Физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта,



Санкт-Петербург»

 

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

История

 

Профили подготовки

Спортивные сооружения и индустрия

Спортивный менеджмент

Двигательная рекреация

Спортивно-оздоровительный туризм

Физкультурное образование

Спортивная тренировка в избранном виде спорта

Физкультурно-оздоровительные технологии

Форма обучения

Заочная

 

 

Санкт-Петербург, 2011

 

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный государственный Университет

Физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта,

Санкт-Петербург»

 

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

 

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

История

 

Профили подготовки

Профили подготовки

Адаптивное физическое воспитание

Адаптивный спорт

Адаптивная двигательная рекреация

Физическая реабилитация

Адаптивная физическая культура для лиц с нарушением интеллекта

Адаптивная физическая культура для лиц с сенсорными нарушениями

Адаптивная физическая культура для лиц с поражением опорно-двигательного аппарата

Физическая культура и спорт в профилактике негативных социальных явлений

Гидрореабилитция

Лечебная физическая культура

 

Форма обучения

Заочная

 

Санкт-Петербург, 2011


  1. Методические рекомендации для преподавателей

Одним из основных условий успешного обучения и подготовки студентов к профессиональной деятельности в современных условиях является приобретение глубоких знаний в профессиональной области и умение использовать эти знания на практике. Практические навыки должны обеспечить обучаемых правильным пониманием складывающиеся в конкретных областях образовательной, научной деятельности, а также находить верные решения в различных дискуссионных ситуациях, в процессе рассмотрения методологических концепций.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) перед преподавателями ставятся задачи, прежде всего, дать студентам представление о социальной ценности исторического процесса, критически подходить к исторической информации, разбираться в проблеме соотношения данных разных исторических источников и их интерпретации; проводить их исторический анализ, осознавать идеологический потенциал гуманитарных дисциплин; а также сформировать навыки оперирования понятийным, методологическим научным аппаратом.

Развитие познавательной и информационно-коммуникативной деятельности при изучении истории происходит путем овладения студентами методологической базы дисциплины.

Понимание истории, знание исторической фактологии, умение соотносить определенные события с соответствующими этапами отечественной истории – первая ступень освоения дисциплины. Вторая ступень - освоение основных исследовательских методов, понимание основных концепций современной отечественной и мировой исторической науки, объясняющих мировой исторический процесс.

В качестве форм и средств активного усвоения материала рекомендуется широкое использование проблемного подхода, сравнительного метода, конкретно-исторического анализа и дискуссионной формы обучения.

С развитием компьютерных технологий повсеместное распространение получила форма проведения семинарских занятий в компьютерных классах, поскольку без знания справочно-информационных и библиографических систем не может состояться ни один специалист.

На семинарских занятиях рекомендуется также проводить деловые игры, в ходе которых рассматриваются ситуации по наиболее сложным темам. Для окончательного закрепления полученных знаний студентами выполняется аудиторная работа, в задании которой излагаются вопросы, требующие самостоятельного решения и ответа в письменной форме.

Акцент в отборе содержания и организации учебной работы смещен на проблемно-аналитическое изучение исторического материала. Изучение дисциплины предлагает сосредоточиться на ключевых моментах истории России, выявляющих присутствие в ней общемировых тенденций, а также национально-государственной специфики. Изучение курса основывается на проблемно-хронологическом подходе и принципах системного исторического анализа. Основным объектом изучения является социально-экономические, политические и культурные процессы в истории России.

Наибольшее внимание в процессе изучения дисциплины уделяется вопросам российской государственности; рассматривается влияние внутренних и внешних причин на развитие процесса становления и эволюции российского государства. Второй важнейшей проблемой дисциплины являются вопросы взаимоотношений государства и общества на различных этапах истории. Третий важнейший компонент – формирование культурных особенностей России в их единстве и многообразии. Содержание дисциплины распределяется между лекционной и практической частями на основе принципа дополняемости: практические занятия конкретизируют и дополняют лекционный материал, не дублируя его.

Семинарские занятия призваны стимулировать самостоятельное изучение студентами учебной и научной литературы, развитие самостоятельного мышления студентов.

