Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем), часы

Федеральное государственное автономное

образовательное учреждение высшего образования

«Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского»

 

 

Факультет юридический

 

УТВЕРЖДАЮ

Декан юридического факультета

«_____»________________2016г.

__________________ (В.И. Цыганов)

Рабочая программа дисциплины (модуля)

«Безопасность жизнедеятельности»

 

Уровень высшего образования

Бакалавриат

 

Направление подготовки (специальность)

460302 – «Документоведение и архивоведение»

 

Направленность образовательной программы

Бакалавриат

 

Квалификация (степень)

Бакалавр

 

Форма обучения

очная

 

Нижний Новгород

2016 год

 

1. Цель освоения дисциплины (модуля)

 

Целями освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности" являются изучение основ безопасного взаимодействия человека со средой обитания (производственной, бытовой, городской) и основ защиты от негативных факторов в опасных и чрезвычайных ситуациях; формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры), под которой понимаются готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности (в том числе экологической) в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Или

Целью дисциплины является ознакомление студентов с основными проблемными аспектами в области обеспечения безопасности жизнедеятельности. Сформировать у обучающихся сознательное и ответственное отношение к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих.

 

 

2. Место дисциплины (модуля) в структуре ОПОП

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является базовой обязательной дисциплиной профессионального цикла в структуре ОПОП ВПО федерального образовательного стандарта специальности 460302 "Документоведение и архивоведение" (квалификация (степень) "бакалавр"). Трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единицы.

Или

Дисциплина относится к федеральному компоненту Блока 3 «Общепрофессиональные дисциплины». Трудоемкость дисциплины (модуля) составляет 4 зачетные единицы.

 

 

3. Планируемые результаты обучения по дисциплине (модулю), соотнесенные с планируемыми результатами освоения образовательной программы (компетенциями выпускников)

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студентов предусмотренных ФГОС ВПО общекультурных и профессиональных компетенций.

Формируемые компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине, характеризующие этапы формирования компетенций
Обучаемый должен следовать этическим и правовым нормам в отношении других людей и отношении природы (принцип биоэтики), иметь четкую ценностную ориентацию на сохранение природы и охрану прав и здоровья человека. Приобретать новые знания и формировать суждения по научным, социальным и другим проблемам используя современные образовательные и информационные технологии. Использовать нормативные правовые документы в своей деятельности. Проявлять экологическую грамотность и использовать базовые знания в области безопасности жизнедеятельности в жизненных ситуациях; понимать социальную значимость и уметь прогнозировать последствия своей профессиональной деятельности, готовности нести ответственность за свои решения. Владеть основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий и катастроф, стихийных бедствий. Демонстрировать и применять базовые представления о принципах оптимального природопользования и охраны природы. Пользоваться нормативными документами, определяющими организацию и технику безопасности работ.    в результате освоения дисциплины студент должен: • знать: теоретические основы безопасности жизнедеятельности; современное состояние и негативные факторы среды обитания; основные принципы устройства биосферы; источники и уровни загрязнения окружающей природной среды; основные техносферные опасности, их свойства и характеристики; основные социальные опасности; демографические и социальные последствия экологического кризиса; рациональные условия деятельности и основы восприятия человеком опасностей всех видов; анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих и вредных факторов, принципы их идентификации методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности; основы реализации безопасного взаимодействия человека со средой обитания; требования к операторам технических систем и ИТР по обеспечению безопасности и экологичности их деятельности; основы здорового образа жизни; средства и методы повышения безопасности, экологичности и устойчивости технических средств и технологических процессов,  мероприятия по защите населения и персонала объекта экономики от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; экономические аспекты безопасности жизнедеятельности; применение экобиозащитной техники; методы исследования устойчивости функционирования производственных объектов и технических систем в чрезвычайных ситуациях; методы мониторинга опасных и чрезвычайных ситуаций; правовые, нормативно-технические и организационные основы управления безопасностью жизнедеятельности; методы оценки ущерба и экономической эффективности в области БЖД; отраслевые проблемы и перспективы развития БЖД как науки. • уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека естественного, антропогенного и техногенного происхождения, оценивать риск их реализации; прогнозировать развитие негативных воздействий и оценки последствий их действия; выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности; выбирать способы создания комфортного (нормативно допустимого) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека; прогнозировать развитие чрезвычайных ситуаций и разрабатывать модели их последствий; разрабатывать мероприятия по защите населения и производственного персонала объектов экономики в чрезвычайных ситуациях и при ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий и террористических актов обеспечения устойчивости функционирования объектов и технических систем в штатных и чрезвычайно опасных ситуациях. • владеть: законодательными и правовыми актами в области безопасности и охраны окружающей среды; требованиями к безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; методами  разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий; методами оказания срочной доврачебной помощи в экстремальных ситуациях и очагах чрезвычайных ситуаций; владеть навыками проведения контроля параметров негативных воздействий и оценки их уровня на их соответствие нормативным требованиям; эффективного применения средств экобиозащиты от негативных воздействий; разработки мероприятий по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности; планирования и осуществления мероприятий по повышению устойчивости производственных систем и объектов; планирования мероприятий по защите производственного персонала и населения в чрезвычайных ситуациях и при необходимости участия в проведении спасательных и других неотложных работ при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.

