Указания по выполнению курсовой работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Указания по выполнению курсовой работы



Указания по выполнению курсовой работы в основном даны на примере тем, связанных с товароведными характеристиками различных групп товаров. Но указания полезно изучить также студентам, выполняющим курсовые работы по другим темам, так как многие темы содержат ряд общих вопросов, сделать выводы о порядке подготовки остальных тем.

Курсовая работа начинается с введения. Во введении студент обосновывает выбор темы и ставит цель курсовой работы. Для этого нужно остановиться на сложившейся в торговле конъюнктуре по рассматриваемой группе товаров, отметить тенденции спроса и имеющиеся трудности в его удовлетворении, а в связи с этим поставить задачи, которые требуются для их решения. Выяснение путей решений, возникших в торговле (или промышленности) проблем, связанных с реализацией (производством) изучаемой группы товаров и их качеством как раз и является целью курсовой работы каждого студента.

В литературном обзоре при изучении анализа состояния рынка конкретной группы товаров, прежде всего, обращают внимание на объемы продукции, выпускаемой отраслью за ряд лет, проблемы научно-технического развития, проблемы улучшения качества, развитие сырьевой базы отрасли, изменения в размещении ее предприятий.

Из требований к качеству товаров рассматриваются функциональные, эргономические (в том числе и гигиенические), эстетические, требования к надежности и другие. При этом студент, должен помнить, что изделия будут всегда отвечать всем требованиям лишь при наличии у них соответствующих потребительских свойств.

Анализ факторов, формирующих качество и конкурентоспособность товаров, нужно начинать с их перечисления, а затем и характеристики влияния каждого в отдельности (исходных материалов, конструирования, расходов на транспорт, ремонт, эксплуатацию и др.). О свойствах сырья и особенностях отдельных операций производства здесь можно говорить лишь с точки зрения их влияния на качество рассматриваемой группы товаров. Ответ нельзя подменять подробной характеристикой исходных материалов и технических операций производства.

Как известно, показателем качества является количественная характеристика свойства, учитываемая при оценке качества изделия.

В ответе на этот вопрос надо по действующим стандартам установить перечень показателей качества изучаемой группы товаров. Обратите внимание и выпишите в отдельные группы показатели безопасности потребления, учитываемые при обязательной сертификации продукции, и показатели, характеризующие конкурентоспособность продукции. Раскрыть сущность каждого показателя качества и его значение при оценке качества и экспертизе изделий, а затем рассказать о методике определения характеризуемого показателя. Таким образом, здесь будет идти речь не только о показателях качества, но и об измерительных, экспертных, органолептических и социологических методах их оценки, разработке программ для ЭВМ, проведении комплексной экспертизы, товарной, ассортиментной, документальной.

Методы лабораторных (измерительных) испытаний товаров изложены в действующих стандартах или технических условиях на соответствующие виды продукции. Не переписывая стандарты, надо кратко описать сущность каждого метода определения показателей качества.

Экспертные методы широко применяют для оценки художественно-эстетических показателей качества товаров.

Сортность (годность, исправность) товаров определяется органолептическим методом в соответствии с действующей нормативной документацией. Изучив НД (ГОСТ, ОСТ, СТП, ТУ и др. документы), необходимо указать принципы и системы сортировки данной группы товаров, дать классификацию и перечислить (в качестве примера) недопустимые и допустимые дефекты. Для тех товаров, которые на сорта не делятся (мебель, холодильники, радиоприемники), нужно рассмотреть порядок качественной приемки товаров в соответствии с действующими стандартами, инструкциями и положениями.

Общий объем литературной части курсовой работы не должен превышать 10-15 страниц.

