Правовые и организационные основы использования системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (сэмпл) при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые и организационные основы использования системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (сэмпл) при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества



Правовые и организационные основы использования системы электронного мониторинга подконтрольных лиц (СЭМПЛ):

· Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации
от 08.01.1997 № 1-ФЗ;

· Постановление Правительства Российской Федерации
от 31.03.2010 № 198 «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора
за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы»;

· Постановление Правительства Российской Федерации
от 18.02.2013 № 134 «О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого
в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста
и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений».

 

Постановление Правительства Российской Федерации от 31.03.2010
№ 198 «Об утверждении перечня аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора и контроля, используемых уголовно-исполнительными инспекциями для обеспечения надзора за осужденными к наказанию в виде ограничения свободы» определяет:

1. Средства персонального надзора и контроля:

1) браслет электронный - электронное устройство, надеваемое на осужденного к наказанию в виде ограничения свободы с целью его дистанционной идентификации и отслеживания его местонахождения, предназначенное для длительного ношения на теле (более 3 месяцев) и имеющее встроенную систему контроля несанкционированного снятия и вскрытия корпуса;

2) стационарное контрольное устройство - электронное устройство, обеспечивающее непрерывный круглосуточный прием и идентификацию сигналов электронного браслета для контроля режима присутствия в помещении или на установленной территории, а также оповещение о попытках снятия и повреждениях электронного браслета и иных нарушениях;

3) мобильное контрольное устройство - электронное устройство, предназначенное для ношения совместно с электронным браслетом при нахождении осужденного к наказанию в виде ограничения свободы вне мест, оборудованных стационарным контрольным устройством, для отслеживания его местоположения по сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS;

4) ретранслятор - электронное устройство, предназначенное для расширения зоны приема сигналов электронного браслета стационарным или мобильным контрольным устройством;

5) персональный трекер - электронное устройство, выполненное в виде браслета, предназначенное для ношения на теле (не более 3 месяцев) осужденным к наказанию в виде ограничения свободы с целью его дистанционной идентификации и отслеживания его местоположения по сигналам глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС/GPS, имеющее встроенную систему контроля несанкционированного снятия и вскрытия корпуса.

2. Стационарное устройство аудиовизуального контроля - электронное устройство, предназначенное для автоматической визуальной и голосовой идентификации осужденного к наказанию в виде ограничения свободы.

3. Технические средства и устройства региональных информационных центров:

1) сервер мониторинга - программно-аппаратный комплекс, предназначенный для обеспечения работы системы дистанционной идентификации, получения, обработки, хранения и передачи информации;

2) сервер аудиовизуального контроля - программно-аппаратный комплекс для обеспечения функционирования системы визуальной и голосовой идентификации, записи, обработки, хранения и передачи информации;

3) стационарный пульт мониторинга - компьютер, предназначенный для обработки и отображения информации о выполнении осужденным к наказанию в виде ограничения свободы предписанных ограничений;

4) мобильный пульт мониторинга - комплекс портативных переносных устройств, обеспечивающий прием и идентификацию сигналов электронных браслетов, а также обработку и отображение информации о выполнении осужденным к наказанию в виде ограничения свободы предписанных ограничений.

Использование аудиовизуальных, электронных и иных технических средств для обеспечения надзора и контроля за осужденными к ограничению свободы регламентировано постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2010 № 198.

МКУ обеспечивает контроль за исполнением таких ограничений, как:

не посещать определенные места, расположенные в пределах территории соответствующего муниципального образования;

не выезжать за пределы территории соответствующего муниципального образования;       

не посещать места проведения массовых и иных мероприятий и не участвовать в указанных мероприятиях;

не изменять место жительства или пребывания, место работы и (или) учебы.

Отчёты о нарушениях подконтрольных лиц выводятся на печать и могут являться доказательной базой в суде при рассмотрении материалов о замене наказания в виде ограничения свободы лишением свободы.

Ежедневно сотрудники УИИ контролируют соблюдение осужденными
установленных ограничений путем формирования и вывода на печать отчетов
о допущенных нарушениях.                                                                 

Осужденные, допустившие нарушения, вызываются в инспекции для дачи объяснений и применения к ним меры воздействия в виде предупреждения или официального предостережения.

СЭМПЛ (система электронного мониторинга подконтрольных лиц) позволяет усилить контроль за поведением осужденных к ограничению свободы, находящихся в «группе риска», склонных к  совершению повторных преступлений и правонарушений, к уклонению (и исполнения возложенных на них судом ограничений.

