Тема: «подходы к понятию информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «подходы к понятию информации



ЛЕКЦИЯ 3

ТЕМА: «ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ ИНФОРМАЦИИ

И ИЗМЕРЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ».

План

Субъективный и кибернетический подход к определению понятия информации.

Содержательный, вероятностный и алфавитный подходы к измерению информации.

Информационные объекты различных видов.

Универсальность дискретного (цифрового) представления информации.

Представление информации в двоичной системе счисления.

Субъективный и кибернетический подход к определению понятия информации.

Информация – одно из фундаментальных понятий современной науки. Сам термин “информация” происходит от лат. слова «informatio», что означает “сообщение, разъяснение”. Наряду с такими понятиями, как вещество и энергия, пространство и время, понятие информации составляет основу современной научной картины мира. Как и материя, пространство или время, информация не определяется через родовое понятие.

Невозможно однозначно определить, что же такое информация. Известно более четырехсот определений этого понятия. Каждый вариант определения информации обладает некоторой неполнотой.

Субъективный подход к определению понятия “информация”.

Вся жизнь человека постоянно связана с получением, накоплением и обработкой информации.

Информация является предметом интеллектуальной деятельности человека, продуктом этой деятельности. Информация для человека – знания, которые он получает из различных источников. Все что знает человек, он когда-то узнал родителей, из книг, личного практического опыта и сохранил в своей памяти. В свою очередь все, что написано в книгах, отражает знания авторов этих текстов, а потому это тоже информация.

Вопрос о классификации знаний – сложная научная проблема. Один из подходов к такой классификации заключается в делении знаний на декларативные (факты) и процедурные (правила).

К декларативным относятся знания об определенных явлениях (Земля вращается вокруг Солнца), событиях (Пушкин родился в 1799 году), свойствах объектов (Байкал – самое глубокое в мире озеро), зависимостях (квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов). Описание декларативных знаний можно начинать со слов “я знаю, что…”.

К процедурным относятся знания о действиях, которые нужно предпринять для достижения какой-либо цели (как собрать радиоприемник как решить уравнение и так далее). Описание процедурных знаний можно начинать со слов “я знаю, как…”.

При алфавитном подходе к измерению информации количество информации зависит не от содержания, а от размера текста и мощности алфавита.

Информационный объем текста (I), содержащего K символов вычисляют по формуле:

            

      I = K * i

где I - информационный объем текста,

   K - количество символов в тексте,

   i - информационный объем одного символа.

 

Основоположником этого подхода является Андрей Николаевич Колмогоров (1903-1987), великий российский ученый-математик.

Пример.

Допустим, нужно угадать одно число из набора чисел от единицы до ста. По формуле Хартли можно вычислить, какое количество информации для этого требуется: I = log 2 100 = 6,644.

 

Таким образом, сообщение о верно угаданном числе содержит количество информации, приблизительно равное 6,644 единицы информации.

Клод Шеннон в 1948 г. предложил формулу определения количества информации, учитывающую возможную неодинаковую вероятность сообщений в наборе.

Каждому сигналу присваивалась определённая вероятность его появления.

Чем меньше вероятность появления того или иного сигнала, тем больше он несёт информации.

Формула К. Шеннона:

где p i – вероятность появления i-го сигнала;

  N – количество возможных сигналов.

Количество информации здесь представляется как результат выбора из набора возможных вариантов. В качестве единицы информации Клод Шеннон предложил принять один бит.

Список использованной литературы.

 

1. Цветкова М.С. Информатика и ИКТ: учебник для нач. и сред. проф. образования / М.С. Цветкова, Л.С. Великович. - 4-е изд., стер. - М.: Издательский центр "Академия", 2013. - 352 с.

2. Образовательный портал по информатике - электронный ресурс: http://mkpt-msk.ucoz.ru

3. Семакин ИГ. Информатика и ИКТ. с.229-233

4. Сапрунова А.А. Конспект лекций по информатике и ИКТ/ Методическое пособие. — Ставрополь: ГБОУ СПО РМК, 2014. — 58 с.

 

 

ЛЕКЦИЯ 3

ТЕМА: «ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ ИНФОРМАЦИИ

И ИЗМЕРЕНИЮ ИНФОРМАЦИИ».

План



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.239.46 (0.005 с.)