Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Контроль и аудит финансово-хозяйственной деятельности организации.

Поиск

    При изучении данного раздела каждую тему и отдельные вопросы предлагается рассматривать по следующей схеме:

1. Выяснить цели проверки конкретных операций.

2. Выяснить задачи проверки конкретных операций.

3. Установить источники информации проверки, т.е. на основании каких первичных документов и регистров бухгалтерского учета проводится проверка.

4. Перечислить основные нормативные правовые акты, регулирующие проверяемый вопрос.

5. Изучить методику проверки конкретных операций.

Так, например, при ответе о порядке проведения проверки кассы и кассовых операций:

 

Цель Задачи Источники информации Нормативные правовые акты
Установление законности, достоверности и целесообразности осуществления кассовых операций, а также своевременности, правильности и полноты отражения в бухгалтерском учете и отчетности 1)проверка обеспечения условий хранения и сохранности наличных денег в кассе и при их доставке из банка;   2)соблюдение правил документального оформления операций по приходу и выдаче денег из кассы;   3)контроль за своевременным и полным оприходованием денег, полученных из банка, и при реализации ТМЦ и услуг за наличный расчет;   4)соблюдение лимита хранения наличных денег в кассе (при установлении его организацией) и при выдаче их на операционно-хозяйственные нужды и другие расходы;   5)соблюдение сроков внезапных инвентаризаций кассовой наличности.     1)кассовые книги, отчеты кассира с приложенными к ним приходными (ПКО) и расходными (РКО) кассовыми ордерами;   2)выписки банков со счетов предприятия;   3)журналы-ордера и ведомости по счетам 50 «Касса», 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Денежные средства в пути»;   4)бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных средств, Главная книга. 1)Банковский кодекс РБ;   2)Инструкция по инвентаризации активов и обязательств (постановление МФ РБ от 30.11.2007 № 180 с изменениями и дополнениями);   3)Инструкция о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории РБ (постановление Правления НБРБ от 19.03.2019 № 117);    

       Далее рассматривается непосредственно методика проведения проверки кассовых операций.

    Таким образом, в данном разделе изучаются следующие темы:

 

Тема 2.1 Контроль и аудит денежных средств организации и расчетных операций:

А) контроль и аудит кассовых операций (см. выше);

Б) контроль и аудит операций по счетам в банках:

Цель Задачи Источники информации Нормативные правовые акты
Установление законности, достоверности и целесообразности осуществления банковских операций, а также своевременности, правильности и полноты отражения в бухгалтерском учете и отчетности. 1)проверка наличия и функционирования счетов в банках на территории РБ и за ее пределами;   2)контроль обеспеченности средствами для своевременности расчетов с работниками организации и сторонними лицами;   3)установление законности, обоснованности и правильности оформления операций по счетам в банках;   4)проверка правильности учета операций по счетам в банках;   5)контроль за правильным отражением движения денежных средств в бухгалтерском учете. 1)выписки банков со счетов предприятия с приложенными к ним оправдательными документами;   3)журналы-ордера №2 и 3 и ведомости по счетам 51 «Расчетные счета», 52 «Валютные счета», 55 «Специальные счета в банках», 57 «Денежные средства в пути»;   4)бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных средств, Главная книга. 1)Банковский кодекс РБ; 2)Правила проведения валютных операций (постановление Правления НБРБ от 30.04.2004 № 72 с изменениями и дополнениями);   3)Инструкция по инвентаризации активов и обязательств (постановление МФ РБ от 30.11.2007 № 180 с изменениями и дополнениями);   4)Инструкция о банковском переводе (постановление Правления НБРБ от 29.03.2001 № 66 с изменениями и дополнениями);    

Далее рассматривается непосредственно методика проведения проверки операций по счетам в банках.

