Джучи и Его сыновья. Золотая Орда, Белая Орда и улус Шейбани 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Джучи и Его сыновья. Золотая Орда, Белая Орда и улус Шейбани



Известно, что Чингиз-хан отдал своему сыну Джучи, который умер в феврале 1227 г., на шесть месяцев раньше самого Чингиз-хана, долины к западу от Иртыша, где находятся современные Семипалатинск, Акмолинск, Тургай, Уральск, Адай и собственно Хорезм (Хива). Перед смертью Чингиз-хан завещал эти владения детям Джучи, и в основном второму из них — Батыю, который, после победоносных кампаний 1236-1240 гг., присоединил все бывшие кипчакские и булгарские территории, не говоря уже о сюзеренитете над русскими княжествами.******

Только европейская часть ханства составляла необъятные владения: прежде всего продольная зона северных степей Черного

* Cf. Huart, Kara-koyun-lu, Enc.Isl., II, 785.

** Artena, Enc.Isl., I, 469. Huart, Burhan al-Din, ibid.,817.

*** Huart, Ak-koyunlu, Enc.Isl.,I, 228.

**** J. Kramers, Karaman-oghlu, Enc.Isl.,11, 792.

***** См. стр.504.

****** См выше, с. 329.

434


моря, бассейн реки Урал, нижнее течение Дона, Донца, Днепра и Буга, устье Днестра и нижнее течение реки Прут, степи, которые простирались до Северного Кавказа в бассейнах рек Кубани, Кумы и Терека, словом, вся древняя Скифская Европа. Что же касается страны булгар, то там к Батыю отошли земледельческие и лесные зоны, орошаемые Средней Волгой и ее притоком Камой. Геродот описывает древнюю Скифию, говоря о ней, как о "малозаселенном пространстве" с безграничными степями, как о "Европейской Монголии", о которой Рубрук говорит следующее: "Постепенно продвигаясь дальше на Восток, на нашем пути мы видели только небо и землю и иногда с правой стороны море, через каждые два льё путешествия мы обнаруживали, то тут, то там, куманские захоронения (курганы)".*

В этих безлюдных пространствах кочевали монгольские орды или скорее-тюркские войска, возглавляемые монголами, так как "завещание" Чингиз-хана, как об этом говорит Рашид ад-Дин, передало Батыю только четыре тысячи коренных монголов. Вся же оставшаяся часть армий состояла из представителей разных союзнических тюркских племен: кипчаков, булгар, огузов и т.д., что объясняет тот факт, что ханство Джучи так быстро тюркизи-ровалось.**

Батый кочевал вдоль Волги, поднимаясь весной к бывшей стране булгар со стороны Камы, где располагался торговый город булгар, являвшийся центром чеканки монет, а в августе спускался к устью реки, где была его ставка, послужившая основанием будущей столицы, великого Сарая.***

Именно там, в нижней части Волги он принял Рубрука в своем ханском шатре: "Батый находился на высоком сиденье или троне, размерами с кровать, покрытом золотом и к которому вели три ступеньки. Рядом с ним находилась одна из его жен. Другие присутствующие распологались с правой и с левой стороны от нее. У входа в шатер стояла скамья, где стояли сосуды с кумысом (перебродившее кобылье молоко) и крупные золотые и серебрянные чаши, украшенные драгоценными камнями. Батый смотрел на нас, не отводя глаз. Лицо его было красноватого цвета, и Т-Д."****

* Rubrouck, chapitre XV.

** Rachid ed-Din dans Erdmann, Temudschin, 453.

*** Бартольд, Бату-хан. Энц.Исл., I, 698. Бартольд, Сарай, Энц. Исл.,163.

**** Rubrouk, chapitre XXI.

435


Один из братьев Батыя по имени Орда, который являлся старшим братом в семье, хотя он ничем особенным не выделялся, получил в удел территорию современного Казахстана.*

Его владения включали на юге левый берег Сырдарьи, примерно начиная от города Сыгнака у гор Каратау, до дельты реки, впадающей в Аральское озеро, а также, наверняка, полосу суши левого берега до дельты Амударьи. то есть всей восточной стороны озера; на севере-бассейн Сарысу и массив Улугтага (Улытау), разделяющий это место от Тургая. Последний преемник Орды-Токтамыш взял в свое подчинение в 1376 г. города Сыгнак и Отрар, находившиеся на стыке с оседлым миром.**

Ханство Батыя известно в истории как кипчакское ханство и ханство Золотой Орды (Алтан-ордо, Алтун-орду), а ханство Орды под именем Белой Орды (Чаган-ордо, Ак-Орду).

