Войны с Речью Посполитой и Швецией 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Войны с Речью Посполитой и Швецией



В мае 1654 г. царь Алексей во главе полков выступил в поход. В 1654 г. был взят Смоленск, а также 33 города восточной Белоруссии (Полоцк, Витебск, Могилев и др.). Весной 1655 г. войска двинулись в новый поход в глубь Белоруссии и Литвы.

А летом 1655 г. на Речь Посполитую напал еще один враг – шведский король Карл X. Он захватил Великую и Малую Польшу и намеревался занять Литву. Часть польско-литовских магнатов перешла на его сторону.

Усиление Швеции за счет Польши напугало Москву. В мае 1656 г. Россия объявила Швеции войну, а осенью того же года заключила перемирие с Речью Посполитой.

В начале войны со Швецией русские действовали успешно. Они захватили Дерпт и еще несколько крепостей в Прибалтике, а затем осадили Ригу. Но взять город так и не смогли.

Прекращение Россией войны с Речью Посполитой вызвало негодование Хмельницкого. В 1656 г. он заключил тайный союз с Карлом X о новом разделе земель Речи Посполитой. Себя Хмельницкий видел удельным князем обширной Малороссии при польско-шведско-литовском короле Карле. Смерть Богдана (июль 1657 г.) положила конец этим мечтаниям.

Преемник Хмельницкого гетман Иван Выговский предал союз с Москвой и в 1658 г. присягнул Польше. Речь Посполитая, «спасенная» Москвой от шведов, ободренная действиями Выговского, решила возобновить войну с Россией.

Не имея возможности воевать сразу на два фронта, Россия заключила со Швецией трехлетнее перемирие, а в 1661 г. была вынуждена подписать Кардисский мир, уступив все свои завоевания в Прибалтике.

Между тем Россия и Речь Посполитая дошли в войне до истощения, но не мирились, пока новый гетман Дорощенко – враг обеих держав – не решил перейти в турецкое подданство (1666). Опасаясь нашествия турок, Речь Посполитая и Россия заключили 13 января 1667 г. в деревне Андрусово перемирие на 13 лет.

 

1654-1667 Войны с Речью Посполитой за Украину

 

 

А.Л.Ордин-Нащокин. Неизвестный художник. XVII в.

 

Андрусовское перемирие 1667 г

В польской Правобережной Украине и Белоруссии признавалась неприкосновенность православных епархий, подчинявшихся Московскому патриарху. Сохранялась и униатская церковь «греко-католиков». Запорожская Сечь находилась в управлении обоих государств.

 

Вопросы и задания

1. Что вызывало недовольство украинского и белорусского народов?

2. Какова была роль запорожского казачества в жизни Украины? Почему запорожцы стали главной силой освободительной войны на Украине?

3. Как развивались события в 1648-1653 гг.?

4. Почему Богдан Хмельницкий обратился за помощью к Москве?

5. На каких условиях Украина объединилась с Россией?

6. Какие цели преследовала Россия в последовавших за воссоединением войнах с Речью Посполитой и Швецией? Каковы были итоги этих войн?

IV. Раскол

НАКАНУНЕ РЕФОРМ

С воцарением Бориса Годунова начались в России нововведения, необходимые, но непривычные для россиян, боявшихся всего иностранного. При Михаиле и Алексее Романовых иноземные новшества стали проникать во все сферы жизни: из шведского металла лили клинки, голландцы устраивали железоделательные заводы, бравые солдаты-немцы маршировали у Кремля, офицер-шотландец учил русских новобранцев европейскому строю, фряги разыгрывали спектакли. Но затронута ли была русская душа этими новшествами? Нет, в большинстве своем русские люди остались такими же ревнителями московской старины, веры и благочестия, какими были их прадеды. Причем это были ревнители весьма самоуверенные: «Ветхий Рим пал от ересей, второй Рим захватили безбожные турки, Русь – третий Рим, который один остался хранителем истинной Христовой веры!» В 1648 г. перед свадьбой царя тревожились: Алексея «выучили по-немецки», и теперь он заставит бороду брить по-немецки, погонит молиться в немецкую кирху. Конец благочестию и старине.

 

Патриарх Никон. Миниатюра из «Титулярника». 1672 г.

И вот в такое время «собинный друг» Алексея Михайловича Никон, ставший в 1652 г. патриархом, задумал осуществить церковные реформы. Будучи твердо убежден в том, что Русская церковь является частью Вселенской православной церкви, он решил устранить имевшиеся между ними расхождения в богослужении. Как писал В. О. Ключевский, «если государству понадобился мастер-немец, то Церковь почувствовала нужду в учителе-греке или киевлянине».

За время существования христианства на Руси в богослужебные книги при переписке вкралось много неточностей и ошибок. Побывавший в Москве в 1649 г. иерусалимский патриарх Паисий указывал царю Алексею Михайловичу на «новшества» в обрядах Русской церкви, что по понятиям того времени означало обвинение в ереси (не случайно русские богослужебные книги, в которых описывались эти обряды, были сожжены монахами греческого монастыря на Афоне).

Попытки устранить ошибки предпринимались еще со времен Стоглавого собора, но именно при Никоне исправление богослужебных текстов вышло за рамки внутрицерковного дела. Дело в том, что Никон пошел дальше своих предшественников и занялся исправлением не только книг, но и обрядов. А это затрагивало уже все слои общества.

