Введение к курсу лекций по методике преподавания технологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Введение к курсу лекций по методике преподавания технологии



Курс « Методика преподавания технологии» направлен на подготовку квалифицированных специалистов начального образования, владеющих необходимыми компетенциями (профессиональными знаниями, умениями и навыками в области трудового обучения и воспитания младших школьников). Освоение дисциплины «Методика преподавания технологии» является необходимой базой для изучения дисциплины «Методика обучения и воспитания младших школьников», прохождения педагогической практики.

Дисциплина «Методика преподавания технологии» относится к вариативной части профессионального цикла. Для освоения дисциплины «Методика преподавания технологии» студенты используют знания, умения, навыки, сформированные в процессе изучения технологии в общеобразовательной школе. Курс «Методика преподавания технологии» изучается на 1 курсе (1 и 2 семестры).

Содержание курса « Методика преподавания технологии» соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Целями освоения курса «Методика преподавания технологии» являются: формирование у студентов профессиональных знаний, умений и навыков в предметной области «Технология» для последующего обучения младших школьников.

Задачи курса:

- раскрыть психолого-педагогические основы методики трудового обучения и воспитания младших школьников;

- познакомить студентов с современными программами и учебными пособиями по технологии для начальной школы;

- ознакомить студентов с современными требованиями к уроку технологии;

- дать студентам знания основных принципов, методов и приёмов учебно-воспитательной работы с младшими школьниками на уроках технологии и во внеурочной деятельности;

- способствовать развитию художественно-творческих способностей студентов и дать им необходимые практические знания, умения и навыки для выполнения творческих работ с младшими школьниками;

- способствовать формированию педагогических способностей студентов и сформировать необходимые компетенции для успешной педагогической;

- способствовать формированию творческого подхода к учебному процессу, направленного на повышение его эффективности;

- сформировать представление о гармоничном единстве мира и о месте в нём человека с его искусственно создаваемой предметной средой;

- совершенствовать практические навыки, развитие руки, глазомера и других качеств личности при исполнении различных приёмов трудового обучения;

- обогатить и уточнить словарный запас, умение применять основные термины и понятия, вводимые на занятиях по технологии.

Результаты освоения дисциплины востребованы в следующих видах профессиональной деятельности: учебно-воспитательной; научно-методической; социально-педагогической; культурно-просветительной.

Дисциплина ориентирует на следующие виды профессиональной деятельности учителя начальных классов:

В области учебно-воспитательной деятельности:

- осуществление процесса обучения в соответствии с образовательной программой и возрастными особенностями младших школьников;

- использование современных научно-обоснованных и наиболее адекватных приёмов, методов и средств обучения;

- использование технических средств обучения, информационных и компьютерных технологий;

- воспитание учащихся: формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений на основе индивидуального подхода;

- организация и проведение внеклассных мероприятий;

в области научно-методической деятельности;

- выполнение научно-методической работы, участие в работе научно-методических объединений;

в области социально-педагогической деятельности;

- планирование и проведение мероприятий по социальной профилактике в процессе обучения и воспитания;

в области культурно-просветительной деятельности:

- формирование общей культуры учащихся.

Процесс изучения курса направлен на формирование у студентов следующих компетенций:

- способен реализовывать учебные программы базовых и элективных курсов в различных образовательных учреждениях (ПК-1);

- готов применять современные методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса на конкретной образовательной ступени конкретного образовательного учреждения (ПК-2);

- решение задач воспитания средствами учебного предмета (ПК-12);

- способен применять знание теоретических основ и навыки организации практической деятельности начального художественно-эстетического образования, обеспечивающие развитие творчества и самостоятельности детей младшего школьного возраста (СК-6).

В результате изучения дисциплины  студент должен:

знать:

предметное содержание курса «Технология» в начальных классах и методику преподавания технологии в начальной школе;

основы технологической культуры, художественного творчества, художественного конструирования и моделирования;

современные требования к урокам технологии;

уметь:

организовывать педагогический процесс по формированию знаний, умений, навыков у детей младшего школьного возраста по технологии,

выбирать методы, формы и средства обучения;

составлять планы-конспекты в соответствии со структурой урока технологии; использовать различные материалы и инструменты в творческих работах;

владеть:

различными технологиями и методическими приемами для обучения детей младшего школьного возраста на уроках технологии.

