Укажите грамматически правильное продолжение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Укажите грамматически правильное продолжение



Урок № 6   Группа 2                         05.10.2020

ТЕМА УРОКА: ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ, ЛЕКСИЧЕСКИЕ, ГРАММАТИЧЕСКИЕ, ПУНКТУАЦИОННЫЕ, ОРФОЭПИЧЕСКИЕ  НОРМЫ ЯЗЫКА

ЦЕЛИ:

Закрепить понятие «Языковая норма», обобщить знания о культуре речи.

Умение различать грамматические ошибки, развивать навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами языка.

Формировать навыки использования нормированной речи.

Воспитание самостоятельности.

Задачи:

- актуализировать знания, приобретенные при изучении темы, посредством создания кластеров и презентации;

- дать ученикам возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;

- совершенствование коллективных форм работы и творческой деятельности.

Задачи, планируемый результат и уровень усвоения учебно-познавательной компетенции базового уровня: владеть орфоэпическими, фонетическими, синтаксическими, лексико-грамматическими навыками. Уметь выполнять тестовые задания уровня А, В, работать с текстом части С

Задачи, планируемый результат и уровень усвоения учебно-познавательной компетенции продвинутого уровня: владение культурой речи, умение классифицировать типы основных языковых средств

Задачи, планируемый результат и уровень усвоения информационной компетенции: отражение в письменной форме результатов своей деятельности (через тест, таблицы, схемы, презентации).

Ход урока.

Учитель: Сегодня на уроке вы образуете 4 группы аукционеров, я – аукционист, ведущая аукциона, магистр науки о языке. А что будет выставлено на продажу, вы узнаете, разгадав, о чем идет речь.

1. Предварительный залог задания

Учитель: Прежде чем прозвучит «Гонг», аукционеры должны внести залог, доказать свою состоятельность – способность участвовать в аукционе. Для этого нужно выполнить задание на карточках, определив тему нашего урока.

1-я группа ………… – это законы, регулирующие литературное произношение и ударение

2-я группа ………… – это правила литературного словоупотребления

  3-я группа …………… - это нормы словоизменения при склонении именных частей речи,при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности

4-я группа ……………… - это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний или предложений

 (на экране ПОЯВЛЯЕТСЯ 3-я часть слайда № 1

Уч-ся записывают ответы на листках бумаги маркерами, создавая часть кластера, крепят на доске;

на экране ПОЯВЛЯЕТСЯ 2-я часть слайда № 1;

объясняют, что объединяет ответы каждой группы акционеров;

на экране ПОЯВЛЯЕТСЯ 1-я часть слайда № 1;)

РЕЗУЛЬТАТ: кластер, отражающий содержание слайда №1 «Основные языковые нормы»

ПОЯВЛЯЕТСЯ НАЗВАНИЕ  слайда № 1 «Основные языковые нормы»;

(На данном этапе: запоминание и воспроизведение материала – от фактов до теории. Ученик знает значение терминов, конкретные факты, методы, правила, принципы.)

Учитель: Сейчас вы доказали свою состоятельность и видите, на аукцион выставлены поистине бесценные «вещи», купить которые сможет любая команда в обмен на знания по русскому языку. Так какой же проблемный вопрос стоит перед нами?

(ответы учеников, ПОЯВЛЯЕТСЯ слайд № 2

Тема урока: «Культура речи и языковые нормы необходимы?!.»  В конце темы мигает вопросительный знак). В начале нашего аукциона тема определена со знаком вопроса.

ПОЯВЛЯЕТСЯ слайд № 3 (ЦЕЛЬ УРОКА)

2. Открытие аукциона знаний 

(Звучит«Гонг»)
Учитель: первое условие для тех, кто хочет овладеть культурой речи, - решить практические задания, выявив основные типы ошибок, связанные с тем или иным видом языковых норм.

