Отрывок из статьи С . Хантингтона « Столкновение цивилизаций » (Huntington, Samuel P. The Clash of Civilizations? // Foreign Affairs. Vol. 72. №3. Summer 1993. Р . 22-49) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отрывок из статьи С . Хантингтона « Столкновение цивилизаций » (Huntington, Samuel P. The Clash of Civilizations? // Foreign Affairs. Vol. 72. №3. Summer 1993. Р . 22-49)



ДОКУМЕНТЫ

К ТЕМЕ 8

«МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ТАК НАЗЫВАЕМОГО «НОВОГО МИРОВОГО ПОРЯДКА»» [*]

Состояние и перспективы развития международных отношений в оценках представителей политико-академического сообщества США:

Отрывок из книги Зб. Бжезинского «Великая шахматная доска (Господство Америки и его геостратегические императивы)» (Brzezinski Zb. The Grand Chessboard: American Primacy and Its Geostrategic Imperatives. New York: Basic Books, 1997)

«…С того момента, как приблизительно 500 лет назад континенты стали взаимодействовать в политическом отношении, Евразия становится центром мирового могущества. Различными путями, в разное время народы, населяющие Евразию, главным образом народы, проживающие в ее западноевропейской части, проникали в другие регионы мира и господствовали там, в то время как отдельные евразийские государства добивались особого статуса и пользовались привилегиями ведущих мировых держав.

Последнее десятилетие XX века было отмечено тектоническим сдвигом в мировых делах. Впервые в истории неевразийская держава стала не только главным арбитром в отношениях между евразийскими государствами, но и самой могущественной державой в мире. Поражение и развал Советского Союза стали финальным аккордом в быстром вознесении на пьедестал державы Западного полушария – Соединенных Штатов – в качестве единственной и действительно первой подлинно глобальной державы.

Евразия, тем не менее, сохраняет свое геополитическое значение. Не только ее западная часть – Европа – по-прежнему место сосредоточения значительной части мировой политической и экономической мощи, но и ее восточная часть – Азия – в последнее время стала жизненно важным центром экономического развития и растущего политического влияния. Соответственно вопрос о том, каким образом  имеющая глобальные интересы Америка должна справляться со сложными отношениями между евразийскими державами и особенно сможет ли она предотвратить появление на международной арене доминирующей и антагонистичной евразийской державы, остается центральным в плане способности Америки осуществлять свое мировое господство.

Отсюда следует, что в дополнение к развитию различных новейших сторон могущества (технологии, коммуникаций, систем информации, а также торговли и финансов) американская  внешняя политика должна продолжать следить за геополитическим аспектом и использовать свое влияние в Евразии таким образом, чтобы создать стабильное равновесие на континенте, где Соединенные Штаты выступают в качестве политического арбитра.

Евразия, следовательно, является "шахматной доской", на которой продолжается борьба за мировое господство, и такая борьба затрагивает геостратегию – стратегическое управление геополитическими интересами…

Окончательная цель американской политики должна быть доброй и высокой: создать действительно готовое к сотрудничеству мировое сообщество в соответствии с долговременными тенденциями и фундаментальными интересами человечества. Однако в то же время жизненно важно, чтобы на политической арене не возник соперник, способный господствовать в Евразии и, следовательно, бросающий вызов Америке. Поэтому целью книги является формулирование всеобъемлющей и последовательной евразийской геостратегии…».

Концепция «расширения демократии»: Выступление помощника Президента США по национальной безопасности Э. Лейка в Школе перспективных международных исследований Университета Джонса Гопкинса (Вашингтон, 21 сентября 1993 г.)