Другой брат Батыя-Шейбан, проявивший себя в 1241 году во время похода на Венгрию, получил во владение земли к северу от территории Орды, то есть вотчину на востоке и юго-востоке Южного Урала, в частности, в этом направлении, значительную часть нынешней провинции Актюбинска и Тургая. Вероятно, что в летнее время эта орда кочевала между Уральскими горами, рекой Илек (приток реки Урал на юге Оренбурга) и рекой Иргизом; зимой он перекочевывал в направлении юга, ближе к улусу Орды. Шейбаниды в дальнейшем расширили свои владения, включая Западную Сибирь.***

Батый и Берке

Говоря об основной орде, мы видели, что Батый, правление которого длилось с 1227 по 1255 г., оказал существенное влияние на общую монгольскую политику, и он являлся главным действующим

* Cf. Rachid ed-Din dans d'Ohsson, II, 335-336.

** См. ниже, стр. 484 и Zafer-name, trad Petit de la Croix, p.278.

*** Как мы это увидим, шейбаниды подчинили к 1480 г. сибирское ханство Тюмени или Сибири, которое оставалось в их владении до русского завоевания 1598 г. (см. с. 567). Мы узнаем также, каким образом в период, когда предводитель Белой Орды — хан Токтамыш, в 1380 г. завоевал Золотую Орду и большая часть Белой Орды двинулась вместе с ним в Европу, и каким образом, бывшая вотчина Орды на севере нижнего течения Сырдарьи была лишена своих жителей и постепенно была вновь занята Ордой Шейбанидов. Шейбанид Абулхаир, который пришел к власти в 1428 г. в районе Туры в Западной Сибири, стал властвовать от Волги до Урала, с центром в Сыгнаке на Сырдарье. Его внук — известный Мохаммед Шейбани основал в 1500 г. в Бухаре и Самарканде узбекскую империю, о которой мы поговорим далее (с.559-564).

436


лицом (несомненно, с согласия его брата Орды) старшей ветви Чингизханидов.* Однако следует заметить, что он никогда не претендовал на высшее главенство в ханстве. Даже в самом начале он с уважением отнесся к решениям своего предка, оставившего в наследство империю династии Угэдэя. Подобная воздержанность на самом деле объясняется фактами, вызывающими сомнения в родовой принадлежности Джучи. Ходили слухи, что Бертэ, жена Чингиз-хана, мать четырех имперских принцев была украдена одним из татарских военоначальников, и, может быть, тогда и был зачат Джучи? Видимо, в данном случае этот вопрос умышленно скрывался.**

Впрочем, наблюдалось прохладное отношение Чингиз-хана к своему старшему сыну, странное поведение Джучи после осады Ургенча, когда он провел последние пять лет своей жизни в своих вотчинах в Тургае, Эмбе и Урале, не принимая участия в походах Чингиз-хана; в конце концов разногласия между отцом и сыном стали известны всем.***

Подобного рода факты с самого начала предопределили джучи-дам весьма скромную роль. Батый же взял реванш в 1250—1251 гг., сыграв решающую роль, как мы это видели, в низложении династии Угэдэя и прихода на трон династии Тулуя. Мы привели пример его решительного вторжения в Алакмаке в 1250 г., показали как в 1251 г. он послал своего брата Берке в Монголию для того, чтобы поставить правителем Монгка, сына Тулуя, которому он был обязан, в ущерб династии Угэдэя.****

Монгка, впрочем, стал должником Батыя. Он заявил Рубруку в 1254 г., что его могущество и могущество Батыя распространилось по всей земле, подобно лучам солнца, что вызвало мысль о некоторого рода кондоминимуме или неразделимой империи. Рубрук, кстати, отмечает, что на территории, где правил Монгка, посланникам Батыя оказывалось больше почтения, чем посланникам Монгка у Батыя.*****

Впрочем, как об этом говорит Бартольд, между 1251-1255 годами монгольский мир практически был поделен между Великим ханом Монгкой и "старейшиной" Батыем, границы владений которых проходили через степи между Чу и Таласом.******

* Плано Карпини удачно отметил, что Орда был, однако, дуайеном старшей ветви чингизханидов «орду — самый старший предводитель и князь Тартаров» (Ch.V).

** См. выше, с. 256.

*** См. выше, с.308-309.

**** См. стр. 339-340.

***** Rubrouk, chapitres XXV et XLVI.

****** Бартольд, Бату-хан, Энц. Исл., I, 699.

437


Батый пользовался среди других членов Чингизханидской династии положением верховного арбитра, и вершителем власти. Что касается самого Батыя, то отношение к нему было неоднозначным. Монголы звали его Саинханом, "хорошим монархом", и воздавали ему хвалу за его добродушие и щедрость. Что же касается характеристики, данной ему христианским миром, то он предстает нам как виновник неслыханных злодеяний в период военных кампаний 1237— 1241 гг. в России, Польше и Венгрии. Плано Карпини сумировал эти несоответствия, характеризуя его как "мягкого, приветливого и благожелательного по отношению к своим, но невероятно жестокого в военных кампаниях".*