Также, благодаря ежедневному контролю за исполнением осужденными изложенной судом на них обязанности - находиться по месту жительства и определенное время суток, снижается риск совершения административных правонарушений со стороны осужденных к ограничению свободы, т.к. по статистическим данным 70% административных правонарушений совершается после 21.00.

Осужденные осознают, что их местонахождение контролируется круглосуточно, о чем свидетельствует снижение количества совершения данными лицами административных правонарушений.

Необходимо отметить, что с момента ввода в эксплуатацию оборудования СЭМПЛ до настоящего момента ни один осужденный, в отношении которого применено электронное устройство контроля и надзора, не совершил повторного преступления.

Осуществление контроля за подозреваемыми и обвиняемыми в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением возложенных судом запретов подозреваемыми или обвиняемыми, в отношении которых в качестве меры пресечения избран запрет определенных действий, домашний арест либо залог

 

Домашний арест как мера пресечения существует в российском законодательстве давно. Однако применялся арест крайне редко из-за отсутствия необходимых условий для его реализации, прежде всего отсутствия специализированных средств и методов контроля, а также нерешенности многих процессуальных вопросов.

Так, в первоначальной редакции ст. 107 УПК РФ не были установлены сроки домашнего ареста, порядок его установления, продления, продолжительность, а также ограничения для его применения. Данные вопросы становились предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Отдельные вопросы избрания меры пресечения в виде домашнего ареста разъяснены Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 29.10.2009
№ 22 «О практике применения судами мер пресечения в виде заключения под стражу, залога и домашнего ареста».

Новая редакция ст. 107 УПК РФ, регламентирующая основания и порядок применения к подозреваемым и обвиняемым меры пресечения в виде домашнего ареста, введена Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». В УПК РФ закреплено положение о том, что домашний арест в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения и заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением ограничений и (или) запретов и осуществлением за ним контроля. С учетом состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого местом его содержания под домашним арестом может быть определено лечебное учреждение. Законом были регламентированы срок домашнего ареста, порядок его продления, порядок избрания меры пресечения, конкретизированы налагаемые судом запреты и ограничения, условия исполнения меры пресечения и другие необходимые процессуальные вопросы. Изменения, внесенные позднее в ст. 107 УПК РФ, установили зачет срока заключения под стражей в срок домашнего ареста, а также предельный совокупный срок домашнего ареста и заключения под стражей.

В качестве органа, осуществляющего контроль за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений, определена Федеральная служба исполнения наказания (ч. 10 ст. 107 УПК РФ). Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012
№ 360 «О некоторых вопросах деятельности уголовно-исполнительных инспекций» функции контроля за подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, возложены на уголовно-исполнительные инспекции территориальных органов ФСИН России.

Домашний арест в качестве меры пресечения избирается по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения и заключается в нахождении подозреваемого или обвиняемого в полной либо частичной изоляции от общества в жилом помещении, в котором он проживает в качестве собственника, нанимателя либо на иных законных основаниях, с возложением ограничений и (или) запретов и осуществлением за ним контроля. С учетом состояния здоровья подозреваемого или обвиняемого местом его содержания под домашним арестом может быть определено лечебное учреждение.

Домашний арест избирается на срок до двух месяцев. Срок домашнего ареста исчисляется с момента вынесения судом решения об избрании данной меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого. В случае невозможности закончить предварительное следствие в срок до двух месяцев и при отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен по решению суда в порядке, установленном статьей 109 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.

В срок домашнего ареста засчитывается время содержания под стражей. Совокупный срок домашнего ареста и содержания под стражей независимо от того, в какой последовательности данные меры пресечения применялись, не должен превышать предельный срок содержания под стражей, установленный статьей 109 настоящего Кодекса.

Домашний арест в качестве меры пресечения применяется в отношении подозреваемого или обвиняемого по решению суда в порядке, установленном статьей 108 настоящего Кодекса, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.

Рассмотрев ходатайство об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста, судья выносит одно из следующих постановлений:

1) об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде домашнего ареста;

2) об отказе в удовлетворении ходатайства.

При отказе в удовлетворении ходатайства об избрании в отношении подозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде домашнего ареста судья по собственной инициативе при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, и с учетом обстоятельств, указанных в статье 99 настоящего Кодекса, вправе избрать в отношении подозреваемого или обвиняемого меру пресечения в виде залога.

Постановление судьи направляется лицу, возбудившему ходатайство, прокурору, контролирующему органу по месту отбывания домашнего ареста, подозреваемому или обвиняемому и подлежит немедленному исполнению.