Важно подчеркнуть, что в ходе обучения необходимо не только объемное наращивание содержания, но и, прежде всего, формирование более высоких требований к уровню подготовки студентов, развитие у них умений и навыков, личностных качеств, которые требуются для успешного обучения в высшем учебном заведении. Расширение обязательного минимума содержания следует рассматривать как обеспечение информационной основы, необходимой для формирования познавательной компетентности и коммуникативной культуры студентов, развития у них исторического мышления.

Фундаментом освоения базовой основы дисциплины «История» является прежде всего познавательная и информационно-коммуникативная деятельность студентов, поэтому задача преподавания состоит в ее стимулировании, формировании потребности познавательной деятельности, включающей умение студентов самостоятельно и мотивированно организовывать свою работу по изучению дисциплины, ее проблематики, тем и отдельных вопросов – от постановки цели до достижения и оценки результата. Поэтому необходимо формирование у студентов способности использования методов причинно-следственного и структурно-функционального анализа, исследования реальных связей и зависимостей, определения сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельного выбора критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов, участия в моделировании систем, выдвижении гипотез, осуществлении их проверки, владения приемами исследовательской деятельности, самостоятельного создания алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера, формулирования полученных результатов.

Преподаватель осуществляет ориентирование студентов на поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, формирует навыки извлечения информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации, обоснования суждений, приведения доказательств и получение результатов, выводов на основании используемой информации.

В процессе обучения рекомендуется активное использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Для преподавателя необходимо владеть основными видами публичных выступлений, следовать нормам и правилам ведения диалога, диспута.

Основным видом аудиторной работы является лекция.

Лекция отличается: конспективным представлением материала; диалоговым и проблемным освещением темы; информацией, углубляющей понимание проблем посредством обращения к дополнительным источникам; направленной систематизацию знаний у студентов, развитие умений, стимуляцию творческой деятельности.

Рекомендации по подготовке студентов к написанию контрольной работы.

Выполнение студентами письменных работ по дисциплине «История» – одна из активных форм обучения с целью полного и глубокого овладения методикой исторического исследования, содержанием дисциплины.

Преподаватель в ходе лекций и семинарских занятий готовит студентов к применению полученных знаний при выполнении письменной работы, знакомит студентов со списком рекомендованной литературы, принципами составления плана работы, доводит до студентов требования по выполнению и защите работы.

К письменным заданиям следует приступать после полного изучения соответствующих разделов курса, рекомендованной литературы. Контрольная письменная работа состоит из вопросов по дискуссионным проблемам исторической науки. В ходе работы проводится анализ исторического материала. Следует пояснить студентам, что для выполнения письменной работы им необходимо: изучить рекомендованный исследовательский материал, ответить на поставленные вопросы, обосновывая ответы ссылками на соответствующую учебную и научную литературу, сформулировать аргументированные выводы. Написание текста контрольной работы – сложная часть самостоятельной работы, которая также имеет цель научить студентов грамотному оформлению письменных работ.

Контрольная работа выполняется студентом самостоятельно на основе творческого и аналитического анализа собранных материалов. Текст работы должен быть ясным, логичным изложением мыслей и выводов студента и соответствовать нормам русского языка.

Семинарские занятия рекомендуется проводить также в форме деловой игры, разбора конкретной ситуации, круглого стола. Данные активные формы обучения необходимы, чтобы приучить студентов к самостоятельному анализу, свободному творческому мышлению, ведению полемики, научно обоснованному (по содержанию) и яркому и ясному, выразительному (по форме) изложению своих мыслей и доказательств, ведению полемики на высоком профессиональном уровне, использовать новейшие научны, технологические достижения.

Рекомендации по проведению деловой игры.

Деловые игры в процессе изучения исторических дисциплин – сложная, активизирующая студентов форма обучения, которая рассматривается как имитация исторических ситуаций, моделирование процессов принятия и реализации решений в условиях неполного совпадения сторон или расхождения мнений по окончательному решению. В деловой игре ситуации рассматриваются в динамике, решения принимаются в условиях поэтапного выявления фактов, анализа полученной информации.

Предлагается следующая методика проведения ДИ: ввод в игру, формирование групп, регламентация игры, процесс игры и подведение итогов. Игра проводится в виде исполнения ролей и в виде инцидента, события.

