Боффан не пытался строить интерьер на основе чистых геометрических форм. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Боффан не пытался строить интерьер на основе чистых геометрических форм.



Это не имело смысла для пространства без четкого разделения поверхностей стен и потолка, при отсутствии пилястр (плоских колонн у стен). Нерегулярность декора и обилие зеркал, многократно отражающих элементы декора, людей и друг друга, затрудняли возможность быстро отличить реальное от видимого. Подобный эффект несерьезности, театральности и игры стал весьма характерной особенностью нового стиля. В подобных преднамеренных «неясностях» отразилось своеобразие духа аристократизма конца восемнадцатого века, его тяги к развлекательности и легкомыслию, пришедшим на смену идеям Века Просвещения.

В 1808 г., во времена наполеоновских смут, Роганы переехали в Австрию, и отель Субиз был выкуплен государством, разместившим в здании Государственный Архив. В 1867 году, при Наполеоне III, на его основе был открыт Музей истории Франции.

 

Характерным явлением зодчества этих предреволюционных десятилетий становится преобладание в строительстве общественных сооружений. Именно в общественных постройках ярче всего выражаются принципы новой архитектуры. И весьма знаменательно, что одно из выдающихся архитектурных произведений этого периода — Пантеон (бывшая церковь св. Женевьевы) — очень скоро превратилось из здания культового предназначения в общественный памятник. Помпезное здание в стиле зрелого классицизма было построено на территории аббатства Святой Женевьевы (сейчас – Латинский квартал Парижа).

Старая средневековая церковь св. Женевьевы всегда пользовалась большим уважением парижан: в ней хранились мощи святой и рака. Тут же были похоронены Хлодвиг, первый из французских королей, принявших христианскую веру, его жена и дочь. Раку с мощами св. Женевьевы о времена заразных болезней и бедствий в городе торжественно обносили по городу.

Строительство новой церкви велось по обету короля Людовика XV, который поклялся покровительнице Парижа св. Женевьеве в случае своего выздоровления от тяжёлой болезни выстроить в аббатстве новый храм, где бы хранились мощи святой. Людовик XV задумал перестроить церковь с основания и сам заложил первый камень, изменив начальное расположение храма. Фундамент был заложен в 1758 году, и здание было закончено в 1789 году. Ко времени завершения храма уже следующий король – Людовик XVI был свергнут, и революционное правительство распорядилось о превращении церкви в мавзолей великих французов.

Разработка проекта была поручена в 1755 г. Жаку Жермену Суфло (1713—1780), только недавно вернувшемуся из поездки в Италию. Архитектор при разработке проекта новой церкви явно ориентировался на римский Пантеон – античный храм всех богов.

Храм представляет в плане греческий (равноконечный) крест. Здание увенчано грандиозным куполом на окруженном колоннами барабане. Главный фасад подчеркнут мощным глубоким шестиколонным портиком с фронтоном. Все остальные части стены оставлены совершенно глухими, без проемов. Ясная логика архитектурных форм четко воспринимается при первом же взгляде. Ничего мистического и иррационального — все разумно, строго и просто. Та же ясность и строгая последовательность свойственны и пространственному решению храмового интерьера.

Купол внутри поддерживается четырьмя столбами, столь лёгкими, что едва можно было различать их между отдельными колоннами, составлявшими 4 отделения креста. Такая же лёгкость являлась и в круглых сводах здания, где с большим искусством сделали просветы в разных направлениях, которые своими переливами света производят разнообразный и приятный эффект. Главная функциональная задача, стоявшая перед архитектором — создание большого внутреннего пространства, остальное рассматривается как оформление, декор. 

Рационализм художественного образа, выраженный столь торжественно и монументально, оказался чрезвычайно близким мироощущению революционных лет, и только что законченная церковь была превращена в 1791 г в памятник великим людям Франции. Были сделаны перемены в расположении, и под сводами его подземельных галерей похоронили прах Вольтера, Руссо и затем Марата; позже останки Марата вынесли и перезахоронили на кладбище Сент-Этьен-дю-Мон.

