Педагогический проект, направленный на успешное прохождение адаптации первоклассников к школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогический проект, направленный на успешное прохождение адаптации первоклассников к школе



На основе проведенного исследования мы выяснили, что некоторые школьники, обучающиеся в первом классе, имеют низкий уровень адаптации. Актуальность разработки педагогического проекта обусловлена необходимостью внесения изменений в сложившуюся ситуацию. Данный проект поможет первоклассникам адаптироваться к школе, раскрыться как личности, обрести надежду на успех и сплотить коллектив младших школьников, а также повысить знания родителей о специфике организации учебно-воспитательного процесса в первых классах и особенностях адаптационного процесса детей. Кроме того, проект поможет педагогам выработать для себя педагогически правильный стиль взаимодействия и общения с первоклассниками в период адаптации.

Цель педагогического проекта - создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школе.

Задачи проекта:

1. Оказание родителям практической и консультативной помощи по вопросам адаптационного процесса детей.

2. Сохранение и укрепление здоровья детей в изменившихся условиях.

3. Формирование педагогически грамотного стиля воспитания и взаимодействия у педагогов.

4. Содействие формированию самооценки и уровня притязания учащихся, а также стимулирование познавательной активности и школьной мотивации на уроке в условиях безотметочного обучения.

5. Формирование положительного отношения детей к школе, содействие принятию требований учителя и норм поведения в школьной жизни.

 

Условия реализации проекта.

Проект рассчитан на первоклассников, их родителей и учителей первых классов.

Основной формой работы является групповое занятие с элементами психологического тренинга. Основное содержание групповой работы составляют игры, задания, беседы, психотехнические упражнения, упражнения с элементами арт-терапии, продуктивно-творческая деятельность.

Педагогический проект построен на основе следующих принципов: принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, принцип всестороннего гармоничного развития личности, принцип активного обучения, принцип непрерывности и последовательности, принцип активности и наглядности.

Проект состоит из 10 занятий. Продолжительность каждого занятия 20-30 минут. Занятия рекомендуется проводить как дополнительные (по согласованию с родителями детей) или вносить в сетку расписания (по согласованию с администрацией школы и родителями детей). Тематический план представлен в таблице 5.

Таблица 5

Тематический план

№ п/п Название темы Количество часов
1 Занятие 1. Родительское собрание «Адаптация к школе – радости и трудности». 2
2 Занятие 2. Игра-путешествие «Что я знаю про свою школу». 1
3 Занятие 3. «Подсказки и списывание» 1
4 Занятие 4. «Самооценка» 1
5 Занятие 5. «Я и мое имя». 1
6 Занятие 6. «Что поможет мне учиться» 1
7 Занятие 7. «Дерево дружбы». 1
8 Занятие 8. «Я и моё здоровье» 1
9 Занятие 9. «Первоклассник – это здорово!» 1
10 Занятие 10. Тренинг для педагогов на тему «Адаптация первоклассников» 2

                                                                                          

 

Основное содержание

Занятие 1. Родительское собрание «Адаптация к школе – радости и трудности».

Цель - знакомство с особенностями организации учебно-воспитательного процесса в первых классах и психологическое просвещение родителей первоклассников по вопросам адаптации.

Ход проведения:

1. Ритуал приветствия.

2. Беседа: в период адаптации первоклассников на родительском собрании рассматривается ряд важных тем с привлечением специалистов школы:

1. Каков он здоровый ребёнок? Ведение дневника здоровья первоклассника. Содружество врача, педагога и семьи в гигиеническом обучении и воспитании учащихся начальных классов.

2. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.

Трудности адаптации первоклассника.

3. Особенности физического развития младших школьников. Основные отклонения в развитии и состоянии здоровья.

4. Основные принципы режима для младших школьников. Личная гигиена в режиме дня.

5. Гигиена питания.

6. Профилактика уличного травматизма. Безопасный путь в школу.

3. Ритуал прощания.

Занятие 2. Игра-путешествие «Что я знаю про свою школу».

Цель - закрепить знания первоклассников о школе, о работниках, работающих в школе, о школьных законах и традициях, создать атмосферу сотрудничества, сплочение классного коллектива.

Оборудование: карточки с описанием школьников, план школы, схема маршрута передвижения, карты игры путешествия, на которых написаны вопросы о школе, о людях, работающих в школе, ватман, фломастеры, цветные карандаши, краски.

Ход проведения.

1. Ритуал приветствия.

2. Упражнение «Барометр настроения».

3. Упражнение «Мои одноклассники».

4. Упражнение «Как найти ученика в школе».

5. Игра – путешествие «Мы — разведчики».

6. Упражнение «Любимое место в школе».

7. Ритуал прощания.

.............................

