Великие реформы» 60-х годов XIX века и их последствия для капиталистической 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Великие реформы» 60-х годов XIX века и их последствия для капиталистической



Великие реформы» 60-х годов XIX века и их последствия для капиталистической

Модернизации.

В феврале 1855 года на престол вступил Александр II. Смена царствования прошла мирно. Но новый правитель понимал, что военно-полицейская система, существовавшая до него в течение 30 лет, изжила себя. Однако он медлил с реформами, медлил поневоле, так как вокруг него было мало людей, сочувствующих этим реформам и понимающих их перезревшую необходимость.

Первая заявка правительства на предстоящие реформы прозвучала в манифесте 19 марта 1856 года, огласившем бесславные для России условия Парижского мира после Крымской войны. Грамотные русские люди обрадовались манифесту, ибо в нем содержался намек на внутренние реформы. Но это обеспокоило крепостников. 30 марта 1856 года император произнес известную речь в Москве: «Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнется само собой уничтожаться снизу».

Александр II хорошо помнил письмо А.И. Герцена, которое он прочитал в «Колоколе» еще в марте 1855 года: «Дайте землю крестьянам. Она и так им принадлежит. Смойте с России позорное пятно крепостного состояния, залечите синие рубцы на спинах наших братий… Торопитесь! Спасите крестьянина от будущих злодейств, спасите его от крови, которую он должен будет пролить».

Царь открыто заговорил о крепостном праве. Но он хотел, чтобы предложения по этому вопросу шли не от него, а от самих дворян.

Под давление царя к концу 1858 года во всех губерниях открылись дворянские комитеты. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому вопросу.

В основу его деятельности легли указания Александра II:

1) чтобы крестьянин

немедленно почувствовал, что быт его улучшен;

2) чтобы помещик немедленно успокоился, что интересы его определены и

3) чтобы сильная власть ни на минуту не колебалась, отчего ни на минуту же и общественный порядок не нарушался».

Но совместить такие требования было чрезвычайно трудно. Тогда Александр II, склонявшийся к отмене крепостного права с наделением крестьян землей, создает при Главном комитете Редакционные комиссии в губерниях, непосредственно подчинявшиеся царю.

Членов комиссий отличала высокая личная ответственность и научная обоснованность их трудов. С разрешения Александра II комиссии получали от шефа жандармов даже «Колокол» А.И. Герцена, чтобы знать, «невзирая на личности», что о них пишут, и использовать разумную критику в интересах дела.

19 февраля 1861 года в годовщину своего восшествия на престол Александр II подписал Манифест об освобождении крестьян, текст которого по поручению императора составил митрополит московский Филарет. Было утверждено и «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Классовую сущность реформы хорошо определил верховный правитель России, выступая 28 января 1861 года на Государственном совете. «Я надеюсь, господа,- заявил император,- что, при рассмотрении проектов, представленных в Государственный совет, вы убедитесь, что все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано».

«Положение 19 февраля 1861 года», Манифест, Указ Правительствующего Сената и другие

документы - всего 22 акта - составили объемистый том в 360 страниц. Основным документом было «Положение», материалы которого образовали три раздела.

Основные положения реформы.

1 Личное освобождение крестьян.

С момента публикации законов 19 февраля 1861 года помещичьи крестьяне перестали считаться собственностью - отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по произволу владельца. Им присвоили гражданские права – свободу вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на свое имя, участвовать в сходах, в выборах общественных должностей, переходить в другие сословия, поступать в учебные заведения.

Земельные наделы.

Крестьяне обязательно наделялись землей. Надел зависел от качества земли и плотности населения в данной местности, предоставлялся ревизским душам, то есть попавшим на учет мужчинам, и включал в себя усадьбу, пастбища и сенокос.

В Великороссии было выделено три полосы: черноземная, нечерноземная, степная. Каждая полоса разделялась на местности, для которых вводились высшие и низшие наделы. В итоге проведения реформы 10 млн душ мужского пола, бывших помещичьих крестьян, получили в среднем 3,4 десятины на душу.

3 Выкуп земли.

Чтобы обеспечить возможность выкупа, государство взяло на себя выплату 80 % выкупных платежей с последующим погашением ссуды крестьянами в течение 49 лет в виде ежегодных платежей (с окончанием выплаты в 1905 г.). 20 % суммы крестьяне выплачивали непосредственно помещику. За выкупленную землю, которая по рыночной цене стоила 544 млн руб., крестьяне внесли 867 млн руб., то есть переплатили 323 млн руб..

