Конспект урока литературы в 11 классе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конспект урока литературы в 11 классе



Тришкина Христина

ОБ-РЛ-41

Конспект урока литературы в 11 классе

Тема: Очерк жизни и творчества И.А. Бунина. Прозаик или поэт?

Цели:

· создание общего представления о жизни и творчестве И.А.Бунина;

· выявление особенности творческого метода писателя и поэта;

· обозначение связи судьбы писателя с его творчеством;

· составление представления о роли И.А. Бунина в развитии русской литературы.

Задачи:

Общеобразовательные:

- познакомить учащихся с понятием «импрессионизм», рассказать о развитии этого течения в разных направлениях в искусстве;

- углубить знания о биографии и особенностях творчества И.А.Бунина.

Развивающие:

- развить

· умение выделять главную мысль произведения,

· навыки монологической речи;

· навыки сопоставительного анализа.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к литературе серебряного века;

- формировать гуманитарно развитую личность;

- воспитывать грамотного читателя.

Планируемые результаты:

ü Личностные:

· развитие познавательной активности учащихся;

· формирование нравственно-этического оценивания;

· формирование собственного отношения к эпохе и литературе, их оценка; 

· использование для решения познавательной и коммуникативной задач различных источников (словари, дополнительная литература и др.)

 

ü Метапредметные:

· воспитание думающего, неравнодушного человека и читателя;

· формирование умения критически мыслить, анализировать, сопоставлять и оценивать прочитанное.

 

ü Предметные:

· В познавательной (интеллектуальной) сфере: умение анализировать явления историко-литературного процесса, владение литературоведческой терминологией.

· В ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно –нравственным ценностям литературы серебряного века, формирование собственного отношения эпохе рубежа веков; развитие умения выражать свои мысли; воспитание любви к литературе.

· В коммуникативной сфере: умение создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.

· В эстетической сфере: понимание литературы как словесно искусства, формирование эстетического вкуса.

Тип урока: урок - объяснение нового материала

Форма проведения: лекция с элементами беседы

 

Оборудование:

- проектор, компьютер;

- рабочий лист, презентация;

- портрет писателя, выставка книг;

- аудиозаписи стихотворений.

 

Ход урока

1. Орг.момент: приветствие обучающихся; проверка готовности к уроку. (2 мин.)

2. Мотивация учебной деятельности. Поставка целей урока. (5 мин.)

Работа с эпиграфом:

Он – любящий сын русского Ноя, и наготе отцовской не смеется, и к ней не равнодушен…

С Русью он связан роковой связью.

Юлий Айхенваль

Задание: ответить на вопрос. Как вы понимаете значение эпиграфа?

Фронтальный опрос.

- Цели ставит учитель (показаны на слайде)

- Слово учителя. Обращение к рабочему листу.  (см. рабочй лист на последней странице)

3. Актуализация знаний и умений. (5 мин.)

Задание: Вспомнить общественные и культурные явление рубежа веков. Ответить на следующие вопросы:

— Каково значение термина «Серебряный век»?

— Какие направления играли ведущую роль в литературе рубежа веков? Какие самые известные представители этих направлений?

— Как отразились исторические события конца 19 - начала 20 веков в литературе?

 

4. Освоение нового учебного материала. (25 минут)

Слово учителя. Презентация.

Учитель:

Мы приступаем к изучению творчества И. А. Бунина, первого среди писателей великой русской литературы, кому была вручена самая знаменитая премия в мире – Нобелевская.

Он прожил долгую жизнь, а в литературе работал семь десятилетий. Писательская деятельность Бунина распадается надвое: убежденный монархист, человек, далекий от политики, противник всяческого насилия, он трагически переживал события, последовавшие за 1917 годом, и эмигрировал из большевистской России, сохранив в эмиграции Россию прежнюю, ностальгически окрашенную в теплые тона.

Индивидуальная работа:

· особенности раннего творчества И.А. Бунина (1 человек);

· любовная лирика И.А. Бунина (1 человек).