Или

 

Формируемые компетенции Планируемые результаты обучения по дисциплине, характеризующие этапы формирования компетенций
ОК-9 готовность пользоваться основными методами защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
ПК-34 соблюдение правил и норм охраны труда

 

Объем дисциплины (модуля) составляет 4 зачетные единицы, всего 144 часа, из которых 64 часа составляет контактная работа обучающегося с преподавателем (32 часа занятия лекционного типа, 32 часа занятия семинарского типа (семинары, научно-практические занятия и т.п.), 0 часов групповые консультации, 0 часов индивидуальные консультации, 0 часов мероприятия текущего контроля успеваемости, _____ мероприятия промежуточной аттестации), 80 часов составляет самостоятельная работа обучающегося.

Содержание дисциплины

Наименование и краткое содержание разделов и тем дисциплины (модуля),

форма промежуточной аттестации по дисциплине (модулю)

Всего

(часы)

в том числе

Самостоятельная работа обучающегося, часы

 

 Занятия лекционного типа

 Занятия семинарского типа

 Занятия лабораторного типа

Консультации

Всего

Очная

Вечерняя

Заочная

Очная Вечерняя Заочная Очная Вечерняя Заочная Очная Вечерняя

Заочная

Очная Вечерняя Заочная Очная Вечерняя Заочная Очная Вечерняя Заочная
Тема 1

12

-

-

4 - - -   - - -

-

- - - - - - 8 - -
Тема 2

8

-

-

4 - - - - - - -

-

- - - - - - 4 - -
Тема 3

12

-

-

4 - - - - - - -

-

- - - - - - 8 - -
Тема 4

8

-

-

- - - 4 - - - -

-

- - - - - - 4 - -
Тема 5

12

-

-

4 - - 4 - - - -

-

- - - - - - 4 - -
Тема 6

12

-

-

4 - - - - - - -

-

- - - - - - 8 - -
Тема 7

12

-

-

- - - 4 - - - -

-

- - - - - - 8 - -
Тема 8

8

-

-

4 - - - - - - -

-

- - - - - - 4 - -
Тема 9

8

-

-

4 - - - - - - -

-

- - - - - - 4 - -
Тема 10

12

-

-

- - - 4 - - - -

-

- - - - - - 8 - -
Тема 11

8

-

-

4 - - - - - - -

-

- - - - - - 4 - -
Тема 12

8

-

-

- - - 4 - - - -

-

- - - - - - 4 - -
Тема 13

8

-

-

- - - 4 - - - -

-

- - - - - - 4 - -
Тема 14

8

-

-

- - - 4 - - - -

-

- - - - - - 4 - -
Тема 15

8

-

-

- - - 4 - - - -

-

- - - - - - 4 - -

Итого

144

32

32

-

-

64

80

                                                 

Или

Наименование раздела дисциплины

Всего часов

В том числе

Контактная работа (работа во взаимодействии с преподавателем)

