Толкование блаженного Феофилакта Болгарского 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского



Толкование блаженного Феофилакта Болгарского

На Послание к Колоссянам святого апостола Павла.

Предисловие

Все послания Павла святы, но особенно те, которые он рассылал, находясь в узах: он посылал их, как полководец во время сражения, вполне уверенный в победе. И сам Павел считал это великим и славным. Ибо, когда пишет к Филимону, он говорит: «которого родил я в узах моих» (Флм.1:10). Сказал же это для того, чтобы и мы не сокрушались в бедствиях; а скорее считали их за честь. Таких посланий много: к Ефесянам, к Филимону, Тимофею, к Филиппийцам и это – к Колоссянам, – все они написаны в узах. Как он писал к римлянам и евреям, не видавши их, так он пишет и к колоссянам, не видавши их предварительно. В среде их были Филимон и Архипп, которому, мне кажется, поручена была даже какая-то Церковь. И пишет к колоссянам по следующему поводу: между ними появилось некоторое нечестивое учение: они думали, что не чрез Сына, а чрез ангелов приведены к Богу Отцу, считая нелепым верить, что в последние дни явился Сын Божий, между тем как в Ветхом Завете все совершалось чрез ангелов. Притом они соблюдали многие иудейские и эллинские обычаи, наблюдая дни, времена и яства. Все это, конечно, требовало исправления и побуждало апостола написать это послание.

                                                                                            Глава 1

Кол.1:1. Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа и Тимофей брат,

Кол.1:2. находящимся в Колоссах святым и верным (братиям) во Христе (Иисусе)1:

Кол.1:3. благодать вам и мир от Бога, Отца нашего.2

Благодарим Бога и Отца Господа нашего Иисуса Христа, всегда молясь о вас,

Кол.1:4. услышав о вере вашей во Христа Иисуса и о любви ко всем святым,

Кол.1:5. в надежде на уготованное вам на небесах, о чем вы прежде слышали в истинном слове благовествования,

Кол.1:6. которое пребывает у вас, как и во всем мире, и приносит плод, и возрастает,

Как и между вами с того дня, как вы услышали и познали благодать Божию в истине,

Кол.1:7. как и научились от Епафраса возлюбленного сотрудника нашего, верного для вас служителя Христова,

Кол.1:8. который и известил нас о вашей любви в духе.

Кол.1:9. Посему и мы с того дня, как о сем услышали, не перестаем молиться о вас

И просить, чтобы вы исполнялись познанием воли Его во всякой премудрости и разумении духовном,

Кол.1:10. чтобы поступали:(περιπατήσαι) достойно Бога,

во всем угождая Ему, (είς πάσαν άρεσκεσίαν) принося плод во всяком деле благом и возрастая в познании Бога,

Кол.1:11. укрепляясь всякою силою по могуществу славы Его, во всяком терпении и великодушии

С радостью,

Кол.1:12. благодаря (Бога и)3 Отца, призвавшего вас(ίκανώσαντι υμάς; в синод пер. – нас)

К участию в наследии святых во свете,

Кол.1:13. избавившего нас от власти тьмы:(εκ της εξουσίας του σκότους)

И введшего в Царство возлюбленного Сына Своего,

Кол.1:14. в Котором мы имеем искупление Кровию Его (άπολύτρωσιν) и прощение грехов,

Кол.1:15. Который есть образ Бога невидимого,

Рожденный прежде всякой твари;

Кол.1:16. ибо Им (εν αύτω) создано все, что на небесах и что на земле,

Видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, –

все Им и для Него:(δι’ αυτού και είς αυτόν) создано;

Кол.1:17. и Он есть прежде всего, и все Им стоит.

Кол.1:18. И Он есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых,

Дабы иметь Ему во всем первенство,

Кол.1:19. ибо благоугодно было Отцу, чтобы в Нем обитала всякая полнота,

Кол.1:20. и чтобы посредством Его примирить с Собою все, умиротворив через Него, Кровию креста Его,

И земное и небесное.

