Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.



10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, (ни поля его,) ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его,) ничего, что у ближнего твоего.» ( Исх. 20:1-17 ).

Вот десять заповедей Моисея. Какие простые на первый взгляд слова — и какая глубокая мудрость в них, какая глубина! Конечно, наизусть учить весь Декалог вам не стоит, вам нужно уметь рассказать его кратко, примерно так, как рассказывают школьники. Разговор о Декалоге так или иначе должен у вас возникнуть в будущем, следует подготовить детей или ребенка к определенному мышлению уже серьезному, чтобы это было для него некоей духовной основой. Но если вы будете говорить так, как написано, то он ничего не поймет, и ваше зерно упадет на такую почву, на которой оно не даст плода. Как сделать доступным Декалог, чтобы он был интересен? На своем опыте ведения воскресной школы мне приходилось разные методы испытывать, чтобы понять, как лучше усваивают Декалог дети.

Прежде всего, надо сделать доступным текст, потому что длинноты первых заповедей, тяжелы для детского сознания, их надо сокращать, т.е. суть оставляем полностью, но сокращаем. Скажем, первая заповедь такая, можем сказать так: «Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из земли рабства, да не будет у тебя других богов пред лицем моим», или так: «Почитай Господа, Бога твоего» — в двух словах первая заповедь. Или еще лучше сказать евангельскими словами Христа: «Возлюби Господа, Бога твоего всем сердцем твоим, всем умом твоим». Первая заповедь — любовь к Богу.

Вторая заповедь: «Не сотвори себе кумира». Здесь слово «кумир» недостаточно.

Необходимо расшифровать, что означает слово «кумир», что в Ветхом Завете это прежде всего было изображение другого бога, которое сделано руками человека. И мы сейчас являемся идолопоклонниками, и у нас тоже есть кумиры: наши грехи, наши страсти, наши привязанности, которые мешают нам видеть Бога, застилают от нас Его облик: сребролюбие, пьянство и т.д. Чего только нет в нашей жизни, что застилает от нас Господа, и часто человек служит этому, как некогда служил чужим богам. Ради этого устраивает свою жизнь, а больше всего кумир — это наше «Я», мой личный эгоизм, желание устроить свою жизнь, думать только о себе. Вот об этом кумире и говорится: «Не сотвори себе кумира, помни, что Господь превыше всего».

Третья заповедь: «Не произноси имени Бога твоего напрасно, или всуе». Здесь следует обратить внимание на то, что под именем Бога подразумевается в Ветхом Завете именно произнесение имени Божия, которое было открыто Моисею на горе Синай. Божие было известно людям того периода. Моисей не скрывал его от них: «Сущий послал меня», т.е. он открыл им имя Божие. Имя Божие произносили в народе, но оно было страшное имя, это имя поэтому не полагалось произносить всуе, т.е. напрасно.

Что означает произношение имени Божьего всуе? Для ветхого человека это имя было конкретное, а мы имеем отношение к этому имени? Нам открыто это имя или нет? Имя Божие, явленное нам, — это имя Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Это имя мы всегда с благоговением произносим и этим именем мы должны дорожить и не произносить его напрасно в суете мирской кое-как без внимания, т.е. с рассеянностью, потому что оно относится к нашей молитве, ибо если наша молитва произносится кое-как, без внимания, без духовного трезвения, то это и есть произнесение имени Божия всуе, напрасно.

Четвертая заповедь: «Помни день субботний, чтобы освятить его». Если мы будем говорить только о дне субботнем, мы должны будем сказать, что мы имеем в виду день, посвященный Богу, который у нас называется воскресением. Каким образом мы должны этот день посвящать Ему? Вот здесь мы должны помочь детям усвоить то, что не человек для субботы, а суббота для человека. Что дела добра, милосердия, любви, мира необходимо делать и в праздники, и в любые другие дни. Нельзя грешить, нельзя тунеядствовать, нельзя проводить праздник в разгуле или непотребных делах. Как часто у нас бывает, что надо сделать что-то доброе и хорошее, но праздник — успеем. Не отлагайте на завтрашний день того, что можно сделать сегодня, потому что неизвестно, что будет завтра.

