Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Анархия в Монголии после 1370 года
Империя, основанная в Китае Великим монгольским ханом Ху-билаем, была, как мы видели, низвергнута в 1368 г. в результате восстания Китайцев, и наследник Хубилая, Тогон Темур, пресле- * См. далее, и Martin Hartmann, Ein Heiligenstaat im Islam, Islam/Jrient, 1,195.-B общем чингизханиды растворились в Кашгарии в других условиях, нежели в Китае, но возможно, по глубоким сходным причинам. В Китае, в первой полов. XIV в. потомки Хубилая уделили чересчур повышенное внимание буддизму, что спровоцировало враждебность со стороны образованных китайских кругов. В Кашгарии потомки Чагатая глубоко прониклись мусульманской набожностью до такой степени, что постепенно устранялись «святыми семействами» исламизма. Мы увидим далее, в XVII в., что тибетский ламаизм оказал не менее расслабляющее влияние на монголов Ордоса, Чахара и даже Халхи. Все эти бывшие варвары отдавались мусульманской или буддийской набожности с трогательным рвением, но возможно, теряя при этом что-то от своих «достоинств», во всяком случае своих воинствующих качеств. Не ставя перед собой цели не признавать неоспоримую моральную привлекательность буддизма или мусульманской мистики, следует признать, что ламаизм навсегда усыпил монгольскую душу в Монголии, таким же образом как ислам лишил национальной принадлежности и способствовал тому, что последние монголы Кашгарии впали в ханжество, послужившее им подготовкой отречения от прежних взглядов в окружении ходжей, полных лестного общения. 544 дуемый Китайцами из Пекина, умер в Нин-чане, или Кэ-лу, на Шара-мурэне, 23 мая 1370 г., трагически переживая грандиозность этой катастрофы.* Китайская династия Мин (1368-1644), выставив Чингизханидов за пределы национальной территории, поспешила взять реванш и распространить своё влияние вплоть до Монгольской территории. Сын Тогон Тимура, принц Аурширидхара, узнав о смерти своего отца, принял в Каракоруме титул Великого хана. Он правил с 1370 по 1378 год с надеждой на то, что в один прекрасный день вернет китайский трон. Однако, напротив, он подвергся атаке Китайцев, которые без колебания, снова отбросили его на Монгольскую равнину. В 1372 г. их лучший генерал, Сиу Та, продвинулся в направлении Каракорума, но был остановлен на реке Тула. После смерти Аурширидхара, его сын-Токуз Темир ему наследовал в Каракоруме, в этой монгольской империи, уменьшенной до размеров национального государства (1378-1388). В 1388 г., китайская армия в сто тысяч человек вновь вторглась в Монголию и успешно противостояла войскам Токуз Темура в крупном сражении южнее Буир-нора, между Халха-голом и Керуленом. В результате этого разгрома, Токуз Темур был убит одним из своих родственников.
После всех этих неудач, семейство Хубилая впало в такую дискредитацию, что монгольские племена в своем большинстве восстановили значительную автономию. Ужетши, или Окатши, главный предводитель племени, которое восстало против потерявших авторитет Хубилаидов, был, согласно Сананг Сетчену, принцем Кергудов, или, по-монгольски, Киргизов,-народа, который в ту эпоху проживал в пределах верхнего течения Енисея, вплоть до озера Коссагол.** Ужетши отверг сюзеренитет Великого хана хубилаидов — Элбе-ка, победил и убил его (1399), и узурпировал власть над племенами. Юань-Ло,— император Китая,— третий и наиболее известный правитель династии Мин, естественно проявил огромное удовлетворение этой узурпацией власти, которая усиливала раздор Монголов и которая, свалив в Монголии семейство Хубилая, устранила для Китайцев кошмар Чингизханидского реванша. Он, таким образом, признал власть Ужетши, однако, согласно Мин-ши, этот последний, * См. выше. ** Морис Курант (Центральная Азия в XVII и XVIII вв., с. 11) считает, что Угетши является не принцем Кергудов, но Торгудов или Торгхутов, которые относятся к одному из четырех племен ойратов. Об этом см. Сананг Сетчен, 143—155. 