ТЕМА : «Предмет, структура, методология 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА : «Предмет, структура, методология



Методические указания

 по выполнению

 практических работ

                       по ОУД 09 «ЭКОНОМИКА»

           

                           По специальности 40.02.01

            «Право и организация социального обеспечения»

 

    

                                          Липецк 2020

ОДОБРЕНО                                                                  СОГЛАСОВАНО

Председатель ЦК «ЭиЮД»                                        Зам.директора по УР

Протокол № 1 от 30.08.2020

___________Подоляк С. А.                                              ________Ю. А. Гуськова

 

                                                               

 

 Комплект методических указаний по выполнению практических работ по      ОУД.09 «Экономика» по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».

Организация–разработчик: ГОБПОУ «Липецкий машиностроительный колледж»

Разработчик: Манаенкова Наталья Вячеславовна, преподаватель общепрофессиональных дисциплин и профессиональных модулей.

 

Методические указания по проведению практических работ предназначены для студентов ГОБПОУ «Липецкий машиностроительный колледж» по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» составлены в соответствии с рабочей программой ОУД 09 «Экономика» для подготовки к практическим работам с целью освоения практических умений, навыков и общих компетенций.


                                            Введение

Методические указания по выполнению практических работ разработаны согласно рабочей программы ОУД.09«Экономика» по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» и требованиям к результатам обучения Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» базовой подготовки.

Практические работы направлены на овладение обучающимися требования к результатом освоения дисциплины:

Знать/понимать:

- функции денег, банковскую систему, причины различий в уровне оплаты труда, основные виды налогов, организационно-правовые формы предпринимательства, виды ценных бумаг, факторы экономического роста.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

 

- приводить примеры: факторов производства и факторных доходов, общественных благ российских предприятий разных организационных форм, глобальных экономических проблем;

-

- описывать: действие рыночного механизма, основные формы заработной платы и стимулирования труда, инфляцию, основные статья госбюджета России, экономический рост, глобализацию мировой экономики;

-

- объяснять: взаимовыгодность  добровольного обмена, причины неравенства доходов, виды инфляции, проблемы международной торговли.

     

Практические работы следует проводить по мере прохождения студентами теоретического материала.

Практические работы рекомендуется производить в следующей последовательности:

- вводная беседа, во время которой кратко напоминаются теоретические вопросы по теме работы, разъясняется сущность, цель, методика выполнения работы;

 

 

- самостоятельное выполнение необходимых расчетов;

- обработка результатов расчетов, оформление экономической документации, отчета;

- защита практической работы в форме собеседования по методике проведения и результатам проделанной работы.

         Рекомендуемая литература для обучающихся

                   ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Чечевицына, Л. Н. Экономика организации: учеб. пособие / Е.В. Хачадурова. – Ростов н/Д: Феникс, 2016. - 382с.

2. Чечевицына, Л. Н. Экономика организации: учеб. пособие / Л.Н.Чечевицына О.Н. Терещенко – Ростов н/Д: Феникс, 2014. -254с.-(Среднее профессиональное образование)      

                   ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ИСТОЧНИКИ

  1.Арзуманова,Т.И. Экономика организации. Учебное пособие. М.: Дашков и.К.,2014-240с.

2. Андрианов В. Д. Инфляция: причины возникновения и методы ее регулирования; Экономика - Москва, 2015

3 Алексейчева, Е.Ю. Экономика организации (предприятия):  Учебник для бакалавров / Е.Ю. Алексейчева, М. Магомедов. - М.: Дашков и К, 2016- 292 c.

4 Зубко Н.М. Экономическая теория учебник. - Мн.: НТЦ АПИ, 2015. - 311с.

 5.Косьмин, А. Д. Менеджмент: учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / А.Д Косьмин, Н.В Свинтицкий, Е.А Косьмина. – Издательский центр «Академия» 2017. – 208с          

6.Н.Н.Кожевникова. Основы экономики. Учебное пособие.М.:.2014.

7.И.В.Липсиц Экономика. Учебное пособие: М.: Магистр, НИЦ ИНФА-М, 2014.

 8.Семенов С. Максимизация прибыли фирмы: возможности и ограничения // Экономист. 2014. №4. - 74 с.

