Остальные глаголы относятся к I спряжению: 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Остальные глаголы относятся к I спряжению:



Это большинство глаголов на – ать и –еть, а также на –ять, -ыть, - оть, - уть: думать, сеять, таять, зеленеть, крыть, полоть, тянуть.  

  Что надо сделать, чтобы правильно написать безударное личностное окончание глагола?

Для того чтобы правильно написать безударное личностное окончание глагола, нужно:

1. определить время, лицо и число глагола;

2.  назвать неопределенную форму глагола и по гласной букве перед –ть определить спряжение (таять, светить):

3.  вспомнить окончание глаголов этого спряжения в нужном лице и числе.

 

 

 

I спряжение

 -ешь, -ёшь

 

 

II спряжение

 

-ишь
-ет, -ёт -ит
-ем, -ём -им
 -ете, -ёте -ите
-ут, -ют   -ат,     -ят,

 

Пример рассуждения.

 Без труда не вын…шь и рыбки из пруда.

Вын…шь – что сделаешь? – глагол в будущем времени, во – 2 лице единственного числа; неопределенная форма что сделать? вынуть- глагол на уть – I спряжение, поэтому в окончание надо писать букву е (вынешь).

Вот уж снег последний в поле та…т

(А. Толстой)

Та …т – наст. вр., 3-е л., ед.ч., таять – I спр. – тает.

 

 

Какие глаголы не употребляются в настоящем времени?

    Глаголы, которые в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? (глаголы совершенного вида), не употребляются в настоящем времени: нарисовать, подарить.

 

ЧТО ТАКОЕ НАРЕЧИЕ?

 

Что обозначает наречие?

Наречие – это неизменяемая часть речи, которая обозначает чаще всего признак действия предмета и отвечает на вопросы: как? когда? зачем? где? куда? откуда? почему?

Шли как? быстро, читал как? вслух, возвращался когда? вчера утром, приехал откуда? издалека, показался где? вдали, пошли куда? направо,  закричал по чему? с испуга.

Наречия не изменяются, поэтому у них нет окончания: налево, поблизости, тихо, справа, впереди, издалека, внизу.

Наречия не имеют ни рода, ни числа, ни падежа.

В предложение наречие обычно бывает второстепенным членом предложения (обстоятельством).

 

Весело разгорелся огонек, пустив к верху синюю струйку.

(Д. Мамин – Сибиряк.)

 

ЧТО ТАКОЕ ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ?

 

Что означает имя числительное?

Имя числительное -  это часть речи, которая обозначает количество предметов (пять, тринадцать, сто) или порядок предметов на их счете (пятый, тринадцатый, сотый).

Какие имена числительные называются количественными, а какие порядковыми и почему.

Числительные, которые обозначают количество предметов (число), называются количественными. Они отвечают на вопрос сколько?

Числительные, которые обозначают порядок предметов при их счет, называются порядковыми. Они отвечают на вопрос который? или какой?

Сколько страниц? Семнадцать.

Которая страница по счету? Семнадцатая.

Сколько остановок? Пять

Какая остановка по счету? Пятая.

 

И останутся на бреге

Тридцать три богатыря

В чешуе златой горя

(А.Пушкин.)

На третий день пути ребята вышли к горному озеру.

 

ПРЕДЛОЖЕНИЕ КАК ЕДИНИЦА ЯЗЫКА И РЕЧИ.

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИИ.

СЛОВОСОЧЕТАНИЕ.

  Что такое предложение?

Предложение – это слово или несколько слов, связанных по смыслу, которые что – то сообщают или содержат вопрос, просьбу, побуждают к действию.

Осень. Пожелтели листья на березе.

Почему осенью желтеют листья? Посмотрите как красивы листья клена!
        

  Какие бывают предложения по цели высказывания?

Каждое предложение произносится с какой- нибудь целью. Общаясь друг с другом, люди о чем – то спрашивают, что – то сообщают, что – то советуют сделать.

Предложения, в котором о чем – либо сообщают (повествуют), называется повествовательным.  

Предложение, в котором о чем – то спрашивают, называются вопросительным.

Предложения, в котором советуют что – либо сделать, побуждают к действию, называется побудительным.