Внешняя политика США стоит сегодня на историческом перепутье. В течение полувека роль Америки на международной арене в основном определялась задачей сдерживания враждебных устремлений Советского Союза. С американской помощью советский экспансионизм был блокирован; репрессивный коммунистический режим пал, была одержана великая победа человеческой свободы…

Демократия и рыночная экономика

Наиболее яркими отличительными чертами новой эры можно считать следующие четыре фактора. Во-первых, коренные американские ценности – демократия и рыночная экономика – сегодня приняты в мире шире, чем когда бы то ни было. За последние 10 лет число демократических государств почти удвоилось. С 1970 г. число крупных стран с административно-командными экономическими системами снизилось с десяти до трех. Эта победа имеет практическое, а не идеологическое значение: миллионы людей на всех континентах ясно понимают, основываясь на собственном трудном опыте, что демократия и рынок – наиболее продуктивный метод организации жизненного уклада, обеспечивающий большую степень свободы. Причем два процесса тесно взаимосвязаны: демократия (без рынка) способна обеспечить справедливость, но не материальные ценности, необходимые для процветания каждого гражданина; рынок (без демократии) может увеличить объем материальных ценностей, но не усилить чувство справедливости, без которого цивилизованное общество обречено на гибель…

Во-вторых, это то, что США – самая сильная держава. Те, кто не разделяет эту точку зрения, недооценивают Америку. У нас мощнейший в мире военный комплекс, крупнейшая экономическая система и наиболее динамично развивающееся многонациональное общество. Мы показываем всем странам пример того, как следует создавать демократические и рыночные структуры. Наше лидерство приветствуют и уважают во всех уголках мира. Всюду эти мощь, авторитет и пример открывают беспрецедентные возможности для осуществления лидерства Америки на практике.

Более того, если Россия не повернет вспять, то в ближайшее время для нас серьезной угрозы не будет. Среди сохраняющихся источников реальной опасности можно назвать: терроризм, распространение оружия массового уничтожения, межэтнические конфликты, деградацию окружающей среды. Крайне неблагоприятно на нашей собственной безопасности и безопасности наших друзей и союзников может сказаться замедление темпов роста американской экономики. И все же ни одна из перечисленных угроз не идет в сравнение с фашистской агрессией или советским экспансионизмом.

Сегодня задача США состоит в том, чтобы осуществлять лидерство на основе новых возможностей, а не страхов.

В-третьих – взрыв межэтнических конфликтов. Как отмечал сенатор Мойнихэн, конец холодной войны и крах ряда репрессивных режимов «сдвинули крышку с котла, в котором кипели этническая и религиозная рознь, ненависть между различными группами общества». Многие государства на территории бывшего Советского Союза и некоторые другие страны охвачены противоречиями между стремлением к этническому сепаратизму и одновременно к строительству либеральных демократических систем, являющихся единственным средством урегулирования и даже обращения на пользу нации различий между гражданами.

В новую эру здравомыслию и политике брошен серьезный вызов: большинство конфликтов происходит сегодня внутри государств, а не между ними. Эти конфликты сложны и запутанны; их жестокость ранит наши чувства. Америке следует проявлять здоровую осмотрительность при выработке решений по этим проблемам.

Наконец, в-четвертых, это учащение пульса планеты, причем вместе с ним ускоряются и темпы перемен в жизни людей. Компьютеры, факсы, спутники и волоконно-оптические кабели активно подгоняют поток информации. Благосостояние не только измеряется, но во все большей степени и состоит из потоков информации, движущихся со скоростью света.

Такое ускорение темпа жизни может оказывать как позитивное, так и негативное влияние. Не только врачи, но и террористы могут теперь быстрее обмениваться своими техническими секретами. И борцы за демократию, и бритоголовые анархисты могут сегодня одинаково широко пропагандировать свои взгляды. В конечном счете, это ускорение создает для нас новые и многообразные возможности воздействия (если мы того захотим) на других, но одновременно усиливается вероятность того, что поток быстротекущих событий, информация о которых распространяется мгновенно, захлестнет и нас самих. Как отметил президент Клинтон, нам необходимо решить, взять ли перемены в союзники или пасть их жертвой.

От сдерживания к расширению

Интересы и идеалы Америки заставляют нас не только участвовать в международной жизни, но и выполнять функции лидера. В реальном мире перемен особенно важно направить наше лидерство на достижение главной цели.

На протяжении всего нынешнего века, в борьбе с агрессорами и в сдерживании коммунизма деятельность США за рубежом была основана на анализе расстановки сил…

На смену доктрине сдерживания должна прийти стратегия расширения – расширения мирового сообщества свободных рыночных демократических государств.