В целом же, переход крестьян на выкуп был прогрессивным шагом: ликвидировалась барщина и различные натуральные повинности помещику; величина выкупных платежей была меньше оброка; выкуп способствовал развитию товарно-денежных отношений. Но это стало очевидным спустя годы.

Но у крестьян закралось подозрение, подлинный ли Манифест им прочитали. Донесения о крестьянских бунтах приходили из всех губерний Европейской России. За 1861 год крестьяне оказали неповиновение в 1176 имениях, в 337 из них были введены воинские команды.

Несколькими годами позже были проведены реформы освобождения удельных (900 тыс. душ) и государственных (10 млн душ) крестьян. Здесь грабеж был менее ощутим. Отмена крепостного права ознаменовала начало новой, буржуазной России, выраставшей из крепостнической эпохи. Она была гранью между двумя способами производства: феодализмом и капитализмом. По историческому значению реформа 1861 года встала в один ряд с буржуазными революциями Западной Европы.

Развиваются новые социально-экономические отношения: расслоение крестьянства привело к росту рабочего класса; разрушение натурального хозяйства способствовало расширению всероссийского рынка; мощный толчок получило развитие промышленного производства.

Главный недостаток реформы заключался в том, что крестьяне не получили достаточного количества земли. У них даже отняли 1/5 часть земли, которой они пользовались до реформы. В целом, она была прогрессивна, поскольку открыла простор для развития производительных сил

Буржуазные реформы 60-70-х годов.

Уже во время подготовки основной реформы разрабатывались законодательные предложения о преобразованиях местных органов самоуправления, полиции, суда, принципов комплектования армии.

Острая необходимость новых реформ вызвалась не только пороками старой системы, но и стремлением успокоить общественное возбуждение, так как положение царизма после отмены крепостного права продолжало оставаться критическим. Практически все сословия находились в оппозиции правительству. Диапазон недовольства был очень широк. Наиболее сложными были отношения с дворянством, которое желало компенсировать не столько экономические, сколько политические потери: потери прав вотчинной власти над крестьянами. Дворянство открыто требовало усиления его роли в политической жизни страны и недвусмысленно заявляло о своем желании ограничить самодержавие путем создания общероссийского представительного органа, подобного земским соборам XVI- XVII веков. Это было требование реакционной части дворянства, стремившегося именно так отомстить царизму. Представители либерального дворянства считали идеалом российского государственного устройства конституционную монархию.

Перед правительством стояла острейшая проблема «урегулирования» общественных отношений всеми доступными средствами. Ими стали государственные реформы 60-70 годов XIX века.

Земская реформа.

Прежде формальные обязанности заботы о крестьянстве государство возлагало на помещиков. Отмена крепостного права исключила такую возможность даже теоретически. В процессе подготовки крестьянской реформы вокруг вопроса о местном управлении возникло много мнений. Большинство дворянских депутатов склонялись к организации земств как органов местного самоуправления. Высказывались даже голоса в пользу созыва Земской думы или Земского собора как высшего совещательного органа.

К марту 1863 года был разработан проект «Положения о губернских и уездных земских учреждениях». Он получил силу закона: создаваемые земские учреждения состояли из распорядительных органов - губернских и уездных земских собраний и исполнительных - губернских и уездных земских управ, избиравшихся на три года. Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения. В их ведение отдавались устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, школ, больниц, богаделен и приютов; «попечение» о местной торговле и промышленности, содержание местных тюрем, домов для умалишенных.

Отсутствие государственных субсидий на земские нужды тормозило решение местных вопросов. И все же земства сыграли немалую роль в решении местных хозяйственных и культурных вопросов. К концу 1880 года в селе было открыто 12 тыс. земских школ. Медицинские учреждения в селе создавались земствами.Земские врачи – легенда и для современников. Велика роль земств и в статистическом изучении состояния народного хозяйства, особенно крестьянского.

В 1870 году по типу земской реформы была проведена городская реформа.

Судебная реформа.

К апрелю 1862 года было завершено составление общего плана преобразований суда, разработанного большой группой юристов. Реформа соответствовала мировой практике. В отличие от земской реформы изменение судопроизводства не вызвало больших разногласий. В ноябре 1864 г. Александр II утвердил новые судебные уставы.