Четыре заповеди относятся к Богу, остальные заповеди к отношениям между людьми. Кратко: «Чти отца твоего и матерь твою, и благо тебе будет на земле», только здесь нужно включить еще почитание старших по возрасту людей: и бабушку и дедушку. Иначе бывает так: папу с мамой боятся, а всех остальных не считают за людей. Нужно внушить ребенку уважение к старшему по возрасту. Ну а то, что будет долголетен на земле, можно привести пример из жизни святых, из жизнеописания различных подвижников благочестия, которых Господь благословил за почитание отца, за их послушание и умножил их дни и прославил их в жизни. Таких примеров множество: это и жизнь святителя Николая, преподобного Сергия, Серафима, которые, несмотря на то, что стремились всей душой к Богу, послушание своим родителям ставили выше всего. До тех пор, пока не похоронили своих родителей, как преподобный Сергий, он не оставил их.

Нужно сказать, что необходимо прощать родителей, потому что очень много нестроений в семье из-за злобы между родителями и детьми. Часто родители не понимают детей, дети не стремятся понять родителей, и между ними сплошные конфликтные ситуации, т.е, эта заповедь нарушается в большей степени в нашей обыденной жизни. Потому что нет такой семьи, где бы за день не было какой-нибудь склоки из-за ерунды, часто по пустякам: не там повесил полотенце, не так приготовил уроки, а ребенок отвечает соответственно. Здесь нет внутреннего уважения и почитания, нет страха Божия, потому что страх Божий и рождает любовь к родителям.

Заповедь «не убивай». Возникают вопросы: а как быть в отношении животных? Как быть в отношении убийства на войне, убивать или не убивать? Заповедь говорит: «Не убивай». Христианину, конечно, не полагается убивать никакое существо, но мы живем в очень сложном мире и знаем, что с первых дней Адам и Ева и все другие жители земли закалывали жертвенных животных и ели их, да и сам Господь вкушал Пасху, а Пасха — это мясо, и Пасху Он вкушал с учениками своими каждый год Поэтому животные должны служить человеку и мы не должны их мучить, унижать, срывать на них свою злобу.

Они служат нам на потребу дня, пищей, необходимой, чтобы продолжать жизнь. Пример — святитель Нестор, просветитель камчадалов. Там люди пили кровь оленей и этим спасались от цинги, иначе все умерли бы там давно. Выходит, они нарушали заповедь о вкушении крови? Это не есть для них смертный грех, так как они вынуждены были это делать. Давид тоже пришел и взял хлебы предложения, которые не полагалось брать никому, кроме священников, и вкусил и дал окружающим его и не согрешил. Поэтому нужно видеть в этом определенную заповедь, что мы должны прежде всего не убивать человека, ибо человек — образ Божий. И каждый имеет в себе образ Божий, поэтому руку поднимать на человека недостойно, опять же если речь не идет о защите своего отечества, о защите своего дома, и близких.

Если нападают на твоего отца, на мать и убивают жену и детей твоих, а ты в это время будешь смотреть равнодушно, как это делают, исполняя заповедь «не убивай», в таком случае ты будешь потакать убийцам, ты сам будешь принимать в этом какое-то участие. Слава Богу, что такого у нас не бывает. Вы знаете, что у нас великие святые земли русской, такие как преподобный Сергий, благословляли воинов на защиту отечества, и монахи Пересвет и Ослябя, которые погибли на поле Куликовом, являются для нас примером этого самоотверженного служения. «Не прелюбодействуй», — говорит нам седьмая заповедь. Заповедь, повелевающая соблюдать чистоту в своей жизни. Как объяснить детям это слово «прелюбодействовать»? Я бы так сказал: «Не переступай через свою любовь». Слово «любовь» всем известно, и дети любят и папу, и маму, и окружающих, и слово «прелюбодействовать» значит изменить своей любви, попрать ее, переступить через нее. В прямом смысле — изменить человеку, которого ты любишь.

Сейчас так много разводов, так много нестроений в семьях, что любой ребенок знает, что такое «отец ушел от матери» или «мать ушла от отца» или что они остались без отца и матери. Это и есть иллюстрация этой заповеди. Конечно, надо говорить и о чистоте жизни, и о чистоте отношений между полами, между мужчиной и женщиной, и о чистоте брачной жизни. Это все необходимо сказать тем языком, который будет понятен, ничего не утаивая и стараясь донести до сознания ребенка чувство ответственности за ту жизнь, которую ему предстоит прожить. Помните, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас, — сказал апостол, — и горе тому, кто растлит храм Божий. Поэтому эта заповедь требует определенных иллюстраций из жизни святых, в житиях святых очень много таких моментов, из жизни ветхозаветных праведников, из жизни окружающих, чтобы это не было голословно, а было на примерах.