В годы холодной войны миссия США в сфере безопасности была понятна даже детям; глядя на карты в школьных кабинетах, они понимали, что мы всеми силами пытаемся сдержать ползучую экспансию огромной красной кляксы. Сегодня, рискуя впасть в упрощенчество, мы должны представить свою миссию в сфере безопасности в виде усилий по увеличению территории демократических государств, заштрихованной на карте синим цветом. Разница, как вы понимаете, состоит в том, что мы не хотим распространять влияние силой, применяя провокации или репрессии.

Успех стратегии расширения зависит от четкости формулировок и правильности составленного списка приоритетов. В ней должны сочетаться широкомасштабные задачи по укреплению демократии и рынка с традиционными геополитическими интересами США. Необходимо разработать способы наиболее рационального использования наших крупных, однако не безграничных ресурсов – финансовых, дипломатических и военных – в области национальной безопасности…

С моей точки зрения, стратегия расширения состоит из четырех основных элементов:

– укрепление сообщества крупных рыночных демократических государств, составляющих ядро, вокруг которого и должны быть сосредоточены усилия по расширению этого сообщества;

– помощь в укреплении и консолидации новых демократических государств и рыночных экономических систем везде, где только возможно, и в первую очередь в странах, отношения с которыми имеют для США особое значение и где открываются наиболее широкие возможности;

– отпор агрессорам и содействие либерализации стран, противящихся демократии и рынку;

– выполнение гуманитарных задач…

 

 «Доктрина Клинтона»: Стратегия национальной безопасности США для нового столетия (Вашингтон, май 1997 г.)

Наш стратегический подход основан на признании того, что мы должны лидировать в мире, если мы хотим в своей стране чувствовать себя в безопасности, однако мы не сможем лидировать в мире, пока не будем чувствовать себя сильными в своей стране. Мы должны быть готовы к тому, чтобы использовать все необходимые инструменты национальной мощи для оказания влияния на те или иные действия других государств и негосударственных субъектов международных отношений... Мы должны четко проявлять свою волю и способность к глобальному лидерству и оставаться главным партнером в деле обеспечения безопасности для целого ряда стран, разделяющих наши интересы... Лидерство Америки и ее вовлеченность в мировые дела имеют жизненно важное значение для нашей безопасности, и благодаря этому лидерству и этой вовлеченности наша страна и весь мир чувствуют себя в большей безопасности и более благополучными...

В основе международного лидерства США лежит сила демократических идеалов и ценностей. Определяя свою стратегию, мы признаем, что распространение демократии в мире идет на благо американским ценностям и способствует как укреплению нашей безопасности, так и росту нашего благосостояния...

Наши условия в направлении поддержания лидерства США в мире будут по-прежнему определяться стратегическими приоритетами президента Клинтона: поддержкой усилий, предпринимаемых сообществом демократических государств мира; расширением сотрудничества в противодействии новым опасностям, а также односторонним решениям; развитием военных, дипломатических и правовых средств, необходимых для того, чтобы дать ответ на подобные вызовы; созданием новых рабочих мест и новых возможностей для американцев благодаря более открытой и конкурентной экономической системе, которая послужит на благо и другим странам мира. В проведении этой стратегии нас ограничивает признание того, что существуют пределы вовлеченности Америки в мировые дела. Мы должны использовать наши возможности избирательно, и наш выбор должен всегда соответствовать нашим целям, то есть делать Америку более безопасной, процветающей и свободной.

Мы всегда должны быть готовы действовать в одиночку, если это для нас самый выгодный вариант. Но многих из наших целей в области безопасности мы можем лучше всего достигнуть – или только и можем достигнуть – опираясь на наши союзы с другими странами и на другие структуры безопасности либо выступая в роли лидера коалиции, созданной для достижения конкретной цели...

Защита наших граждан и важнейших элементов страны – это, по существу, основной элемент нашей стратегии безопасности...