Они предусматривали бессословность суда и его независимость от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, устный характер, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нем присяжных заседателей и адвокатов. Это являлось значительным шагом вперед по сравнению с феодальным сословным судом, с его безгласностью и канцелярской тайной, отсутствием защиты и бюрократической волокитой.

Реформа в области образования.

Отсталость России особенно ощущалась в области просвещения народа. В окончательной

редакции законы о начальной и средней школах были утверждены в июле и ноябре 1864 В пореформенной России существовало три типа начальных школ: министерские, земские и церковноприходские. Второй закон утверждал новый устав гимназий. Вводился принцип равенства в среднем образовании для всех сословий и вероисповеданий. Но из-за высокой платы за обучение в гимназиях образование было доступно не всем. Гимназии были классические и реальные - и те, и другие семиклассные. В первых акцент делался на преподавание древних языков; во вторых - увеличивался объем математических и естественных дисциплин.

В ноябре 1862 года был утвержден устав женских гимназий.

Численность начальных и средних школ, училищ и гимназий в России составляла в 1856 году - 8227, в 1896 году - 78 700, а число обучавшихся в них возросло с 450 тыс. до 3801 тыс. Но к концу XIX века подавляющее большинство населения оставалось неграмотным. 18 июня 1863 года был утвержден университетский устав, предоставлявший университетам большую автономию: расширялись права совета вуза, вводилась выборность ректора, деканов, профессоров. В 70-е годы XIX века было положено начало высшему женскому образованию. Но высшая женская школа существовала за счет частных пожертвований и платы за обучение.

Военные реформы.

В 60-70-е годы XIX века была проведена целая серия военных реформ, начавшаяся с преобразований в области военного управления и завершившаяся наиболее важной военной реформой - введением всеобщей воинской повинности, а также проведением ряда мер по перевооружению армии.

К этому приступили в 1861 г.: сократили сроки солдатской службы с 25 до 16 лет, отменили телесные наказания в армии и др.

С 1874 года вводилась всеобщая воинская повинность, распространявшаяся на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий. Уменьшался срок службы. Было много льгот, освобождавших мужчин от армии: по семейному и имущественному положению, в зависимости от образования. От воинской службы освобождалось духовенство.

Существенные изменения произошли в вооружении армии: замена гладкоствольного оружия нарезным и скорострельным, на вооружение поступила винтовка. В целом, военные реформы повысили боеспособность русской армии. Современники называли 60-е годы XIX века эпохой «великих реформ».

Самодержавие, подчиняя реформы целям сохранения политической системы, отвергло предложения о всесословном представительстве, то есть о постепенном превращении неограниченной монархии в конституционную, что и привело к контрреформам.

 

Первая шахта Донбасса

Именно там была введена в эксплуатацию в 1842 г. первая механизированная шахта в Российской империи «Гурьевская», а потом две другие «Михайловская» и «Елисаветградская». Вначале на шахте «Гурьевская» работало 76 человек, которые за сутки добывали по 18 пудов угля на человека. Они имели первую паровую подъемную машину и мастерские, которые изготавливали элементарное оборудование, необходимое для горных работ. Постоянно увеличивая добычу угля благодаря использованию новейшей техники, Александровский рудник стал наибольшим поставщиком на юге России. На этой территории находится шахта им. А. Ф.Засядько. Ныне это часть Киевского района г. Донецка. Годовой доход рудника составлял полмиллиона пудов. Уголь, который добывался на руднике, получил высокую оценку как топливо для паровых судов. С этого времени начинается создание помещичьих шахт в имениях братьев Рутченко, Кравченко, Карпова, Лыкова и других.

В 1837 г. уголь добывался в 13 местах Донецкой области – в районе Селидово, Щербиновских хуторов, Никитовки и т.д. Если в 1839 г. на этих шахтах было добыто 855,4 тыс. пудов угля, то в 1850 г.   – свыше 1 млн. пудов в год. С начала столетия до 1860 г. добыча угля возросла в 41 раз, достигая 6 млн. пудов. В середине XIX в. по количеству добытого угля Донбасс вышел на второе место в Российской империи, уступая лишь Силезскому угольному бассейну (Польша).