«Не укради» — эта заповедь гласит о том, что нельзя брать того, что тебе не принадлежит.

Заповедь девятую я так формулирую детям: «не лжесвидетельствуй», т.е. не говори напраслины, как часто дети, бывает, оговаривают друг друга, желая перед взрослыми показаться значительнее или лучше, чтобы их похвалили. Внушая детям любовь друг ко другу,, мы должны сказать, чтобы они не ябедничали, не лжесвидетельствовали.

И последняя заповедь «не пожелай дома ближнего, ни жены, ни раба, ни скота и т.д.». Мы сформулируем ее так «не завидуй». Зависть один из самых страшных пороков; если мы будем завидовать, то все остальные грехи на нас повалятся. Через зависть грех вошел в мир, ибо дьявол позавидовал человеку, и был искушен Адам и пал.

Чтобы заповеди стали доступны, я предлагаю в воскресной школе детям сделать десять карточек с написанием римскими или арабскими цифрами от 1 до 10. Затем, после одного-двух уроков усвоения заповедей, даю им наглядные примеры в виде какого-либо рассказа, например «Рассказа странника», и по этим рассказам прошу их писать баллы: например, грех такой-то. Они пишут 2,3,4 и т.п., например, если идет речь об убийстве, то они пишут цифру 6.

Затем начинаю им рассказывать истории и спрашиваю, какой грех совершен? Они поднимают эти самые цифры. Это воспринимается как игра, но в то же время хорошо усваивается. Буквально, через 2-3 недели, они хорошо усваивают все десять заповедей. Примерно так рекомендую преподносить эти десять заповедей, упростив их для детского сознания, чтобы это было удобоприемлемо и отложилось у них на всю жизнь.

***

 «Закон Божий был написан на скрижалях каменных, что означало ожесточение сердец человеческих, написание на них перстом Божиим показывает, что только сила Божия может смягчить каменное сердце человека». Эти слова сказал священник Александр Харизменов.

Взывающий к Моисею Бог — это не космическая сила, не простой отблеск внутреннего мира людей, Он — Владыка всех вещей, свободный по отношению к своему творению, но при всем своем величии это Бог самый близкий человеку, которого когда-либо знали. Эту близость, добровольность которой необходимо подчеркнуть, Яхве использует всегда, когда ведет свой народ теми путями, которые не имеют аналогов в истории. Открываясь человеку как вышний Бог, как Владыка тварей, Он открывается человеку как Творец человека, как его Отец. И теперь, заключая завет с Израилем через Моисея, Господь преследует одну лишь цель: восстановить в человеке омраченный грехом образ Божий и довести его до совершенства, разверзая для этого небеса и сходя до человека.

 «Вот, я сегодня предложил тебе жизнь и добро, смерть и зло.» (Втор. 30:15) Жизнь и добро предполагает соблюдение заповедей Божиих, а смерть и зло — всеобщую погибель от непокорности Богу и отступления от Него. Отсюда ясно вытекает ветхозаветная трактовка добра и зла, общая ориентация, где добро и зло. Само Делание добра и само добро определяются отрицательно, от противного: не делай греха, не иди путем зла.

(Протоиерей Николай Соколов «Лекции по Ветхому Завету», лекция 13)

***

О современных разновидностях нарушения пятой заповеди: аборт и ЭКО

Бурное развитие биомедицинских технологий, активно вторгающихся в жизнь современного человека от рождения до смерти, а также невозможность получить ответ на возникающие при этом нравственные проблемы в рамках традиционной медицинской этики вызывают серьезную озабоченность общества. Попытки людей поставить себя на место Бога, по своему произволу изменяя и "улучшая" Его творение, могут принести человечеству новые тяготы и страдания. Развитие биомедицинских технологий значительно опережает осмысление возможных духовно-нравственных и социальных последствий их бесконтрольного применения, что не может не вызывать у Церкви глубокой пастырской озабоченности.

Формулируя свое отношение к широко обсуждаемым в современном мире проблемам биоэтики, в первую очередь к тем из них, которые связаны с непосредственным воздействием на человека, Церковь исходит из основанных на Божественном Откровении представлений о жизни как бесценном даре Божием, о неотъемлемой свободе и богоподобном достоинстве человеческой личности, призванной "к почести вышнего звания Божия во Христе Иисусе" (Флп. 3:14), к достижению совершенства Небесного Отца (Мф. 5:48) и к обожению, то есть причастию Божеского естества (2 Пет. 1:4).