(заранее подготовленный доклад учеников с презентацией не больше 5-6 минут)

Одиночество

И ветер, и дождик, и мгла

       Над холодной пустыней воды.

Здесь жизнь до весны умерла,

       До весны опустели сады.

Я на даче один. Мне темно

За мольбертом, и дует в окно.

 

Вчера ты была у меня,

       Но тебе уж тоскливо со мной.

Под вечер ненастного дня

       Ты мне стала казаться женой...

Что ж, прощай! Как-нибудь до весны

Проживу и один - без жены...

 

Сегодня идут без конца

       Те же тучи - гряда за грядой.

Твой след под дождем у крыльца

       Расплылся, налился водой.

И мне больно глядеть одному

В предвечернюю серую тьму.

 

Мне крикнуть хотелось вослед:

       "Воротись, я сроднился с тобой!"

Но для женщины прошлого нет:

       Разлюбила - и стал ей чужой.

Что ж! Камин затоплю, буду пить...

Хорошо бы собаку купить.

В нем в первую очередь поднимается основная проблема одиночества человека. Как сказал К. Юнг, «одиночество – это невозможность говорить с людьми о том, что тебе кажется существенным».

Но почему возникает эта невозможность?  Почему другие люди не могут разделить с тобой то, что тебе кажется ценным? (ответы учащихся).

Также очевидна основная тема любви — чувства, которое связывает воедино совсем разных людей. Герой – человек тонко чувствующий, ранимый, склонный к размышлениям в тишине и покое. Эта созерцательность помогает ему творить. А героиня не в силах разделить его тишину, не в силах понять. Она скучает. Такой подход не означает, что кто-то из героев прав больше, а кто-то меньше. Правы оба, но в обществе друг друга они чувствуют себя одиноко. Ведь одиночество часто возникает из-за ощущения что тебя не слышат, не понимают.

Это стихотворение может служить ярким примером творчества Бунина как средоточие его художественной манеры, даже несмотря на то, что создано оно в первой трети его творческого пути.

5. Домашнее задание. (2 мин.)

· Написать небольшое эссе (10-15 предложений) по цитате. Подумать, насколько воплощено в настоящем бунинское «И, подтянувшись, жить, работать, смириться мужественно». (записать цитату полностью, либо пользоваться записями, сделанными по ходу урока, т.к. форма занятия – лекция)

Цитата: «Нынче проснулся в 6.30. Лежал до 8, немного задремал. Сумрачно, тихо, испещрено чуть-чуть дождем возле дома. Вчера и нынче невольное думанье и стремление не думать. Все-таки ожидание, иногда чувство несмелой надежды – и тотчас удивление: нет, этого не может быть!.. Да будет воля Божия – вот что надо твердить. И, подтянувшись, жить, работать, смириться мужественно».

· Прочитать рассказы «Легкое дыхание», «Чистый понедельник», «Антоновские яблоки», повесть «Суходол» + несколько стихотворений на выбор.

6. Рефлексия. (5 мин.)Возврат к эпиграфу. Ответ на вопрос: Кто же все-таки

И.А. Бунин: прозаик или поэт?

Рабочий лист

Тема: Очерк жизни и творчества И.А. Бунина. Прозаик или поэт?

Задание1. Ответить на вопрос: Какие особенности творчества И.А.Бунина можно увидеть в эпиграфе урока.

«Он – любящий сын русского Ноя, и наготе отцовской не смеется, и к ней не равнодушен… С Русью он связан роковой связью», – Юлий Айхенваль.

 

Задание 2. Заполнить таблицу.

Этапы творчества И.А.Бунина  
Историческая среда в которой формировался Бунин-поэт и Бунин-писатель  
Темы, мотивы, особенности прозы  
Тематика лирических произведений и их особенности (отдельно любовная лирика)  

Задание 3:

Основными чертами бунинской лирики являются:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тришкина Христина

ОБ-РЛ-41

Конспект урока литературы в 11 классе

Тема: Очерк жизни и творчества И.А. Бунина. Прозаик или поэт?

