Декларация об углублении и упрочении разрядки международной напряженности (Нью-Йорк, 19 декабря 1977 г.) 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Декларация об углублении и упрочении разрядки международной напряженности (Нью-Йорк, 19 декабря 1977 г.)



Принята резолюцией 32/155 Генеральной Ассамблеи ООН от 19 декабря 1977 года

Государства – члены Организации Объединенных Наций,

подтверждая свою полную приверженность целям и принципам Устава Организации Объединенных Наций и свою решимость обеспечить положение, при котором все народы смогут жить и процветать в условиях мира и справедливости,

ссылаясь на Декларацию принципов международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, от 24 октября 1970 года, Декларацию об укреплении международной безопасности от 16 декабря 1970 года, а также на Декларацию о предоставлении независимости колониальным странам и народам от 14 декабря 1960 года и Определение агрессии от 14 декабря 1974 года,

признавая, что для эффективного решения международных проблем требуется все более широкая степень согласия и сотрудничества между странами

стремясь создать условия, при которых все государства смогут использовать все свои ресурсы для решения задачи повышения благосостояния своих народов, не опасаясь какого-либо принуждения, угрозы силой или ее применения,

отмечая с удовлетворением растущую заинтересованность и возросшее стремление к разрядке напряженности в последние годы,

будучи убеждены в настоятельной необходимости дополнительных усилий по расширению этой тенденции, с тем чтобы она охватила все районы мира и способствовала урегулированию нерешенных международных проблем мирными средствами путем участия и сотрудничества государств,

признавая, что продолжение политики конфронтации и соперничества между государствами или группами государств несовместимо с разрядкой международной напряженности,

подтверждая неделимость мира и безопасности во всех районах мира и растущую взаимозависимость между странами и стремясь поэтому добиваться устранения всех источников напряженности и трений,

будучи убеждены в том, что меры по укреплению доверия могли бы способствовать разрядке международной напряженности,

будучи убеждены также в том, что прогресс на переговорах по ограничению вооружений и разоружению, в особенности в области ядерного оружия, и ликвидации угрозы войны имеют большое значение для продолжения разрядки напряженности и дальнейшего развития дружественных отношений между государствами,

будучи убеждены в том, что устранение справедливых и равноправных экономических отношений между государствами является важным условием подлинного и прочного мира и согласия между странами,

будучи убеждены также в необходимости ликвидировать все формы агрессии, иностранной оккупации и вмешательства во внутренние дела других государств, обеспечить уважение прав человека и в необходимости ликвидировать колониализм путем свободного осуществления права на самоопределение и искоренения расизма и апартеида, а также других форм несправедливости,

руководствуясь, таким образом, необходимостью для всех государств, исходя из высших интересов мира и будущего человечества, продолжать усилия в направлении дальнейшего ослабления напряженности, развития лучших отношений между ними и укрепления и расширения разрядки, и в этих целях

заявляют о своей решимости

1. твердо придерживаться и содействовать осуществлению положений Устава Организации Объединенных Наций, а также общепризнанных принципов и деклараций, направленных на укрепление международного мира и безопасности и развитие дружественных отношений и отношений сотрудничества между государствами, а также выполнять свои обязательства, вытекающие из многосторонних договоров и соглашений, служащих достижению этих целей;

2. рассмотреть вопрос об осуществлении новых и существенных шагов как на двусторонних, так и на многосторонних форумах переговоров по ограничению вооружений, направленных на достижение в ближайшее время цели прекращения гонки вооружений, в особенности гонки ядерных вооружений, и на реализацию мер по разоружению, особенно мер ядерного разоружения, имея в виду достижение конечной цели – всеобщего и полного разоружения под строгим и эффективным международным контролем;

3. содействовать мирному и скорейшему урегулированию нерешенных международных проблем и стремиться к устранению как причин, так и последствий международной напряженности таким образом, чтобы отношения между всеми государствами могли развиваться в направлении сотрудничества и дружбы с целью недопущения возникновения ситуаций, которые могли бы поставить под угрозу международный мир и безопасность;

4. укреплять роль Организации Объединенных Наций как одного из основных инструментов в деле поддержания международного мира и безопасности путем усиления возможностей Организации в области обеспечения и поддержания мира;

5. воздерживаться от угрозы силой или ее применения и соблюдать в своих отношениях с другими государствами принципы суверенного равенства, территориальной целостности, нерушимости межгосударственных границ, недопустимости приобретения и оккупации территории других государств с помощью силы, урегулирования споров, в том числе пограничных споров, сугубо мирными средствами, отказа от интервенции и вмешательства во внутренние дела других государств, уважения прав человека, уважения права всех стран свободно избирать свои социальные, политические и экономические системы и развивать свои внешние отношения таким образом, который они считают наиболее отвечающим интересам своих народов в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций;

