Ткань как материал для творчества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ткань как материал для творчества



Ткань — наиболее распространенная разновидность текстиля, основа для шитья. От раскроя ткани при изготовлении швейных изделий остается много разноцветных узорчатых небольших кусочков ткани — лоскутов, которые являются прекрасным материалом для творчества.

В лоскутном творчестве используются и отходы от шитья, и ткань, бывшая в употреблении, и новая ткань. Из текстильных лоскутов (а это могут быть и кусочки трикотажного полотна, обрезки лент, тесьмы и т.п.) делаются одеяла, подушки, панно, салфетки, игрушки, сувениры. Лоскут используется в костюме в качестве декора. Детали одежды могут выполняться полностью из лоскутов (как бы лоскутной ткани) или использоваться в качестве отделки.

Ткань — это мягкий, пластичный материал. Отсутствие жесткости — то главное, что отличает изделия из ткани и лоскута. И это относится не только к форме изделия, но и к рисунку орнамента.

Ткани отличаются друг от друга по цвету, рисунку, фактуре, толщине, плотности и т.д. Эти и другие различия тканей при изготовлении художественных изделий могут служить изобразительными средствами. Так, например, сочетание различных тканей (ситец, вельвет, бархат, атлас, мешковина и т.п.) обогащает фактуру лоскутного полотна в целом, делает его более выразительным в художественном отношении.

Особого внимания заслуживают цвет и рисунок ткани. При использовании в орнаментальном рисунке тканей разнообразных цветов можно достичь высокой степени декоративности лоскутного полотна. Цвет и рисунок ткани определяют узор лоскутков. В лоскутном творчестве используются гладкокрашеные (одноцветные) ткани и узорные. Рисунок на ткани может быть крупный и мелкий, плотный и разреженный, равномерно и неравномерно расположенный, растительный и геометрический, четкого очертания и как бы размытый и т.д. Рисунок ткани может быть одноцветным и многоцветным и располагаться на разноцветных фонах. В одном небольшом лоскутке иногда можно насчитать до десятка различных цветов и оттенков.

Наиболее употребимы в лоскутном творчестве ткани с мелким растительным рисунком, заполняющим все поле ткани. С крупным рисунком нужно быть осторожнее. Неудачно подобранный рисунок лоскута (например, резкие, контрастные линии крупного рисунка ткани) может нарушить композицию полотна. Ткани с ритмическим рисунком, такие, как клетка и полоска, могут дать необычный декоративный эффект, если их применять осмотрительно.

Желательно иметь ткани и лоскуты различных оттенков каждого основного цвета. Это позволит выполнить так называемую растяжку или "раскат" цвета, т.е. плавный переход оттенков одного цвета от светлого к темному.

Предпочтительнее использовать ткани плотных сочных цветов. Проигрывают в лоскутных изделиях большие фрагменты пастельных цветов, бельевые ткани с редким рисунком на светлом фоне.

Лоскутное творчество подобно волшебству. Из разрозненных маленьких кусочков, принадлежащих разным тканям, искусная рука мастера создает что-то совершенно новое, цельное, обладающее сильным эмоциональным воздействием на зрителя. Таким образом создается новая, необычная ткань. Иногда в таких полотнах из лоскутов как бы продолжается жизнь старых вещей, и связанные с ними воспоминания согревают душу. Лоскутные изделия очень органично входят в дом, быт, создавая тепло и уют.

Каждый лоскуток ткани — это отдельная система со своей цветоорнаментальной организацией. Чтобы соединить множество таких систем в единое целое, не получив при этом малохудожественный хаотичный беспорядок, чтобы добиться цельности, художественной выразительности изделия, необходимо обладать не только художественным вкусом, но и соответствующими знаниями. Знания закономерностей цветовых сочетаний, построений орнаментальных композиций помогут не допустить грубых ошибок в работе и добиться желаемых результатов.

Современное лоскутное шитье в значительной степени отличается от традиционного шитья из лоскутов в технической части. С появлением швейных машин практически ушло стачивание деталей вручную, появляются различные варианты стежки, как ручной, так и машинной. Сегодня существует много способов технического исполнения изделий из лоскута с применением различных приспособлений и инструментов, повышающих техническое качество изделий и облегчающих труд исполнителя.

ХАРАКТЕРИСТИКА ТКАНЕЙ

Ткани — это текстильные изделия, образующиеся в процессе ткачества путем переплетения взаимно перпендикулярных продольных и поперечных нитей. Продольные нити в тканях называются основными, или основой; поперечные — уточными, или утком.