После курса лекций студент должен

знать:

- различные подходы к организации трудового обучения в истории развития педагогической науки и практики;

- психологические и дидактические основы предметно-практической деятельности и представлять её роль в общем развитии личности ребёнка младшего школьного возраста;

- психологические особенности развития детей младшего школьного возраста;

- основы технологической культуры;

- основы художественного творчества;

- основы художественного конструирования;

- основы различных учебных дисциплин: математики (геометрии), русского языка, изобразительного искусства, черчения, мировой художественной культуры (МХК), истории, различных физических процессов и явлений, окружающего мира;

- особенности различных программ по технологии для начальной школы;

- методику подготовки и проведения уроков художественного труда в начальных классах;

- предметное содержание курса «Трудовое обучение» в начальных классах как средства развития творчески активной личности школьника;

- методику организации внеклассной работы с младшими школьниками по трудовому обучению и воспитанию;

- правила техники безопасности;

- основы материаловедения и технологию обработки различных материалов;

- основы формообразования и композиции в художественном конструировании;

уметь:

- проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс на основе анализа и оценки достигнутого уровня развития, обученности и воспитанности детей;

- организовывать методически обоснованный педагогический процесс формирования знаний, умений, навыков по трудовому обучению и воспитанию;

- развивать и активизировать интеллектуальную деятельность и индивидуальные способности детей;

- пользоваться техническими средствами;

- создавать и поддерживать микроклимат, способствующий достижению задач обучения, воспитания и развития личности;

- разрабатывать структуру урока труда;

- самостоятельно выбирать методы, формы и средства обучения для конкретных уроков технологии;

- самостоятельно выбирать методы, формы и средства обучения для конкретных уроков труда;

- организовать освоение учащимися достояний культуры и искусства;

- определять степень и глубину освоения младшими школьниками программного материала, выявлять их индивидуальные особенности;

- отбирать оптимальные приёмы обучения и воспитания, обеспечивающие эффективную учебную деятельность, активность, творческую самостоятельность, познавательный интерес учащихся;

- организовывать индивидуальную деятельность и творческое взаимодействие младших школьников на уроке, формировать у них навыки культурного поведения и гуманные взаимоотношения;

- включать младших школьников в посильный общественно полезный труд, формировать культуру взаимодействия с окружающей природной средой, гигиеническую культуру, культуру отношения к собственному здоровью;

- анализировать содержание альтернативных (в том числе экспериментальных) программ и учебников, вносить изменения в содержание изучаемого материала, подбирать и разрабатывать дидактический материал;

- анализировать и оценивать результаты собственной педагогической деятельности и вносить в неё необходимые коррективы;

- воплотить идею, творческий замысел собственной работы и работы детей;

- составлять различные композиции, учитывать композиционные построения, оценивать образность и выразительность работы учащихся начальных классов;

- оценивать правильность изображения, грамотность передачи пропорций изображаемого предмета или композиции;

владеть навыками:

- всеми практическими умениями и технологиями, которым будут обучаться дети младшего школьного возраста;

- необходимыми навыками использования различных материалов и инструментов в творческих работах на уроках труда;

- приёмами активизации творческих способностей младших школьников на уроках трудового обучения;

- системой знаний об основных качествах творческого мышления и способах их диагностики у младших школьников;

- всевозможными практическими приёмами художественной деятельности;

- методами организации дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей в системе художественно-конструкторской деятельности;

- владеет системой формирования у младших школьников целостного представления об окружающем мире, общечеловеческих нравственных ценностях, природных явлениях и общественных процессах.

Содержание курса

1. Методика трудового обучения в начальных классах. Общие вопросы.

Предмет и задачи методики трудового обучения. Связь методики трудового обучения с психолого-педагогическими науками.

Исторический обзор развития трудового обучения в начальной школе.

Цели и задачи курса «Технология» в начальной школе. Содержание трудового обучения.