РЕФОРМЫ П.А. СТОЛЫПИНА

Реформа П.А.Столыпина – это комплекс широких мер, проводимых российским правительством под руководством премьер-министра П.А. Столыпина (1906-1911) и затронувших различные области русской жизни.

Аграрная реформа.

Разрабатывая проекты своих реформ, Столыпин преследовал одну главную цель. Будучи убежденным монархистом, он стремился максимально укрепить самодержавный строй, признавая при этом необходимость неизбежных «уступок времени». Между тем революция 1905-1907 годов ясно показала, что самодержавие теряет свою социальную опору. Поместное дворянство, которое в массе своей всегда безоговорочно поддерживало самодержавную власть, оскудевало и разорялось. Будучи сам дворянином и помещиком, Столыпин ни в коем случае не собирался отказываться от сотрудничества с этим социальным слоем и бросать его на произвол судьбы. В то же время было совершенно очевидно, что опираться только на помещиков власть не может.

Другой же социальный слой – общинное крестьянство, которое в правительственных кругах привыкли воспринимать как единое целое, безусловно преданное престолу, - это крестьянство революционизировалось буквально на глазах, захватывая помещичьи земли и поджигая усадьбы. Единственный выход в этой катастрофической ситуации Столыпин видел в разрушении общины. Он стремился всеми силами выделить и укрепить тот слой относительно зажиточных крестьян, который уже начал формироваться в общине, несмотря на неблагоприятные условия. Тем самым Столыпин надеялся создать еще одну надежную опору для самодержавия. Отказываясь при этом даже обсуждать вопрос о конфискации помещичьих земель, определенные перспективы для нового социального слоя Столыпин смог обеспечить только за счет остального крестьянства.

Уже с 1906 года очень серьезную роль в структурах, занятых проведением и подготовкой аграрной реформы, начинает играть Переселенческое управление. Занято оно было, прежде всего, тем, что подыскивало в Сибири территории, пригодные для земледелия. Эти территории затем распределялись между губерниями европейской части России – каждая из них получала определенное количество земель в разных регионах Сибири. При этом правительство стремилось облегчить сам процесс переселения. Крестьян перевозили по железной дороге по минимальному тарифу; при этом специально для переселенцев был разработан относительно комфортабельный тип вагона - раньше ни о чем подобном им и мечтать не приходилось. К этому надо добавить, что землю крестьяне получали даром; если же земля эта находилась в таежной полосе, то им еще

полагалась и ссуда в 300 рублей.

Именно в этой сфере – переселенческой политике – стало ясно, что аграрная реформа, решая одни проблемы, порождает другие. Значительная часть крестьян, уезжавшая в Сибирь, сталкивалась там с такими трудностями, справиться с которыми было выше их сил. Многие крестьяне, потеряв надежду наладить свое единоличное хозяйство в Сибири, стали возвращаться в европейскую Россию, «на пепелище». Если поначалу таких крестьян было относительно немного, то с 1910 года поток их резко увеличивается. Всего в 1910-1916 годах по обратному маршруту проследовало около 30% всех крестьян, отправившихся в свое время в Сибирь. Эти «обратные переселенцы», отчаявшиеся, озлобленные, лишившиеся даже того малого, что имели, стали еще одним взрывоопасным элементом русской жизни. Да и в целом, надежды Столыпина укрепить при помощи аграрной реформы самодержавный строй, оказались несбыточными. Проведенные им преобразования, несомненно, способствовали бы формированию слоя зажиточных крестьян; но как показали дальнейшие события, «крепкие хозяева» оказались совершенно не склонными поддерживать царскую власть. Неудача реформы продлило существование царизма, если бы она удалась, то миллионы голодных крестьян двинулись бы в город, где их ни кто не ждал. Трудно даже представить кровавые последствия. К 1919 г. в крестьянскую общину вернулись почти все.

Неосуществленные реформы

Следует отметить, что Столыпин достаточно хорошо понимал, что новый социальный слой, который он так упорно пытался сформировать, нельзя расположить к власти мерами исключительно экономического характера (да еще при условии сохранения помещичьего землевладения). Правительством Столыпина были задуманы еще и серьезные преобразования в сфере местного управления, в сфере просвещения, которые должны были убедить «крепких хозяев» в том, что власть искренно протягивает им руку. Что же касалось губернаторов, то, освобождая их от массы мелких текущих дел, столыпинский проект предоставлял им возможность полноценного стратегического руководства губернией, координацией действий уездной администрации. При этом Столыпин предполагал предпринять целый комплекс мер, которые должны были оторвать губернаторов от придворных кругов и камарильи, ставленниками которых они сплошь и рядом были, безоговорочно подчинив их правительству.