Описание дискуссионной ситуации преподаватель должен представить студентам предварительно, чтобы каждый мог изучить его и определить свою позицию. Роль преподавателя в проведении игры должна быть минимальной. Только если спор уходит в сторону от предмета и затягивается, преподаватель может сделать соответствующие замечания, направить студентов, иначе участники могут увлечься спором и деловая игра затянется более допустимого времени. В процессе игры преподаватель должен отмечать удачные выступления и направлять студентов на применение научной методологии с целью понимания ими ошибочности тех или иных суждений. По окончании деловой игры преподаватель оценивает позиции каждой из сторон, отмечает наиболее позитивные моменты и допущенные ошибки.

Рекомендации по проведению занятий с разбором конкретных ситуаций.

Преподаватель должен предварительно предупредить студентов о тематике занятия по разбору конкретной ситуации. Предлагаемая тема обязательно должна быть изучена студентами на лекциях, предшествующих данному занятию. Конкретные ситуации должны быть реальными, не надуманными и достаточно сложными.

Определяется круг вопросов, подлежащих обязательному выяснению, без которых нельзя обосновать заключительное решение. Предлагаемые решения обсуждаются студентами в группах и вырабатываются коллективные заключения, которые оценивается преподавателем. Особенность занятия по разбору конкретной ситуации – отсутствие распределения ролей между студентами. Данная форма занятия позволяет закрепить полученные знания на основе коллективного разбора сложных исторических событий, ситуаций.

Рекомендации по проведению занятия в форме круглого стола.

Практическое занятие в форме круглого стола проводится по заранее определенным преподавателем вопросам, к которым студенты готовятся по рекомендованной литературе. Занятие в форме круглого стола носит дискуссионный характер и предполагает выступление всех студентов группы. Студенты могут подготовить краткие сообщения или презентации, которые затем коллективно обсуждаются. Роль преподавателя направлять дискуссию и подталкивать студентов к формулированию научно обоснованных выводов.

Рекомендации по проведение занятий в компьютерном классе с использованием справочно-библиографических систем.

В интернет-классе студент выполняет задание преподавателя по поиску электронных каталогов и справочников библиотеки, отбору интернет-материалов, расположенных на выявленных сайтах и имеющих отношение к научной проблеме, заранее определенной преподавателем.

Преподаватель должен не только координировать работу на семинарах, но и контролировать подготовку студентов к ним. Подготовка к семинару предполагает изучение студентом учебных материалов, обращение к оригинальным текстам, к публикациям в прессе и иным сообщениям СМИ, электронным версиям журналов, газет, сайтам телекомпаний, ресурсам Интернет. Рекомендуется предоставить студентам список основных источников, но при этом не следует ограничивать их в возможности самостоятельно подобрать дополнительные информационные ресурсы по проблеме.

В итоге необходимо подчеркнуть, что активные методы обучения студентов приобретают все большие масштабы. Во время таких занятий происходит обмен практическими навыками изучения и закрепляется материал, рассмотренный во время лекционных занятий.

Значительное место в современном стандарте отведено самостоятельной работестудентов, в ходе которой они получают необходимые навыки, знания и умения. Огромное разнообразие форм самостоятельной работы позволяет преподавателю корректировать траекторию курса, активизировать и направлять деятельность студентов, осуществлять промежуточный контроль успеваемости. Для самостоятельной работы студентов преподаватель предлагает разнообразные виды заданий выполнение которых активизирует познавательную и информационно-коммуникативную деятельность студентов.

 


10. Методические указания для студентов 10.1.  Виды аудиторной и самостоятельной работы студентов и критерии её оценки

Дисциплина «История» охватывает огромный период времени – от уходящей вглубь тысячелетий истории индоевропейской общности, расселения восточно-славянских племен и предпосылок создания Древнерусского государства до наших дней.