В правление Наполеона Пантеон возвратили религии, он опять назывался церковью св. Женевьевы. Император распорядился хоронить в подземелье его верховных чиновников империи и тех редких мужей, что прославились своими дарованиями, геройскими подвигами или примерной храбростью. Место им отвели в другой стороне и далеко от Вольтера и Руссо, которые и после смерти, кажется, не могут примириться и сблизиться, а потому лежат в противоположных сторонах: один — по правую сторону от входа, а другой — по левую.

При Людовике XVIII продолжали отделывать церковь. Потолок расписывал художник Гро. Четыре картины по истории Франции, начиная от Карла Великого, были спланированы так, чтобы четвёртая была посвящена Наполеону; но после его падения художник изобразил на ней возвращение Бурбонов, искусно поместив на облаках Людовика XVI, его супругу и сына.

После революции 1830 года церковь опять была обращена в Пантеон.

В 1851 году в Пантеоне по инициативе президента Второй республики Луи Бонапарта (будущего Наполеона III) была осуществлена публичная демонстрация эксперимента с маятником Фуко.

 

Церковь Сен-Сюльпис (Святого Сульпиция) находится в Париже между Люксембургским садом и бульваром Сен-Жермен. Представляет собой постройку типа, излюбленного иезуитами, с незавершённым классицистическим фасадом архитектора Джованни Сервандони. Во времена Людовика XIV это была самая большая по размерам приходская церковь Парижа. Названа в честь святого Сульпиция Благочестивого, буржского епископа времён Меровингов (VII век).

Перед главным входом в 1847 г. установлен «Фонтан епископов» со статуями четырёх знаменитых своими литературными дарованиями епископов — Боссюэ, Фенелона, Флешье и Масильона.

 Церковь Сен-Сюльпис считается второй по величине после Собора Парижской Богоматери в Париже. Да, размеры ее действительно впечатляют. Предполагается, что на месте церкви Святого Сульпиция была как минимум часовня, здесь были найдены захоронения X века. Сначала на месте современной церкви стоял приходской храм (XII-XIV вв.), который позже вмещал только двенадцатую часть прихожан предместья Сен-Жермен. Поэтому было принято решение построить здесь большую церковь, которая бы смогла вместить всех жителей этого района. Заложила первый камень Анна Австрийская в 1646 году. При Людовике XIV церковь Сен-Сюльпис была самой большой в Париже. Строительство возобновили уже после смерти «короля-солнца», в 1719 году. В 1732 г. был объявлен конкурс на проект фасада, который выиграл Сервандони, творчески переработавший фасад лондонского собора Святого Павла. Башни по проекту того же Сервандони возводил (начиная с 1749 г.) малоизвестный зодчий Удо де Маклорен.

Знакомство с церковью неизменно начинается с ее фасада — перед вами предстанет расчерченное арками воздушное пространство, опирающиеся на колоннаду, и две неоконченные колокольни 73 и 68 метров высоты. Если посмотреть на главный фасад с площади Сен-Сюльпис, то башни церкви сильно отличаются друг от друга. Церковь строилась с середины XVII века (1646 г.) в течение более 135 лет несколькими архитекторами. Из-за недостатка средств одна из башен так и не была достроена. Северная колокольня была сильно повреждена войсками Пруссии на этапе проведения отделочных работ. Также пострадал фасад церкви, фронтон которого был поражен молнией. На его месте появилась балюстрада.

Архитектурный стиль церкви можно охарактеризовать как «классическое барокко», так как в ее облике соединились черты обоих стилей: барокко 17 века и классицизма 18 века. Позднебарочный интерьер капеллы Девы Марии создан в 1774 г. по проекту Шарля де Вайи.

