Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1. Происхождение и ранние формы религии↑ Стр 1 из 5Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
История мировых религий
Самара 2017
министерство образования и науки российской федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «самарский национальный исследовательский университет» имени академика С.П. Королева
история мировых религий
«Рекомендовано редакционно-издательским советом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Самарский национально-исследовательский университет» имени академика С.П. Королева в качестве методических рекомендаций для студентов, обучающихся по направлениям «История» и «Международные отношения»
САМАРА Издательство Самарского университета 2018 УДК Самарского университета: 621.9.02
Составитель: О. М. Макарова
Рецензент: к.и.н., доц. В. А. Тюрин
История мировых религий: метод. указания и планы практических занятий / сост. О.М. Макарова – Самара: Изд-во Самар. ун-та, 2018. – 32с.
Дисциплина «История мировых религий» предполагает формирование и развитие у студентов готовности к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, учит проявлять уважение к людям, толерантность к религиозной культуре; формирует готовность нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений и понимать, что общечеловеческие ценности возникают не иначе, как в результате сближения, сочетания групповых ценностей, взаимодействия национальных традиций.
Предназначено для студентов исторческого факультета, обучающихся по направлениям «История» и «Международные отношения».
© Самарский университет, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Методические указания Данные методические рекомендации предназначены для помощи студентам направлений «История» и «Международные отношения» в освоении курса «История мировых религий». Несмотря на свое название, данный курс не ограничивается изучением истории формирования, догматики и культовой практики собственно мировых религий, а именно буддизма, христианства и ислама. Несмотря на определяющее значение для развития мировой цивилизации именно этих религиозных систем, необходимым представляется рассматривать процесс развития религиозного сознания в его историческом развитии. Текущий и промежуточный контроль результатов освоения дисциплины осуществляется с учетом балльно-рейтинговой системы, поэтому на первом занятии студенты подробно знакомятся с системой начисления баллов, планируют выполнение заданий для самостоятельной работы. Следует обратить внимание на возможность получения дополнительных баллов за выполнение практико-ориентированных работ, получение задания по которым необходимо заранее обговорить с преподавателем. По каждой теме предусмотрены задания из средств оценки результатов обучения. Студенту предложены на выбор такие формы работы, как составление глоссария, составление тестовых заданий и реферат. Требования к данным видам работ и рекомендации по их успешному выполнению приведены ниже. Важной частью освоения дисциплины является участие студента в дискуссиях в ходе семинарских занятий, которое также оценивается в балльно-рейтинговой системе. При подготовке вопросов каждой темы необходимо уделять внимание ознакомлению не только с научной литературой по теме (как из списка рекомендованной литературы к курсу, так и из списка литературы к конкретному семинарскому занятию), но и историческим источникам по теме семинара. Важно помнить, что без знакомства с источниками глубокое понимание своеобразия, догматов и культовой практики никакого религиозного течения невозможно. Темы семинарских занятий Источники 1. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. М., 1980 (1987, 1991 и другие издания). 2. Сказки народов мира: в 10 т. М., 1987. Литература 1. Алексеев Н.А. Шаманизм у тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1984. 