Основы организации и мероприятия защиты населения в мирное и военное время. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы организации и мероприятия защиты населения в мирное и военное время.



  Защита населения - одна из главных задач гражданской обороны. Объем и характер защитных мероприятий определяются особенностями отдельных районов и объектов, а также вероятной обстановки, которая может сложиться в результате химического, бактериологического (биологического) и других видов заражения.

Под защитой населения понимается применения средств и способов защиты, предусматривающий максимальное уменьшение возможных случаев поражения населения и наиболее целесообразные их действия в зоне поражения.

В связи с этим разработаны, приняты и действуют на территории России регламентированные принципы и способы защиты населения.

• Для максимального снижения или исключения воздействия поражающих факторов современных видов оружия в системе гражданской обороны используются следующие принципы:

• принцип универсальности - при защите населения используется технология, обеспечивающая ее применение как в мирное, так и в военное время;

• принцип дифференцированности - проведения мероприятий в регионах страны с учетом их особенностей по прогнозируемой обстановке и мероприятий, осуществляемых в городах и сельской местности, особенно учетом возможной социально-политической обстановки;

• принцип заблаговременности - заблаговременное про ведение органами ГО организационных, инженерно-технических мероприятий, призванных максимально предупредить воздействие на человека факторов поражения в военное время.

• Способами и мероприятиями по защите населения являются:

• своевременное оповещение населения;

• мероприятия противорадиационной и противохимической защиты (ПР и ПХЗ);

• укрытие в защитных сооружениях;

• использование средств индивидуальной защиты;

• проведение эвакомероприятий (рассредоточение, эвакуация, отселение населения из городов в загородную зону);

• организация и проведение обучения населения способам защиты.

Мероприятия по подготовке к защите проводятся заблаговременно с учетом возможных опасностей и угроз. Они планируются и осуществляются дифференцированно, с учетом особенностей расселения людей, природно–климатических и других местных условий. Объемы, содержание и сроки проведения этих мероприятий определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях, исходя из принципа разумной достаточности, с учетом экономических возможностей по их подготовке и реализации. Как правило, они осуществляются силами и средствами предприятий, учреждений, организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территории которых возможна или возникла чрезвычайная ситуация.

Важным мероприятием по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является своевременное оповещение и информирование людей о возникновении или угрозе возникновения какой–либо опасности. Под оповещением понимается доведение в сжатые сроки до органов управления, должностных лиц и сил единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также до населения на соответствующей территории (субъект Российской Федерации, город, населенный пункт, район) заранее установленных сигналов, распоряжений и информации органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления относительно возникающих угроз и порядка поведения в этих условиях. Ответственность за организацию и практическое осуществление оповещения несут руководители органов исполнительной власти соответствующего уровня.

В системе РСЧС порядок оповещения населения предусматривает, прежде всего, при любой чрезвычайной ситуации включение электрических сирен, прерывистый звук которых означает передачу единого сигнала опасности «Внимание всем!». Услышав этот сигнал, необходимо немедленно включить репродуктор (радиоприемник, телевизор) и прослушать информацию о характере и масштабах угрозы, а также рекомендации о поведении в этих условиях.

Для выполнения задач по оповещению на всех уровнях РСЧС (федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом) создаются специальные системы централизованного оповещения.

На объектовом уровне основными являются локальные системы оповещения. Их задачей является доведение сигналов и информации оповещения до руководителей и персонала объекта; объектовых сил и служб; руководителей (дежурных служб) организаций, расположенных в зоне действия локальной системы оповещения; оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, города, городского или сельского района; населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

Решение на использование систем оповещения ГО принимает соответствующий руководитель. Руководители на своих подведомственных территориях для передачи сигналов и информации оповещения имеют право приостанавливать трансляцию программ по сетям радио, телевизионного и проводного вещания независимо от ведомственной принадлежности, организационно–правовых форм и форм собственности. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения передаются оперативными дежурными службами органов, осуществляющих управление гражданской обороной, вне всякой очереди, с использованием всех имеющихся в их распоряжении средств связи и оповещения. Оперативные дежурные службы органов, осуществляющих управление гражданской обороной, получив сигналы (распоряжения) или информацию оповещения, подтверждают их получение и немедленно доводят полученный сигнал (распоряжение) до подчиненных органов управления и населения с последующим докладом соответствующему руководителю.

Передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения может осуществляться в автоматизированном и в неавтоматизированном режиме. В автоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием специальных технических средств оповещения, сопряженных с каналами сети связи общего пользования, ведомственных сетей связи и сетей вещания. В неавтоматизированном режиме передача сигналов (распоряжений) и информации оповещения осуществляется с использованием средств и каналов связи общегосударственной сети связи, ведомственных сетей связи и сетей вещания.

Значительная роль в решении указанной задачи отведена общероссийской комплексной системе информирования и оповещения населения. Эта система предназначена для своевременного и гарантированного оповещения и доведения информации об опасностях и правилах поведения в чрезвычайных ситуациях, а также для подготовки населения к действиям в таких ситуациях.

Использование системы предполагает отображение сигналов оповещения, предупреждающей, учебной и другой информации на электронных табло в местах массового пребывания людей и на других типах оконечных устройств (мобильных телефонах, персональных компьютерах) в виде специальных выпусков, электронных плакатов, видеороликов, бегущей строки.

Одним из основных способов защиты населения от чрезвычайных ситуаций является эвакуация. В некоторых ситуациях (катастрофическое затопление, длительное радиоактивное загрязнение местности) этот способ является единственно возможным. Сущность эвакуации заключается в организованном перемещении населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы.

Упреждающая (заблаговременная) эвакуация населения из зон возможных чрезвычайных ситуаций проводится при получении достоверных данных о высокой вероятности возникновения запроектной аварии на потенциально опасных объектах или стихийного бедствия с катастрофическими последствиями (наводнение, оползень, сель и др.). Основанием для ее проведения является краткосрочный прогноз возникновения запроектной аварии или стихийного бедствия на период от нескольких десятков минут до нескольких суток. Вывоз (вывод) населения в этом случае может осуществляться при малом времени упреждения и в условиях воздействия на людей поражающих факторов чрезвычайной ситуации.

Экстренная (безотлагательная) эвакуация населения может также проводиться в случае нарушения нормального жизнеобеспечения населения, при котором возникает угроза жизни и здоровью людей. Критерием для принятия решения на проведение эвакуации в данном случае является превышение нормативного времени восстановления систем, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей человека.

В зависимости от охвата эвакуационными мероприятиями населения, оказавшегося в зоне чрезвычайной ситуации, эвакуация может быть общей или частичной. Общая эвакуация предполагает вывоз (вывод) всех категорий населения из зоны чрезвычайной ситуации. Частичная эвакуация предусматривает вывоз (вывод) из зоны чрезвычайной ситуации нетрудоспособного населения, детей дошкольного возраста, учащихся школ, лицеев, колледжей и т. п.

Выбор варианта проведения эвакуации проводится с учетом масштабов распространения и характера опасности, достоверности прогноза ее реализации, а также перспектив хозяйственного использования производственных объектов, размещенных в зоне действия поражающих факторов. Основанием для принятия решения на проведение эвакуации является угроза жизни и здоровью людей, оцениваемая по заранее установленным для каждого вида опасностей критериям. Она проводится, как правило, по территориально–производственному принципу. В некоторых случаях эвакуация может осуществляться по территориальному принципу.

Способы и сроки проведения эвакуации определяют в зависимости от масштабов чрезвычайной ситуации, численности оставшегося в опасной зоне населения, наличия транспорта и других местных условий. В безопасных районах эвакуированное население находится до особого распоряжения.

Одним из мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций в основном военного характера является рассредоточение. Рассредоточение – это комплекс мероприятий по организованному вывозу (выводу) из категорированных городов и размещению в загородной зоне для проживания и отдыха персонала объектов экономики, производственная деятельность которых в военное время будет продолжаться в этих городах.

Рассредоточению подлежит:

• персонал уникальных (специализированных) объектов экономики, для продолжения работы которых соответствующие производственные базы располагаются в категорированных городах, а в загородной зоне отсутствуют;

• персонал организаций, обеспечивающих производство и жизнедеятельность объектов категорированных городов (городских энергосетей, коммунального хозяйства, общественного питания, здравоохранения, транспорта, связи и т. п.).

