Группа №5 специальность «Механизация сельского хозяйства» 1 курс. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Группа №5 специальность «Механизация сельского хозяйства» 1 курс.



Конспект урока история

Г.

Группа №5 специальность «Механизация сельского хозяйства» 1 курс.

Тема урока: «Смутное время на Руси».

Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.

Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Номер урока: 22.

Цель урока: Изучить события предшествующие Смутному времени, ход исторических событий и итоги, для систематизации и более полной картины по данному периоду.

Основные понятия:

Смута- это период социальных конфликтов, политических кризисов и изнурительных войн.

Основные даты:

1533 1584 гг. - Княжение и царствование Ивана IV Грозного
1584 - 1589 гг. - Царствование Федора Ивановича
1598 - 1605 гг. - Царствование Б. Годунова
1601 - 1603 гг. - Голод и неурожай на Руси
1603 -1604 гг. - Восстание казаков под руководством Х. Косолапа
1605 - 1606 гг. - Царствование Лжедмитрия I
1606 - 1610 гг. - Царствование В. Шуйского
1606 - 1607 гг. - Восстание И. Болотникова
1607 - 1610 гг. - Появление Лжедмитрия II на Руси
1609 г. - Начало интервенции
1611 г. - Первое ополчение
1612 г. - Второе ополчение
1613 г. - Земский собор. Избрание царем М. Ф. Романова. Начало правления новой династии.

Используемая литература: История с древнейших времён до конца XIX века: учебник для 10 класса общеобразовательных организаций. Базовый уровень / Сахаров А.Н., Загладин Н.В. – 6-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2018. – 448 с.

Интернет – ресурсы: Видео-урок. https://www.youtube.com/watch?v=LVPX5AbhKNo

«Смутное время на Руси». Дата обращения 30.10.2020 г.

Ход урока

Организационный этап

 Мотивационный модуль.

Ребята, на этом уроке вы узнаете какие изменения произошли в Смутное время на Руси.

2. Основная часть.
Объясняющий модуль.
Объясняется ход событий данного периода, какие изменения произошли в Смутное время на Руси.

План урока:

1.Причины смуты;
2. Появление самозванство на Руси. Правление Б. Годунова;
3. Приход В. Шуйского к власти. «Семибоярщина»;
4. Формирование Первого ополчения;
5. Роль Второго ополчения в освобождении России от иностранной интервенции;
6. Земский собор 1613 года.

Причины смуты.

Смутное время стало для России периодом социальных конфликтов, политических и экономических кризисов и войн. В начале XVII века решался вопрос о существовании самой российской государственности.

Смута- это период социальных конфликтов, политических кризисов и изнурительных войн.

Причины смуты:
1. Династический кризис (смерть Ивана Грозного и двух его сыновей Федора и Дмитрия привели к пресечению правящей династии Рюриковичей);
2. Экономическая (голод и неурожай 1601 – 1603 гг.);
3. Социальная (недовольство некоторых сословий своим тяжелым положением);
4. Кризис власти (стремление боярских группировок за управление страной).

Причины созыва Земского собора.

После того, как иноземные захватчики были изгнаны не только из Москвы, но и из России, Минин, Пожарский и Трубецкой отправили пригласительные письма во все уделы страны, призывая всех представителей знати явиться на Собор, где будет избран новый царь.

Земский собор 1613 года открылся в январе месяце, и в нем принимали участие:

  • Духовенство
  • Бояре
  • Дворяне
  • Городские старейшины
  • Представители крестьян
  • Казаки

Всего в земском соборе приняло участие 700 человек.

Ход Собора и его решения:

Первое решение, которое утвердил Земский Собор – царь должен быть русским. Он не должен никоим образом относиться к ностранцам.