2. Антес П. Религии современности. История и вера. М., 2001. 3. Беленький М.С. Мифология и философия Библии. М., 1997. 4. Вебер М. Социология религии. М., 1991. 5. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996. 6. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии. М., 1984. 7. Кимелев Ю.А., Полякова Н.Л. Наука и религия: историко-культурный очерк. М., 1988. 8. Классики мирового религиоведения. М., 1996. 9. Кулаков А.Е. Религии мира. М., 1996. 10. Леви-Стросс К. Мифологики: в 4-х тт. Том 1. Сырое и приготовленное. М.-СПб., 1999. 11. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. 12. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. 13. Мень А. История религии. В 6 т. М., 1991-1995. 14. Мифологический словарь. М., 1991. 15. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.1,2. М., 1980-1982. 16. Мюллер Ф.М. Введение в науку о религии. М., 2002. 17. Парандовский Я. Мифология. М., 1971. 18. Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. 1990, № 8. С. 25-36. 19. Попова М.А. Фрейдизм и религия. М., 1985. 20. Пропп В.Я. Мифология сказки. Л., 1928; 2-е изд.. М., 1969. 21. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989. 22. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990. 23. Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника. СПб, 1998. 24. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978. 25. Фромм Э. Психоанализ и религия // Фромм Э. Сумерки богов. М., 1989. 26. Фрэзер Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1980. 27. Юнг К.Г. Психология и религия // Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991. Тема 3. Буддизм 1. Исторические предпосылки возникновения буддизма. Сидтхартха Гаутама – историческая и легендарная личность. 2. Основные идеи буддизма. Концепция страдания, учение о дхармах, сансаре, карме, нирване. Трипитака. Восьмеричный путь. Буддийское учение о мироздании, человеке и мире. 3. Культ и ритуал в буддизме. Путь деяния, путь мышления, путь миросозерцания. Буддийские монастыри и храмы. Йога. 4. Основные направления буддизма: хинаяна (тхеравада), махаяна, ваджраяна. Проникновение буддизма в Центральную Азию, Тибет, Китай. Причины и факторы данного явления. Роль буддизма в истории Индии, Китая, Японии. 5. Особенности буддизма в Китае и Японии: чань-буддизм и дзен-буддизм. Тибетский буддизм. Ламаизм. Источники и литература I. Источники 1. Алмазная сутра // Наука и религия. 1991. № 8-12. 2. Бамбуковые страницы: Антология древнекитайской литературы. М., 1994. 3. Буддизм: Четыре благородные истины. М.-Харьков, 1999. 4. Всемирное Писание: Сравнительная антология священных текстов. М., 1995. 5. Догэн. Рациональный дзен. Первая книга Сото Дзэн. М., 1999. 6. Древнекитайская философия. Собр. текстов в 2-х тт. М., 1972-73. 7. Дхаммапада. М., 1960. 8. Золотой век дзен. Антология классических канонов дзен эпохи Тан. СПб., 1998. 9. Избранные сутры китайского буддизма. СПб., 1999. 10. Литература древнего Востока. Иран, Индия, Китай (тексты) / мост. Ю. М. Алиханова, В. Б. Никитина, Л. Е. Померанцева. М., 1984. 11. Поэзия и проза Древнего Востока. М., 1973. 12. Религии Китая. Хрестоматия / сост. Е. А. Торчинов. СПб., 2001. 13. Сутра о бесчисленных значениях. Сутра о цветке лотоса чудесной дхармы. Сутра о постижении деяний и дхармы бодхисатвы Всеобъемлющая мудрость. М., 1998. 14. Сутры философии санкхьи: Таттва-самаса, Крама-дипика, Санкхья-сутры, Санкхья-сутра-вритти. М., 1997. 15. Тибетская Книга Великого освобождения // Наука и религия. 1990. № 10-12. 16. Тибетская книга о великом освобождении или достижение нирваны путем познания ума. Самара, 1998. II. Литература а) Буддизм в Индии 1. Андросов В.П. Будда Шакьямуни и индийский буддизм. Современное истолкование древних текстов. М., 2001. 2. Ашвагхоша. Жизнь Будды. Калидаса. Драмы. М., 1990. 