6. обеспечить свободное осуществление права народов, находящихся под колониальным и чужеземным господством, на самоопределение и содействовать установлению правления большинства особенно там, где расовое угнетение и, в частности, апартеид лишили народы возможности осуществить свои неотъемлемые права;

7. стремиться к установлению и развитию справедливых и сбалансированных экономических отношений между государствами и сокращению разрыва между развитыми и развивающимися странами в соответствии с резолюциями, принятыми Генеральной Ассамблеей на основе консенсуса на ее шестой и седьмой специальных сессиях по вопросу об установлении нового международного экономического порядка;

8. поощрять и содействовать уважению прав человека и основных свобод для всех в соответствии со Всеобщей декларацией прав человека и другими соответствующими международными договорами и документами, в том числе Международными пактами о правах человека;

9. поощрять взаимопонимание и доверие между людьми путем развития и облегчения обменов в области культуры, более свободного передвижения и контактов между ними как на индивидуальной, так и на коллективной основе;

10. продолжать развивать свои отношения и сотрудничество в соответствии с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций и соблюдать вытекающие из Устава принципы, изложенные выше, признавая, что ничто в данной Декларации не может ни изменить, ни умалить обязательств, которые они, возможно, взяли на себя в отношении других государств в соответствии с принципами международного права и Устава.

Поправка Джексона – Вэника

Кодекс законов США, Часть 1, Подраздел IV, Глава 12, Раздел 19, Статья 2432, пункт (a):

Действия стран с нерыночной экономикой, ставящие их вне рамок нормальных торговых отношений, кредитных программ, кредитных или инвестиционных гарантий, либо коммерческих соглашений.

Чтобы утвердить неизменную преданность Соединенных Штатов фундаментальным правам человека, с 3 января 1975 года, независимо от других положений законодательства, товары из любой страны с нерыночной экономикой не будут подлежать недискриминационному режиму (нормальным торговым отношениям), а такая страна не будет участвовать в какой-либо программе правительства США, предполагающей непосредственное или опосредованное предоставление кредитов, кредитных гарантий или инвестиционных гарантий, а президент США не будет заключать какие-либо коммерческие соглашения с любой такой страной в течение периода, который начинается с даты, когда президент определяет, что такая страна –

отказывает своим гражданам в праве на свободную эмиграцию;

облагает более чем номинальной пошлиной эмиграцию, визы или другие документы, необходимые для эмиграции, независимо от причин и целей этого обложения; либо

облагает более чем номинальным налогом, сбором, штрафом или любым другим видом платежа любого гражданина вследствие желания такого гражданина эмигрировать из страны по собственному желанию, и заканчивается датой, когда президент определяет, что такая страна более не нарушает вышеназванных пунктов (1), (2) или (3).

Ввод ограниченного контингента советских войск в Афганистан и начало войны в Афганистане: «О нашей дальнейшей линии в связи с положением в Афганистане» Выписка из протокола № 149 заседания Политбюро ЦК КПСС (Москва, 12 апреля 1979 г.)

Совершенно секретно. Особая папка. № п149/Х1У

Т.т. Брежневу, Косыгину, Андропову, Громыко, Суслову, Устинову, Пономареву, Русакову, Байбакову, Скачкову, Замятину.

Согласиться с соображениями по данному вопросу, изложенными в записке тт. Громыко, Андропова, Устинова, Пономарева от 1 апреля 1979 г. (прилагается).

Секретарь ЦК (подпись)

К пункту XIV прот. № 149. Сов. секретно. Особая папка

В соответствии с поручением от 18 марта с.г. (№ П147/П) докладываем анализ причин возникшего в последнее время обострения обстановки в Демократической Республике Афганистан и соображения о наших возможных дальнейших шагах по оказанию помощи руководству ДРА в деле укрепления его позиций и стабилизации положения в стране.

Свершившаяся в апреле прошлого года в Афганистане революция произошла в экономически отсталой феодальной стране с крайне примитивными формами хозяйства и ограниченными внутренними ресурсами. Прежний режим оставил после себя целый ряд острых социально-экономических и политических проблем.

В условиях развернувшейся острой классовой борьбы на одном полюсе оказалась Народно-демократическая партия Афганистана, выражающая интересы трудового народа, а на другом – силы, представляющие интересы помещичье-феодальных кругов, компра-дорской буржуазии, наиболее реакционной части духовенства.

Силы афганской реакции умело используют практически сплошную неграмотность населения, сложные межнациональные и племенные противоречия, религиозный фанатизм и крайний национализм.

Подрывные действия, саботаж и сопротивление со стороны свергнутых эксплуататорских классов усугубляют экономические трудности, ведут к сокращению промышленного и сельскохозяйственного производства, падению деловой активности, росту цен, уменьшению поступлений в госбюджет.