Самостоятельная работа обучающегося

лекции

семинары

всего

Очная Заочная очная заочная очная заочная очная заочная Очная Заочная
Тема 1. Введение в безопасность жизнедеятельности. Основные понятия, термины и определения 12   -   1   2   8  
Тема 2. Экологическая безопасность 8   -   1   2   4  
Тема 3. Человек и техносфера. Загрязнение окружающей природной среды 12   -   1   2   8  
Тема 4. Психофизиологические и эргономические основы безопасности 8   4   1   2   4  
Тема 5. Безопасность в чрезвычайных ситуациях (ЧС). Классификация и общая характеристика ЧС. Российская единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Система гражданской обороны (гражданской защиты) 12   4   2   4   4  
Тема 6. Чрезвычайные ситуации природного характера (опасные природные явления) 12   -   2   4   8  
Тема 7. Чрезвычайные ситуации техногенного характера 12   4   2   4   8  
Тема 8. Экстремизм и терроризм 8   -   2   4   4  
Тема 9. Защита населения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени: основные принципы, оповещение, эвакуация, использование средств коллективной защиты (СКЗ) и средств индивидуальной защиты (СИЗ) 8   -   1   2   4  
Тема 10. Радиационная безопасность 12   4   1   2   8  
Тема 11. Основы пожаровзрывобезопасности 8   -   1   2   4  
Тема 12. Транспортная безопасность 8   4   1   2   4  
Тема 13. Негативные факторы производственной среды (техносферы) 8   4   2   4   4  
  Тема 14. Оказание первой доврачебной помощи при экстремальных и чрезвычайных ситуациях 8   4   2   4   4  
Тема 15. Управление безопасностью жизнедеятельностью. Правовые, нормативно-технические и организационные основы 8   4   2   4   4  
Промежуточная аттестация

Зачет (устная форма)

Итого: 144   32   32   64   80  

Тема 1. Введение в безопасность жизнедеятельности. Основные понятия, термины и определения

История учения о безопасности жизнедеятельности (БЖД). Характеристика БЖД как учебной и научной дисциплины. Цель и предмет изучения, основные направления обеспечения безопасности. Основные понятия, принципы, аксиомы БЖД. Взаимодействия в системе «человек-среда» Свойства, классификация опасностей. Реальная и реализованная опасность. Понятия: происшествие, чрезвычайное происшествие(ЧП), а вария, катастрофастихийное бедствие,чрезвычайная ситуация(ЧС). Критерии количественной оценки опасностей: ПДК, ПДУ, индекс загрязнения атмосферы Риск, виды риска: индивидуальный, социальный, экологический. Концепция приемлемого риска, шкала рисков.Другие показатели негативного влияния опасностей: смертность, частота тяжесть травматизма. Системы безопасности.

Тема 5. Безопасность в чрезвычайных ситуациях (ЧС). Классификация и общая характеристика ЧС. Российская единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Система гражданской обороны (гражданской защиты)

Понятие чрезвычайной ситуации (ЧС). Классификация чрезвычайных ситуаций. Фазы развития чрезвычайных ситуаций.

Основные задачи, подсистемы и уровни РСЧС. Органы РСЧС: координирующие, постоянно действующие, повседневного управления Силы и средства РСЧС: наблюдения и контроля, ликвидации чрезвычайных ситуаций. Системы связи, оповещения и информационного обеспечения. Резервы материальных и финансовых ресурсов.

Гражданская оборона (ГО) – система мероприятий по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Задачи ГО. Гражданские организации гражданской обороны, принципы создания и функции. Ведение и руководство гражданской обороной. Силы ГО.

 

Тема 9. Защита населения при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени: основные принципы, оповещение, эвакуация, использование средств коллективной защиты (СКЗ) и средств индивидуальной защиты (СИЗ)

Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", основные положения. Принципы защиты населения: дифференцированного и заблаговременного проведения меро­приятий, необходимой достаточности, универсальности и другие.

Современный подход к вопросам оповещения населения. Локальные системы.

Использование средств коллективной защиты. Классификация защитных сооружений: Убежища: назначение, основные требования, место расположения, сроки строительства. Оборудование убежищ. Коммуникации, режимы вентиляции. Противорадиационные укрытия (ПРУ): основные требования, оборудование, приспособление под ПРУ различных сооружений. Быстровозводимые убежища. Простейшие укрытия.

Проведение эвакуационных мероприятий и рассредоточение населения:транспортное, медицинское, противорадиационное и противохимическое обеспечение. Основные способы эвакуации. Эвакоорганы, их структура и задачи.