Этот "Европейский поход" 1237-1241 годов в славянскую Русь, Польшу, Силезию, Моравию, Венгрию и Румынию, в котором приняли участие представители всех Чингизханидских родовых ветвей, был проведен собственно в пользу Батыя. Он был его предводителем, по крайней мере на официальном уровне (стратегическое руководство от его имени возглавлял Суботай). И только он один извлек из этого пользу. Были разгромлены не только последние кипчакские тюрки, но ему покорились русские княжества Рязани, Суздали, Твери, Киева и Галиции. В течение более чем двух столетий они оставались вассалами Золотой Орды. Эта вассальная зависимость была настолько сильной до конца XV в., что хан назначал и расправлялся по своему усмотрению с русскими князьями, которые были обязаны являться к нему с "челобитием" в его резиденцию на нижней Волге. Подобная политика униженной зависимости была начата Великим князем Владимиром Ярославлем, который в 1243 г. преклонил колени перед Батыем и был признан им "старейшиной русских князей".**

В 1250 г. князь Данила Галицийский (принявший княжеский титул в 1255 г.), также подчинился ему и попросил его освящения. Великий князь Александр Невский (1252—1263), сын и наследник Ярослава, извлек двойную выгоду от жесткого монгольского протектората для того, чтобы по меньшей мере противостоять врагам Руси со стороны прибалтов. Такого рода зависимость была единственным средством, позволившими Руси пережить эти ужасные

* Plan Carpin, chapitre III.

** Подобное подчинение монгольскому сюзеренитету не обошлось без опасностей, даже для русских князей, которые пользовались покровительством. Плано Карпини (гл. XIII) сообщает нам, что Ярослав отправился с визитом вежливости в Монголию (он присутствовал при выборах Великого хана Гуйюка в 1246 г.) и мать — императрица Торагана угощала русского князя «собственноручно», после чего, вернувшись к себе домой, он заболел и скончался неделю спустя. Его тело было покрыто подозрительными пятнами.

438


времена. Московия оставалась порабощенной до своего освобождения Иваном III в конце XV в.

История кипчакского ханства разительно отличается от истории других Чингизханидских ханств. После одержанных побед в других странах, завоеванных монголами, последние более или менее приспосабливались к среде и плохо или хорошо, уживались с побежденными. И в то время как в Китае же Хубилай и его потомки становились китайцами, а потомки Хулагу в лице Газана, Олжайты и Абу-Саида стали в Иране персидскими султанами, их собратья-ханы Южной России не были ассимилированы славяно-византийской цивилизацией, не стали русскими. Как об этом свидетельствует географический словник, они остались "кипчакскими ханами", т. е. представителями тюркской орды, которая носила это название, и были простыми продолжателями этих "куманских" тюрков или половцев без прошлого, не оставивших память о себе и в конце концов пребывание которых в русских степях выглядит для истории так, словно их там и вовсе не было. Не внесло никаких изменений в эту ситуацию и принятие ислама кипчакскими монгольскими ханами, которое было поверхностным с культурной точки зрения и разобщающим с европейской точки зрения. И напротив, исламизация, которая в действительности не приобщала их к древней цивилизации Ирана и Египта, завершила их отделение от западного мира, что привело к тому, что они, как это случилось позже с Османской империей, стали чужеродными на европейской земле, которые не могли не ассимилироваться, ни быть ассимилированными.*

В течение всего периода существования Золотой Орды, Азия начиналась с южных окраин Киева. Плано Карпини и Рубрук удачно выразили впечатление, которое было у людей, пришедших с Запада, прибывших в ханство Батыя, которое выражалось в том, что это был совершенно другой мир.** Конечно, у хазарских тюрков X века было больше "западного", чем у наследников Джучи.***

Тем не менее следует сказать, что судьба могла повернуться иначе. Что бы не говорил об этом Рубрук, который имел неприятные впечатле-

* Нет необходимости, чтобы я говорил здесь об Османской империи, а не о кемалистской Турции, что совершенно неоднозначно.

** Cf. R.P.Batton, Wilhelm von Rubruk, p.37-45, 62 etc.

*** Это не значит, что нельзя найти в исламском и русском и так далее вкладах, элементы «цивилизации» Золотой Орды. См. в связи с этим Balodis, Neuere Forschungen uber die Kultur der Goldenen Horde, dans Zeitschr.f. Slavische Philologie, IV, 1927. Недостаточно придти к общему мнению о значимости данной культуры.

439


ния от невежества и пьянства несторианского духовенства, и не очень глубоко вник в политическую миссию несторианской церкви в монгольской империи, христианство прижилось даже в доме самого Батыя.*

Сартак, сын Батыя, стал несторианцем вопреки утверждениям францисканского путешественника.**

По данному поводу к тому же выводу пришли армянские (Кира-кос), сирийские (Бар Эбрауэс) и мусульманские (Джузджани и Джу-вейни) источники.***

И лишь ряд трагических обстоятельств не позволил несторианс-кому монарху занять отцовский трон. Когда Батый в возрасте сорока восьми лет скончался в 1255 г. в своей ставке на нижней Волге, Сартак находился в Монголии, куда он направился, чтобы оказать почести другу своего отца-Великому хану Монгка. Монгка вручил ему кипчакское ханство, но Сартак умер или по пути обратно в ставку или после возвращения к себе на Волгу. Монгка тогда назначил кипчакским ханом молодого принца Улакчи, которого Джувейни представляет сыном, а Рашид ад-Дин считает братом Сартака. Регентство было передано Боракчин, вдове Батыя. Но Улакчи скончался в 1257 г. и ханом кипчаков стал Берке, брат Батыя.****