Занятие 10. Тренинг для педагогов на тему «Адаптация первоклассников».

Цель - помощь педагогам в выработке для себя педагогически правильного стиля взаимодействия и общения с первоклассниками в период адаптации.

Оборудование: ватманы, маркеры, ручки, карманное зеркало, звёздочки, «Карта возрастных особенностей первоклассника».

Ход проведения.

1. Ритуал приветствия.

2. Разогрев - упражнение «Считалочка».

3. Мозговой штурм «Ассоциации».

4. Упражнение «Портрет дезадаптированного ребёнка».

5. Упражнение «Причины дезадаптации».

6. Физкультминутка.

8. Задание «Способы оказания поддержки и помощи детям в период адаптации».

9. Упражнение «Звезда».

10. Упражнение «Подкрепление».

11. Подведение итогов.

Предполагаемый результат педагогического проекта:

1. Повышен уровень знаний родителей по вопросам адаптации.

2. Сохранено и укреплено здоровье детей в изменившихся условиях.

3. Совершенствованы педагогические знания о стиле воспитания и взаимодействия.

4. Повышены самооценка, уровень притязания, познавательная активность, школьная мотивация учащихся.

5. Сформировано положительное отношение детей к школе, принятие требований учителя и норм поведения в школьной жизни.

Литература для реализации проекта:

1. Аржакаева Т.А., Вачков И.В., Попова А.Х. Психологическая азбука. Программа развивающих занятий в 1 классе. – М.: Генезис, 2011. - 144с.

2. Артюхова И. Б. В первом классе без проблем. – М.: Чистые пруды, 2008. – 32 с.

3. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. – М.: Совершенство, 1997. – 298 с.

4. Глазунов Д.А. Развивающие занятия 1 класс. – М.: Планета, 2011. – 240 с.

5. Куражева Н.Ю., Козлова И.А. Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет – СПБ.: Речь, 2007. – 240 с.

6. Трясорукова Т.П. Игры для дома и детского сада на снижение психоэмоционального и скелетно-мышечного напряжения. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. – 29 с.

7. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. – М.: Генезисс, 2000. – 160 с.

8. Цукерман Г. А. Школьные трудности благополучных детей. – М., 1994. – 267 с.

9. Шапарь В. Б. Рабочая книга практического психолога. – М., 2004. –
672 с.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Адаптация первоклассников к школе – очень важный и сложный период в жизни ребенка: он усваивает новую социальную роль, новый вид деятельности, изменяется социальное окружение, и появляются новые обязанности. Значительные изменения происходят и в психоэмоциональной сфере.

Дальнейшая социализация ребенка во многом определяется тем, насколько благополучно прошел адаптационный период в начале обучения.

В начале нашего исследования был поставлен ряд задач, решение которых привело к достижению главной цели - теоретическое обоснование психолого-педагогических условий адаптации первоклассников к школе. Нами были определены особенности адаптации первоклассников к школе, охарактеризованы психолого-педагогические условия, способствующие школьной адаптации, а также изучен уровень школьной адаптации первоклассников и составлен педагогический проект, способствующий благоприятной адаптации учеников к школе.

Определив особенности адаптации первоклассников к школе, мы выявили, что адаптация у первоклассников проходит по-разному. Есть дети, которые адаптируются довольно быстро, в школе у них преобладает позитивное настроение, они с легкостью вливаются в коллектив сверстников, выполнение требований и соблюдение норм не вызывают у них трудностей. Есть и другая группа детей, период адаптации которых длится немного дольше, трудности в освоении школьной программы вызывает преобладание игровой деятельности и сложность принятия нового статуса. Но к концу первого полугодия ситуация нормализуется. Последняя группа детей - это дети, период адаптации которых значительно затягивается. В их поведении отмечаются негативные проявления и отрицательные эмоции, они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками и во взаимоотношениях с учителем. В данном случае для преодоления трудностей адаптации необходима грамотная психолого-педагогическая помощь.

Поэтому нами были охарактеризованы психолого-педагогические условия, способствующие благоприятной школьной адаптации. Среди основных условий были выделены следующие: организация режима школьной жизни детей и обеспечение оздоровительно-профилактической работы, применение педагогически грамотного стиля воспитания, исключение отрицательной оценки первоклассников и привлечение родителей к совместной деятельности. В связи с этим, можно сделать вывод, что гипотеза, выдвинутая в начале работы, достоверна, следовательно, адаптация первоклассников к школе будет наиболее успешной, если будут созданы вышеперечисленные условия.