Этот проект вызвал крайне негативное отношение в дворянской среде. Если к аграрной реформе дворяне-помещики отнеслись достаточно сдержанно, поскольку она не затрагивала непосредственно их интересов, то местная реформа даже на уровне проекта резко восстановила защитников дворянских «прав и привилегий» против Столыпина. Главу правительства стали публично обвинять в «уничтожении сословности и демократизации местного уклада», в разрушении исторически сложившейся – то есть, продворянской – системы управления. Николай II, который начинал все больше тяготиться своим энергичным и, как ему казалось, излишне самостоятельным премьером, склонен был к этим обвинениям прислушиваться. В 1911 году в придворных кругах стали ходить упорные слухи о неминуемой отставке Столыпина. Однако вопрос решился иначе: 1 сентября 1911 года этот государственный деятель был убит террористом. Реформы его так и остались незавершенными.

Великие реформы» 60-х годов XIX века и их последствия для капиталистической

Модернизации.

В феврале 1855 года на престол вступил Александр II. Смена царствования прошла мирно. Но новый правитель понимал, что военно-полицейская система, существовавшая до него в течение 30 лет, изжила себя. Однако он медлил с реформами, медлил поневоле, так как вокруг него было мало людей, сочувствующих этим реформам и понимающих их перезревшую необходимость.

Первая заявка правительства на предстоящие реформы прозвучала в манифесте 19 марта 1856 года, огласившем бесславные для России условия Парижского мира после Крымской войны. Грамотные русские люди обрадовались манифесту, ибо в нем содержался намек на внутренние реформы. Но это обеспокоило крепостников. 30 марта 1856 года император произнес известную речь в Москве: «Лучше начать уничтожение крепостного права сверху, нежели дождаться того времени, когда оно начнется само собой уничтожаться снизу».

Александр II хорошо помнил письмо А.И. Герцена, которое он прочитал в «Колоколе» еще в марте 1855 года: «Дайте землю крестьянам. Она и так им принадлежит. Смойте с России позорное пятно крепостного состояния, залечите синие рубцы на спинах наших братий… Торопитесь! Спасите крестьянина от будущих злодейств, спасите его от крови, которую он должен будет пролить».

Царь открыто заговорил о крепостном праве. Но он хотел, чтобы предложения по этому вопросу шли не от него, а от самих дворян.

Под давление царя к концу 1858 года во всех губерниях открылись дворянские комитеты. Секретный комитет был переименован в Главный комитет по крестьянскому вопросу.

В основу его деятельности легли указания Александра II:

1) чтобы крестьянин

немедленно почувствовал, что быт его улучшен;

2) чтобы помещик немедленно успокоился, что интересы его определены и

3) чтобы сильная власть ни на минуту не колебалась, отчего ни на минуту же и общественный порядок не нарушался».

Но совместить такие требования было чрезвычайно трудно. Тогда Александр II, склонявшийся к отмене крепостного права с наделением крестьян землей, создает при Главном комитете Редакционные комиссии в губерниях, непосредственно подчинявшиеся царю.

Членов комиссий отличала высокая личная ответственность и научная обоснованность их трудов. С разрешения Александра II комиссии получали от шефа жандармов даже «Колокол» А.И. Герцена, чтобы знать, «невзирая на личности», что о них пишут, и использовать разумную критику в интересах дела.

19 февраля 1861 года в годовщину своего восшествия на престол Александр II подписал Манифест об освобождении крестьян, текст которого по поручению императора составил митрополит московский Филарет. Было утверждено и «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости». Классовую сущность реформы хорошо определил верховный правитель России, выступая 28 января 1861 года на Государственном совете. «Я надеюсь, господа,- заявил император,- что, при рассмотрении проектов, представленных в Государственный совет, вы убедитесь, что все, что можно было сделать для ограждения выгод помещиков, сделано».

«Положение 19 февраля 1861 года», Манифест, Указ Правительствующего Сената и другие

документы - всего 22 акта - составили объемистый том в 360 страниц. Основным документом было «Положение», материалы которого образовали три раздела.

Основные положения реформы.

1 Личное освобождение крестьян.

