Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 1.1. Негативные факторы техносферы↑ Стр 1 из 10Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине
Преподаватель: Пивнева Л.П., Зубцова Н.А.
Кировск
Содержание..............................................................................................................................................2 Раздел 1 "Человек и техносфера" (Взаимодействие человека с производственной средой)……...3 Тема 1.1. Негативные факторы техносферы.......................................................................................3 Тема 1.2. Классификация основных форм деятельности (Виды деятельности и формы труда)...3 Тема 1.3. Классификация условий труда............................................................................................5 Тема 1.4. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности..................................................6 Раздел 2. Опасности технических систем.............................................................................................8 Тема 2.1. Идентификация опасностей, создаваемых техническими системами и технологическими процессами (ТС и ТП)..........................................................................................8 Тема 2.2. Методы и средства защиты от опасностей, создаваемых техническими системами и технологическими процессами (ТС и ТП)...................................................................10 Раздел 3. Чрезвычайные ситуации......................................................................................................13 Тема 3.1. ЧС, определения. Общая классификация ЧС. РСЧС......................................................13 Тема 3.2. ЧС мирного времени: природного, экологического и техногенного происхождения.15 Тема 3.3. Чрезвычайные ситуации военного времени.....................................................................17 Тема 3.4. Устойчивость функционирования объекта экономики (ОЭ) в условиях ЧС................23 Тема 3.5. Гражданская оборона, основные понятия и определения. Задачи ГО России. ГО на ОЭ..............................................................................................................................................25 Тема 3.6. Организация защиты и жизнеобеспечения населения в условиях ЧС..........................27 Тема 3.7. Содержание и организация мероприятий по локализации и ликвидации ЧС..............30 Литература.............................................................................................................................................32
Раздел 1 "Человек и техносфера" (Взаимодействие человека с производственной средой) Тема 1.1. Негативные факторы техносферы Аксиома о потенциальной опасности деятельности: - любая деятельность потенциально опасна, ни в одном виде деятельности невозможно Основная цель БЖД как науки — защита человека в техносфере от негативного воздействия Техносфера - регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого Опасность (негативный фактор) — это явления, процессы, объекты, способные в Классификация опасностей 1. По источнику происхождения: природные, техногенные, антропогенные, экологические, смешанные. 2. По времени проявления негативных последствий: - импульсивные (действие опасности проявляется сразу) -кумулятивные (отрицательные последствия накапливаются) : простые или элементарные производные или комбинированные, появляющиеся вследствие возникновения простых опасностей 4. По характеру воздействия на человека: — активные (энергия опасности велика: пожар, стихийные бедствия); — пассивные (проявляется только с помощью человека: режущие инструменты, гололед). вредные (негативное воздействие на человека, которое приводит кухудшению самочувствия или заболеванию) травмоопасные или опасные (негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу)
Тема 1.2. Классификация основных форм деятельности (виды деятельности и формы труда). Виды деятельности — физический и умственный труд Многообразные виды трудовой деятельности делятся на физический и умственный труд. Физический труд характеризуется повышенной нагрузкой на опорно-двигательный аппарат и функциональные системы организма (сердечно-сосудистая; нервно-мышечная; дыхательная; обменная). Достоинства физического труда: - развитие мышечной системы; - тренировка опорно-двигательного аппарата; - стимуляция обменных процессов. Недостатки физического труда: чрезмерные физические нагрузки приводят к травмам и заболеваниям; социальная неэффективность физического труда (низкий социальный спрос на этот вид деятельности> недостаточная оплата> низкая производительность> повышенная физическая тяжесть труда). Умственный труд объединяет работы, связанные с приемом и переработкой информации, требующие напряжения памяти, внимания, активизации процессов мышления, эмоциональной сферы. Достоинства умственного труда: развитие умственных способностей, эмоциональной сферы; тренировка памяти, внимания. Недостатки умственного труда: чрезмерные умственные нагрузки оказывают угнетающее влияние на психическую деятельность (переутомление, бессонница, ослабление памяти, внимания); — гиподинамия (гипо-снижение, динамик-сила) - пониженная подвижность организма вследствие уменьшения силы