XII.2. С древнейших времен Церковь рассматривает намеренное прерывание беременности (аборт) как тяжкий грех. Канонические правила приравнивают аборт к убийству. В основе такой оценки лежит убежденность в том, что зарождение человеческого существа является даром Божиим, поэтому с момента зачатия всякое посягательство на жизнь будущей человеческой личности преступно.

Псалмопевец описывает развитие плода в материнской утробе как творческий акт Бога: "Ты устроил внутренности мои и соткал меня во чреве матери моей... Не сокрыты были от Тебя кости мои, когда я созидаем был в тайне, образуем был во глубине утробы. Зародыш мой видели очи Твои"(Пс. 138:13,15-16). О том же свидетельствует Иов в словах, обращенных к Богу: "Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом... Не Ты ли вылил меня, как молоко, и, как творог, сгустил меня, кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой... Ты вывел меня из чрева" (Иов 10:8-12,18). "Я образовал тебя во чреве... и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя" (Иер. 1:5-6), - сказал Господь пророку Иеремии. "Не убивай ребенка, причиняя выкидыш", - это повеление помещено среди важнейших заповедей Божиих в "Учении двенадцати апостолов", одном из древнейших памятников христианской письменности. "Женщина, учинившая выкидыш, есть убийца и даст ответ перед Богом. Ибо... зародыш во утробе есть живое существо, о коем печется Господь", - писал апологет II века Афинагор. " Тот, кто будет человеком, уже человек ", - утверждал Тертуллиан на рубеже II и III веков. "Умышленно погубившая зачатый во утробе плод подлежит осуждению смертоубийства... Дающие врачевство для извержения зачатого в утробе суть убийцы, равно и приемлющие детоубийственные отравы", - сказано во 2-м и 8-м правилах святителя Василия Великого, включенных в Книгу правил Православной Церкви и подтвержденных 91 правилом VI Вселенского Собора. При этом святой Василий уточняет, что тяжесть вины не зависит от срока беременности: "У нас нет различения плода образовавшегося и еще необразованного". Святитель Иоанн Златоуст называл делающих аборт "худшими, нежели убийцы".

Широкое распространение и оправдание абортов в современном обществе Церковь рассматривает как угрозу будущему человечества и явный признак моральной деградации. Верность библейскому и святоотеческому учению о святости и бесценности человеческой жизни от самых ее истоков несовместима с признанием "свободы выбора" женщины в распоряжении судьбой плода. Помимо этого, аборт представляет собой серьезную угрозу физическому и душевному здоровью матери. Церковь также неизменно почитает своим долгом выступать в защиту наиболее уязвимых и зависимых человеческих существ, коими являются нерожденные дети. Православная Церковь ни при каких обстоятельствах не может дать благословение на производство аборта. Не отвергая женщин, совершивших аборт, Церковь призывает их к покаянию и к преодолению пагубных последствий греха через молитву и несение епитимии с последующим участием в спасительных Таинствах. В случаях, когда существует прямая угроза жизни матери при продолжении беременности, особенно при наличии у нее других детей, в пастырской практике рекомендуется проявлять снисхождение. Женщина, прервавшая беременность в таких обстоятельствах, не отлучается от евхаристического общения с Церковью, но это общение обусловливается исполнением ею личного покаянного молитвенного правила, которое определяется священником, принимающим исповедь. Борьба с абортами, на которые женщины подчас идут вследствие крайней материальной нужды и беспомощности, требует от Церкви и общества выработки действенных мер по защите материнства, а также предоставления условий для усыновления детей, которых мать почему-либо не может самостоятельно воспитывать.

(Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. XII. Проблемы биоэтики)

Об абортах на поздних сроках

В США судят серийного убийцу — и если его осудят, ему угрожает смертная казнь. Он убил, по крайней мере, семерых детей. С точки зрения закона. И около шестнадцати тысяч — с точки зрения очевидности и здравого смысла. Кермит Госнелл — абортмахер, который делал аборты без лицензии, за наличные. В частности, аборты на поздних сроках. В ряде случаев умертвить дитя прямо во чреве не получалось, и ребенок рождался живым — дышашим, пищащим, явно способным выжить и прожить целую жизнь. Это, разумеется, не входило в планы Госнелла — он брал ножницы и проводил то, что одни называют перерезанием хребта, а другие — просто обезглавливанием.