Правление Берке (примерно между 1257—1266 годами) окончательно определило дальнейшее развитие кипчакского ханства.*****

Что бы не предполагал Рубрук, если бы Сартак был жив, можно сказать, что христианство пользовалось бы благосклонностью монарха. Берке же, наоборот, склонялся больше к исламу. Не из-за того что монголы отказались от религиозной терпимости, привычной для всей Чингизханидской династии. Несторианство было одной из религий, существовавшей в империи и было бы оплошностью тут же запретить его. Но в конце концов и особенно во внешней политике, симпатии правителя оказались скорее на мусульманской стороне. С учетом доводов Бартольда и назревших тенденций в ту эпоху, следует признать по этому поводу, что это было начало принятия ислама кипчакским ханством.******

* Rubrouck. Chapitre XIX.

'** Что касается имени Сартак («Сарт, Сарта-ул) см. Pelliot, Les Mongols et la Papaute, Revue de l'Orient Chretien, 1931-1932, p.78 (217).

*** В частности, Kirakos, J.A., 1858,1, 459.

**** Бартольд, Берке, 725-726. Qjouweyni, ар. D Ohsson, II, 336.

***** Влияние Берке было настолько сильным, что страна кипчаков (дословно, Дешт-и Кипчак или «кипчакская степь») обозначалась до XV в. под именем страны Берке, Дешт-Берке. См. например, Ибн Арабшаха (Vie de Tamerlan, trad. Sanders, 1936,p.73).

****** Ибн-Арабшах, там же, 77-78.

440


Берке, как мы это видели, был замешан во всех междоусобных войнах между Чингизханидами. Нам известно, что он был на стороне Арикбоги против Хубилая, не оказывая, между прочим, эффективной помощи.*

Он воевал затем, но безуспешно, против чагатайского хана Туркестана-Альгу, который между 1262 и 1265 гг. отобрал у него Хорезм, страну, которая до тех пор рассматривалась как принадлежащая кипчакскому ханству и, которая, с тех пор стала частью чагатайского ханства. Некоторое время спустя (до 1266 г.) Альгу отнял даже у Берке Орды, брата Берке, местность Отрара, промежуточный караванный этап на северном берегу среднего течения Сырдарьи, разрушил этот город, который связывал степи Западного Чу с чагатайским ханством, тем самым нанеся ущерб потомкам Джучи. Берке, об этом мы будем еще говорить, ничего не смог предпринять против этого врага, так как его основные военные силы находились на Кавказе.**

Если симпатии Берке к исламу, как об этом пишут арабо-персид-ские историки, не явились причиной разрыва с персидским ханом Хулагу, по крайней мере они явились дипломатическим поводом в этой коньюнктурной обстановке. Персидские историки отмечают, что кипчакский хан в самом деле ставил Хулагу в упрек, что тот без согласования с другими Чингизханидскими сановниками устроил массовую бойню в Багдаде и предал казни халифа.***

Практически династия Джучи рассматривала утверждение Хулагу в Азербайджане как незаконный захват и посягательство на права других.****

Что же касается своих кузенов, персидских монголов, он не колеблясь заключил союз с личными врагами Чингизханидов, с ярыми сторонниками мусульманского сопротивления, с мамелюками Египта, которыми руководил султан Бейбарс. Начиная с 1,261 года, две стороны обменялись посольскими делегациями, представители Бейбарса прибыли в Солодажу (Судак) в Крыму, а посланники Берке прибыли в Александрию. В 1263 г. между двумя монархами было заключено четкое соглашение, направленное против персидского ханства.*****

Бейбарс извлек из этого двойную выгоду. Отныне у него появилась возможность набирать в свои войска кипчакских тюрков из

* См. выше, стр. 352. ** См. выше, стр. 404 и 440.

*** Rachid ed-Din. Trad. Quatremere, p. 393. Grousset, Histoire des Croisades, HI, 612. **** Waccaf, dans d'Ohsson, III, 379.

***** Rachid ed-Din, trad. Quatremere, p.399. Maqrizi, p.211. D'Ohsson, III, 380-381.

441


Золотой Орды, пополнять армию новыми мамелюками (он сам, как известно, был из тюрков-кипчаков). Благодаря самой удачной дипломатической победе, Бейбарс помог Чингизханидам нейтрализовать одних другими. Ему удалось, опираясь на поддержку династии Джу-чи, благодаря диверсиям, проведенным Берку на Кавказе, окончательно остановить продвижение Хулагу в сторону Сирии. Испытывая угрозу наступления на Дербент, персидские ханы не могли больше, со стороны Алеппо, взять реванш от поражения Эн Джалуда. Хулагу, как мы об этом говорили выше, очень ясно осознал ущерб, который нанес ему Берке. В ноябре-декабре 1262 г., как мы это знаем, он перешел дербентский пролив, являвшийся разделительной полосой между двумя ханствами, дошел до Терека, но некоторое время спустя, у реки, на него неожиданно напали его враги и он был отброшен в сторону Азербайджана вражеской армией под командованием Ногая, младшего племянника Берке.*