Наше участие в мировых делах прямо зависит от готовности народа и конгресса ради защиты национальных интересов не останавливаться перед тратой денег и сил, а если этому нет альтернативы, то и перед тем, чтобы рисковать жизнями американцев...

Цель стратегии национальной безопасности заключается в том, чтобы гарантировать наши основные долговременные интересы: защиту жизни и безопасности американских граждан, незыблемость их ценностей и институтов и территориальную целостность, а также процветание страны и ее народа...

Мы стремимся к созданию стабильной, мирной международной обстановки, когда нашей стране, нашим гражданам и нашим интересам ничто не будет угрожать. Соединенные Штаты не позволят враждебно настроенным странам господствовать в каком-либо районе, имеющем особо важное значение для наших интересов...

Мы по-прежнему гарантируем, что наша страна обладает эффективными средствами для ответа на те угрозы, которые нам не удалось отвести или предотвратить...

Мы стремимся к миру, в котором демократические ценности, уважение прав человека и верховенство закона находят все большее и большее признание. Эта цель будет достигнута путем расширения круга демократических стран со свободной рыночной экономикой...

Мы стремимся к тому, чтобы Америка продолжала оставаться процветающей страной благодаря все более открытой международной торговле и устойчивому росту мировой экономики...

Поскольку от Соединенных Штатов всегда требуют тех или иных действий, наши национальные интересы должны быть четко сформулированы. Эти интересы подразделяются на три категории. Первая включает жизненно важные интересы, то есть те, которые имеют первостепенное значение для выживания, безопасности и жизнеспособности нашей страны. Речь идет о безопасности – в физическом плане – нашей территории и территорий наших союзников, безопасности наших граждан, нашем экономическом благополучии и защите жизненно важных элементов инфраструктуры. Мы будем делать все, что от нас требуется для защиты этих интересов, в том числе – при необходимости – решительно и в одностороннем порядке применяя нашу военную мощь.

Вторая категория предполагает ситуации, в которых затрагиваются важ­ные национальные интересы. Эти интересы не определяют наше выживание как нации, но они влияют на наше национальное благосостояние и на характер мира, в котором мы живем. В таких случаях мы будем использовать свои ресурсы для отстаивания наших интересов, если цена этого и сопутствующие риски соизмеримы с интересами, которые поставлены на карту...

Третья категория – это интересы в гуманитарной и других областях. В некоторых обстоятельствах наша страна может предпринимать те или иные действия, так как это необходимо исходя из наших ценностей....

Наша стратегия основывается на выполнении трех национальных задач: укрепление нашей безопасности, обеспечение нашего экономического процветания и содействие демократии во всем мире...

Для того чтобы эффективно влиять на международную обстановку и дать ответ на весь спектр потенциальных угроз и кризисных ситуаций, дипломатические, военные и другие инструменты внешней политики и наши внутренние усилия по обеспечению готовности к тем или иным действиям должны быть тесно скоординированы. Если мы намереваемся сохранять лидерство Америки в мире, нам и далее нужно иметь программу оказания серьезной помощи иностранным государствам и эффективно работающий дипломатический корпус. Мы должны поддерживать свои вооруженные силы на том уровне готовности, который необходим для успешного отражения агрессии, для разнообразных операций в мирное время и действий силами небольших контингентов, а также для того, чтобы вместе с нашими региональными друзьями и союзниками выиграть две крупномасштабные войны. Успех всех наших действий на международной арене очень сильно зависит от своевременного и эффективного сбора и анализа разведывательных сведений...

Второй основной целью нашей стратегии национальной безопасности является содействие процветанию Америки, что требует приложения усилий как внутри страны, так и за ее пределами. Интересы США в области экономики и безопасности неразрывно связаны между собой. Процветание нашей страны зависит от стабильности в важнейших регионах, с которыми мы ведем торговлю и из которых импортируем важнейшие товары, такие, как нефть и природный газ. Процветание также требует нашего лидерства в международных делах, в мировых, финансовых и торговых институтах. В свою очередь сила нашей дипломатии, наша способность быть вне конкуренции в военной области и притягательность наших ценностей для зарубежных стран во многом зависят от нашей экономической мощи...

