Комментарий юриста по теме № 7 «Формы, виды, системы оплаты труда» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Комментарий юриста по теме № 7 «Формы, виды, системы оплаты труда»



Системами оплаты труда принято считать совокупность правил исчисления и установления размеров тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера (в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных), премирования и т.д.

Обратим внимание на тот факт, что в ТК РФ (см. ст. 135, 143, 144) данный общий термин употребляется во множественном числе – «системы оплаты труда».

Исходя из смысла юридической техники действующего ТК РФ, можно понять, что на государственном уровне различают 2 основных вида систем оплаты труда – 1) тарифные системы оплаты труда (ст. 143 ТК РФ) и 2) системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений (ст. 144 ТК РФ).

1) Тарифные системы оплаты труда – это методики определения размера заработной платы, которые принимают в расчет профессиональную подготовку работника и сложность выполняемой работы. Для дифференциации труда по указанным основаниям в тарифной системе оплаты труда существуют следующие элементы: тарифная сетка, тарифная ставка, тарифный разряд, квалификационный разряд.

Напомним, что до 2008 года действовало постановление Правительства РФ «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки» [2] с разработанной на государственном уровне таблицей, состоящей из перечисляемых в ней 18-ти тарифных разрядов оплаты труда и соответствующих каждому разряду коэффициентов. Размер тарифной ставки (оклада) утверждался Правительством РФ, а ставки остальных разрядов Единой тарифной сетки (далее – ЕТС) устанавливались путем умножения ставки первого разряда на соответствующий тарифный коэффициент. С 2008 года на государственном уровне ЕТС не утверждается, однако заложенная в ней принципиальная технология продолжает широко использоваться некоторыми работодателями и разрабатывается на локальном уровне в виде Отраслевых тарифных соглашений индивидуально для каждой организации.

Тарифные системы оплаты труда имеют свои подсистемы или формы. Здесь следует оговориться: разновидности форм (подсистем) оплаты труда, а также формулы расчета заработной платы весьма примерны и вытекают из анализа унифицированных методик бухгалтерского учета расчетов с персоналом по оплате труда, не имеющих нормативного характера, но следующих из логики законодательного регулирования бухгалтерской деятельности в части начисления работникам заработной платы, пособий и иных выплат.

Так, тарифные системы включают в себя следующие основные формы (подсистемы) для учета трудозатрат: сдельную и повременную.

Сдельная форма оплаты труда удобна в отраслях производства, где результат трудозатрат материально выражен и легко производить временное, количественное и качественное нормирование труда (например, оплата труда за изготовление единицы продукции).

Повременная форма оплаты труда предполагает зависимость размера такой оплаты от фактически отработанного работником времени и тарифной ставки – фиксированного размера оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени (например, оплата труда административно-хозяйственного персонала).

В свою очередь и сдельная, и повременная формы оплаты труда имеют свои подвиды. Так, повременная форма может быть простой, премиальной (с добавлением премиальной выплаты, выраженной в процентах, за качество работы), окладной (с четко прописанным в трудовом договоре месячным окладом), а сдельная – прямой (оплачивается каждая количественная единица труда, оцененная одинаково), косвенная (оплата труда вспомогательного персонала в процентном отношении зависит от заработной платы основного сотрудника), прогрессивной (каждая единица труда, выполненная сверх нормы, оплачивается в повышенном размере), аккордной (оплата труда отдельного работника зависит от результата деятельности всего коллектива (бригады) в целом).

2) Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, чаще именуемые новыми или, сокращенно, НСОТ – новые системы оплаты труда, касаются определенных категорий работников, чей труд финансируется из государственного бюджета. Действующие НСОТ к трудозатратам каждого работника подходят дифференцированно, поощряя тех, кто эффективно трудится с ориентацией на профессиональную подготовку кадров и продолжительность их трудовой деятельности. Исходя из НСОТ, урегулированных Постановлением Правительства РФ «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» [1], заработная плата работников бюджетной сферы состоит из оклада, компенсаций, а также стимулирующих выплат, причем последним отводится особая роль.