Множество всадников армии Хулагу утонули при переходе Терека по льду, который треснул под копытами лошадей. Таковыми были печальные последствия раздоров между Чингизханидами: Хулагу казнил всех торговцев кипчакского происхождения, которые были в Персии. Берке расправился таким же образом с персидскими негоциантами, которые торговали с кипчаками.**

В 1266 г. Ногай переправился, в свою очередь, через Дербентский пролив, пересек Куру и стал непосредственно угрожать Азербайджану, центру персидского ханства. Но он потерпел поражение в Аксу от Абаки, преемника Хулагу в качестве хана Персии. Ногай был ранен в глаз, а его армия в беспорядке отступила к Ширвану. Берке явился лично, возглавив военное подкрепление. Он поднялся вдоль северного берега Куры, чтобы перейти реку и пойти в направлении Тифлиса, но умер в этом же 1266 г.

Что касается христианской Европы, то русский князь Даниил Га-лицийский восстал против монгольского покровительства (1257). Он рискнул даже атаковать границы ханства, но быстро был возвращен в подчинение без личного вмешательства Берке и по приказу хана снес большинство крепостей, которые он возвел. С другой стороны, хроника Кромеруса, относящаяся к 1259 г., свидетельствует о новом кавалерийском продвижении монголов на Запад. После вторжения в Литву, они вырезали всех жителей, которые не

* См. выше, стр. 440.

** Waccaf, dans D'Ohsson, III, 381.

442


успели укрыться в лесах или болотах, затем монголы вошли в Польшу со вспомогательными отрядами русских, которых они вынудили следовать за ними. "После того, как они сожгли во второй раз Сандомиры, они взяли в осаду цитадель, за которой укрылись жители. Комендант крепости Пьер де Крэмпа отказался сдаваться. Монголы отправили к нему брата и сына Даниила Галицийского, который убедил последнего сдаться на очень благоприятных условиях. Монголы, тотчас же, как обычно, совершая клятвопреступление, уничтожили всех несчастных защитников. Оттуда они двинулись на Краков, который сожгли дотла. Король Болеслав Целомудренный укрылся в Венгрии. Монголы опустошили страну вплоть до Бытома в районе Оппельна и вернулись в Кипчакию спустя три месяца, нагруженные богатой добычей".

В период правления Берке монголы Кипчакии участвовали в решении балканских проблем. В частности, по просьбе Константина Теша, царя болгар, они вступили в борьбу против византийского императора Михаила Палеолога. Монгольский принц Ногай, младший племянник Берке, пересек Дунай с 20 000 всадниками. Михаил Палеолог двинулся к ним навстречу, но по мнению Жоржа Ра-химера, греки по прибытию к болгарской границе, были охвачены паникой при виде монголов. Они бросились врассыпную и были почти все уничтожены (весна 1265 г.). Михаил Палеолог добрался до Константинополя на генуэзском судне, в то время как монголы опустошили Фракию.*

В течение этого похода (а по некоторым источникам, только в зимнее время 1269—1270 годов), Ногай освободил бывшего сельджукского султана Кай-Кавуса II, который жил в полу-неволе в Константинополе. Кай-Кавус последовал за монголами, которые возвращались к себе домой с награбленным. Он женился на дочери хана Берке, который отдал ему во владение город Саладжу или Судак (в 1265—1266 годах), важный центр торговли в Крыму.**

Тем не менее, Михаил Палеолог понял значимость монгольского фактора. Он отдал замуж свою внебрачную дочь Ефросинью за могущественного Ногая и выслал ему замечательные шелковые ткани, на что Чингизханид, впрочем, заявил, что он предпочитает бараньи шкуры.***

* Conrad Chapman, Michel Paleologue, p.75 (d'apres Pachymere) G.I. Bratianu, Recherches sur le commerce genois dans la mer Noire, p. 233-234.

** G. 1. Bratianu, Commerce genois dans la mer Noire, 205.

*** Chapman, Michel Paleologue, 80. G.I. Bratianu, Recherches sur Vicina et Cetatea Alba. 39.

443


Но союз, который, как мы увидим, отныне был заключен между Михаилом Палеологом и кипчакским ханством, сослужил большую пользу первому. В какой-то период между ними и мамелюкским султанатом Египта возник настоящий Тройственный Союз, направленный одновременно против романских народов (Шарль Анжуйский, Венеция) и Персидского ханства.*

Мамелюкские дипломатические посланники оставили нам почти живой портрет Берке: это был настоящий монгол, с желтоватым цветом лица, с редкой бородой, с волосами, собранными в косу за ушами. На голове у него был высокий колпак, на одном ухе висела золотая круглая серьга с драгоценным камнем. Он был опоясан болгарским зеленым кожаным поясом, украшенном золотом и драгоценными камнями. На ногах у него были красные кожаные сапоги.

