Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учет сопутствующих показателейСодержание книги Поиск на нашем сайте
В опытах кроме основного изучаемого показателя следует учитывать и другие сопутствующие ему показатели. Здесь мы вновь должны обратиться к важнейшим аспектам всеобщего метода научных исследований как методологии, а именно: к аспекту неразрывной связи объекта исследования и условий его существования. Одна из главных задач опыта – не только выявить наилучшие варианты, т.е. те, в которых получена наилучшая приживаемость лесных культур или их производительность, лучшая укореняемость черенков или наивысший выход посадочного материала с единицы площади лесного питомника (например питомника открытого грунта в ГАУ НО «Семеновский спецсемлесхоз»), или же наибольший запас древесины с насаждении, но и объяснить причины повышения этих важнейших показателей в одних вариантах и их снижение – в других. Это возможно лишь тогда (мы сможем в полной мере обосновано ответить на такой вопрос), когда наряду с главным показателем изучают и другие – сопутствующие ему. Таковыми могут быть физические (гранулометрические), химические (содержание и соотношение макро- и микроэлементов) и микробиологические (видовой состав почвенной микробиоты) свойства почв или субстратов в теплицах, динамика роста надземной части и корневой системы древесных растений, товарные качества древесины и технические качества стволов, содержание в плодах и ягодах сахаров, кислот, витаминов, белка и других веществ. В опытах по применению удобрений в лесных питомниках целесообразно определять исходное (до внесения удобрений) содержание элементов питания в растениях и почве, вынос питательных веществ растениями, коэффициент использования удобрений и т.д. Часто необходимую информацию об эффективности вариантов могут дать физиологические исследования, изучение анатомического строения тех или иных органов растений.
ПРИМЕР. 1. При изучении засухоустойчивости и способности произрастать в аридных условиях древесных и кустарниковых растений, что особенно важно при создании плантаций облепихи, плантаций и плантационных культур тополей, ивы и др., кроме анализа роста, развития и плодоношения этих растений полезно изучить их водный режим (коэффициент завядания, водоудерживающую способность листьев и т.п.) и морфологические признаки устойчивости к дефициту влаги (наличие на листовых пластинках покрова из волосков и степень его развития, превращение части побегов в колючки, наличие воскового налета на побегах, образование сравнительно мелких и узких листьев и т.д.). Это позволит ответить на вопрос, почему одни гибриды, формы и сорта более засухоустойчивы, а другие – менее. 2. При изучении зимостойкости и морозоустойчивости древесных растений часто помимо прямых наблюдений за их сохранностью и степенью поражения неблагоприятными зимними условиями анализируют динамику запасных веществ в побегах (крахмал, сахара, жиры) и степень развитости и уровень лигнификации ксилемы. Это позволяет наиболее полно и обоснованно ответить на вопрос, какой из представителей изучаемого ассортимента (гибриды, формы, сорта) наиболее полно подготовлен к неблагоприятным зимним условиям. 3. Изучение зимостойкости полезно проводить параллельно с фенологическими наблюдениями. Динамика фенологического состояния растений, особенно в такие периоды развития как весна и предзимье (переход в состояние покоя и выход из него), позволят выявить причины снижения зимостойкости тех или иных представителей изучаемых растений. Так облепиха западносибирского происхождения являющаяся вполне зимостойким видом в местах своего естественного произрастания и выдерживающая зимние морозы до - 50оС (вегетативные почки и части) и до - 40оС (генеративные почки), оказалась малозимостойкой в более южных районах юго-востока Казахстана, где таких низких зимних температур не наблюдалось. При этом интродуцированная из Западной Сибири облепиха оказалась менее зимостойкой, чем местная, которая не поражалась неблагоприятными зимними условиями. При изучении фенологии была отмечена склонность облепихи западносибирского происхождения к осеннему вторичному отрастанию побегов, что резко снижало её устойчивость к ранним осенним заморозкам и к зимним морозам, так как растения осенью выходили из состояния покоя и не были готовы противостоять зимним холодам. Причины такого поведения облепихи западносибирского происхождения при перенесении её в более мягкие условия юго-востока Казахстана состоят в следующем. В эволюционном процессе длительной адаптации облепихи к условиям Западной Сибири у неё выработалась норма реакции, обеспечивающая соответствие биологических ритмов развития ходу сезонных изменений погодных условий, которые характеризуются сравнительно коротким вегетационным периодом, относительно теплым, но не жарким летом с достаточным количеством осадков, коротким и устойчивым предзимьем, надежно вводящим растения в состояние покоя. В условиях юго-востока Казахстана у представителей местных популяций развилась иная норма реакции. Здесь вегетационный период более продолжительный (продолжительнее на 37 и более дней), лето более жаркое и сухое (сумма активных температур значительно выше), предзимье продолжительное, теплое и достаточно влажное. ……
Однако в каждом опыте следует изучать лишь те показатели, которые необходимы для более глубокого познания явлений и процессов, влияющих на конечные и главные показатели. Необоснованный учет других показателей может создать дополнительные трудности, не внеся в результаты исследований новой рациональной информации.
Планирование опыта и ведение документации
В каждом опыте следует тщательно вести всю необходимую документацию.
Одним из важнейших документов является план опыта. Он включает в себя научное обоснование темы исследований, схему опыта, метод размещения вариантов, методику учетов и наблюдений, календарный план выполнения работ.
Второй важнейший документ – это первичные записи, которые ведутся непосредственно на месте проведения опыта в дневнике опытных работ. В хронологическом порядке отмечают не только все выполненные работы и результаты опытов, но и особенности погоды. Здесь же указывают методики, по которым выполнялись те или иные работы.
Главную книгу опыта (журнал опыта) ведут в лаборатории. В журнале записывают результаты всех исследований (переписывают из дневника). Для удобства записи разрабатывают соответствующие формы таблиц, где указывают схемы опыта, повторности, средние арифметические и другие данные.
В журналы лабораторного анализа заносят результаты анализа растений, почвы, качества урожая, результаты математической обработки данных полевых исследований и лабораторных анализов.
Отчет о научно-исследовательской работе – это итог каждого опыта. Отчет о научных исследованиях составляют в конце работы. В нем должны содержаться основные результаты исследований за год. Составные части отчета: титульный лист, список исполнителей, реферат (0,5 стр.), введение, краткое изложения состояния вопроса, научное обоснование актуальности исследований, результаты исследований и их анализ, выводы и предложения, список использованной литературы, приложения.
Текст должен быть четким, логичным, а выдвигаемые предположения – доказываться как собственными, так и литературными данными. Особое внимание следует обращать на противоречия, которые необходимо подвергать критической оценке. В отчете приводятся таблицы, графики, рисунки, фотографии, схемы. Обязательно указывают использованные методики и их авторов. Кроме годичных отчетов составляют сводные отчеты за несколько лет по результатам завершенных работ.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.13 (0.011 с.) |