Суд с учетом данных о личности подозреваемого или обвиняемого и фактических обстоятельств при избрании домашнего ареста в качестве меры пресечения может ему запретить и (или) ограничить:

1) выход за пределы жилого помещения, в котором он проживает;

2) общение с определенными лицами;

3) отправку и получение почтово-телеграфных отправлений;

4) использование средств связи и информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

В зависимости от тяжести предъявленного обвинения и фактических обстоятельств подозреваемый или обвиняемый может быть подвергнут судом всем запретам и (или) ограничениям, перечисленным в части седьмой настоящей статьи, либо некоторым из них. Ограничения могут быть изменены судом по ходатайству подозреваемого или обвиняемого, его защитника, законного представителя, а также следователя или дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело. Подозреваемый или обвиняемый не может быть ограничен в праве использования телефонной связи для вызова скорой медицинской помощи, сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб в случае возникновения чрезвычайной ситуации, а также для общения с контролирующим органом, дознавателем, со следователем. О каждом таком звонке подозреваемый или обвиняемый информирует контролирующий орган.

В решении суда об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста указываются условия исполнения этой меры пресечения (место, в котором будет находиться подозреваемый или обвиняемый, срок домашнего ареста, время, в течение которого подозреваемому или обвиняемому разрешено находиться вне места исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, запреты и (или) ограничения, установленные в отношении подозреваемого или обвиняемого, места, которые ему разрешено посещать).

Контроль за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных. В целях осуществления контроля могут использоваться аудиовизуальные, электронные и иные технические средства контроля, перечень и порядок применения которых определяются Правительством Российской Федерации. Порядок осуществления контроля определяется нормативными правовыми актами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, совместно со Следственным комитетом Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти, в состав которых входят органы предварительного следствия, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.

Если по медицинским показаниям подозреваемый или обвиняемый был доставлен в учреждение здравоохранения и госпитализирован, то до разрешения судом вопроса об изменении либо отмене меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого продолжают действовать установленные судом запреты и (или) ограничения. Местом исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста считается территория соответствующего учреждения здравоохранения.

В орган дознания или орган предварительного следствия, а также в суд подозреваемый или обвиняемый доставляется транспортным средством контролирующего органа.

Встречи подозреваемого или обвиняемого, находящихся под домашним арестом в условиях полной изоляции от общества, с защитником, законным представителем проходят в месте исполнения этой меры пресечения.

В случае нарушения подозреваемым или обвиняемым, в отношении которого в качестве меры пресечения избран домашний арест, условий исполнения этой меры пресечения следователь, дознаватель вправе подать ходатайство об изменении меры пресечения. Если нарушение условий исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста было допущено после назначения судебного разбирательства, эта мера пресечения может быть изменена по представлению контролирующего органа.

 

Постановление Правительства Российской Федерации
от 18.02.2013 № 134
«О порядке применения аудиовизуальных, электронных и иных технических средств контроля, которые могут использоваться в целях осуществления контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого
в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста
и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений» определяет что:

На основании наложенных судом на подозреваемого или обвиняемого запретов и (или) ограничений, а также исходя из технической возможности установки необходимых технических средств инспекция в день получения соответствующего постановления суда принимает решение об использовании в отношении подозреваемого или обвиняемого необходимых технических средств, осуществляет их установку (активацию) в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и (или) выдачу подозреваемому или обвиняемому.

При установлении судом в отношении подозреваемого или обвиняемого запрета на выход за пределы жилого помещения, в котором он проживает, инспекция вправе применять электронный браслет вместе со стационарным контрольным устройством, ретранслятор и устройство аудиовизуального контроля.

Если подозреваемому или обвиняемому не запрещено или разрешено в установленное время находиться вне места исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста, инспекция вправе применять электронный браслет вместе с мобильным контрольным устройством, ретранслятор, персональный трекер и устройство аудиовизуального контроля.

Электронный браслет и персональный трекер устанавливаются инспекцией непосредственно на теле подозреваемого или обвиняемого.

Стационарное контрольное устройство и ретранслятор устанавливаются (активируются) инспекцией в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста.

Мобильное контрольное устройство выдается инспекцией подозреваемому или обвиняемому для ношения вместе с электронным браслетом при нахождении его вне места исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста.

Устройство аудиовизуального контроля устанавливается инспекцией в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста или выдается инспекцией подозреваемому или обвиняемому для ношения при нахождении вне такого места.