(Раздаются карточки с заготовками предложений, слов или словосочетаний в правой части. В левой части нужно выявить типологию ошибок и устно ее прокомментировать, обучая остальные группы во время презентации своей деятельности)

РЕЗУЛЬТАТ: продолжение построения кластера «Основные языковые нормы»

(На данном этапе: ученики объясняют факты, преобразуют материал, использует понятия, принципы, правила в конкретных ситуациях, демонстрирует правильное применение метода)

1-я группа

 Решите орфоэпические задачи (задание А 2), в правой части таблицы выпишите правильные варианты ответов, проставив ударения

1) В каком слове ударение на 2 слоге?

а/ свекла б/ жалюзи в/ оптовый г/ мельком  

2) В каком слове ударение на 1 слоге?

а/ иначе б/ эксперт в/ дремота г/ знамение  

3) В каком слове ударение на 3 слоге?

а/ инструмент б/ асимметрия в/ зимовщик г/ принятый  

4. В каком слове ударение на 2 слоге?

а/ красивее б/ создалась в/ кухонный г/ мельком  

5. В каком слове ударение на 1 слоге?

а/ банты б/ валовой в/ звонит г/ щавель  

 

2-я группа

1).Определите лексическое значение паронимов, образуя в левой части таблицы правильные словосочетания:

  Гражданское, гражданственное (сознание, одежда)
  Спасительный, спасательный (отряд, ложь)
  Мертвая, мертвенная (тишина, бледность)
  Чувствительный, чувственный (человек, стихи)
  Частный, частичный (урон, мнение)
  Мудрый, мудреный (слог, правитель)

 

2).В каком предложении вместо слова ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ нужно употребить слово ЧЕЛОВЕЧНЫЙ?

1.Она думала, что нала наконец-то родную человеческую душу.

2.Защита человеческого достоинства – одна из самых характерных черт этого публициста.

3.В своих произведениях он часто изображал человеческие страдания.

4.Экзаменатор попался нам очень человеческий.

3-я группа

Определить основные типы морфологических ошибок, подчеркнуть правильный вариант:

  Трудолюбимый (трудолюбивый)  

 

  Опытные диспетчера (диспетчеры)
  Менее красивее, слаже (более красивый, слаще)
  С семистами рублями (с пятьюстами рублями)  
  Ихнюю знакомую (их знакомую)
           Махают руками (машут)

 

 4-я группа

Определить основные типы синтаксических ошибок, подчеркнуть правильный вариант:

 

  Семеро игроков участвовало в состязании (участвовали)
  Согласно приказа (приказу)
  Видна пара окон, занавешенные шторой (занавешенных)
  Они были счастливы и веселые. (счастливы и веселы или счастливые и веселые)
  Я живу в деревне и была счастлива (живу и счастлива или жила и была счастлива)

 

  Дорожка покрыта тающим снегом под ногами
  Начав заниматься,у вас было мало времени.
  Книга учит меня думать, которую я прочитал в детстве
  Петя сказал,что я не согласен с твоим мнением
    Была уже ночь.Когда я вернулся домой.

 

 

- Презентация работ в малых группах (использую прием «ОТКРЫТЫЙ МИКРОФОН» с целью экономии времени). Сверяются с ответами на слайдах №4,5,6,7   

 Учитель: Первоначальная цена может быть оплачена каждой из команд, однако теперь заявленные знания и стоят дороже.

-Какой бы теперь знак в формулировке темы урока вы поставили? (ответы учеников, ПОЯВЛЯЕТСЯ слайд № 8

Тема урока: «Культура речи и языковые нормы необходимы?!.»  В конце темы мигает восклицательный знак).

(Звучит «Гонг»)

-ПРОДОЛЖАЕМ АУКЦИОН,

Работа с текстом ПРИЕМ «ОБУЧАЯ – УЧУСЬ»

ЗАДАНИЕ 2: отредактировать текст, выявив типичные ошибки и классифицировать их в соответствии с основными языковыми нормами, пополнив кластер примерами. Определить проблему, поднимаемую в тексте, опираясь на ключевые слова.

Слайд № 9 Текст для редактирования.

