Часто отмечается гиперестезия к звукам и яркому свету. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Часто отмечается гиперестезия к звукам и яркому свету.



Нередко встречаются нарушения высших корковых функций в виде элементов агнозии (трудности различия фигуры и фона), апраксии, нарушений пространственной ориентировки, нарушений фонематического слуха. В ряде случаев они становятся источником затруднений при выработке школьных навыков. В структуру резидуально-органических церебрастенических состояний в большинстве случаев входят расстройства вегетативной регуляции, нередко с очерченными диенцефальными синдромами.

Как правило, обнаруживается рассеянная неврологическая микросимптоматика, недостаточность тонкой моторики, асимметрия объёма содружественных движений. Несмотря на общую тенденцию к регредиентному течению, в динамике церебрастении возможны периоды утяжеления симптоматики, которые обычно наблюдаются во время второго возрастного криза и в пубертатном возрасте.

Неврозоподобные синдромы.

Общими клиническими признаками резидуально-органических неврозоподобных нарушений является их сходство с психогенными невротическими нарушениями при отсутствии психотравмирующего момента, относительная бедность и монотонный характер проявлений, их выраженная «органическая окрашенность», возникновение на церебрастеническом фоне и тенденция при определенных условиях переходить в т.н. органические расстройства (насильственные движения, эпилептиформные припадки, диенцефальные приступы).

К числу относительно частых расстройств относятся неврозоподобные страхи.

Неврозоподобные страхи, как правило носят характер приступов, сопровождаются двигательным возбуждением и вегетативными расстройствами. Во время приступов дети испытывают тягостные телесные ощущения - недостаток воздуха, «остановку сердца». У подростков приступы страха сопровождаются расстройствами сенсорного синтеза:

- нарушениями схемы тела,

- явлениями дереализации и деперсонализации.

Неврозоподобные страхи отличаются от невротических:

- бессодержательностью,

- отсутствием связи с какой-либо психотравмирующей ситуацией,

- большей выраженностью вегетативных расстройств.

В интервалах между приступами сохраняется церебрастеническая и психоорганическая симптоматика.

Неврозоподобные страхи обычно учащаются и усиливаются под влиянием соматических заболеваний, физического переутомлени я и других неблагоприятных воздействий, тогда как психотравмирующая ситуация не оказывает на их интенсивность существенного влияния. Истероформные нарушения встречаются черезвычайно редко, в основном у девочек, и проявляются в виде аффективно-моторных либо аффективно-вегетативных приступов.

Поводом к развитию приступов может быть ситуационный момент, но чаще всего они возникают без внешней провокации. Приступу предшествуют стоны, рыдания, крики, выразительная жестикуляция.

Далее, при аффективно моторных припадках больной падает или медленно опускается, после чего следуют сложные стереотипные движения, которые наблюдаются на фоне суженного сознания в течение 10-30 минут и сопровождаются выраженными вегетативными реакциями (дрожь, обильное потоотделение, покраснение или побледнение кожных покровов, отдышка).

Аффективно-вегетативные приступы проявляются в виде обморочных состояний или приступов отдышки, возникают вне зависимости от соматического состояния и сопровождаются стонами, плачем, выразительными движениями. Для отграничения истероформных расстройств от истерических имеет значение отсутствие истероидных черт личности в преморбиде.

Приступы мало связаны с ситуационным моментом, не выявляется механизм условной желательности, глубина изменений сознания и вегетативные нарушения значительно более глубокие, чем при истерических припадках.

Наиболее распространенными в детском возрасте являются системные неврозоподобные расстройства: тики, заикание, энурез. В развитии этих нарушений играет роль не только приобретенная, но и наследственно обусловленная «функциональная слабость» определенных систем мозга.

Неврозоподобные тики проявляются непроизвольными стереотипными движениями, связанными с сокращением определенных групп мышц:

- мимических,

- респираторных,

 - мышц плечевого пояса (мигание, покашливание, передергивание плечами). Движения эти носят «механический» характер, однообразны, совершаются в одном и том же ритме вне связи с какими-либо защитными действиями. Дети и подростки их не замечают и не тяготятся ими. Тики не носят характер насильственных и могут быть подавлены волевым усилием.