С момента публикации законов 19 февраля 1861 года помещичьи крестьяне перестали считаться собственностью - отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по произволу владельца. Им присвоили гражданские права – свободу вступления в брак, самостоятельное заключение договоров и ведение судебных дел, приобретение недвижимого имущества на свое имя, участвовать в сходах, в выборах общественных должностей, переходить в другие сословия, поступать в учебные заведения.

Земельные наделы.

Крестьяне обязательно наделялись землей. Надел зависел от качества земли и плотности населения в данной местности, предоставлялся ревизским душам, то есть попавшим на учет мужчинам, и включал в себя усадьбу, пастбища и сенокос.

В Великороссии было выделено три полосы: черноземная, нечерноземная, степная. Каждая полоса разделялась на местности, для которых вводились высшие и низшие наделы. В итоге проведения реформы 10 млн душ мужского пола, бывших помещичьих крестьян, получили в среднем 3,4 десятины на душу.

3 Выкуп земли.

Чтобы обеспечить возможность выкупа, государство взяло на себя выплату 80 % выкупных платежей с последующим погашением ссуды крестьянами в течение 49 лет в виде ежегодных платежей (с окончанием выплаты в 1905 г.). 20 % суммы крестьяне выплачивали непосредственно помещику. За выкупленную землю, которая по рыночной цене стоила 544 млн руб., крестьяне внесли 867 млн руб., то есть переплатили 323 млн руб..

В целом же, переход крестьян на выкуп был прогрессивным шагом: ликвидировалась барщина и различные натуральные повинности помещику; величина выкупных платежей была меньше оброка; выкуп способствовал развитию товарно-денежных отношений. Но это стало очевидным спустя годы.

Но у крестьян закралось подозрение, подлинный ли Манифест им прочитали. Донесения о крестьянских бунтах приходили из всех губерний Европейской России. За 1861 год крестьяне оказали неповиновение в 1176 имениях, в 337 из них были введены воинские команды.

Несколькими годами позже были проведены реформы освобождения удельных (900 тыс. душ) и государственных (10 млн душ) крестьян. Здесь грабеж был менее ощутим. Отмена крепостного права ознаменовала начало новой, буржуазной России, выраставшей из крепостнической эпохи. Она была гранью между двумя способами производства: феодализмом и капитализмом. По историческому значению реформа 1861 года встала в один ряд с буржуазными революциями Западной Европы.

Развиваются новые социально-экономические отношения: расслоение крестьянства привело к росту рабочего класса; разрушение натурального хозяйства способствовало расширению всероссийского рынка; мощный толчок получило развитие промышленного производства.

Главный недостаток реформы заключался в том, что крестьяне не получили достаточного количества земли. У них даже отняли 1/5 часть земли, которой они пользовались до реформы. В целом, она была прогрессивна, поскольку открыла простор для развития производительных сил

Буржуазные реформы 60-70-х годов.

Уже во время подготовки основной реформы разрабатывались законодательные предложения о преобразованиях местных органов самоуправления, полиции, суда, принципов комплектования армии.

Острая необходимость новых реформ вызвалась не только пороками старой системы, но и стремлением успокоить общественное возбуждение, так как положение царизма после отмены крепостного права продолжало оставаться критическим. Практически все сословия находились в оппозиции правительству. Диапазон недовольства был очень широк. Наиболее сложными были отношения с дворянством, которое желало компенсировать не столько экономические, сколько политические потери: потери прав вотчинной власти над крестьянами. Дворянство открыто требовало усиления его роли в политической жизни страны и недвусмысленно заявляло о своем желании ограничить самодержавие путем создания общероссийского представительного органа, подобного земским соборам XVI- XVII веков. Это было требование реакционной части дворянства, стремившегося именно так отомстить царизму. Представители либерального дворянства считали идеалом российского государственного устройства конституционную монархию.

Перед правительством стояла острейшая проблема «урегулирования» общественных отношений всеми доступными средствами. Ими стали государственные реформы 60-70 годов XIX века.

Земская реформа.

Прежде формальные обязанности заботы о крестьянстве государство возлагало на помещиков. Отмена крепостного права исключила такую возможность даже теоретически. В процессе подготовки крестьянской реформы вокруг вопроса о местном управлении возникло много мнений. Большинство дворянских депутатов склонялись к организации земств как органов местного самоуправления. Высказывались даже голоса в пользу созыва Земской думы или Земского собора как высшего совещательного органа.

