Тема 1. Введение. Общее понятие о сенсорных системах. Значение слухового, кинестетического и зрительного анализатора в становлении речи ребенка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 1. Введение. Общее понятие о сенсорных системах. Значение слухового, кинестетического и зрительного анализатора в становлении речи ребенка.



Тема 1. Введение. Общее понятие о сенсорных системах. Значение слухового, кинестетического и зрительного анализатора в становлении речи ребенка.

Понятие о сенсорных системах с современных позиций. Историческая справка об учении И.П. Павлова об анализаторах и о принципах строения сенсорных систем. Современные определения слуховой, речевой и зрительной систем и основные научные направления в изучении их функциональных закономерностей в норме и патологии человека с акцентом на особенности детского возраста.

Лекция 1 (2ч).

Введение. Общее понятие о сенсорных системах. Их значение в развитии когнитивной деятельности человека.

 

Сенсорные (анализаторные системы, органы чувств) системы обеспечивают поступление и анализ информации о внешней и внутренней среде организма в мозг человека, что необходимо для поддержания гомеостаза, т.е. для нормальной жизнедеятельности организма. Без этой информации не смогут осуществляться не только целенаправленные психические процессы, но даже самые простые рефлекторные акты.

Учение об анализаторах, равно как и сам термин «анализатор», было разработано И. П. Павловым и введено в физиологию в 1909 г.

Согласно этому учению любой анализатор представляет собой единую высокоинтегрированную, иерархически организованную, целостно функционирующую систему, состоящую из 3-х взаимосвязанных отделов:

- рецепторный аппарат (периферический отдел анализаторов);

- проводниковый отдел (афферентные нейроны, проводящие пути с промежуточными нервными центрами);

- корковый или центральный отдел (участки коры больших полушарий мозга, воспринимающие афферентные сигналы).

Понятие «сенсорная система», появилось позже и является более широким, т.к. включает в свой состав механизмы регуляции различных отделов анализатора с помощью прямых и обратных связей.

Отдельные свойства предметов, явлений и объектов, оказывающие воздействие на наши органы чувств, называются раздражителями, а процесс этого воздействия - раздражением.

Нервный процесс, возникший в результате раздражения, называется возбуждением и реализуется через нервный импульс.

Т.о. сенсорные системы обеспечивают ощущение - простейший психический процесс отражения отдельных элементарных свойств действительности, непосредственно воздействующих на наши органы чувств.

 С точки зрения биофизики ощущение – это чувствительность к физическим и химическим свойствам внешней и внутренней среды организма, которая реализуется за счет превращения энергии воздействия в акт сознания. И. М. Сеченов писал, что «психический акт не может явиться в сознании без внешнего чувственного возбуждения».

Осознание сенсорного стимула (анализ нервного импульса) рождает ощущение, которое является начальным этапом чувственного познания. Понимание ощущения приводит к восприятию. На основе этих психических процессов формируются более сложные когнитивные функции: восприятие, представление, память, мышление, воображение.

 При этом не каждый стимул может быть осознанным.

 

 

Основные функции сенсорных систем

 

Сенсорная система выполняет следующие функции:

 

1) обнаружение;

2) различение;

3) передачу и преобразование;

4) кодирование;

5) детектирование признаков;

6) опознание образов.

 

Обнаружение (1) и первичное различение сигналов (2) обеспечивается рецепторами.

Передачу, преобразование (3) и кодирование сигналов (4) осуществляют нейроны всех слоев сенсорных систем.

Детектирование (5) и опознание сигналов (6) — нейронами коры больших полушарий.

 

Чувствительность

Все рецепторы имеют определенную чувствительность, т.е. способность воспринимать раздражитель.

Различение сигналов.

 Способность сенсорной системы замечать различия в свойствах одновременно или последовательно действующих раздражителей.

 Различение начинается в рецепторах, но в этом процессе участвуют нейроны всей сенсорной системы. Оно характеризует то минимальное различие между стимулами, которое сенсорная система может заметить (дифференциальный, или разностный, порог).

Порог различения интенсивности раздражителя практически всегда выше ранее действовавшего раздражения на определенную долю (закон Вебера).

Различают 2а варианта различения.

  Пространственное различение основано на распределении возбуждения в слое рецепторов и в нейронных слоях. Так, если два раздражителя возбудили два соседних рецептора, то различение этих раздражителей невозможно и они будут восприняты как

единое целое. Необходимо, чтобы между двумя возбужденными рецепторами находился хотя бы один невозбужденный.

Опознание образов.

Это конечная и наиболее сложная операция сенсорной системы.

Это психический процесс - отнесение образа к тому или иному классу объектов, с которыми ранее встречался организм, т. е. в классификации образов.

 Синтезируя сигналы от нейронов-детекторов, высший отдел сенсорной системы формирует «образ» раздражителя и сравнивает его с множеством образов, хранящихся в памяти.

Опознание завершается принятием решения о том, с каким объектом или ситуацией встретился организм.

В результате этого происходит восприятие, т. е. мы осознаем, чье лицо видим перед собой, кого слышим, какой запах чувствуем.

Опознание часто происходит независимо от изменчивости сигнала.

 Мы надежно опознаем, например, предметы при различной их освещенности, окраске, размере, ракурсе, ориентации и положении в поле зрения.

Это означает, что сенсорная система формирует независимый от изменений ряда признаков сигнала (инвариантный) сенсорный образ. (А начинается все с опознания сенсорных эталонов).

 

 

Рис. 14.1. Проекционное (А), рецептивное (Б) поля нейрона и нервная сеть (В) (схема).

Стрелкой показано направление потока импульсов. 1 —5 — возбужденные нейроны в последовательных слоях.

 

Тема 1. Введение. Общее понятие о сенсорных системах. Значение слухового, кинестетического и зрительного анализатора в становлении речи ребенка.

Понятие о сенсорных системах с современных позиций. Историческая справка об учении И.П. Павлова об анализаторах и о принципах строения сенсорных систем. Современные определения слуховой, речевой и зрительной систем и основные научные направления в изучении их функциональных закономерностей в норме и патологии человека с акцентом на особенности детского возраста.

Лекция 1 (2ч).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 91; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.14.63 (0.009 с.)