Сотрудники Госнелла, которым за изобличающие его показания обещана скидка, говорят о том, что таким способом были убиты, по крайней мере, семь младенцев. Госнеллу также инкриминируют и другие нарушения — антисанитарию и плохую подготовку персонала, что привело к смерти двух клиенток.

Адвокаты пытаются представить Госнелла как жертву нетерпимости и фанатизма (он чернокожий, как и большинство его жертв), но, если обвинения будут доказаны, ему грозит смертельная иньекция — именно так в Пенсильвании приводятся в исполнение смертные приговоры.

Дело Госнелла привлекло внимание к горячей полемике, ведущейся в США, относительно расширения «права на аборт», которого настойчиво добивается, например, такая организация как «Планирование Семьи» (Planned Parenthood).

Ситуация складывается довольно абсурдная: аборт, в том числе на позднем сроке — право, за которое либералы изо всех сил сражаются с силами «мракобесия» и «реакции». И вот Госнелл это право обеспечивает — несколько опережая свое время и делая аборты на поздних сроках в то время, как это пока запрещено. Герой прогресса, передовая личность. Но когда попытка убить младенца внутри утробы срывается, и ему приходится добивать его уже снаружи — вот тут он оказывается злодей и преступник, и по закону ему грозит смертная казнь, потому как умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах.

Вот такие образцы логики и разума мы наблюдаем, когда религиозные предрассудки отступают, и силы прогресса берут верх.

 «Нью-Йорк Таймс», вынужденная освещать этот суд, оказывается в затруднении — как называть действия Госнелла? Убийствами невинных младенцев? Но почему тогда убиение тех же самых младенцев в утробе — не убийства? Газета выходит из положения, сообщая: «доктор Кермит Госнелл, 72 года, предстал перед судом в Филадельфии по обвинению в смерти семи плодов (fetuses)». Но если плод есть человеческое существо, убийство которого должно караться по закону, то Госнеллу надо инкриминировать гораздо больше убийств, так как он умертвил тысячи «плодов». А если плод — не человек, то за что же бедного Госнелла могут приговорить к смерти? Логика требует признать, что либо в обоих случаях имеет место убийство – но тогда та же «Нью-Йорк Таймс» поддерживает массовые убийства невинных человеческих существ, либо в обоих случаях имеет место вполне допустимая медицинская процедура — и тогда за что же Госнеллу отправляться в камеру смертников? Да, ему можно инкриминировать отстуствие лицензии и медицинскую халатность — но казнить-то его не за что.

Planned Parenthood, впрочем, обозначила свою позицию – в ходе слушаний во Флориде представитель этой организации заявила, что вопрос о «послеродовом аборте» должен оставаться приватным делом между женщиной и ее врачом. Идея убивать уже рожденных младенцев все больше завоевывает признание — и в самом деле, если отрезать голову ребенку в утробе матери можно, то почему же снаружи — нельзя? Это технически гораздо удобнее.

Скользкий склон так и устроен — сначала Вас склоняют согласиться с абортами, потом, постепенно доводят и к следующему шагу — убийству уже рожденных. В самом деле, что прикажете делать с выжившими после абортов детьми? Оказывать медицинскую помощь и заботиться об их жизни? Но это значит признать, что попытка аборта была ничем иным, как попыткой убийства. Сторонники абортов должны либо покаяться, либо съезжать по этому склону до конца – и что там внизу, не хочется и думать.

(Сергей Худиев «Кровавый абсурд», http://www.pravmir.ru/krovavyj-absurd/)

Отношение Церкви к ЭКО

Человек несёт нравственную ответственность не только за «избыточные» эмбрионы, но также и за пересаженные в матку эмбрионы, если беременность не возникнет и они погибнут. Почему? Одним из классических принципов медицины является принцип «не навреди». А риск гибели в матке эмбрионов, пересаженных туда при ЭКО, выше, чем у эмбрионов, появившихся в результате естественного зачатия.

Внешне пересадка эмбрионов в матку является ничем иным как научным экспериментом: повезёт — не повезёт. Но чем рискуют здесь врачи и родители? Это уже не просто какие-то половые клетки, а живые эмбрионы, малюсенькие человечки, которые хотя и являются пока одной клеткой, но они уже — люди. Итак, ЭКО экспериментирует на людях. Цена эксперимента — человеческая жизнь.