                            Интернет - ресурсы:

1.http: //sci-articie/ru

2. http: //fb.ru

3.http://www.znanium.com/

Наименование темы практической работы к ОУД 09" Экономика" Кол-во часов
1   Практическая работа №1  «Предмет, структура, методология и функции экономики» 2
2 Практическая работа №2 «Источники доходов семьи, основные виды расходов семьи» 2
3 Практическая работа №3 «Понятия, свойства и факторы товара» 2
4 Практическая работа №4 «Кривая спроса и предложения» 2
5 Практическая работа №5 «Спрос и предложение условиях чистой    конкуренции» 2
6 Практическая работа №6 «Экономические цели фирмы» 2
7 Практическая работа №7 «Издержки, выручка и прибыль» 2
8 Практическая работа №8 «Максимизация прибыли» 2
9 Практическая работа №9 «Безработица» 2
10 Практическая работа №10 «Планирование фонда оплаты труда» 2
11 Практическая работа №11 «Заработная плата и стимулирование труда» 2
12 Практическая работа №12 «Акции, облигации и другие ценные бумаги» 2
13 Практическая работа №13 «Инфляция» 2
14 Практическая работа №14 «Антиинфляционная политика        государства» 2
15 Практическая работа №15   «Роль государства в экономике» 2
16 Практическая работа №16 «Система социальной защищенности граждан» 2
17 Практическая работа №17 «Расчет основных налогов» 2
18 Практическая работа №18 «Основные макроэкономические показатели» 2
19 Практическая работа №19 «Денежный рынок и денежно-кредитная политика государства» 2
20 Практическая работа №20  «Международная система национальных счетов» 2
21 Практическая работа №21 «Международная торговля» 2
22 Практическая работа №22 «Мировой рынок» 2

                      


Практическая работа №1

Задание №1.

Дайте три основных определения понятию экономика.

Задание №2.

Назовите дисциплины, тесно связанные с экономикой, которые вы изучали и изучаете.

Задание №3.

Укажите все виды экономики.

 Выберете для себя наиболее важную и объясните почему.

 

Задание №4.

  Дайте определение понятию методы экономики. Выпишите все методы и опишите их.

 

 


Контрольные вопросы.

1. Какие задачи экономики вы знаете?

2. Какие виды экономики бывают?
3. В чем сущность экономической дисциплины?

4. Какие типы экономических систем вы знаете, в чем отличие?

5 Дайте определение валового внутреннего продукта и его роль в экономике

                                 

 

 

                              Практическая работа № 2

Виды доходов семьи»

Цель: В ходе работы студентам требуется познакомиться с семейным бюджетом семьи, методами его формирования и видами.

                                              Теоретическая часть

Семейный бюджет – это финансово-экономическая схема доходов семьи, а также расходов, план по которому в течении заданного периода участники процесса распоряжаются средствами с учетом постоянных и редких потребностей.


Наиболее популярными формами семейного бюджета являются:
1) совместный бюджет – в этом случае работает принцип «У нас все общее»
2) совместно-раздельный (долевой) бюджет – здесь каждый имеет право распоряжаться заработанными деньгами, а на основные покупки пара скидывается.
3) солидарный бюджет – в основе такой формы бюджета лежит долевой принцип. В общую кассу больше всего вносит тот, кто больше зарабатывает.

                                                       Инструкция
Сбережения населения занимают особое место среди экономических явлений, поскольку находятся на стыке интересов граждан, государства и организации, специализирующихся на предоставлении финансовых услуг.

 С одной стороны сбережения являются важным показателем уровня жизни, непосредственно связанным с потреблением, доходами и расходами населения, а с другой стороны сбережения населения представляют собой ценный ресурс экономического развития, источник инвестирования.

Личные накопления граждан являются предметом деятельности целого ряда финансовых и нефинансовых организаций, осуществляющих посреднические функции в движении капитала.

 Экономисты определяют сбережения, как доход после уплаты налогов.

 

                        

Задание №1.

Укажите основные источники доходов.

 

Задание №2.

  Запишите доходы и расходы родителей в течении месяца.