Что же это были за обряды? Россияне, например, писали «Исус», а не «Иисус». Служили литургию на семи, а не на пяти, как греки, просфорах. Крестились двумя перстами, олицетворявшими Бога Отца и Бога Сына, а все прочие восточные христиане осеняли себя крестом тремя перстами («щепотью»), олицетворявшими Бога Отца, Бога Сына и Святого Духа. Эти и другие «неправильности» в обрядах Русской церкви Никон и взялся искоренять с присущей ему прямолинейностью, приняв за образец греческие богослужебные книги.

Часы Спасской башни. Рисунок А. Мейерберга. 1662 г.

 

РЕФОРМЫ НИКОНА

В 1653 г. Никон разослал указ, велевший креститься «щепотью», а также уточнявший, сколько земных поклонов надо класть перед чтением знаменитой молитвы св. Ефрема Сирина. Потом патриарх обрушился на иконописцев, начавших использовать западноевропейские приемы живописи.

По примеру восточного духовенства в церквах начали читать проповеди собственного сочинения. Здесь тон задавал сам патриарх.

Русские рукописные и печатные богослужебные книги велели везти на просмотр в Москву. Если там находили расхождения с греческими, то книги уничтожали, взамен печатали и рассылали новые. Церковный собор 1654 г. с участием царя и Боярской думы одобрил исправление книг по греческим образцам. Стали искоренять двуперстие и многие другие привычные обряды. И хотя все изменения были чисто внешними и не затрагивали православного вероучения, они воспринимались как посягательство на саму веру, ибо нарушали традиции.

А Никон неистовствовал. В 1654 г. в отсутствие царя, бывшего в польском походе, люди патриарха насильно вламывались в дома московских жителей – посадских, купцов, дворян и даже бояр. Они забирали из «красных углов» иконы «еретического письма», выкалывали образам глаза и носили изуродованные лики по улицам, читая указ, который грозил отлучением от церкви всем, кто пишет и хранит подобные иконы. «Неисправные» иконы уничтожали.

 

1653 Начало раскола

 

Патриарх Никон предлагает новые богослужебные книги. Художник А. Д. Кившенко

 

СТАРООБРЯДЧЕСТВО

Никон боролся с новшествами, но именно его реформы часть московского народа восприняла как новшества, посягавшие на веру. Церковь раскололась на никонианцев (церковная иерархия и большая часть верующих, привыкших подчиняться) и старообрядцев.

Приверженцы старой веры – старообрядцы – спасали и прятали «неправильные» богослужебные книги. Светские и духовные власти преследовали их. От гонений ревнители старой веры бежали в леса, объединялись в общины, основывали в глуши скиты. Не признавший никонианства Соловецкий монастырь сидел в осаде с 1668 по 1676 г., пока воевода Мещеряков не взял его и не перевешал всех мятежников.

Вожди старообрядцев протопопы Аввакум и Даниил писали челобитные царю, но видя, что Алексей не защищает «старину», объявили скорый приход конца света, потому что явился в Россию Антихрист. Царь и патриарх – «два рога его». Спасутся лишь мученики – защитники старой веры. Родилась проповедь «очищения огнем». Раскольники запирались в церквах и сжигали себя заживо. Среди старообрядцев были представители всех слоев населения – от крестьян до бояр.

Старообрядцы не расходились с православной церковью ни в одном догмате (основном положении вероучения), лишь в некоторых обрядах, которые отменил Никон, поэтому они были не еретиками, а только раскольниками.

Священный собор 1666-1667 гг. предал раскольников анафеме за непокорность. Ревнители старой веры перестали признавать отлучившую их церковь. Раскол не преодолен и по сей день.

 

Соловецкий монастырь. Деталь иконы. Начало XVIII в.

 

ПАДЕНИЕ НИКОНА

Жалел ли Никон о содеянном? Быть может. В конце своего патриаршества в беседе с Иваном Нероновым, бывшим вождем раскольников, Никон бросил: «И старые и новые книги добры; все равно, по каким хочешь, по тем и служи…» Но церковь уже не могла уступить непокорным мятежникам. Последние уже не могли простить церковь, посягнувшую на святую веру и старину.

А как сложилась судьба самого Никона?

Царь позволил Никону именоваться наравне с ним «государем». Но патриарху этого было мало. Считая, что церковь стоит выше государства, он хотел иметь власть большую, чем та, которой обладал Алексей Михайлович. Терпение «тишайшего» царя было не безгранично. Претензии Никона привели к ссоре с Алексеем Михайловичем. В знак протеста Никон в 1658 г. покинул патриарший престол и удалился в им же основанный Воскресенский монастырь под Москвой (Новый Иерусалим). Возможно, он рассчитывал, что его будут молить вернуться. Но собор 1666-1667 гг., предавший анафеме староверов, также лишил сана Никона за самовольный уход с патриаршества. Никона сослали на Север в Ферапонтов монастырь.

 

Вопросы и задания

1. Часто XVII век называют «веком новшеств». Согласны ли вы с подобным мнением? Если да, то приведите факты, доказывающие это.

2. Чем руководствовался патриарх Никон, начиная свои реформы?

3. К кому он был ближе – к сторонникам «нового» или «старого»? Его реформы вели к религиозной замкнутости России или, наоборот, сближали ее с другими православными странами?

4. Расскажите о взглядах и действиях старообрядцев.

5. Почему раскол приобрел такую глубину и остроту? Связано ли это было с экономическими трудностями и общественными противоречиями в России XVII в.?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.32.230 (0.012 с.)