Кол.1:21. И вас, бывших некогда отчужденными и врагами, по расположению к злым делам,

Кол.1:22. ныне примирил в теле Плоти Его, смертью Его,

Чтобы представить вас святыми и непорочными и неповинными пред Собою,

Кол.1:23. если только пребываете тверды и непоколебимы в вере и не отпадаете от надежды благовествования,

Которое вы слышали, которое возвещено всей твари поднебесной, которого я, Павел, сделался служителем

Кол.1:24. Ныне радуюсь в страданиях моих за вас и восполняю:(και άνταναπληρώ) недостаток в плоти моей скорбей Христовых за Тело Его, которое есть Церковь,

Кол.1:25. которой сделался я служителем по домостроительству Божию, вверенному мне для вас, чтобы исполнить слово Божие,

И Тимофей брат,

Выходит и он был апостол, вероятно, он был также известен им.

Кол.1:2. находящимся в Колоссах святым и верным (братиям) во Христе (Иисусе)1:

Колоссы – это город Фригии, который ныне называется Хоны, – это видно из того, что Лаодикия есть соседняя с ним страна. От чего же вы стали святыми? Не чрез крещение ли в смерть Христову? Почему называетесь верными? Не потому ли, что веруете во Христа? Не потому ли, что вверены вам такие тайны от Христа? Ибо верными мы называемся не потому только, что мы уверовали, но и потому, что вверены нам от Бога тайны, которых даже и ангелы не знали. Почему братия? Не по делам ли своим или добродетели? Нет, но во Христе. Как же после этого вы приписываете ангелам приведение нас к Богу?

Кол.1:3. благодать вам и мир от Бога, Отца нашего.2

Имени Христова не присоединяет здесь, хотя это было у него обычно, чтобы не тотчас, с первых же слов, явно напасть на них и тем не восстановить их против нижеследующего содержания речи. Пусть же скажут уничижающие Святого Духа, почему Бог – Отец наш? Не чрез Духа ли? Великое и превышающее ум Кто даровал нам? Не Дух ли? Как же после этого ты Его умаляешь?

И о любви ко всем святым,

Не к тому, или иному, но ко всем; следовательно, и к нам, так что вы с удовольствием будете слушать нас. Это – речь человека предрасполагающего их к себе. Под любовью он разумеет милостыню и общение, как и в других местах.

Как и между вами

Как и прежде, предрасполагает к себе похвалами, чтобы они не отступали, хотя бы того и хотелось. Ибо если и всем, и вам одинаковым образом проповедано было Евангелие, каким же образом некоторые учат иначе?

Верного

То есть истинного.

Для вас служителя Христова,

Ради вас, говорит, он служил в делах, подобающих Христу. Ибо и то, что отправился к Павлу, утешал его в узах и известил его о событиях в Колоссах, – и это было служением Христовым. Если же Епафрас – слуга Христов, как же вы говорите, что чрез ангелов вы приведены к Богу?

По могуществу славы Его,

Да подает вам такую силу, какую прилично Ему давать, то есть неизреченную и беспредельную, какую только возможно принять человеку. Тут великое ободрение. Ибо не сказал: по силе, но «по могуществу», что больше, как бы говоря: повсюду слава Его могущественна. Итак, вы не ослабевайте в бедствиях, ибо превозможете, как естественно тем, которые служат такому могущественному и славному Владыке.

С радостью,

Кол.1:12. благодаря (Бога и)3 Отца,

Имея намерение обвинить их, что неправильно поступают в деле учения, он сначала говорит ласково, чтобы не показалось, что он обвиняет их, как враг. Поэтому, сначала сказав: я молюсь за вас, да дарует вам такие и такие блага (что совершенно несвойственно врагу), – теперь говорит: с радостью благодарю за те блага, какие вы имеете. Посему не по вражде обвиняю вас, а по любви. Я даже желал бы постоянно хвалить вас, но необходимость заставляет меня порицать. Так поступает он и в Посланиях к Коринфянам. И незаметно приводит их к слову о Сыне. Ибо, если я с радостью благодарю, значит, вы обладали великими благами. Но их даровал Владыка – Сын, а не рабы – ангелы. Почему же он сказал: «благодарю с радостью»? Потому что и в печали возможно благодарить, как благодарил Иов, хотя и находился в скорби: «Господь дал, Господь и взял» (Иов.1:21). И пусть никто не говорит, что он не был уязвлен скорбью, потому что в таком случае уничтожил бы и похвалу его, если бы он нечувствительно переносил это. Он скорбел, но не был подавлен.