3. Буддизм и культурно-психологические традиции народов Востока. Сборник статей. Новосибирск, 1990. 4. Буддизм: история и культура. Сборник статей. М., 1989. 5. Буддийский взгляд на мир / ред.-сост. Е. П. Островская, В. И. Рудой. СПб., 1995. 6. Введение в буддизм. СПб., 1999. 7. Гессе Г. Сиддхартха. М., 1990. 8. Ермакова Т.В. Буддийский мир глазами русских исследователей XIX - первой трети ХХ века (Россия и сопредельные страны). СПб., 1998. 9. Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классические буддийские практики. СПб., 2001. 10. Ермакова Т.В., Островская Е.П. Классический буддизм. СПб., 1999. 11. Классическая буддийская философия. СПб., 1999. 12. Корнфилд Дж. Современные буддийские мастера Бирмы, Лаоса, Таиланда. М., 1993. 13. Краснодембская Н.Г. Будда, боги, люди и демоны. СПб., 2003. 14. Ольденбург С. Жизнь Будды, индийского Учителя Жизни // Наука и религия. 1990. №1-2. 15. Пишель Р. Будда, его жизнь и учение. М., 1991. 16. Розенберг О.О. Труды по буддизму. М., 1991. 17. Торчинов Е.А. Философия буддизма Махаяны. СПб., 2002. 18. Шантидева. Путь Бодхисаттвы (Бодхичарья-аватара). СПб., 1999. 19. Щербатской Ф.И. Философское учение буддизма // Восток-Запад. М., 1989. б) Буддизм в Тибете 1. Герасимова К.М. Традиционные верования тибетцев в культовой системе ламаизма. Новосибирск, 1989. 2. Давид-Неэль А. Мистики и маги Тибета. М., 1991. 3. Далай-лама XIV. Буддизм Тибета. М., 1991. 4. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. М., 1997. 5. Ламаизм в Бурятии XVIII — начала ХХ века. Новосибирск, 1983. 6. Островская Е.А. Тибетский буддизм. СПб., 2002. 7. Позднеев А.М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в Монголии в связи с отношениями сего последнего к народу. Репринт. Элиста, 1993. 8. Рокотова Н. (Рерих Е. И.) Основы буддизма. Улан-Удэ, 1991. 9. Тайны Тибета /сост. В.Н. Петряев. Минск, 1999. 10. Тантрический буддизм. М., 1999. в) Буддизм в Китае 1. Абаев Н. В. Китайский буддизм: традиции и современность // Наука и религия. 1981. №1. 2. Абаев Н. В. Чань-буддизм и кульурно-психологические традиции в средневековом Китае. 2-е изд. Новосибирск, 1989. 3. Баранов И. Г. Верования и обычаи китайцев. М., 1999. 4. Бог - человек - общество в традиционных культурах Востока. М., 1993. 5. Буддизм: история и культура. Сборник статей. М., 1989. 6. Васильев Л. С. Культы, религии, традиции в Китае. М., 1970. 7. Кобзев А. Канон перемен - китайская Библия. // Наука и религия. 1991. №2. 8. Крюков М. В., Малявин В. В., Софронов М. В. Китайский этнос в средние века (VII-XIII в.) М., 1984. 9. Личность в традиционном Китае. Сборник статей. М., 1992. 10. Малявин В. В. Синкретические религии в Китае в ХХ в.: традиционное и посттрадиционное // Религии мира. М., 1989. 11. Юань Кэ. Мифы Древнего Китая. М., 1987. 12. Янгутов Л. Е. Китайский буддизм: Тексты, исследования, словарь. Улан-Удэ, 1998. Тема 4. Иудаизм 1. История народа Иудейского в древности и Средние века: этапы, факторы влияния. 2. Иудаистский канон. Танах, Талмуд. Этапы становления, сущность и значение. Ритуальная практика. 3. Направления в иудаизме. Мессианство. Каббала. 4. Обрядовая практика иудаизма (синагога и молитва, календарь, праздники, кошерность пищи, брачные и другие традиции). 5. Социальная доктрина иудаизма. Иудаизм и сионизм. Источники и литература I. Источники 1. Вавилонский Талмуд. Антология Аггады / под общ. ред. р. Адина Эвен-Исраэля (Штейнзальца) и С. Аверинцева. М., 2001. 2. Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме: в 2 т. / введ. и комм. М. Штерна; под науч. и лит. ред. Н. В. Брагинской. М., 1997-2002. 3. Иосиф Флавий. Иудейская война / пер. с древнегр. М. Финкельштейна и А. Вдовиченко; под ред. А. Ковельмана. М., 2004. 4. Иосиф Флавий. Иудейские древности / пер. Г. Г. Генкеля. СПб., 1900. II. Литература 1. Аверинцев С. С. Древнееврейская литература. // История всемирной литературы. Т. 1. М., 1983. 