движений; — гипокинезия (кинезия-движение) — вынужденное уменьшение объема движений вследствие характера труда). Классификация форм труда Любая трудовая деятельность человека представляет собой сочетание в определенной;мере физического и умственного труда, что и послужило принципом построения классификации форм труда, которая, включает в себя следующие группы: 1. Формы труда, требующие значительной мышечной активности — имеют место при отсутствии механизации, характеризуются повышенными энергетическими затратами и заключаются в простом физическом труде с использованием инструмента. (Дорожно-строительные работы, лесозаготовка) 2. Механизированные формы труда — наблюдается уменьшение объема мышечной деятельности, но в работу вовлекаются мелкие мышцы конечностей, которые должны обеспечить необходимые точность и скорость движений при управлении механизмами. (Управление любым транспортом и механическими машинами) 3. Формы труда, связанные с полуавтоматическим и автоматическим производствам здесь человек исключается из процесса непосредственной обработки предмета труда, но при полуавтоматическом режиме человек задействован только на определенных операциях технологического процесса, а при автоматическом режиме он выполняет только контрольно-наблюдательные функции. (Полуавтоматические и автоматические станочные линии, производство продуктов питания и напитков) 4. Групповые или конвейерные формы труда — определяются дроблением процесса труда на мелкие операции; заданным ритмом, т.е. скоростью выполнения технологического процесса; строгой последовательностью выполнения операций; упрощенным содержанием работы (Конвейерные линии по сборке транспорта, электро-, видео- техники) 5. Формы труда, связанные с дистанционным управлением — человек включен в системы управления как необходимое оперативное звено по передаче алгоритма работы технологическому оборудованию. (Операторы, диспетчеры по управлению оборудованием). 6. Формы интеллектуального труда — различаются организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения, ответственностью, объемом получаемой информации. (Студенты, преподаватели, авиадиспетчеры, управленцы, творческие работники). Принцип построения классификации: уменьшение физической деятельности и увеличение умственной от группы к группе этой классификации. Классификация условий труда Условия труда — это совокупность факторов производственной среды и трудового Классификация условий труда: В соответствии с гигиенической классификацией труда условия труда подразделяются на 6 1. Нормальные — это такие условия труда, которые должен обеспечить работодатель для выполнения работником определенных норм выработки (исправное состояние оборудования и помещений; надлежащее качество материалов и инструмента; обеспечение спецодеждой и СИЗ; своевременное обеспечение необходимой документацией) производительность труда и минимальную напряженность организма работающего, т.к. уровень негативных факторов минимален и в расчет не принимается. 3. Допустимые — это такие условия труда, при которых негативные факторы имеют место, но их уровень воздействия не превышает установленных гигиенических нормативов; изменения в состоянии организма работника восстанавливаются во время регламентированного отдыха и не сказываются на его здоровье. 4. Безопасные — определяются уровнями негативных факторов, не превышающими установленные санитарно-гигиенические нормативы. Безопасными являются оптимальные и допустимые условия труда, 5. Вредные — характеризуются уровнями негативных факторов, превышающими гигиенические нормативы и оказывающими неблагоприятное воздействие на организм работающего и/или его потомства. Профилактика вредных условий труда: - сокращение рабочего дня; - увеличение отпуска; - льготный стаж для пенсии; - дополнительное бесплатное питание; - ежегодный обязательный медосмотр; - профилактическое медицинское обслуживание. 6. Экстремальные или опасные — характеризуются такими уровнями негативных факторов; что воздействие их в течение рабочей смены или даже части ее создает угрозу для жизни работающего. Принцип построения классификации: от класса кклассу уровень негативных факторов ТП) на производство. ГОСТ 15.201-00 устанавливает специальный порядок постановки новой продукции..на Согласно этому стандарту постановка продукции на производство предусматривает 1. Разработка технического задания на опытно-конструкторскую работы (ОКР) по новой продукции. 2. Проведение ОКР, включающее: разработка технической документации (конструкторской, технологической, строительной, электрической и т.д.); - изготовление опытных образцов; - испытания опытных образцов; - приемка результатов ОКР. 3. Постановка на производство, включающая: подготовку производства; освоение производства. 4. Изготовление установочной серии новой продукции. 