Глава 2. Ленинград в блокаде 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Ленинград в блокаде



Начало Великой Отечественной войны застало Дмитрия Дмитриевича Шостаковича в должности председателя государственной экзаменационной комиссии на фортепианном факультете Ленинградской консерватории. Уже известный композитор, Шостакович со свойственным ему упорством и решительностью стал добиваться того, чтобы его записали добровольцем в Красную армию или в ополчение, но получает отказ. Через некоторое время он снова пишет прошение о направление его на фронт и снова получает отказ. Запрет мотивирован тем, что известный композитор Ленинградской консерватории больше нужен за партитурой, чем на фронте. Наконец, Шостаковича определили в пожарную дружину противовоздушной обороны, сформированную из преподавателей и студентов. Во время налетов вражеской авиации они дежурили на крыше консерватории, туша немецкие зажигательные бомбы. Сохранилось несколько фотографий, запечатлевших Шостаковича в пожарной каске и грубом комбинезоне.

(Приложение, рис. 3)  

Какое-то время композитор и жил в здании консерватории, которое охранял от воздушных налетов. При этом он находил в себе силы заниматься творчеством, работая над созданием новой симфонии. Казалось, он слышал её музыку в звуках сирены, гуле самолётов, тиканье метронома. Работая в дневное и ночное время, писал очень быстро, прерываясь лишь на дежурство на крыше. Оттуда «с болью и гордостью смотрел я на любимый город,– вспоминал позднее композитор. – А он стоял, опалённый пожарами, закалённый в боях, испытавший глубокие страдания бойца, и был ещё более прекрасен в своём суровом величии. Как было не любить этот город, воздвигнутый Петром, не поведать всему миру о его славе, о мужестве его защитников. Моим оружием была музыка».1

 (Приложение, рис 4)

Глава 3. В Куйбышев!

Войска вермахта рвались захватить Ленинград. На подступах к городу продолжались упорные бои. Налеты вражеской авиации не прекращались ни на один день. Фашисты перерезали все коммуникации, связывающие Ленинград со страной. Начался голод, жизнь в осажденном городе становилась все более опасной. Композитор по-прежнему не хотел покидать Ленинград, что ему неоднократно предлагали, ведь была ещё не закончена четвертая часть симфонии! Однако в начале октября, выполняя категорическое предписание военного комиссариата, он вместе с семьей эвакуировался сначала в Москву, а потом в Куйбышев (нынешнюю Самару), где 27 декабря он и закончил партитуру Седьмой симфонии.

Началась подготовка к премьере. Честь первого исполнения выпала тоже эвакуированному в Куйбышев оркестру Большого театра СССР под управлением главного дирижёра Самуила Самосуда.

(Приложение, рис.5)

Режиссер разучивал симфонию с оркестром, пользуясь советами самого композитора, поскольку сложная партитура представляла особенные затруднения для музыкантов, за время войны отвыкших от игры. Было приложено максимум стараний, чтобы исполнение нового произведения Шостаковича состоялось.

(Приложение, рис 6)

Побывавший на репетиции симфонии военный корреспондент газеты «Правда» Алексей Толстой прислал в газету восторженную статью, и эта статья была воспринята тогда как репортаж с поля боя:

«Седьмая симфония возникла из совести русского народа, принявшего без колебания смертный бой с черными силами. Написанная в Ленинграде, она выросла до размеров большого мирового искусства, понятного на всех широтах и меридианах, потому что она рассказывает правду о человеке в небывалую годину его бедствия и испытаний. Симфония прозрачна в своей огромной сложности, она и сурова, и по-мужски лирична, и вся летит в будущее, рассказывая о победе человека над зверем Красная армия создала грозную симфонию мировой победы. Шостакович прильнул ухом к сердцу Родины и сыграл песнь торжества над врагом».

_________________________________________________

1Д. Шостакович. Ленинград – моя родина. Советское искусство. 18 сентября 1941 г.

2 «Правда», 1942, 16 февраля.

5 марта 1942 года в помещении Дворца культуры, где размещался театр оперы и балета, впервые была исполнена 7-я симфония Шостаковича, транслировавшаяся всеми радиостанциями Советского Союза. Эта премьера стала не только триумфом Шостаковича, но и крупным событием политического значения.

Уже через день после премьеры о ней сообщили в лондонской газете «Таймс». И это было очень благотворно для Советского Союза, который в борьбе с гитлеровской Германией нуждался в таких сильных союзниках как Англия и США.

 Восторженный рассказ английского журналиста о симфонии, которая «сочинена в осаждённом Ленинграде под обстрелом врага» сыграл свою роль как нельзя лучше. «26 мая 1942 года в Лондоне между Великобританией и СССР был подписан договор о взаимной помощи сроком на двадцать лет. А в конце июня, совпав с годовщиной нападения Гитлера на Россию, в огромном королевском Альберт-холле, набитом публикой в военной форме, прошла западная премьера Седьмой, встреченная в первую очередь как важное политическое событие»3

Успех возрастал с каждым исполнением, и, несмотря на военную разруху, началось победное шествие симфонии по Советскому Союзу – её исполнение в Новосибирске, Ереване, Ташкенте.

Ещё в Ленинграде, когда Шостакович представлял начало симфонии своим друзьям, наигрывая на фортепьяно, люди плакали – эта реакция была типичной и для концертных залов, словно композитор в музыке выразил то горе от потерь самого дорого, отнятого войной в жизни каждого человека. По ходу развития музыкальной темы страстно звучащая мелодия объединяла людей в едином стремлении победить врага. Вот почему финал симфонии во всех залах люди слушали стоя с непоколебимой верой: мы победим!



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-25; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.156.75 (0.007 с.)