545 был затем побежден двумя предводителями восставших племен,— Аруктайем (по-кит. А-лу-тай), предводителем Асодов, и Ма-ха-му,-предводителем Ойратов.* Асод — монгольское наименование Аланов или Асесов. Мы знаем, что этот народ, иранский по расе, точнее скифо-сарматский, происходил с Кавказа (Кубань и Терек), и его представители в XIII в. считались в монгольской армии Китая важной составляющей частью; мы видели, что монгольские воинские контингента, состоявшие из Аланов, были истреблены Китайцами в Тчен-чао в 1275 г., и что другие группы Аланов, находившиеся на службе у семейства Ху-билая, отправили в 1336 г. из Пекина письмо Папе Римскому.**
Асоды к 1400 г., безусловно, представляли собой один из кланов Аланов, которые сопровождали низложенных Хубилаидов из Китая в Монголию, и которые затем были ассимилированы Монголами, так как успешно адаптировались к ним. Что касается Ойратов или Ойрадов, напомним, что это одно из могущественнейших племен лесных Монголов, располагавшихся в эпоху Чингизханидов на западном берегу Байкала. Начиная с XVII в., они подразделялись на четыре под-племени: Чорос, Турбет, Дорбод или Дорбот, Хошот, и Торгут или Торгхут; правящая семья, по крайней мере, в то время, принадлежала к клану Чорос. Чтобы подчеркнуть их полную независимость по отношению к другим монгольским претендентам, Аруктай и Ма-ха-му незамедлительно предприняли почтительные действия по отношению к Пекинскому двору, — протокольный жест, служащий, как для демонстрации суверенитета, так и для соискания одобрения и доброжелательности со стороны династии Мин. Кажется, что Ойраты использо- * Мы с Пельо считаем, что Аруктай, в соответствии с монгольским историком Сананг Сетченом, фонетически соответствует А-лу-таю в Минь-ше. Действительно, Минь-ше придает первостепенную роль А-лу-таю в период, когда Сананг Сетчен описывает нам Арутая как пленника. Ховорт (I, 353) принял за основу факт, чтобы считать А-лу-тая китайцев, не предводителем хорчинов — Адаем. Такая ассимиляция с фонетической точки зрения кажется несостоятельной. В остальном кажется, что существует путаница в этой части в Минь-ше, когда речь идет о предводителе ойратов Ма-ха-му. Снанаг Сетчен считал, что предводитель ойратов, правивший в первые годы XV в. назывался Батула. Его преемником (к 1415, 1418 годам) был его сын Бахаму, по прозвищу Тогон. Напротив, по Минь-ше, личность, соответствующая Батуле, именовался Маха-му, а его сына звали Тогол. ** Pelliot, Toung-pao, 1914, 641. Moule, Christians in China, 260, 264. См. выше, с. 373-374. 546 вали ситуацию для распространения своей гегемонии на всю западную Монголию, западный берег Байкала и верхнее течение Иртыша, с намерением спуститься в дальнейшем на юго-запад, на берега Или, как нам вскоре указывает Тарихи Рашиди. Однако центральная и восточная Монголия оставалась в полном замешательстве, так как, соперничая с Аруктаем и Ма-ха-му, сын Ужетши, Ессеку, согласно Сананг Сетчену, придерживался вплоть до своей смерти, в 1425 г., претензий на верховную власть в ханстве. Однако Чингизханидская реставрация произошла в 1403—1404 годах при одном из сыновей Элбека, которого монгольский историк Сананг Сетчен называет Олджай Темур, и которого Мин-ши не называет, кроме как под буддисткой санскритской квалификацией — Пуньарсри (по-кит. Пен-йа-шо-ли).* Аруктай очень скоро воссоединился с этим представителем на законное право на престол. Китайский двор не мог допустить всплеск в семействе Хубилая, вызванный этим возвращением. Император Юань-Ло попытался добиться от Олджая Темура признания своего вассалитета. Натолкнувшись на отказ, китайский монарх вторгся в Монголию, продвинулся до верхнего течения Онона-до родных степей Чингиз-хана,-и рассеял войска Олджай Темура и Аруктая (14101411). Это поражение явилось фатальным для Олджай Темура, который потерял весь свой авторитет. Ойратский предводитель Ма-ха-му напал на него, сокрушил и захватил власть (к 1412 г.).