У первых монголов Кипчакии не было других резиденций, кроме огромных стоянок из юрт и повозок, которые в соответствии с временами года перемещались вдоль берегов Волги и вызвали впечатление у Рубрука передвигающихся городов. Берке отдал приказ или завершил создание оседлого города Сарая, строительство которого возможно было начато при Батые. Этот город, где постройки концентрировались вокруг привычной стоянки Батыя, располагался на правом берегу нижнего Поволжья, около устья реки, впадавшей в Каспийское море. Если только, как говорит Бартольд, Сарай Батыя не соответствовал нынешнему поселению Селитренное и не был отдален от Сарая, построенного Берке, который можно соотнести с сегодняшним Царицыным.**

Что бы там ни было, Сарай Берке выполнял функцию столицы кипчакского ханства с1253 г., даты ее основания, до 1395 г., когда она была разрушена Тамерланом. К тому же, по сравнению с бывшей столицей хазаров, располагавшейся по соседству,*** она быстро приобрела значительный торговый статус, как передовое месторасположение караванов, которые отправлялись в Центральную Азию и Дальний Восток через Отрар, Алмалык, Бешбалык, Хами, страну тангутов, онгутов и Пекин.****

Берке и его преемники, в частности, ханы Узбек и Джанибек, пригласили в Сарай мусульманских богословов как ханефитского, так и ша-феитского толка, которые активизировали исламизацию страны.*****

* Canard, Le traite de 1281 entre Michel Paleologue et le sultan Qalaun Byzantion, 1935, 669-680. Rene Grousset, Histoire des Croisades, III, 613, 625.

** Бартольд, Сарай, Энц. Исл.ЛбЗ.

*** См. выше, стр. 236.

**** Ibn Arabchah, trad. Sanders, 76-79. Cf. Heyd, Commerce du Levant, II, 227-229.

***** Arabchah, 78.

444


Преемником Берке стал его племянник-Мангу Тимур (по-тюрк.) или Монгка Теймюр (по-монг.), внук Батыя по линии Тутукана или Тукукана.*

Мангу Тимур, который правил в Кипчакии с 1266 по 1280 гг., во время междоусобных войн Чингизханидов Центральной Азии, был на стороне угэдэйца Кайду, хана Имиля, против чагатайца Барака, хана Туркестана. Как известно, в 1269 г. он послал в Центральную Азию 50.000 человек под командованием принца Беркеджара, который помог Кайду в победе над Бараком.**

В борьбе, направленной на оказание помощи Кайду, чтобы вырвать империю у Великого хана Хубилая, Мангу Тимур, по крайней мере дипломатическим путём, привлек на свою сторону Кайду. Известно, что в 1277 году ему был передан принц Номохан, сын Хубилая, который был взят в плен в Монголии, и которого, впрочем, он в дальнейшем вернул его отцу.***

Благодаря этим событиям, кипчакское ханство утвердило свою независимость от Великого хана. Золотые монеты Золотой Орды, отчеканенные в городе Булгар, носившие до тех пор имена Великих ханов, носили теперь имена только Мангу Тимура и его преемников.

Мангу Тимур продолжал политику, выработанную Берке по отношению к мамелюкскому султанату Египта с одной стороны, и по отношению к византийской империи с другой стороны. Он составил указ, увековечивающий на земле ханства привилегии священников православной греческой церкви и неоднократно посылал архиепископа Сарая-Теогноста в качестве посла в Константинополь.****

Ногай и Токтай

Туда Мангу (1280—1287), брат и преемник Мангу Тимура, который по свидетельству Новайри, был очень набожным мусульманином, "строго соблюдавшим говенье (уразу), постоянно окруженным шейхами и факирами", представлял из себя никчемного правителя. Он был вынужден отказаться от власти и на престол был возведен Тула-бука (1287—1290), племянник двух предыдущих ханов. Истинным хозяином ханства был Ногай, представитель младшей джучидской ветви, который возглавлял военные походы против Персии в бытность Берке, в 1262 г. и в 1266 гг., а также против византийской империи в 1265 р.*****

* Бартольд, Мангу-Тимур, Энц. Исл., 261.

** См. выше, стр.404.

*** См. выше, стр. 360.

**** Cf. G.I.Bratianu, Le commerce genois dans la mer Noire, 259.

***** Cf. G.I.Bratianu, Recherches sur Vicina et Cetatea alba. 38-39.

445


Францисканец Ладислас, глава миссии Газарии (Крым), давая отчет генералу своей гильдии 10 апреля 1287 года о посещении его братом Моисом кипчакских правителей, говорит о Ногае в тех же тонах, что и о Тула-буке и называет его соимператором.*

Кажется, что в то время как собственное владение Туды-Мангу, затем Тула-буки располагалось в пределах Сарая, в нижнем Поволжье, владения Ногая находились в районе Дона и Донца.**

Из летописи францисканцев следует, что Ногай не был настроен враждебно к христианству: одна из его жен Алака, которую францисканцы звали Джайлакой и Пакимерой, явилась к францисканцам, чтобы пройти обряд крещения в Киркьере или Чуфуткале. Мусульмане сняли колокол с католической часовни Солхата или Со-лгата в Крыму, и монгольский сановник прибыл для наказания виновных и т.д.