Практическая часть курсовой работы начинается с объектов исследования. При этом необходимо дать стройную, логически последовательную классификацию группы товаров, рассматриваемых в курсовой работе (желательно в виде иерархической схемы). Следует иметь в виду, что в некоторых литературных источниках классификация ассортимента дается неполно, с нарушением признаков самой классификации, поэтому к изложению данного вопроса необходимо отнестись творчески, со всей серьезностью. Неправильно или неполно составленная классификация затрудняет дальнейшую характеристику ассортимента и анализ структуры ассортимента. Характеризуя конкретные образцы, указать для каждого из них наименование, вид исходного сырья, особенности конструкции и внешнего оформления, характер спроса, достоинства и недостатки и т.п. В соответствии с классификационными признаками дать общую характеристику ассортимента групп, подгрупп, типов, видов, разновидностей изделий, отметить отличительные особенности тех или иных ассортиментных позиций. Так, при рассмотрении кожаной обуви надо обязательно подчеркнуть особенности, модели и фасона каждого образца, их соответствие направлению моды, обратить внимание на применяемые материалы для верха и низа обуви; у швейных изделий - применяемые материалы, силуэты, покрой, размерные характеристики, причины повышения или понижения спроса. Многие часто повторяющиеся сведения о характеризуемых образцах товаров (конструктивных узлах фотоаппаратуры, параметрах радиоаппаратуры, технике - экономических показателях электробытовых машин и т.д.) можно представить в таблицах. Основные данные о рассматриваемых образцах можно получить путем их личного изучения в торговом предприятии (магазине, складе). Кроме того, в этом плане многое может дать сопроводительная документация (руководство или инструкция по эксплуатации), отраслевые журналы и экспресс - информация.

Ответы по объектам исследования рассматриваемой группы товаров иллюстрируются фотографиями, рисунками, а при возможности натуральными образцами исходных материалов (кожи, тканей, трикотажа, древесины, лаков, красок, и т.д.).

В процессе выполнения курсовой работы у студента часто возникает вопрос о количестве образцов, которые должны быть охарактеризованы в работе. В случаях, когда количество разновидностей товаров, поступающих в местное торговое предприятие, очень велико и нет возможности рассказать о каждом из них, необходимо остановиться на рассмотрении тех образцов, которые типичны для данной группы товаров или которые занимают наибольшую долю в поставках, или те, у которых наиболее выражены достоинства (недостатки) продукции. Полнее рассказать об ассортименте изделий, по ступающих в торговое предприятие, позволяет метод сравнения, при котором подробно разбираются лишь 8-10 образцов, а у остальных подчеркивается то общее или отличное, что есть у них по сравнению с ранее рассматриваемыми. В любом случае количество рассматриваемых образцов должно быть не менее 15-20 и они должны наиболее полно представлять ассортимент данной группы товаров в местном торговом предприятии (магазине, складе). Приведенные в этой части работы сведения о каждом образце в дальнейшем должны быть использованы при оценке потребительских свойств изделий. В заключении подчеркиваются особенности ассортимента характеризуемой товарной группы: разнообразие, достоинства и недостатки.

Известно, что под структурой ассортимента товаров понимают относительную долю (в %) их групп, подгрупп, видов, моделей в общем объеме изучаемой совокупности.

При изучении структуры ассортимента товаров любой группы число и характер классификационных признаков могут быть весьма разнообразными, что зависит от специфики товарной группы, по которой выполняется курсовая работа, сложности ассортимента товарной группы и др.

По тем же причинам и периоды, в пределах которых изучается структура ассортимента, могут быть разными.

В связи с тем, что классификационных признаков товаров может быть много, необходимо составлять несколько таблиц. Число и форма таблиц определяется студентами самостоятельно с учетом специфики товаров, по которым выполняется курсовая работа.

Необходимо, однако, помнить, что в каждой таблице представляется одна и та же товарная масса (одно и то же количество или товар на одну и ту же сумму, взятых за один и тот же период времени).

Обязательно следует учесть, что составление таблиц с использованием только относительных величин (%) считается неправильным. В таблицах должны быть приведены исходные данные о поступлении и реализации товаров за определенный период, а затем уже рассчитана и проставлена в соседней графе относительная величина (%).

После каждой таблицы следует дать подробный анализ данных, представленных в ней, указав, в какой степени сложившаяся структура ассортимента товаров соответствует потребительскому спросу. Сделать это легче, если студент при изучении структуры ассортимента имеет возможность сопоставить предложения (закупка товаров плюс их товарные запасы на начало изучаемого периода) с реализацией продукции. В этом случае можно судить не только о характере спроса на соответствующие группы изделий, но и предложить с учетом реализации и тенденций изменения спроса более рациональную структуру ассортимента товаров по изучаемым признакам на будущий период времени.