Третья главная цель нашей стратегии национальной безопасности состоит в содействии демократии и правам человека. Число стран, переходящих от репрессивных режимов к демократическим, имеющим подотчетные обществу институты, впечатляет. Поскольку успех многих из этих преобразований никак не может быть гарантирован, наша стратегия должна иметь целью укрепление их приверженности демократическим реформам и институциональных возможностей воплощения этих реформ в жизнь...

Европейская стабильность жизненно важна для нашей безопасности. Европейская политика Соединенных Штатов преследует две стратегические цели. Первая из них заключается в построении действительно интегрированной, демократической, процветающей и мирной Европы... Вторая наша цель состоит в том, чтобы во взаимодействии с нашими союзниками и партнерами по другую сторону Атлантики находить ответы на глобальные вызовы, – такое не под силу ни одной отдельной стране. Это означает совместную поддержку мирных усилий в кризисных регионах, противодействие угрозам мирового масштаба... и формирование более открытой мировой экономики – без барьеров для трансатлантической торговли и инвестиций...

НАТО остается опорой американского присутствия в Европе и стержнем трансатлантической безопасности... Расширение НАТО является решающим элементом стратегии США и их союзников в построении неразделенной, мирной Европы...

Европа – ключевой элемент системы американского участия в глобальной экономике... В рамках Новой трансатлантической повестки дня, принятой в 1995 году на американо-европейском саммите в Мадриде, Соединенные Штаты и ЕС согласились предпринять конкретные шаги по снятию барьеров для торговли и инвестиций путем создания открытого нового трансатлантического рынка...

Соединенные Штаты твердо поддерживают процесс европейской интеграции, воплощенный в ЕС...

Поддерживая исторические рыночные реформы в Центральной и Восточной Европе и в странах СНГ, мы укрепляем нашу собственную экономику и помогаем новым демократиям укорениться...

Соединенные Штаты будут продолжать помогать странам СНГ в деле их интеграции в международные экономические и прочие институты и формирования здорового климата для предпринимательства...

Политика США по отношению к Китаю является одновременно и принципиальной, и прагматической: расширять область нашего сотрудничества и при этом откровенно говорить о наших расхождениях. Пытаться изолировать Китай – дело явно нереальное. Даже наши друзья и союзники во всем мире не поддержали бы нас в этом; мы добились бы только того, что поставили бы в изоляцию самих себя и свою собственную политику. Еще более важно, что изоляция Китая вместо включения его в мир не сделает этот мир безопаснее. Напротив, она сделает его более опасным, скорее подорвет, нежели подкрепит наши усилия по утверждению стабильности в Азии и предотвращению распространения оружия массового поражения. Такая политика помешает делу демократии и прав человека в Китае, воспрепятствует глобальным усилиям по защите окружающей среды и отрежет мир от одного из важнейших рынков…

 

 

«Доктрина Буша»: Стратегия национальной безопасности США (2002 г.) (Вашингтон, сентябрь 2002 г.)

Великие битвы XX века между идеалами свободы и тоталитаризмом завершились решающей победой сил свободы и выживанием единственной жизнеспособной модели, позволяющей обеспечить процветание нации: свободы, демократии и свободного предпринимательства. В XXI веке лишь те страны, которые разделяют принципиальный подход в пользу защиты основных прав человека и гарантий политических и экономических свобод, смогут высвободить созидательную энергию своего народа и обеспечить его будущее процветание. В любой стране люди хотят свободно высказывать свое мнение, избирать своих руководителей, иметь свободу вероисповедания, давать образование своим детям – как сыновьям, так и дочерям, владеть имуществом и пользоваться плодами своего труда. Эти ценности свободы верны и справедливы для каждого человека в каждом обществе, а обязанность защищать эти ценности от врагов -это общий долг всех свободолюбивых людей во всех странах во все времена.