На основании вышесказанного христианское отношение к ЭКО следует выразить следующим образом:

Нравственно недопустимым с христианской точки зрения является экстракорпоральный (внетелесный) метод искусственного оплодотворения, поскольку предполагает заготовление, консервацию и намеренное разрушение «избыточных» эмбрионов, а также несёт риск ненаступления беременности, из-за чего пересаженный(ые) в организм женщины эмбрион(ы) погибнет(ут).

(Игумен Мелхиседек (Артюхин), член Церковно-общественного совета по биомедицинской этике Московского Патриархата в интервью изданию «Православие и мир», http://www.pravmir.ru/eko-pora-menyat-vzglyad-cerkvieko-diskussiya-prodolzhaetsya/)

***

Египетское пленение Израиля

Использовать описание рабства израильтян для иллюстрации нашего рабства во грехах. Подчеркнуть, что как в той, так и в другой ситуации Бог проявил инициативу и привел в действие Свой план освобождения.

Начните урок описанием рабства, в которое попали израильтяне. Опишите, как жили дети рабов. Покажите рисунок с изображением рабов, строивших пирамиды. С помощью предлагаемых подзаголовков продолжайте объяснять, что их страдания представляли собой нечто намного большее, чем только изнурительная физическая работа, которую заставляли делать египтяне.

Без свободы. Израильтяне продали свою свободу. В обмен на обещанную пищу, жилье и безопасность, они отдали свои ценности (возможно, сюда входили вещи, принесенные из Ханаана и доставшиеся по наследству), а затем были вынуждены продать и самих себя. Для детей будет удивительной мысль, что в определенном смысле мы тоже можем быть рабами – рабами греха и сатаны. Проведите параллель между их положением в Египте и нашим собственным.

Покажите, как мы продаем свое «имущество» врагу наших душ. Грех обещает нам счастье, просвещение и удовлетворение. Взамен мы «продаем» сатане наше сердце, ум и, наконец, самих себя полностью.

(Приведите пример младшим детям: грех внушает, что ложь не причинит нам никакого вреда, наоборот, с ее помощью мы легко добьемся выгоды для себя, но вместо этого ложь отнимает у нас чистую совесть). Пример бессовестного ростовщика, вымогающего от своей жертвы последнюю копейку, грех высасывает из нас все наши добрые свойства.

Итак, израильтяне жили теперь в жалких лачугах, где у них не было ничего своего. Каждый день их собирали вместе и, как стадо животных, вели на работу. Их заставляли тащить огромные камни по пустыне под палящим солнцем, а если они начинали жаловаться или просили пить, им давали еще больше работы и пороли бичом. Если надзиратели требовали от них большей производительности труда, им не оставалось ничего другого, как удовлетворять эти требования. У них не было прав, не было выбора.

С возрастом мы становимся старше, а грех делается сильнее. Грех, с которым мы раньше играли, берет над нами верх, как, например, пьянство берет верх над алкоголиком. Иногда нам хотелось бы жить лучше, чем мы живем, но мы обнаруживаем, что у нас нет ни возможности, ни силы изменить свою жизнь. Грех теперь стал нашим хозяином. Дети, рожденные в рабстве, с ужасом осознавали, что им придется прожить такую же жизнь, как и у их родителей. Такая же участь ожидает нас, поскольку мы все родились грешниками.

Рабы никогда не были свободными. Даже когда они просили себе три дня, им не дали. Они не могли благоустраивать свои дома, отдыхать в выходные или заводить себе друзей. Их жизнь представляла собой длинный круг работы, тяжких трудов и ограничений, строго предписанных египтянами.

Объясните детям, что делает грех с нами. Он отнимает у нас лучшее, что есть в жизни. Он ограничивает наше восприятие жизни только физической и обыденной ее стороной. Неверующий не видит в жизни лучшего; он никогда не испытывает подлинной радости и удовлетворения. Наподобие того, как израильтяне не могли видеть вокруг себя ничего, кроме своего рабочего места, грех не дает нам видеть дальше плотского и временного. Другими словами, мы не имеем понятия о вещах духовных, таких как ощущение и наслаждение от присутствия в нашей жизни Господа, Его силы и доброты.

Без надежды. У израильтян не было никакой надежды на то, что они когда-нибудь смогут обеспечить себе свободу. У них не было ни оружия, ни собственных денег, ни дружественного народа, который мог бы освободить их. Они были полностью зависимы от милости египтян. Самое большее, на что они могли надеяться, было остаться в живых при их тяжелой работе.