В) контроль и аудит операций по расчетам с подотчетными лицами:

Цель Задачи Источники информации Нормативные правовые акты
Установление правильности и целевого использования подотчетных сумм, выявление незаконных и нецелесообразных с хозяйственной точки зрения расходов, соблюдение установленного порядка возмещения командировочных расходов. 1)Соблюдение правил выдачи подотчетных сумм;   2)своевременность представления авансовых отчетов и отчетов по командировкам;   3)правильность оформления документов, приложенных к авансовым отчетам;   4)своевременность возврата неизрасходованных подотчетных сумм. 1)бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях убытках;   2)документы: задание на командировку, авансовые отчеты с приложенными к ним оправдательными документами, отчеты по командировкам, книга убывающих в командировку, приказ на командирование, сметы и отчеты по представительским расходам, перечень лиц, которым может выдаваться аванс в подотчет на хозяйственные и представительские расходы, сроки отчета по таким расходам, лимиты расчетов наличными денежными средствами и др.;   3)счет 71 «Расчеты с подотчетными лицами».   1)Инструкция о порядке и условиях предоставления гарантий и компенсаций при служебных командировках за границу (постановление Министерства труда и социальной защиты от 30.07.2010 № 115 с изменениями и дополнениями);   2)Инструкция о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории РБ (постановление Правления НБРБ от 19.03.2019 № 117);   3)Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов при служебных командировках в пределах РБ (постановление МФ РБ от 12.04.2000 № 35 с изменениями и дополнениями).   4) Инструкция по инвентаризации активов и обязательств (постановление МФ РБ от 30.11.2007 № 180 с изменениями и дополнениями);

Далее рассматривается непосредственно методика проведения проверки расчетов с подотчетными лицами.

 

Г) контроль и аудит расчетов по налогам и сборам:

     Цель                  Задачи          Источники информации                     Нормативные правовые акты
Соблюдение законности налогового законодательства 1)соблюдение правил исчисления налогооблагаемой базы;   2)правильность и своевременность определения и полнота перечисления сумм налогов и сборов;   3)установление законности применения налоговых льгот, отсрочки и (или) рассрочки уплаты налогов, сборов (пошлин), пени, налогового кредита;   4)достоверность учетных и отчетных данных о дебиторской и кредиторской задолженности по расчетам по налогам и сборам. 1)бухгалтерская отчетность: отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, примечание к бухгалтерской отчетности;   2)налоговая отчетность: налоговые, таможенные и статистические декларации;   3)регистры бухгалтерского учета: Главная книга, регистры синтетического и аналитического учета по счетам 18 и 68;   4)регистры налогового учета: книга покупок (если ведется), налоговые регистры;   5)первичные учетные документы: выписки банка о перечислении причитающихся в бюджет сумм, акты сверки с ИМНС, учетная политика организации;   6)счета 18 «НДС по приобретенным товарам, работам, услугам», 68 «Расчеты по налогам и сборам». 1)Налоговый кодекс РБ с изменениями и дополнениями;   2)Таможенный кодекс РБ с изменениями и дополнениями;   3)Постановление МНС РБ от 03.01.2019 № 2 «Об исчислении и уплате налогов, сборов (пошлин), иных платежей»   4)Инструкция по инвентаризации активов и обязательств (постановление МФ РБ от 30.11.2007 № 180 с изменениями и дополнениями);

Далее рассматривается непосредственно методика проведения проверки расчетов по налогам и сборам.

 

Д) контроль и аудит расчетов с поставщиками и покупателями, разными дебиторами и кредиторами:

           Цель                        Задачи         Источники информации                      Нормативные правовые акты
Установление законности, целесообразности и достоверн6ости учетных и отчетных данных о составе дебиторской и кредиторской задолженности, а также оценка соответствия произведенных расчетов требованиям нормативных правовых актов. 1)соблюдение правил документального оформления расчетных операций;   2)правильность оформления и отражения в учете полученных и выданных авансов, предъявленных претензий;   3)установления причин и сроков образования задолженности по расчетам, определение реальности и путей погашения дебиторской задолженности;   4)анализ состояния дебиторской и кредиторской задолженности;   5)достоверность учетных и отчетных данных о дебиторской и кредиторской задолженности. 1)бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс, отчет о движении денежных средств, отчет о прибылях и убытках;   2)регистры бухгалтерского учета: Главная книга. Журналы-ордера № 6, 8,/ 10, 10/1, ведомости № 5,6;   3)документы: договоры и контракты, накладные и инвойсы, счета-фактуры, таможенные и статистические декларации, акты и рекламации, платежные инструкции, сертификаты (происхождения, качества, гигиенические и т.п.), материалы инвентаризации, учетная политика и др.   4)счет 60, 62, 76   1)Инструкция по инвентаризации активов и обязательств (постановление МФ РБ от 30.11.2007 № 180 с изменениями и дополнениями); 2)Указ Президента Республики Беларусь от 29.07.2000г. № 359;   3) Инструкция о порядке ведения кассовых операций и порядке расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории РБ (постановление Правления НБРБ от 19.03.2019 № 117);  