Изучение уровня школьной адаптации первоклассников позволило сделать вывод о том, что 28 % учеников первого класса не адаптированы к школе, 24% ребят оценивают свое положение в группе довольно низко, чувствуют отстраненность и дискомфорт. Так же было выявлено, что 40% детей переживают отрицательные эмоции к стимулу «Урок» и испытывают школьную тревожность, проявляющуюся в волнении и повышенном беспокойстве. Поэтому для внесения изменений в данную ситуацию нами был разработан педагогический проект, цель которого - создать психолого-педагогические условия, обеспечивающие благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.

Разработанный проект рассчитан не только на первоклассников, но и их родителей, а также классных руководителей. Данный проект поможет детям адаптироваться к школе, обрести надежду на успех и сплотить коллектив младших школьников, а также повысить знания родителей о специфике организации учебно-воспитательного процесса в первых классах и особенностях адаптационного процесса детей. Помимо этого, проект поможет педагогам выработать для себя педагогически правильный стиль взаимодействия и общения с первоклассниками в период адаптации.

Педагогический проект построен на принципах учета возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, всестороннего гармоничного развития личности, активного обучения, непрерывности и последовательности, а также принципах активности и наглядности.

Разработанный проект может быть использован педагогами и психологами образовательных организаций для повышения уровня адаптации первоклассников к школе.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ

Законодательные и нормативные акты и документы:

1. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от
29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (ред. от 24 ноября 2015 г.) // Российская газета - Федеральный выпуск №5430 (54). 16.03.16. URL: https://rg.ru/2011/03/16/sanpin-dok.html (дата обращения: 10.05.17)

2. Приложение к письму Министерства Образования РФ «О системе оценивания учебных достижений младших школьников в условиях безотметочного обучения в общеобразовательных учреждениях» от 3 июня 2003 г. N 13-51-120/13 // Консультант Плюс. Версия Проф. – 2007. URL: http://http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=314556#0 (дата обращения: 10.05.17)

Литература:

3. Бадьина Н.П. Профилактика и преодоление школьной дезадаптации первоклассников: методические рекомендации для учителей начальных классов). Курган, 2009. 59 с.

4. Батуева С.В. Исследование структурных компонентов школьной адаптации у первоклассников // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2016. №1. С. 8-15.

5. Безруких М.М. Ребенок идет в школу: Знаете ли вы своего ученика? М.: Академия, 2001. 240 с.

6. Венгер Л.А. Психологическая готовность детей к школьному обучению. М.: Педагогика, 1991. 112 с.

7. Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок в школе? М.: Знание, 1994. 189 с.

8. Волков Б.С. Психология младшего школьника. М.: Педагогическое общество России, 2002. 128 с.

9. Вьюнова Н.И. Психологическая готовность к школе. М.: Академический проект, 2005. 142 с.

10. Выготский Л.С. Лекции по психологии. СПб.: Союз, 2006. 144 с.

11. Дорожевец Т.В. Изучение школьной дезадаптации. Витебск, 1998. 182 с.

12. Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. Ростов-на-Дону: Феникс, 2010.  442 с.

13. Костяк Т. В. Психологическая адаптация первоклассников. М., 2008. 169 с.

14. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь. М., 2012. 176 с.

15. Кулагина И.Ю. Возрастная психология (Развитие ребенка от рождения до 17 лет). М.: Изд-во УРАО, 2003. 176 с.

16. Мир детства: Младший школьник / Под ред. А. Г. Хрипковой. М., 2001. 169 c.

17. Овчарова Р.В. Практическая психология образования. М., 2011. 298 с.

18. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога. М.: Сфера, 2010. 448 с.

19. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий / Под ред. Г.С. Ковалёвой. М.: Просвещение, 2010. 201 с.

20. Петровский А. В. К пониманию личности в психологии // Вопросы психологии. 1995. № 2. С. 40–46.

21. Поговорим о наших детях / Под ред. А. Е. Соловьевой. М., 2002. 213 с.

22. Поливанова К.Н. Такие разные шестилетки. Индивидуальная готовность к школе: диагностика и коррекция. М., 2007. 116 с.

23. Савина Н.Н. Школьная дезадаптация: природа, структура, причины // Наука и школа. 2011. № 3. С. 118-121.

24. Сергеева Е.В. Становление действий самоконтроля и самооценки у младших школьников // Начальная школа плюс До и После. 2012. № 6. С. 19-28.

25. Хрипкова А.Г. Адаптация организма учащихся к учебной и физиологической нагрузкам. М.: Педагогика, 2001. 240 с.

26. Чуткина Г.М. Адаптация первоклассников к педагогическому процессу школы: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: МГПИ им. В.И. Ленина, 2004. 19 с.

27. Шинтарь З.Л. Введение в школьную жизнь. Гродно: ГрГУ, 2009. 119 с.

28. Эльконин Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах. Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. 414 с.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-12-17; просмотров: 507; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.134.29 (0.047 с.)