Цели:

· создание общего представления о жизни и творчестве И.А.Бунина;

· выявление особенности творческого метода писателя и поэта;

· обозначение связи судьбы писателя с его творчеством;

· составление представления о роли И.А. Бунина в развитии русской литературы.

Задачи:

Общеобразовательные:

- познакомить учащихся с понятием «импрессионизм», рассказать о развитии этого течения в разных направлениях в искусстве;

- углубить знания о биографии и особенностях творчества И.А.Бунина.

Развивающие:

- развить

· умение выделять главную мысль произведения,

· навыки монологической речи;

· навыки сопоставительного анализа.

Воспитательные:

- воспитывать интерес к литературе серебряного века;

- формировать гуманитарно развитую личность;

- воспитывать грамотного читателя.

Планируемые результаты:

ü Личностные:

· развитие познавательной активности учащихся;

· формирование нравственно-этического оценивания;

· формирование собственного отношения к эпохе и литературе, их оценка; 

· использование для решения познавательной и коммуникативной задач различных источников (словари, дополнительная литература и др.)

 

ü Метапредметные:

· воспитание думающего, неравнодушного человека и читателя;

· формирование умения критически мыслить, анализировать, сопоставлять и оценивать прочитанное.

 

ü Предметные:

· В познавательной (интеллектуальной) сфере: умение анализировать явления историко-литературного процесса, владение литературоведческой терминологией.

· В ценностно-ориентационной сфере: приобщение к духовно –нравственным ценностям литературы серебряного века, формирование собственного отношения эпохе рубежа веков; развитие умения выражать свои мысли; воспитание любви к литературе.

· В коммуникативной сфере: умение создавать устные монологические высказывания, умение вести диалог.

· В эстетической сфере: понимание литературы как словесно искусства, формирование эстетического вкуса.

Тип урока: урок - объяснение нового материала

Форма проведения: лекция с элементами беседы

 

Оборудование:

- проектор, компьютер;

- рабочий лист, презентация;

- портрет писателя, выставка книг;

- аудиозаписи стихотворений.

 

Ход урока

1. Орг.момент: приветствие обучающихся; проверка готовности к уроку. (2 мин.)

2. Мотивация учебной деятельности. Поставка целей урока. (5 мин.)

Работа с эпиграфом:

Он – любящий сын русского Ноя, и наготе отцовской не смеется, и к ней не равнодушен…

С Русью он связан роковой связью.

Юлий Айхенваль

Задание: ответить на вопрос. Как вы понимаете значение эпиграфа?

Фронтальный опрос.

- Цели ставит учитель (показаны на слайде)

- Слово учителя. Обращение к рабочему листу.  (см. рабочй лист на последней странице)

3. Актуализация знаний и умений. (5 мин.)

Задание: Вспомнить общественные и культурные явление рубежа веков. Ответить на следующие вопросы:

— Каково значение термина «Серебряный век»?

— Какие направления играли ведущую роль в литературе рубежа веков? Какие самые известные представители этих направлений?

— Как отразились исторические события конца 19 - начала 20 веков в литературе?

 

4. Освоение нового учебного материала. (25 минут)

Слово учителя. Презентация.

Учитель:

Мы приступаем к изучению творчества И. А. Бунина, первого среди писателей великой русской литературы, кому была вручена самая знаменитая премия в мире – Нобелевская.

Он прожил долгую жизнь, а в литературе работал семь десятилетий. Писательская деятельность Бунина распадается надвое: убежденный монархист, человек, далекий от политики, противник всяческого насилия, он трагически переживал события, последовавшие за 1917 годом, и эмигрировал из большевистской России, сохранив в эмиграции Россию прежнюю, ностальгически окрашенную в теплые тона.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 128; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.47.253 (0.042 с.)