Роль уроков технологии в эстетическом воспитании детей.

Принципы и методы трудового обучения младших школьников. Психологические основы, дидактические принципы и методы трудового обучения. Оптимизация процесса трудового обучения. Программы и учебные пособия по технологии. Анализ авторских программ.

Подготовка и проведение уроков технологии в начальной школе. Требования к уроку. Типы и структура урока.

Планирование учебной работы по трудовому обучению младших школьников и подготовка учителя к уроку технологии.

Оснащение курса трудового обучения в начальной школе. Оборудование кабинета технологии и рабочего места ученика.

Использование натуральных, графических и технических средств на уроках технологии в начальной школе.

Проверка и оценка знаний, умений и навыков младших школьников на урокахтехнологии. Место трудового обучения в начальной школе при осуществлении межпредметных связей (интегрированные уроки, осуществление межпредметных связей с уроками окружающего мира, математики, ИЗО, музыки, литературного чтения, русского языка).

II. Методика ознакомления младших школьников с видами, свойствами, способами обработки и производством материалов. Методика использования различных материалов и инструментов в практических творческих работах на уроках технологии в начальных классах.

Программой трудового обучения в начальных классах предусмотрено использование различных материалов: бумаги, картона, ткани, металлов, древесины, пластилина и других видов материалов.

Изготовление различных поделок не является самоцелью, оно призвано служить лишь средством для реализации поставленных целей и задач, поэтому той или иной поделке следует иметь практическое назначение: служить наглядным пособием, счетным материалом, выставочным экспонатом детского творчества, подарком на праздник и т.п.

Формирование знаний, умений и навыков художественно-конструкторской деятельности происходит не только в процессе практической деятельности студента, но и на подготовительном этапе (в том числе и на лекциях), связанном с восприятием окружающей действительности, произведений искусств, в результате обсуждения студенческих работ, а также в процессе восприятия способов работы с различными художественными материалами, демонстрируемых преподавателем на практических занятиях.

РАБОТА С БУМАГОЙ И КАРТОНОМ

Основные знания и умения, которые студент должен получить в ходе курса «Работа с бумагой и картоном»:

знания:

- основы педагогики и психологии художественного творчества;

- методика обучения детей младшего школьного возраста художественно-конструкторской деятельности (обработка бумаги и картона);

- содержание вариативных программ по разделу «Бумага и картон», реализуемых в начальной школе;

- основы художественного конструирования;

-  основные элементы графической грамоты;

умения:

- осуществлять личностно ориентированный подход в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста;

- разрабатывать и реализовывать технологические процессы изготовления изделий из бумаги и картона;

- создавать условия для художественно-творческого развития младшего школьника;

- организовывать учебно-познавательную, трудовую, художественно-эстетическую деятельность.

Материалы и инструменты, используемые на уроках трудового обучения в разделе «Работа с бумагой и картоном». Содержание знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть дети при работе с бумагой и картоном на уроках технологии.

Аппликация в начальной школе. Учебные задачи, решаемые на занятиях аппликацией. Методические приёмы, используемые учителем на занятиях аппликацией. Виды аппликационных работ, выполняемых младшими школьниками на уроках трудового обучения. Аппликация из геометрических фигур. Орнамент. Обрывание бумаги («рваный контур»). Силуэт. Коллаж. Мозаика. Симметричное вырезание.

Плетение изделий из бумаги.

Конструирование на уроках труда. Учебные задачи, решаемые на занятиях по конструированию.

Виды работ по конструированию из бумаги в начальной школе. Конструирование из полос бумаги. Конструирование на основе конусов. Конструирование на основе цилиндров. Использование комбинированных базовых форм (конусов, цилиндров, призм и т.п.). Техническое конструирование на уроках труда. Проектирование и макетирование на уроках труда в начальной школе.

Складывание бумаги. Техника оригами.

Плоскостной и объемный картонаж, переплетные работы.

Схема построения уроков технологии в разделе «Работа с бумагой и картоном». Критерии оценки работ учащихся, выполненных в технике аппликации, конструирования и макетирования.