5. Квалификационные испытания, после которых квалификационная комиссия дает заключение о новой продукции. Учет требований безопасности и экологичности при вводе ТС и ТП в эксплуатацию Для исключения возможности эксплуатации ТС и ТП, не соответствующих требованиям Например, электрооборудование, компрессорные установки, лифты, грузоподъемные Цель входной экспертизы — проверка нового оборудования на соответствие требованиям Учет требований безопасности и экологичности при эксплуатации оборудования При эксплуатации все оборудование обязательно ежегодно проходит планово-предупредительные ремонты согласно заранее составляемых графиков. Виды ремонтов После проведения ремонтов оборудование проходит испытания и освидетельствования 2. Учет требований экологичности. Важнейшим мероприятием по обеспечению экологичности ТС и ТП при эксплуатации В экологическом паспорте предприятия должны быть отражены следующие сведения: - сведения о технологиях, используемых предприятием; - количественные и качественные характеристики используемых ресурсов (сырья, топлива, энергии); - количественные характеристики выпускаемой продукции; - количественные и качественные характеристики выбросов, сбросов, стоков, твердых отходов; - результаты сравнения используемых предприятием технологий с лучшими
Тема 3.1. ЧС, определения. Общая классификация ЧС. РСЧС. ЧС — это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, Предупреждение ЧС — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и Ликвидаиия ЧС — это аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые Авария — это опасное событие техногенного характера, произошедшее по конструктивным, Катастрофа — это крупная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, Опасность — ситуация (в природе, техносфере), в которой возможно возникновение явлений Безопасность — состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества ЧС — есть угроза реализации, либо результат реализации опасности. Статистика ЧС в России: 1. Аномальные метеоявления. 2. Пожары в техносфере (72% в жилом фонде). 3. Аварии на ЖКХ. 4. Обрушение зданий и сооружений. 5. Эпизоотии. 6. Природные пожары (в большей степени лесные) 7. Паводковые наводнения. 3. Терроризм. Общая классификаиия ЧС: По природе возникновения — определяет характер происхождения ЧС: природные, По ведомственной принадлежности — определяет, где, в какой области экономики По масштабам распространения и тяжести последствий: По масштабам распространения: объектовые, местные, межмуниципальные, территориальные, межрегиональные, По тяжести последствий: здесь за основу расчета берутся - мощность события, - территория охвата, - количество пострадавших, - материальные потери, - количество сил и средств, привлекаемых для ликвидации последствий. Региональные: пострадавших свыше 50, но не более 500 чел., либо нарушение условий жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 чел., материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн. МРОТ, но не более 5млн. МРОТ, зона ЧС охватывает территорию двух субъектов федерации. По степени внезапности: внезапные (непрогнозируемые) По скорости развития: взрывные, внезапные, плавные, скоротечные, быстрораспространяющиеся, умеренные. затяжные. По причине возникновения: преднамеренные (умышленные) предотвращаемые.
Экономический ущерб от ЧС: - прямой - хозяйственный (материальные потери) - демографический (болезни и гибель людей) - косвенный (образуется в результате действия вторичных поражающих факторов) Задачи спасательных служб: выполнение специальных мероприятий согласно назначения службы; проведение АСДНР вместе со спасательными службами общего назначения. Спасательные службы общего назначения — это команды, группы, отряды, состоящие из незанятого рабочего персонала и гражданского населения. Они снабжаются рабочим инструментом и помогают при выполнении АСДНР. Организация гражданской обороны на объекте экономики. Полную ответственность за организацию и состояние ГО на объекте, за постоянную готовность ее сил и средств несет первый руководитель предприятия, организации, учебного заведения. Он подчинятся главе администрации (или ответственному по делам ГО и ЧС в администрации) города (района) по месту расположения объекта. В помощь руководителю объекта назначаются несколько заместителей по делам ГО и ЧС по отдельным направлениям деятельности (заместители по инженерно-технической части; материально-техническому обеспечению; рассредоточению и эвакуации и т.д.). При руководителе объекта по делам 10 и ЧС создается штаб ГО — орган управления руководителя объекта делами ГО и ЧС. Начальник штаба является первым заместителем руководителя объекта по делам ГО и ЧС. Задачи штаба: организация и обеспечение непрерывного управления ГО на объекте; осуществление мероприятий по защите персонала в условиях ЧС. Задачи ГО на объекте экономики: 1. Заблаговременная подготовка объекта к воздействию поражающих факторов ЧС; поддержание в состоянии готовности служб ГО. 2. Защита персонала от поражающих факторов ЧС; поддержание в рабочем состоянии среде'гц коллективной защиты. 3. Повышение устойчивости функционирования объекта в условиях ЧС. 4. Ликвидация последствий ЧС; проведение АСДНР. 5. Обеспечение восстановления производственной деятельности объекта.
К плану ГО на ОЭ: задачи ГО объекта находят свое отражение в плане ГО объекта, перечень мероприятий которого разрабатывается заблаговременно и они вводятся в действие, по необходимости. исходя из ситуации. Также план ГО объекта должен содержать: подробную характеристику объекта; прогнозную оценку ситуации на объекте при различных видах ЧС; перечень выполняемых мероприятий; последовательность действий всех служб и подразделений ГО объекта в условиях ЧС.