В интерьере примечательны сосуды для святой воды, изготовленные из раковины гигантской тридакны, подарённой венецианским дожем королю Франциску I, другие работы скульптора Пигаля и орган работы Франсуа-Мари Клико (1732-90), на котором в разные века играли знаменитейшие органисты Франции.

В 1855-61 гг. Делакруа расписал фресками капеллу Ангелов. Рядом с церковью находилась его квартира, в которой сейчас находится музей художника. Среди фресок: «Битва Иакова с ангелом», «Изгнание Гелиодора из храма», «Святой Михаил, поражающий дракона» (фреска расположена на потолочном своде церкви). Картины мастера всегда отличались особой эмоциональностью, трагичностью, натуралистичностью и накалом страстей. Делакруа был революционным и даже скандальным художником для своего времени. Вспомним хотя бы его самые известные полотна: успех пришёл к Делакруа, когда в 1824 году он выставил в Салоне картину «Резня на Хиосе», описывающую ужасы недавней войны Греции за независимость; конечно, все мы знаем его знаменитую картину «Свобода, ведущая народ», 1830, которая хранится в Лувре.

 С церковью Св. Сульпиция связаны имена многих прославленных парижан: здесь были крещены маркиз де Сад и Шарль Бодлер, венчался Виктор Гюго, были похоронены внучки Людовика XIV и мадам де Монтеспан (и, в частности, Луиза Елизавета Орлеанская).

В Сен-Сюльпис сохранилось напоминание о парижском меридиане, который использовался как нулевой до того, как в 1884 году на Международной меридианной конференции в Вашингтоне за нуль-пункт отсчёта долгот на всём земном шаре было предложено принять гринвичский меридиан. Это напоминание — медная полоска, включённая в камень, расположенная на полу и разделяющая церковь точно по оси — с севера на юг. Парижский меридиан имеет те же географические координаты, что и церковь Сен-Сюльпис.  

 

Архитектор Малого Трианона и Королевской оперы в Версале Жак Анж Габриэль обнаруживает невиданную масштабность архитектурного мышления, когда перед ним встает градостроительная задача. Ансамбль площади Людовика XV — нынешней площади Согласия — представляет собой шедевр, не уступающий знаменитым проектам эпохи Людовика XIV. Главная площадь Парижа носила имя короля Людовика XV. Во время Великой Французской революции была названа Площадью Революции. Своё нынешнее наименование получила в знак примирения сословий по окончании революционного террора в 1795 году.

Изначально площадь задумывалась как королевская и имела название площади Людовика XV. Она была разбита между Елисейскими полями (с запада) и садом дворца Тюильри (с востока). Над разработкой ее проекта трудился личный архитектор короля Жак-Анж Габриэль. В центре, по традиции, располагалась конная статуя Людовика. 

Габриэль предложил создать площадь в виде восьмиугольника, главной особенностью ее стало то, что по всему периметру не были возведены никакие здания, поэтому во все стороны открывался отличный вид на столицу. Казалось, что стоя в центре королевской площади, можно увидеть весь Париж. Открытие главной площади состоялось в 1763 году.

Пространство площади слито с окружающим городским ландшафтом, оно от­кры­то на 3 сто­ро­ны, её северную сто­ро­ну ор­га­ни­зу­ют два оди­на­ко­вых двор­цо­вых здания с ко­лон­ны­ми лод­жия­ми, напоминающих Лувр - здания Морского министерства и отель Крийон (сход­ная схе­ма при­ме­не­на К. И. Рос­си при про­ек­ти­ро­ва­нии зда­ний Се­на­та и Си­но­да в С.-Пе­тер­бур­ге).

Французская революция многое поменяла и в сердцах жителей страны, и в архитектурных особенностях столицы. Площадь Людовика с 1789 года стала носить название Площади Революции. С постамента снесли и жестоко разрушили памятник монарху, а на его место установили статую Свободы. Еще одним символом неспокойных и жестоких времен революции стала ужасающего вида гильотина. На ней были казнены многие первые лица государства, в том числе король Людовик XVI, Мария-Антуанетта, Робеспьер, Дантон и другие, всего больше тысячи жертв.