Содержание знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть младшие школьники в процессе работы с бумагой, картоном. Аппликация в начальной школе. Конструирование на уроках труда. Техническое конструирование, проектирование на занятиях по трудовому обучению. Критерии оценки работ учащихся, выполненных в технике аппликации, конструирование, проектирование. Составление и анализ уроков и используемых технических приёмов.

РАБОТА С ТКАНЬЮ

Основные знания и умения, которые студент должен получить в ходе курса «работа с тканью»:

знания:

- современные технологии текстильного производства и методика ознакомления с ними младших школьников;

- виды и основные физические, механические, технологические свойства текстильных материалов, используемые на уроках труда в начальных классах;

- технология обработки текстильных материалов;

- основные элементы графической грамоты;

- особенности отдельных видов декоративно-прикладного искусства, их место и роль в эстетическом воспитании младших школьников;

- структура трудовой деятельности человека: моделирование, планирование, оснащение рабочего места, проведение технологических операций, осуществление самоконтроля и соблюдение правил техники безопасности;

умения:

- определять свойства текстильных материалов и возможности их применения;

- конструировать и моделировать изделия из текстильных материалов с изготовлением эскиза или выкройки;

- обучать конкретным трудовым умениям и навыкам обработки ткани и волокнистых материалов с использованием простейших инструментов ручного труда;

- использовать графическую документацию на уроках труда;

- выполнять различные операции по обработке текстильных материалов ручным способом и различными приспособлениями.

Работа с тканью на уроках технологии в начальной школе. Значение овладения приёмами работы с тканью для младших школьников.

Содержание видов работы с тканью на уроках труда в начальной школе. Материалы, инструменты и приспособления, необходимые для работы с тканью.

Методы обучения шитью, вышиванию и плетению (словесные, наглядные и практические).

Сведения по материаловедению. История использования человеком волокнистых материалов и тканей. Технологические свойства различных тканей.

Виды ручных строчек, используемых на уроках труда в начальной школе.

Контурные строчки (прямые, крестообразные, петельные, петлеобразные). Вышивка крестом. Вышивка гладью.

Кройка и шитье изделий со сложными по форме срезами ткани по краям детали. Подбор ткани. Раскрой. Приёмы сметывания деталей. Сшивание деталей.

Витьё, плетение, вязание узлов. Материалы для витья и плетения. Приёмы плетения. Комбинированные вышивки с аппликацией. Дополнительная отделка изделий украшающими строчками,

«стежками – штрихами».

Аппликация из ткани.

Простые виды мережек. Использование мережек в творческих работах.

Методика проведения уроков трудового обучения в разделе «Работа с тканью». Планирование и проведение уроков. Организация трудового процесса.

Аппликация из текстильных материалов. Учебные задачи. Технологические особенности выполнения работы. Методика проведения занятий в школе.

Работа с нитками и иглой: изонить, помпон.

Значение, содержание предметно-практической деятельности с тканью. Технические свойства различных тканей. Виды ручных швов, вышивка крестом, гладью. Комбинирование вышивок с аппликацией. Методика проведения уроков. Составление, анализ планов- конспектов уроков.

РАБОТА С РАЗЛИЧНЫМИ МАТЕРИАЛАМИ

Основные знания и умения, которые студент должен получить в ходе курса «Работа с различными материалами»:

знания:

- виды и основные физические, механические, технологические свойства различных материалов, используемые на уроках труда в начальных классах;

- основные элементы графической грамоты;

умения:

- конструировать и моделировать изделия из различных материалов;

- использовать графическую документацию на уроках труда.

Содержание знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть младшие школьники в разделе «Работа с различными материалами». Материалы и инструменты, используемые в работе. Особенности проведения уроков по разделу «Работа с различными материалами».

Использование природного материала на уроках труда в начальной школе. Монотопия с использованием природного материала. Особенности выполнения. Учебные задачи.

Конструирование из природного материала. Учебные задачи. Технология выполнения работ.

Аппликация из природного материала. Учебные задачи. Технология выполнения работы. Способы компоновки на листе.