 

Задание №3.

  Запишите в 2 столбика положительные и отрицательные черты человека для получения дохода: 1-высокооплачиваемая работа, 2-отсутствие хорошего образования, 3-слабое здоровье, 4-поиск различных источников дохода, 5- старательность в работе, 6-пьянство и другие вредные привычки, 7-хорошее здоровье, 8- престижное образование.

 

Задание №

4. Дайте ответ на следующие вопросы:

1. Что такое схема доходов и расходов определённого объекта, устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год?

2.Что такое уменьшение экономических выгод в результате выбытия активов или возникновение обязательств, приводящее к уменьшению капитала организации, за исключением уменьшения вкладов по решению участников?

3.Что такое повышение общего уровня цен на товары и услуги на длительный срок?

4.Что такое денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени?

5. Термин, означающий недостачу, недостаточность в чём-либо; превышение совокупного спроса над совокупным предложением.

 

Контрольные вопросы:

1.Что такое расходы?

2.Что такое доходы?

3.Перечислите основные источники доходов.

 

                       

         

                     

Практическая работа №3

Что такое товар?

Практическая работа №5

Инструкция

Закон спроса - спрос на товары изменяется в обратной зависимости от цены. При снижении цены потребитель хочет приобрести больше товара (эффект дохода). Также при снижении цены товар дешевеет относительно других товаров и приобрести его становится выгоднее (эффект замещения).

 

Кроме цены на спрос оказывают влияние следующие факторы:

1) изменение в денежных доходах населения

2) изменения в демографической структуре населения

3) увеличение цен на товары-заменители увеличивает спрос на исходные продукты;

4) экономическая политика государства в отношении малоимущих

5) реклама

6) мода

7) «эффект ожидания» негативных последствий

 

Закон предложения - объем предложения товара меняется в прямой зависимости от изменения цены.

 

На предложение оказывают влияние неценовые факторы:

1) повышение издержек производства

2) уход предприятия из отрасли

3) природные катастрофы

4) нестабильность политической ситуации

5) выход на рынок новых производителей

 

Сущность конкуренции проявляется в следующих её функциях:

1. Функция регулирования

2. Функция мотивации.

3. Функция распределения.

4. Функция контроля.

Равновесная цена – цена, складывающаяся на рынке в результате взаимодействия спроса и предложения, по которой объем покупок, которые готовы совершить покупатели, будет равным объему продаж товаров, который устраивает поставщиков

Степень изменения спроса в ответ на изменение цены на товары или услуги показывает его эластичность.

 

Задание №1

Qd=8 — 2P Qs=3P+3 Найти равновесную цену и количество
1) P=1 Q=6

2) P=1 Q=5
3) P=2 Q=6
4) P=0,1 Q=5

Задание №2

Qd = 8 — 2P Qs = 2P + 3 При цене 1 р. будет наблюдаться …
1) Рыночное равновесие
2) дефицит в размере 1 ед.

3) дефицит в размере 2 ед.
4) избыток в размере 1 ед.
5) избыток в размере 2 ед.

Контрольные вопросы:

Ситуация, при которой величина спроса превышает величину предложения называется …
1) Дефицит товаров;

2) Избыток товаров;
3) Перепроизводство;
4) Нет правильного ответа.

 

 Какие из перечисленных факторов не влияют на предложение?
1) Уровень доходов населения;

2) Уровень налогообложения;
3) Дотации;
4) Цены на ресурсы.


Практическая работа №6

              ТЕМА: «Экономические цели фирмы»

Цель: В ходе выполнения практической работы студентам требуется изучитьосновные понятия предприятия, рассмотреть источники финансирования и сформировать цели фирмы.

                          Теоретическая часть.

Предприятие- самостоятельный, организационно-обособленный хозяйствующий субъект с правами юридического лица, который производит и сбывает товары, выполняет работы, оказывает услуги.

В процессе своей деятельности предприятие должно принимать ряд решений:

· на какие рынки надо выходить с этим товаром и как укрепить свои позиции на рынке;

· как выбрать оптимальную технологию производства;

· как распределить имеющиеся модели и финансовые ресурсы;

· каких показателей своей деятельности предприятия предпочитает достигнуть в отношении технических характеристик выпускаемого товара, его качества, эффективности производства.