В результате освоения курса студенты должны знать:

· основные теории исторического процесса;

· основные этапы, важнейшие события, обстоятельства, даты российской истории;

· основные характеристики деятельности, имена и даты жизни известнейших деятелей русской истории;

уметь:

· самостоятельно работать с исторической научной и научно-популярной литературой;

· критически подходить к исторической информации, разбираться в проблеме соотношения данных разных исторических источников и их интерпретации; проводить их исторический анализ, осознавать идеологический потенциал гуманитарных дисциплин;

· соотносить определенные события с соответствующими периодами отечественной истории;

· сформировать, аргументировано изложить и научно обосновать свою позицию по отношению к различным аспектам исторического прошлого России;

ознакомиться:

· с основными теориями, объясняющими мировой исторический процесс;

· с взаимосвязью между историей России с хронологией и периодизацией всемирной истории;

· с основными проблемами современной отечественной и мировой исторической науки.

Основные события, даты, факты должны быть известны студентам из школьного курса истории. Эти знания являются опорными, однако полнота и прочность исторических знаний не у всех студентов одинакова, поэтому при изучении вузовского курса русской истории очень важно восстановить их в памяти по хронологическим таблицам, содержащимся в рекомендованной литературе и составленному преподавателями глоссарию. Именно с этой целью студенты по глоссарию, подготовленному преподавателями. Глоссарий способствует закреплению навыков работы с историческими понятиями к сожалению, в настоящее время сформированных далеко не у всех вчерашних выпускников средней школы. Преподаватель выборочно проверяет знания студентов.

Лекционный курсстроится по проблемно-хронологическому принципу. Лекции знакомят студентов с основными теориями исторического процесса, основными этапами истории России, ее важнейшими фактами и событиями в контексте мировой истории. Наиболее сложные вопросы истории экономического развития, внутренней и внешней политики, а также истории культуры выносятся на практические занятия.

Семинарские занятия предусматривают диалог преподавателя со студентами и студентов между собой по отдельным вопросам курса и способствуют освоению навыков исторического анализа, критического подхода к исторической информации, ведения дискуссий.


На семинарских занятиях используются различные формы контроля.

Текущий контроль

Первая форма – устное обсуждение контрольных вопросов (ОК-1,2). На обсуждение выносится 4-6 контрольных вопросов. При подготовке к обсуждению контрольных вопросов студенты должны использовать предложенную преподавателем научно-исследовательскую литературу, подготовить развернутый план-конспект по вопросу, выделить и определить основные понятия. Подготовка студентов к контрольным вопросам проводится в форме домашнего задания.

Критерии оценки:

6 баллов выставляется в том случае, когда студент показывает глубокие знания по теме, демонстрирует способность анализировать, обобщать существенные связи и признаки исторических явлений и процессов, способен ясно и логично дать ответ на заданный вопрос, аргументировано обосновать свою точку зрения, активно участвовать в дискуссии.

5 баллов выставляется в том случае, когда студент показывает глубокие знания по теме, демонстрирует способность анализировать, обобщать исторические явления и процессы, способен ясно и логично дать ответ на заданный вопрос, аргументировано обосновать свою точку зрения.

4 балла выставляется в том случае, если студент обнаруживает знания материала и категориального аппарата и участвует в дискуссии.

3 балла выставляется в том случае, если студент знает основное содержание вопросов темы, но недостаточно хорошо владеет категориальным аппаратом и логикой изложения.

Вторая форма – выступление студентов с докладами (ОК-1)и их обсуждение. При подготовке доклада студент должен выбрать одну из тем, предложенных преподавателем, затем использовать литературу и источники как предложенные преподавателем, так и найденные самостоятельно в библиотеках или с помощью электронных ресурсов. Затем необходимо составить текст доклада, который может сопровождаться презентацией. При подготовке доклада не следует забывать о литературном и логическом изложении подготовленного материала. Часто используется сочетание двух названных форм, при котором обсуждение контрольных вопросов дополняется студенческими докладами или сообщениями.

Третья форма работы– использование на практических занятиях творческих исследовательских задач (ОК-2,3). Исследовательская задача ставится преподавателем заранее и задается студентам на дом для подготовки. При подготовке студент должен быть готов уметь аргументировано защищать свою позицию. Для выполнения исследовательских творческих задач используется работа в группе. Также применяются такие формы текущего контроля, как выполнение контрольных заданий, к примеру, ответы на тестовые задания(ОК-1,2) или написание контрольных работ (ОК-1,2).При подготовке к тестовым заданиям студент должен использовать материалы прослушанных лекционных занятий и учебную литературу. Контрольная работа или реферат по истории является результатом самостоятельного творчества автора, основанного на изучении исторических источников и научных трудов по избранной теме.

