Этапы интеграционного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этапы интеграционного процесса



1. Преференциальное торговое соглашение: Форма соглашения, при которой страны предоставляют друг другу более благоприятный режим, чем третьим странам. Межгосударственных органов для управления преференциальными соглашениями не создается.

2. Зона свободной торговли. Форма соглашения, когда участники договариваются о снятии таможенных тарифов и квот в отношении друг друга. При этом в отношении к третьим странам у каждого своя политика. Примеры: НАФТА, АНЗСЕРТА, раньше ЕЭС.

3. Таможенный союз. Единая таможенная политика по отношению к третьим странам. Однако возникают и более серьезные внутренние противоречия. Примером может служить ЕЭС.

4. Общий рынок. Полное устранение препятствий для перемещения всех факторов производства между странами-участницами. В процессе решения находятся такие вопросы, как полное согласование экономической политики и т. д., выравнивание экономических показателей.

5. Экономический союз. Возникает на этапе высокого экономического развития. Проводится согласованная (или даже единая) экономическая политика и на этой основе идет снятие всех препятствий. Создаются межгосударственные (надгосударственные) органы. Идут крупные экономические преобразования во всех странах-участницах.

Валютный союз. Форма экономического союза и одновременно крупная составляющая экономического союза. Характерными чертами валютного союза являются:

♦ согласованное (совместное) плавание национальных валют;

♦ установление по соглашению фиксированных валютных курсов, которые целенаправленно поддерживаются Центробанка-ми стран-участниц;

♦ создание единой региональной валюты;

♦ формирование единого регионального банка, являющегося эмиссионным центром этой международной валютной единицы.

В развивающихся странах под валютным союзом понимают клиринговые соглашения.

6. Полная экономическая интеграция. Единая экономическая политика и, как следствие, унификация законодательной базы.

Условия: общая налоговая система, наличие единых стандартов, единое трудовое законодательство и т. д.

Последствия и эффективность международной экономической интеграции для экономического развития стран-участниц

Преимущества:

♦ увеличение размеров рынка — эффект от масштабов производства (для стран с малой емкостью национального рынка), на этой основе необходимо определение оптимального размера предприятия;

♦ рост конкуренции между странами;

♦ обеспечение лучших условий торговли;

♦ расширение торговли параллельно с улучшением инфраструктуры;

♦ распространение передовой технологии.

Отрицательные последствия:

♦ отток ресурсов (факторов производства) из более отсталых стран ведет к перераспределению в пользу более сильных партнеров;

♦ олигопольный сговор между ТНК стран - участниц приводит к повышению цен;

♦ эффект потерь от увеличения масштабов производства при очень сильной концентрации.

Европейский союз

Наиболее развитой в мире интеграционной группировкой является Европейский Союз (ЕС), в состав которого входит 15 европейских стран. ЕС был образован из трех интеграционных сообществ — Европейского объединения угля и стали, Европейского сообщества по атомной энергии и Европейского экономического сообщества

В процессе своего развития европейская интеграционная система прошла несколько этапов.

1. Зона свободной торговли (1958-1969 гг.). В соответствии с Римским договором 1957 г. были отменены таможенные пошлины и количественные ограничения на взаимную торговлю, установлены общий таможенный режим и общая таможенная политика в отношении третьих стран. В 1963 г. было подписано Яундское соглашение, с которым ряд развивающих стран вступили в ассоциацию с ЕС. В 1965 г. три европейских сообщества приняли решение о слиянии.

2. Таможенный союз (1968-1976 гг.). Использование преимуществ таможенного союза (в рамках шести стран-основательниц — Бельгии, Германии, Люксембурга, Нидерландов, Франции), а также внешнеторговой политики по отношению к третьим стра­нам. В 1973 г. вступили в ЕС Дания, Ирландия и Великобритания. В начале 80-х — Греция, Португалия и Испания. В1972 г. — начало валютно-финансовой интеграции «валютная змея». 1979 г. — начало функционирования ЕВС.

3. Общий рынок (1987-1992 гг.). Ликвидация п

4. оследних барьеров на пути передвижения товаров и факторов производства на основе Единого европейского акта и документа о программе создания внутреннего рынка страны ЕС, подписанных в 1985 г. Переход стран ЕС к единой политике в отдельных отраслях — энергетике, транспорте, вопросах социального и регионального развития.

5. Этап экономического союза (с 1993 г. по настоящее время). Маастрихтское соглашение 1992 г. — Договор о создании экономического и валютного союза — наиболее полной региональной интеграции:

 

♦ валюты всех стран ЕС включаются в совместное «плавание» в рамках ЕВС;

♦ устраняются валютные ограничения;

♦ создается Европейский валютный институт (1997 г.) и усиливается координация макроэкономической политики;

♦ взаимно фиксируются курсы валют, а затем вводится единая валюта.