О КЧС Руководитель объекта своим решением создает на объекте комиссию по чрезвычайным Состав КЧС: — председатель — руководитель ГО объекта; заместители - начальник штаба; заместители руководителя объекта по делам ГО и ЧС; члены - начальники спасательных служб ГО объекта. В Положении о КЧС определяются ее задачи в различных режимах деятельности; силы и
Классификация СИЗ По способу изготовления: промышленные (изготавливаются заранее в заводских условиях); - изолирующие (полностью изолируют человека от негативных факторов окружающей среды); - фильтрующие (очищают или нейтрализуют вредные примеси воздуха). 3. По назначению: СИЗ органов дыхания (противогазы, респираторы, ватно-марлевые повязки); СИЗ кожи (костюмы, комбинезоны, перчатки, обувь); медицинские СИЗ (АИ-2, ИПП, лекарственные формы). Средства индивидуальной защиты органов дыхания Противогаз — это средство индивидуальной защиты, предназначенное для защиты органов Противогазы по принципу действия подразделяются на: фильтрующие (человек дышит воздухом внешней среды, очищенным с помощью фильтра); изолирующие (человек дышит смесью кислорода, находящегося в баллоне и очищенного выдыхаемого воздуха). Гражданский противогаз ГП — 5 Состав: противогазовая фильтрующе-поглощающая коробка, брезентовая сумка„шлем- ГП-5М — означает наличие мембраны переговорного устройства. Подбор размера: осуществляется путем измерения максимального вертикального охвата Правила пользования: произвести визуальный осмотр шлема-маски на отсутствие порывов, Правила ношения: существует три положения ношения противогаза в сумке: наготове — сумка с противогазом сдвинута вперед, закреплена тесьмой на поясе, открыт клапан сумки; боевое — противогаз вынут из сумки и надет. Гражданский противогаз ГП — 7 Состав: лицевая часть (маска)- оптические блоки, клапан вдоха, узел клапана выдоха, Назначение обтюратора: обеспечение герметизации противогаза на лице и уменьшение Подбор размера: осуществляется путем измерения максимального вертикального охвата ГП-7М — означает наличие мембраны переговорного устройства. ГП-7МВ - означает наличие клапана для приема воды. Правила пользования и ношения такие же, как и у ГП-5. Респираторы Представляют собой облегченное средство защиты органов дыхания от вредных паров, Типы респираторов: респираторы, у которых полумаска и фильтрующий элемент одновременно служат и лицевой частью (одноразового применения); респираторы, очищающие вдыхаемый воздух в фильтрующий патронах, присоединяемых к полумаске (многоразового использования). По назначению респираторы подразделяются на: противопылевые — защищают органы дыхания от аэрозолей различных видов, противогазовые — защищают от вредных газов и паров, газо пылезащитные — защищают от газов, паров, аэрозолей различных видов при одновременном воздействии. Простейшие средства индивидуальной защиты органов дыхания — ватно-марлевые повязки. Медицинские СИЗ Аптечка индивидуальная АЛ-2 предназначена для предупреждения: развития болевого шока (противоболевое средство в шприц-тюбике - промедол); лучевой болезни (радиозащитное средство №№1,2; противорвотное средство); поражений, вызываемых фосфорорганическими веществами (пенал с таблетками антидота); инфекционных заболеваний (противобактериальное средство №№1,2). ИПП — индивидуальный противохимический пакет предназначен для: дегазации кожи, одежды, СИЗ при поражении фосфорорганическими веществами, ОВ кожно-нарывного действия; дезинфекции при поражении БС; дезактивации (смывания с кожи РВ).
Tема 3.7. Содержание и организация мероприятий по локализации и ликвидации ЧС. Разведка в зоне ЧС При возникновении ЧС в районе сначала проводится разведка с целью выяснения Разведка ГО подразделяется на воздушную, речную/морскую, наземную. В состав По результатам разведки составляются мероприятия АСДНР. Целью проведения АСДНР является: спасение людей и оказание им необходимой помощи, локализация и ликвидация очага поражения. Последовательность и способы проведения АСДНР зависят от характера разрушений в Аварийно-спасательные работы в очаге поражения Предназначены для спасения людей и оказания им помощи. Аварийно-спасательные работы включают в себя следующие мероприятия: разведка маршрутов выдвижения формирований в зону ЧС; локализация и тушение пожаров на маршрутах выдвижения; розыск пораженных и извлечение их из поврежденных, горящих, задымленных; загазованных, затопленных зданий; вскрытие поврежденных защитных сооружений и спасение находящихся там людей;:... оказание медицинской помощи пораженным и эвакуация их в лечебные учреждения; специальная обработка людей, техники, объектов.