Далее рассматривается непосредственно методика проведения проверки расчетов с поставщиками и подрядчиками, покупателями и заказчиками, прочими дебиторами и кредиторами.

 

Тема 2.2 Контроль и аудит расчетов с персоналом по оплате труда:

А) проверка расчетов с персоналом по оплате труда:

          Цель                       Задачи       Источники информации                          Нормативные правовые акты
Установление соблюдения требований трудового законодательства, а также эффективности и целесообразности совершенных хозяйственных операций и их отражение на счетах бухгалтерского учета. 1)соблюдение правил документального оформления трудовых отношений;   2)изучения рациональности использования рабочего времени;   3)правильности применения должностных окладов, тарифных ставок, сдельных расценок;   4)обоснованности начисления заработной платы, премий, доплат, надбавок;   5)законность предоставления и оплаты отпусков;   6)правильность, полнота и своевременность расчетов с персоналом по оплате труда;   7)правильность и полнота удержаний из заработной платы;   8)достоверность учетных и отчетных данных в части величины дебиторской и кредиторской задолженности. 1)устав;   2)протоколы собраний учредителей;   3)учетная политика, структура организации;   4)штатное расписание, коллективный договор;   5)положение по оплате труда, положение по премированию;   6)договоры с МОЛ о материальной ответственности;   7)контракты с работниками, договоры подряда с физическими лицами на выполнение разовых работ;   8)табели учета рабочего времени;   9)лицевые счета по заработной плате, наряды, рапорты, маршрутные листы, расчетные или расчетно-платежные ведомости;   10)трудовые книжки, личные дела и др.;   11) счет 70, 84 1)Трудовой кодекс РБ;   2)Налоговый кодекс РБ;   3)Инструкция по инвентаризации активов и обязательств (постановление МФ РБ от 30.11.2007 № 180 с изменениями и дополнениями).

Далее рассматривается непосредственно методика проведения проверки расчетов с персоналом по оплате труда.

Б) контроль и аудит расчетов по социальному страхованию и обеспечению:

      Цель                  Задачи        Источники информации                   Нормативные правовые акты
Установление законности, достоверности, целесообразности и экономической эффективности совершенных хозяйственных операций 1)правильность определения фонда оплаты труда для исчисления отчислений в ФСЗН;   2)обоснованность применения тарифов страховых взносов;   3)проверка правильности начисления обязательных страховых взносов и иных платежей, своевременность их уплаты в полном объеме в ФСЗН;   4)проверка обоснованности и правильности использования средств на выплаты по государственному социальному страхованию, финансируемые ФСЗН;   5)проверка правильности представления плательщиками сведений, необходимых для ведения персонифицированного учета;   6)правильность и своевременность отражения в бухгалтерском учете операций по расчетам с ФСЗН;   7)правильность и своевременность формирования данных отчетности по расчетам с ФСЗН и ее представления соответствующим получателям. 1)организационно-распорядительные документы проверяемой организации (приказы, распоряжения, указания, положения, инструкции и т.п.);   2)лицевые счета, расчетные и расчетно-платежные ведомости. Листки нетрудоспособности, табели учета рабочего времени, другие финансово-бухгалтерские документы;   3)материалы комиссии по назначению пособий по временной нетрудоспособности, трудовые книжки и др.;   4)счет 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению». 1)Закон РБ «Об обязательных страховых взносах в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты» с изменениями и дополнениями;   2)Положение об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в Фонд социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты (Указ Президента РБ от 16.01.2009 № 40 с изменениями и дополнениями);   3)О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей (вместе сПоложением о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, беременности и родам, Положением о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, Положением о комиссии по назначению государственных пособий семьям, воспитывающим детей и пособий по временной нетрудоспособности)» (постановление СМ Рб от 28.06.2013 № 569);;   4)Положение о постановке на учет и снятия с учета плательщиков обязательных страховых взносов (постановление СМ РБ от 10.07.2009 № 917);   5)Инструкция по инвентаризации активов и обязательств (постановление МФ РБ от 30.11.2007 № 180 с изменениями и дополнениями);   6)Перечень видов выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию в Фонд социальной защиты населения министерства труда и социальной защиты (постановлен67ие СМ РБ от 25.01.1999 № 115 с изменениями и дополнениями).    