призвавшего вас(ίκανώσαντι υμάς; в синод пер. – нас)

Сколько, говорит, дано, что вы не только стали богатыми, но и получили силу и способность явиться достойно получившими такие дары. К примеру сказать: царь поручил человеку небольших дарований какое-либо начальствование, достоинство он дал бы, но не сделал бы его способным к достойному отправлению его; в таком случае честь эта часто подвергала бы его осмеянию. Но Бог и чести удостоил нас, и сделал способными к принятию ее. Сугубая же честь, что сделал нас способными к принятию дара.

К участию в наследии святых

То есть поставившего вас со святыми, – и не просто, но предоставившего вам наслаждаться теми же благами, что и обозначается словом "участие". Ибо можно жить в одном и том же городе, но не иметь одинаковой доли, и опять: можно участвовать в одном и том же наследии, но не иметь той же самой доли, как, например, мы все имеем одно и то же наследие Церкви, но один имеет одну долю, а другой – другую. Но здесь и наследия удостоил того же самого, и части той же самой. И везде употребляет слово "наследие" (κλήρος), дабы показать, что как наследие зависит не от человеческого старания, а больше, кажется, от счастья; так и мы не за добродетели удостаиваемся Царствия, но все зависит от божественного дара. Посему, «егда», говорит «сотворите вся, глаголите, как раби неключими есмы: как еже должни бехом сотворити, сотворихом» (Лк.17:10).

Во свете,

И будущем, и настоящем, то есть познании. Ибо и теперь просветил нас, открыв нам тайны, а в будущем еще больше откроет.

Кол.1:13. избавившего нас от власти тьмы:(εκ της εξουσίας του σκότους)

Не то только важно, что удостоил нас Царствия, но и то, каковы мы были прежде сего. Ибо не одно и то же – достойным что-нибудь давать и недостойным, о чем и в Послании к Римлянам говорит: «едва ли кто умрет за праведника» (Рим.5:7). Итак, Он избавил нас, находящихся под властью тьмы, то есть заблуждения и тирании диавола. И не сказал просто «от тьмы», но «от власти тьмы». Ибо он имел великую власть над нами и господствовал. Конечно, тяжело находиться и просто под диаволом, а под диаволом со властью – еще тяжелее. И не сказал: вывел, но "избавил", показывая, что мы, как пленники, томились.

И земное и небесное.

Что земное примирил, – это понятно; потому что каждый враждовал и с самим собой, и друг с другом, и даже ангельской жизни мы были врагами. Но небесное, каким образом? Земля была отделена от неба, ангелы были во вражде с людьми, видя оскорбленным своего Владыку; посему и посылались они для наказания, как например, к Давиду (2Цар.24:17), содомлянам (Быт.19:15) и в юдоль плача. Итак, Сын, возведя человека, врага и неприятеля, на небо, и ангелов заставил явиться на земле поющими и сопутствующими каждому верующему. И мне кажется, что Павел для того восхищен был на небо, чтобы научиться, как обитают люди на небе, и Сын туда вознесся. Итак, для земных сугубый мир: по отношению к небесным и по отношению к самому себе, а на небесах – только простой. Ибо наконец-то они примирились с нами и радуются спасению столь многих. Как же после этого вы, колоссяне, говорите, что приведены к Богу ангелами? Ибо они слишком далеки от того, чтобы примирить нас с Богом, потому что они были даже враждебны нам, и если бы Сам Бог не примирил нас с ними, то мы не имели бы мира.

Всякой премудрости,

Чтобы с успехом научить сему, нужна всякая мудрость, заимствуя потребное то из Писания, то из разума, то из эллинских писателей, как и учил Павел афинян по поводу их же алтаря.

Толкование блаженного Феофилакта Болгарского



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.17.20 (0.02 с.)