2. Амусин И. Д. Кумранская община. М., 1983. 3. Беленький М. С. О мифологии и философии Библии. М., 1977. 4. Библия: язык, текст, история. Литературные и лингвистические исследования. Вып. 1-3. М., 1998-1999. 5. Бубер М. Два образа веры. М., 1999. 6. Василиадис Н. Библия и археология. Св.-Тр. Сергиева Лавра, 2003. 7. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие // Альфа и Омега. 1995. №1 (4). 8. Велльгаузен Ю. Пролегомены к истории Израиля. // Классики мирового религиоведения. Антология. Т. 1. М., 1996. 9. Гафни И. М. Евреи Вавилонии в талмудическую эпоху. М.-Иерусалим, 2003-5763. 10. Гече Г. Библейские истории. М., 1989. 11. Грейвс Р., Патай Р.. Иудейские мифы. Книга Бытия. М., 2002. 12. Грушевой А.Г.Иудеи и иудаизм в истории Римской республики и Римской империи. СПб,. 2008. 13. Делич Ф. Вавилон и Библия. // Классики мирового религиоведения. Антология. Т. 1. М.,1996. 14. Косидовский З. Библейские сказания. М., 1978. 15. Крывелев И. А. Библия: историко-критический анализ. М., 1982. 16. Кураев А., диак. Размышления о первой главе книги Бытия (окончание) // Альфа и Омега. 1995. №1 (4). 17. Лопухин А. П. Библейская история Ветхого Завета: в 2 т. М.,1998. 18. Мировоззрение талмудистов. Т. 1-3. СПб., 1994-1997. 19. Райт Д.Э. Библейская археология. С.-Пб., 2003. 20. Ренан Э. История израильского народа: в 2 кн. М., 2001. 21. Рижский М. И. Библейские вольнодумцы. Иов. Экклизиаст. М., 1992. 22. Селезнев М. Г. Мир Ветхого Завета // Религии Древнего Востока. М., 1995. 23. Сират К.. История средневековой еврейской философии. М.-Иерусалим, 2003-5763. 24. Тантлевский И. Р. Введение в Пятикнижие. М., 2000. 25. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М., 1964. 26. Фишбейн М. Религиозные традиции иудаизма // Религиозные традиции мира. Т.1. М., 1996. 27. Фрэзер Дж. Дж. Фольклор в Ветхом Завете. М., 1985. 28. Шифман И. Ш. Ветхий Завет и его мир. М., 1987. 29. Штайнзальц А. Введение в Талмуд. М., 1993. 30. Щедровицкий Д. В. Введение в Ветхий Завет. Пятикнижие Моисеево. М., 2001. Тема 7. Протестантизм 1. Реформация в Европе. Вероучительные отличия протестантизма. Общие религиозные принципы протестантских течений. 2. Деятельность Я. Гуса, М. Лютера, Ж. Кальвина, У. Цвингли. Основные направления протестантизма: лютеранство, кальвинизм и англиканская церковь. 3. Вторичные протестантские церкви: методистская церковь, баптизм, пятидесятничество, адвентизм, иеговизм, мормоны, квакеры и др. Протестантизм в России. 4. Протестантская трудовая этика и экономическое развитие Европы и США в теории М.Вебера. Место и роль протестантизма в современном мире. Источники и литература I. Источники: 1. Кальвин Ж. Наставление в христианской вере: в 3 т. М., 1997-1999. 2. Кальвин Ж. О христианской жизни. М., 1995. 3. Кинг М. Л. “Я был на вершине горы”... // Социально-политическое измерение христианства: Избранные теологические тексты ХХ века. М., 1994. 4. Кинг М. Л. Любите врагов ваших // Вопросы философии. 1992. № 3. 5. Лютер М. Время молчания прошло. Избранные произведения. Харьков, 1992. 6. Лютер М. Избранные произведения. СПб., 1994. 7. Лютер М. О рабстве воли // Эразм Роттердамский. Философские произведения. М., 1987. С. 290-545. 8. Лютеранская церковь в Советской России (1918-50 гг.): Документы и материалы. М., 1997. 9. Майстер Экхарт. Трактаты. Проповеди / изд. подг. М. Ю. Реутин; отв. ред. Н. А. Бондаренко. М., 2010. II. Литература: 1. Белов Г. Городской строй и городская жизнь средневековой Германии. М., 1912. 2. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Вебер М. Избранные произведения. М., 1990. 3. Виппер Е.Ю. Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения и движения XVI в. Церковь и государство в Женеве XVI века в эпоху кальвинизма. М., 1984. 4. Гобри И. Лютер. М, 2000. 5. Город в средневековой цивилизации Западной Европы. Т.1-4. М., 1999-2000. 