Историческая память народа… Кто знает, откуда она берет свой исток – из родничка ли детства в заповедном русском лесу или из проникновенного плача Ярославны… Она и в чеканистых, со школьных лет заученных наизусть сердцем лермонтовских строках: «Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, как русский, - сильно, пламенно и нежно! Люблю священный блеск твоих седин и это Кремль, зубчатый, безмятежный…» Она, эта память народа, священна.

Да, в начале XXI века, по истечению стольких лет, мы все в большей мере испытываем потребность оглянуться назад, извлечь уроки из прошлого, из исторической памяти народа и на этой основе более глубже понять современность.

(Продолжается работа с кластером: находят нарушение языковых норм в тексте, исправляют, пополняют 1-й кластер примерами. Сверяют свои ответы с правильными ответами, представленными в слайде № 9).

 

Учитель: Круг знаний расширяется – растет и цена самих знаний. (Звучит «Гонг») ПРОДОЛЖАЕМ АУКЦИОН. Каждая группа аукционеров представляет свое понимание проблемы текста, опираясь на ключевые слова  (В ходе ответов формируется 2-й кластер с опорой на ключевые слова, устанавливаются связи, формулируется проблема. См. приложене №10)

(На данном этапе: умение выделить части из целого, взаимосвязи, принципы организации целого; ученики выделяют скрытые предположения, существенные признаки, логику рассуждения, видят сходство и различие явлений)

(Звучит «Гонг») ПРОДОЛЖАЕМ АУКЦИОН. Доказать свою «научную состоятельность» может каждый участник группы, а не только группа в целом

 Проверочная работа

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

   1) пятисотым годом до нашей эры

   2) гибридные сорта

   3) группа турок

   4) более веселее

Срок до 12.10.2020

Урок № 6   Группа 2                         05.10.2020

ТЕМА УРОКА: ОРФОГРАФИЧЕСКИЕ, ЛЕКСИЧЕСКИЕ, ГРАММАТИЧЕСКИЕ, ПУНКТУАЦИОННЫЕ, ОРФОЭПИЧЕСКИЕ  НОРМЫ ЯЗЫКА

ЦЕЛИ:

Закрепить понятие «Языковая норма», обобщить знания о культуре речи.

Умение различать грамматические ошибки, развивать навыки владения орфоэпическими и лексическими нормами языка.

Формировать навыки использования нормированной речи.

Воспитание самостоятельности.

Задачи:

- актуализировать знания, приобретенные при изучении темы, посредством создания кластеров и презентации;

- дать ученикам возможность ощутить радость успеха в проявлении своих знаний;

- совершенствование коллективных форм работы и творческой деятельности.

Задачи, планируемый результат и уровень усвоения учебно-познавательной компетенции базового уровня: владеть орфоэпическими, фонетическими, синтаксическими, лексико-грамматическими навыками. Уметь выполнять тестовые задания уровня А, В, работать с текстом части С

Задачи, планируемый результат и уровень усвоения учебно-познавательной компетенции продвинутого уровня: владение культурой речи, умение классифицировать типы основных языковых средств

Задачи, планируемый результат и уровень усвоения информационной компетенции: отражение в письменной форме результатов своей деятельности (через тест, таблицы, схемы, презентации).

Ход урока.

Учитель: Сегодня на уроке вы образуете 4 группы аукционеров, я – аукционист, ведущая аукциона, магистр науки о языке. А что будет выставлено на продажу, вы узнаете, разгадав, о чем идет речь.

1. Предварительный залог задания

Учитель: Прежде чем прозвучит «Гонг», аукционеры должны внести залог, доказать свою состоятельность – способность участвовать в аукционе. Для этого нужно выполнить задание на карточках, определив тему нашего урока.