Анализ структуры ассортимента будет более обоснованным, если имеются данные по структуре покупательского спроса. При анализе рассматриваемого ассортимента одежды и обуви фактическая структура сопоставляется с предпочтительной.

Данные, необходимые для изучения структуры ассортимента, можно взять из инвентаризационных описей, счетов-фактур, договоров купли-продажи и других документов, которые имеются в бухгалтерии или у материально-ответственных лиц.

Изучение структуры ассортимента товаров должно заканчиваться выводами о степени соответствия товаров спросу потребителей и направлено на разработку обоснованных рекомендаций по формированию рациональной структуры ассортимента.

Анализ качества товаров, прежде всего, может быть проведен по результатам анализа актов о приемке по качеству за последние два-три года, анализа имеющихся сертификатов.

В любом торговом предприятии (магазине, складе, базе), где проводится систематический контроль качества продукции, имеются акты приемки товаров по качеству (акты о ненадлежащем качестве продукции), анализ содержания которых позволяет сделать выводы о фактическом качестве продукции отдельных поставщиков-изготовителей. Результаты анализа актов приемки товаров по качеству лучше всего свести в таблицу, где указать:

а) наименование изделия;

б) изготовителя;

в) номер и дату документа;

г) количество поступившего по счету товара рассматриваемой группы

(число товарных единиц или сумму каждой разновидности);

д) количество проверенного товара;

е) процент проверенного товара к поступлению;

ж) количество товара, переведенного в пониженный сорт или брак;

з) процент товара, переведенного в пониженный сорт или брак к проверенному количеству);

и) причины перевода в пониженный сорт или брак (дефекты, неисправности и т.д.)

Все данные из актов, сведенные в таблицу, позволяют более наглядно представить общую картину о качестве товаров разных производителей, допускаемых ими нарушениях технологии производства, наиболее характерных для каждого из дефектов (неисправностях) продукции и причинах их возникновения и т.д.

Личная приемка товаров по качеству (в составе комиссии) производится в соответствии с действующей нормативной документацией (стандартами и техническими условиями). При оформлении результатов личной приемки товаров необходимо привести все фактические сведения о поступившей партии (номер и дату счета, наименование изготовителя, наименование товара, сорт и количество каждого вида изделий), перечислить все обнаруженные в изделиях дефекты, указать, где они допускаются (сделать ссылки на соответствующие параграфы или пункты стандартов) и в каком количестве изделий они обнаружены. В заключении качественной приемки подводят ее итоги: указывается количество изделий, соответствующих установленному на предприятии сорту, переведенных в пониженный сорт или брак.

В процессе выполнения работы студент должен лично проверить качество продукции не менее трех поставщиков-изготовителей разными методами.

Процесс приемки товаров по качеству необходимо показать подробно на примере одной партии товаров (и на эту же партию составить акт разбраковки), а результаты приемки остальных партий товаров можно пред ставить в таблице, содержание которой примерно такое же, как и при анализе актов разбраковки за последние 2-3 года.

Анализ материалов личной приемки товаров по качеству позволяет выявить наиболее характерные дефекты (или неисправности) продукции от дельных изготовителей, степень нарушения технологии производства на предприятиях.

Лабораторные (измерительные) методы оценки потребительских свойств товаров позволяют установить численные значения основных (объективных) показателей и сравнить их с нормами стандартов или технических условий. При этом можно выявить нарушения в качестве сырья, производства, транспортирования и хранения изделий.

Средние значения используемых показателей качества устанавливаются после испытания необходимого количества образцов, число которых регламентируется соответствующей нормативной документацией.

Результаты лабораторных испытанийдолжны иметь математико-статистическую обработку.

Определение показателей качества лабораторным методом позволяет не только проверить соответствие продукции (товара) требованиям стандартов, но и установить определенные связи и закономерности. Например, при исследовании хлопчатобумажных тканей можно проследить влияние раз личных пропиток на такие свойства тканей, как несминаемость, воздухо - и паропроницаемость и др.

Кроме этого, необходимо провести оценку конкурентоспособности и рассмотреть вопросы ее прогнозирования, а в некоторых случаях следует использовать программы для ЭВМ по оценке конкурентоспособности, сформулировать пути ее повышения.