 

Функции Европейского валютного института:

♦ координация денежной политики национальных эмиссионных банков;

♦ контроль за функционированием ЕВС;

♦   контроль за соблюдением механизма валютных курсов.

     На этом же этапе вступает в действие соглашение о едином экономическом пространстве между 15 странами ЕС (в 1995 г. в ЕС вступили Финляндия, Швеция и Австрия) и 3 странами ЕАСТ (Исландией, Норвегией и Лихтенштейном).

Управление ЕС осуществляют пять главных институциональных органов — Европейский Совет, Комиссия ЕС, Совет министров, Европейский парламент и Суд ЕС.

1. Европейский совет — директивный орган ЕС — принимает решения по ключевым вопросам интеграции:

♦ прямые выборы в Европейский Парламент;

♦ принятие новых членов;

♦ создание европейской валютной системы;

♦ сельскохозяйственная политика;

♦ отношения с третьими странами.

 

2. Комиссия ЕС — надгосударственный исполнительный орган управляет повседневной деятельностью ЕС, готовит предложения на рассмотрение Совета ЕС, осуществляет контроль над выполнением решений.

3. Совет министров — межправительственный орган ЕС — принимает решения на уровне министров иностранных дел, финансов, экономики, сельского хозяйства и т. д.

4. Европейский парламент — представительный и консультативный орган ЕС — принимает решения по вопросам внутреннего рынка, бюджета ЕС, принятия новых членов, заключения соглашений об ассоциации с развивающимися странами и со странами с переходной экономикой.

5. Суд ЕС — верховная судебная инстанция ЕС, состоящая из 13 судей, назначаемых на 6 лет по взаимному соглашению между правительствами ЕС, — наблюдает за единообразием применения правовых документов ЕС, выносит решения по применению законодательных норм ЕС.

 

Страны с переходной экономикой (СПЭ) или страны с формирующимися рынками (СФР) — это государства, которые осуществляют переход от административно-командной экономики к рыночной. Страны с переходной экономикой возникли в конце 80-х начале 90-х гг. в результате распада социалистической системы.

К странам с переходной экономикой относятся:

§ Бывшие социалистические страны Центральной и Восточной Европы: Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Словакия, Чешская Республика, преемники Социалистической Федеративной Республики Югославии — Босния и Герцеговина, Республика Македония, Словения, Хорватия, Сербия и Черногория;

§ Бывшие советские республики — ныне страны СНГ: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдавия, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина;

§ Бывшие прибалтийские республики: Латвия, Литва, Эстония.

При этом надо учитывать, что часть указанных стран в 2004 г. и 2007 г. вошла в состав ЕС и де-юре эти страны стали относить к развитым странам, хотя де-факто они являются странами с формирующимися рынками.

Особую сложность представляет классификация Китайской Народной Республики, поскольку строительство капитализма, а значит, рыночных отношений, в КНР происходит под руководством Коммунистической партии Китая (КПК). Экономика Китая представляет симбиоз плановой социалистической экономики и свободного предпринимательства. Международный валютный фонд (МВФ) относит Китай, как и Индию, к развивающимся азиатским странам.

Для стран Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и некоторых Балканских стран, характерен изначально более высокий уровень социально-экономического развития; радикальное и успешное проведение реформ (“бархатные революции”); выраженное стремление войти в состав ЕС. Аутсайдерами в этой группе являются Албания, Болгария и Румыния. Лидеры — Чехия и Словения.

Бывшие советские республики, за исключением стран Балтии, с 1993 г. объединены в Содружество Независимых Государств (СНГ). Развал СССР привел к разрыву складывающихся десятилетиями хозяйственных связей между предприятиями бывших республик. Единовременная отмена государственного ценообразования (в условиях дефицита товаров и услуг), стихийная приватизация крупнейших экспортно-ориентированных государственных предприятий, введение параллельной валюты (доллара США) и либерализация внешнеторговой деятельности привели к резкому падению производства. ВВП в России снизилось почти в 2 раза. Гиперинфляция достигала 2000% и более в год. Наблюдалось резкое падение курса национальной валюты, дефицит государственного бюджета, резкое расслоение населения при абсолютном обнищании основной его массы. Произошло формирование олигархического варианта капитализма без создания среднего класса. Кредиты МВФ и других международных организаций направлялись на “латание дыр” в государственном бюджете и бесконтрольно разворовывались. Проведение финансовой стабилизации за счет бюджетных ограничений и политики рестрикции или сжатия денежной массы (рост процентных ставок) постепенно снизили инфляцию, но имели серьезные социальные потери (безработицу, рост смертности населения, беспризорные дети и др.). Опыт “ шоковой терапии ” показал, что само по себе введение частной собственности и рыночных отношений не является гарантом создания эффективной экономики.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.169 (0.014 с.)