Сегодня у Соединенных Штатов нет равных в военной мощи, они обладают огромным политическим и экономическим влиянием. В соответствии с нашими традициями и принципами мы не используем нашу силу для получения односторонних преимуществ. Напротив, мы стремимся создать такой баланс сил, который отвечал бы интересам свободы людей, т.е. такие условия, когда каждая страна и каждое общество могли бы сами выбирать для себя цели и пути, которые открывает перед ними политическая и экономическая свобода. В безопасном мире люди смогут сделать свою жизнь лучше. Мы будем защищать мир, ведя борьбу с террористами и тиранами. Мы будем сохранять мир, укрепляя хорошие отношения между великими державами. Мы будем расширять мир, поддерживая создание свободных и открытых обществ на всех континентах.

Защита нашей страны от врагов – это первая и главная обязанность федерального правительства. Сегодня эта задача резко изменилась. Раньше, чтобы создать угрозу Америке, врагам были нужны огромные армии и мощная индустрия. Сегодня подпольные сети террористов могут посеять страшный хаос и страдания на наших берегах, потратив при этом денег меньше, чем стоит один танк. Террористы создают свои организации, чтобы проникнуть в открытые общества и развернуть против нас всю мощь современных технологий.

Чтобы победить эту угрозу нам нужно использовать весь арсенал имеющихся у нас средств: военную мощь, усовершенствованные оборонные системы внутри страны, правоохранительные органы, разведку, а также энергичные меры по прекращению финансовой подпитки террористов. Война против террористов в глобальных масштабах -это глобальный проект с неопределенной продолжительностью. Америка будет помогать странам, которым для борьбы с террором нужна наша помощь. Но Америка призовет к ответу те страны, которые скомпрометировали себя террором, в том числе тех, кто укрывал террористов, ибо союзники террора – это враги цивилизации. Соединенные Штаты и страны, которые сотрудничают с нами, не должны допускать, чтобы террористы создавали новые базы. Вместе мы будем добиваться, чтобы террористам не предоставляли убежище ни в одной стране.

Наиболее серьезная опасность для нашей страны – на стыке радикализма и технологий. Наши враги открыто заявляют, что они стремятся приобрести оружие массового уничтожения, и имеются основания утверждать, что они настроены решительно. Соединенные Штаты не допустят этого. Мы создадим системы обороны против баллистических ракет и других средств доставки. Мы будем сотрудничать с другими странами, чтобы не допускать, сдерживать и пресекать попытки наших врагов приобрести опасные технологии. Более того, руководствуясь здравым смыслом и необходимостью самообороны, Америка будет принимать меры по устранению таких возникающих угроз еще до того, как они полностью оформятся. Одними надеждами на лучшее Америку и наших друзей защитить нельзя. Поэтому мы должны быть готовы к тому, чтобы сорвать планы наших врагов, используя при этом весь наш интеллектуальный потенциал и действуя самым продуманным образом. История сурово осудит тех, кто знал об этой надвигавшейся угрозе, но ничего не сделал, чтобы ее предотвратить. С наступлением новой эпохи мир и безопасность могут быть обеспечены только активными действиями.

Защищая существующий мир, мы не можем упускать историческую возможность сохранить его. Сегодня у международного сообщества имеется наилучший – со времен становления национальных государств в XVII веке – шанс построить мир, в котором великие державы будут участвовать в мирном состязании друг с другом вместо того, чтобы постоянно готовиться к войне. Сегодня великие державы оказались по одну сторону баррикад, объединившись перед лицом общей опасности – насилия и хаоса, исходящих от террористов. Соединенные Штаты будут развивать эти общие интересы, чтобы содействовать укреплению глобальной безопасности. Мы все больше объединяемся вокруг общих ценностей. Россия переживает период обнадеживающих перемен, строя свое демократическое будущее и выступая нашим партнером в войне с террором. Китайские руководители начинают сознавать, что единственный источник национального богатства – это экономическая свобода. Со временем они также поймут, что социальная и политическая свобода – это единственный источник национального величия. Америка будет поощрять развитие демократии и открытости экономики в обеих этих странах, ибо это – самые прочные основы для стабильности внутри страны и международного порядка. Мы будем оказывать решительный отпор агрессивным планам других великих держав, даже при том, что мы приветствуем их мирные стремления к процветанию, развитию торговли и культуры.