Аппликация из соломки. Способы подготовки материала к работе. Особенности выполнения работы. Учебные задачи.

Лепка в начальной школе. Материалы и инструменты, используемые в работе. Учебные задачи. Методические приёмы обучения детей лепке.

Использование техники «папье-маше» на занятиях. Материалы и инструменты, используемые в работе. Учебные задачи. Технология изготовления изделия.

Содержание знаний, умений и навыков, которыми должны овладеть младшие школьники. Особенности выполнения работ с различными материалами. Конструирование, аппликация из природных материалов. Методика проведения уроков. Составление, анализ планов-конспектов уроков. Выставка творческих работ.

Работа с конструктором. Типовые детали. Сборка различных моделей. Приёмы сборки. Монтаж и демонтаж изделия. Изготовления объекта по техническому рисунку, схеме сборки, образцу. Внесение изменений в конструкцию изделия. Сборка изделия по собственному замыслу.

III. Подготовка к педагогической практике

Методика использования наглядных пособий на уроках технологии (определение видов пособий, построение и их изготовление, чтение графических пособий; разработка фрагментов уроков по ознакомлению младших школьников с условными линиями чертежа).

Составление конспекта урока по разделу «Работа с бумагой и картоном». Подготовка методического материала к урокам. Демонстрация фрагментов разработанных уроков. Анализ конспектов и используемых на уроках методических приёмов.

Составление планов-конспектов уроков по разделу «Работа с тканью». Демонстрация фрагментов уроков. Анализ разработанных уроков.

Составление планов-конспектов уроков по разделу «Работа с различными материалами». Подготовка наглядных пособий к разрабатываемым урокам. Демонстрация фрагментов уроков. Анализ показанных фрагментов.

Теоретический курс.

1. Образовательная область технология в системе начального образования.

Современные требования к урокам технологии в начальных классах (Требования ФГОС второго поколения к программам и урокам технологии). Анализ авторских программ и учебников по технологии.

Предмет, задачи и содержание изучения методики преподавания технологии в вузе. Предмет, задачи курса методики преподавания технологии в начальной школе. Педагогическое исследование по методике преподавания технологии. Стандарт второго поколения, образовательная область «Технология», требования к знаниям и умениям учащихся.

Анализ авторских программ по трудовому обучению младших школьников. Содержание каждого раздела: Особенности концептуальных основ, содержания, построения программ, методики преподавания технологии. Их учебно-методическое оснащение.

Геронимус Т.М. «Школа мастеров» (Универсальная линия учебников)

Конышева Н.М. «Художественно-конструкторская деятельность» (УМК «Гармония»)

Лутцева Е.А. «Ступеньки к мастерству»; Иванова Т.Г., Матяш Н.В., Семенович Н.А. и др./Под ред. Симоненко В.Д. Технология (УМК «Начальная школа XXI век»)

Лутцева Е.А. «Технология» («УМК Школа России»)

Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Технология» (УМК «Планета Знаний»)

Куревина О.А. «Прекрасное рядом с тобой» (УМК «Школа 2100…»)

Шпикалова Т.Я. «Художественный труд» (УМК «Школа России»)

Проснякова Т.Н. «Азбука мастерства» / Цирулик Н.А. «Труд-творчество» (УМК «Развивающая программа Занкова Л.В.»)

Малышева Н.А. «Технология» (УМК «Классическая начальная школа»)

Роговцева Н. И. «Технология. Человек. Природа. Техника». (УМК «Перспектива»).

2. История развития и становления образовательной области «Технология». Предмет и задачи курса. Связь методики трудового обучения с психолого-педагогическими науками.

История развития методики преподавания технологии (труда).

Содержание: история развития трудового воспитание и обучения в России и за рубежом. История развития методики преподавания труда как педагогической дисциплины. Задачи и содержание трудового обучения (стандарт) и воспитания в начальных классах на современном этапе.

Психолого-педагогические основы современного урока технологии.

Содержание: психологические механизмы трудовой деятельности, подготовка учащихся к труду, развитие их творческих способностей, культура и организация труда. Связь с психолого-педагогическими науками.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.228.40 (0.093 с.)