Сатана делает так, чтобы его рабам было очень трудно убежать. Он делает нас слабыми; он загружает нас своей работой и к тому же ослепляет наш ум, чтобы мы не видели возможной помощи, если же иногда у нас появляется желание освободиться, он внушает нашему сердцу сомнения и неверие. Спросите детей, пытались ли они когда-нибудь перевернуть страницу и начать хорошую жизнь. Напомните детям, что в мире есть много специалистов во всех сферах, но ни один из них, включая врачей и учителей, не может помочь кому-либо устранить грех!

Без воли. После многих лет, проведенных в таком состоянии, воля людей также была сломлена. Они были так приучены подчиняться порядку, что забыли, как надо думать о себе. Подобно людям, пробывшим долгое время в армии или тюрьме, они стали полностью зависимы от своих эксплуататоров. Несмотря на это, они не взывали к Богу о помощи в течение многих лет.

То же самое делает грех с нами. Мы становимся зависимы от нашего греха. Мы не можем себе представить, как можно жить без гордости и самолюбия, и особенно без наших греховных удовольствий, и поэтому мы боимся освобождения от греха. Вот почему многие люди боятся ходить в церковь. Даже престарелые люди, глядя смерти в лицо, все еще медлят обратиться к Спасителю. Грех так сильно входит у людей в привычку, что они не смеют его бросить. Они предпочитают лучше сидеть в греховном убожестве, чем омыться и стать чистыми. Спросите у детей, как далеко они зашли под власть греха, и насколько им нравятся его кривые дороги.

Возмездие - смерть! В конце концов фараон, встревоженный численностью евреев, приказал умерщвлять всех их новорожденных мальчиков. Смерть – в жутких размерах - поразила народ. Помогите детям понять весь ужас изданного фараоном указа. Помогите им представить чувства, которые переживала еврейская семья, когда рождался мальчик; как их естественная радость подавлялась кошмаром выдачи его солдатам для того, чтобы утопить в реке. Опишите, как все это влияло на родителей, лишая их всякой надежды на лучшее будущее.

Поясните теперь, что возмездие за грех есть смерть. Сатана вместо того, чтобы вознаградить нас за жизнь, посвященную ему на служение, желает в конце концов видеть, как умирает наше дряхлое постаревшее тело и как затем наша душа отправляется в ад на всю вечность.

Божье дело. Опишите, как в этой ситуации начал действовать Бог. Еще до того, как Бог услышал от народа первые молитвы, Он сжалился над ним и начал осуществлять Свой план. Каким образом? Мы могли бы предположить, что Он употребит другой могущественный народ, который вторгнется в Египет и освободит рабов. Но Бог, взглянув на эту страну, употребил слабого, беспомощного, находящегося под угрозой для своей жизни младенца, чтобы начать Свой план избавления. Коротко расскажите о том, как Моисей избежал смерти. Большинство детей хорошо знакомы с историей его спасения в корзинке, спрятанной среди тростниковых зарослей реки Нила. Однако нельзя излагать эту историю, как обычный рассказ, так как мы должны убеждать детей в истинности Божьего Слова, а простой рассказ обычно ассоциируется у детей со сказками.

Дайте краткий обзор дальнейшего развития событий. Господь удивительно сохранил и позаботился о Моисее с целью преподать народу урок, что только Бог может так спасать. Однако только после того, как Моисей стал старым человеком, забытым израильтянами и ненавидимым египтянами, Господь послал его освободить Израиль.

Объясните детям, что стать христианином – это что-то похожее на пробуждение от сна и осознание, что ты живешь в мрачной тюрьме, закованный в цепи сатаной и не имеющий возможности наслаждаться жизнью на свободе - т.е., другими словами, духовной жизнью. Годы тюремного заключения сделали тебя слабым и истощенным, и у тебя нет надежды совершить побег. Но вдруг в камеру заходит человек, у которого есть инструмент, чтобы перерезать твои цепи, фонарь, чтобы показать тебе выход и крепкая рука, чтобы тебя поддерживать. Пока ты спал, этот человек много передумал и сделал для того, чтобы тебя отсюда освободить. Спросите детей, не догадываются ли они, Кто бы это мог быть. Призовите их пробудиться, увидеть свое истинное положение и обратиться к Спасителю, Который желает освободить их и поставить на путь, ведущий в небо. Попросите их прийти через неделю, чтобы послушать, как великий Божий план выполнялся дальше и как израильтяне были освобождены, чтобы начать свое великое путешествие в новую и лучшую страну.