Действия реакционных сил, которые на данном этапе возглавляются мусульманскими лидерами, опирающимися на организацию «Братьев-мусульман», смыкаются на базе общего враждебного отношения к новому строю с активной контрреволюционной деятельностью сепаратистских и националистических группировок, а также промаоистской организации «Шоалее Джали».

Преодолев растерянность, связанную с быстрой и довольно неожиданной для них победой апрельской революции, реакционные силы в последнее время в значительной мере консолидировались. Они начали менять и сами формы борьбы – переходить от скрытых подрывных к открытым вооруженным действиям, сумели не только перегруппироваться внутри страны, но и наладить широкие связи с внешними империалистическими и клерикальными кругами, от кото-рых получают активную пропагандистскую поддержку, также помощь оружием и деньгами. Тактика врагов революции состоит в том, чтобы расширить фронт борьбы, заставить правительство распылить свои ударные силы, рассредоточить их по разных районам страны.

Реакция выступает под лозунгами крайнего антикоммунизма и антисоветизма, ставит своей политической целью свержение революционно-демократического строя, создание в Афганистане «свободной исламской республики»…

Слабой стороной народной власти является то, что она не создала еще для себя настоящей опоры в лице провинциальных, городских и сельских административно-политических органов, через которые в управление делами государства как в центре, так и особенно на местах вовлекались бы трудящиеся.

Серьезные трудности для новой власти представляют собой проблемы ее взаимоотношений с духовенством и вождями оппози-ционных племен – двумя влиятельнейшими в условиях Афганистана силами. Решения данных проблем, требующих осмотрительного, взвешенного подхода, пока не найдено, и обе эти силы продолжают оставаться опасными противниками нынешнего режима. Именно они играют наиболее активную роль в контрреволюционных выступлениях. Толчком к активизации антиправительственных выступлений духовенства в Афганистане послужили и события в Иране, сопровождавшиеся вспышкой религиозного фанатизма на всем мусульманском Востоке…

Сама партия после апрельской революции претерпела раскол, что существенно ослабило ее позиции, влияние и авторитет. НДПА продолжает оставаться не только малочисленной, но и серьезно ослабленной в результате внутрипартийной борьбы между группировками «Хальк» и «Парчам»…

Внутренняя и внешняя контрреволюция стремится использовать не только объективные трудности нового строя, но также просчеты и существенные ошибки афганского руководства. Известно, что после победы апрельской революции при решении как внутрипартийных, так и государственных вопросов часто допускались перегибы, неоправданные репрессии, имело место сведение личных счетов, в ходе расследований дел арестованных допускалось насилие.

Недовольство необоснованными репрессиями затронуло и армию, которая была и остается главной опорой режима, и это также в значительной мере облегчило задачи контрреволюции по дискредитации нового строя не только внутри страны, но и за границей. Многие командиры, видя, что их коллеги арестовываются и исчезают, испы-тывают чувство неуверенности, опасаются арестов…

Недостаточный политический опыт руководителей ДРА проявился и в разгар событий в Герате, когда выявилось непонимание ими тех возможных далеко идущих политических последствий, с которыми был бы сопряжен ввод в страну советских войск, если бы Советская Сторона пошла на удовлетворение соответствующей просьбы афганского руководства.

Между тем ясно, что ввиду преимущественно внутреннего характера антиправительственных выступлений в Афганистане участие советских войск в их подавлении, с одной стороны, нанесло бы серьезный ущерб международному авторитету СССР и отбросило бы далеко назад процесс разрядки, а с другой – обнаружило бы слабость позиций правительства Тараки и могло еще больше поощрить контрреволюционные силы внутри и вне Афганистана к расширению масштабов антиправительственных выступлений. Тот же факт, что афганское правительство сумело подавить мятеж в Герате своими силами, должен оказать сдерживающее влияние на контрреволюцию, продемонстрировав относительную прочность нового строя.

Таким образом, наше решение воздержаться от удовлетворения просьбы руководства ДРА о переброске в Герат советских воинских частей было совершенно правильным. Этой линии следует придерживаться и в случае новых антиправительственных выступлений в Афганистане, исключать возможность которых не приходится.

При этом, разумеется, с нашей стороны должно и впредь делаться все от нас зависящее для того, чтобы помочь правительству Демократической Республики Афганистан дать отпор контрреволюционным силам, стабилизировать положение в стране, укрепить свое влияние и повести за собой народные массы по пути социалистических преобразований…

Конкретные предложения по всем перечисленным, а также по возможным другим направлениям будут вноситься по мере необходимости.

Просим рассмотреть.

А. Громыко, Ю. Андропов, Д. Устинов, Б. Пономарев

1 апреля 1979 года. № 279\гс. № 25-С-576

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-11-11; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.028 с.)