6. Громадка Й.Л. Перелом в протестантской теологии. М., 1993. 7. Добреньков В.И. Современный протестантский теологический модернизм в США. М., 1980. 8. Майер В.Е. Крестьянство Германии в эпоху позднего феодализма. С, 1985. 9. Митрохин Л. Н. Баптизм: история и современность (философско-социологические очерки). СПб., 1997. 10. Немилов АН. Немецкие гуманисты XV века. Л, 1979. 11. Очерки истории западного протестантизма. М., 1995. 12. Плешкова СЛ. Французская реформация. М., 1993. 13. Смирин М.М. Германия эпохи Реформации и Великой крестьянской войны. М., 1962. 14. Смирин М.М. Народная реформация Томаса Мюнцера и Великая Крестьянская война. 2-е изд. М., 1955. 15. Хайлер Ф. Религиозно-историческое значение Лютера // Социологос. М., 1991. 16. Хилл К. Английская Библия и революция XVII века. М., 1998. 17. Ян Гус. Мартин Лютер. Жан Кальвин. Торквемада. Лойола: Биографические очерки. М., 1995. Тема 8. Ислам 1. История возникновение и распространения ислама. Вероучительные источники ислама. Коран как основа ислама. Сунна – священное предание ислама. 2. Исламский социально-политический идеал. Правовые нормы ислама. 3. Основные направления ислама. Возникновение сект в исламе. Суфизм – мистическое направление ислама. 4. Обряды и праздники мусульман. 5. Современный ислам. Усиление политической активности ислама. Источники и литература I. Источники: 1. Коран / пер. И.Ю. Крачковского. М., 1986. 2. Хрестоматия по исламу. М., 1994. 3. Аш-Шахрастани. Книга о религиях и сектах. М., 1984. II. Литература: 1. Арабаджян З.А. Иран: власть, реформы, революции: ХIХ-ХХ вв. М.,1991. 2. Бартольд В.В. Ислам и культура мусульманства. М., 1992. 3. Васильев Л.С. История религий Востока. М., 1983, 1988. 4. Грюнбаум Г.Э. фон. Классический ислам. М., 1988. 5. Домусульманские верования и обряды в Средней Азии. М., 1974. 6. Донцов В.Е. Исламский фактор в международных отношениях // Дипломатический ежегодник. М., 1997. 7. Дорошенко Е.А. Шиитское духовенство в современном Иране. М., 1985. 8. Еремеев Д.Е. Ислам: образ жизни, стиль, мышление. М., 1990. 9. Журавский А.В. Христианство и ислам. М., 1990. 10. Ирвинг В. Жизнь Магомета. М., 1991. 11. Ислам в истории народов Востока. М., 1981. 12. Ислам в странах Ближнего и Среднего Востока. М., 1982. 13. Ислам и проблемы национализма в странах Ближнего и Среднего Востока 14. Ислам, краткий справочник. М. 1983. 15. Ислам. Проблемы идеологии, права, политики и экономики / под ред. Г.Ф.Ким. М., 1985. 16. Ислам. Энциклопедический справочник. М., 1991. 17. Ислам: религия, общество, государство. М., 1984. 18. Каддафи М. Зеленая книга. М.,1991. 19. Керимов Г.М. Шариат и его социальная сущность. М., 1978. 20. Климович Л.И. Книга о Коране, его происхождении и мифологии. М., 1988. 21. Массе А. Ислам. 3-е изд. М., 1982. 22. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М., 1991. 23. Полонская Л.Р. Современный исламский фундаментализм: политический тупик или альтернатива развития //Азия и Африка сегодня. 1994. № 11. 24. Роузентал Ф. Торжество знания. Концепция знания в средневековом исламе. М., 1978. 25. Саидбаев Т.С. Ислам. М., 1993. 26. Современный ислам. М.,1992. 27. Сюкиянен Л.Р. Мусульманское право: вопросы теории и практики. М., 1986. 28. Шах И. Суфизм. М., 1994. 29. Якан Ф. Ислам: идеи, движения, перемены. М., 1992. задания для самостоятельного выполнения Глоссарий (max – 12 баллов) Глоссарий (лат. glossarium) — словарь узкоспециализированных терминов в какой-либо отрасли знаний с толкованием, комментариями и примерами. При составлении глоссария необходимо не только дать полное и точное определение понятия, но и указать из какого научного или учебного издания оно было взято. Для поиска определения каждого понятия и термина следует пользоваться литературой, рекомендованной для подготовки к семинарским занятиям. Таким образом, надо