Наконец, Соединенные Штаты будут использовать этот благоприятный момент, чтобы преимущества свободы распространились на весь мир. Мы будем активно добиваться того, чтобы в каждом уголке земного шара люди получили надежду на то, что тоже смогут воспользоваться преимуществами демократии, развития, свободного рынка и свободной торговли. События 11 сентября 2001 года показали, что слабые государства – такие, как Афганистан – могут представлять такую же угрозу нашим интересам, как и сильные. Не нищета превращает бедных людей в террористов и убийц. Но из-за нищеты, слабости государственных институтов и коррупции слабые государства становятся уязвимыми для действующих на их территории террористических организаций и наркокартелей.

Соединенные Штаты помогут любой стране, которая хочет построить лучшее будущее, дав своим людям возможность воспользоваться плодами свободы. Свободная торговля и свободный рынок доказали, что они могут помочь вырваться из нищеты целым регионам, и поэтому Соединенные Штаты будут взаимодействовать с отдельными странами, целыми регионами, со всем мировым сообществом коммерсантов в интересах построения такого мира, в котором будет развиваться свободная торговля, а следовательно – расти процветание. Используя новый Счет задач тысячелетия, Соединенные Штаты увеличат помощь на цели развития для тех стран, которые справедливо правят своими народами, инвестируют средства в благосостояние своих людей и способствуют экономическим реформам. Мы по-прежнему будем возглавлять борьбу всех стран мира за то, чтобы меньше людей гибло от ВИЧ/СПИДа и других инфекционных заболеваний.

Укрепляя баланс сил в пользу свободы, Соединенные Штаты будут исходить из нашей убежденности в том, что на все страны возлагается большая ответственность. Страны, которые уже добились свободы, должны активно бороться с террором. Страны, благополучие которых зависит от международной стабильности, должны помочь предотвратить распространение оружия массового уничтожения. Страны, которые хотят получить международную помощь, должны наладить у себя разумное управление, чтобы помощь приносила результаты. Чтобы процветала свобода, нужно – и, более того, необходимо – чтобы были люди, которые должны за это отвечать.

Мы также исходим из нашей убежденности в том, что ни одна страна не в состоянии построить более безопасный и лучший мир в одиночку. Союзы и многосторонние институты могут многократно преумножить влияние свободолюбивых стран. Соединенные Штаты будут поддерживать давно известные институты, такие как Организация Объединенных Наций, Всемирная торговая организация и Организация Американских государств, равно как и другие, существующие в течение многих лет союзы. Коалиции объединенных общим стремлением государств могут способствовать усилению влияния этих постоянно действующих институтов. К международным обязательствам всегда нужно относиться серьезно. Обязательства не должны браться символически – ради объединения вокруг некой цели без последующих мер по ее достижению.

Свобода – это бескомпромиссное требование человеческого достоинства, это – право, данное человеку от рождения, причем в любом обществе. На протяжении всей истории свободе угрожали войны и террор; ее пытались уничтожить, когда сталкивались интересы крупных государств; против нее вынашивали свои коварные планы тираны; ее испытывали на прочность массовая нищета и эпидемии. Сегодня у человечества есть реальная возможность закрепить победоносный триумф свободы над всеми своими противниками. Соединенные Штаты гордятся тем, что именно нам выпала честь возглавить это великое дело…

«Доктрина Обамы»: Стратегия национальной безопасности США (2010 г.) (Вашингтон, май 2010 г.)

Время от времени на протяжении истории нашей нации, американцы поднимались для преодоления и формирования моментов перехода. Должно быть, сейчас – один из таких моментов. Мы живём во времена широкомасштабных перемен. Успех свободных наций, открытых рынков и социального прогресса за последние десятилетия ускорил глобализацию в невиданной ранее степени. Это открыло пути и возможности во всём мире, распространило демократию среди сотен миллионов людей и дало возможность для мира среди крупнейших держав. Однако, глобализация также и усилила опасности, с которыми мы сталкиваемся – от международного терроризма и распространения убийственных технологий до экономического переворота и изменения климата.