Деятельность, направленная на решение этих вопросов, называется

общей деловой политикой предприятия или компании;

Основными целями предприятия могут быть:

· завоевать или удержать большую долю какого-либо рынка для своего товара;

· добиться более высокого качества своего товара;

· занять в отрасли лидирующее положение в области технологии;

· добиться максимального использования имеющихся сырьевых, людских и финансовых ресурсов;

· повысить прибыльность своих операций;

В результате деятельности деловая политика определенного предприятия превращается в конкретный план действий по их осуществлению, который включает в себя три этапа:

1. установление своевременных четких количественных показателей, которых собирается достичь фирма в результате своей основной цели деятельности;

2. определение основных стратегических направлений и действий, которые предприятие должно осуществлять для достижения поставленных целей. При этом во внимание принимается два основных фактора;

3. каким образом и в какой степени на предприятие в процессе его деятельности будут воздействовать внешние факторы. 

Политика, как и стратегия, относится к категории средств.

Политика отвечает на вопрос: каким образом должны выполняться задачи?

На фирме к процессу формулирования цели предъявляют определенные требования:

- цели должны быть достижимы и реальны;

- цели должны быть понятны и не двусмысленно сформулированы;

- цель должна быть описана максимально в терминах и получить требуемое качественное оформление;

- цель должна иметь сроки исполнения;

-цели должны мотивировать действия исполнения в правильном направлении;

-цель должна быть формулируема и формализована;

- цели индивидуальные и групповые цели предприятия и фирмы должны быть совместимы;

- цели направлены на определенный эффект и должны быть пригодны для проверки и корректировки;

Практическая часть.

Задание №1.

Дайте определение понятию организация.

Задание №2.

Придумайте свою организацию. Дайте ей название, укажите сферу деятельности, персонал.

Контрольные вопросы:

Что такое предприятие?

Что такое организация?

              

                            Практическая работа №7

            ТЕМА: «Издержки, выручка и прибыль».

Цель: научиться выявлять понятия, взаимосвязь и роль издержек, выручки и          прибыли в деятельности предприятия.

                                                     Теоретическая часть.

Издержки- затраты идущие на изготовление продукции, выполнение работ и предоставление (оказание) услуг.Издержки часто называются себестоимостью продукции, работ и услуг,которые состоят из

 элементов затрат:

 -материалы;

-амортизация основных фондов;

-заработная плата работников;

-страховые взносы на социальное страхование и обеспечение работников;

-прочие расходы.

Выручка - сумма доходов(денежных средств) полученных от реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Прибыль -это разница между суммой полученных средств от реализации (выручка) и суммой израсходованных средств на изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг (издержки).

                                               Практическая часть.

Задание №1. Запишите определения понятий: «издержки», «выручка», «прибыль».

Задание № 2. Опишите взаимосвязь между издержками, выручкой и прибылью.

Задание № 3. Опишите роль каждого понятия для деятельности предприятия.

Задание № 4. Решение задач.

Контрольные вопросы:

1.Что такое издержки и их роль в деятельности предприятия.

2.Что такое выручка и её связь с прибылью.

3.Что такое прибыль?

Задача 1

Постановка задачи: Владелец небольшого магазина ежегодно платит 3 тыс. у. е. аренды, 20 тыс. у. е. заработной платы, 100 тыс. у. е. за сырье, 10 тыс. у. е. за электроэнергию. Стоимость установленного оборудования составляет 200 тыс. у. е., срок его службы 10 лет. Если бы эти средства он положил в банк, то ежегодно получал бы 16 тыс. у. е. дохода. Определите бухгалтерские и экономические издержки.

Технология решения задачи:

К бухгалтерским издержкам относятся затраты на аренду, сырье, электроэнергию, заработную плату, амортизация оборудования: 3 + 20 + 100 + 10 + 200/10 = 153 тыс. у. е.

 Экономические издержки включают бухгалтерские и издержки упущенных возможностей: 153 + 16 = 169 тыс. у. е.