Он размещается в ближайших к границам категорированных городов районах загородной зоны вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения. Районы его размещения в загородной зоне оборудуются противорадиационными и простейшими укрытиями.

В комплекс заблаговременных и оперативных мер по защите населения в чрезвычайных ситуациях входят мероприятия инженерной защиты. По оценкам специалистов, эти мероприятия способны обеспечить снижение возможных людских потерь и материального ущерба примерно на 30 %, а в сейсмо –, селе–и лавиноопасных районах – до 70 %.

Инженерная защита планируется и осуществляется на основе оценки возможной опасности; учета категорий защищаемого населения; результатов инженерно–геодезических, геологических, гидрометеорологических исследований; схем инженерной защиты территорий (генеральных, детальных, специальных); учета особенностей использования территорий.

Основными мероприятиями инженерной защиты населения и территорий в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера являются:

• укрытие людей и материальных ценностей в существующих защитных сооружениях гражданской обороны и в приспособленном для защиты подземном пространстве городов;

• использование для жилья, работы и отдыха жилых, общественных и производственных зданий, возведенных с учетом сейсмичности соответствующих территорий;

• использование отдельных герметизированных помещений в жилых домах и общественных зданиях на территориях, прилегающих к радиационно и химически опасным объектам;

• укрытие семей и трудовых коллективов в квартирах и производственных помещениях, в которых в оперативном порядке проведена самостоятельная герметизация;

• предотвращение разливов аварийно химически опасных веществ (АХОВ) путем обваловки или заглубления емкостей;

• возведение и эксплуатация инженерных сооружений для защиты от опасных природных явлений и процессов.

      

4. Методы контроля и определения опасных и негативных факторов.

В условиях возможного применения противником ядерного, химического оружия, как правило, будет возникать сложная, напряженная обстановка в возникших очагах массового поражения.

     Для принятия правильного решения начальники ГО объектов здравоохранения, начальники МС ГО и командиры медицинских формирований должны уметь оценивать как общую, так и медицинскую обстановку, возникшую в результате применения противником оружия массового поражения. Одним из оценки обстановки в очагах массового поражения является своевременное выявление радиоактивного и химического заражения, определение его масштабов и степени опасности для населения.

На основе полученных данных разрабатываются конкретные меры защиты и правила поведения населения в условиях радиоактивного и химического заражения, а также методы оказания пораженным медицинской помощи.

Это достигается как прогнозированием радиационной и химической обстановки, так и непрерывным ведением радиационной (химической) разведки.

Радиоактивная обстановка, это масштабы и степень радиоактивного загрязнения местности, оказывающее влияние на действие формирований, работу объектов народного хозяйства, в том числе объектов здравоохранения и жизнедеятельность населения.

Оценка радиационной обстановки - анализ различных вариантов действий формирований, деятельности объектов народного хозяйства и здравоохранения в условиях радиоактивного заражения и выбор наиболее целесообразные варианты действий, исключающие радиационное поражение людей. Например, рассчитать ожидаемые дозы облучения, продолжительность пребывания формирований в зонах поражения, время входа формирований в зоны заражения и т.д.

Оценка радиационной обстановки методом прогнозирования дает лишь ориентировочные, приблизительные данные о размерах и степени радиоактивного заражения местности, так как прогнозирование производится после применения противником ядерного оружия, но до выпадения радиоактивных отходов.

При прогнозировании можно достаточно точно установить направление и скорость движения радиоактивного облака, время его подхода и выпадения в конкретном населенном пункте, определить размеры зон радиоактивного заражения. Это позволяет штабам ГО и МС ГО заблаговременно проводить некоторые мероприятия по защите населения, формирований и учреждений МС ГО.

К таким мероприятиям относятся: оповещение учреждений МС ГО об угрозе радиоактивного заражения, подготовка учреждений мс го к переводу на режим работы в условиях радиоактивного заражения, подготовка противорадиационных укрытий для размещения в них людей, приведение в готовность индивидуальных средств защиты, завершение работ по защите продовольствия, источников воды и т.д.