Уже около десятилетия, наша нация воюет с широкой сетью насилия и ненависти. Даже когда мы закончили одну войну в Ираке, наши военные силы призвали вновь обратить внимание на Афганистан, как часть плана по разрушению, ликвидации и поражению Аль-Каиды и её филиалов. Это – часть широких мультинациональных правильных и справедливых мероприятий, и мы останемся непоколебимыми в нашем призвании обеспечить безопасность нашего народа, союзников и партнеров. Боле того, так как мы стоим перед многочисленными угрозами – от наций, негосударственных акторов, несостоявшихся государств – мы будем поддерживать военное превосходство, которое защищает нашу страну и является залогом глобальной безопасности на протяжении нескольких десятилетий.

Однако, ведя войны, мы должны видеть за ними горизонт– мир, в котором Америка еще сильнее и безопаснее, и способна преодолеть все препятствия, взывая к надеждам людей со всего мира. Чтобы осуществить это, мы должны следовать стратегии национального обновления и глобального лидерства – стратегии, которая перестраивает основы силы и влияния Америки.

Наша стратегия первым делом признает, что наша сила и влияние за пределами страны зависят от шагов, принимаемых внутри неё. Мы должны наращивать экономический потенциал и сокращать дефицит. Мы должны обучать наших детей быть конкурентоспособными в эпохе, где капиталом являются знания, а экономика глобальна. Мы должны разработать альтернативные источники энергии, которые помогут создать новые технологии промышленности, снизить нашу зависимость от иностранной нефти и сохранить нашу планету. Мы должны разработать научные исследования, которые будут способствовать открытиям и раскроют чудеса, такие же непредсказуемые для нас сегодня, как поверхность луны или микрочип столетие назад. Проще говоря, мы должны рассматривать американскую способность к инновации, как основу силы Америки.

Мы также должны наращивать и интегрировать способности, которые помогут в продвижении наших интересов и интересов, которые мы разделяем с другими странами и народами. Наши вооруженные силы всегда будут оплотом нашей безопасности, но их нужно дополнять. Наша безопасность также зависит от дипломатов, которые действуют в любом уголке мира, от больших столиц до опасных отдаленных поселений; от экспертов по развитию, которые могут усилить руководство и поддержать человеческое достоинство; а также разведывательных и правоохранительных органов, которые могут разоблачить заговоры, усилить систему правосудия и равномерно работать с другими странами.

Проблемы нового века не могут упасть на плечи лишь одной Америки – на самом деле, наши противники хотели бы видеть, как Америка исчерпывает свои силы, злоупотребляя своей мощью. В прошлом, мы имели благоразумие действовать в рамках закона и избегать одиночных действий. Мы были частью самой мощной коалиции военного времени в истории человечества на протяжении Второй мировой войны, и объединили содружество свободных наций и ведомств для преодоления Холодной войны. Мы имеем трезвое представление об угрозе мобилизационных сборных действий и недостатков нашей международной системы. Но Америка не преуспела, отойдя от потоков международного сотрудничества. Мы преуспели в направлении этих потоков к свободе и справедливости – так чтобы нации процветали, выполняя свои обязанности, и имели дело с последствиями в случае их невыполнения.

Для дотижения этой цели, мы будем сохранять твердость в своём стремлении к укреплению старых альянсов, оказавших нам хорошую службу, и их модернизации для противостояния угрозам нового столетия. В то время как влияние распространяется на всё большее количество стран и городов, мы построим более основательные отношения во всех регионах, а также укрепим международные стандарты и учреждения. Однако это совсем не предел. Международный порядок, к которому мы стремимся, подразумевает разрешение всех проблем нашего времени – противостояние экстремизму и повстанческим движениям, остановку распространения ядерного оружия и обезвреживание ядерных материалов; борьбу с изменением климата и поддержание глобального роста; помощь странам продуктами питания и лекарствами; разрешение и предотвращение конфликта, а также устранение его последствий.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 115; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.5.68 (0.045 с.)