В отличие от невротических, неврозоподобные тики носят более стойкий характер, могут сохраняться годами с одинаковой интенсивностью, мало зависят от внешней ситуации.

Неврозоподобное заикание.

Как правило, развивается на фоне более или менее выраженного психоорганического синдрома, сочетающегося с микроневрологическими нарушениями. Начальные проявления появляются в преддошкольном и дошкольном возрасте, часто после соматических заболеваний у детей, отличающихся теми или иными дефектами речи. Наблюдается повторение слогов, связанное с клоническими судорогами артикуляционных мышц, в дальнейшем происходит автоматизация клонических или клонотонических судорог с появлением речевого штампа. С этого момента заикание носит монотонный, практически безремиссионный характер.

Дети вплоть до пубертатного возраста не замечают дефекта речи, не тяготятся им, не испытывают страха речи. Только в пубертатном возрасте может возникнуть личностная реакция с появлением вторичных невротических расстройств, однако, страх речи не занимает среди них ведущего места. По сравнению с невротическим, неврозоподобное заикание отличается:

- склонностью к затяжному течению,

- резистентностью к лечебным мероприятиям, в том числе логопедическим. Неврозоподобный энурез.

Выделяют 2 разновидности энуреза:

- резидуально-органического происхождения: дизонтогенетический (врожденное недержание мочи, первичный энурез),

- системный неврозоподобный энурез (вторичный). В основе последнего предполагается нарушение ещё недостаточно упрочненного церебрального механизма регуляции мочеиспускания. Это нарушение может быть вызвано мозговой инфекций, травмой, интоксикацией или другим неблагоприятным воздействием на церебральные структуры.

Неврозоподобный энурез характеризуется монотонностью, тенденцией к регулярности и значительной частоте, слабой реакцией личности на дефект и наличием психоорганической симптоматики.

Течение энуреза длительное, часто многолетнее. Обострения обычно связаны с соматическими заболеваниями, физическим переутомлением, нарушением водного режима. Тем не менее, прогноз неврозоподобного энуреза в большинстве случаев благоприятный, как правило, в пубертатном возрасте он прекращается.

Психопатоподобный синдром.

Основу психопатоподобных состояний составляет психоорганический синдром с нарушением эмоционально-волевых свойств личности.

Клинически это выражается в:

- недостаточности высших нравственных установок,

- отсутствии интеллектуальных интересов,

- нарушении инстинктов (расторможение и садистическое извращение сексуального влечения, недостаточность инстинкта самосохранения, повышенный аппетит),

- недостаточной целенаправленности и импульсивности поведения, а у детей младшего возраста в двигательной расторможенности и слабости активного внимания.

Возможны некоторые различия, связанные с доминированием тех или иных патологических черт личности, что позволяет в ряде случаев, выделить варианты психопатоподобных состояний.

В.В. Ковалев выделяет 4 основных синдрома:

- психической неустойчивости,

- повышенной аффективной возбудимости,

- импульсивно-эпилептоидный,

- синдром нарушения влечений.

Синдром психической неустойчивости наряду с описанными общими проявлениями характеризуется крайней изменчивостью поведения в зависимости от внешних обстоятельств, повышенной внушаемостью, стремлением к получению примитивных удовольствий и новых впечатлений, с чем связаны склонность к уходам и бродяжничеству, воровству, употреблению психоактивных веществ, раннему началу сексуальной жизни.

Синдром повышенной аффективной возбудимости проявляется чрезмерной возбудимостью, склонностью к бурным аффективным разрядам с агрессией и жестокими действиями.

Детям и подросткам с импульсивно-эпилептоидным психопатоподобным синдромом свойственны, на ряду с повышенной возбудимостью и агрессивностью, склонность к дисфориям, а также к внезапным поступкам и действиям, возникающим по механизму короткого замыкания, инертность мыслительных процессов, расторможенность примитивных влечений.

Наконец, при синдроме нарушения влечений, на первый план выступают расторможение и извращение примитивных влечений - упорная мастурбация, садистические наклонности, бродяжничество, стремление к поджогам.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2020-10-25; просмотров: 68; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.223.208 (0.013 с.)