Время выпадения радиоактивных веществ (время подхода радиоактивного облака) рассчитывают по формуле:

T=R/V, где R - расстояние от центра взрыва до занимаемого района, км; V – средняя скорость ветра, км/ч. Для выявления конкретной радиационной обстановки после выпадения радиоактивных веществ используются обычно данные радиационной разведки.

Радиационная (химическая) разведка ведется постоянно, непрерывно специально подготовленными формированиями. К числу таких формирований, создаваемых на объектах здравоохранения, относится пост радиационного и химического наблюдения (пост РХН).

Состав:

- начальник (специалист-радиолог, врач-рентгенолог);

- разведчик-дозиметрист (средний медработник);

- разведчик-химик (средний медработник).

Оснащение поста:

- рентген-радиометр ДП-5 (ДП-5В) - 1 шт.;

- прибор химической разведки ВПХР(ПХР МВ) - 1 шт.;

- метеокомплект №З - 1 шт.;

- укладка для отбора проб из внешней среды - 1 шт.;

 - противогаз ГП-7 - 3 шт.;

- изолирующий противогаз ИП-46 - 1 шт.;

- защитные костюмы ЗФО и Л-1 - по 3 шт.;

- аптечка индивидуальная АИ-2 - 3 шт.;

- индивидуальный противохимический пакет ИПП-10- 3шт.;

- пакет перевязочный индивидуальный ППИ.

Задачи поста РХН: - наблюдение и обнаружение факта радиационного, химического и бактериологического (биологического) загрязнения территории объекта.

Химическая обстановка, это условия, которые создаются в результате

применения противником химического оружия или в результате аварий на

аварийно химически опасных объектах экономики.

Оценка химической обстановки - определение степени воздействия ОВТВ на людей, животных, водоисточники и другие объекты, а также выбор наиболее целесообразных действий формирований и населения при проведении спасательных работ и в ходе эвакуации.

В оценке химической обстановки на объекте МС ГО принимают участие начальник ГО объекта, его штаб и командиры формирований. Оценка производится на основании данных химической разведки; в некоторых случаях оценка носит характер прогнозирования.

Для оценки химической обстановки необходимо располагать следующими исходными данными:

1) вид ОВТВ и время его применения (аварии);

2) средства применения;

3) район применения (аварии) ОВТВ;

4) скорость и направление ветра;

5) температура воздуха и почвы;

6) степень вертикальной устойчивости воздуха (инверсия, изотермия, конверсия).

Мероприятия по защите от отравляющих и радиоактивных веществ, бактериологического оружия проводятся в общей системе охраны, обороны и защиты населения и объектов тыла от оружия массового поражения с целью предупреждения или максимального ослабления результатов его воздействия на людей, сохранения работоспособности, живучести тыла и выполнения поставленных перед ними задач. Эти мероприятия организуются и проводятся всеми начальниками и штабами гражданской обороны с обязательным участием инженерной, химической, медицинской и других служб. Важнейшей обязанностью медицинской службы является защита от отравляющих и высокотоксичных веществ (ОВТВ) и радиоактивных веществ (РВ) раненых и больных, находящихся на путях и на этапах медицинской эвакуации.

Комплекс проводимых при этом мероприятий включает:

-постоянное наблюдение за радиационной, бактериологической и химической обстановкой с целью своевременного выявления химического, радиоактивного и бактериологического заражения местности в районах развертывания этапов медицинской эвакуации;

-обеспечение личного состава формирований МС ГО, раненых и больных

индивидуальными средствами защиты, обучение правилам пользования ими в порядке само- и взаимопомощи,

-инженерно-техническое оборудование медицинских пунктов и других этапов медицинской эвакуации с использованием защитных свойств местности, перекрытых траншей, щелей, подвальных помещений и убежищ, оборудуемых фильтровентиляционными установками;

- укрытие запасов медицинского, санитарно-хозяйственного и другого

имущества, питьевой воды и продуктов питания;

- контроль за водоснабжением, приготовлением пищи и питанием в условиях

радиоактивного, бактериологического и химического заражения местности;

- ликвидацию последствий ОВТВ, бактериологического и радиоактивного

поражения, частичную и полную специальную обработку;

- оказание медицинской помощи пораженным.

Для выполнения перечисленных задач применяются специальные медицинские и технические средства, аппаратура, приборы и комплекты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 167; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.31.159 (0.053 с.)