Для отдельных товаров при оценке качества возможно использование методов социологического исследования (метод наблюдения, опроса, почтовый, интервьюирования, экспертной оценки).

У некоторых технически сложных товаров (электронных бытовых) определить показатели качества лабораторными (измерительными) методами не всегда представляется возможным, поэтому для этих товаров (радиоаппаратура, холодильники, стиральные машины и т.д.) вместо лабораторных испытаний проводится анализ материалов гарантийной мастерской. Цель такого анализа выявить наиболее распространенные и характерные неисправности (недостатки, присущие продукции отдельных заводов). Примерные формы таблиц следует смотреть в приложении (таблица 2-9).

Для многих групп непродовольственных товаров конкретная номенклатура потребительских свойств не установлена. Здесь студент может проявить свою самостоятельность. Для выявления номенклатуры потребительских свойств можно произвести опрос экспертов, связанных с производством, реализацией и эксплуатацией товаров изучаемой группы. Выявив номенклатуру потребительских свойств изучаемой группы товаров, можно приступить к их комплексной оценке экспертным методом.

В работе также необходимо изучить материалы по соблюдению Законов РФ «О защите прав потребителей», о роли сертификации и стандартизации в обеспечении качества, безопасности и конкурентоспособности потребительских организовать и провести экспертную оценку в полном объеме очень сложно, поэтому студент в процессе работы берет на себя функцию рабочей группы и единственного эксперта комиссии. Результаты такой оценки могут быть субъективными, но в данном случае важны не только конечные результаты оценки, но и умение студента логически обосновывать эти результаты.

При наличии отраслевых методик по комплексной экспертизе качества можно воспользоваться этими документами для выполнения завершающего этапа работы-оценки потребительских свойств, но при этом всегда надо помнить, что в них часто предусматривается оценка лишь некоторых потребительских свойств.

Выводы должны быть вытекать из практической части работы, например, может быть сделан следующий вывод.

1. Анализ структуры ассортимента мебели в магазине «Уют» г. Орла показал, что структура ассортимента мебели в этом магазине покупательский спрос удовлетворяет не полностью. Так, недостаточна доля (указать конкретно) кухонной мебели и таких видов изделий, как тумбы для постельных принадлежностей (указать конкретно) и подставки под телевизор (указать конкретно).

2. Столы обеденные раскладные производства Орловской экспериментальной фабрики не пользуются покупательским спросом, так как имеют следующие недостатки (указать конкретно).

На основании выводов студент должен сформулировать конкретные, деловые рекомендации, направленные, прежде всего, в адрес коммерческого предприятия, а затем других предприятий и организаций.

 

УКАЗАНИЯ ПО ОФОРМЛЕНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Текст курсовой работы излагается на одной стороне белой писчей бумаги формата А4 (210 297). Текст выполняется печатным способом с использованием компьютера и принтера через полтора интервала. Шрифт Times New Roman. Цвет шрифта чёрный, высота букв, цифр и других знаков - не менее 2,2 мм (кегль не менее 14). Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определённых терминах, формулах, применяя шрифты разной гарнитуры. По всем сторонам листа оставляют поля от края листа. Размеры: левого поля - 30 мм; правого поля - 10 мм; верхнего поля - 20 мм; нижнего поля - 20 мм.

Страницы в курсовой работе нумеруются арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему тексту. Номер страницы проставляют в центре нижней части листа без знака №, без слова страница (стр., с.) и знаков препинания.

Титульный лист не нумерует, но включают в общую нумерацию работы.

Нумерация разделов, подразделов, пунктов, рисунков, таблиц, формул, приложений осуществляется арабскими цифрами без знака №.Текст основной части курсовой работы делят на разделы, подразделы, пункты и подпункты.

Заголовки структурных частей студенческих работ "СОДЕРЖАНИЕ", "ВВЕДЕНИЕ", "ЗАКЛЮЧЕНИЕ", "СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ", "ПРИЛОЖЕНИЯ","РЕЦЕНЗИЯ", "ОТЗЫВ" и заголовки разделов основной части следует располагать в середине строки без точки в конце, печатать прописными буквами, не подчеркивая.