Ответ: бухгалтерские издержки 153 тыс. у. е., экономические – 169 тыс. у. е.

 

Задача 2

Постановка задачи: Выручка предприятия в 2017 году составила 2 500 000 рублей. Предприятие получило прибыль 350 000 рублей. Рассчитайте издержки предприятия за период.

Решение задачи

Прибыль рассчитывается как разница выручки и издержек.

Значит издержки предприятия = Выручка – Прибыль.

Общие издержки = 2500 000 – 350 000 = 2 150 000 (рублей).

Ответ: Издержки составили 2 1 50 000 рублей.

Задача 3

Постановка задачи: Студент платит 50 тыс. руб. за год обучения в вузе. Бросив обучение, он мог бы зарабатывать 10 тыс. руб. в месяц. Одновременно работать и учиться не хватает ни сил, ни времени, ему равны бухгалтерские, альтернативные и экономические издержки?

Ответ: Бухгалтерские издержки: 50 тыс. руб.,

       альтернативные издержки: 120 тыс. руб.,

       экономические издержки: 170 тыс. руб.

Практическая работа №8

Задание 2.

 Разработайте программу по максимизации прибыли для конкретной организации при использовании теоретической части.

Контрольные вопросы

1. Что такое прибыль?

2. Какие способы максимизации прибыли вы знаете?

Практическая работа №9

ТЕМА: «Безработица»

Цель: требуется изучить понятие безработицы, ее виды и последствия.

Теоретическая часть.

Безработица — наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу.

В России признаётся безработным человек 15-72 лет, если он одновременно:

- не имел работы (доходного занятия);

- и в то же время занимался поиском работы или предпринимал шаги к организации собственного дела;

- и в то же время был готов приступить к работе.

Инструкция

Виды безработицы:

 -фрикционная безработица - это когда люди уже оставили прежнюю работу, но еще не поступили на новую.

-структурная безработица - связана с изменениями в технологиях

-безработицу ожидания, которая возникает вследствие значительных перепадов в уровне заработной платы на различных предприятиях (работники, уволившись ожидают рабочие места с более высокой оплатой труда).

-циклическая или конъюнктурная – появляется в следствии изменения ситуации на рынке товаров и услуг.

-сезонная безработица - порождается временным характером выполнения деятельности

-частичная безработица - возникает в результате снижения спроса на продукцию предприятия.

-застойная безработица -люди, которые постоянно лишены работы или перебивается случайными заработками.

-зарегистрированная безработица - отражает количество незанятых граждан, ищущих работу, готовых приступить к ней и взятых на учет в государственной службе занятости.

-скрытая безработица – к ней относятся работники, занятые на производстве, но в действительности являющиеся “лишними”.

 - добровольная - возникает в результате увольнения работника по собственному желанию.

-вынужденная безработица - является следствием сокращения потребности в рабочей силе.

Последствия безработицы:

-Снижение доходов;

-Потеря квалификации;

-Экономические последствия (потеря ВВП;)

-Ухудшение криминогенной ситуации;

-Ухудшение динамики роста интереса населения к труду;

-Снижение уровня обеспеченности домохозяйств.

Задание №1

Подросток не может найти работу потому, что допустимая минимальная зарплата - выше, чем зарплата, которую может предложить ему фирма.

 

Эта ситуация – пример

A. Фрикционной безработицы.

B. Безработицы ожидания.

C. Циклической безработицы.

D. Эффективной безработицы.

Задание №2

 Стимулирующая зарплата ведет к

A. Безработице ожидания.

B. Установлению зарплат выше их равновесного уровня.

C. Снижению прибыли фирмы.

D. Увеличению производительности рабочих.

Контрольные вопросы:

"Отчаявшиеся" рабочие, которые хотели бы работать, но прекратили поиск рабочего места

A. Составляют фрикционную безработицу.

B. Составляют безработицу ожидания.

C. Больше не учитываются в рабочей силе.

D. Получают пособие в соответствии c законодательством о

минимальной зарплате.

 

 Кто из приведенного списка считается безработным?