1-я группа ………… – это законы, регулирующие литературное произношение и ударение

2-я группа ………… – это правила литературного словоупотребления

  3-я группа …………… - это нормы словоизменения при склонении именных частей речи,при спряжении глаголов, нормы словообразования и определения родовой принадлежности

4-я группа ……………… - это правила использования синтаксических конструкций, незнание которых приводит к неправильному построению словосочетаний или предложений

 (на экране ПОЯВЛЯЕТСЯ 3-я часть слайда № 1

Уч-ся записывают ответы на листках бумаги маркерами, создавая часть кластера, крепят на доске;

на экране ПОЯВЛЯЕТСЯ 2-я часть слайда № 1;

объясняют, что объединяет ответы каждой группы акционеров;

на экране ПОЯВЛЯЕТСЯ 1-я часть слайда № 1;)

РЕЗУЛЬТАТ: кластер, отражающий содержание слайда №1 «Основные языковые нормы»

ПОЯВЛЯЕТСЯ НАЗВАНИЕ  слайда № 1 «Основные языковые нормы»;

(На данном этапе: запоминание и воспроизведение материала – от фактов до теории. Ученик знает значение терминов, конкретные факты, методы, правила, принципы.)

Учитель: Сейчас вы доказали свою состоятельность и видите, на аукцион выставлены поистине бесценные «вещи», купить которые сможет любая команда в обмен на знания по русскому языку. Так какой же проблемный вопрос стоит перед нами?

(ответы учеников, ПОЯВЛЯЕТСЯ слайд № 2

Тема урока: «Культура речи и языковые нормы необходимы?!.»  В конце темы мигает вопросительный знак). В начале нашего аукциона тема определена со знаком вопроса.

ПОЯВЛЯЕТСЯ слайд № 3 (ЦЕЛЬ УРОКА)

2. Открытие аукциона знаний 

(Звучит«Гонг»)
Учитель: первое условие для тех, кто хочет овладеть культурой речи, - решить практические задания, выявив основные типы ошибок, связанные с тем или иным видом языковых норм.

(Раздаются карточки с заготовками предложений, слов или словосочетаний в правой части. В левой части нужно выявить типологию ошибок и устно ее прокомментировать, обучая остальные группы во время презентации своей деятельности)

РЕЗУЛЬТАТ: продолжение построения кластера «Основные языковые нормы»

(На данном этапе: ученики объясняют факты, преобразуют материал, использует понятия, принципы, правила в конкретных ситуациях, демонстрирует правильное применение метода)

1-я группа

 Решите орфоэпические задачи (задание А 2), в правой части таблицы выпишите правильные варианты ответов, проставив ударения

1) В каком слове ударение на 2 слоге?

а/ свекла б/ жалюзи в/ оптовый г/ мельком  

2) В каком слове ударение на 1 слоге?

а/ иначе б/ эксперт в/ дремота г/ знамение  

3) В каком слове ударение на 3 слоге?

а/ инструмент б/ асимметрия в/ зимовщик г/ принятый  

4. В каком слове ударение на 2 слоге?

а/ красивее б/ создалась в/ кухонный г/ мельком  

5. В каком слове ударение на 1 слоге?

а/ банты б/ валовой в/ звонит г/ щавель  

 

2-я группа

1).Определите лексическое значение паронимов, образуя в левой части таблицы правильные словосочетания:

  Гражданское, гражданственное (сознание, одежда)
  Спасительный, спасательный (отряд, ложь)
  Мертвая, мертвенная (тишина, бледность)
  Чувствительный, чувственный (человек, стихи)
  Частный, частичный (урон, мнение)
  Мудрый, мудреный (слог, правитель)

 

2).В каком предложении вместо слова ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ нужно употребить слово ЧЕЛОВЕЧНЫЙ?

1.Она думала, что нала наконец-то родную человеческую душу.

2.Защита человеческого достоинства – одна из самых характерных черт этого публициста.

3.В своих произведениях он часто изображал человеческие страдания.

4.Экзаменатор попался нам очень человеческий.