  Какие бывают предложения по интонации?

Предложения, которые выражают восторг, удивление, радость, пожелание и произносится с сильным чувством, называются восклицательными. В конце восклицательных предложений ставится восклицательный знак.

Люблю березу русскую!

(А. Прокофьев.)

Не откладывай на завтра, то что можно сделать сегодня!

(Пословица.)

Предложения, которые произносится спокойно и в них не выражено сильное чувство, называются невосклицательными.

Ветер на море гуляет

И кораблик подгоняет.

(А. Пушкин.)

  Когда ставится в конце предложения точка, восклицательный или вопросительный знак?

Если в предложении о чем – либо спокойно сообщается, то в конце предложения ставится точка.

  Лиса живет в норе.

Если в предложение произносится с сильным чувством, то в конце предложения ставится восклицательный знак.

Как красив у лисицы пушистый хвост!

Если в предложении содержится вопрос, то ставится вопросительный знак.

Кто такой пингвин?

  Какие члены предложения являются главными, а какие – второстепенными?

Главные  члены предложения – это подлежащие и сказуемое.

Подлежащие – обозначает, о ком или о чем говорится в предложении, и отвечает на вопросы кто? что?

Сказуемое  - обозначает, что говорится о подлежащим, и отвечает на вопрос что делает? что делают? Что сделали? Что будут делать? и другие.

Остальные члены предложения являются второстепенными. Они поясняют подлежащее, сказуемое или другие второстепенные члены.

 

Голодная лиса залезла в сад.

(И. Крылов)

Что такое грамматическая основа предложения?

 

Подлежащие и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.

Черемуха душистая весною расцвела.

(С. Есенин.)

Какие второстепенные члены предложения есть в русском языке?

В русском языке три второстепенных члена предложения: определение, дополнение и обстоятельство.

Определение  отвечает на вопросы: какой? чей? и обозначает чаще всего признак предметов.

Дополнение  отвечает на вопросы кого? чего? кому? чему? что? кем? чем? о ком? о чем? (т.е. на падежные вопросы имен существительных, кроме именительного падежа).

Обстоятельство  отвечает на вопросы где? куда? откуда? когда? как? и обозначает место, время, способ действия.

Определение чаще всего выражается именительным прилагательным.

Дополнение выражается именем существительным или местоимением.

Обстоятельство выражается наречием или именем существительным (кроме существительного в именительном падеже).

 

Вечером внезапно полил дождь. Крупные капли резко застучали по листьям.

 

Подчеркнуты:                                ____________ - подлежащие

 

                                                        =========== - сказуемое

                                                        ------------------- - дополнение

                                                                                     определение

                                                         -.-.-.-.-.-.-.-.-. -обстоятельство

Что такое словосочетание? Какие бывают слово сочетания в русском языке?

Словосочетания – это два связанных между собой по смыслу слова, из которых одно зависит от другого.

Подлежащие и сказуемое не образуют словосочетанием, так как они не зависят друг от друга.

В предложении В нашем городе созрели сочные помидоры три словосочетания:

Помидоры какие? Сочные

Созрели где? в городе

 В городе чьем? Нашем

В словосочетании одно слово главное, а другое зависимое. Так, в словосочетании помидоры сочные слово помидоры главное, а слово сочные зависимое, так как падеж и число этого слова зависит от слова помидоры. В словосочетании созрели в городе слово созрели главное, а в городе – зависимое слово.

Если главное слов выражено глаголом, то словосочетание называется глагольными: созрели в огороде, учимся в школе, играем в футбол и т.п.

Если главное слово выражено именем существительным или именем прилагательным, то словосочетание называется именным: помидоры сочные, варенье из земляники, строительство дома, урок чтения.

Слова в сочетании связаны не только по смыслу, но и грамматически.

Смысловая связь устанавливается с помощью вопроса, который становится от одного члена предложения к другому; грамматическая связь – с помощью окончания или окончания и предлога (созрели в огороде).

Способы связи слов в сочетании:

 

Согласование (книгу какую? интересную),

Управление (читал, что? книгу),

Примыкание (читали как? внимательно).