1) студент

2) выпускник института, ищущий работу

3) человек, потерявший работу и не ищущий её

4) рабочий во время летнего отпуска

Практическая работа №10

ТЕМА: «Планирование фонда оплаты труда»

Цель: требуется изучить понятие заработной платы, состав  фонда  оплаты труда, его планирование.

 

Теоретическая часть.

 В соответствии с Трудовым кодексом РФ, заработная плата определяется, как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также выплаты компенсационного и стимулирующего характера.

В состав фонда заработной платы включаются начисленные предприятием суммы оплаты труда в денежной и натуральной формах за отработанное и неотработанное время, стимулирующие доплаты и надбавки, компенсационные выплаты, связанные с режимом работы и условиями труда, премии и единовременные поощрительные выплаты, а так же выплаты на питание, жилье, топливо, носящие регулярный характер.

 

Инструкция

Общий фонд оплаты состоит из годового и дополнительного (на замещение больных, уходящих в отпуск, в результате неявок, разрешенных законом или администрацией и выполняющих государственные обязанности) фонда оплаты труда.

 

Годовой фонд заработной платы включает в себя все виды выплат:

- тариф или оклад;

- сдельный приработок (при сдельной форме оплаты труда);

- доплату за работу в ночное время;

- доплату за работу в праздничные дни;

- премии;

- доплата за сложность и условия труда;

- доплату за классность;

- другие выплаты, предусмотренные контрактом или коллективным договором.

Годовой фонд заработной платы по каждой группе работников определяется по формуле:

ФОТгод= ФОТмес× 12, руб.

 

Планирование фонда оплаты труда играет важную роль для предприятий. Этот фонд должен быть минимальным, но достаточным для нормального функционирования предприятия.

 Излишек фонда оплаты труда ложится на себестоимость продукции, сокращает прибыль и снижает рентабельность.

 

В то же время недостаток фонда, особенно в период инфляции, вызывает относительное снижение уровня заработной платы, может привести к увеличению текучести кадров, дестабилизации коллектива и даже социальным конфликтам вплоть до забастовок.

 

Плановая величина расходов на оплату труда, или фонд оплаты труда (ФОТ), может определяться различными способами укрупненно или дифференцированно.

Укрупненно плановый фонд оплаты труда можно рассчитать тремя способами:

на основе норматива заработной платы на единицу продукции (работ),

на основе норматива прироста фонда оплаты труда за каждый процент прироста объема продукции

и исходя из численности работающих и их среднегодовой заработной платы с доплатами и начислениями.

 

Задание № 1

На предприятии занято 50 человек. Среднегодовая заработная плата работающих на данном предприятии составляет 300 тыс. руб. Определить плановый фонд оплаты труда за год всех работников и среднюю ежемесячную на одного.

Технология решения задачи:

Для того, чтобы исходя из численности работающих и их среднегодовой заработной платы, рассчитать плановый фонд оплаты труда на год, воспользуемся следующей формулой:

(1)

где – среднегодовая заработная плата, руб.

– среднесписочная численность занятых на предприятии, чел.

Подставив известные значения, получаем:

ФОТпл = _______________тыс. руб.

Ответ: плановый фонд оплаты труда, рассчитанный исходя из численности работающих и их среднегодовой заработной платы, составляет? тыс. руб. за год.

 

Задание № 2

Выпуск продукции предприятия составляет 150 единиц в месяц. Установленный на предприятии норматив затрат заработной платы на 1 руб. продукции (без выплат из фонда материального поощрения) равен 25 руб. Рассчитать нормативный фонд оплаты труда, если цена единицы продукции, выпускаемой предприятием, равна 200 руб. Расчет планового фонда оплаты труда на основе норматива заработной платы на единицу продукции (работ) производят по формуле:

(2)

где ФОТпл – плановый фонд оплаты труда, руб.

Нзп – норматив затрат заработной платы на 1 рубль продукции, руб.

В – выпуск продукции предприятия в стоимостном выражении.

Выпуск продукции предприятия в стоимостном выражении рассчитаем путем умножения объема выпускаемой за месяц продукции на ее цену: В = ___ тыс. руб.

Теперь по формуле (6) определим нормативный фонд оплаты труда: ФОТпл = ______тыс. руб.