Основным показателем структуры ткани является переплетение нитей. В процессе ткачества нити основы и утка перекрывают друг друга в определенном порядке, образуя ткацкий рисунок. Ткацкие переплетения делятся на четыре группы: простые (полотняное, саржевое, сатиновое или атласное); мелкоузорчатые — объединяют все производные от простых переплетений (репсовые, рогожка, креповые, диагональные, вафельные и др.); сложные (двухлицевые, двухслойные, ворсовые, пике и др.); крупноузорчатые (жаккардовые) — простые и сложные.

По составу волокна ткани подразделяются на: натуральные (хлопчатобумажные, льняные, шелковые, шерстяные) и ткани из химических волокон — синтетические (капроновые, лавсановые, нитроновые) и искусственные (вискозные, ацетатные). От волокнистого состава тканей зависят их внешний вид (гладкость, блеск и др.) и свойства (прочность, растяжимость, упругость, способность к усадке и др.).

В лоскутном шитье применяются ткани различного волокнистого состава. Каждый из видов тканей обладает определенными свойствами, которые необходимо учитывать при подборе тканей для изделия. Так, хлопчатобумажные ткани разнообразны по расцветке, имеют небольшую растяжимость, хорошо уплотняются и мало осыпаются. Их основной недостаток — большая усадка после увлажнения. Усадка происходит преимущественно вдоль основных нитей ткани (по долевой нити — ДН). Льняные ткани отличаются прочностью, стойкостью к растяжению, хорошо стираются и утюжатся. Недостаток этих тканей — сминаемость. Шерстяные ткани маломнущиеся, износостойкие, держат форму после утюжки. Вискозные — стойки к истиранию, шелковые на ощупь. Недостатки — повышенная сминаемость, способность к скольжению, осыпаемость нитей. Синтетические ткани прочные, маломнущиеся, восстанавливают форму после стирки. Основной недостаток — нестойкость к высокой температуре.

Характер переплетения нитей и состав волокна определяют фактуру тканей,которая обусловливает различные цветовые и светотеневые эффекты (например, атласная ткань, расположенная по основе или утку, зрительно воспринимается по-разному). По фактуре ткани могут быть мягкими и жесткими, матовыми и блестящими, гладкими и рельефными, ворсовыми и т.д.

ПОДГОТОВКА ТКАНИ К РАБОТЕ

Декатировка — это дополнительная влажно-тепловая обработка с обильным увлажнением материала, которая производится для первичной усадки ткани. Декатировке подвергаются следующие виды тканей: хлопчатобумажные, льняные, шерстяные, из натурального шелка, смесовые ткани.

Во избежание окрашивания не рекомендуется декатировать ткани разного цвета совместно.

Некоторые виды тканей желательно подкрахмаливать. К ним относятся крепдешин, штапель, некоторые шелка и другие подобные им ткани. Следует помнить, что на темных тканях крахмал может оставить белые пятна, поэтому в работе с такими тканями лучше использовать тонкий клеевой флизелин или желатинировать их.

Крахмаление

Развести крахмал (1 ст. ложку) в холодной воде (0,5 стакана) и наливать, помешивая, в кипящую воду (1 литр). Снять с огня, дать остыть под крышкой (чтобы не образовалась пленка). В таз с холодной водой (3-5 л) вылить остывший раствор. Размешать. Держать ткань в растворе 20 мин, два раза перевернув ее для равномерного насыщения крахмалом. Затем вынуть ткань, слегка отжать раствор, не выкручивая ткань, и повесить для сушки. Утюжить ткань следует полувлажной, очень аккуратно, медленно продвигая утюг по направлению долевой нити. Ткани разных цветов следует крахмалить отдельно во избежание окрашивания.

Желатинирование

1—1,5 чайной ложки желатина залейте холодной водой, оставьте на 40—50 минут для разбухания и нагрейте на водяной бане. Теплым раствором пропитайте заранее выстиранную и высушенную ткань. Немного просушите и слегка влажный материал прогладьте через ткань.

Из накрахмаленных и прожелатиненных глаженых материалов легко выкраивать мельчайшие крылышки насекомых, посуду сложной изогнутой формы или части лица на портрете.

Припаивание краев

Легкоплавкие материалы — искусственный шелк, капрон, нейлон — можно предохранять от осыпания кромки. Проведите по контуру фрагмента паяльником, нагретым до средней температуры. Паяльник нужно вести вдоль контура достаточно быстро и с одинаковой скоростью. Остатки оплавленной ткани следует периодически счищать с паяльника.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 140; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.88.249 (0.007 с.)