Установка устройства аудиовизуального контроля в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста осуществляется при условии получения письменного согласия лиц, проживающих совместно с подозреваемым или обвиняемым в качестве собственника или нанимателя либо на иных законных основаниях.

При установке или выдаче подозреваемому или обвиняемому технических средств (за исключением технических средств и устройств региональных информационных центров) составляется акт приема-передачи технических средств, подписываемый должностным лицом инспекции, непосредственно установившим технические средства, и подозреваемым или обвиняемым.

В случае отказа подозреваемого или обвиняемого от подписания акта приема-передачи технических средств должностное лицо инспекции составляет соответствующий акт.

Непосредственно после установки или выдачи технических средств инспекция разъясняет и вручает подозреваемому или обвиняемому под роспись правила эксплуатации установленных технических средств.

Технические средства применяются в отношении подозреваемых или обвиняемых в соответствии с инструкцией по их применению.

В случае невозможности дальнейшего использования в отношении подозреваемого или обвиняемого технических средств ввиду изменения наложенных судом запретов и (или) ограничений либо по техническим причинам инспекция незамедлительно осуществляет снятие (замену) и (или) изъятие технических средств и составляет акт приема-передачи технических средств.

При избрании судом в отношении подозреваемого или обвиняемого иной меры пресечения или окончании срока домашнего ареста инспекция принимает меры по незамедлительному отключению, снятию и (или) изъятию технических средств и составляет акт приема-передачи технических средств.

Обеспечение надлежащего функционирования технических средств, применяемых к подозреваемым или обвиняемым, осуществляется за счет государства.

В случае причинения подозреваемым или обвиняемым во время исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста ущерба государству путем повреждения либо уничтожения применяемых технических средств подозреваемые или обвиняемые несут ответственность в порядке и размерах, которые предусмотрены гражданским законодательством Российской Федерации.

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации № 26, МВД России № 67, СК России № 13, ФСБ России № 105, ФСКН России № 56 от 11.02.2016 «Об утверждении Порядка осуществления контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений» определяет, что:

При получении постановления Инспекция немедленно приступает к осуществлению контроля за нахождением подозреваемого или обвиняемого в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений.

В день поступления постановления Инспекция регистрирует его в журнале входящих документов, журнале учета лиц, в отношении которых принято решение об избрании меры пресечения в виде домашнего ареста, и ставит лицо, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, на учет.

В день регистрации постановления и постановки на учет лица, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, Инспекция:

направляет в суд извещение о принятии постановления к исполнению;

оформляет на лицо, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, личное дело;

направляет сообщения:

в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста;

в военный комиссариат по месту постоянной регистрации лица, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, о постановке на учет гражданина Российской Федерации призывного возраста.

В ходе проведения первоначальной беседы Инспекция разъясняет лицу, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста:

условия исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста;

возможность изменения судом наложенных на него ограничений по ходатайству лица, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, его защитника или законного представителя, а также следователя или дознавателя, в производстве которого находится уголовное дело;

право Инспекции беспрепятственно проводить проверки лица, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, по месту исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста в любое время суток (за исключением ночного времени).

 

Изучив лекционный материал, ответьте на вопросы для самоконтроля и сделайте краткий конспект:

 

1. Назовите виды уголовных наказаний без изоляции от общества

2. Назовите меры уголовно-правового характера без изоляции от общества.

3. Назовите учреждения, исполняющие наказания и меры уголовно-правового характера без изоляции от общества.

4. Назначение и функции СЭМПЛ, дайте краткую характеристику оборудованию СЭМПЛ.

5. Охарактеризуйте правовое регулирование условий и порядка исполнения наказания в виде обязательных работ.

6. Охарактеризуйте правовое регулирование условий и порядка исполнения наказания в виде ограничения свободы.

7. Охарактеризуйте правовое регулирование условий и порядка исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

8. Охарактеризуйте понятие и правовое регулирование исполнения (отбывания) исправительных работ.

9.  Охарактеризуйте понятие и правовое регулирование исполнения принудительных работ.

10. Расскажите об организации контроля за поведением условно осужденных.

11. Охарактеризуйте порядок осуществления контроля за поведением осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания.

12. Расскажите о контроле за нахождением лица, в отношении которого избрана мера пресечения в виде домашнего ареста, в месте исполнения данной меры пресечения и за соблюдением им наложенных судом запретов и (или) ограничений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 3230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.110 (0.07 с.)