Оклады устанавливаются Правительством РФ по смыслу абз. 5 ст. 144 ТК РФ по профессиональным квалификационным группам, компенсационные выплаты не являются постоянными и положены работникам в случаях, предусмотренных законом, а стимулирующие доплаты, учитывающие качество (производительность) труда, разрабатываются работодателем самостоятельно и находят свое подтверждение в локальных нормативных актах или коллективных договорах. Единственное, что требуется от работодателя в обязательном порядке – перечислять в фонд оплаты труда не менее 30 % доли получаемого организацией дохода [3].

Таким образом, согласно п. 1 ст. 135 ТК РФ, заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Из этого следует, что работодатель свободен в выборе систем оплаты труда, возможно даже наличие сразу нескольких разновидностей систем оплаты труда в одной организации. Выбирая или разрабатывая самостоятельно системы оплаты труда в своей организации, работодатель должен руководствоваться трудовым, налоговым законодательством, а также принимать достаточные меры к тому, чтобы наличествующие в организации системы оплаты труда отвечали принципам целесообразности и эффективности и были понятны работникам.

 

Основная литература

Нормативные акты

1. Постановление Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 (ред. от 19.01.2019) «О введении новых систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений и федеральных государственных органов, а также гражданского персонала воинских частей, учреждений и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная и приравненная к ней служба, оплата труда которых осуществляется на основе Единой тарифной сетки по оплате труда работников федеральных государственных учреждений» (вместе с «Положением об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных, автономных и казенных учреждений») // СЗ РФ. 2008. № 33. Ст. 3852.

2. Постановление Правительства РФ от 14.10.1992 № 785 (ред. от 20.12.2003) «О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе единой тарифной сетки» // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1992. № 16. Ст. 1253. Документ утратил силу с 1 декабря 2008 года в связи с изданием постановления Правительства РФ от 05.08.2008 № 583.

3.  Единые рекомендации по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2020 год (утв. решением Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений от 24.12.2019, протокол № 11) // Бюллетень трудового и социального законодательства РФ. № 1. 2020.

Дополнительная литература

 

1. Автоманова, Г.С. Экономика и социология труда. Задания и методические указания к практическим занятиям / Г.С. Автоманова, А.М. Романова,
 А.Г. Автоманова / ФАЖТ СГУПС. – Новосибирск.: СГУПС, 2008. – 60 с.

2. Дейнека, А.В. Современные тенденции в управлении персоналом: учебное пособие / А.В. Дейнека, Б.М. Жуков. – Издательство «Академия Естествознания», 2009. – 151 с.

3. Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный): научно-популярная литература / О.В. Смирнов, М.О. Буянова, И.А. Костян. – 8-е изд., стер. – М.: Кнорус, 2010. – 976 с.

4. Комментарий официальных органов к трудовому кодексу Российской Федерации: науч.-популярная лит-ра / Ред. А.Л. Сафонов. – М.: МЦФЭР, 2009. – 1328 с. – (Б-ка ж-ла «Справочник кадровик»). – ISBN 978-5-7709-0493-2.

5. Минченко, Л.В. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли: Методические указания к практическим занятиям, самостоятельной работе и выполнению домашних заданий для студентов специальности 080502 и направления 080503 / Л.В. Минченко. – С.-Пб.: СПбГУНиТ, 2009. – 31 с.

6. Организация, нормирование и оплата труда на предприятиях АПК: учебное пособие / Под. ред. Ю.Н. Шумакова, В.И. Еремин, С.В. Жариков. –  Международная ассоциация «Агрообразование». – М.: КолосС, 2006. – 304 с.

7. Пашуто, В.П. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии: Учебное пособие / В.П. Пашуто – 3-е изд., стер. – М.: Кнорус, 2007. – 317 с.

8. Петров, М.И. Нормирование труда: практическое пособие / М.И. Петров. – М.: «Альфа-Пресс», 2007. – 88 с.

9. Пиляева, В.В. Комментарий к трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный): научно-популярная литература / В.В. Пиляева. – 2-е изд. – М.: Кнорус, 2008. – 896 с.

10.  Постановление Администрации Смоленской области от 15.04.2009
№ 204 «Об утверждении положения об отраслевой системе оплаты труда работников областных государственных природоохранных учреждений».

11. Постановление Министерства труда РФ от 19.11.1992. № 38. «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников органов рыбоохраны и воспроизводства рыбных запасов Российской Федерации».

12. Постановление Министерства труда и социального развития РФ от 16.10.1998. № 42. «О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников государственных природных заповедников Российской Федерации».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.77.114 (0.009 с.)