Ногай проявил себя по отношению к византийцам, как достаточно верный союзник. В 1280 г. он помог им свергнуть короля болгар Ивай-ло или Лаханаса, на место которого после многочисленных событий был вознесен на трон Тырново, с их позволения, боярин "куманско-го" происхождения, то есть тюрк-кипчак по имени ЖоржТертерий.***

В период правления Тертерия (1280-1292), как об этом говорили П. Ников и Ж. Каген, Болгария перешла под действительный протекторат монголов, тесно связанных с самим Ногаем. Сын Тертерия-Святослав был взят в заложники при дворе Ногая, а его сестра вышла замуж за Чаку или Джеку, сына грозного монгольского предводителя.****

Могущество Ногая вызвало недовольство у молодого хана Тула-буки, который собрал армию, чтобы свергнуть последнего; но старый вояка сумел усыпить бдительность Тула-буки и пригласил его на дружескую встречу, которая оказалась настоящей западней. В самом разгаре переговоров молодой правитель был окружен воинами Ногая, сброшен с седла и связан по рукам и ногам. Ногай выдал его сыну Мангу Тимура по имени Токтай, Токта или Токтоа, кото-

* R.P. Golubovitch, Bibliotheca Bio-bibliografica dell Oriente francescano, II, 444. Eloge de Nogai dans Marco Polo, ed. Moule-Pelliot, 488.

** Hypotheses diverses chez Cheshire. The great Tartar invasion of Europe, dans Slavonic Reviw, V.1926, 101 et chez Bruce Boswell, The Kipchak Turks, ibid.,VI, 1927, 82.

*** Chapman, Michel Paleologue, 136-137. G.I. Bratianu, Commerce genois dans la mer Noire, 234.

**** G. Cahen, Les Mongols dans les Balkans, Rev. Hist. 1924, 55.-G.I.Bratianu, Recherches sur Vicina, 109. О Ногае существует монография Веселовского в Архивах Академии наук СССР. XIII, 1922 (на рус. яз.). Отметим, что дочь Ногая вышла замуж за русского князя Федора Рязанского.

446


рый был личным врагом несчастного принца и который предал его смерти. После этих событий Ногай посадил на трон этого же Ток-тая, будучи уверенным в том, что прежде всего новый хан станет послушной игрушкой в его руках (1290). Но Токтай также не смог долго терпеть попечительство вершителя судеб. Он атаковал Ногая и при первой же битве у Дона в 1297 г. был полностью разгромлен. Ногай уже на склоне лет допустил ошибку, не пойдя на Сарай, куда ушел его противник.*

В 1299 г. во второй битве, развернувшейся у Днепра, он проиграл Токтаю, оставшись наедине. "Его сыновья и войска спешно отступили на исходе дня. правитель был уже достаточно стар, его густые брови застилали ему глаза. Его подобрал русский солдат из армии Токтая, который намеревался покончить с ним. Ногай признался, что он хан и попросил солдата отвести его к Токтаю, но русский воин отрубил ему голову, отнеся ее потом хану. Токтай был удручен смертью старого правителя и в наказание казнил убийцу".**

Сыновья Ногая попытались унаследовать его власть, но из-за междоусобиц Токтаю удалось разгромить их. Один из сыновей Ногая-Чака, за которым Токтай устроил погоню, по свидетельству Новайри, укрылся вначале у башкиров, затем у азесов (аланов), и далее в Болгарии, где правил его зять Святослав, который опасаясь репрессий со стороны хана Токтая, казнил Чаку в Тырново (1300).***

В то время как междоусобные войны наводили смуту на Золотую Орду, Белая Орда в степях Сарысу и Тургая, по свидетельству Рашид ад-Дина, под предводительством хана Найана или вернее Баяна (1301-1309), внука основателя Орды, находилась в состоянии вражды из-за восстания его кузена и соперника Куйлека или Коблука, которого поддерживал угэдэйский хан Имиля-Кайду и чагатайский хан Трансоксианы-Дува, которые правили в Туркестане. Баян стремился заручиться поддержкой великого хана Китая Теймюра, но из-за разделявшего их расстояния не смог получить конкретной помощи. Однако, ему удалось остаться властителем родных степей.****

В течение полувека генуэзцы и крымские венецианцы установили свои фактории в Газарии (Хазарии), название, доставшееся от тюркской народности, когда-то там проживавшей. И, кажется, в 1266 г.,

* В декабре 1299 г. Ногай оказался перед Солдажей (Судак) в Крыму, когда он отправился оттуда, чтобы провести на Днепре свою последнюю битву. ** Nowari et Rachid ed-Din dans d'Ohsson, IV, 755 et 758. *** Cf. G.I. Bratianu, Recherches sur Vicina, 39-40, 72. **** Rachid ed-Din, dans d'Ohsson, IV, 515.