следовать предложенному примеру: Шаманизм – это прежде всего сибирское и центральноазиатское религиозное явление. Это слово пришло к нам через русский язык от тунгусского «шаман». На всей огромной территории Центральной и Северной Азии магико-религиозная жизнь общества сосредоточивается вокруг шамана. Шаман остается центральной фигурой, поскольку во всей этой сфере, где экстатическое переживание является в высшей степени религиозным, шаман и только шаман является безусловным мастером экстаза. Потому первым и, возможно, наименее рискованным определением этого сложного явления будет формула: шаманизм — это техника экстаза. (Элиаде М. Шаманизм: архаические техники экстаза. Киев, 2000. С. 9.) Максимальное количество терминов в глоссарии – 12. За каждый правильно оформленный термин студент получает 1 балл. Если студент оформит в глоссарии только 10 или, предположим, 8 терминов, то он получит соответствующее количество баллов. Таким образом возможно составление глоссария менее, чем из 12 терминов, но более – не возможно. Не важно, будут ли выбранные термины относится только к одному разделу или студент захочет представить в своем глоссарии по несколько терминов из каждого предложенного раздела. На титульном листе необходимо указать тип работы (Глоссарий по предмету «История мировых религий»), Ф.И.О. преподавателя, Ф.И.О. студента и номер его группы. Глоссарий необходимо оформить как текст в формате А4 (шрифт Times New Roman, кегль – 14, интервал – 1) и сдать в распечатанном виде не позднее 15 учебной недели. Термины для составления глоссария Раздел II. Индуизм дхарма карма мокша аскет атман брахман Раздел III. Иудаизм Танах Септуагинта Талмуд раввин синагога шаббат бар-мицва (бат-мицва) нусах Раздел IV. Буддизм будда бодхисатва Т(р)ипитака нирвана хинаяна махаяна сангха лама Раздел V. Христианство Евангелие евхаристия автокефальная церковь филиокве (filioque) чистилище старообрядцы папа государство Ватикан Реформация анабаптисты лютеранство кальвинизм англиканство квакеры методизм меннониты баптисты адвентизм Избранные православные богослужебные термины алтарь амвон аналой архиепископ архимандрит благочинный венчание вечерня дарохранительница двунадесятые праздники епитимья епитрахиль игумен икона инок (инокиня) кадило камилавка клобук лавра лампада литургия миропомазание митра митрополит обедня паперть патриарх пономарь потир придел притвор приход ризница ряса саккос синод схима требник фелонь хоругвь часовня четьи минеи Раздел VI. Ислам хиджра умма Мекка Медина халиф хадис Коран Сунна намаз закят хадж шариат сунниты шииты Реферат (max – 16 баллов) Реферат на выбранную тему не должен превышать объемом 16-18 стр. формата А4 (шрифт Times New Roman, кегль – 14, интервал – 1,5), но не может и быть менее, чем 12 стр. В реферате должны быть оглавление, небольшое Введение, главы (возможно без параграфов, но деление на параграфы приветствуется), список источников и литературы. Реферат должен быть написан на основе источников и литературы, рекомендованных к курсу. Использование в реферате менее 4-5 наименований научных работ ведет к снижению оценки за реферат. Реферат не может и не должен быть создан путем скачивания готовой чужой работы из сети Internet или способом бездумного копирования текстов с размещенных в сети научных изданий. Если подобное будет доказано преподавателем, то реферат автоматически оценивается в 0 баллов. Научно-справочный аппарат работы (сноски, список литературы) оформляется согласно действующему ГОСТу. Реферат должен быть сдан студентом на оценку не позднее 12 учебной недели. Критерии оценки реферата