ЛИТЕРАТУРА Основная
ВШ, 1999 2. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для студентов средних специальных учебными заведений. Под ред. С.В. Белова — М.: ВШ, 2002 3. Безопасность жизнедеятельности. Учебник. Под ред. Э.А. Арустамова М.: Изд. дом «Дашков и К», 2000 4. Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие для вузов. Под редакцией Л.А. 'Муравья: — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 Гражданская оборона. Учебник для вузов под редакцией В.Г. Атаманюка — М.: ВШ, 1987 Практикум по курсу «Безопасность жизнедеятельности». Под ред. Р.И. Айзмана, И.В. Омельченко„- «-е изд., испр. и доп. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2007 Дополнительная Сборники методических разработок для проведения занятий с населением по ГО и ЧС-М.: Библиотечка «Военные знания», 2002 Безопасность жизнедеятельности. Защита населения и территорий при ЧС. Учебное пособие под редакцией В.В. Денисова — М.: ИКЦ «МарТ», Ростов- на -Дону: Издательский центр «МарТ», 2003 Безопасность жизнедеятельности. Серия «Учебники и учебные пособия». Т.А. Хван, П.А. Хван. Ростов-на-Дону: Издательство «Феникс», 2001 Безопасность жизнедеятельности. Учебное пособие под редакцией О.Н. Русака - СПб.: «Лань», 2000 Справочник по охране труда в РФ (2-е издание), Л.П. Щуко — СПб.: «Издательский дом Герда», 2003 Опасные природные процессы. Вводный курс: Учебник /И.И. Мазур, О.П. Иванов; Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Академия гражданской защиты МЧС России, кафедра устойчивости экономики и жизнеобеспечения. — М.: ЗАО «Издательство «Экономика», 2004.
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
по дисциплине
Преподаватель: Пивнева Л.П., Зубцова Н.А.
Кировск
Содержание..............................................................................................................................................2 Раздел 1 "Человек и техносфера" (Взаимодействие человека с производственной средой)……...3 Тема 1.1. Негативные факторы техносферы.......................................................................................3 Тема 1.2. Классификация основных форм деятельности (Виды деятельности и формы труда)...3 Тема 1.3. Классификация условий труда............................................................................................5 Тема 1.4. Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности..................................................6 Раздел 2. Опасности технических систем.............................................................................................8 Тема 2.1. Идентификация опасностей, создаваемых техническими системами и технологическими процессами (ТС и ТП)..........................................................................................8 Тема 2.2. Методы и средства защиты от опасностей, создаваемых техническими системами и технологическими процессами (ТС и ТП)...................................................................10 Раздел 3. Чрезвычайные ситуации......................................................................................................13 Тема 3.1. ЧС, определения. Общая классификация ЧС. РСЧС......................................................13 Тема 3.2. ЧС мирного времени: природного, экологического и техногенного происхождения.15 Тема 3.3. Чрезвычайные ситуации военного времени.....................................................................17 Тема 3.4. Устойчивость функционирования объекта экономики (ОЭ) в условиях ЧС................23 Тема 3.5. Гражданская оборона, основные понятия и определения. Задачи ГО России. ГО на ОЭ..............................................................................................................................................25 Тема 3.6. Организация защиты и жизнеобеспечения населения в условиях ЧС..........................27 Тема 3.7. Содержание и организация мероприятий по локализации и ликвидации ЧС..............30 Литература.............................................................................................................................................32
Раздел 1 "Человек и техносфера" (Взаимодействие человека с производственной средой) Тема 1.1. Негативные факторы техносферы Аксиома о потенциальной опасности деятельности: - любая деятельность потенциально опасна, ни в одном виде деятельности невозможно Основная цель БЖД как науки — защита человека в техносфере от негативного воздействия Техносфера - регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого Опасность (негативный фактор) — это явления, процессы, объекты, способные в Классификация опасностей 1. По источнику происхождения: природные, техногенные, антропогенные, экологические, смешанные. 2. По времени проявления негативных последствий: - импульсивные (действие опасности проявляется сразу) -кумулятивные (отрицательные последствия накапливаются) : простые или элементарные производные или комбинированные, появляющиеся вследствие возникновения простых опасностей 4. По характеру воздействия на человека: — активные (энергия опасности велика: пожар, стихийные бедствия); — пассивные (проявляется только с помощью человека: режущие инструменты, гололед). вредные (негативное воздействие на человека, которое приводит кухудшению самочувствия или заболеванию) травмоопасные или опасные (негативное воздействие на человека, которое приводит к травме или летальному исходу)
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.148.107.229 (0.015 с.) |