Подготовка контрольной работы.

Подготовка контрольной работы должна начинаться с формулировки темы и составления библиографии (списка источников и литературы). При этом необходимо, по возможности, пользоваться систематическими, предметными и алфавитными каталогами библиотек, справочными изданиями, помощью библиографа, ресурсами Интернета. Для адекватной постановки целей и задач исследования автор должен представлять состояние избранной проблемы в современной исторической научной литературе. В связи с этим нельзяограничиваться произвольным выбором отдельных изданий; в работе необходимо использовать как труды, признанные научным сообществом «классическими» по избранной теме, так и исследования современных историков.

Структура контрольной работы.

Контрольная работа должна включать в себя следующие необходимые элементы:

1.Введение, в котором:

• дается обоснование темы, показывается ее актуальность, новизна,
указываются хронологические и (или) географические рамки, объясняются
причины обращения к ней автора

• формулируются цели и задачи исследования

• дается характеристика использованных исторических источников и анализ прочитанной научной литературы

Историографический обзор не должен представлять собой пересказ содержания научной литературы по избранной теме. Задача автора заключается в том, чтобы проанализировать труды своих предшественников: выявить их сильные и слабые стороны, сопоставить взгляды разных историков на ту или иную научную проблему и, в результате, оценить степень изученности темы.

2.    Основная часть,разделенная на главы и параграфы.

Важным умением является четкая и логичная организация собранного материала. В зависимости от темы исследования он может быть изложен по хронологическому или проблемному принципу. Все выдвигаемые автором положения должны быть аргументированы и подкреплены конкретными фактами. При этом необходимо продемонстрировать навыки отбора, обобщения и осмысления фактического материала.

При цитировании источников и литературы следует соблюдать определенные правила. Нельзя злоупотреблять чрезмерным, многостраничным цитированием - это затрудняет понимание логики изложения и собственной позиции автора. Цитаты не должны быть простой иллюстрацией какой-либо мысли; их необходимо анализировать и комментировать. При прямом или скрытом цитировании (когда мнение какого-либо исследователя или сообщение исторического источника излагается собственными словами) нужно обязательно ссылаться на автора. Нельзяссылаться на заведомо недоступные редкие издания, работы на иностранных языках и, тем более, архивные материалы, если они реально не были изучены.

3. Заключение в котором подводятся итоги работы.

Заключение содержит основные выводы по теме. Выводы должны соответствовать целям и задачам, которые были заявлены автором во введении. Необходимо оценить результаты своего исследования и, по возможности, выявить дальнейшие перспективы изучения избранной темы.

4. Список использованных источников и литературы

Составляется в алфавитном порядке со всеми выходными данными отдельно для исторических источников, отдельно для научной и справочной литературы. В этот список должны включаться только те издания, которые цитируются или упоминаются в тексте работы. Литература на иностранных языках размещается также по алфавиту, но после перечня всех изданий на русском языке.

5. Некоторые контрольные работы могут иметь приложения.

Это могут быть копии подлинных документов, фотографии, карты, таблицы, диаграммы, графики и т.д., дополняющие или поясняющие отдельные положения текста работы (при этом в основном тексте содержание приложений обязательно должно быть проанализировано).Если материалы приложений заимствованы из исследовательской литературы, это необходимо указать.

Требования к оформлению контрольной работы:

Контрольная работа требует научного стиля изложения. Она должна быть написана литературным языком, грамотно; необходимо правильно использовать научную терминологию, избегать разговорных речевых оборотов. Работа начинается с титульного листа, на котором указывается атрибут (контрольная работа), тема (название дается без кавычек), сведения об авторе, место и год написания работы. После титульного листа помещается лист оглавления с указанием страниц частей или разделов работы.