Моисей. Книга Исход дает нам портрет удивительного человека – Моисея, на котором лежало бремя огромной ответственности и о котором написано, что »говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как если бы говорил кто с другом своим» (Исход 33:11).

 (Джил Мастерс «Уроки на всю жизнь»)

Ж) Иные нравственные примеры Ветхого Завета

Жертвоприношение Исаака

Эта история известна едва ли не больше всех остальных историй Ветхого Завета: однажды Бог потребовал от праотца Авраама принести Ему в жертву Исаака, любимого сына, которого Бог ему в свое время обещал и которого так долго пришлось ждать. Теперь Бог потребовал его убить. А когда Авраам уже занес над сыном нож, то Богу эта жертва оказалась ненужной. Зачем всё это?

Одни считают, что эта история как в капле воды высвечивает всю жестокость древних еврейских легенд, не имеющих к нам, по счастью, никакого отношения (так полагал, к примеру, Лев Толстой). Другие, напротив, видят здесь нечто очень важное – не случайно история о несостоявшемся жертвоприношении Исаака играет такую важную роль и в христианстве, и в иудаизме. Христиане вообще полагают, что именно здесь Ветхий Завет подошел ближе всего к тайне, которая открывается в Новом Завете. Но разве есть смысл в таких повелениях, разве не выглядит подобная проверка жестокой насмешкой?

Человеческие жертвоприношения были широко распространены в древности. Чтобы получить от богов что-то особо ценное и нужное, им следовало отдать самое дорогое – а что может быть дороже человеческой жизни? Многие язычники время от времени резали на алтарях пленников или рабов, а некоторые (например, инки в Южной Америке) посылали к нему знатных и красивых юношей, которые шли на смерть добровольно, окруженные почетом. Они умирали, чтобы жил их народ.

Наконец, самая дорогая жертва – это собственные дети, особенно мальчики-первенцы, которые должны унаследовать имя и титул отца. Религия хананеев и других народов, населявших Палестину до израильтян, считала такие поступки весьма похвальными (это к вопросу о том, за какие именно грехи Бог впоследствии обрек эти народы на полное уничтожение).

Исаак был не просто долгожданным сыном – его обещал бездетным Аврааму и Сарре сам Господь, и сказал, что от него произойдет великое потомство, избранный народ. Супруги терпеливо ждали, когда сбудется это обещание – и оно сбылось только тогда, когда уже никакой надежды на продолжение рода у этой пары не осталось, они были слишком стары, чтобы рождать детей. Да, Богу было нужно испытать их верность, показать им, что все в этом мире верующие получают именно от Него, зачастую вопреки собственным расчетам и здравому смыслу. Но неужели Авраам был недостаточно верен? Неужели не научилась всему за время их странствий Сарра?

И зачем, наконец, было подвергать доверие Авраама еще одному, самому страшному испытанию… Бог обратился к Аврааму с такими словами: «возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой Я скажу тебе».

Авраам ничего не отвечал Господу, и мы можем лишь догадываться о его чувствах и мыслях. Библия описывает лишь его поступки: «Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и, встав, пошел на место, о котором сказал ему Бог» (ССЫЛКА НА ГЛАВУ-СТИХ). Три долгих дня продолжалось это путешествие. Наконец, они подошли к горе, взойти на которую должны были только Авраам с Исааком, а вот вернуться… Слугам Авраам сказал, что они вернутся вдвоем. Хотел ли он их успокоить? Или действительно думал, что все как-нибудь обойдется, и сын останется в живых? Автор новозаветного Послания к Евреям, например, считал, что Авраам верил: после жертвоприношения Бог воскресит Исаака.

Мальчик и сам, наверное, начинал о чем-то догадываться и спросил отца: «вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения?» Авраам отвечал: «Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения, сын мой». Как бы ни складывались обстоятельства, он был уверен, что Бог придумает для этой истории хороший конец. Так оно и случилось. Когда мальчик уже лежал на жертвеннике, а Авраам занес над ним руку с ножом, с неба раздался голос: «Авраам! Авраам! Не поднимай руки твоей на отрока, ибо теперь Я знаю, что боишься ты Бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для Меня».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.147.124 (0.056 с.)