Заголовки подразделов и пунктов печатают строчными буквами (первая - прописная) с абзаца и без точки в конце. Заголовок не должен состоять из нескольких предложений. Переносы слов в заголовках не допускаются.

Расстояние между заголовками и текстом при выполнении работы печатным способом - 3-4 межстрочных интервала (межстрочный интервал равен 4,25 мм), расстояние между заголовками раздела и подраздела - 2 межстрочных интервала.

Каждую структурную часть курсовой работы и заголовки разделов основной части необходимо начинать с новой страницы.

Разделы нумеруют по порядку в пределах всего текста, например: 1, 2, 3 и т.д.

Пункты должны иметь порядковую нумерацию в пределах каждого раздела и подраздела. Номер пункта включает номер раздела и порядковый номер подраздела или пункта, разделенные точкой, например: 1.1, 1.2 или 1.1.1, 1.1.2 и т.д.

Номер подпункта включает номер раздела, подраздела, пункта и порядковый номер подпункта, разделенные точкой, например: 1.1.1.1, 1.1.1.2 и т.д.

Если раздел или подраздел имеет только один пункт или подпункт, то нумеровать пункт (подпункт) не следует.

После номера раздела, подраздела, пункта и подпункта в тексте работы ставится точка (в отличие от стандарта).

Оформление таблиц

В текстовом документе таблица является методом унифицированного текста, и такой текст, представленный в виде таблицы, обладает большой информационной емкостью, наглядностью, позволяет строго классифицировать, кодировать информацию, легко суммировать аналогичные данные.

Таблицу помещают под текстом, в котором впервые дана на нее ссылка. Слово "Таблица" и ее номер размещают слева в одной строчке с названием таблицы. Нумеруют таблицы арабскими цифрами в пределах раздела. Номер таблицы состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой, например: Таблица 1.3. (третья таблица первого раздела). Если в работе одна таблица, ее не нумеруют. На все таблицы в тексте должны быть приведены ссылки, при этом следует писать слово "Таблица" с указанием ее номера, например: в соответствии с таблицей 1.3.

Заголовки граф таблицы должны начинаться с прописной буквы, а подзаголовки граф - со строчной буквы, если они составляют одно предложение с заголовком, или с прописной буквы, если они имеют самостоятельное значение. В конце заголовков и подзаголовков таблиц точки не ставятся. Заголовки и подзаголовки таблиц точки не ставятся. Заголовки и подзаголовки граф указывают в единственном числе. Графу "Номер по порядку" (№ п/п) в таблицу включать не допускается.

Разделять заголовки и подзаголовки боковика и граф диагональными линиями не допускается. Горизонтальные и вертикальные линии, разграничивающие строки таблицы, допускается не проводить, если их отсутствие не затрудняет пользование таблицей.

При делении таблицы на части и переносе их на другую страницу допускается головку или боковик таблицы заменять соответственно номерами граф и строк. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы. Слово "Таблица" указывают один раз слева над первой частью таблицы, над другими частями пишут "Продолжение таблицы" или "Окончание таблицы" с указанием номера таблицы.

Располагают таблицы на странице обычно вертикаль, но помещенные на отдельной странице таблицы могут быть расположены горизонтально, причем головка таблицы должна размещаться в левой части страницы. Как правило, таблицы слева, справа и снизу ограничивают линиями.

Для сокращения текста заголовков и подзаголовков граф отдельные понятия заменяют буквенными обозначениями, установленные стандартами, или другими обозначениями, если они пояснены в тексте или приведены на иллюстрациях, например: L - длина.

При отсутствии отдельных данных в таблице следует ставить прочерк (тире). Цифры в графах таблиц должны проставляться так, чтобы разряды чисел во всей графе были расположены один под другим, если они относятся к одному показателю.

Выводы к таблице (подтабличные примечания) размещают непосредственно под таблицей в виде:

а) общего примечания;

б) сноски;

в) отдельной графы или табличной строки с заголовком.

 

Таблица 2.1 Ассортимент и объем выпуска основных видов продукции по ЗАО «Диком» за 2018 год

 

Наименование товара

Ед. измер.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.77.117 (0.042 с.)