Темы рефератов 1. Исторические религиозные течения Индии: ведизм, брахманизм. 2. Священные тексты индуизма: Веды, Упанишады, поэмы «Рамаяна» и «Махабхарата». 3. Ведущие направления индуизма: вишнуизм и шиваизм. 4. Кришнаизм и его особенности. 5. Боги индуизма и их функции (в историческом развитии от ранних к современным). 6. Исторические предпосылки возникновения буддизма. 7. Сидтхартха Гаутама – историческая и легендарная личность. 8. Основные идеи буддизма. 9. Культ и ритуал в буддизме. 10. Основные направления буддизма. 11. Особенности буддизма в Китае и Японии: чань-буддизм и дзен-буддизм. 12. Тибетский буддизм. Ламаизм. 13. Иудаистский канон. 14. Направления в иудаизме. 15. Обрядовая практика иудаизма. 16. Социальная доктрина иудаизма. Иудаизм и сионизм. 17. Догматические и обрядовые отличия католицизма от других направлений христианства. 18. Организационная структура Римско-католической церкви. Государство Ватикан. 19. Разнообразие монашеских орденов католицизма.. 20. Основные обряды и праздники в современном католичестве. 21. Реформация в Европе в XVI-XVII вв. Особенности протестантизма как христианского течения. 22. Основные направления раннего протестантизма. 23. Организационная структура православия. 24. Догматы и культ православия. 25. Устройство православного храма. 26. Возникновение и распространение ислама. 27. Вероучительные источники ислама. 28. Основные направления ислама, их возникновение и особенности. 29. Обрядность в исламе. 30. Международное право и международные организации по вопросам свободы религии и вероисповедания. Составление тестового задания (max – 12 баллов) При составлении тестового задания студент может попробовать себя в роли преподающего данную дисциплину. Целью составления задания является повторение специальных терминов и дат по дисциплине и формирование умения правильно ставить вопрос. При составлении тестового задания студент выбирает различные термины, даты и понятия по курсу «История мировых религий» и предлагает свой вариант теста множественного выбора (варианты – составление правильной хронологии, соотнесение термина и его определения, составление таблицы, кроссворд и др.). Возможно составление задания с несколькими правильными вариантами ответа (тогда это следует указать в тексте задания). Максимальное количество тестовых заданий – 12, но возможно выполнение и меньшего числа заданий. За каждое правильно составленное тестовое задание студент получает 1 балл. Максимальное количество баллов – 12. В конце тестовых заданий необходимо дать ключ для правильного решения теста. Задание оформляется согласно тем же требованиям, что и глоссарий. История мировых религий
Самара 2017
министерство образования и науки российской федерации
федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «самарский национальный исследовательский университет» имени академика С.П. Королева
история мировых религий
«Рекомендовано редакционно-издательским советом федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Самарский национально-исследовательский университет» имени академика С.П. Королева в качестве методических рекомендаций для студентов, обучающихся по направлениям «История» и «Международные отношения»
САМАРА Издательство Самарского университета 2018 УДК Самарского университета: 621.9.02
Составитель: О. М. Макарова
Рецензент: к.и.н., доц. В. А. Тюрин
История мировых религий: метод. указания и планы практических занятий / сост. О.М. Макарова – Самара: Изд-во Самар. ун-та, 2018. – 32с.
Дисциплина «История мировых религий» предполагает формирование и развитие у студентов готовности к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, учит проявлять уважение к людям, толерантность к религиозной культуре; формирует готовность нести ответственность за поддержание партнерских, доверительных отношений и понимать, что общечеловеческие ценности возникают не иначе, как в результате сближения, сочетания групповых ценностей, взаимодействия национальных традиций.
Предназначено для студентов исторческого факультета, обучающихся по направлениям «История» и «Международные отношения».