Особое внимание необходимо уделить оформлению научно-справочного аппарата (то есть ссылок на источники и научную литературу). Ссылки обычно бывают подстрочные (расположенные внизу страницы, под строчками основного текста) и затекстовые (расположенные за текстом всей работы или ее части, например, главы). При ссылке на издание должны обязательно отмечаться следующие позиции: автор, название работы, место и год издания, порядковый номер страницы. Если одно и то же издание цитируется несколько раз подряд, то нет необходимости постоянно указывать перечисленные данные, достаточно отметить «там же» и обозначить нужную страницу. Например,

1. Анисимов Е. В. Время петровских реформ. - Л. 1989. С. 5.

2. Там же. - С. 29.

Если одна и та же книга или источник цитируются неоднократно в разных разделах работы, все выходные данные издания достаточно указать один раз в первой ссылке, в дальнейшем возможно давать сокращенное название. Например,

5. Начальное и среднее образование в Санкт-Петербурге. XIX - начало XX века. Сборник документов. -  СПб. 2002.  №16.

27. Начальное и среднее образование... № 61.

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию, то ссылку надо начинать словами: «Цит. по» и дальше, как обычно, указать все необходимые выходные данные этого издания. Например, если необходимо привести текст указа Петра Великого, заимствованный из книги Е. В. Анисимова, то ссылка оформляется таким образом:

45. Цит. по: Анисимов Е. В. Время петровских реформ. -  Л. 1989. -  С. 14 - 15.

Существует также еще один способ оформления научно-справочного аппарата, когда каждому изданию в Списке использованных источников и литературы присваивается определенный номер и в тексте работы непосредственно после цитаты в скобках указывается этот номер и страница, откуда она заимствована. Такие ссылки называются внутритекстовыми.

Библиография (или список источников и литературы) также оформляется по определенным правилам.

При описании книги указываются: фамилия и инициалы автора, полное название, место издания, название издательства, год издания без слова «год», количество страниц. Например,

Утехин И. А. Очерки коммунального быта. М.: ОГИ, 2001. - 248 с.

При описании журнальной статьи обозначаются: фамилия и инициалы автора, полное название статьи, название журнала, год издания, номер журнала, номера страниц начала и конца статьи. Например,

Слепенкова Е. А. Из истории женского среднего образования в России. // Педагогика. 2000. №9. - С. 5-15.

Критерии оценки:

30 баллов выставляется в том случае, когда студент показывает глубокие знания по теме, самостоятельное исследование литературы и источников, работа содержит классификацию источников и историографический анализ, студент  владеет категориальным аппаратом, демонстрирует способность творчески анализировать, обобщать наиболее существенные связи и признаки исторических явлений и процессов, оценивать их значение, убедительно обосновывать свои умозаключения и выводы, грамотно и логично излагать свои мысли, работа соответствует всем требованиям, предъявляемым к выполнению и оформлению контрольной работы.

29-28 баллов выставляется в том случае, когда студент показывает глубокие знания по теме, работа содержит классификацию источников и обзор литературы по теме, студент  владеет категориальным аппаратом, демонстрирует способность анализировать, обобщать наиболее существенные связи и признаки исторических явлений и процессов, оценивать их значение, обосновывать свои умозаключения и выводы, грамотно и логично излагать мысли.    

27-26 баллов выставляется в том случае, когда студент раскрыл содержание темы, в работе содержится обзор литературы по теме, студент  владеет категориальным аппаратом, демонстрирует способность анализировать, обобщать наиболее существенные связи и признаки исторических явлений и процессов, оценивать их значение, обосновывать свои умозаключения и выводы, логично и грамотно излагать мысли.

25-24 балла выставляется в том случае, когда студент, раскрывал содержание темы, в работе указаны ученые, внесшие наибольший вклад в изучение данной темы, студент демонстрирует  владение категориальным аппаратом, способность анализировать, обобщать наиболее существенные связи и признаки исторических явлений и процессов, оценивать их значение, обосновывать свои выводы, логично и грамотно излагать мысли.

23-22 балла выставляется в том случае, когда студент раскрыл содержание темы,  владеет категориальным аппаратом, демонстрирует способность анализировать, обобщать наиболее существенные связи и признаки исторических явлений и процессов, оценивать их значение, обосновывать свои умозаключения и выводы, логично излагает свои мысли.    

21-20 баллов выставляется в том случае, когда студент раскрыл содержание темы,  владеет категориальным аппаратом, демонстрирует способность анализировать, обобщать существенные связи и признаки исторических явлений и процессов, оценивать их значение, обосновывать свои выводы.    