Применение средств индивидуальной защиты. Средства индивидуальной защиты органов дыхания. Изолирующие противогазы и дыхательные аппараты. Фильтрующие противогазы (ГП-5, ГП-7): основы устройства и порядок использования. Респираторы. Простейшие средства защиты органов дыхания. Средства индивидуальной защиты кожи, штатные и подручные: назначение, принцип действия, порядок использования. Медицинские средства индивидуальной защиты и профилактики.

Образовательные технологии

 

Используются разнообразные образовательных технологий: электронные учебные пособия, работа с наглядными пособиями, приборами и лабораторными установками, демонстрация учебных и документальных фильмов, тестовые задания, контрольные вопросы и задания, самостоятельная работа студентов с интернет-ресурсами. Интерактивные формы обучения: деловые игры, семинары и круглые столы.

 

5. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся

Самостоятельная работа студентов по дисциплине "Безопасность жизнедеятельности подразумевает самостоятельное изучение части учебного материала по дисциплине, а также подготовку к итоговому контролю знаний – зачету. Домашние самостоятельные задания направлены на развитие творческих способностей студентов, общекультурных и профессиональных компетенций, понимание различных терминов, знание и умение применять основные показатели, характеризующие состояние системы "человек-среда" и предполагают:

· предварительное изучение и осмысление материала тем,

· обращение к дополнительным источникам информации (интернет-ресурсы, основная и дополнительная литература по дисциплине),

·  ответ на контрольные вопросы и выполнение представленных заданий,

· тестирование.

Тестирование на протяжении всего курса по мере изучения тех или иных тем дисциплины следует рассматривать в качестве подготовки к итоговому контролю знаний. В остальном самостоятельная работа осуществляется в соответствии с приведенным в рабочей программе планом.

Таким образом, самостоятельная работа студентов по дисциплине подразделяется на 4 вида:

1. Самостоятельное освоение определенного объема знаний в соответствие с программой дисциплины (практических занятиях). Обычно с преподавателем развирается методика решения тех или иных задач, студент должен самостоятельно выполнить другое задание по аналогии.

2. Самостоятельное выполнение различного рода заданий: заполнение таблиц, составление схем, написание алгоритмов действий в различных ситуациях и т.д. Основанием для оценки является качество и полнота результатов.

3. Самостоятельное выполнение тестовых заданий.

4. Самостоятельная подготовка к итоговому контролю знаний подразумевает чтение учебного материала по темам, использование дополнительных источников информации, в некоторых случаях конспектирование.

5.1. Примерный перечень вопросов и заданий для самостоятельной работы

 

1. История формирования взглядов на систему обеспечения безопасности.

2. Существующие подходы к количественной оценке опасностей.

3. Какие основные принципы положены в основу концепции приемлемого риска?   

4. Перечислите отличительные специфические особенности живого.

5. Назовите основные принципы естественного устройства биосферы.

6. В чем заключается стереотип парникового эффекта?

7. Охарактеризуйте прямое и косвенное воздействие кислотных осадков.

8. Каковы основные цели и задачи мониторинга?

9. Охарактеризуйте основные методы контроля загрязнения атмосферы и гидросферы.

10. Что включает практика охраны окружающей среды?

11. Какие вы знаете приемы обращения с отходами?

12. Изложите представления по вопросам охраны поверхностных вод (водоохранные зоны, очистка производственных и бытовых сточных вод и т.д.).

13. Дайте оценку концепции устойчивого развития.

14. Каковы демографические перспективы планетарного сообщества и России?

15. Ранжируйте по эффективности природоохранные мероприятия и ресурсосберегающие технологии.

16. Аргументируйте утверждение о том, что человеческий организм сложная, многокомпонентная и многоуровневая биосистема.

17. Перечислите специфические особенности операторской деятельности.

18. Составьте схему обеспечения безопасности в системе «человек-техника-среда».

19. Охарактеризуйте главные негативные факторы производственной среды и особенности их воздействия на организм человека.

20. Оцените перспективы развития атомной энергетики в России и за рубежом.

21. Какие вы знаете техногенные источники ионизирующего излучения.

22. Перечислите основные виды комбинированного действия вредных веществ.

23. Проведите сравнительную характеристику направлений "пожарная безопасность" и  "пожарная защита", оцените эффективность мероприятий.

24. Рассмотрите основные аспекты негативного воздействия ЧС.

25. Основные уроки  крупных радиационных аварий и катастроф (ПО "Маяк",Чернобыль, Три-Майл-Айленд, Фукусима и др.).