3-я группа

Определить основные типы морфологических ошибок, подчеркнуть правильный вариант:

  Трудолюбимый (трудолюбивый)  

 

  Опытные диспетчера (диспетчеры)
  Менее красивее, слаже (более красивый, слаще)
  С семистами рублями (с пятьюстами рублями)  
  Ихнюю знакомую (их знакомую)
           Махают руками (машут)

 

 4-я группа

Определить основные типы синтаксических ошибок, подчеркнуть правильный вариант:

 

  Семеро игроков участвовало в состязании (участвовали)
  Согласно приказа (приказу)
  Видна пара окон, занавешенные шторой (занавешенных)
  Они были счастливы и веселые. (счастливы и веселы или счастливые и веселые)
  Я живу в деревне и была счастлива (живу и счастлива или жила и была счастлива)

 

  Дорожка покрыта тающим снегом под ногами
  Начав заниматься,у вас было мало времени.
  Книга учит меня думать, которую я прочитал в детстве
  Петя сказал,что я не согласен с твоим мнением
    Была уже ночь.Когда я вернулся домой.

 

 

- Презентация работ в малых группах (использую прием «ОТКРЫТЫЙ МИКРОФОН» с целью экономии времени). Сверяются с ответами на слайдах №4,5,6,7   

 Учитель: Первоначальная цена может быть оплачена каждой из команд, однако теперь заявленные знания и стоят дороже.

-Какой бы теперь знак в формулировке темы урока вы поставили? (ответы учеников, ПОЯВЛЯЕТСЯ слайд № 8

Тема урока: «Культура речи и языковые нормы необходимы?!.»  В конце темы мигает восклицательный знак).

(Звучит «Гонг»)

-ПРОДОЛЖАЕМ АУКЦИОН,

Работа с текстом ПРИЕМ «ОБУЧАЯ – УЧУСЬ»

ЗАДАНИЕ 2: отредактировать текст, выявив типичные ошибки и классифицировать их в соответствии с основными языковыми нормами, пополнив кластер примерами. Определить проблему, поднимаемую в тексте, опираясь на ключевые слова.

Слайд № 9 Текст для редактирования.

Историческая память народа… Кто знает, откуда она берет свой исток – из родничка ли детства в заповедном русском лесу или из проникновенного плача Ярославны… Она и в чеканистых, со школьных лет заученных наизусть сердцем лермонтовских строках: «Москва, Москва!.. люблю тебя, как сын, как русский, - сильно, пламенно и нежно! Люблю священный блеск твоих седин и это Кремль, зубчатый, безмятежный…» Она, эта память народа, священна.

Да, в начале XXI века, по истечению стольких лет, мы все в большей мере испытываем потребность оглянуться назад, извлечь уроки из прошлого, из исторической памяти народа и на этой основе более глубже понять современность.

(Продолжается работа с кластером: находят нарушение языковых норм в тексте, исправляют, пополняют 1-й кластер примерами. Сверяют свои ответы с правильными ответами, представленными в слайде № 9).

 

Учитель: Круг знаний расширяется – растет и цена самих знаний. (Звучит «Гонг») ПРОДОЛЖАЕМ АУКЦИОН. Каждая группа аукционеров представляет свое понимание проблемы текста, опираясь на ключевые слова  (В ходе ответов формируется 2-й кластер с опорой на ключевые слова, устанавливаются связи, формулируется проблема. См. приложене №10)

(На данном этапе: умение выделить части из целого, взаимосвязи, принципы организации целого; ученики выделяют скрытые предположения, существенные признаки, логику рассуждения, видят сходство и различие явлений)

(Звучит «Гонг») ПРОДОЛЖАЕМ АУКЦИОН. Доказать свою «научную состоятельность» может каждый участник группы, а не только группа в целом

 Проверочная работа

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

   1) пятисотым годом до нашей эры

   2) гибридные сорта

   3) группа турок

   4) более веселее

Укажите грамматически правильное продолжение

   предложения.

   Обломав сухие ветки,

   1) Аксинья увидела сквозь них сторожку.

    2) почувствовала боль от царапин и порезов.

    3) захотелось поскорее сложить из них костер и согреться.

    4) хорошо стало видно вокруг.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 160; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.86.134 (0.065 с.)