© Самарский университет, 2018
СОДЕРЖАНИЕ
Методические указания Данные методические рекомендации предназначены для помощи студентам направлений «История» и «Международные отношения» в освоении курса «История мировых религий». Несмотря на свое название, данный курс не ограничивается изучением истории формирования, догматики и культовой практики собственно мировых религий, а именно буддизма, христианства и ислама. Несмотря на определяющее значение для развития мировой цивилизации именно этих религиозных систем, необходимым представляется рассматривать процесс развития религиозного сознания в его историческом развитии. Текущий и промежуточный контроль результатов освоения дисциплины осуществляется с учетом балльно-рейтинговой системы, поэтому на первом занятии студенты подробно знакомятся с системой начисления баллов, планируют выполнение заданий для самостоятельной работы. Следует обратить внимание на возможность получения дополнительных баллов за выполнение практико-ориентированных работ, получение задания по которым необходимо заранее обговорить с преподавателем. По каждой теме предусмотрены задания из средств оценки результатов обучения. Студенту предложены на выбор такие формы работы, как составление глоссария, составление тестовых заданий и реферат. Требования к данным видам работ и рекомендации по их успешному выполнению приведены ниже. Важной частью освоения дисциплины является участие студента в дискуссиях в ходе семинарских занятий, которое также оценивается в балльно-рейтинговой системе. При подготовке вопросов каждой темы необходимо уделять внимание ознакомлению не только с научной литературой по теме (как из списка рекомендованной литературы к курсу, так и из списка литературы к конкретному семинарскому занятию), но и историческим источникам по теме семинара. Важно помнить, что без знакомства с источниками глубокое понимание своеобразия, догматов и культовой практики никакого религиозного течения невозможно. Темы семинарских занятий Тема 1. Происхождение и ранние формы религии 1. Мифологическое мышление как дорелигиозная форма осмысления действительности. 2. Теории происхождении религии (XVIII – XXI вв.): натуралистическая, мифологическая, антропологическая, социологическая школы, биологические и социологические теории, марксизм о происхождении религии. 3. Ранние формы религии (анимизм, магия, фетишизм, тотемизм, шаманизм). Источники и литература Источники 1. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. С.А. Токарев. М., 1980 (1987, 1991 и другие издания). 2. Сказки народов мира: в 10 т. М., 1987. Литература 1. Алексеев Н.А. Шаманизм у тюркоязычных народов Сибири. Новосибирск, 1984. 2. Антес П. Религии современности. История и вера. М., 2001. 3. Беленький М.С. Мифология и философия Библии. М., 1997. 4. Вебер М. Социология религии. М., 1991. 5. Гараджа В.И. Социология религии. М., 1996. 6. Капустин Н.С. Особенности эволюции религии. М., 1984. 7. Кимелев Ю.А., Полякова Н.Л. Наука и религия: историко-культурный очерк. М., 1988. 8. Классики мирового религиоведения. М., 1996. 9. Кулаков А.Е. Религии мира. М., 1996. 10. Леви-Стросс К. Мифологики: в 4-х тт. Том 1. Сырое и приготовленное. М.-СПб., 1999. 11. Леви-Стросс К. Первобытное мышление. М., 1994. 12. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М., 1976. 13. Мень А. История религии. В 6 т. М., 1991-1995. 14. Мифологический словарь. М., 1991. 15. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.1,2. М., 1980-1982. 16. Мюллер Ф.М. Введение в науку о религии. М., 2002. 17. Парандовский Я. Мифология. М., 1971. 18. Планк М. Религия и естествознание // Вопросы философии. 1990, № 8. С. 25-36. 19. Попова М.А. Фрейдизм и религия. М., 1985. 20. Пропп В.Я. Мифология сказки. Л., 1928; 2-е изд.. М., 1969. 21. Тайлор Э. Первобытная культура. М., 1989. 22. Токарев С.А. Ранние формы религии. М., 1990. 23. Торчинов Е.А. Религии мира. Опыт запредельного. Трансперсональные состояния и психотехника. СПб, 1998. 24. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности. М., 1978. 25. Фромм Э. Психоанализ и религия // Фромм Э. Сумерки богов. М., 1989. 26. Фрэзер Д. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. М., 1980. 27. Юнг К.Г. Психология и религия // Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 204; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.249.124 (0.02 с.) |