26. Дайте оценку существующим методам прогноза ЧС природного характера.

27. Рассмотрите в динамике создание и применение оружия массового поражения.

28. Оцените систему защиты населения в ЧС на современном этапе: достоинства и недостатки.

29.  Как представлено техническое обеспечение АСДНР на современном этапе.

30. Роль и место МЧС в системе национальной безопасности.

31. Внутренние угрозы, терроризм - одна из главных проблем национальной безопасности.

 

Примерная тематика рефератов

 

1. Правовые аспекты управления риском.

2. Демографические перспективы человеческого общества.

3. Стратегия безопасной жизнедеятельности человека.

4. Понятие о стрессе. Дистресс.

5. Физиологические механизмы обеспечения безопасности человека.

6. Основные способы и приемы психопрофилактики.

7. Биоритмология и безопасность в системе «человек-техника -среда».

8. Мотивационно-психологические аспекты деятельности оператора.

9. Роль человеческого фактора в системе обеспечения безопасности.

10. Проблемы безопасного и устойчивого развития цивилизации.

11. Экологический кризис и пути выхода из него.

12. Экономика природопользования.

13. Ядерная энергетика и ее топливный цикл.

14. Радиация и медицина.

15. Отдаленные последствия воздействия ионизирующих излучений.

16. Прогнозирование стихийных бедствий.

17. Характеристика особо опасных эпидемий.

18. Аварийно химически опасные вещества и защита от них.

19. Математическое моделирование чрезвычайных ситуаций как основа точного прогноза.

20.  Биологическое многообразие как основа существования биосферы.

21. Управление риском и оптимизация затрат на снижение рисков.

22. Экология: предмет, объект и субъекты науки.

23. Учение В.И.Вернадского о ноосфере - основа нового миропонимания.

24. Моделирование в экологии: необходимость, основные принципы.

25. Малоотходные производства - будущее экономики. Глобальные проблемы утилизации отходов.

26. Экология среды обитания и здоровье населения.

27. Экологическая экспертиза как инструмент обеспечения безопасности.

28. Основы и принципы организации экологического мониторинга.

 

6. Фонд оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплине

6.1. Типовые тестовые задания по курсу

При тестовом контроле знаний необходимо указать номер единственного правильного ответа. Контрольные вопросы и задания для самостоятельной работы должны быть такими, чтобы обеспечить возможность краткого ответа. Все задания должны быть направлены на формирование активного интереса к изучению основных принципов и способов обеспечения безопасности, их осмысленного и осознанного обсуждения.

1. Какой из перечисленных принципов НЕ является составляющей антитеррористической политики западных государств:

 а) максимальное давле­ние на страны, поддерживающие терроризм;

 б) использование всех сил и средств, в том числе и военных, для наказания террористов;

 в) свободная деятельность зарубежных фондов, религиозных и общественных организаций на территории;

 г) отсутствие уступок террористам.

 

2. В соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" граждане РФ НЕ имеют право:

а) на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций;                    

б) на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций;

в) на пенсионное обеспечение по случаю потери кормильца, погибшего в результате несчастного случая на потенциально опасном объекте;    

г)участвовать в установленном порядке в мероприятиях по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

 

3. ПРУ должно обеспечивать уменьшение уровня проникающей радиации не менее чем в ____ раз.

а) 50;                   

б) 20;

в) 100;

г) 200.

 

4. Максимальной проникающей способностью обладает:

а) β-излучение;         

б) корпускулярное ионизирующее излучение;        

в) фотонное излучение;

г)) α-излучение.

 

5. В соответствии с Нормами радиационной безопасности НРБ−99 для персонала (группа А) установлены предел облучения:

а) 10 мЗв в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 30 мЗв в год;                        

б) 1 мЗв в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 5 мЗв в год;

в) 20 мЗв в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 50 мЗв в год;

г) 7 мЗв в год в среднем за любые последовательные 5 лет, но не более 35 мЗв в год.

6.. Какие виды пожарной охраны существуют в России?

а) государственная, ведомственная, муниципальная; частная, добровольная;

б)государственная, муниципальная, частная, объектовая, коммерческая;

в) государственная, ведомственная, военизированная, невоенизированная;

г) государственная, ведомственная, вневедомственная, частная.