Нынешнее свое название площадь получила в 1795 году, с нее убрали орудие смерти – гильотину, на этом месте художник Давид предложил установить статую «Кони Марли», которая ранее украшала дворец Людовика XIV в пригороде Парижа. Название «площадь Согласия» стало свидетельствовать о том, что граждане Франции пришли к примирению и готовы к возрождению страны.

С 1830-х годов, во времена правления Луи-Филиппа площадь Согласия стала претерпевать некоторые изменения. Во-первых, от короля Египта Мухаммеда Али в подарок был получен обелиск, выполненный из розового гранита, называемый Луксорским. Везли его из Египта примерно два года на специальном грузовом корабле. Высота обелиска – 23 метра, а вес – 230 тонн. Его верхушку венчает золотой наконечник, а по периметру нанесены иероглифы, повествующие о славных днях правления фараона Рамзеса II в Древнем Египте. По историческим данным, этим иероглифам более 3,5 тысяч лет. Этот огромный столб был доставлен из храма бога Амона в Фивах на построенном для этой цели корабле, имевшим название «Луксор».  

Подобные обелиски есть в Лондоне и Нью-Йорке, их ещё называют «Иглами Клеопатры». Но высечены они из красного гранита и на 2 метра ниже Луксорского. 

Во-вторых, после установки Луксорского обелиска нужно было преобразить площадь и придать ей законченный вид. И вот, спустя 4 года, 1 мая 1840 году с обеих сторон обелиска появились великолепные монументальные фонтаны, представляющие собой уменьшенные копии римских фонтанов с Площади Святого Петра. Фонтаны на площади Согласия были разработаны известным французским архитектором Жаком-Игнатием Гитторфом по заданию королевской семьи. Один из них получил название Фонтан четырёх рек, а второй – Фонтан Морей. Эти названия и их архитектурное оформление не случайны – на площади Согласия находится Министрество Морского Флота Франции.  

Высота фонтанов Площади Согласия невелика, всего 9 метров, но выглядят они величественно и роскошно. Их украшают великолепные статуи мифических морских и речных героев и расположенные по периметру колонны с позолотой. Чаши фонтанов имеют необычную форму, с них низвергается мощный каскад воды с разносящимися ветром брызгами.

В-третьих, по всем восьми углам площади в 1836 году были возведены мраморные статуи, своим стилем напоминающие античный. Они символизировали восемь важнейших городов Франции, располагающихся в разных направлениях от площади Согласия. На северо-западе это статуи Бреста и Руана, на набережной Тюильри – Лиона и Марселя, северо-восточное направление украсили статуи Лилля и Страсбурга, а на юго-западе расположились Нант и Бордо.

Статуя Страсбурга, для которой в своё время позировала Жульетта Друе, супруга Виктора Гюго, весь период немецкой оккупации французских провинций Эльзаса и Лотарингии была накрыта чёрной вуалью и считалась местом паломничества французских патриотов.  

Кроме статуй 8 городов, на Площади Согласия в Париже есть ещё две замечательных скульптурных группы, называющиеся «Кони Марли» или «Укротители коней». Оригиналы этих статуй, украшавших площадь с 1795 года, в наши дни находятся в Лувре, а на их месте красуются искусно выполненные копии. 

Интересный факт: на углу площади Согласия и улицы Сен-Флорантен в собственном особняке жил Талейран – французский политик и дипломат, занимавший пост министра иностранных дел при трёх режимах, начиная с Директории и кончая правительством Луи-Филиппа. Известный мастер политической интриги. Имя Талейран стало едва ли не нарицательным для обозначения хитрости, ловкости и беспринципности. Именно от его фамилии которого произошло слово «талерантность».

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.008 с.)