19-18 баллов выставляется в том случае, когда студент раскрыл основное содержание темы,  владеет категориальным аппаратом, демонстрирует способность анализировать суть исторических явлений и процессов, оценивать их значение, делать выводы, работа может содержать некоторые несущественные недостатки в оформлении.

17-16 баллов выставляется в том случае, когда студент раскрыл основное содержание темы, владеет категориальным аппаратом, демонстрирует способность анализировать суть исторических явлений и процессов, оценивать их значение, делать выводы, работа может содержать недостатки в оформлении.

15 баллов выставляется в том случае, когда студент раскрыл основное содержание темы, владеет основными категориями, демонстрирует способность анализировать исторические явления и процессы, оценивать их значение, делать выводы, работа содержит некоторые недостатки с точки зрения логики изложения, может также иметь определенные недочеты в оформлении.

Оценка менее 15 баллов не выставляется, и студент считается не аттестованным по данному виду контроля. Менее 15 баллов (т.е. 0 баллов) студент получает случае, если он показал незнание материала, категориального аппарата, неумение работать с литературой и первоисточниками по теме или был уличен в плагиате.

Предлагаемые темы контрольной работы:

«Повесть временных лет» как исторический источник.

Раннефеодальные государства Восточной Европы: Хазарский Каганат, Волжская Булгария.

Древняя Русь и кочевники.

Походы первых русских великих князей в Византию.

Великий князь Святослав Игоревич и значение его деятельности.

Организация обороны Руси против кочевников в правление Владимира I Святославича.

Формирование системы управления в Древнерусском государстве.

«Русская правда» – история создания и отражение в ней эволюции древнерусского общества.

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром.

Деятельность последних великих князей единого Древнерусского государства – Владимира Мономаха и Мстислава Великого (Удалого).

Язычество Древней Руси.

Ремесло Древней Руси.

Культура Киевской Руси.

Героический эпос Древней Руси.

Крещение Руси и его историческое значение.

Отношения Древней Руси с Византией и южными славянами.

Западное направление во внешней политике Древнерусского государства.

Образование империи Чингисхана и завоевательные походы монголов в первой половине XIII в.

История государства Золотая Орда.

Жизнь и деятельность Александра Невского.

Московский князь Иван Данилович Калита.

Князь Дмитрий Иванович Донской.

Куликовская битва и ее историческое значение.

Роль Сергия Радонежского в духовном возрождении Руси.

Особенности культурного развития Руси в ХIV в.

Феофан Грек.

Андрей Рублев.

Московское государство в правление Ивана III.

Развитие русской культуры в XVI в.

Борьба стяжателей и нестяжателей в русской православной церкви в конце XV - начале XVI вв.

Русские ереси XIV – XVI вв.

Рост территории Русского государства в XVI в., начало освоения Сибири.

Правление Ивана IV Грозного в оценках историков.

Военная реформа Ивана IV и ее значение.

Ливонская война (1558-1583), ее причины, ход, итоги и последствия.

Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским как исторический источник.

Развитие русской культуры в XVI в.

Отражение Смутного времени в исторической драме А.С.Пушкина «Борис Годунов».

Самозванчество на Руси: самозванцы периода Смуты.

Народные движения Смутного времени.

Земское движение и русская православная церковь в борьбе против интервенции начала XVII в. в России.

Значение борьбы русского народа против интервенции в начале XVII века в истории русской общественной мысли.

Эволюция промышленного производства в России в XVII в.

Соборное Уложение царя Алексея Михайловича (1649) и его историческое значение.

Народные движения в России в XVII в.: «бунташный век».

Крестьянская война под предводительством С.Т. Разина (1670-1671).

Старообрядчество в России в XVII в.

Освоение Сибири в XVII в.

Движение под предводительством Б. Хмельницкого и присоединение Левобережной Украины к России.

Князь В.В. Голицын и его деятельность.

Развитие русской культуры в ХVII веке: «борьба старины с новизной».

Борьба России с Крымском ханством в XVII в.

Народное движение под предводительством Б. Хмельницко



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.63.145 (0.125 с.)