Согласование - связь между словами, при которой главное ти зависимое слова употребляются в одном и том же падеже, числе, роде, иначе говоря, согласуются между собой. Например, имя прилагательное ставится в том же роде, числе и падеже, в котором стоит связное с ним по смыслу имя существительное:

 

На высоком дереве, под высоким деревом.

 

Управление – связь между словами, при которой главное слово требует употребления зависимого слова в определенном падеже с предлогами или без предлога:

 

 

Рисовать карандашом, играть на гитаре.

 

Примыкание - связь между словами, при которой зависимое слово не изменяется и присоединяется к главному слову только по смыслу. Так, например, присоединяется наречие к глаголу:

 

Говорил тихо, сидел с права,

 

Приехал из далека.

 

 Какие члены предложения называются однородными?

       Однородные члены относятся к одному и тому же слову в предложении и отвечают на один и тот же вопрос.

 

Петя с удочкой сидит,

Зорко на воду глядит.

(Г. Ладонщиков)

 

Петя (что делает?) сидит, глядит.

           

Однородными могут быть и главные, и второстепенные члены предложения.

  Как связаны между собой однородные члены предложения?

Однородные члены предложения связаны между собой интонацией перечисления и союзами и, а, но.

1. Ласточки питаются м у х а м и, м о ш к а м и, к о м а р а м и.

                  

Питается чем? мухами, мошками, комарами

2. Она летает с раскрытым ртом и ловит добычу на лет.

3. Лебеди летали низко над озером, но на воду не садились.

4. При взлете вертолет не разгоняется по земле, а прямо поднимается вверх.

 Перед какими союзами между однородными членами предложения всегда ставится запятая?

Перед союзами а, но, между однородными членами предложения всегда ставится запятая.

Полил сильный дождь, но быстро перестал.

         Когда между однородными членами предложения не ставится запятая?

              Запятая не ставится, если однородные члены соединены союзом и или союзом да в значении и.

       Куропатки и глухари спят зимой под снегом.

 

Однажды Лебедь, Рак да Щука

Везти с поклажей воз взялись.

(И. Крылов.)

Запятая ставится если союз и повторяется.

 

Рано утром на рассвете

 Умываются мышата,

 И котята, и утята,

 И жуки и пауки.

(К. Чуйковский.)

 Какое предложение называется сложным?

       Предложения с однородными членами нужно отличать от сложного предложения.

       Весна в окно стучится и гонит со двора.

                                

(А.Пушкин)

Это простое предложение с однородными сказуемыми: два сказуемых при одном подлежащим весна.

Пришла весна, и прилетели птицы.

Это сложное предложение, которое состоит из двух простых: пришла весна- первое предложение, птицы прилетели – второе предложение.

 В каждом из простых предложений есть свое поджлежащие и свое сказуемое:

Травка зеленеет

Солнышко блестит.

(А. Плещеев.)

  Какой порядок слов в предложении называется прямым, какой обратным?

   Если в предложении подлежащее подлежащие стоит перед сказуемым, определение перед определяемым словом, обстоятельство перед сказуемым, то такой порядок слов называется прямым.

Поздняя осень. Грачи улетели,

Лес обнажился, поля опустели.

(Н. Некрасов)

Если в предложении подлежащее стоит после определяемого слова, то обратный порядок слов.

Пришел невод с травою морскою.

(А.Пушин)

   Каждая из этих частей может занимать в предложение разное место:

Прямая речь стоит после слов автора.

Дети бегали и радостно кричали: «Скворцы прилетели! Скворцы к нам прилетели!»

 

Слова автора:           «прямая речь»

 

Прямая речь стоит перед словами автора.

«Скворцы сегодня прилетели», - сообщил Сережа вечером отцу.

       

   «Прямая речь», - слова автора.

 

   В зависимости от того, какое место в предложении занимает прямая речь, по – разному ставятся знаки препинания: кавычки, двоеточия, тире, вопросительный и восклицательный знаки.

Старик сажал яблони, ему сказали: «За чем тебе эти яблони? Долго ждать с этих яблонь плода, и ты не съешь с них яблочка».

«Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут»,- ответил старик.

(По Л. Толстому.)

Прямая речь точно передает речь того, кто говорит. А слова автора поясняют кому эта речь принадлежит, где происходит действие.