События тех дней нужно рассматирвать с точки хзрения того, что желающих занять место на престоле было огромное количество. Поэтому стали образовываться группировки, которые объядинялись, продвигая своего представителя. Таких группировок было несколько:

  • Знатные бояре. Сюда относились представителнй боярского рода. Одна часть из них считали, что идеальным царем для России станет Федор Мстиславский или Василий Голицын. Другие склонялись к юному Михаилу Романову. Количество бояр по интересам разделилось примерно поровну.
  • Дворяне. Это также были знатные люди с большим авторитетом. Они продвигали своего «царя» - Дмитрия Трубецкого. Сложность заключалась в том, что у Трубецкого был чин «боярин», который он совсем недавно получил в Тушенском дворе.
  • Казаки. По традиции казаки примкнули к тому, у кого были деньги. В частности они активно служили Тушенскому двору, а после того, как последний, разогнали – стали поддерживать царя, который имел отношениек Тушину.

Прав на пристол у Романова было не так много. Тем более боьшая претензия к нему была в том, что его отец был в дружественных отношениях с обоими Лжедмитриями. Первый Лжедмитрий сделал Филарета митрополитом и своим ставленником, а второй Лжедмитрий назначил его патриархом и своим ставленником. То есть отце Михаила был в весьма дружественных отношениях с иноземцами, от которых только что избавились по решению Собора 1613 года решили больше на власть не призывать.

Результаты

Земский собор 1613 года завершился 21 февраля – царем был избран Михаил Романов. Сейчас сложно достоверно говорить обо всех тонкостях событий тех дней, поскольку документов сохранилось не так много. Тем не менее доподлино известно, что Собор окружали спложные интриги. Это неудивительно – слишком высоки были ставки. Решалась участь страны и целых правящих династий.

Результатом Собора стало то, что на царство был избран Михаил Романов, которому на тот момент было всего 16 лет. Однозначного ответа «Почем именно он?» не даст никто. Историки говорят о том, что это была фигура наиболее удобная всем династиям. Якобы молодой Михаил был крайне внушаемым человеком и им можно было бы «управлять как нужно большинству». По факту же вся полнота власти (особено в первые годы правления Романова) была не у самого царя, а у его отца, патриарха Филарета. Именно он фактически правил Россией от имени своего сына.

Последствия Смуты:
1. Экономическая разруха: разорены были сельское хозяйство, ремесла, угасла торговая жизнь;
2. Обнищание народа;
3. Ухудшение международного положения и потеря ряда территорий;
4. Воцарение новой династии.

4.Обобщение материала.
Тренировочный модуль.
Выполнить тестовое задание.

Одной из причин Смуты стало

а) вступление на престол Ивана IV

б) польская интервенция

в) пресечение законной династии Рюриковичей

г) усиление царской власти

Задание №1.

Работа с документом “отрывок из Крестоцеловальной записи царя Василия Шуйского” (1606 год).
«Божиею милостью мы, великий государь царь и великий князь Василий Иванович всея Руси, щедротами и человеколюбием славимого бога и за молением всего освященного собора, и по челобитью и прошению всего православного христианства, учинилися есьмя во отчине прародителей наших, на Российском государстве царем и великим князем, егоже дарова бог прародителю нашему Рюрику, иже бе от Римскаго кесаря, и потом многими леты и до прародителя нашего Александра Ярославича Невского на сем Российском государстве быша прародители мои, и посем на суздалской удел разделишась, не отнятием и не от неволи, но по родству, якоже обыкли болшая братия на болшие места седати. И ныне мы, великий государь, будучи на престоле Российского царствия, хотим того, чтобы православное християнство было нашим царским доброопасным правительством и в тишине, и в покое и во благоденствии…»

Вопрос к документу: Почему в своей крестоцеловальной записи В. Шуйский постоянно ссылался на кровное родство с Рюриком, А. Невским?

Задание №2.

Событие

А) «Семибоярщина»

Б) смерть царя Фёдора Ивановича, пресечение династии Рюриковичей

В) неурожаи и массовый голод в России

Г) крестьянское восстание под руководством И.Болотникова

Д) установление династии Романовых

Е) воцарение Лжедмитрия I

Дата

1) 1613г.

2) 1605г.

3) 1601-1603гг.

4) 1610-1613гг.

5) 1598г.

6) 1606-1607гг.


!!! Ребята, конспект параграфа, тестовое задание и контрольные вопросы выполняете в тетради, фотографируете и отправляете мне в ВК.

Конспект урока история

Г.

Группа №5 специальность «Механизация сельского хозяйства» 1 курс.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-23; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.171.136 (0.01 с.)