Ответ: нормативный фонд оплаты труда на данном предприятии составит? тыс. руб. в месяц.

Задание № 3

Постановка задачи:

Среднесписочная численность занятых в ООО «Пальмира» – 50 человек. За год им было выплачено: в виде оплаты за фактически отработанное время (включая основную и дополнительную составляющие заработной платы) – 11250 тыс. руб., начисленных сумм выплат за очередные отпуска – 937,5 тыс. руб., а также премий, единовременных поощрений и вознаграждений по итогам работы за год в размере 2812,5 тыс. руб. определить среднегодовую заработную плату рабочих и служащих данного предприятия.

Технология решения задачи:

Среднегодовая заработная плата рассчитывается путем деления фактически начисленного фонда заработной платы на среднесписочную численность занятых на предприятии:

(3)

где Зфакт – сумма основной и дополнительной составляющих заработной платы, руб.

Зотп – начисленные суммы выплат за очередные отпуска работникам, руб.

Зпоощр – средства материального поощрения работников, выплаченные в течение года, руб.

– среднесписочная численность занятых на предприятии, чел.

В среднюю заработную плату, равно как и в фонд заработной платы, не включают пособия, получаемые работниками из фонда социального страхования.

Учитывая вышеизложенное, среднегодовая заработная плата рабочих и служащих ООО «Пальмира» составила _________

Ответ: среднегодовая заработная плата равна? тысяч рублей.

Контрольные вопросы:

Какие выплаты включает годовой фонд заработной платы?

Как определяется годовой фонд оплаты труда?

Для каких целей рассчитывают дополнительный фонд оплаты труда?

Практическая работа №11

Инструкция

Заработная плата имеет ряд функций:

- мотивационная

- воспроизводственная

- статусная функция оплаты труда

- стимулирующая функция оплаты труда важна с позиции руководства фирмой:

нужно побуждать работника к трудовой активности,

к максимальной отдаче,

повышению эффективности труда.

 

Этой цели служит установление размера заработков в зависимости от достигнутых каждым результатов труда. Отрыв оплаты от личных трудовых усилий работников подрывает трудовую основу заработной платы, ведет к ослаблению стимулирующей функции заработной платы, к превращению ее в потребительскую функцию и гасит инициативу и трудовые усилия человека.

 

Система мотивации на уровне предприятия должна гарантировать:

 - занятость всех работников трудом;

- предоставление равных возможностей для профессионального и служебного роста;

 - согласованность уровня оплаты с результатами труда;

 - создание условий безопасности труда;

- поддержание в коллективе благоприятного психологического климата и др.

 

 

Основными формами мотивации труда выступают:

 

1. Организация заработной платы в соответствии со вкладом работника в результаты деятельности фирмы.

2. Система льгот, предоставляемых фирмой своим работникам (оплата товаров и услуг со скидкой, оплата расходов на проезд, страхование здоровья работников за счет фирмы и др.).

3. Нематериальные льготы и привилегии (гибкий график работы, предоставление отгулов, ранний выход на пенсию, увеличение продолжительности оплачиваемого отпуска и др.).

4. Участие работников в управлении фирмой и другие мероприятия, повышающие их ответственность.

5. Благоприятный социально-психологический климат.

6. Карьера работников, оплата их обучения и повышение квалификации.

 

Задание №1

Рабочий на предприятии сделал за день 42 изделия.

Расценка за изделие 80 руб. Вычислите заработок рабочего за день.

Задание №2

 

Бухгалтер имеет оклад 12 000 руб. В марте он шесть

рабочих дней провел в отпуске при общей длительности рабочего

месяца  для всех работников 22 дня. Найдите заработок бухгалтера за фактически отработанное время.

Контрольные вопросы:

 

1.В каких случаях целесообразно применять сдельную форму

оплаты труда?

А. При наличии количественных показателей работы

Б. При возможности точного учета качества работы

В. При необходимости стимулирования увеличения выработки

 

2.Назовите формы материального и морального стимулирования труда работников.

Практическая работа № 12

    ТЕМА: «Акции, Облигации и другие ценные бумаги»

Цель: В ходе выполнения практической работы с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.66.13 (0.29 с.)