами. Покорно подчиняется всем правилам. Пассивен в детском коллективе. Часто обнаруживает неверие в свои силы. Если в работе встречаются трудности, он легко опускает руки, теряется и не доводит начатое до конца. Но если настоять на выполнении задания, в большинстве случаев выполнит его не хуже других.

 

 

В) Виктор Г., 3 класс. Медлителен. Походка неторопливая, вразвалку. Говорит медленно, но обстоятельно, последовательно. На уроках сидит с довольно равнодушным выражением лица, сам руку не поднимает, но на вопросы учителя обычно отвечает правильно. Его трудно рассмешить или рассердить. Сам обычно не обижает товарищей, к ссорам других относится равнодушно. Незлоблив, но для товарища ленится что-либо сделать. В разговор вступает редко, больше молчит. Усваивает материал медленно, но задания выполняет правильно, аккуратно. Любит порядок. К новой школе привыкал долго.

 

 

Г) Лена В., 2 класс. Девочка очень подвижная, на уроках не сидит спокойно, постоянно меняет позу, вертит что-либо в руках, тянет руку для ответа, разговаривает с соседом. Легко заинтересовывается всем новым, но и сравнительно быстро остывает. Преобладающее настроение веселое и бодрое. Плохим оценкам не очень огорчается. Про пятерки радостно объявляет всем в доме. Мимика живая. Несмотря на живость и непоседливость, ее легко призвать к порядку. На интересных уроках проявляет большую энергию и работоспособность. Легко сходится с подругами, быстро привыкает к новым требованиям. Весьма разговорчива.

 

 

Тренинговое упражнение

Приложение VIII

 

Приложение IX

Приложение IX

Дома в рабочих тетрадях выполнить по теме: «Определение акцентуации характера» задания:

1. Составить кроссворд не менее 6 заданий по вертикали и горизонтали. Схема кроссворда, вопросы и ответы на задания выполнять на отдельных листах. Будет проведен конкурс кроссвордов, выставлены оценки, а лучшие работы будут использованы для практических занятий;

2. Провести индивидуальное тестирование с записью в рабочие тетради. Разработать кенРазработать рекомендации по личному самосовершенствованию.

 

Ситуационное задание

1. «Антон и Саша – ученики 3 класса. Антон любит оживленную суету вокруг себя, очень общителен, предпочитает быть в центре внимания; Саша, напротив, предпочитает тишину и уединение. С трудом знакомится с новыми людьми. Слишком большое внимание его смущает». Вопрос: «Почему дети такие разные? Какого индивидуального подхода к себе требует каждый из детей?»

 

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Цикловая комиссия профессионального цикла общепрофессиональных дисциплин

Методическая разработка практического занятия

Тема: «Исследование типов темперамента» («Лечебное дело», «Сестринское дело», «Медико-профилактическое дело»)

Учебная дисциплина:

ОП.02 Психология (спец. «Лечебное дело»)

ОП.09 Психология (спец. «Сестринское дело»)

ОП.04 Психология (спец. «Медико-профилактическое дело»)

 

Курс: II

Специальность:

31.02.01 Лечебное дело

34.02.01 Сестринское дело

32.02.01 Медико-профилактическое дело

Количество часов: 2

Разработчик: Гетманская Е. А.

 

 

Методическая разработка                     

 рассмотрена и одобрена

на заседании цикловой комиссии

(протокол № _____

 Дата ___________)                      

Председатель ЦК _____________

(подпись)  

_______________

(Ф.И.О.)

«____»_________20____

Донецк, 2018

Методическая разработка урока по учебной дисциплине «Психология» по теме: «Определение типов темперамента» представляет собой опыт преподавателя по проведению практического занятия с использованием активных методов обучения: групповой работы обучающихся, лабораторного практикума по изучению особенностей темперамента у студентов, тренинговых упражнений, анализа практических ситуаций, видеосюжетов, рисунка Х. Бидструпа «Четыре темперамента», решения психологических задач.

 

Мотивация изучения темы

Актуальность разработки заключается в том, что на данном занятии используются активные методы обучения, цель которых создать условия для глубокого усвоения материала, осуществления самодиагностики темперамента, связи теоретического материала с практическим, развитие аналитических и проектировочных умений при выполнении разного типа заданий.                                                                                                                              Практические занятия по общей психологии развивают общие компетенции, на базе которых будут формироваться профессиональные компетенции. В частности, на данном занятии формируются следующие общие компетенции (ОК):

ОК.1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК.2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК. 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК. 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК. 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК. 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

 

Цели занятия:

Þ учебные: формирование теоретических и практических учебных действий, необходимых в последующей учебной и профессиональной деятельности.

Þ воспитательные: воспитывать познавательную активность, интерес к изучению курса психологии, самостоятельность, культуру диалога.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.87 (0.332 с.)