Далее рассматривается непосредственно методика проведения проверки расчетов по социальному страхованию и обеспечению.

 

Тема 2.3 Контроль и аудит производственных запасов:

   Цель                     Задачи      Источники информации                Нормативные правовые акты
1)установление законности, эффективности и целесообразности совершенных хозяйственных операций;   2)создание условий для обеспечения сохранности и рационального использования ПЗ на предприятии. 1)состояние учета, хранения и эффективности использования материальных ресурсов;   2)соответствия фактического наличия ресурсов данным бухгалтерского учета и потребностям организации;   3)выявления непригодных для использования ценностей с определением суммы причиненного ущерба и виновных лиц;   4)проверка полноты и своевременности оприходования, законности и целесообразности расходования и списания ТМЦ;   5)проверка обоснования и соблюдения установленных норм расхода сырья, материалов, топлива, нефтепродуктов и других ценностей, своевременности и качества инвентаризаций и правильности принимаемых по результатам проверки решений.      1)Бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств;   2)регистры бухгалтерского учета: Главная книга, журналы-ордера № 6, 10, 10/1, ведомости № 10 и 11, карточки складского учета, товарные и материальные отчеты;   3)документы: типовые формы по учету ПЗ, договоры на приобретение, протоколы согласования цены и поставки по сроку, ассортименту и т.п., накладные на поставку и внутреннее перемещение, лимитно-заборные карты и др.;   4)учетная политика: график документооборота, субсчета и аналитические счета в рабочем плане счетов, способы погашения стоимости предметов в составе средств в обороте, оценка производственных запасов, отпуск запасов в производство, оценка запасов незавершенного производства, наличие и состав комиссий по инвентаризации незавершенного производства и производственных запасов, график и периодичность проведения инвентаризаций незавершенного производства и ПЗ;   5)счета 10, 15, 16, 41, 43 и др.;   6)материалы инвентаризаций.     1)Инструкция по бухгалтерскому учету запасов (постановление МФ РБ от 12.11.2010 № 133 с изменениями и дополнениями);   2)Инструкция о порядке использования и бухгалтерского учета бланков строгой отчетности (постановление МФ РБ от 18.12.2008 № 196);   3)Инструкция по инвентаризации активов и обязательств (постановление МФ РБ от 30.11.2007 № 180 с изменениями и дополнениями);  

Далее рассматривается непосредственно методика проведения проверки операций с производственными запасами.

 

Тема 2.4 Контроль и аудит долгосрочных активов организации:

А) контроль и аудит операций с основными средствами:

Цель Задачи Источники информации Нормативные правовые акты
Установление законности, эффективности и целесообразности совершенных хозяйственных операций с основными средствами 1)контроль сохранности, технического состояния и эффективного использования ОС;   2)проверка законности совершения и правильности документального оформления операций по поступлению, перемещению и выбытию ОС, начислению и отражению в учете амортизации и хозяйственных операций, связанных с их ремонтом;   3)проверка правильности оценки ОС в бухгалтерском учете;   4)проверка оформления выбытия ОС вследствие ветхости, стихийных бедствий, полного износа;   5)проверка правильности оценки ОС при их реализации, передаче физическим и юридическим лицам, сдаче в аренду;   6)определение соответствия показателей отчетности данным синтетического и аналитического учета ОС. 1)бухгалтерская отчетность: бух. баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет об изменении капитала;   2)налоговая отчетность: декларация (расчет) по налогу на недвижимость, декларация (расчет) по налогу на прибыль, декларация (расчет) по НДС;   3)регистры бухгалтерского учета: Главная книга, журналы-ордера № 10 и 10/1, 12, 13, 16, ведомость № 18;   4)акты о приеме-передаче ОС, накладные на внутреннее перемещение ОС;   5)расчетные ведомости по переоценке ОС;   6)акты экспертов и оценщиков;   7)договоры о полной индивидуальной материальной ответственности;   8)учетная политика: график документооборота, субсчета и аналитические счета в рабочем плане счетов, график инвентаризаций, формы регистров налогового учета и др.   9) счета 01, 02, 08, 03, 011, 07. 1)Закон РБ «О государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним» № 133-З от 22.07.2002 с изменениями и дополнениями;   2)Постановление МФ РБ от 22.04.2011 № 23 «Об установлении форм акта о приеме-передаче ОС, акта о приеме-передаче НА и утверждении Инструкции о порядке заполнения акта о приеме-передаче ОС и акта о приеме-передаче НА»;   3)Инструкция о порядке начисления амортизации ОС и НА (постановление МЭ, МФ и Минархитектуры и строительства РБ от 27.02.2009 № 37/18/6 с изменениями и дополнениями);   4)Инструкция по бухгалтерскому учету ОС (постановление МФ РБ от 30.04.2012 № 26);   5)Примерная форма акта о списании имущества (постановление МФ РБ от 12.03.2012 № 15);   6)Инструкция по инвентаризации активов и обязательств (постановление МФ РБ от 30.11.2007 № 180 с изменениями и дополнениями).   7) Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов (постановление МФ РБ от 30.09.2011 № 102 с изменениями и дополнениями);

Далее рассматривается непосредственно методика проведения проверки операций с основными средствами.

 

Б) контроль и аудит операций с нематериальными активами:

Цель Задачи Источники информации Нормативные правовые акты
Установление законности и целесообразности совершенных хозяйственных операций 1)проверка правильности отнесения активов в состав нематериальных;   2)проверка правильности отражения на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с поступлением и выбытием НА;   3)проверка формирования первоначальной стоимости НА с учетом способа их поступления в организацию;   4)проверка начисления амортизации по НА;   5) проверка инвентаризационных материалов НА;   6) проверка правильности определения финансового результата при выбытии НА. 1)  бухгалтерская отчетность: бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств, отчет об изменении капитала;   2)регистры бухгалтерского учета: Главная книга, журналы-ордера № 10, 12, 13, ведомость № 17;   3) документы: договоры, купли-продажи (создания) объекта НА, авторские договоры, свидетельства на право пользования, лицензии, акты о приеме-передаче НА, материалы инвентаризаций НА, акты экспертов и оценщиков;   4)учетная политика: график документооборота, субсчета и аналитические счета в рабочем плане счетов, график инвентаризаций, способы начисления амортизации НА и др.;   5) счета 04, 05, 08, 012. 1) Инструкция о порядке начисления амортизации ОС и НА (МЭ, МФ и Минархитектуры и строительства от 27.02.2009 № 37/18/6); 2)Инструкция по бухгалтерскому учету НА (постановление МФ РБ от 30.04.2012 № 25);   3) Инструкция по бухгалтерскому учету доходов и расходов (постановление МФ РБ от 30.09.2011 № 102 с изменениями и дополнениями);   4) Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Учетная политика организации, изменения в учетных оценках, ошибки» (постановление МФ РБ от 10.12.2013 № 80)   6) Национальный стандарт бухгалтерского учета и отчетности «Индивидуальная бухгалтерская отчетность» (постановление МФ РБ от 12.12.2016 № 104);   7)Инструкция по инвентаризации активов и обязательств (постановление МФ РБ от 30.11.2007 № 180


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 86; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.55.25 (0.01 с.)