         

Речь двух или несколько лиц (диалог) может оформляться на письме еще и следующим образом.

Незнайка пошел домой и всем, кто по дороге встречался, рассказывал:

- Братцы, вы знаете, какое Солнце? Оно больше всей нашей Земли! И вот от солнца оторвался кусок и летит прямо к нам.

Все смелись, а Незнайка побежал домой и давай кричать:  

- Братцы, спасайся! Кусок летит!

- Какой кусок? - спрашивают его.

- От солнца оторвался кусок.

- Что ты выдумываешь!

- Ничего я не выдумываю.

(Н.Носов.)

 Что такое логическое ударение в предложении?

 Произнесение одного из слов в предложении с большой силой называются логическим ударением. Логическое ударение падает на то слово, которое сообщает самое важное.

    В воскресенье наша команда играет в волейбол.

    В воскресенье наша команда играет в волейбол.

    В воскресенье наша команда играет в волейбол.

В воскресенье наша команда играет  в волейбол.

ТЕКСТ КАК ЕДИНИЦА ЯЗЫКА И РЕЧИ

  Что такое текст?

    Текст – это два или несколько предложений, связанных по смыслу общей темой.

Курочка.

    Ходила курочка с цыплятами по двору.

    Вдруг пришел дождик. Курочка скорей на земля присела, все перышке растопырила и заквохала: «Квох – квох – квох – квох!» Это значит: прячьтесь скорее. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в ее теплые перышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.

    А два цыпленка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что этот такое им на головку капает?

(Е. Чарушин.)

  Что такое тема текста?

Тема -  это, то о чем говорится в тексте. Например, в тексте «Курочка» тема «Как цыплята прятались от дождя».

Тема объединяет предложения в текст.

  Что такое основная мысль текста?

       Основная мысль текста – это главное, о чем хотел сказать автор, в чем он хотел убедить читателя и слушателя. Так, основная
мысль текста «Курочка» такая: «Что бывает,
если не слушаться мамы».

Какие бывают тексты по типу речи?  

     В речи люди используют текст-повествование, текст-описание, текст-рассуждение.          

В тексте-повествовании обычно сообщается!
о каком-либо случае или событии. В таком!
тексте содержится ответ на вопросы: что!
случилось? что произошло?

П р и м е р повествования.                                                  

Тень на дороге.

Стоял яркий солнечный день. Мы с братом шли через поле.    Вдруг на дорогу упала тень. Я быстро взглянул вверх. Над нами бесшумно летела крупная птица. Это был коршун. Он высмот­рел добычу. В одно мгновенье хищник схва­тил её и взмыл в небо.

Этот случай мы запомнили надолго.

В тексте-описании говорится о признаках предметов, то есть описываются животные, растения, явления природы, события люди и многое другое. Ё таких текстах можно найти ответы на вопросы: каков? какова? каково? каковы?

Прим ер описания.

Тетерев

      Очень красивый этот лесной петух.
Хвост косицами: сам весь чёрный, а брови
красные-красные. Ноги короткие, все в пёрышках, будто в валенках, чтобы зимой не замёрзли.

(Е. Чарушин.)

  Текст – рассуждения объясняет причины явлений, событий, поступков. Такой текст обычно содержит ответ на вопросы: почему так происходит (или произошло?) Почему так поступил(а)?

П р и м е р рассуждения.                     
Почему стриж не взлетал?           

Прошла сильная гроза с дождём и ветром
Я заметил на дороге стрижа. Он лежал
на земле. Его сбила буря. Я поднял птицу
и осмотрел. Оказалось, что всё у неё цело.
А лежал стриж на дорожке потому, что не
мог стоять. Ножки у него коротенькие и слабенькие. Стриж даже не подпрыгнет на них,
как воробей. Поэтому взлететь с ровного
места он не может.

Я подкинул стрижа вверх. Он чёрной стрелкой взвился в небо.

                                                                      (По А. Клыкову.)

Описание и рассуждение могут входить как составные части в повествовательный текст.

  

  Из каких основных частей состоят тексты?

Текст-повествование обычно состоит из трёх частей:

1. Начало (или вводная часть).   

 

2. Основная часть.    