Ма-ха-му до этого времени заигрывал с китайским императором Юань-Ло; Ойраты, западные Монголы, находили естественным опираться на Китайский двор с тем, чтобы сокрушить Хубилаидов и других предводителей восточных Монголов. Однако наиболее важно, что, когда в своем желании распространить власть на все племена и правящие семейства Монголии, ойратский предводитель решался порвать с династией Мин. Юань-Ло двинулся против него, пересекая Гоби, однако Ма-ха-му нанес серьезные потери китайской армии, и затем ускользнул неприкосновенный к реке Тула (1414, 1415). Эти кочевники, еще вчера ослабленные благополучием китайской жизни, вновь нашли, вместе со своим возвращением в родную степь, свои тысячелетние качества. Более того, здесь речь идет конкретно об Ойратах, то есть западных и лесных племенах, которые, будучи менее связанные, чем люди Орхона и Керулена с Чингизханидскими * Фактически, Олджай Темюр у Сананг Сетчена и Пен-йа-шо-ли в Миньте, видимо, означают одно и то же лицо, несмотря на то, что хронологические рамки этих двух источников (также весьма запутанных), не соответствуют в точности, если проводить детализацию. 547 завоеваниями, должны были сохранять крепость своего национального духа. Тем не менее, думается, что наиболее важный момент для Ма-ха-му был тогда, когда он мучился от китайского набега, так как он не мог предохранить монгольские степи от армий династии Мин. Согласно Мин-ши, Аруктай вернулся на политическую сцену, и восстановил Пен-йа-шо-ли, то есть нашего Олджай Темура в качестве Великого хана (к 1422 г.). Он опустошил Кан-су до Нин-ся, затем, так как Юань-Ло прибегнул к карательным действиям, он пересек Гоби, в направлении севера, и ушел невредимый. Немного позднее, продолжает Мин-ши, он убил Пей-йа-шо-ли, т. е. Олджая Темура, и провозгласил себя Великим ханом. Император Юань-ло еще много раз предпринимал против него безуспешные походы (1424, 1425). Счастливая возможность, однако, всё же пришла в разгар этих операций, удачливая для Китайцев: ойратский лидер Тогон Темур, сын и приемник Ма-ха-му, восстал против гегемонии Аруктая и нанес ему поражение. Таков вывод китайской исторической хроники Мин-ши. Следует, однако, опасаться, что Мин-ши смешивает под именем А-лу-тай двоих персонажей, которые монгольским историков Сананг Сетче-ном разграничиваются. Речь идет об асодском предводителе Арук-тае, деятельность которого мы проследили вплоть до 1414 г. (до этого времени оба источника примерно совпадают), и другом принце, по имени Адай, который представлен Сананг Сетченом как предводитель Хортчинов или Кортчинов.* Хортчины, как мы знаем, представляли собой одно из племен восточных Монголов, располагавшихся на востоке от Хингана в районе реки Нонни, на границе с Маньчжурами, и их потомственным предводителем был то ли Темуже Отшижин, то ли Кассар, и тот, и другой — братья Чингиз-хана. Мы видим у Сананг Сетчена, что оккупированное к 1425 г. ханство, по меньшей мере, ее Восточная часть, Хортчинским лидером Адаем, и вторым — Аруктаем, что наглядным образом демонстрирует наличие двух персонажей, смешанных в Мин-ши. Адай и его вассал Аруктай воевали, объединившись против Ой-ратов и против Китая, в то время как, следуя обычной игре баланса сил, Ойраты находились в приятельских отношениях с императором Юань-ло. В период этих последних действий в Монголии против Адая (1422-1425), Юань-ло использовал этот раскол Ойратов против объединенного законного Борджичинского ханства. * Кортчины, в военной чингизханидской лексике являются телохранителями (Pelliot.j. а., 1920,1, 171 et Toung pao, 1930, 32; Mostaert, Ordosica, I, 41. 548
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.011 с.) |