447


монгольские правители предоставили генуэзцам в Каффе участок для устройства консульства и создания складских помещений, что положило начало обустройства крупной генуэзской колонии в Крыму.*

Итальянские негоцианты торговали даже в нижнем Поволжье в г. Сарае, столице кипчакских ханов, где велась торговля пушниной из северных краев. Нам известно также то, что они покупали там молодых рабов тюркского происхождения, которых они перепродавали мамелюкам Египта, поставляя им, таким образом, новых воинов. Хан Токтай, недовольный тем, что из-за подобной торговли степь лишалась лучших своих сыновей, стал враждебно относиться к итальянским торговцам. В 1307 г. он арестовал генуэзских торговцев в Сарае, затем направил армию для нападения на генуэзскую колонию в Каффе. 20 мая 1308 г. Генуэзские колонисты сами сожгли город и ушли восвояси на своих торговых судах. Ситуация оставалась напряженной до самой смерти Токтая (август 1312).**

Узбек и Джанибек

На смену Токтаю пришел его племянник — Узбек (1312-1340).*** Сведения, касающиеся его религиозных взглядов являются достаточно противоречивыми. По словам Рашид ад-Дина, в период правления Токтая, Узбек вызвал недовольство монгольских правителей своим безграничным мусульманским прозелитизмом: "Они ему говорили: Довольствуйся нашим послушанием. Какое тебе дело до нашей религии? И почему мы должны отказаться от яссака Чингиз-хана ради арабской религии?" После смерти Токтая, монгольские правители, прежде чем назначить ханом сына покойного, приняли решение устранить кандидатуру Узбека, пригласив его на празднество, где планировали убить его. Но Узбек, осведомленный о готовящейся расправе, быстро умчался и вернулся со своей армией. Он окружил место проведения празднества, и разом уничтожил заговорщиков и наследника Токтая, после чего сам взошел на трон. По просьбе мамлюкского султана Египта — Эн-Насира, после длительных проволочек он решил выдать за него замуж Чингизханид-скую принцессу, что было невиданной благосклонностью в понимании монголов и тесно сближало кипчакское ханство с официальными сторонниками ислама (1320).****

* Heyd, Commerce du Levant, II, 163. G.I.Bratianu, Commerce genois dans la mer Noire, 219. Hammer.geschichte der goldenen Horde, 254. ** Heyd.II, 170.G.l.Bratianu, Commerce genois, 282-283. ***Т1роизносится озбег. **** D'Ohsson, IV.573-575.

448


Однако, магометанские устремления Узбека не помешали ему проявить себя весьма либеральным по отношению к христианству.*

В своем письменном послании от 13 июля 1338 г. Папа Иоан XXII выражает благодарность хану за его доброжелательное отношение к католическим миссиям.**

В 1339 г. Узбек принял францисканца Жана де Мариньоли, посланника Папы Бенедикта XII, который направил ему в качестве подарка отменного боевого скакуна, прежде чем продолжить путь в Кипчакию в направлении государства Чагатая и в Пекин.***

В то же самое время Узбек заключил торговое соглашение с генуэзцами и венецианцами. Послы Генуи-Антонио Грильо и Николо ди Пагана, получили разрешение на восстановление фактории и строительство складских помещений в Каффе. С 1316 г. эта колония вновь развернула свою деятельность.****

В 1332 г. Узбек даже позволил венецианцам развернуть факторию в Тане, в устье реки Дон.*****

Что же касается русской стороны, то жители Твери уничтожили 15 августа 1327 г. монгольских эмиссаров, прибывших для взимания податей и даже казнили одного из кузенов Узбека. Хан распорядился наказать князя московского Ивана. В связи с этим, он направил пятидесятитысячную армию. Московские князья заложили основы их будущего величия, именно в качестве исполнителей воли хана.

Хан Джанибек (1340-1357), сын и преемник Узбека, начал с подтверждения своих привилегий (1342), но после стычки между итальянцами и мусульманами, вспыхнувшей в Тане в 1343 г., он изгнал венецианцев и генуэзцев из Таны, и дважды атаковал Каффу (1343,1345).******

Генуэзская колония, впрочем, оказала ему такое достойное сопротивление, что он был вынужден снять осаду города.*******

Тогда Генуя и Венеция заблокировали монгольские берега Черного моря на восток от Керчи. В итоге, в 1347 г. Джанибек был вынужден дать разрешение на восстановление колонии в Тане.********

* Его сестра Кончака, между прочим, вышла замуж за Великого русского князя Георгия (1318).

** А также Узбек, по просьбе метрополита Московского — Петра, предоставил широкие полномочия Русской церкви (1313).

*** Moule, Christians in China, 255.

**** Heyd, Commerce du Levant, 11, 170. G.I. Bratianu, Commerce genois, 283.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 89; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.7.243 (0.112 с.)