3. Концовка (см. выше пример текста «Тень на дороге»).

Текст-описание состоит чаще всего из не­скольких частей. В каждой части раскрывается одна из особенностей описываемого собы­тия, явления, предмета.

Сорока.

У сороки есть прозвище — белобока. И правда, по бокам перышки у неё совсем белые. А вот головка, крылья и хвост чёрные, как у вороны.

Очень красив у сороки хвост — длинный, прямой, будто стрела. И перья наг нём не просто чёрные, а с зеленоватым отливом.

Нарядная птица сорока!

(Г. Скребицкий.)

Текст-рассуждение включает обычно три части:

1. То, что доказывается (тезис)                              

2. Доказательство.

3. Вывод..

В тексте-рассуждении может быть и: две части. В первой части названо то, что объясняется.

 

Во второй части 'дано само объяснение. Эти части соединяются союзом потому что.

 

Тихо и светло бывает в лесу ясным осеним днем.           

Светло потому, что листья осыпались и больше не затеняют землю. А тихо потому, что и ветер не шумит кроной, и птиц не слышно. Они уже улетели на юг.      

(По Е. Носову.)

 

  Как связаны между собой части в тексте – повествовании?

    Основная часть обычно связна с вводной (начальной) частью с помощью слов однажды, вдруг.

    Концовка может быть связана с основной частью с помощью слов или словосочетаний: так…; приятно вспомнить, как …, запомнилось надолго.

    В качестве концовки может выступать продолжение текста, в котором подводится итог описываемому событию или случаю.

 

 

Гнездышко.

    Дедушка и внук шили по лесу. Вдруг из куста вспорхнула птичка и закружилась над их головами. Они осторожно раздвинули ветки и траву. В гнездышке лежали четыре яйца.

    Птичка кружилась, пищала и жалостно просила: «Не тронь! Не тронь».

    Дедушка и мальчик не тронули, даже не коснулись гнезда.

(По И. Соколову – Микитову.)

 Какие бывают тексты по стилю речи?

     По стилю речи тексты бываютразговорные и книжные. А книжные в свою очередь делятся на научные и художественные.

Тексты

Разговорные                                         книжные

Научные                 художественные

    Пример разговорной речи.

Тут прибежали ребята. Видят – горка песком посыпана.

-Это кто здесь напортил? – закричали они. Кто горку песком посыпал? Ты не видал, Котька?

-Нет говорит Котька, - я не видал.

Это я посыпал, по тому что она была скользкая и я не мог на нее взобраться.

- Ах ты умник! Ишь что придумал! Мы трудились, трудились, а он песком! Как же теперь кататься?   

              Котька говорит:

- Может быть когда снег пойдет, он засыплет песок, вот и можно будет кататься.

(Н.Носов.)

Пример книжной научной речи.

Дельфины.

    Дельфины морские животные из семейства китов. У них острые зубы, питаются они рыбой.

    Ученные выяснили, что дельфины, кроме писка, издают множество различных ультрозвуков. С помощью специальных приборов эти сигналы удалось не только услышать, но и записать. Запас «слов» дельфинов довольно велик.

(По книге «Спутник любознательных».)

Пример книжной художественной речи.

    Есть у художника Левитана картина «Березовая роща». На ней изображен только кусочек леса – всего несколько берез и трава. Незатейливый простой уголок природы. Но сколько прелести в нежных стволах берез! Какие яркие солнечные блики играют на листьях, на траве! Смотришь и будто чувствуешь, как пахнет согретая солнцем листва.

(По Е. Каменевой.)

 В художественной речи используются разнообразные изобразительные средства.

1. Эпитеты - это точные образные художественные определения.

Родник.

В глуши лесной, в глуши зеленой,

  Всегда тенистой и сырой,

   В крутом овраге под горой

  Бьет из камней родник студеный.

(И.Бунин.)

2. Олицетворение. Они используются при описании неодушевленных предметов и явлений, придавая им признак и свойства живых существ.

Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются вместе с воробьями. Речка надувается и темнеет, она уже проснулась и не сегодня – завтра заревет. Деревья голы, но уже живут, дышат.

(А. Чехов)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 139; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.98.71 (0.135 с.)