 

Примеры практических контрольных заданий (ПКЗ)

 

1. Закончите предложения:

1) Объектом комплексной научной дисциплины БЖД является ______________________________________________________________

2) Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности - ______________________________________________________________

3) Варианты состояния системы "человек-среда" можно представить в виде следующего перечня ________________ ______________________________________________________________

4) Предметом изучения БЖД является ______________________________________________________________

2. Решите следующую задачу:

В законодательстве Российской Федерации естественная радиация трактуется как доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека. Основную часть облучения население земного шара получает от естественных источников радиации. Радиационный фон, создаваемый космическими лучами, дает чуть меньше половины внешнего облучения, получаемого населением от естественных источников радиации. Космические лучи в основном приходят к нам из глубин Вселенной, но некоторая их часть рождается на Солнце во время солнечных вспышек. Космические лучи могут достигать поверхности Земли или взаимодействовать с ее атмосферой, порождая вторичное излучение и приводя к образованию различных радионуклидов.

    Нет такого места на Земле, куда бы не падал этот невидимый космический душ. Но одни участки земной поверхности более подвержены его действию, чем другие. Северный и Южный полюсы получают больше радиации, чем экваториальные области, из-за наличия у Земли магнитного поля, отклоняющего заряженные частицы (из которых в основном и состоят космические лучи). Существеннее, однако, то, что уровень облучения растет с высотой, поскольку при этом над нами остается все меньше воздуха, играющего роль защитного экрана.

    Данное задание предполагает знакомство с основными положениями Норм радиационной безопасности (НРБ-99/2009 СанПин 2.6.1.2523-09) и решение следующей задачи:

 

    Оценить соответствие основным пределам доз облучения (НРБ-99) дозы, полученной участниками экспедиции на базовый лагерь Эверест. Этапы экспедиции:

-перелет Москва-Дели, продолжительность - 6 часов, высота полета - 12000 м, мощность дозы - 5 мкЗв/ч;

-перелет Дели - Катманду, продолжительность - 2 часа, высота полета - 9000 м, мощность дозы - 4 мкЗв/ч;

-перелет Катманду - Лукла, продолжительность - 1 час, высота полета - 4000 м, мощность дозы - 0,2 мкЗв/ч;

-трек Лукла - базовый лагерь Эвереста, продолжительность перехода 9 суток, средняя высота - 4000 м, мощность дозы - 0,2 мкЗв/ч;

- пребывание в базовом лагере - 1 сутки, высота - 5200 м, мощность дозы - 0,4 мкЗв/ч;

-обратный путь.

 

3. Составьте и заполните следующую таблицу

 

Вид загрязнения Агенты, аспекты негативного воздействия
   
   
   
   

 

4. Выполните практическую работу по теме " Введение в безопасность жизнедеятельности.

Название работы: "Расчет гибели и травмирования в результате реализации опасностей природного и техногенного характера. Расчет канцерогенного риска"

Цель работы: ознакомиться с методикой расчета индивидуального риска прогнозирование масштабов; рассчитать риск гибели и травмирования в результате воздействия техногенных опасностей (транспорт, ХОО); расчет дополнительных случаев онкозаболеваний в связи с влиянием токсикантов канцерогенного действия.

Теоретическая часть

    Опасность — это свойство, характеризующее состояние системы человек - окружающая среда”, при котором возможна реализация явлений или процессов, способных поражать людей, наносить материальный ущерб, разрушительно действовать на окружающую человека природную среду.

    Риск — количественная мера реализации опасности. Риск может быть определен как частота (размерность величины — обратное время) или вероятность (безразмерная величина, лежащая в пределах от 0 до 1) реализации одного события при наступлении другого события.

    Индивидуальный риск — это частота возникновения поражающих воздсйствий определенного вида, возникающих при реализации определенных опасностей в определенной точке географического пространства (там, где может находиться человек).Он характеризует вероятность гибели отдельного человека в течение определенного периода времени.

    Понятие "индивидуальный риск" в условиях рассматриваемого ниже примера, связанного с опасностями природного характера, может быть определено при подсчете числа людей, погибших за определенный период времени, например, при землетрясении. Это число людей следует соотнести с числом людей, проживающих в этой местности и подвергающихся опасным воздействиям, связанным со стихийными бедствия



Поделиться:


Познавательные статьи:




Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.30.14 (0.017 с.)