К марту 1863 года был разработан проект «Положения о губернских и уездных земских учреждениях». Он получил силу закона: создаваемые земские учреждения состояли из распорядительных органов - губернских и уездных земских собраний и исполнительных - губернских и уездных земских управ, избиравшихся на три года. Земства были лишены каких-либо политических функций. Сфера их деятельности ограничивалась исключительно хозяйственными вопросами местного значения. В их ведение отдавались устройство и содержание местных путей сообщения, земской почты, школ, больниц, богаделен и приютов; «попечение» о местной торговле и промышленности, содержание местных тюрем, домов для умалишенных.

Отсутствие государственных субсидий на земские нужды тормозило решение местных вопросов. И все же земства сыграли немалую роль в решении местных хозяйственных и культурных вопросов. К концу 1880 года в селе было открыто 12 тыс. земских школ. Медицинские учреждения в селе создавались земствами.Земские врачи – легенда и для современников. Велика роль земств и в статистическом изучении состояния народного хозяйства, особенно крестьянского.

В 1870 году по типу земской реформы была проведена городская реформа.

Судебная реформа.

К апрелю 1862 года было завершено составление общего плана преобразований суда, разработанного большой группой юристов. Реформа соответствовала мировой практике. В отличие от земской реформы изменение судопроизводства не вызвало больших разногласий. В ноябре 1864 г. Александр II утвердил новые судебные уставы.

Они предусматривали бессословность суда и его независимость от административной власти, несменяемость судей и судебных следователей, равенство всех сословий перед законом, устный характер, состязательность и гласность судебного процесса с участием в нем присяжных заседателей и адвокатов. Это являлось значительным шагом вперед по сравнению с феодальным сословным судом, с его безгласностью и канцелярской тайной, отсутствием защиты и бюрократической волокитой.

Реформа в области образования.

Отсталость России особенно ощущалась в области просвещения народа. В окончательной

редакции законы о начальной и средней школах были утверждены в июле и ноябре 1864 В пореформенной России существовало три типа начальных школ: министерские, земские и церковноприходские. Второй закон утверждал новый устав гимназий. Вводился принцип равенства в среднем образовании для всех сословий и вероисповеданий. Но из-за высокой платы за обучение в гимназиях образование было доступно не всем. Гимназии были классические и реальные - и те, и другие семиклассные. В первых акцент делался на преподавание древних языков; во вторых - увеличивался объем математических и естественных дисциплин.

В ноябре 1862 года был утвержден устав женских гимназий.

Численность начальных и средних школ, училищ и гимназий в России составляла в 1856 году - 8227, в 1896 году - 78 700, а число обучавшихся в них возросло с 450 тыс. до 3801 тыс. Но к концу XIX века подавляющее большинство населения оставалось неграмотным. 18 июня 1863 года был утвержден университетский устав, предоставлявший университетам большую автономию: расширялись права совета вуза, вводилась выборность ректора, деканов, профессоров. В 70-е годы XIX века было положено начало высшему женскому образованию. Но высшая женская школа существовала за счет частных пожертвований и платы за обучение.

Военные реформы.

В 60-70-е годы XIX века была проведена целая серия военных реформ, начавшаяся с преобразований в области военного управления и завершившаяся наиболее важной военной реформой - введением всеобщей воинской повинности, а также проведением ряда мер по перевооружению армии.

К этому приступили в 1861 г.: сократили сроки солдатской службы с 25 до 16 лет, отменили телесные наказания в армии и др.

С 1874 года вводилась всеобщая воинская повинность, распространявшаяся на все мужское население, достигшее 20-летнего возраста, без различия сословий. Уменьшался срок службы. Было много льгот, освобождавших мужчин от армии: по семейному и имущественному положению, в зависимости от образования. От воинской службы освобождалось духовенство.

Существенные изменения произошли в вооружении армии: замена гладкоствольного оружия нарезным и скорострельным, на вооружение поступила винтовка. В целом, военные реформы повысили боеспособность русской армии. Современники называли 60-е годы XIX века эпохой «великих реформ».

Самодержавие, подчиняя реформы целям сохранения политической системы, отвергло предложения о всесословном представительстве, то есть о постепенном превращении неограниченной монархии в конституционную, что и привело к контрреформам.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.091 с.)